Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития налоговой системы России'

Актуальные вопросы развития налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / TAXATION SYSTEM / REFORMS / TAX PAYMENTS / TAX CONTROL / TRANSFER PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сучкова М. А.

В статье рассмотрены вопросы бюджетного значения основных налоговых платежей в текущем году определена необходимость совершенствования системы их администрирования, контроля над трансфертным ценообразованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL QUESTIONS OF RUSSIAN TAX SYSTEM DEVELOPING

The article focuses on the budgetary significance of the major tax payments in the current fiscal year. The author underlines the necessity of improvement of the taxation system administration and transfer pricing control.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития налоговой системы России»

удк 336.22 т.д. Сучкова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В статье рассмотрены вопросы бюджетного значения основных налоговых платежей в текущем году, определена необходимость совершенствования системы их администрирования, контроля над трансфертным ценообразованием.

Ключевые слова: налоговая система, реформирование, налоговые платежи, налоговый контроль, трансфертное ценообразование.

M.A. Suchkova

TOPICAL PROBLEMS OF TAXATION SYSTEM DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article focuses on the budgetary significance of the major tax payments in the current fiscal year. The author underlines the necessity of improvement of the taxation system administration and transfer pricing control.

The key words: taxation system, reforms, tax payments, tax control, transfer pricing.

В условиях мирового экономического кризиса особое значение имеет эффективность налоговой системы, способной обеспечивать бюджет доходными источниками и исполнять все принятые публично-правовыми образованиями расходные обязательства. Процесс корректировки элементов налоговой системы в условиях кризиса должен быть особенно гибким и учитывающим результативность принимаемых решений.

В 2009 г в наибольшей степени сократились доходы консолидированного бюджета по налогу на прибыль организаций, налогам на природные ресурсы и экспортным таможенным пошлинам. Налоговые доходы составили 9,9% ВВП, что ниже показателей 2008 г на 3,3% ВВП, неналоговые же доходы упали на 1,2%, составив 8,8% ВВП. К снижению доли налоговых баз в ВВП привела общая кризисная ситуация в экономике и, в частности, снижение цен на энергоносители, ряд факторов, связанных с принятыми решениями о снижении налоговой нагрузки. Налоговые реформы, повлекшие снижение налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль организаций и увеличение необлагаемого минимума по НДПИ на нефть с 9 до 15 дол. за баррель), вступившие в силу в 2009 г., привели к снижению доходов федерального бюджета на 1,7% ВВП.

Общий объем доходов, поступивших за восемь месяцев 2009 г. в федеральный бюджет, составил около 69% от общей суммы доходов, ожидаемой за год. Совокупная разница между фактическими поступлениями и бюджетными проектировками по основным налогам составила 65 млрд (0,3% ВВП) в большую сторону. Основными причинами столь низких показателей 2009 г по сравнению с показателями 2008 г. являются падение мировых цен на энергоносители, снижение физических объемов добычи и экспорта углеводородов (в основном газа) и меры налоговой политики, связанные со снижением ставок по НДПИ на нефть и налогу на прибыль и с изменением с 2008 г. порядка администрирования НДС (переход на квартальную уплату и затем введение трехмесячной рассрочки уплаты этого налога).

Безусловно, на доходах федерального бюджета отразилась и общая кризисная ситуация в экономике. Она привела к снижению поступлений по всем основ-

ным видам поступлений, включая НДС, налог на прибыль и налоги на импорт Динамика поступлений по внутреннему НДС в 2009 г. сильно отличается от прошлогодней. Поступления внутреннего НДС в течение 2008 г происходили очень неравномерно, что было связано с переходом с 2008 г. на поквартальную уплату НДС. Данная схема предполагала большие поступления в январе, апреле, июле и октябре, а затем небольшое снижение этих поступлений в течение двух последующих месяцев, объясняющееся непрерывным характером уплаты возмещения НДС из бюджета. Однако в связи с кризисом было принято решение о рассрочке платежей по внутреннему НДС, начиная с третьего квартала 2008 г. Введение рассрочки позволяет предприятиям в индивидуальном порядке решать, уплачивать ли НДС сразу за весь квартал или равными частями в течение трех месяцев. Так, в августе 2009 г в бюджет поступила часть объема внутреннего НДС за второй квартал текущего года, в то время как в августе 2008 г. поступлений по НДС не было в связи с переходом на поквартальную уплату. В результате суммарные поступления по внутреннему НДС в январе-августе 2009 г оказались чуть выше аналогичных показателей 2008 г Существенное падение импорта в первой половине 2009 г., составившее, по данным Федеральной таможенной службы, 43,8%, привело к снижению налогов на импорт (НДС и акцизов на импорт), а также импортных пошлин на 0,9% ВВП.

В среднесрочной перспективе приоритетами России в налоговой сфере являются создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося налогового бремени. При этом особый акцент должен быть сделан на противодействии негативным последствиям и проявлениям мирового финансового кризиса и создании условий для восстановления темпов экономического роста, а также поддержании сбалансированности бюджетной системы.

В отношении налогообложения физических лиц целесообразно ввести систему обложения по месту жительства граждан. В этом случае налоговые поступления будут направляться на финансирование школ, дорог больниц, на благоустройство районов именно там, где проживает налогоплательщик. Тем самым будет

создана более прозрачная и понятная налоговая система, причем с повышенной ответственностью. Кроме того, следует перейти к налогообложению домохозяйств, те. к взиманию этого налога в соответствии с уровнем доходов семьи, а не с отдельного человека. В таком случае суммы НДФЛ и льгот по нему будут зависеть от состава семьи и ее совокупного дохода.

В отношении реформирования ЕСН на протяжении всего периода существования налоговой системы не прекращаются споры. ЕСН действительно нуждается в реформе. С января 2010 г. он будет заменен страховыми взносами по ставке 26% (антикризисная ставка), а с 2011 г. - по ставке 34% к оплате труда. Решение достаточно спорное, по крайней мере с трех позиций: 1) значительное увеличение налоговой нагрузки на оплату труда (законодательство «отменяет» налоговую природу страховых взносов и искусственно причисляет их к неналоговым платежам), что приведет к удорожанию рабочей силы для бизнеса без увеличения заработной платы и будет включено в цены конечного потребления; 2) страхованию подлежат только 415 тыс. руб. годовой оплаты труда (34,6 тыс. руб. в месяц), те. повышение заработной платы высокооплачиваемым работниками (более 35 тыс. руб.) будет для работодателя дешевле на 34%, чем повышение оплаты труда работников с низкой заработной платой; 3) передача всех функций администрирования, включая контроль, страховых взносов (в силу их «неналогового» статуса) трем известным государственным внебюджетным фондам, что приведет к увеличению расходов на администрирование при сомнительном повышении эффективности и результативности ведомственного контроля соблюдения законодательства, к увеличению количества документов и проверок работодателей (как минимум в 3 раза), к созданию более благоприятных условий для коррупции (подтверждение тому - практика администрирования отчислений на социальное страхование до введения ЕСН в 2001 г.).

Увеличение размера ставки взносов, которые будут заменять ЕСН, до 34% только ужесточает налог. В 2010 г экономика скорее всего будет находиться в рецессии после кризиса. В такой ситуации совершенно нецелесообразно повышать ставки по каким бы то ни было налогам с организаций. В последующий период одним из вариантов реформирования ЕСН может быть разделение общей ставки страховых взносов 34% на 2 части: 30%, уплачиваемые работодателем к налоговой базе, исчисленной из расчета не более 415 тыс. руб. в год на одного работника (в дальнейшем эта предельная сумма должна быть увеличена); 4%, уплачиваемые работником с фактически полученных им сумм оплаты труда, но не более 415 тыс. руб. в год (в дальнейшем эта предельная сумма также должна быть увеличена).

Сегодня требуется реформирование действующего механизма налогообложения добычи полезных ископаемых, который имеет ряд существенных недостатков: не позволяет изымать у добывающих компаний незаработанную природную ренту, поскольку этот налог перекладывается на потребителей через цены и ставки его не дифференцированы по условиям добычи; ставки НДПИ по нефти неправомерно привязаны к мировой цене на нефть и курсу доллара, а отсюда - привязка внутренних цен на бензин и других цен в экономике к

мировым ценам на нефть, что порождает еще большую зависимость экономики страны от конъюнктуры на мировых рынках; определение налога (поправочного коэффициента Кц) на основе средней цены на нефть марки «Юралс» на мировых рынках, которая является условным показателем, характеризующим уровень дохода, не связанный с реальными ценами, складывающимися у нефтедобывающих организаций.

Не менее важным является совершенствование системы налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Работу над законопроектом по трансфертному ценообразованию Минфин России начал еще в 2004 г., в настоящее время он на доработке.

Сейчас для России, как и для других государств, одной из актуальных проблем является обеспечение противодействия использованию трансфертных цен взаимозависимыми организациями в целях минимизации налогов. Практика минимизации налогов с организаций (корпоративных образований) путем использования трансфертных цен при осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами получила широкое распространение. Среди способов минимизации налогов можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование фирм-«однодне-вок», а также убытков по данным налогового учета, неуплату налогов в результате незаконной ликвидации организации-налогоплательщика.

В основе минимизации налогов лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от той, которая была бы применена независимыми лицами, не связанными отношениями участия в капитале, общего контроля, сговора либо иными отношениями, позволяющими оказывать влияние на экономические результаты и (или) условия и результаты сделок. Соответственно, если фактическая цена сделки отклоняется от цены, которая была бы применена на открытом рынке независимыми лицами и величина которой определялась бы при взаимодействии спроса и предложения на этом рынке, одна из сторон такой сделки получает выгоду за счет издержек другой стороны (по сравнению с аналогичной сделкой, совершенной в сопоставимых условиях между независимыми лицами). Нелегко обозначить конкретные случаи, когда цена бывает выше или ниже рыночной. Сложно определиться и с ситуациями, в которых организации являются взаимозависимыми. Из-за неопределенности основных понятий крайне затруднительно прописать сам процесс трансферта цены.

Под трансфертным ценообразованием в мировой практике, по существу, понимается собственно ценообразование между связанными компаниями (лицами). При этом компании, применяющие трансфертные цены, могут не преследовать цели уклонения от налогообложения, а использовать трансфертные цены только в связи со спецификой структуры корпорации.

Регулирование трансфертного ценообразования в общепринятом понимании имеет несколько иное содержание. Перед налоговыми органами в мировой практике стоит задача не препятствовать трансфертному ценообразованию как таковому, а определить, насколько цены сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, приводят к снижению налоговых обязательств. Основной задачей налоговых орга-

♦----------------------------------------------

нов является не предотвращение использования трансфертных цен, а недопущение потерь бюджета какого-либо государства или их группы от использования этих цен.

Действующие ст. 20 и 40 Налогового кодекса РФ, определяющие для целей налогообложения перечень взаимозависимых лиц и принципы определения цен товаров (работ, услуг), не в полной мере обеспечивают реализацию целей налогового контроля. К тому же в условиях кризиса предприятия вынуждены продавать товары по тем ценам, по которым их готовы купить, а эти цены зачастую ниже себестоимости. В таком положении реализовать данный законопроект тяжело.

Налоговый контроль в целях выявления минимизации налогов посредством применения налогоплательщиками трансфертного ценообразования является одним из самых трудоемких для налоговых органов. Тем не менее необходимость законопроекта очевидна, и не только в нашей стране. Наиболее оптимальным видится введение новых механизмов только после выхода нашей страны из рецессии, которая последует за экономическим кризисом, поскольку в нынешней ситуации практически невозможно отличить ситуацию трансфертного ценообразования от ситуации, когда у компании просто нет денег и она продает товар по той цене, по которой его покупают.

удк ззб. 1 е.В. Тачалова

МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье раскрывается понятие общественной инфраструктуры, рассматриваются методологические основы финансовых отношений и финансового обеспечения ее функционирования. В целях определения целесообразности, а также мер и механизмов эффективного государственного регулирования, результативного финансового обеспечения и развития финансовых отношений в исследуемой сфере автор развивает теорию общественных благ применительно к услугам общественной инфраструктуры. Наглядно представлена структура финансового обеспечения функционирования общественной инфраструктуры, включающая объектно-субъектный состав финансовых отношений, методы и инструменты финансового обеспечения.

Ключевые слова: общественная инфраструктура, финансовые отношения, финансовое обеспечение, теория общественных благ.

Б.М ТаеМаІоуа

METHODS AND TECHNIQUES OF PUBLIC INFRASTRUCTURE FUNDING

The article deals with the concept of public infrastructure, methodological basis of its financial relations, maintenance and funding. The author considers public infrastructure services in the light of public goods theory with the purpose to define feasibility of state regulation measures and mechanisms, funding and financial relations. The scheme of public infrastructure financing including object-subject financial relations, methods and tools of financing is described in detail.

The key words: public infrastructure, financial relations, state funding, public goods theory.

Сегодня в России понятие общественной инфраструктуры упоминается часто и повсеместно. Популярными также становятся такие сопределения, как инфраструктурные услуги, инфраструктурные отрасли, коммерциализация общественных инфраструктур и тд. Их частое использование обусловлено особым статусом общественной инфраструктуры, основная миссия которой - производить непрерывный поток доступных, качественных и результативных «общественных инфраструктурных услуг». Однако мы не смогли отыскать ни одного научного исследования, где были бы раскрыты сущность, структура, объекты и субъекты общественной инфраструктуры. Равно как и не существует нормативного документа, где был бы указан полный перечень объектно-субъектного состава этой сферы, описана специфика ее функционирования, финансового обеспечения и регулирования.

«Современный толковый словарь русского языка» предлагает следующую трактовку понятия «инфраструктура» - это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества [4]. В определении, представленном в «Финансовом словаре», появляется «социальный» подтекст: «Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную» [6]. Более полно и четко, на наш взгляд, понятие инфраструктуры представлено в «Современной энциклопедии»: «Инфраструктура (от латинского infra -ниже, под; и structura - строение, расположение) - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.