Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ / TAX REVENUES / INTER-BUDGET RELATIONS / REGIONAL BUDGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубур Ольга Васильевна, Каримова Елена Евгеньевна

Рассмотрены вопросы формирования налоговых доходов бюджета Алтайского края. Проанализировано влияние современной налоговой политики на доходы регионального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REVENUES OF THE BUDGET OF ALTAI KRAI: CURRENT STATE AND PROSPECTS

The issues of forming tax revenues of the Altai Krai budget are considered. The influence of modern tax policy on regional budget revenues is analyzed.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

алтайский вестник

государственной и муниципальной службы

lis^rn

2020 ^■

УДК 336.025

Ольга Васильевна Чу бур, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Елена Евгеньевна Каримова, магистрант направления подготовки «Финансы и кредит» Алтайского филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Рассмотрены вопросы формирования налоговых доходов бюджета Алтайского края. Проанализировано влияние современной налоговой политики на доходы регионального бюджета.

Ключевые слова: налоговые доходы, межбюджетные отношения, региональные бюджеты.

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

TAX REVENUES OF THE BUDGET OF ALTAI KRAI: CURRENT STATE AND PROSPECTS

Одним из важных приоритетов экономической политики государства на ближайшую перспективу является создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей функционирование бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и позволяющей реализовывать полномочия органов власти на всех уровнях управления.

Региональная и муниципальная власть, управляя подведомственной ей территорией в условиях ограниченных финансовых ресурсов, должна практически обеспечивать минимально необходимый уровень социальных потребностей.

Формирование налоговых доходов бюджетов разных уровней является очень сложным механизмом. Федеральные и региональные власти имеют различные цели ввиду различных закрепленных за ними предметов ведения. Обеспечение темпов эконо-

мического развития государства в целом может не отвечать интересам регионов и идти вразрез с решением их проблем. Обеспечение региональных бюджетов собственными источниками налоговых доходов должно поддерживать финансовую самостоятельность регионов и муниципальных образований. Различный уровень развития экономики в субъектах федерации, различная структура ВРП, различная налогооблагаемая база усложняют процессы установления нормативов отчислений в региональные и местные бюджеты и формирования межбюджетных трансфертов между бюджетами разных уровней.

Отсутствие возможности эффективного перераспределения налоговых доходов, как известно, требует высокой централизации доходов в федеральном бюджете и дальнейшего их перераспределения между регионами для обеспечения возможности осу-

ществления полномочий всех ветвей власти.

Одной из составляющей бюджетного устройства государства является система межбюджетных отношений, регулирующая не только разграничение расходных обязательств, распределение доходов между бюджетами разных уровней, но и вопросы формирования межбюджетных трансфертов. Перераспределение доходов бюджетной системы между территориями должно обеспечивать эффективную деятельность органов власти и местного самоуправления в направлении поддержания политической и социальной стабильности в настоящее время и на перспективу.

В настоящее время доля доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в общей сумме доходов бюджетов бюджетной системы РФ около 35% (табл. 1).

экономика и Финансы

Основные параметры бюджетов бюджетной системы РФ в 2018-2021 гг., млрд руб. [1]

Таблица 1

Показатель 2019 2020 2021 2022

Доходы, всего 39 082 40 434 42 536 44 887

%% ВВП 35,8 35,8 35,3 34,9

Федеральный бюджет 20 175 20 379 21 247 22 058

без учета межбюджетных трансфертов 20 127 20 359 21 241 22 058

Консолидированные бюджеты субъектов 13 376 14 122 14 836 15 616

без учета межбюджетных трансфертов 10 975 11 570 12 270 13 133

Государственные внебюджетные фонды 11 425 12 060 12 584 13 233

без учета межбюджетных трансфертов 7 981 8 505 9 025 9 696

Межбюджетные трансферты составляют менее 2% ВВП, что ниже среднемировых показателей (так, для развивающихся стран характерен показатель в 2,2%, для индустриальных -2,8%).

Эффективность представления межбюджетных трансфертов опре-

деляется соблюдением баланса интересов всех уровней власти: верхний уровень управления заинтересован в качественном контроле использования межбюджетных трансфертов при управлении региональными и местными финансами, нижестоящий уровень

управления при этом должен сохранять финансовую самостоятельность.

В 2020 г. прогнозная доля межбюджетных трансфертов в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 18%.

Таблица 2

Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов в 2018-2021 гг., млрд руб. [1]

Показатель 2019 2020 2021 2022

Доходы 13 376,0 14 122,1 14 836,3 15 616,3

%% ВВП 12,3 12,5 12,3 12,2

Собственные доходы 10 974,6 11 569,6 12 269,9 13 133,4

Межбюджетные трансферты 2 401,4 2 552,4 2 566,4 2 482,9

Наблюдается существенная дифференциация доли трансфертов по федеральным округам: от 11% в Центральном федеральном округе, до 64% в Северо-Кавказском федеральном округе.

Доля межбюджетных трансфертов в краевом бюджете Алтайского края составляет в 2020 г. около 48%, что значительно затрудняет эффективное осуществление возложенных на региональные и местные органы власти полномочий.

Величина и структура собственных доходов региональных бюджетов обусловлены структурой ВРП и величиной налогооблагаемой базы. В структуре валового регионального продукта Алтайского края существенно преобладают промышленность, сельское хозяйство, торговля. Данные виды деятельности формируют около 62% общего объема ВРП и 61,6% всех

налоговых отчислений в бюджетную систему региона.

Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ и бюджет Алтайского края за период 2016-2018 гг. представлена в таблице 3. В 2018 г. около 72% налоговых доходов, собранных на территории Алтайского края, было направлено на формирование консолидированного бюджета региона.

Состав налоговых доходов, пополнивших федеральный и региональный бюджеты, свидетельствует о ведущей роли НДС, НДФЛ и налога на прибыль (табл. 4).

В 2019 г. были внесены множественные поправки в НК РФ. Основная часть изменений вступает в силу с 01.01.2020. Проанализируем возможные последствия основных из них. Около 20% налоговых доходов бюдже-

та Алтайского края приходится на торговлю. В секторе малого и среднего предпринимательства действует 79,2% от общего числа хозяйствующих субъектов региона. Доля налогов, поступивших от субъектов малого и среднего предпринимательства, в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет края свыше 20%. Планируемое изменение налоговой политики относительно субъектов малого и среднего бизнеса существенно скажется на доходах регионального бюджета.

Большое количество новаций связано с грядущей отменой ЕНВД в 2021 г. В 2018 г. в местные бюджеты Алтайского края поступило этого налога 891 млн руб. Первое ограничение, вступающее в силу с 2020 г., -отмена ЕНВД для нерозничной торговли. В новой редакции п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ теперь особо огово-

алтайский вестник государственной и муниципальной службы

2020 ^■

рен запрет для применяющих ЕНВД товаров, подлежащих обязательной НК РФ введено законом «Об измене-проводить любые торговые сделки, маркировке, не относится к розничной ниях в НК РФ» № 325-Ф3. не относящиеся к категории «розни- торговле. Это новшество в ст. 346.27 ца». С 01.01.2020 розничная продажа

Таблица 3

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ и бюджет

Алтайского края (2016-2018 гг.), млрд руб. [2]

Регион Год Доходы, администрируемые налоговыми органами

Всего в федеральный бюджет в консолидированный бюджет субъекта РФ из него -в доходы местных бюджетов

Российская Федерация 2018 21 328 11 926 9 402 1 193

Алтайский край 83 22 61 14

Российская Федерация 2017 17 343 9 162 8 181 1 088

Алтайский край 79 23 56 13

Российская Федерация 2016 14 482 6 929 7 553 1 012

Алтайский край 73 20 53 12

Таблица 4

Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь-октябрь

2019 г., млн руб. [2]

Администрируемые доходы Поступило в консолидированный бюджет РФ в том числе:

в федеральный бюджет в консолидированный бюджет субъекта РФ

Всего поступило доходов 74 335,0 23 012,3 51 322,6

Налог на прибыль 14 396,6 1 701,7 12 695,0

НДФЛ 21 288,0 X 21 288,0

НДС 18 187,7 18 187,7 X

Акцизы 4 138,6 143,0 3 995,6

Налог на имущество физических лиц 353,5 X 353,5

Налог на имущество организаций 4 317,5 X 4 317,5

Транспортный налог 1 201,8 X 1 201,8

Земельный налог 1 362,6 X 1 362,6

НДПИ 418,4 158,4 260,0

Остальные налоги и сборы 8 670,2 2 821,6 5 848,6

В целом режиму ЕНВД отдают предпочтение треть субъектов МСП. После отмены ЕНВД компаниям придется выбирать: переходить на общую систему налогообложения или пользоваться УСН. Индивидуальные предприниматели могут выбрать еще и патентную систему (ПСН). Общий режим для субъектов МСП невыгоден ни с точки зрения налогового

бремени, ни с точки зрения учетной нагрузки на бухгалтера. В этом случае организациям придется платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество организаций, индивидуальным предпринимателям - НДФЛ и НДС. Патентная система налогообложения схожа с ЕНВД, она распространяется на оговоренные в законодательстве виды деятельности с определенными

ограничениями, в частности максимальный объем выручки 60 млн рублей в год и не более 15 человек штатных сотрудников. Но этим вариантом могут воспользоваться только ИП.

По нашему мнению, отмена ЕНВД крайне отрицательно отразится на собственных налоговых доходах региона. Часть малого бизнеса прекратит существование путем доброволь-

экономика и Финансы

ного закрытия по причинам нецелесообразности или банкротства, часть компаний перейдет к применению схем агрессивной налоговой оптимизации, например, к методам искусственного «дробления бизнеса» с использованием номинальных структур и лиц, формального документооборота. Очевидно, некоторые уже устоявшиеся легальные предприятия будут вынуждены перейти в теневой сектор.

Часть налогоплательщиков с ЕНВД перейдут на упрошенную систему налогообложения. Поступления от бизнеса, находящегося на упрощенной системе налогообложения, зачисляются в основной массе в региональный бюджет, местным бюджетам от УСН определен норматив в размере 10% от суммы, собранной на территории. Таким образом, с отменой ЕНВД, безусловно, ожидается перераспределение доходов от специальных налоговых режимов между областным и местными бюджетами. Минфин России в настоящее время определяет механизмы компенсации выпадающих в связи с отменой ЕНВД доходов местных бюджетов, обсуждаются разные варианты. Наиболее вероятный вариант - муниципалитетам будет передан дополнительный норматив поступлений от предпринимателей, находящихся на УСН. И скорее всего норматив будет дифференцированным, ведь ситуация в регионах различается.

На наш взгляд, проблем можно избежать, изменив структуру межбюджетных отношений и усовершенствовав оставшиеся налоговые режимы для предпринимателей.

Во-первых, если видов деятельности, на которых возможен патент, меньше, чем по ЕНВД, может быть, нужно

расширить список работ, которым можно работать на патенте.

Во-вторых, можно поднять лимиты по выручке для работы на упрощенной системе налогообложения (УСН) с нынешних 150 млн руб. до 200 млн руб. в год, чтобы больше предприятий, использующих ЕНВД, могли перейти на УСН.

В-третьих, необходимо упростить фискальную отчетность для компаний на УСН - обязательное использование онлайн-касс для таких компаний уже сейчас позволяет это сделать. Если в УСН ФНС уже видит все кассы, то нет необходимости требовать такую отчетность в бумажном или электронном виде.

Второе существенное изменение налоговой политики, влияющее на формирование налоговых доходов региона, касается налога на имущество физических лиц. Налога на имущество физических лиц в 2018 г. было собрано в Алтайском крае 910 млн руб.

С 2020 г. по всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно делать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости. В НК РФ появилось условие, что налоговой базой по налогу на имущество в 2020 г. является кадастровая стоимость для жилых помещений, гаражей и машиномест, садовых домов, жилых и хозяйственных строений или сооружений, которые организация разместила на земельных участках, предназначенных для личного подсобного хозяйства, огородничеств, садоводств или индивидуального жилищного строительства, объектов незавершенного строительства (п. 70 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона от 28.11.2019

№ 379-Ф3). Объем поступления от индивидуальных жилых домов при новой системе по оценке ФНС снизится в 3,3 раза, бюджет Алтайского края недополучит 113,9 млн руб. Алтайский край переходит на новую модель в числе последних регионов РФ. Причина сугубо прагматичная - нежелание региональных властей потерять в суммах собираемых налогов.

Формирование и распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы направлено на обеспечение всех уровней власти необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления своих полномочий. Изменение налогообложения физических и юридических лиц, осуществляемое в настоящее время, существенно влияет на уровень собственных доходов региональных и местных бюджетов. Различная степень экономического развития субъектов РФ усложняет процесс квотирования налоговых доходов. Любое изменение в системе налогообложения должно сопровождаться анализом влияния этих процессов на величину собственных доходов бюджетов, что позволит усилить самостоятельность субъектов Российской Федерации в их экономическом развитии.

1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Налоговый паспорт Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: https://analytic.nalog.ru (дата обращения: 10.02.2020).

Olga Vasilevna Chubur, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Barnaul, Russia) Elena Evgenievna Karimova, Master's Degree program student in the direction of «Finance and Credit» of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The issues of forming tax revenues of the Altai Krai budget are considered. The influence of modern tax policy on regional budget revenues is analyzed.

Keywords: tax revenues, inter-budget relations, regional budgets.

Й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.