Аронов А. В., Антонов И. Ю., Товгазова З. А
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
14. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.10)
14.1. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Аронов Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора
Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
av.aronov@migsu. ranepa. ru
Антонов Игорь Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования экономики Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Товгазова Зарина Анатольевна, соискатель
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: стабильная динамика привлечения инвестиций является предпосылкой достижения устойчивых темпов экономического роста. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает в себя как прямое участие в финансировании инвестиционных проектов развития наукоемких производств, высокотехнологичных отраслей экономики, так и стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе посредством налоговой политики. В статье анализируются особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности в России, рассматриваются основные методы и формы реализации.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные процессы, налоговое регулирование, налогообложение, стимулирование, эффективность.
TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN RUSSIA: FORMS AND METHODS OF IMPLEMENTATION
Aronov Aleksandr V., doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Finance of the public sector
Work place: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA)
Antonov Igor Yu., PhD in law, associate Professor of the Department of state regulation of economy
Work place: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA)
Tovgazova Zarina A., applicant
Study place: The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA)
Annotation: stable dynamics of attracting investments is a prerequisite for achieving sustainable economic growth. State regulation of investment activities includes both direct participation in the financing of investment projects for the development of high-tech industries, high-tech sectors of the economy, and the stimulation of investment activities, including through tax policy. In the article analyzes the features of tax regulation of investment activity in Russia, considers the main methods and forms of implementation. Keywords: investment activity, investment processes, tax regulation, taxation, stimulation, efficiency.
Для успешного развития стратегического инвестирования необходима государственная поддержка. Четко обоснованная с научной точки зрения государственная инвестиционная по-
литика позволяет повысить темпы социально-экономического развития страны, а также доходы федерального бюджета. Инвестиционные процессы, происходящие в современных усло-
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
виях, связаны со сложившимися на макро - и микро- уровнях финансово-экономическими показателями. Ведущую роль в регулировании инвестиционных процессов государство отводит налоговой политике. Используя различные налоговые инструменты, государство формирует таким образом «налоговый климат, который тесно связан с инвестиционным климатом» в целом [8, р. 453].
Налоговая система Российской Федерации, действующая в современных условиях, обладает выраженной фискальной направленностью. По мнению исследователей, подобная ситуация зачастую является препятствием в повышении инвестиционной активности экономических субъектов. Отсутствие комплексного подхода к созданию эффективной системы налоговых льгот по стимулированию инвестиционной активности также является проблемой, сдерживающей экономическое развитие. Поэтому важнейшая задача налогового регулирования заключается в создании благоприятных условий для повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Перед государством постоянно стоит задача поиска реальных источников и стимулов инвестиционной деятельности, создания необходимых условий для формирования инвестиционной активности и потока инвестиционных ресурсов. Одним из важнейших источников инвестиционной активности являются налоговые инструменты. Существуют различные налоговые способы регулирования инвестиционной деятельности. Так, прямое действие возлагается на ассигнования, субвенции и субсидии, в то время как налоговые льготы имеют косвенное воздействие на инвестиции.
Анализ опыта зарубежных стран показывает, что политика сокращения инвестиционных налоговых льгот приводит к тому, что налоговая система лишается своей регулирующей функции, возможности стимулировать приоритетные высокотехнологичные направления производственного развития. В федеративных государствах существует разветвленная сеть региональных и местных налогов. Их доля в доходах местных бюджетов составляет от 30% до 70%. Наряду со значительной самостоятельностью субъектов Федерации имеются и обратные случаи. Так, в Швейцарии верховная власть может издавать, предписания против необоснованных налоговых льгот. В федеративных государствах конкретные ставки, стимулирующие инвестиции, устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации.
В основе научно обоснованного налогового регулирования экономических процессов лежит использование особых функций, присущих налогам и налогообложению. Большинство исследователей выделяют у налогов три основные функции -фискальную, регулирующую (распределительную) и стимулирующую. При этом в рамках каждой из вышеназванных функций формируется особая функциональная специализация налоговых отношений.
По мнению Н.В. Медведевой, «налоговое регулирование основано на комплексном использовании всех функций налогов в их взаимосвязи и формировании мультипликационного (интеграционного) эффекта налогообложения, который характеризует общую направленность действия налоговой системы в целом, определяет ее влияние на развитие производства и экономический рост» [2, с. 12].
Налоговое стимулирование роста инвестиций в развитие производства осуществляется также на основе использования налогов и их функций В экономических исследованиях рассматривается значительное количество концепций повышения
стимулирующей функции налогообложения в развитии не только предпринимательства, но и роста инвестиционной составляющей производства.
Большое значение в исследовании налоговой политики, прогрессивного налогообложения имеют работы зарубежных исследователей Дж. Гилдера, Дж.М. Кейнса, А. Лаффера, А. Пигу и др. Значительный вклад в изучение проблем налогового стимулирования инвестиционных процессов внесли такие российские ученые-экономисты, как И.В. Горский, А.З. Дада-шев, И.В. Караваева, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др.
В современных условиях существует большой спектр форм и методов налогового стимулирования инвестиционной активности, включая налоговые ставки, амортизационную политику, налоговые льготы, налоговые каникулы, инвестиционный налоговый кредит, налоговую амнистию, специальные налоговые режимы, реструктуризацию налоговой задолженности и другие методы.
В целом значительное число экономистов отмечает, что на современном этапе развития экономики, роста инвестиционных программ эффективность новых инвестиций, прежде всего, обусловлена степенью развитости налогового стимулирования инвестиционной деятельности.
Как отмечает Н.В. Медведева, «в противовес административным методам регулирования (методы прямого воздействия) ... налоговые методы регулирования не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом роста производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства» [2, с. 22].
Выделение особенностей, сути и содержания инвестиций позволяет по-новому взглянуть на процессы налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Очевидно, что для разных случаев инвестирования реального сектора экономики имеют значение разные способы и инструменты налогового стимулирования. То, что подходит в одном случае, может в другом случае оказывать противоположный эффект.
Главная задача налогового регулирования, направленного на стимулирование инвестиций, должна быть нацелена на создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Что может достигаться совершенствованием системы налогов, механизмом начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, установления специальных налоговых режимов.
Ряд исследователей выделяют методы прямого государственного регулирования инвестиционных процессов, которые реализуются такими способами, как:
- «целевое финансирование инвестиционных проектов;
- создание государственно-частного партнерства;
- предоставление льготного кредитования в государственных кре-дитно-банковских структурах;
- государственное страхование рисков и т.д.» [1, с. 34].
Как показывает анализ инвестиционной деятельности развитых зарубежных стран, одним из наиболее эффективных инструментов является инвестиционный налоговый кредит. В статье 66 Налогового кодекса Российской Федерации обозначено, что «инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои
Аронов А. В., Антонов И. Ю., Товгазова З. А
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов» [3, электронный ресурс].
Как отмечают исследователи, «к достоинствам данного метода можно отнести стимулирование предпринимателей к инвестированию в расширение производственных мощностей или замены технически и морально устаревших основных фондов» [6, с. 9].
Для учета и всестороннего анализа степени эффективности налогового стимулирования инвестиций важное значение имеет, по нашему мнению, оценка влияния стимулирующего налогообложения на инвестиции на макро- и на микро-уровнях.
Налоговое стимулирование во многом связано со структурой и особенностью инвестиций. Причем особую значимость имеет структура капитальных вложений. Отраслевая структура инвестиций характеризуется соотношением затрат в различные отрасли народного хозяйства. Конкретные изменения в отраслевой структуре определяются темпами и пропорциями развития отрасли народного хозяйства и экономики в целом. Соответственно можно говорить о налоговом стимулировании инвестиций в разрезе отраслей народного хозяйства, их взаимозависимости.
Так, ряд исследователей считает, что в современных условиях социально-экономического развития «более быстрыми темпами должны развиваться отрасли, обеспечивающие ускорение научно-технического прогресса (информационные технологии, биохимия и т.д.), наукоемкие отрасли (атомная, авиационная, космическая промышленность и т.д.), отрасли перерабатывающей промышленности, сферы услуг, а также отрасли производственной инфраструктуры» [4, с. 35-36]. Следовательно, налоговое стимулирование должно быть нацелено, в первую очередь, на поддержку перечисленных отраслей.
Некоторые исследователи отмечают не только необходимость государственной поддержки высокотехнологичных отраслей экономики, но и говорят о необходимости стимулирования эффективной «реализации точечных инвестиционных проектов, способствующих запуску механизма инвестиционного мультипликатора и отличающихся повышенной коммерческой и бюджетной эффективностью» [5, с. 56]. Именно эффективность капиталовложений в реальный сектор российской экономики должна быть одним из важнейших приоритетов в развитии государственной инвестиционной политики.
С другой стороны, для анализа роли и значения стимулирующей функции налогообложения большое значение имеет анализ технологической структуры капитальных вложений. Прежде всего, это соотношение активной и пассивной части основных производственных фондов действующего предприятия.
Эффективность налогового стимулирования может быть оценена как на стадии - «инвестиционные ресурсы - вложение средств», так и на стадии «вложение средств - результат инвестирования». Очевидно, что с позиций налогового стимулирования крайне важно контролировать процессы, связанные с вложением (инвестированием) средств, получаемых в результате налоговых льгот.
С другой стороны, не менее важно оценивать результативность этих вложений, которая определяется увеличением налогооблагаемой базы, ростом массы налогов. Без роста массы налогов отсутствует экономическая и политическая целесообразность налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Поэтому налоговое стимулирование инвестицион-
ной деятельности определяется как взаимосвязь процессов предоставления налоговых преференций и получения налоговых доходов в будущем.
Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности не связано с осуществлением других экономических мер, направленных на развитие инвестиционных процессов. Как отмечает В. Чубаров, «правильное сочетание элементов регулирования инвестиционной деятельности обеспечивает высокую результативность государственной налоговой и инвестиционной политики» [7, с. 112].
В целом вся совокупность связей и отношений по использованию налоговых стимулов в реализации инвестиций в различных формах на всех структурных уровнях экономики образует экономическое содержание государственной налоговой политики, является ключевым элементом экономической системы. Посредством налогового стимулирования формируются важнейшие пропорции экономической деятельности, осуществляется общественно значимый процесс между накоплением, потреблением и инвестированием.
Сравнительный анализ отечественной практики с методами и формами решения проблем налогообложения инвестиционной деятельности развитых стран должно привести к избежанию традиционных ошибок и созданию налоговых механизмов, эффективных в российских условиях. В экономике России отсутствуют четкие институциональные сигналы, налоговое стимулирование которых бы эффективно поощряло инвестиции в новые знания и технологии. В значительной мере можно утверждать, что действующее законодательство либо нейтрально по отношению к нововведениям, либо недостаточно нацелено на рост инвестиционной активности. В связи с чем было бы целесообразно внесение возможных изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В современных условиях необходимы эффективные налоговые механизмы, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, как один из важнейших факторов устойчивого экономического роста. При этом стимулирование инвестиций должно опираться на комплексную реализацию мер в развитии бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,18%.%.
Список литературы:
1. Зозуля В.В., Сергеева А.Ю. Теоретические вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 18. С. 33-42.
2. Медведева Н.В. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации: автореферат на соискание ученой степени к.э.н. М., 2007.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671
4. Подшиваленко Т.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. М., 2005.
5. Филимонова Е.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности в регионе: автореферат на соискание ученой степени к.э.н. СПб., 2008.
6. Филиппова Н.А., Ахметов Ш.К. Инвестиционная деятельность как объект налогового регулирования // Системное управление. 2010. № 1. С. 1-15.
7. Чубаров В. и др. Налоговый маневр - 2014: взгляд бизнеса и власти. М., 2014. 256 с.
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
8. Adamou A., Clerides S., Zachariadis T. Trade-offs in CO2-oriented vehicle tax reforms: A case study of Greece // Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2012. Vol. 17. P. 453.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Аронова А.В., Антонова И.Ю., Товгазовой З.А. на тему: Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в России:
формы и методы реализации Целью роста инвестиционной составляющей в российской экономике, одним из определяющих факторов роста инвестиционной привлекательности России является инвестиционно ориентированная налоговая система. В течении последних десятилетий в развитых странах были апробированы десятки методов для создания и регулирования благоприятного инвестиционного климата. И одним из самых главных выводов явилось то, что, в первую очередь, необходимо развивать и
внедрять принципы налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности. Поэтому статья, в которой анализируются особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности в России, написана на актуальную и востребованную тему.
Проведенный анализ позволяет авторам прийти к научно обоснованному выводу о том, что для совершенствования налогового регулирования необходима корректировка налоговой политики в области инвестиционной деятельности. Комплексная реализация данных мер позволит увеличить приток внешних и внутренних инвестиций со стороны значимых инвесторов.
Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации в научном издании, рекомендованном ВАК России.
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС при Президенте РФ
М.Г. Полозков