Научная статья на тему 'Налоговые инструменты обеспечения социально приемлемого компромисса в распределении доходов'

Налоговые инструменты обеспечения социально приемлемого компромисса в распределении доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ / СХЕМЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ордынская Елена Валерьевна

Статья посвящена проблемам обеспечения социально приемлемого компромисса распределения отдельных, так называемых «незаработанных», доходов посредством применения различных налоговых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted the problems of providing of social-acceptable compromise of allocation of separate, so-called, «unearned» profits by means of application of different tax instruments.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты обеспечения социально приемлемого компромисса в распределении доходов»

Ордынская Елена Валерьевна

Налоговые инструменты

обеспечения социально приемлемого

компромисса в распределении доходов

о

РЭ

Си

К

К ич О

ч н

£¡4

к

г

о Ш о

И

Статья посвящена проблемам обеспечения социально приемлемого компромисса распределения отдельных, так называемых «незаработанных», доходов посредством применения различных налоговых инструментов.

Налоговые инструменты, трансфертное ценообразование, транзакционные издержки, контролируемые сделки, схемы уклонения от налогообложения.

Решение вопроса о распределении доходов в обществе является основной экономической задачей для любого общественного устройства. Особенно остро эта проблема стоит в отношении доходов, полученных не в связи с исполнением трудовых обязанностей или движением материальных ценностей в реальном секторе экономики, а в связи с оборотом денег или различных финансовых инструментов. В настоящее время только 2-4% всех транзакций сопровождаются движением товарных ценностей или услуг, совершаемых в реальном секторе экономики. Оставшаяся часть приходится на спекулятивные операции с ликвидным материалом. По сути, это транзакционные издержки, которые несут все держатели денег. Однако транзакционные издержки не могут существовать без транзакционных доходов [10]. Соответственно возникает закономерный вопрос о распределении таких доходов.

Очевидно, что общественное регулирование распределения доходов следует осуществлять через систему налогообложения и ценовую политику, проводимую государством, справедливое же распределение доходов и устранение незаработанных доходов можно обеспечить лишь путем коллективизации их с помощью налогов [11, с. 246].

Если речь идет о налогообложении транзакционных доходов, то в рамках решения указанной проблемы в первую очередь необходимо определить сущность понятия транзакционных доходов, экономическую природу денег, а также, исходя из этого, рассмотреть, каким образом налоговые механизмы смогут обеспечить общественно приемлемый порядок распределения такого рода доходов.

Что касается вопроса о сущности и природе денег, то он исследуется представителями всех без исключения экономических теорий. В настоящее время существует весьма значительное количество различных подходов к определению такого экономического феномена, как деньги. Однако представляется, что наиболее точно отражающим реальное положение дел является подход, выделяющий три основных направления в определении природы и сущности денег: трансцендентальные теории, социальные теории, экономические теории [4].

К первой группе относятся те теории, которые считают, что сущность денег можно определить только через религиозно-культурное богопознание.

Теории, объясняющие сущность и происхождение денег желанием получать людьми общественные блага (свободу выбора, власть, доверие), условно можно назвать социальными.

К экономическим теориям может быть отнесена большая часть существующих денежных теорий. Они рассматривают природу и сущность денег, исходя из необходимости поиска не-

коего эквивалента для осуществления обмена и получения необходимых благ.

Трансцендентальные денежные теории основываются на невозможности достоверного и однозначного объяснения происхождения и сущности денег в материальном мире. Деньги - это непостижимое с помощью человеческих способностей явление, связанное с духовной жизнью человеческого общества, психологией и физиологией человека. Многие исследователи ищут в деньгах мистический смысл. Некоторые теории относят истоки денег к благам, имеющим магический или священный характер, предметам, приносимым богам. Так, например, Марсель Мосс писал, что первоначально деньгами, которые обращались в первобытных обществах, служили драгоценные предметы магической природы, особенно талисманы [13, с. 107]. Аналогичная точка зрения была высказана Луи Жерне, когда он рассматривал обращающиеся в Древней Греции в качестве денег драгоценные предметы, называемые «агальмата» (ада!та1а) [14, с. 108]. Отдельные исследователи, например Джозеф Кэмпбелл, считают, что однодолларовая банкнота имеет мистические знаки [6, с. 87].

Согласно социальным денежным теориям деньги - это инструмент взаимодействия людей в обществе. Деньги в этом случае представляют собой в сущности лишь орудие для совершения покупок и продаж.

Мишель Аглиетта и Андре Орлеан отмечают, что объяснить тот факт, что общество, состоящее из индивидов, каждый из которых преследует только свой личный интерес, не приходит к войне против всех и хаосу, возможно лишь благодаря деньгам. Именно они позволяют существовать товарному обществу. Они являются основообразующим институтом, который придает форму отношениям обмена, и выступают посредником между индивидами [8, с. 104].

Экономические денежные теории связывают происхождение денег с объективной необходимостью развития экономических отношений.

Наиболее значимой на сегодняшний день представляется монетаристская теория, основанная Милтоном Фридменом и Джоном Ричардом Хиксом. Монетаризм определяет деньги как одну из форм человеческого богатства, отличающегося абсолютной ликвидностью и представляющего собой товарные единицы (товарные деньги) или контракт на уплату товарными деньгами с фиксированным номинальным значением (фидуциарные деньги). На ранних стадиях развития общества деньги были обычно каким-либо материальным товаром длительного пользования, и по этой причине нелегко было различить спрос на товар как на деньги и спрос на него как на потребительское благо длительного пользования. Но как только обещания об уплате денег распространились настолько широко, что стали совершенными заменителями первоначальных денег, чисто денежный спрос приобрел независимое существование. Деньги теперь являются не чем иным, как самым совершенным видом ценных бумаг. Эта способность быть близким заменителем - самое важное свойство действительных денег. Деньги - это особый товар, их основное свойство заключается в ликвидности. Имея деньги, их можно всегда реализовать, приобрести на них любой товар [9, с. 65]. В наиболее общем виде деньги в трактовке современных представителей экономических теорий денег можно определить как возникшее под влиянием практики и привычки благо в форме наиболее ликвидного актива, не имеющего иной потребительской ценности, как служить повсеместно принятым средством обмена [4].

В современной экономической ситуации, когда начинается вторая волна глобального мирового финансового кризиса, специфичность денежных отношений становится все более очевидной благодаря тому, что разрыв между реальным сектором экономики и денежным обращением увеличился до весьма значительных размеров. Тот факт, что около 96-98% транзакций приходится именно на денежно-финансовые операции, может свидетельствовать о спекулятивном характере современных денег. Рост разрыва между реальным сектором экономики и финансовыми рынками в значительной мере способствует углублению кризисных явлений, как в экономиках отдельных стран, так и в мировой экономике в целом.

Еще в середине прошлого века нобелевский лауреат в области экономики Морис Алле в своей работе «Монетарные условия рыночной экономики» отмечал, что мировая экономика как целое опирается сегодня на гигантскую пирамиду долгов, которые находятся в весьма сложном равновесии... Спекуляция с валютами или спекуляция на фондовых рынках свидетельствует, что мир стал одним огромным казино с игровыми таблицами, распределяемыми по всем широтам и долгам. Генерируется перманентная потенциальная нестабильность и

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

растущее разъединение между финансовой системой и реальной экономикой» [5, с. 16].

По оценкам Банка международных расчетов, объем производных финансовых инструментов в мире на конец 1997 г. составлял 103 трлн дол., а на конец 1998 г. значение указанного показателя выросло до 150 трлн дол., что примерно в шесть раз превышало объем мирового ВВП на указанный период. В конце 2010 г. данный показатель составлял уже примерно 1500 трлн дол.1 Это почти в 30 раз больше мирового ВВП2.

Таким образом, очевидно, что в настоящее время существуют, как минимум, две острые проблемы, требующие немедленного разрешения: преодоление разрыва между реальным сектором экономики и финансовыми рынками, достижение социально приемлемого компромисса в распределении спекулятивных доходов.

Указанные доходы могут рассматриваться как своего рода разновидность рентных доходов, относящихся, по мнению М. Алле, к незаработанным доходам, являющимся несправедливыми, бесполезными и, следовательно, недопустимыми в демократических обществах. По его словам, отказаться от проведения различий среди источников доходов значит выносить бесповоротный приговор экономике...Деньги должны зарабатываться трудом, а не доставаться путем получения дармовых доходов, независимо от того, проистекают ли они от сверхприбыли на земельную собственность, чистого процента на капитал, прибыли, связанной с инфляцией, или политических махинаций и интриг. Нужно положить конец эксплуатации людей путем сговора плутократии, технократии и политократии. Для того чтобы экономика функционировала гармонично и справедливо, государство может и должно регулировать процесс распределения доходов путем конфискации незаработанных доходов посредством налогообложения [11].

Распределение доходов должно удовлетворять двойному условию: обеспечивать достаточное стимулирование эффективности, быть социально приемлемым. Поиск этой меры есть, по существу, поиск социального компромисса, обеспечиваемого в значительной части функционированием политической системы и направленного на поддержание мирных и стабильных условий жизни в обществе [12].

Таким образом, поиск путей совершенствования существующих и выработки новых налоговых инструментов в целях обеспечения общественно приемлемого распределения доходов является первоочередной задачей как для налоговой теории, так и для практики налогообложения.

В современной России важнейшими вопросами остаются, с одной стороны, проблемы выработки социально ориентированной налоговой политики, позволяющей устранить избыточное фискальное давление на труд при чрезмерной дифференциации бюджетных расходов на душу населения в разных регионах страны, а с другой - необходимость налогового стимулирования инновационного развития экономики.

Представляется, что первым шагом в этом направлении должно быть введение минимального налогообложения «заработанных» доходов, т.е. введение максимально низких налоговых ставок в отношении трудовых и иных аналогичных доходов. А с другой стороны, необходимо обеспечить значительное увеличение налогового бремени в отношении упомянутых незаработанных спекулятивных доходов, или, иначе говоря, так называемых транзакци-онных доходов.

Решение этого вопроса напрямую связано с реализацией экономических интересов определенных социальных групп, в частности, крупного российского капитала. Основные доходы крупнейших налогоплательщиков связаны, в первую очередь, с операциями на финансовых рынках и с реализацией сырья. Первые из них как раз и могут быть охарактеризованы как транзакционные.

Кроме того, согласно современным представлениям об экономической природе корпораций [7, с. 33-54], сама природа корпоративного объединения юридических лиц и заключается в том, чтобы добиться сокращения транзакционных издержек корпорации за счет «обхода» традиционных рыночных механизмов. И именно успешность в достижении этой цели определяет экономический успех корпорации. Частью этого процесса является использование

1 Рассчитано автором по данным Банка международных расчетов/ http://www.bis.org

2 Рассчитано автором по данным Всемирного банка/ http://data.worldbank.org

трансфертных цен по сделкам между участниками холдингов. Таким образом, получается, что, с одной стороны, имеется некая совокупность незаработанных транзакционных доходов, а с другой - сокращение транзакционных расходов с использованием не всегда правомерных способов. И увеличение доходов, и сокращение расходов приводят, в итоге, к увеличению прибыли, в свою очередь, не всегда облагаемую соответствующим налогом.

В современных условиях выбор инструментов, которыми государство должно обеспечивать свои интересы, в гораздо большей степени, чем ранее, зависит от действий других субъектов экономического пространства и, более того, от действий отдельных его глобальных участников (отдельных корпораций, промышленных, финансовых и иных групп и т.д.)

Таким образом, речь идет о необходимости создания принципиально новых налоговых инструментов, позволяющих государству соблюсти свои интересы и обеспечить интересы различных социальных групп.

Представляется, что одним из существенных шагов в этом направлении явилось введение в законодательство о налогах и сборах Российской Федерации новых принципов контроля за ценообразованием, а также создание института консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций.

Рассматривать указанные нововведения необходимо только в совокупности. Это, по сути, две стороны одного явления.

В этой связи особого изучения требуют вопросы, связанные определением консолидированных групп, в том числе транснациональных, и их налогообложением, способы предотвращения неправомерного уменьшения налоговых обязательств и уклонения от уплаты налогов; а также способы контроля за трансфертным ценообразованием и борьбы с так называемыми «карусельными схемами».

Механизм трансфертного ценообразования активно используется как российскими, так и зарубежными компаниями. Его распространению содействуют прежде всего недостаточная развитость отечественных рыночных институтов в регионах страны, высокая степень монополизации отдельных секторов экономики, отсутствие достаточной сводной информации о рыночных сделках и рыночных ценах.

Трансфертное ценообразование зачастую используется в целях уклонения от налогообложения путем занижения цены и перемещения налоговой базы в сторону предприятий, либо зарегистрированных в зонах с пониженным уровнем налогообложения, либо минимизирующих свои налоговые платежи иными способами. Сделки между взаимозависимыми фирмами по искусственно заниженным ценам осуществляются повсеместно, что является едва ли не основным каналом утечки бюджетных средств.

В современных условиях трансфертное ценообразование рассматривается как один из основных механизмов ухода от налогообложения, как основная преграда на пути совершенствования налогового администрирования. Вплоть до последнего времени одним из основных факторов, препятствующих эффективному контролю со стороны налоговых органов в этой области, являлось несовершенство российского законодательства о налогах и сборах. Действовавшая до 1 января 2012 г. конструкция ст. 20 и 40 НК РФ практически не давала возможности противодействовать уклонению от налогообложения с использованием трансфертного ценообразования.

Кроме того, контроль над трансфертными ценами является особо деликатным направлением налогового контроля, так как он не преследует цели выявления нарушения норм налогового права в отличие от обычной налоговой проверки. Это процедура определения суммы налога, направленная на его справедливое взимание в условиях, одинаковых как для зависимых, так и для независимых участников делового оборота. Можно утверждать, что это не только контрольное мероприятие, но и способ расчета налоговой базы, применяемый либо самим налогоплательщиком, либо налоговым органом.

При этом добросовестный налогоплательщик должен иметь дополнительную защиту, дающую возможность самостоятельно обосновать свои цены по контролируемым сделкам, используя при этом различные источники информации и учитывая конкретные обстоятельства сделки: способ оплаты, предоставление товарного кредита, продвижение нового товара на рынке и т.д.

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

о

РЭ Ри

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По своей структуре крупнейшие российские компании являются вертикально-интегрированными компаниями. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ими широко применяются внутрикорпоративные цены, позволяющие головным компаниям перераспределять с целью минимизации налогообложения финансовые потоки между хозяйствующими субъектами, входящими в их структуру. Это и есть, по сути, трансфертное ценообразование. Данные цены применяются как в случае приобретения сырья у дочерних добывающих предприятий, так и в случае реализации продукции на экспорт. Покупателями продукции, как правило, выступают дочерние организации, зарегистрированные в международных оффшорных зонах, что предполагает образование прибыли у нерезидентов.

Трансфертные цены применяются вертикально интегрированными компаниями и транснациональными корпорациями как средство налогового планирования, а также как способ уклонения от исполнения своих налоговых обязанностей. Кроме того, трансфертное ценообразование используется и в криминальных целях с применением, так называемых «фирм-однодневок», когда вся прибыль посредством применения трансфертных цен уводится в «однодневку».

При применении трансфертного ценообразования занижаются налоговые обязательства по налогу на прибыль организаций и по косвенным налогам, взимаемым по адвалорным ставкам.

Снижение налоговой нагрузки в отношении группы компаний (в рамках налогового планирования или незаконного уклонения от уплаты налогов) - это не причина возникновения трансфертных цен, а следствие, дополнительная и субъективная возможность их использования. Объективная причина возникновения трансфертных цен связана с достижением деловой цели: создание групп компаний в процессе международного и (или) функционального структурирования бизнеса.

Компании внутри группы неизбежно взаимодействуют, заключают между собой сделки. Вызванные потребностью делового оборота, эти сделки могут попутно преследовать цель налоговой экономии. Такая цель может и отсутствовать. Тем не менее цена будет трансфертной, и она привлечет повышенное внимание налоговых органов.

Контроль над трансфертным ценообразованием не самоцель. Задача налоговых органов -устранить влияние взаимозависимости на условия сделок, не забывая о том, что при этом происходит вмешательство в правомерную, не запрещенную законом хозяйственную деятельность.

Контроль над трансфертными ценами является особым направлением налогового контроля. Это процедура определения суммы налога, направленная на его справедливое взимание в условиях, одинаковых как для зависимых, так и для независимых участников делового оборота. Можно утверждать, что это не только контрольное мероприятие, но и способ расчета налоговой базы, применяемый либо самим налогоплательщиком, либо налоговым органом.

Однако контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами, вовсе не означают вмешательства государства в процесс ценообразования. Стороны свободны в определении условий договора, однако налогообложение сделки должно производиться с учетом публичных интересов.

С вступлением в силу с 1 января 2012 г. положений Федерального закона от 18.07.2011 г. №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» правила налогового контроля за использованием трансфертных цен стали более жесткими, особенно в отношении организаций крупного бизнеса. На налогоплательщиков возложена обязанность представлять сведения о совершаемых контролируемых сделках, а также документы, раскрывающие причины несоответствия цен по таким сделкам рыночному уровню.

Одновременно с усложнением системы контроля за трансфертным ценообразованием был введен Федеральным законом от 16.11.2011 г. №321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» своего рода дополнительный режим налогообложения для групп взаимозависимых организаций с высокой долей участия в уставном капитале. Речь идет о режиме консолидированного налогообложения группы компаний. При этом группа юридических лиц для целей налогообложения рассматривается как единый налогоплательщик. Соответственно, сделки, совершаемые между участниками такой группы, для целей

налогообложения рассматриваются как операции между обособленными подразделениями организации и не имеют налоговых последствий. Налоговые обязательства по группе также определяются на консолидированной основе.

Безусловно, внесенные изменения носят весьма прогрессивный характер. В частности, обеспечен переход от фиксированного уровня контролируемой цены к диапазону (интервалу) цен, в рамках которого цена признается соответствующей рыночной; предусмотрена возможность заключения между налогоплательщиками и налоговыми органами соглашений о ценообразовании; более четко определен перечень используемых источников информации для определения соответствия цены сделки рыночным ценам; предусмотрена возможность симметричной корректировки налоговой базы по налогам у всех сторон контролируемой сделки; сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков исключены из сферы ценового контроля и т.д.

Однако недостаточная концептуальная проработанность проблемы привела к целому ряду значительных недостатков, требующих немедленного устранения.

В первую очередь, необходимо определить критерии общедоступности источников информации. При этом необходимо обеспечить гарантированный доступ к данным источникам не только сотрудникам налоговых органов, но и налогоплательщикам. В противном случае указанные источники не могут быть использованы для обоснования рыночного уровня цен в целях налогообложения.

Также, и это отмечается многими экспертами, новые принципы налогового контроля за ценообразованием не учитывают особенностей совершения сделок с нематериальными активами.

Что же касается консолидированной группы налогоплательщиков, то одним из наиболее спорных моментов является факт установления консолидированного режима налогообложения только в отношении налога на прибыль организаций. Возможность консолидации же обязательств по НДС не предусмотрена. В то же время во многих государствах, где для групп компаний введена консолидация обязательств по налогу на прибыль, применяется и консолидация по НДС. Например, подобная норма существует в Великобритании, Германии, Норвегии, Швейцарии, Швеции.

Кроме того, НК РФ установлено, что проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами будут осуществляться ФНС России, а не нижестоящими налоговыми органами. При этом законодательно не определен порядок проведения таких проверок.

Помимо изложенного, необходимо обратить особое внимание на тот факт, что, согласно положениям НК РФ, перечень сделок, по которым Федеральная налоговая служба сможет проверить правильность применения цен для целей налогообложения, весьма значителен. Более того, он не вполне корректно определен: так, вступившая в силу с 1 января 2012 г. редакция НК РФ позволяет весьма широко трактовать случаи отнесения сделок к контролируемым. Например, с одной стороны, можно предположить, что к контролируемым отнесены все сделки между взаимозависимыми лицами и некоторые сделки между лицами, которые взаимозависимыми не являются. С другой стороны, в качестве контролируемых могут рассматриваться только отдельные определенные НК РФ сделки между взаимозависимыми лицами и некоторые сделки между лицами, которые взаимозависимыми не являются [1]. Очевидно, что рассматриваемые ситуации предполагают серьезно отличающиеся между собой объемы контрольных мероприятий в отношении контролируемых сделок, что, несомненно, оказывает непосредственное влияние на качество налогового контроля.

Отдельного рассмотрения требуют положения, касающиеся одновременной контролируемости и «неконтролируемости» сделок, совершаемых участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с положениями гл. 3.1. НК РФ. Одновременно сделки между участниками указанной консолидированной группы, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, являются контролируемыми.

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

о pq

Plh

К S

U-i О

H

Это далеко не полный список противоречий, имеющихся в новых нормах законодательства о налогах и сборах, регулирующих процессы налогового контроля в отношении ценообразования и в отношении налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков. Очевидно, что в сложившейся ситуации необходимо внесение дополнительных изменений в НК РФ с целью предотвращения возникновения дополнительных спорных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также недопущения дополнительных потерь бюджета вследствие недопоступления налоговых доходов.

Литература

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации.

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 г. №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

[3] Федеральный закон от 16.11.2011 г. №321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

[4] Люкевич И.Н. Теория и методология исследования денег и денежных систем // ЭНЖ. - 2010. - №2.

[б] Чибриков Г.Г. Взаимодействие финансовой системы и реального производства в современном мире // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. - 1999. - №6.

[6] Бернар А. Лиетар. Будущее денег: новый путь к богатству, полноценному труду и более мудрому миру. - М.: КРПА Олимп, АСТ, Астрель, 2007.

[7] Коуз Р.Г. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. Б. Пинскера. // Под ред. Р. Капелюшникова. - М.: Дело ЛТД при участии изд-ва Catallaxy, 1993.

[8] Мишель Аглиетта, Андре Орлеан. Деньги между насилием и доверием: Пер. с франц. И.А. Егорова / Под науч. ред. Н.А. Макашевой. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. (Пер. изд.: La Monnaie entre violence et comfiance / Michel Aglietta et Andre Orlean. Paris, 2002)

[9] Фридмeн М. Капитализм и свобода (Гл. III. Контроль над деньгами). - М.: Новое издательство, 2006.

[10] Лемещенко П.С. Институциональная природа денег, или к основанию тайны финансового кризиса / По материалам сайта: http://newpoliteconomy.org/publications/articles

[11] Allais M. L'impot sur le capital et la refonne monetaire. Hermann, Paris, 1977.

[12] Allais M. Prolegomenes и la reconstruction economique du monde. L'actuatite economique, vol. 65, 3, septembre 1989.

[13] Mauss M. Essai sur le don. P. 178. Note 1. Цит. по: Аглиетта М. Деньги между насилием и доверием: Мишель Аглиетта, Андре Орлеан: Пер. с франц. И.А. Егорова / Под науч. ред. Н.А. Макашевой. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

[14] Gernet L. La notion mythique de valeur en Grece // Anthropologic de la Grece antique. Paris: Flammarion, 1982. - P. 121179. Цит. по: Аглиетта М. Деньги между насилием и доверием: [Текст] / Мишель Аглиетта, Андре Орлеан: Пер. с франц.

И .А. Егорова / Под науч. ред. Н.А. Макашевой. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

[15] Официальный сайт Банка международных расчетов/ http://www.bis.org

[16] Официальный сайт Всемирного банка/ http://data.worldbank.org

M s

о ш

о

и m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.