зарубежный опыт
УДК 336.221
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Л. П. ГРУНДЕЛ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогового консультирования E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье рассмотрена нормативная база международно-правовых принципов налогового регулирования трансфертного ценообразования в Великобритании. Автор проанализировал методологические аспекты контроля за применением трансфертных цен, принцип самоконтроля компаний, алгоритм определения рыночной цены при заключении сделок в Великобритании. Рассмотрены концепция «мер предосторожности» в целях контроля цен, а также особенности заключения сделок о ценообразовании.
Ключевые слова: налоговое регулирование трансфертного ценообразования, рыночная цена, соглашение о ценообразовании.
В интегрированной глобальной экономике финансовый капитал высоко мобилен и способен с легкостью перемещаться в страны с наиболее благоприятным налоговым климатом. Так, каждая страна стремится привлечь инвестиции и создать более привлекательную бизнес-среду. Это приводит к усилению влияния налоговой системы данной страны на налоговые системы других стран. При этом усиливается противоречие между глобальным характером
экономики и локальным характером налогообложения.
Поскольку налоговые системы разных стран различаются по уровню налоговой нагрузки, а также существуют льготные территории или режимы налогообложения (офшорные зоны, «налоговые гавани» или «налоговые убежища», свободные экономические зоны, специальные налоговые режимы, инновационные территории и др.), то компании используют сложившуюся в мировой экономике ситуацию, чтобы как можно эффективнее построить свой бизнес и заработать максимально возможную прибыль в странах, которые законно предоставляют возможности оптимизации налоговых платежей.
Отток финансовых ресурсов ведет к резкому сужению налоговой базы и в конечном счете к существенному уменьшению налоговых поступлений в государственные бюджеты. Так, стоимость активов, хранящихся на офшорных счетах по всему миру, оценивается в пределах от 1,7 до 11,5 трлн долл. США, тогда как только США оценивают свои налоговые потери от деятельности офшорных юрисдикций в 100 млрд долл. ежегодно. Данная ситуация обостряет конкуренцию между
государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства.
Наиболее популярны схемы оптимизации налоговых платежей, осуществляемые транснациональными корпорациями, бизнес-единицами холдингов, взаимозависимыми лицами. Подобные схемы получили следующие названия: «перенаправление счета», «внутреннее определение цен»1. Основные последствия применения компаниями подобных схем - это снижение налоговых поступлений, искусственное перераспределение средств между территориями и странами. Для устранения подобных последствий и минимизации негативного эффекта на налоговые поступления в бюджеты различных стран обоснованным является установление налогового контроля за применением трансфертного ценообразования.
Таким образом, на налоговые органы возлагается обязанность вмешиваться в условия свободного ценообразования в пределах, установленных законодательством, контролировать методику ценообразования определенных видов сделок, корректировать налогооблагаемую базу, исходя из рассчитанной «справедливой» цены.
Контроль за ценообразованием на международном уровне осуществляется следующим образом:
- проверка устанавливаемых ассоциированными предприятиями цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки» (arm's length principle);
- проверка сопоставимости сделок (признаки имущества или услуги, выполняемые функции, договорные условия, экономические условия, бизнес-стратегия);
- проверка методов определения цен (методы сопоставимой неконтролируемой цены, цены перепродажи, «издержки плюс», распределения прибыли, транзакционной чистой маржи).
Тенденции глобализации экономической деятельности и увеличения объемов сделок международных корпораций привели к тому, что налоговый аспект применения трансфертного ценообразования является важным и актуальным в России и за рубежом.
1 Тоцкая К. П. Методика управления рисками налогового контроля в организации при трансфертном ценообразовании // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4 (16). С. 150-155.
Налоговый контроль за применением трансфертных цен - приоритетное направление государственной налоговой политики РФ, отдельной задачей которой в области повышения доходного потенциала налоговой системы является «ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения». В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг., одобренных Правительством РФ 07.07.2011, впервые появился подраздел «Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов». По оценкам Счетной палаты РФ, в целом неучтенный оборот 249 тыс. коммерческих организаций, которые в 2012 г. не перечисляли деньги в бюджет, составил 4,24 трлн руб. По мнению экспертов, в результате массового уклонения от уплаты налогов государство ежегодно недополучает до 30 % причитающихся к уплате обязательных платежей.
На современном этапе развития российской экономики проблема недостаточности бюджетных доходов связана с несовершенством обеспечения организационных, методических, процедурных аспектов налогового контроля, в том числе налогового администрирования трансфертного ценообразования. Улучшение администрирования налогов в 2013 г., по данным Счетной палаты РФ, может принести российскому бюджету 200 млрд руб.
В настоящее время правовой основой налогового администрирования трансфертного ценообразования в России является Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ), вступивший в силу 01.01.2012. Для повышения эффективности налогового администрирования трансфертного ценообразования в нашей стране необходимо проанализировать опыт других зарубежных стран по данному вопросу. Автор остановится на рассмотрении особенностей налогового регулирования трансфертного ценообразования в Великобритании.
1. Нормативная база регулирования трансфертного ценообразования в Великобритании. Одним из первых источников современного регулирования трансфертного ценообразо-
Рис. 1. Подразделения Группы по трансфертному ценообразованию
вания является Финансовый акт Великобритании, принятый в 1951 г. К основным нормативным документам, регулирующим вопросы внутреннего трансфертного ценообразования, относится налоговый акт TIOPA 2010, ч. 4. Акт TIOPA 2010 был разработан с целью обеспечить максимальное соответствие между национальным законодательством, требованиями Налогового соглашения и Рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР - Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD)
Кроме того, в Великобритании в рамках реформы налога на корпорации с 01.04.2004 вступил в силу Финансовый билль 2004 г., содержащий новые правила регулирования трансфертного ценообразования в отношении взаимозависимых лиц. Правила контроля за трансфертными ценами, включая «тонкую капитализацию», применяются для операций, проводимых между компаниями на территории Великобритании.
По основаниям Федерального закона № 227-ФЗ к контролируемым сделкам отнесены сделки между взаимозависимыми лицами, к которым приравниваются:
- сделки с использованием третьих лиц, если эти лица не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов;
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
- сделки с офшорными юрисдикциями.
2. Органы, занимающиеся вопросами трансфертного регулирования в Великобритании. В настоящее время органом, регулирующим вопросы трансфертного ценообразования в Великобритании, является Государственное управление Великобритании по налоговым и таможенным сборам (HM Revenue & Customs, HMRC). Кроме того, в апреле 2008 г была создана Группа по трансфертному ценообразованию -(Transfer Pricing Group, TPG)2, которая состоит из следующих подразделений (рис. 1)3:
3. Нормативные документы в области трансфертного ценообразования. Основу международно-правовых принципов в области трансфертного ценообразования в Великобритании составляет ряд документов (рис. 2), которым не присуща строгая иерархия.
4. Правовые и методологические аспекты налогового регулирования трансфертного ценообразования в Великобритании. Положения Руководства ОЭСР 1995 г. имеют здесь официально признанное нормативное действие. Главный принцип, применяемый в контролируемых сделках, - это принцип «вытянутой руки»4.
2United Kingdom. URL: http://www. pwc. com/gx/en/ international-transfer-pricing/assets/united-kingdom. pdf.
3 URL: http://www. hmrc. gov. uk/manuals/intmanual/ INTM481070.htm.
4 Transfer Pricing Country Profile. URL: http://www. oecd. org/ctp/transferpricing/37837494.pdf.
Рис. 2. Документы, составляющие основу международно-правовых принципов в области трансфертного ценообразования в Великобритании
Законодательство Великобритании использует концепцию «мер предосторожности» для определения того, под какую область нормативного регулирования подпадают ситуации, касающиеся одной или нескольких сделок.
Понятие «предосторожность» в законодательстве не определено, однако подразумевается, что использование данного термина направлено на широкое понимание всех условий и сроков, сопровождающих сделку или серию сделок с целью выявления факта использования принципа «вытянутой руки». Термин «предосторожность» - это аналог термина «созданные или установленные условия» из ст. 9 Рекомендаций ОЭСР, который охватывает все сроки и условия, касающиеся сделки или серии сделок.
В результате налогового разбирательства «DSG Retail и другие против Налогово-таможенной службой Ее Величества» (июнь 2010 г.) суд одобрил широкое толкование термина «предосторожность» в соответствии со ст. 9 ОЭСР, которая ссылается на «условия, созданные и установленные между
двумя предприятиями». Суд также постановил, что «предосторожность» может существовать там, где нет формальных или принудительных условий, например контракта. В российском законодательстве отсутствует понятие «предосторожность», однако Федеральный закон № 227-ФЗ оперирует понятием «сделка», определения которого нет в Налоговом кодексе РФ (НК РФ). Данное понятие используется в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Принцип самоконтроля. Британские фирмы на территории Великобритании обязаны сами контролировать соответствие своей деятельности принципу «вытянутой руки» при составлении налоговых расчетов. В случаях, когда в бухгалтерском учете компании занижена прибыль или завышены расходы по сравнению с принципом «вытянутой руки», такие компании обязаны найти причины отклонений и изменить расчет трансфертных цен. Важной частью правил ТЮРА являются штрафы за «небрежность» (рис. 3).
Правила ТЮРА относятся к так называемому подходу «улицы с односторонним движением».
Основания для начисления штрафов
Неуплата налога или требование к его повторной оплате
Небрежность и неточность неумышленно или преднамеренно скрытые
Рис. 3. Штрафные санкции правил ТЮРА
Это означает, что налогоплательщики имеют право ставить трансфертные цены, которые в итоге увеличивают налогооблагаемую прибыль путем ее завышения либо занижения расходов, но не имеют права занижать налогооблагаемую прибыль. Занижение налогооблагаемой прибыли или увеличение расходов, принимаемых для целей налогообложения, может быть применено в случае проведения процедур, попадающих под действие договоров об избежании двойного налогообложения, либо в случае операций внутри страны через применение «компенсационных соглашений». Это позволит стороне, чьи интересы оказались ущемлены, произвести расчет налога путем добавления «компенсационного изменения» к налогооблагаемой прибыли или убытку. А также позволяет «лицу, не имеющему преимущества», вовлеченному в сделку, рассчитать свой налог на том же основании путем совершения «компенсирующего уточнения» к своим налогооблагаемым доходам и расходам.
Федеральный закон № 227-ФЗ предусматривает возможность проведения симметричных корректировок для тех случаев, когда налоговый орган в ходе проверки одной из сторон контролируемой сделки установил несоответствие примененной цены в сделке со взаимозависимым лицом уровню рыночных цен. В этом случае вторая сторона контролируемой сделки вправе самостоятельно провести симметричные корректировки. Это одно из основных нововведений Федерального закона. № 227-ФЗ, когда налогоплательщик может провести симметричную корректировку в сторону уменьшения налоговой базы и сумм налогов. Симметричные корректировки допускаются только в том
случае, когда одной из сторон сделки, в отношении которой вынесено решение о доначислении налога по результатам корректировки, исполнено соответствующее решение налогового органа. В Великобритании не требуется решения Налогово-таможенной службы Ее Величества (далее - НТС), так как уточнение может совершаться только лицами, не имеющими преимущества, и может быть совершено только в отношении сделки, где уточнение относительно трансфертного ценообразования было сделано лицом, имеющим преимущество.
Алгоритм определения рыночной цены при заключении сделок. Каждый проект по трансфертному ценообразованию проходит ряд завершенных стадий. Каждая стадия фокусируется на центральном, ключевом решении, которое должно быть принято и одобрено до перехода к следующей стадии. Процесс одобрения обычно проводится комиссией. Существуют две комиссии: отдел по налогообложению крупного предпринимательства (Large Business Services) и отдел по соблюдению местного законодательства (Local Compliance), состоящие из старших специалистов и старших менеджеров по трансфертному ценообразованию. Наиболее важные решения по крупным делам принимаются дирекцией по трансфертному ценообразованию.
Стадия 1. Оценка рисков. Оценка рисков чаще всего включает в себя оценку количественного риска, поведенческого риска и транзакцион-ного риска, при этом:
- количественный риск относится к доле (сумме) налога в прибыли. В связи с этим сделка считается высокорисковой, если она приводит к существенной недооценке налогооблагаемой прибыли;
- поведенческий риск связан с системами и бизнес-процессами предприятия, которые влияют на управление вопросами трансфертного ценообразования;
- транзакционный риск связан с природой сделок, а также с принципиальными вопросами, усложняющими их проведение.
Стадия 2. Бизнес-кейс. Результатом стадии оценки рисков обычно является решение о том,
имеются ли в деле признаки трансфертного ценообразования, оправдывающие целесообразность проведения дальнейшего расследования. Если да, то следующим шагом становится разработка бизнес-кейса для открытия запроса.
Бизнес-кейс представляет собой официальное обоснование для открытия запроса и обычно включает в себя следующий алгоритм действий:
- описание основных проблем;
- риски, сопровождающие создание кейса;
- ресурсы, необходимые для проведения проверки по запросу;
- оценка времени, необходимого для проведения проверки.
Бизнес-кейс является внутренним документом НТС и не предоставляется проверяемой компании. Если кейс характеризуется как незамедлительный, то запрос закрывается в течение 18 мес. с момента открытия. Однако для более сложных и высокорисковых случаев обычный срок принятия решения - 36 мес.
В России срок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами по основаниям, установленным Федеральным законом № 227-ФЗ, не должен превышать 6 мес. Только по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до 12 мес. Кроме того, увеличение срока проверки дополнительно на 6 мес. возможно в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов либо проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. При этом, если в течение этих 6 мес. ФНС России не будет получена запрашиваемая от иностранных государственных органов информация, проверка может быть продлена еще на 3 мес. Таким образом, максимальный срок проведения проверки может составлять 21 мес. в отличие от 36 мес. по законодательству Великобритании.
Стадия 3. График и план действий. В своей деятельности НТС использует планы действий и временные графики, выступающие в роли «дорожных карт» по проектам. Ввиду того, что НТС не проводит проверок на территории компаний, как это делается в иных юрисдикциях, вся информация, включая документацию по трансфертному
ценообразованию, запрашивается путем корреспонденции. В России аналогичные проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа, проводящего проверку цен.
Стадия 4. Обзор. Ход проведения проверки и выполнение графика проверяются каждые 6 мес. Цель данной стадии - удостовериться в том, что проверка идет в соответствии с планом действий и изучить необходимость изменения стратегии проведения проверки.
Стадия 5. Решение. Данная стадия начинается, когда собрано необходимое количество информации и проведен достаточный анализ, позволяющий НТС определить применимость трансфертного ценообразования и требуемые корректировки. По результатам проверки комиссия выносит одно из следующих решений:
- о закрытии дела без внесения корректировок;
- о поиске обсуждаемого решения. В данном случае комиссия советует команде трансфертного ценообразования параметры, в рамках которых она может закрыть дело, внеся изменения в налогооблагаемую прибыль или допустимые расходы;
- о направлении на судебное рассмотрение.
В завершение проверки НТС выпускает уведомление о закрытии, в котором представлены выводы по поводу необходимой корректировки сумм налогов, подлежащих уплате. У налогоплательщика есть 30 дней, чтобы внести необходимые поправки в свою налоговую декларацию. Кроме того, HMRC может изменить прибыль в течение следующих 30 дней.
5. Соглашения о ценообразовании. Соглашения о ценообразовании (Advance Pricing Agreements, APAs) начали заключаться в Великобритании с 1999 г., до этого они были возможны только на основе договоров об избежании двойного налогообложения. В таблице приведены основные данные по этим соглашениям до марта 2012 г.
Как видим, в течение последних 3 лет в Великобритании в среднем заключалось по 30 соглашений за год. При этом количество новых соглашений о ценообразовании в 2010/2011 г. значительно увеличилось по сравнению с 2009/2010 г. и составило 35 соглашений. Что касается действующих соглашений, то их примерно в два раза больше, чем заключается новых соглашений. Очень интересно
Статистика соглашений о ценообразовании (APA)*
Показатель 2009/2010 г. 2010/2011 г. 2011/2012 г.
Заключено соглашений 20 35 32
Действующие соглашения 56 67 66
Средний срок достижения соглашения 20,3 мес. 22,7 мес. 16,9 мес.
50 % соглашений заключено в течение 16,5 мес. 14,0 мес. 10,7 мес.
* Transfer Pricing Statistics. URL: http://www. hmrc. gov. uk/international/transfer-pricing-stats. pdf.
проследить динамику среднего срока заключения таких соглашений, который очень уверенно снизился в период 2011/2012 г. и составил чуть меньше 1,5 лет, что связано с уровнем регулирования процесса переговоров о соглашении. Стоит отметить, что 50 % соглашений в 2011/2012 г. было заключено меньше чем за 1 год.
Британские компании могут требовать заключения соглашения о ценообразовании в отношении сделок, являющихся предметом рассмотрения TIOPA 2010. Соглашения о ценообразовании также могут быть запрошены нерезидентами Великобритании, работающими в стране через постоянные представительства и филиалы, а также резидентами Великобритании, работающими за ее пределами через постоянные представительства и филиалы.
Для сравнения отметим, что по основаниям Федерального закона № 227-ФЗ соглашение о ценообразовании может быть заключено только с налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших. Критерии отнесения организаций к данной категории утверждены приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.
Сбор за рассмотрение соглашения о ценообразовании в Великобритании отсутствует. Согласно подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании, заявления о внесении изменений в это Соглашение взимается государственная пошлина в размере 1 500 000 руб. Срок действия соглашения о ценообразовании в Великобритании -обычно 3-5 последующих лет, штраф за несоблюдение правил договора и возможности отзыва соглашения10 000 фунтов стерлингов.
Заключение предварительных соглашений целесообразно5:
- когда недостаточно открытых данных о рыночных ценах;
5 URL: http://www. hmrc. gov. uk/manuals/intmanual/ INTM422000.htm.
- когда схема работы и вид деятельности налогоплательщика уникальны, и потому его финансовые показатели нельзя сравнивать с показателями других организаций;
- когда система ценообразования налогоплательщика изучается налоговыми органами разных стран.
Последний из перечисленных пунктов встречается наиболее часто. Распространенным явлением является то, что менеджеры транснациональных корпораций тратят немало времени и сил, чтобы обосновать перед налоговыми органами точку зрения компании на формирование цен. Предварительные соглашения о ценообразовании в этой ситуации могут быть одним из наиболее эффективных решений, особенно если речь идет об операциях в разных налоговых юрисдикциях, и тем более, если некоторые из этих юрисдикций -офшорные территории.
Возможность заключения соглашения о ценообразовании имеет ряд преимуществ для налогоплательщика, а именно6:
- будущие налоговые обязательства предсказуемы и, как следствие, упрощается налоговое и финансовое планирование;
- усилия, затраченные на подготовку отчетности по сделкам с трансфертным ценообразованием, минимизируются;
- возникающие вопросы можно решать с налоговыми органами до совершения операций в атмосфере сотрудничества;
- иногда соглашение о ценообразовании фактически освобождает компании от тщательных налоговых проверок.
Но есть также отрицательные стороны в применении предварительного соглашения о ценообразовании для государства. К ним относятся:
6 Deloitte. Трансфертное ценообразование: практические аспекты и перспективы. URL: http://www. deloitte. com/ assets/Dcom-Russia/Local %20Assets/Documents/ru_Transfer_ Pricing_230608.pdf.
- требование наличия грамотных специалистов, разбирающихся в вопросах ценообразования и экономической ситуации;
- необходимость принятия решений, значимых для интересов бюджета;
- требование легкой адаптации соглашения о ценообразовании к переменам в бизнесе налогоплательщика;
- необходимость установления отношений с налоговыми органами других стран (в случае двусторонних соглашений).
Институт соглашений о ценообразовании широко используется в международной практике и позволяет лицам до совершения контролируемых сделок заключить с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируются порядок определения цен для целей налогообложения.
Внедрение в РФ такой новой формы налогового администрирования, как соглашение о ценообразовании, означает существенный прогресс в отношении применения трансфертного ценообразования. Преимуществами заключения соглашения о ценообразовании являются: определенность, минимизация возможных разногласий по спорным вопросам; более высокая степень предсказуемости размера будущих налоговых обязательств налогоплательщика. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.
Соглашение о ценообразовании является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. Заключение такого соглашения позволит налогоплательщикам и налоговым органам:
- согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок);
- минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.
В настоящее время в РФ заключено шесть соглашений о ценообразовании представителей крупного бизнеса с ФНС России, что позволит
налогоплательщикам при условии соблюдения положений заключенного соглашения с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных ст. 129.3 НК РФ. Таким образом, заключение соглашения о ценообразовании может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, вызванную осуществлением процедур контроля за соблюдением законодательства.
Выводы. Международная интеграция, тенденции глобализации экономической деятельности и увеличение объемов сделок международных корпораций привели к тому, что налоговый контроль за применением трансфертных цен стал одним из важных направлений государственной налоговой политики каждого государства, отдельным направлением которой в области повышения доходного потенциала налоговой системы является «ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения».
Высокая степень развитости национального законодательства о налоговом регулировании трансфертного ценообразования в Великобритании связана с тем, что в этой стране объем внешнеторгового оборота - один из наиболее высоких в мире, и это обусловило разработку специального законодательства о трансфертных ценах в целях эффективного противодействия злоупотреблениям со стороны транснациональных компаний, которые являются основными участниками внешнеэкономической деятельности.
Контроль за ценообразованием в Великобритании осуществляется посредством:
- контроля за ассоциированными лицами (лицо, связанное с компанией, которая контролирует иную компанию, прямо или косвенно владеющее 30 % акций, заемного капитала);
- контроля за сделками с заинтересованностью;
- проверки методов определения цен, не соответствующих принципу «вытянутой руки»7.
7 Соколова О. Н. Трансфертное ценообразование в зарубежных странах. СПб.: Питер, 2010. С. 94.
Новое законодательное регулирование налогового контроля за применением трансфертного ценообразования в РФ, с одной стороны, направлено на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, оно способствует созданию благоприятных условий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории РФ, в том числе крупных холдинговых компаний.
Расширение взаимосвязей между национальными налоговыми системами различных стран и их медленная, но непрерывная конвергенция, т. е. сближение основных принципов налогообложения и подходов к формированию национальной налоговой политики, в условиях развития процесса глобализации мировой экономики осуществляются непрерывно.
Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка и для повышения инвестиционной привлекательности, экономической стабильности и инновационного экономического роста перед государствами стоят аналогичные задачи в области налогообложения:
- обеспечение поступления налоговых доходов;
- повышение эффективности налогового администрирования;
- достижение согласованности национального налогового законодательства с международными нормами;
- снижение ставок налогообложения наряду с расширением налоговой базы;
- гармонизация и унификация законодательства о трансфертном ценообразовании;
- установление организационно-правовых процедур, обеспечивающих механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов в условиях международной налоговой конкуренции;
- усиление контроля за трансфертными ценами в условиях интенсификации международной налоговой конкуренции;
- становление системы урегулирования двойного налогообложения, законодательный
запрет внутреннего и международного двойного налогообложения;
- установление параметров сотрудничества налоговых администраций и устранение причин возникновения налоговых споров, касающихся двойного налогообложения.
Таким образом, формирование эффективного налогового администрирования трансфертного ценообразования в условиях международной налоговой конкуренции будет способствовать гармонизации налогообложения на глобальном уровне и становлению институтов глобальной налоговой конкуренции.
Список литературы
1. Агапова Н. А. Новые правила трансфертного ценообразования // Право и экономика. 2011. № 9.
2. ВасильевЮ. А. Новые правила контроля за ценообразованием // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 6.
3. Голишевский В. И., Кизимов А. С. Международные принципы налогового регулирования. трансфертного ценообразования // Финансы. 2011. № 7.
4. Лермонтов Ю. М. Новые правила трансфертного налогообложения // Налоговое планирование. 2011. № 4. С. 19-30.
5. Cerioni L. The Possible Introduction of Common Consolidated Base Taxation via Enhanced Cooperation: Some Open Issues. // European taxation. 2008. May,
6. Christiana HJI Panayi. The Common Consolidated Corporate Tax Base. Issues for member states opting out and third countries. // European taxation. March, 2008
7. OECD Model Tax Convention on Income and Capital, Articles 7,9
8. Transfer Pricing Global Referecce Guide // Ernst&Young, LLP, October, 2010.
9. URL: http://www. economy. buryatia. ru/ attached_documents/KS-press-r1811.htm. html.
10. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/portal.
11. URL: http://www. oecd. org/.
12. URL: http://www. rspp. ru/.
13. URL: http://www. vedomosti. ru/.
14. URL: http://www. yurclub. ru/docs/tax/ article22.html.