Научная статья на тему 'Стимулирование роста налоговых доходов муниципальных образований в Ивановской области'

Стимулирование роста налоговых доходов муниципальных образований в Ивановской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГ / ДОХОД / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGION / INCENTIVES / TAX / INCOME / MUNICIPAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Д.C., Онопюк Е.Ю.

В статье раскрывается необходимость стимулирования муниципальных образований в повышении налоговых доходов местных бюджетов. Проведен анализ основных положений методик и порядка стимулирования повышения налогового потенциала муниципальных образований в регионах страны. Определены виды налоговых доходов, которые могут быть направлены в местные бюджеты в случае увеличения их с данных территорий и которые зачисляются в областной бюджет с целью стимулирования усилий муниципалитетов по повышению инвестиционной привлекательности. Автором предлагается упрощенный Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций с целью стимулирования роста налоговых доходов на территориях муниципальных образований в Ивановской области, что позволит развить заинтересованность и обеспечить дальнейшее увеличение объемов налоговых поступлений в местные бюджеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATING THE GROWTH OF TAX REVENUES OF MUNICIPAL FORMATIONS IN THE IVANOVO REGION

The article updates the importance of tax revenues of municipalities. As a result of the author's research, the types of tax returns are determined that can be sent to local budgets in case of their increase from these territories and which are credited to the regional budget. The analysis of the main provisions of the methods and procedures to stimulate the increase in the tax potential of municipalities was carried out. The author proposes a simplified procedure for the provision of other interbudgetary transfers in the form of grants to stimulate the growth of tax revenues in the municipalities in the Ivanovo region, which will help develop interest and ensure a further increase in tax revenues to local budgets.

Текст научной работы на тему «Стимулирование роста налоговых доходов муниципальных образований в Ивановской области»

УДК 336.2

СТИМУЛИРОВАНИЕ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ИВАНОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Д. С. Гришина

Ивановский государственный политехнический университет

Е.Ю. Онопюк

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Ивановский филиал)

В статье раскрывается необходимость стимулирования муниципальных образований в повышении налоговых доходов местных бюджетов. Проведен анализ основных положений методик и порядка стимулирования повышения налогового потенциала муниципальных образований в регионах страны. Определены виды налоговых доходов, которые могут быть направлены в местные бюджеты в случае увеличения их с данных территорий и которые зачисляются в областной бюджет с целью стимулирования усилий муниципалитетов по повышению инвестиционной привлекательности. Автором предлагается упрощенный Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций с целью стимулирования роста налоговых доходов на территориях муниципальных образований в Ивановской области, что позволит развить заинтересованность и обеспечить дальнейшее увеличение объемов налоговых поступлений в местные бюджеты.

Ключевые слова: регион, стимулирование, налог, доход, муниципальное образование

В последние годы главной задачей, которая решается в регионах страны, является повышение заинтересованности муниципальных образований в увеличении налоговых доходов. Работа по повышению налоговых доходов ведется постоянно и системно. В каждом регионе используются различные механизмы и инструменты стимулирования повышения налоговых доходов.

При стимулировании муниципальных образований в наращивании налоговых доходов Министерство финансов РФ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ, в первую очередь, активнее использовать предоставленное Бюджетным кодексом РФ право по передаче единых и дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в местные бюджеты. Кроме того, рекомендуется создать особые стимулы для муниципальных образований по двум направлениям[1]:

- устанавливать для активных муниципалитетов «повышенные» нормати-

вы отчислений от региональных и федеральных налогов по сравнению с другими видами муниципальных образований;

- расширять практику применения в субъектах Российской Федерации механизмов распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, за достижения в развитии налогового потенциала.

Предложение о применении механизма - иные межбюджетные трансферты поощрительного характера за достижение наилучших показателей по увеличению налогового потенциала муниципальных образований - в работе будет исследовано на примере Ивановской области, где данный механизм отсутствует. Для разработки предложений по стимулированию муниципальных образований в Ивановской области по повышению налоговых доходов необходимо определить виды налоговых доходов, которые могут быть направлены в местные бюджеты в случае увеличения их с данных территорий и которые зачисляются в областной бюджет.

Среди всех налоговых доходов областного бюджета приоритетным, в качестве стимулирования муниципальных образований районов и поселений, может быть только налог при упрощенной системе налогообложения (УСН), т.к. он поступает от организаций малого бизнеса, инвестиции которых могут быть привлечены на территорию муниципального образования. Такой налог как налог на имущество организаций не может являться источником стимулирующих межбюджетных трансфертов для названных типов муниципалитетов, поскольку крупные организации, находящиеся на общей системе налогообложения, осуществляют свою деятельность, в основном, в городских округах.

Налог по УСН передается, например, в Московской, Тюменской, Улья-

Диаграмма наглядно показывает, что на протяжении пяти лет налоги на совокупный доход растут незначительно - с 1654,4 млн. руб. в 2016 году до прогнозируемых 2051,1 млн. руб. в 2020 году, т. е. на 19,3%. В 2017 году доля налога по УСН составила всего 9,7% в общей сумме налоговых доходов. В 2019 году поступления планируется увеличить не более чем на 3,6%.

В таблице 1 представлены данные о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с при-

новской, Челябинской и др. областях. Налог по УСН может быть передан в определенной доле, как, например, принято в Ненецком Автономном округе. Администрация НАО установила с 1 января 2018 года единые нормативы отчислений от налога УСН в местные бюджеты - в размере 25 % от налога, взимаемого на территории соответствующего муниципального образования [12].

Для городских округов источниками стимулирующих межбюджетных трансфертов могут быть все налоги, зачисляемые в областной бюджет, т.е. и налог на прибыль, и налог на имущество юридических лиц.

Проведем анализ налоговых доходов областного бюджета Ивановской области с целью выявления доли налога по УСН в общем объеме доходов.

менением упрощенной системы налогообложения по итогам 2015 -2017 г.г. по Ивановской области, составленные на основе отчета ФНС по субъектам РФ [13]. При упрощенной системе налогообложения уплачивается три вида налога -с дохода (6%), с доходов, уменьшенных на величину расходов (15%) и минимальный налог, подлежащий уплате за налоговый период. Третий вид налога настолько незначительный по сумме, что мы не будем принимать его во внимание при анализе.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

тм

% % Ул У,

2016 год 2017 год 2018 2019 год 2020 год (факт) (план) (прогноз) (прогноз) (прогноз)

Государственная пошлина и прочие налоги

I Имущественные налоги

X Налоги на совокупный доход

^ Акцизы

Тл Налоги на прибыль, доходы

Диаграмма 1. Состав и структура налоговых доходов областного бюджета Ивановской области в 2016-2020 гг. [10]

Таблица 1

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам 2015 -2017 г.г. по Ивановской области (Форма № 5-УСН) тыс.руб.

Наименование показателей 2015 2016 2017

А 1 2 3

Налоговая база - доходы 19 947 925 21 654 052 24 349 521

Налоговая база - доходы, уменьшенные на величину расходов 4390355 5 778 082 7 193 499

Сумма исчисленного за налоговый период налога, всего, в т.ч. 1 721 272 1 968 169 2 195 951

налога с доходов 1 196 945 1 299 286 1 414 144

налога с доходов, уменьшенных на величину расходов 524 327 668 883 781 807

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, всего, в т.ч. 1 255 613 1 460 888 1 628 682

налога с доходов 815 600 889 569 968 392

налога с доходов, уменьшенных на величину расходов 440 013 571 319 660 290

Сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период 229 132 2 5

Из таблицы 1 следует, что большая часть плательщиков налога уплачивают налог с дохода. Это организации, у которых либо слишком низкие расходы, либо нет необходимости их учитывать. Сумма налога с доходов, уменьшенных на величину расходов занимает незначительный удельный вес, всего 30,46% в 2015 году и чуть выше - 32,6% в 2017 году. Этот налог уплачивают организации, занимающиеся производственной деятельностью, где расходы в цене товара существенны.

Таким образом, можно утверждать, что передача единого налога при упрощенной системе налогообложения в качестве иных межбюджетных трансфертов для стимулирования всех муниципальных образований, кроме городских округов, по росту налоговых доходов в сумме, дополнительно поступивших с территорий муниципальных образований, является наиболее оптимальным.

Механизмы стимулирования повышения налоговых доходов муници-

пальных образований в регионах, где региональные власти заинтересованы в повышении финансовой самостоятельности муниципалитетов, разнообразны. В большинстве для этой цели проводятся рейтинги инвестиционной привлекательности муниципальных образований, которые не только дают дополнительные возможности для развития территории и являются реальными инструментами экономического роста но и позволяют наращивать налоговые доходы (к примеру, в Челябинской области объем финансового поощрения муниципальных образований — лидеров составляет 2 млн руб., в Свердловской области — около 10 млн руб., в Курганской области наиболее эффективные муниципалитеты получат от 1 до 2 млн. руб. [11].

Начало стимулированию роста налоговых доходов регионов было положено на федеральном уровне. С этой целью Правительством Российской Федерации в 2011 году был создан Фонд развития налогового потенциала [14], из которого субъ-

ектам РФ, достигшим наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала, предоставлялись межбюджетные трансферты в форме дотаций в соответствии с Методикой стимулирования [4]. В следующем году Фонд не создавался в федеральном бюджете. Однако в последствии стимулирование субъектов РФ возобновилось в 2015 году.

В свою очередь, многие субъекты Российской Федерации также разработали собственные методики стимулирования органов местного самоуправления по достижению высоких результатов повышения налогового потенциала муниципального образования. Проанализируем несколько нормативных актов различных регионов (Карелии, Красноярского края, Владимирской области и Самарской области) по отдельным аспектам и выявим их преимущества и недостатки, с целью разработки предложения для Ивановской области.

В Карелии утверждена Методика распределения межбюджетных трансфертов на стимулирование органов местного самоуправления за достижение наилучших результатов по увеличению налогового потенциала бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия [5] Министерством финансов для предоставления стимулирующих межбюджетных трансфертов отбираются 7 муниципальных образований из 2-х городских округов и 16-ти муниципальных районов. Период, который берется для оценки результатов по увеличению налогового потенциала муниципалитета, составляет три года - отчетный год и два предшествующие отчетному году. Средства в целях стимулирования предоставляются в форме иных межбюджетных трансфертов. Не оспаривая достоинства методики, следует сделать критическое замечание, что при оценке увеличения налогового потенциала городского округа или муниципального района в сфере использования муниципального имущества и земельных участков, показатель «объем задолженности по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества и земельных участков...» не

связан с налогами, это неналоговый доход и повлиять на рост налоговых доходов не может.

В Красноярском крае утвержден «Порядок, условия предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Красноярского края за содействие развитию налогового потенциала, а также методика оценки муниципальных образований по показателям, характеризующим развитие налогового потенциала, порядок распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Красноярского края по результатам оценки и представления ими отчетности об использовании средств иных межбюджетных трансфертов» [6].

В методике Красноярского края также вызывает сомнение необходимость применения оценочных показателей - объем задолженности по доходам от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков; численность постоянного населения муниципального образования на конец года. Право на получение субсидий имеют 20 муниципальных образований из 61 (17 городских округов и 44 муниципальных района), в соответствии с рейтингом по комплексной оценке, характеризующей развитие налогового потенциала за отчетный год.

Во Владимирской области, по нашему мнению, показатели оценки усилий муниципальных образований по наращиванию налоговых доходов наиболее оптимальны. Однако, есть такие, которые никак не связаны с налоговыми доходами, а больше отвечают бюджетной эффективности (выделены нами курсивом) и которые, по нашему мнению, следует исключить из Методики, поскольку нормативный акт направлен на поощрение муниципальных образований, достигших наилучших ре-

зультатов по увеличению налогового потенциала.

Постановлением Губернатора средства на сбалансированность местных бюджетов предоставляются муниципальным образованиям Владимирской области, обеспечившим наилучшие результаты увеличения налогового потенциала в форме дотаций, исходя из ежегодного объема, установленного законом Владимирской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по следующим показателям [9]:

- прирост поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования относительно соответствующего периода прошлого года в сопоставимых условиях;

- прирост поступления местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) бюджета муниципального образования относительно соответствующего периода прошлого года в сопоставимых условиях;

- отношение суммы недоимки по налоговым платежам, зачисляемым в местный бюджет, к объему налоговых доходов бюджета муниципального образования;

- сокращение задолженности бюджету муниципального образования по доходам от сдачи в аренду имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за отчетный год;

- соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных представительными органами местного самоуправления, к общему объему поступивших местных налогов;

- наличие нормативно-правового акта, устанавливающего порядок ежегодной оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов;

- отношение дефицита бюджета к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования;

- отношение объема муниципального долга к общему объему доходов бюджета муниципального образования (без учета безвозмездных поступлений);

- прирост поступления налога на доходы физических лиц в бюджет муниципального образования относительно соответствующего периода прошлого года в сопоставимых условиях;

- отношение суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц, зачисляемому в бюджет муниципального образования, к объему налога на доходы физических лиц в сопоставимых условиях.

Оценка измеряется в баллах и проводится по каждому муниципальному образованию отдельно путем суммирования полученных баллов. Увеличение налогового потенциала по каждому из перечисленных показателей оценивается в границах роста от 5% - 2 балла, до 20% - 10 баллов. При этом городские округа и муниципальные районы, набравшие наибольшее количество баллов, получают не более 10 000 тыс. рублей от суммы распределяемых средств, городские и сельские поселения, имеющие наилучшие результаты среди оцениваемых муниципальных образований, получают не более 2 000 тыс. рублей.

При всей простоте методики оценки муниципальных образований следует отметить, что выше представленные показатели решают скорее проблему сбалансированности местных бюджетов, чем увеличения налогового потенциала.

В Краснодарском крае в 2018 году на основе Приказа Министерства финансов от 29 июня 2018 года N 331 формируется рейтинга городских округов и муниципальных районов Краснодарского края по привлечению инвестиций и увеличению налогового потенциала муниципальных образований [2]. Комплексная оценка муниципальных образований проводится Министерством на основании: показателей среднего темпа роста расчетных поступлений отдельных налоговых доходов консолидированного бюджета Краснодарского края на территориях муниципальных образований за отчетный

финансовый год и 2 года, предшествующие отчетному финансовому году (по данным Министерства).

В группу налогов, по которым рассчитывается объем поступлений отдельных налоговых доходов консолидированного бюджета Краснодарского края на территории муниципального образования включаются следующие налоги:

1) налог на доходы физических

лиц;

2) налоги на совокупный доход (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимальный налог; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения);

3) налог на имущество организаций.

По результатам рейтинга Приказом Министерства финансов Краснодарского края от 19.10.2018 года № 486 пять муниципальных образований получили дотации в сумме от 25 млн.руб. (Бело-глинский район) до 5 млн.руб. (город-курорт Геленджик) [3].

В Кировской области стимулирование повышения налоговых доходов местных бюджетов осуществляется в виде предоставления Грантов (иные межбюджетные трансферты). Постановлением Правительства Кировской области от 18.05.2017 г. № 65/253 утвержден «Порядок предоставления и методика распределения грантов муниципальным районам (городским округам) за развитие налогового потенциала и увеличение поступлений доходов в областной и местные бюджеты» [7]. Гранты предоставляются в форме иных межбюджетных трансфертов муниципальным районам (городским округам), набравшим по итогам отчетного финансового года наибольшее количество баллов по показателям, характеризующим развитие налогового потенциала и увеличение поступлений доходов в областной и местные

бюджеты. Среди перечня показателей следует отметить следующие:

- увеличение поступлений налога на доходы физических лиц от проведения работы по снижению численности неформально занятого населения и повышению уровня заработной платы в отчетном году;

- увеличение количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за отчетный год;

- увеличение поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетный год.

Данные показатели сравниваются за отчетный и предшествующий отчетному годам. Единственным недостатком методики стимулирования является отсутствие показателей по местным налогам - земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

В Самарской области нормативный акт принципиальным образом отличается от выше названных [8]. Во-первых, в нем предусмотрено предоставление 4-х дотаций в целях стимулирования:

- организации лучшей практики управления муниципальными финансами;

- роста налогового потенциала территории муниципального образования в связи с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области деятельности по привлечению инвестиций (предметом нашего внимания будет именно эта дотация, поскольку практика ее предоставления может быть применена в любом регионе);

- роста налогового потенциала территории муниципального образования в связи с осуществлением нефтедобычи;

- роста налогового потенциала территории муниципального образования в связи с созданием органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области условий для развития сельскохозяйственного производства;

Во-вторых, оценка налогового потенциала муниципального образования увязана с деятельностью по привлечению инвестиций.

В-третьих, стимулирующее значение имеет и объем дотаций - в размере, эквивалентном объему налоговых платежей, поступивших в областной бюджет от юридических лиц - производителей товаров, работ, услуг, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории муниципальных образований Самарской области. Дотация предоставляется ежегодно в течение трех лет в размере, соответствующем сумме следующих налоговых платежей, фактически уплаченных в областной бюджет инвестором в рамках реализации инвестиционного проекта по итогам года:

- налог на прибыль организаций (с корректировкой на уточненную налоговую декларацию);

- налог на доходы физических лиц, удерживаемый организацией в качестве налогового агента;

- налог на имущество организаций;

- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, усилия муниципальных образований стимулируются достаточно значительными дополнительными поступлениями дотаций в размере не местных налогов, а налогов, поступающих в областной бюджет. В случае если, до истечения трех лет со дня предоставления дотации местному бюджету, произошел перерасчет суммы уплаченных инвестором налогов, в сторону ее увеличения или уменьшения, то производится перерасчет суммы дотации, предоставляемой местному бюджету в соответствующую сторону -увеличения или уменьшения.

В - четвертых, если в Карелии, Красноярском крае возможные получатели средств ограничены количественно, то в Самарской области все муниципальные образования допускаются к участию в получении дотаций. Они должны только соответствовать следующим критериям

отбора: на территории муниципального образования Самарской области инвестором реализуется инвестиционный проект, соответствующий требованиям; между органом местного самоуправления муниципального образования в Самарской области и инвестором заключено инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта, соответствующее требованиям.

Еще один аспект, на который следует обратить внимание, - объемы средств для стимулирования муниципальных образований. В Самарской области дотации на стимулирование организации лучшей практики управления муниципальными финансами определены в размере 50 млн. рублей, а на остальные дотации - в пределах остатка средств, предусмотренных в областном бюджете на предоставление дотаций. В нормативных актах Карелии и Красноярского края объем средств не определен, он предусматривается законами о региональных бюджетах. Данные о распределении средств на стимулирование свидетельствуют, что их суммы не столь велики, чтобы повысить финансовую самостоятельность местных бюджетов, но вполне достаточны для стимулирующего эффекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно отметить, что форма межбюджетных трансфертов в разных регионах различна - иные межбюджетные трансферты в Карелии, в Красноярском крае, дотации во Владимирской, Самарской областях, Краснодарском крае, гранты в форме иных межбюджетных трансфертов в Кировской области. Различаются и показатели для оценки усилий муниципальных образований по наращиванию налогового потенциала и росту налоговых доходов. Проведенный анализ основных положений методик и порядка стимулирования повышения налогового потенциала муниципальных образований указывает на необходимость выработки единого подхода к данному процессу.

Во-первых, в качестве оценочного показателя следует выбрать только один -

показатель прироста налоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта РФ (он автоматически будет отражать все вышеназванные показатели, поскольку они формируют налоговую базу), который реально показывает усилия муниципальных образований по увеличению налогового потенциала.

Во-вторых, предоставление средств для стимулирования муниципальных образований должно осуществляться в форме дотаций, расходование которых не обременено условиями расходования, только в этом случае муниципальные органы смогут самостоятельно распорядиться полученными средствами и направить их на мероприятия, которые могут приносить дополнительные доходы в местный бюджет. Стимулом к исключению нецелевого использования дотаций может являться механизм предоставления средств аналогично принятому в Самарской области: дотации предоставляются в объеме налоговых платежей, поступивших в областной бюджет от осуществляемых инвестиционных проектов на территории муниципальных образований Самарской области, тем самым повышается заинтересованность местных органов власти направлять дотации на развитие налогового потенциала.

Для стимулирования роста налоговых доходов на территориях муниципальных образований в Ивановской области нами предлагается Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций, содержащий основные положения, который исполнительным органом Правительства Ивановской области может быть доработан и усовершенствован. Основные положения Порядка включают:

1. Иные межбюджетные трансферты в форме дотации предоставляются за счет средств областного бюджета местным бюджетам в объеме налоговых платежей, дополнительно поступивших в областной бюджет от юридических лиц -производителей товаров, работ, услуг, вновь осуществляющих инвестиционную деятельность на территории муници-

пальных образований Ивановской области.

2. Муниципальные образования допускаются к участию в распределении дотаций при условии соответствия следующим критериям отбора:

- на территории муниципального образования юридическим лицом, зарегистрированным на территории муниципального образования Ивановской области после 1 января 20..... года, реализуется инвестиционный проект стоимостью не более 500 млн. рублей;

- между органом местного самоуправления муниципального образования и юридическим лицом заключено инвестиционное соглашение после 1 января 20..... года о реализации инвестиционного проекта, определены срок вложения инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, в котором определено количество создаваемых рабочих мест, права и обязанности сторон, предусматривающие их участие в реализации инвестиционного проекта, формы предоставляемой поддержки, финансовые обязательства юридического лица по реализации инвестиционного проекта и прогноз налоговых платежей в областной бюджет на срок действия Соглашения.

3. Обязательствами органа местного самоуправления муниципального образования при реализации инвестиционного проекта являются:

- участие в подборе и (или) предоставлении юридическому лицу земельного участка;

- участие в обустройстве земельного участка для целей реализации инвестиционного проекта (строительство и ремонт дорог, очистка земельного участка от строительного мусора и сорной растительности, демонтаж прежних строительных конструкций, удаление существующего покрытия земельного участка и восстановление верхнего слоя чистым грунтом, содействие в подключении к коммуникациям и объектам инфраструктуры и другие обязательства).

4. Дотация муниципальному образованию предоставляется ежегодно в течение 3 лет в размере, соответствующем сумме следующих налоговых платежей, фактически уплаченных в областной бюджет юридическим лицом в рамках реализации инвестиционного проекта по итогам каждого года:

- налог на прибыль организаций (с корректировкой на уточненную налоговую декларацию);

- налог на имущество организаций;

- налог на доходы физических лиц, удерживаемый организацией в качестве налогового агента;

- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

5. Дотация предоставляется Департаментом финансов Ивановской области по итогам года, предшествующего первому обращению органа местного самоуправления муниципального образования за получением дотации, на которое было получено извещение о предоставлении дотации от Департамента экономического развития и торговли Ивановской области, а также текущего и последующего за ним годов. В целях получения дотации орган местного самоуправления муниципального образования ежегодно до 1 мая представляет в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области следующие документы:

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявки;

- справка о начисленных и перечисленных суммах налоговых платежей в областной бюджет, заверенная налоговым органом, в котором юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика;

- копии налоговых деклараций, в том числе уточненных, по налоговым платежам в областной бюджет за истекший налоговый период с отметкой нало-

гового органа, в котором юридическое лицо зарегистрировано в качестве налогоплательщика;

- копия заявления юридического лица в налоговый орган, в котором он поставлен на налоговый учет по месту своего нахождения, о согласии на передачу указанным налоговым органом в Департамент экономического развития и торговли Ивановской области и орган местного самоуправления муниципального образования информации о начисленных и уплаченных налоговых платежах в областной бюджет согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации в течение шести лет с момента подписания данного заявления;

- копия Соглашения;

- информация о реализуемом инвестиционном проекте (фактическая стоимость инвестиционного проекта, количество созданных рабочих мест, информация об исполнении обязательств со стороны органа местного самоуправления муниципального образования по реализации инвестиционного проекта, указанных в Соглашении).

6. Департамент экономического развития и торговли Ивановской области осуществляет прием документов и в течение 10 рабочих дней после даты окончания приема документов проверяет соответствие представленных документов критериям отбора и направляет органу местного самоуправления муниципального образования извещение о предоставлении дотации или об отказе в предоставлении дотации.

7. В случае если до истечения трех лет со дня предоставления дотации местному бюджету произошел перерасчет суммы уплаченных юридическим лицом налогов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в сторону ее увеличения, Департамент финансов производит перерасчет суммы дотации, предоставляемой местному бюджету.

В случае если до истечения трех лет со дня предоставления дотации местному бюджету произошел перерасчет

суммы уплаченных юридическим лицом налогов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в сторону ее уменьшения, указанная сумма уменьшения компенсируется Департаментом финансов за счет сокращения в эквивалентном размере других видов дотаций, предусмотренных данному муниципальному образованию, а в случае невозможности такого сокращения Департамент финансов направляет в адрес главы муниципального образования требование о возврате данной суммы дотации.

Предложенный упрощенный Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на стимулирование роста налоговых доходов на территории муниципальных образований в Ивановской области в связи с осуществлением органами местного самоуправления усилий по привлечению инвестиций позволит развить заинтересованность и обеспечить дальнейшее увеличение объемов налоговых поступлений в местные бюджеты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо Минфина России от 15.02.2017 N 06-04-11/8667 «О направлении Рекомендаций органам государственной власти субъектов РФ, являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, по организации работы с муниципальными образованиями по достижению показателей экономического развития субъекта РФ в рамках исполнения консолидированного бюджета РФ»// Информационно-справочная система «Консультант» [Электронный ресурс]/ ИСС «Консультант» www.consultant.ru. (Дата обращения 06.04.2019).

2. Приказ Министерства финансов Краснодарского края от 29. 06.2018 года N 331 «Об утверждении методики формирования рейтинга городских округов и муниципальных районов Краснодарского края по привлечению инвестиций и увеличению налогового потенциала муниципальных образований» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.- URL http://docs.cntd.ru/document/543638211. (Дата обращения 06.04.2019).

3. Приказ Министерства финансов Краснодарского края от 19.10.2018 года № 486 "О распределении дотаций из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края за достижение наилучших

результатов по привлечению инвестиций и увеличению налогового потенциала муниципальных образований Краснодарского края в 2018 го-ду"[Электронный ресурс]//Министерство финансов Краснодарского края.-URL https://www.minfinkubani.ru/decree minfin/detail.ph p?ID=10500&IBLOCK ID=98&str date=(Дата обращения 25.02.2019).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. № 798 О распределении в 2011 году дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала [Электронный ресурс]// Официальный сайт Правительства РФ.-URL http://government.ru/docs/all/78964/ (Дата обращения 25.03.2019).

5. Постановление Правительства Республики Карелия от 13.09. 2012 г. N 288-П «Об утверждении Методики распределения межбюджетных трансфертов на стимулирование органов местного самоуправления за достижение наилучших результатов по увеличению налогового потенциала бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Карелия»// Информационно-справочная система «Консультант» [Электронный ресурс]/ ИСС «Консультант» www.consultant.ru. (Дата обращения 06.04.2019).

6. Постановление Правительства Красноярского края от 12.08.2014 345-п «Об утверждении Порядка, условий предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края за содействие развитию налогового потенциала, а также методика оценки муниципальных образований по показателям, характеризующим развитие налогового потенциала, порядка распределения субсидий бюджетам бюджетам муниципальных образований Красноярского края по результатам оценки и представления ими отчетности об использовании средств субсидий» [Электронный ресурс]// Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края.- URL http://zakon.krskstate.ru/ (дата обращения 01.04.2019).

7. Постановление Правительства Кировской области от 18. 05. 2017 года № 65/253 «О стимулировании муниципальных образований Кировской области за развитие налогового потенциала и увеличение поступлений доходов в областной и местные бюджеты» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/973062489 (дата обращения 01.04.2019).

8. Постановление Правительства Самарской области от 22. 02. 2013 года № 50 «Об утверждении Порядка расчета и предоставления из областного бюджета местным бюджетам дотаций на стимулирование повышения качества управления

муниципальными финансами» (с изменениями на 27 июля 2018 года)

http://docs.cntd.ru/document/464001366

9. Постановление Губернатора Владимирской области от 03.11.2011№ 1200 «Об утверждении Порядка распределения и предоставления части средств на сбалансированность местных бюджетов бюджетам муниципальных образований Владимирской области, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал Администрации Владимирской области.- URL: http://avo.ru/administration/documents/all/6792-1 (дата обращения 15.03.2019).

10. Бюджет для граждан [Электронный ресурс] // Департамент финансов Ивановской области.- URL: http ://df.ivanovoobl.ru/regionalnve -finansv/bvudzhet-dlva-grazhdan/ (дата обращения: 05.04.2019).

11. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: Изменение баланса интересов государственной власти и местного самоуправления [Электронный ресурс] / Под ред. Е.С. Шугриной. — М: Изд-во «Проспект», 2017. — 484 с. URL:

JEL code: R11

http://okmo.news/bitem.php722 (дата обращения: 28.03.2019).

12. С 2018 года в бюджеты муниципальных образований НАО будет поступать дополнительный налог [Электронный ресурс]// Ненецкое информационное агентство - 24.- URL: http://nao24.ru/ekonomika/2744-s-2018-goda-v-bvudzhetv-municipalnvh-obrazovaniv-nao-budet-postupat-dopolnitelnyy-nalog.html (дата обращения: 30.03.2019).

13. Сводные отчеты в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба.- URL: https://www.nalog.ru/rn37/related activities/statistics

and analvtics/forms/#t2 (дата обращения: 01.04.2019).

14. Фонд развития налогового потенциала [Электронный ресурс] //Министерство финансов Российской Федерации URL: https://www.minfin.ru/common/upload/librarv/2011/ 12/Fond razvitiva nalogovogo potentsiala.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

Рукопись поступила в редакцию 08.04.2019г.

STIMULATING THE GROWTH OF TAX REVENUES OF MUNICIPAL FORMATIONS IN THE IVANOVO REGION

D.C. Grishina

Ivanovo State Polytechnic University

E.Yu. Onopuk

Russian Economic University. G. V. Plekhanov (Ivanovo branch)

The article updates the importance of tax revenues of municipalities. As a result of the author's research, the types of tax returns are determined that can be sent to local budgets in case of their increase from these territories and which are credited to the regional budget. The analysis of the main provisions of the methods and procedures to stimulate the increase in the tax potential of municipalities was carried out. The author proposes a simplified procedure for the provision of other interbudgetary transfers in the form of grants to stimulate the growth of tax revenues in the municipalities in the Ivanovo region, which will help develop interest and ensure a further increase in tax revenues to local budgets.

Keywords: region, incentives, tax, income, municipal education

References

1. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated February 15, 2017 N 06-04-11 / 8667 "On sending Recommendations to state authorities of the constituent entities of the Russian Federation who are recipients of subsidies to equalize the budget provision of the constituent entities of the Russian Federation on the organization of work with municipalities to achieve economic development indicators subject of the Russian Federation in the framework of the implementation of the consolidated budget of the Russian Federation "// Information and reference system" Consultant "[Electronic resource] / ISC" Consultant "www.consultant.ru. (The date of appeal is 04/06/2019)

2. Order of the Ministry of Finance of the Krasnodar Territory dated 29. 06.2018, N 331 "On approval of the method of forming the rating of urban districts and municipal districts of the Krasnodar Territory for attracting investments and increasing the tax potential of municipalities" [Electronic resource] // Electronic fund of legal and regulatory and technical documentation.- URL http://docs.cntd.ru/document/543638211. (The date of appeal is 04/06/2019)

3. Order of the Ministry of Finance of the Krasnodar Territory of October 19, 2018 No. 486 "On the distribution of subsidies from the regional budget to the local budgets of municipalities of the Krasnodar Territory for achieving the best results in attracting investments and increasing the tax potential of municipalities of the Krasnodar Territory in 2018" [Electronic resource] // Ministry of Finance of the Krasnodar Territory. - URL https://www.minfinkubani.ru/decree_minfin/detail.php?ID=10500&IBLOCK_ID=98&str_date=(Contact Date 25.02.2019)

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of September 27, 2011 No. 798 On the distribution in 2011 of subsidies to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation in support of measures to ensure a balance in the budgets of the subjects of the Russian Federation that achieved the best results in increasing the regional tax potential [ Electronic resource] // The official site of the Government of the Russian Federation. - URL http://government.ru/docs/all/78964/ (Date of circulation 25.03.2019)

5. Resolution of the Government of the Republic of Karelia from 13.09. 2012. N 288-P "On Approval of the Methodology for the Distribution of Interbudgetary Transfers to Encourage Local Governments for Achieving the Best Results in Increasing the Tax Potential to the Budgets of Municipalities from the Budget of the Republic of Karelia" // "// Consultant Information and Reference System [Electronic resource ] / ICS "Consultant" www.consultant.ru. (The date of appeal is 04/06/2019)

6. Resolution of the Government of the Krasnoyarsk Territory dated August 12, 2014 345-p "On Approval of the Procedure, Conditions for Granting and Expending Subsidies to the Budgets of Municipal Entities of the Krasnoyarsk Territory for Co-operating the Development of Tax Potential, as well as a Methodology for Assessing Municipal Formations characterize the development of the tax potential, the procedure for the distribution of subsidies to budgets to the budgets of municipalities of the Krasnoyarsk Territory based on the results of evaluation and presentation of reports on the use of funds of subsidies th "[Electronic resource] // The official internet-portal of legal information Krasnoyarsk kraya.- URL http://zakon.krskstate.ru/ (reference date 01.04.2019)

7. Decree of the Government of the Kirov region of 18. 05. 2017 No. 65/253 "On the promotion of munic i-palities of the Kirov region for the development of tax potential and an increase in revenues to regional and local budgets" [Electronic resource] // Electronic fund legal and regulatory technical documentation URL: http://docs.cntd.ru/document/973062489 (appeal date 04/01/2019)

8. Decree of the Government of the Samara region of 22. 02. 2013 No. 50 "On approval of the procedure for calculating and providing from the regional budget to local budgets-grants to stimulate improving the quality of management of municipal financings" (as amended on July 27, 2018) http: //docs.cntd.ru/document/464001366

9. Resolution of the Governor of the Vladimir Region of November 3, 2011 No. 1200 "On Approval of the Order of Distribution and Provision of a Part of Funds for the Balance of Local Budgets to the Budgets of the Municipal Units of the Vladimir Region, which have achieved the best results in increasing the tax potential [Electronic resource] // Official Internet portal Administration of the Vladimir region.- URL: http://avo.ru/administration/documents/all/6792-1 (date of appeal 15.03.2019)

10. The budget for citizens [Electronic resource] // Department of Finance of the Ivanovo region. - URL: http: //df.ivanovoobl.ru/regionalnye-finansy/byudzhet-dlya-grazhdan/ (date of review: 04/05/2019)

11. Report on the state of local self-government in the Russian Federation: Changing the balance of interests of state power and local self-government [Electronic resource] / Ed. E.S. Shugrina. - M: Prospect Publishing House, 2017. - 484 p. URL: http://okmo.news/bitem.php?22 (appeal date: 03/28/2019)

12. From 2018, the budgets of municipalities of the NAO will receive an additional tax [Electronic resource] // Nenets Information Agency - 24.- URL: http://nao24.ru/ekonomika/2744-s-2018-goda-v -byudzhety-municipalnyh-obrazovaniy-nao-budet-postupat-dopolnitelnyy-nalog.html (appeal date: 03/30/2019)

13. Summary reports for the whole of the Russian Federation and in the context of the subjects of the Russian Federation [Electronic resource] // Federal Tax Service. - URL: https://www.nalog.ru/rn37/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#t2 (date references: 04/01/2019)

14. Tax Potential Development Fund [Electronic resource] // Ministry of Finance of the Russian Federation URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2011/12/Fond_razvitiya_nalogovogo_potentsiala.pdf (appeal date: 05/04/2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.