Проблемы экономики и юридической практики
2'2018
3.5. НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Товгазова Зарина Анатольевна, соискатель
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: в статье раскрывается вопрос об влиянии налоговой политики и ее инструментов стимулирования на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.
Рост глобализации мировой экономики и международных интеграционных взаимосвязей по финансовым вопросам создает благоприятные возможности для привлечения инвестиций в народное хозяйство тех стран, которые заинтересованы в этом. Налоги являются тем инструментом которые призваны либо способствовать, либо препятствовать поступлению требуемых для развития народного хозяйства инвестиций.
В статье исследуется зарубежный опыт использования разнообразных инструментов налогового стимулирования инвестиций в экономику. Отмечается, что несбалансированная налоговая политика усиливает проблему недостатка притока инвестиций, наличия неформальной экономики (теневого сектора), доля которой в России в разы выше, чем средний показатель высокоразвитых стран.
В заключение автором предложен список мероприятий усовершенствования отечественной налоговой политики, взятый из зарубежного опыта стимулирования инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: налоговое стимулирование; инвестиции; налоги; инвестирование; стимулирование инвестиций; налоговая политика; прямые иностранные инвестиции.
TAX INSTRUMENTS OF STIMULATION OF INVESTMENTS INTO ECONOMY OF RUSSIA
Tovgazova Zarina A., competitor
Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration
Annotation: the article reveals the issue of the impact of tax policy and its incentive tools on the investment activity of economic entities.
The growing globalization of the world economy and international integration links on financial issues creates favorable opportunities for attracting investments in the national economy of those countries that are interested in this. Taxes are the tool that is designed to either facilitate or discourage the investment required for the development of the national economy. The article explores the foreign experience of using various instruments of tax incentives for investment in the economy. It is noted that an unbalanced tax policy increases the problem of lack of investment inflow, the presence of an informal economy (the shadow sector), whose share in Russia is several times higher than the average of highly developed countries.
In conclusion, the author proposes a list of measures to improve the domestic tax policy, taken from the foreign experience of stimulating investment activity.
Keywords: tax incentives; investments; taxes; investment; stimulation of investments; tax policy; direct foreign investments.
На сегодняшний день сбалансированная налоговая политика страны наиболее значимый фактор воздействия на рост инвестиций, динамику экономического развития. Данная проблематика, как никогда сегодня актуальна для отечественного пространства, ведь несовершенство текущей налоговой политики порождает негативные явления, не только в сфере бюджетных отношений, рыночной конъюнктуры национальной экономики страны, но и инвестиционной привлекательности всех без исключения отраслей народного хозяйства [1, с.72].
Общепризнанно, что налоговая политика, наряду с решением задач в сфере бюджетных отношений призвана оказывать стимулирующее влияние на инвестиционную деятельность, обеспечивая существенный приток капитала в решающие отрасли народного хозяйства [2, с.109]. Однако, на текущий момент, отечественная экономика сталкивается с большими проблемами в сфере роста инвестиционной поддержки экономического роста. Во многом это связано не только с зарубежными санкциями, но и проблемами в сфере налогообложения дохода юридических лиц, налогообложения прибыли крупнейших
корпораций страны, в том числе и транснациональных, которые действует на международных рынках потребителей.
В текущее время, в зависимости от недостатков налоговой политики российская экономика недополучает ежегодно десятки миллиардов долларов иностранных инвестиций, для прихода которых в страну еще не созданы комфортных условий, в том числе, адекватная налоговая политика. Вместе с тем, опыт налогового стимулирования инвестиций в экономику развитых стран является эффективным алгоритмом для использования в целях решении задач увеличения притока инвестиций в экономику России.
Успешным примером зарубежного опыта налогового стимулирования инвестиций в экономику является Швеция, в которой создана система эффективных стимулов. Согласно данной системы стимулирования, во время инвестиционного бума, государственная фискальная политика предполагает увеличения ставок налогов на портфельные, прямые иностранные и капитальные инвестиций. Во время спада роста национальной экономики все происходит наоборот, снижаются процентные ставки налогов, а в отдельных случаях вовсе отменяются. По-
Товгазова З. А.
НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
мимо этого, в Швеции действует система инвестиционных резервов, согласно которой местные предприятия имеют право выделять в резервный фонд до 40 процентов своих доходов, которые полностью освобождаются от необходимости уплаты налогов. Именно во время спада производства и экономики, эти резервы становятся стратегическими источниками инвестиционной активности внутри страны [8].
Аналогичными примерами «спасания утопающих» являются и такие мировые страны, как США и Франция. Так, в американской налоговой системе существует пункт, согласно которому, во время слияния компаний на рынке М&А даются налоговые каникулы сроком 1 год, в случае, если хотя бы одна компания была убыточной. Во французской налоговой системе существует пункт, согласно которому, во время реорганизации или реструктуризации предприятия дается отсрочка от уплаты налогов, если компания находится на этапе антикризисного управления.
Кроме того, в зарубежных странах существуют различные налоговые стимулирующие программы для иностранных инвесторов, включая портфельные и прямые инвестиции. Так, в Бельгии предоставляется 100% налоговых льгот в течение семи лет, в Великобритании - 30%, в Ирландии -75% сроком 11 лет, в Китае до 60% [5].
Другим популярным инструментом налогового стимулирования инвестиций в экономику являются налоговые исследовательские кредиты (НИК). Ее сущность и отличие заключается в том, что установленные процентные ставки налогового кредита вычитываются из налоговой ставки на полученную прибыль компании. Таким образом, предприятия не несут дополнительных издержек, что повышает уровень их финансовой устойчивости и тем самым, способствует росту инвестиционной привлекательности.
Так, например, в США получило широкое распространение использование приростного стимулирования со ставкой налога в размере 20 процентов, которая вычитается по нескольким основным параметрам:
- соотношение расхода к доходу компании применительно к инвестиционной деятельности;
- инвестиционный период; тип инвестиционных компаний.
Достаточно интересным примером использования налогового инвестиционного кредита является Канада. В данной стране используется дифференциация процентной ставки по следующим параметрам:
- компании под контролем местного капитала имеют налоговую ставку в размере 35%;
- иностранные компании, привлекающие инвестиции из-за рубежа имеют налоговую ставку в размере 20%;
- помимо федерального налогового кредитования, существуют отдельные регионы и провинции страны, где используются процентные ставки в размере 10-20% [10].
Кроме вышеуказанного, в отдельных странах Евросоюза и в США используются специальные налоговые инструменты стимулирования инвестиционной активности предприятий. Наибольшей популярностью пользуется амортизация в целях обновления основных производственных фондов. В данных странах используется два специальных режимов амортизации основных фондов: свободная амортизация; ускоренная амортизация.
Исследование показывает, что во многих развитых странах существуют весомые различия в налоговой политике стимулирования инвестиций. Так, в Великобритании (индекс инновационного развития - 0,78). существует инструмент, согласно
которому, разрешено списывать все капитальные затраты предприятия, включая закупку машинного оборудования, строительства помещений и так далее. При этом, британские компании могут вычитать с налогов на прибыль не только свои капитальные затраты, но и выплаты исследовательским центрам, университетам и институтам, проводящие научную деятельность с целью создания инновационных технологий/продуктов [9].
В свою очередь, в Швейцарии (индекс инновационного развития - 0,95), также существует свой специализированный инструмент налогового стимулирования инвестиций. В соответствии с законодательством данной страны местная компания имеет право вычитать со своих налогов на прибыль до 10 процентов затрат, использующихся в инновационной и инвестиционной деятельности, участие в которой принимала третья сторона.
В числе объектов налогового стимулирования инвестиций следует указать стимулирование: объемов инвестиций и темпов их роста (Австрия, Бельгия, Австралия, Великобритания, Германия); расширения инвестиций в системе государственно-частного партнерства (США, Франция, Норвегия, Великобритания, Канада), роста инвестиций в дорогостоящее оборудование (Бельгия, Дания, Испания, США, Швеция, Ирландия), инвестирования в технологическую модернизацию компаний (США), трансфер технологий (страны - входящие в ОСЭР), в высоко рискованные, долгосрочные проекты (США), в человеческий капитал (Голландия) и др.
Среди высоко развитых экономических стран, использующих большое число различных методов и инструментов налогового стимулирования инвестиций мировое лидерство принадлежит США (с учетом наличия разнообразия). В целом, зарубежный опыт налогового стимулирования инвестиций в экономику развитых стран убедительно доказывает важность использования разных налоговых инструментов. Налоговые льготы и кредиты, способствующие росту инвестиций в экономику, служат социально-экономическому развитию страны, что является крайне важной задачей для Правительства Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного для решения проблем существенного увеличения инвестиций в отечественную экономику, сокращения оттока прибыли отечественных корпораций в оффшорные центры, целесообразны следующие действия:
- разработка и широкое использование налоговых кредитов отечественными предприятиями при модернизации своего производства;
- разработка и внедрение в программу налогового стимулирования инвестиций в экономику России специальных налоговых льгот под отдельные проекты и государственные программы стратегического развития государства;
- установление налоговых льгот при реинвестиции прибыли компании для модернизации своего производства;
- внедрение договорной системы налоговых льгот для предприятий, участвующих в государственно-частном партнерстве и др [7].
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,14%.
Список литературы:
1. Глущенко Я.С., Егорова М.С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ // Молодой ученый. - 2015. - №11.4. -С. 72-74.
Проблемы экономики и юридической практики
2'2018
2. Горюнова Н.Н. Налоги и налогообложение. - Томск: Изд-во ТПУ, 2013. - 314 с.
3. Forbes. Теневую экономику России оценили в 46% ВВП. URL: http://www.forbes.ru/news/234247-tenevuyu-ekonomiku-rossii-otsenili-v-46-vvp (дата обращения 20.03.2018).
4. Росстат: теневая экономика в России составляет 10-14%. URL: https://www.znak.com/2017-03-29/rosstat_tenevaya_ekonomika_v_ rossii_sostavlyaet_10_14 (дата обращения 20.03.2018).
5. Попов М.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в инновационное развитие экономики // Вопросы современной науки и практики. - 2012. - №2(40). - С. 208-218.
6. Воронина Л.А., Иосифов В.В., Дира Д.В., Нестеренко Е.А. Мировой опыт налогового стимулирования инвестиций в развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности // Финансы и кредит. - 2012. - №13 (493).
7. Алиев Б.Х., Исаев М.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности компаний в развитых странах // Финансы и кредит. -2015. - №4 (628).
8. Рюмина Ю.А. Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационной деятельности // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2012. - №3 (19).
9. Колягин Д.В. Анализ государственного регулирования современной экономики Франции и Великобритании / Д.В. Колягин//Известия ИГЭА. - 2011. - № 3(77). - С. 123-125.
10. Gordon, Daniel V., and Jean-François Wen. «Tax penalties on fluctuating incomes: estimates from longitudinal data.» International Tax and Public Finance 25.2 (2018): 430-457.
11. The global innovation index 2017. URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf (дата обращения 20.03.2018).
РЕЦЕНЗИЯ
В современных условиях стимулирование инвестиций в российскую экономику задача первостепенной важности. Обеспечение притока инвестиций в экономику страны за счет совершенствования налоговой политики государства, использование зарубежного опыта налоговых преференций для инвесторов одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня.
В статье Товгазовой З. А., на добротной основе, раскрываются имеющиеся в экономически развитых государствах мира механизмы использования налогообложения (налоговых льгот, преференций) для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Автор справедливо отмечает, что сбалансированная налоговая политика страны наиболее значимый фактор воздействия на рост инвестиций, динамику экономического развития.
Автор формулирует научно обоснованный вывод о том, что наиболее эффективно налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики это - стимулирование, опирающееся на использование развернутой системы льгот и преференций учитывающее конкурентные особенности налоговых систем других стран мира.
На примере Швеции, США, Франции, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Китая и других автор показывает какие инструменты налоговой политики могут быть использованы в России для роста инвестиций в реальный сектор экономики.
Статья написана на высоком научном уровне, логически структурирована, представляет собой практический интерес и может быть рекомендована к публикации в научном издании. Кандидат экономических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых
С.В. Блохин