Научная статья на тему 'Налоговые доходы субфедеральных бюджетов'

Налоговые доходы субфедеральных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / доходы / регион / экономика / бюджет / tax / income / region / economy / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Владимировна Рубан-Лазарева

Описаны налоговые доходы субфедеральных бюджетов при нормативах 100 % и менее 100 % от федеральных и региональных налогов при прогнозном снижении доли доходов в ВВП. Дефицитный дисбаланс регионов рассматривается как угроза сбалансированного пространственного их развития. По федеральным округам представлены различия субъектов по уровням занятости, выпуска, среднедушевых доходов и налоговых поступлений. Подчеркнута существенность доходов субфедеральных бюджетов за счет поступлений НДФЛ при сводных поступлениях. Изложены налоговые новации с доходов дистанционных работниковнерезидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax revenues of subfederal budgets

Tax revenues of subfederal budgets at the norms of 100 % and less than 100 % of federal and regional taxes are described, with a forecasted decrease in the share of revenues in GDP. Deficit imbalance of regions is considered as a threat to their balanced spatial development. The differences of the subjects by federal districts in terms of employment, output, average per capita income and tax revenues are presented. Significance of subfederal budget revenues at the expense of personal income tax receipts at consolidated receipts is emphasized. Tax innovations from the income of non-resident remote workers are outlined.

Текст научной работы на тему «Налоговые доходы субфедеральных бюджетов»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 336.2

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-211-214 EDN: https://elibrary.ru/pvxtqh NIION: 2015-0066-2/24-980 MOSURED: 77/27-011-2024-02-179

Налоговые доходы субфедеральных бюджетов

Наталья Владимировна Рубан-Лазарева1,2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия,

rubanlazareva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3110-1539

2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

Аннотация. Описаны налоговые доходы субфедеральных бюджетов при нормативах 100 % и менее 100 % от федеральных и региональных налогов при прогнозном снижении доли доходов в ВВП. Дефицитный дисбаланс регионов рассматривается как угроза сбалансированного пространственного их развития. По федеральным округам представлены различия субъектов по уровням занятости, выпуска, среднедушевых доходов и налоговых поступлений. Подчеркнута существенность доходов субфедеральных бюджетов за счет поступлений НДФЛ при сводных поступлениях. Изложены налоговые новации с доходов дистанционных работников-нерезидентов.

Ключевые слова: налог, доходы, регион, экономика, бюджет

Для цитирования: Рубан-Лазарева Н. В. Налоговые доходы субфедеральных бюджетов // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 211-214. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-211-214. EDN: PVXTQH.

Original article

Tax revenues of subfederal budgets

Natalia V. Ruban-Lazareva1,2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,

rubanlazareva@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3110-1539

2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Abstract. Tax revenues of subfederal budgets at the norms of 100 % and less than 100 % of federal and regional taxes are described, with a forecasted decrease in the share of revenues in GDP. Deficit imbalance of regions is considered as a threat to their balanced spatial development. The differences of the subjects by federal districts in terms of employment, output, average per capita income and tax revenues are presented. Significance of subfederal budget revenues at the expense of personal income tax receipts at consolidated receipts is emphasized. Tax innovations from the income of non-resident remote workers are outlined.

Keywords: tax, income, region, economy, budget

For citation: Ruban-Lazareva N. V. Tax revenues of subfederal budgets. Bulletin of economic security. 2024;(2):211-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-211-214. EDN: PVXTQH.

Значительное экономико-бюджетное неравенство регионов, несмотря на госмеры поддержки и перераспределение средств (вертикальное для сбалансированности между федерацией, регионами и горизонтальное между регионами для выравнивания их бюджетной обеспеченности) свидетельствуют об устойчивом неравенстве регионов, округов. Налоговые доходы субфедеральных бюджетов формируются за счет нормативных зачислений как от региональных, так и федеральных налогов, сборов (рис. 1).

© Рубан-Лазарева Н. В., 2024

Налоговая составляющая продолжает оставаться преобладающей в доходах субфедеральных бюджетов. Исчерпание возможностей передачи регионам налоговых доходов «делают наращивание механизма бюджетных кредитов для покрытия дисбаланса неэффективным» [1]. Дотационность регионов существенна [8], хотя профицит 36 регионов и превышает дефицит 50 регионов [9]. При уровне занятости 60-64 % доля выпуска по регионам федеральных округов колеблется от 6,1 % до 34,4 % при аналогичном соотношении поступлений

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

по нормативу 100 % от региональных налогов:

налога на имущество организаций; налога на игорный бизнес; транспортного налога

Налоговые доходы

субфедеральных бюджетов ст. 56

Бюджетного Кодекса РФ

по нормативу 100 % от федеральных налогов, сборов:

налога на прибыль организаций по ставке 17 %;

НДФЛ иностранных граждан в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении трудовой деятельности на основании патента;

акцизов: на спирт этиловый из пищевого/непищевого сырья, спиртосодержащую продукцию; на алкогольную продукцию; на виноградное сусло, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы;

НДПИ общераспространенных полезных ископаемых; природных алмазов; сбора за пользование объектами животного мира; налога, взимаемого в связи с применением УСН;

государственной пошлины, подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов

по нормативу менее 100 % от федеральных налогов, сборов:

НДФЛ по нормативу 85 %;

акцизов на автомобильный/прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла из России по нормативу 88 %;

акцизов на алкогольную продукцию, кроме пиво, вина, игристые вина, с объемной долей этилового спирта свыше 9 % по нормативу 84 %;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по нормативу 80 %; НДФЛ, превышающей 650 тыс. руб. от налоговой базы, превышающей 5 млн руб. по нормативу 74 %;

налога на профессиональный доход по нормативу 63 %;

налога, взимаемого в связи с применением «Автоматизированная УСН» по нормативу 54 %; государственной пошлины, подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в МФЦ по нормативу 50 %, а при подаче в электронной форме и выдачи документов через МФЦ по нормативу 25 %; по нормативу 17 %: акциза на сталь жидкую, НДПИ в виде угля коксующегося, железной руды, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды.

Рис. 1. Налоговые доходы субфедералъных бюджетов

налогов (табл. 1), подчеркивая дисбаланс в обозначенной стратегической цели устойчивого и сбалансированного пространственного развития [10].

Свыше 50 % доходов субфедеральных бюджетов за счет поступлений НДФЛ имеют: Республики Чеченская, Ингушетия и Дагестан, Алтай, Тыва [11] и др. НДФЛ обязателен к уплате на территории страны и поступает в региональный бюджет по нормативу 85 % при исчислении по ставке 13 % и по нормативу 74 % налоговой базы свыше 5 млн руб. По данным аналитического портала ФНС России analytic.nalog.gov.ru в 2022 году рост поступлений с доходов физических лиц, превышающих 5 млн руб составил более 1 трлн руб, с годовым приростом в 60 %. Темпы роста поступлений НДФЛ с доходов свыше 5 млн руб по отдельным регионам и федеральным городам высокие: Москва +18 %, Московская область

+1 %, Санкт-Петербург +15 %, Республика Бурятия +39 %, Краснодарский край +27 %, Нижегородская область +18 %, а по Новгородской области +15 %, так как налоговыми агентами был перечислен НДФЛ по ставке 15 % по 368 физическим лицам на сумму 88,3 млн рублей [12].

С каждым годом доходы физических лиц растут: за 2017-2021 год в 2,5 раза, за 2014-2021 год в 4,3 раза, хотя большинство россиян этого не замечают. В 3-НДФЛ свой доход за 2021 год показали 9 224 487 чел. и согласно ф.1-ДДК [13]: 2 109 961 чел. (22,87 %) имеют доход 1-10 млн руб., 102 978 чел. (1,12 %) имеют доход свыше 10 млн руб. (включая 101 чел. (0,001 %), кто имеет доход свыше 10 млрд руб.).

Не отражается отдельной строкой в ф. 1-ДДК число физических лиц, получивших доход свыше 5 млн руб, что не способствует прозрачности отчетных данных с

ECONOMIC SCIENCE

Таблица 1

Различия округов по уровню занятости, выпуску, среднедушевым доходам, поступлению налогов

Доля (в %) федеральных российских округов по:

ФО уровню занятости выпуску среднедушевым доходам поступлению налогов

Центральный 63,9 34,4 132,2 44,2

Северо-Западный 64,1 13,7 111,6 12,3

Южный 60,1 6,6 87,3 6,2

Северо-Кавказский 61,3 2,2 65,8 1,8

Приволжский 61,1 13,9 78,9 11,8

Уральский 62,4 13,8 101,0 8,9

Сибирский 60,9 9,3 78,7 8,6

Дальневосточный 63,9 6,1 107,6 6,2

Составлено автором по данным [2; 3; 4; 5]

Таблица 2

Прогнозные доли поступлений НДФЛ

2024 2025 2026

Доля доходов федерального бюджета в ВВП, в % 19,5 17,6 16,8

Доля НДФЛ в доходах федерального бюджета, в % 0,82 0,88 0,92

Удельный вес НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы свыше 5 млн руб., в том числе уплачиваемого на основании налогового уведомления налогоплательщиками. в общей сумме НДФЛ, в % 63,1 64,2 65,2

Составлено автором по данным [6] Таблица 3

Сводные поступления НДФЛ по ф. № 1-НМ, млн руб.

поступило

Всего поступило по России НДФЛ 5 578 889

НДФЛ с доходов, источник которых - налоговый агент 4 503 975

НДФЛ с налоговой базы свыше 5 млн руб. 881 633

учетом применяемой прогрессивной шкалы обложения. Отсутствует в открытых данных ф. 1-ДДК за 2022 год на 22.01.2024 года, несмотря на предельный срок ее сдачи 2 мая 2023 год. Неоперативность размещения отчетных данных препятствует их анализу и верификации.

На долю НДФЛ приходится менее 1 % доходов федерального бюджета, из которых только 63-65 % НДФЛ приходится на сумму налога с полученных доходов от 5 млн руб. Несмотря на сбалансированность показателей, ввиду текущей геополитической ситуации и усиления проинфляционных факторов сохраняются риски недопоступления доходов федерального бюджета, и отголоском, субфедеральных бюджетов при снижении доли доходов в ВВП в прогнозном 2025-2026 гг. с 17,6 % до 16,8 % (табл. 2).

Свыше 80 % НДФЛ на начало 2023 г. поступило в доходы консолидированного бюджета субъекта России от налоговых агентов (табл. 3).

Такие поступления могут сопровождаться приростом «налоговой базы у отдельных налогоплательщиков, а не у всей массы населения» [7]. Снижение ставки НДФЛ для дистанционных нерезидентов позволяет устранить их теневую занятости и дополнительно способствовать снижению ставки [14] благодаря новациям, позволяющим к доходам дистанционных сотрудников нерезидентов при-

Составлено автором по сводным данным [5]

менять ставку не 30 %, а 13 % пп. 6.2 и 6.3 п. 1 ст. 208 в ред. 389-ФЗ от 31 июля 2023 г. с использованием сетевых адресов/имен национальной доменной зоны, если доходы поступили на российский счет или их источником выступают российские компании. Таким образом, налоговые доходы субфедеральных бюджетов создают финансовую основу устойчивого и сбалансированного развития.

Список источников

1. Лыкова Л. Н. Предварительные итоги 2022 г. для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Адаптация или кризис? // Федерализм. 2023. Т. 28. № 1 (109). С. 99-118.

2. Уровень участия в рабочей силе населения по субъектам Российской Федерации // URL://https://rosstat. gov.ru/labour_force.

3. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации // URL://https://rosstat.gov.ru/ statistics/accounts.

4. Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации // URL:// https://rosstat.gov.ru/ folder/13397.

5. Отчет по форме 1-НМ // URL://https://www. nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_ analytics/forms/11912732/

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. Федеральный закон № 540-ФЗ от 27 ноября 2023 г. и Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

7. Староверова О. В. Анализ действующей модели налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2023. Т. 12. № 4. С. 85-89.

8. Бюджеты субъектов РФ в цифрах // URL:// https://bujet.ru/article/455168.php.

9. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2022 г. (по оперативным данным Федерального казначейства) // URL://https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Konsolid_,budjet_2022.docx.

10. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // URL://https:// www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_ razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_ razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_ rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/.

11. Сведения о регионах, в которых доля поступления НДФЛ в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, админи-стрируемых налоговыми органами, составляет более 50 % // URL://https://ach.gov.ru/upload/iblock/408/40872d27f 9dcaef0bf1d29d8ee78824c.pdf.

12. НДФЛ с совокупного дохода свыше 5 млн руб. рассчитывается по прогрессивной ставке // URL:// https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/.

13. Данные по формам статистической налоговой отчетности // URL://https://www.nalog.gov.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

14. Ликвидация теневой занятости позволила бы снизить ставку НДФЛ с 13 % до 11 % // URL://https:// ratings.ru/upload/iblock/bee/NCR_LaborStat_Dec2019.pdf.

References

1. Lykova L. N. Preliminary results of 2022 for the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation. Adaptation or crisis? // Federalism. 2023. Vol. 28. № 1 (109). P. 99-118.

2. The level of participation in the labor force of the population in the subjects of the Russian Federation // URL://https://rosstat.gov.ru/labour_force.

3. Gross regional product by subjects of the Russian Federation // URL://https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.

4. Average per capita income of the population in the Russian Federation // URL://https://rosstat.gov.ru/ folder/13397.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Report on form 1-NM // URL://https://www.nalog. gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/11912732/.

6. Federal Law № 540-FZ of November 27, 2023 and an Explanatory Note to the draft Federal Law «On the Federal Budget for 2024 and for the planning period of2025 and 2026».

7. Staroverova O. V. Analysis of the current model of taxation of income of individuals in the Russian Federation // Scientific research and development. The economics of the company. 2023. Vol. 12. № 4. P. 85-89.

8. Budgets of the subjects of the Russian Federation in figures // URL://https://bujet.ru/article/455168.php.

9. Execution of the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation in 2022 (according to the operational data of the Federal Treasury) // URL://https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Konsolid_,budjet_2022.docx.

10. Spatial development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025 // URL://https://www. economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/ strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/ strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_ federacii_na_period_do_2025_goda/.

11. Information about regions in which the share of personal income tax receipts in the total income of consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation administered by tax authorities is more than 50 % // URL://https://ach.gov.ru/upload/iblock/408/40872d27f 9dcaef0bf1d29d8ee78824c.pdf.

12. Personal income tax from total income over 5 million rubles is calculated at a progressive rate // URL:// https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/

13. Data on statistical tax reporting forms // URL:// https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/

14. The elimination of shadow employment would reduce the personal income tax rate from 13 % to 11 % // URL://https://ratings.ru/upload/iblock/bee/NCR_ LaborStat_Dec2019.pdf.

Информация об авторе

Н. В. Рубан-Лазарева - профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук.

Information about the author

N. V. Ruban-Lazareva - Professor of the Department of Taxes and Tax Administration of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 29.03.2021.

The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.