Научная статья на тему 'Налоговые аспекты формирования особых экономических зон свободного инвестирования в регионах России'

Налоговые аспекты формирования особых экономических зон свободного инвестирования в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ЗОНЫ СВОБОДНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TAXES / ZONE OF FREE INVESTMENTS / INVESTMENTS / INNOVATION / EFFICIENCY / MANAGEMENT / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Владислав Васильевич

В статье формулируются стратегические основы и базовые принципы формирования налогового механизма стимулирования активизации процесса привлечения иностранных и отечественных инвестиций на основе создания в экономике России системы зон свободного инвестирования. даются рекомендации по их использованию в целях ускорения развития и повышения эффективности функционирования экономики крупных территориальных систем в стагнационных и кризисных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper lays out the strategic framework and basic principles for the development of tax incentive mechanism including creation of free investment zones in Russia to enhance the process of attracting foreign and domestic investments. It provides recommendations for the use of free investment zones to promote economic development and growth of large territories in stagnation and crisis.

Текст научной работы на тему «Налоговые аспекты формирования особых экономических зон свободного инвестирования в регионах России»

налоговая политика государства

23

УДК 336.14

налоговые аспекты формирования особых экономических зон свободного инвестирования в регионах России*

в статье формулируются стратегические основы и базовые принципы формирования налогового механизма стимулирования активизации процесса привлечения иностранных и отечественных инвестиций на основе создания в экономике России системы зон свободного инвестирования. даются рекомендации по их использованию в целях ускорения развития и повышения эффективности функционирования экономики крупных территориальных систем в стагнационных и кризисных условиях.

Ключевые слова: налоги; зоны свободного инвестирования; инвестиции; инновации; эффективность; управление; налоговое стимулирование.

The paper lays out the strategic framework and basic principles for the development of tax incentive mechanism including creation of free investment zones in Russia to enhance the process of attracting foreign and domestic investments. It provides recommendations for the use of free investment zones to promote economic development and growth of large territories in stagnation and crisis.

Keywords: taxes; zone of free investments; investments; innovation; efficiency; management; tax incentives.

Морозов Владислав Васильевич

канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник Центра стратегического развития территорий Института экономики УрО РАН

Е-таН: gr_for_ie@mail.ru

Формирование эффективной системы свободных экономических зон в Российской Федерации

Задачу формирования эффективной системы свободных экономических зон обычно реша-

ет любая страна, которая становится на путь активного экономического развития, выбирая варианты их использования из известного и достаточно стандартного перечня таких зон, применяемого в разных странах, или создавая собственные виды свободных экономических зон, характерные непосредственно для экономики данного государства. Правовой статус таких зон, условия их функционирования, а также налоговый режим и механизм реализации налоговых отношений на их территории определяются в законодательном порядке и зависят от степени заинтересованности государства в привлечении иностранных инвестиционных ресурсов. Большинство государств стремятся быть конкурентоспособными и создавать наиболее благоприятные условия для иностранных инвесторов в формируемых свободных экономических зонах [1].

* Исследование проводилось в рамках инициативного проекта УрО РАН № 12-У-7-1001 «Разработка методологии и методики формирования сводного бюджетного баланса в целях оптимизации управления финансовыми потоками на территории».

Проблема создания эффективной системы свободных экономических зон стоит и перед российским государством с первых дней его существования. В частности, такие зоны на территории России в виде муниципальных образований закрытого типа существовали еще в советский период. Часть из них была сохранена в той или иной форме в период 1990-2000 гг. и функционирует до настоящего времени. Кроме того, в конце 1990-х — первом десятилетии 2000-х гг. была сформирована законодательная база для создания в России других видов свободных экономических зон и предприняты определенные шаги по их формированию в отдельных регионах. Однако активного развития этот процесс до сих пор не получил и весомого вклада в доходы государства эти зоны пока не дают.

Главной задачей создания особых экономических зон свободного инвестирования является активизация инвестиционной деятельности в рамках отдельных крупных территориальных систем за счет государственного стимулирования привлечения иностранных и отечественных инвестиций и более качественного и эффективного их использования на инновационной основе

Анализу мирового опыта образования и проблемам эффективного функционирования различных видов свободных экономических зон на территории России посвящено много монографий и статей в научных журналах (например, [2, 3]). Однако достаточного освещения в части их позитивного влияния на инвестиционную активность в экономике страны и регионов и налоговую обеспеченность бюджетных отношений в России эта проблема пока не получила.

В Российской Федерации на современном этапе экономического развития приоритетным считается создание промышленно-про-изводственных, технико-внедренческих, ту-ристско-рекреационных и портовых особых

экономических зон [2, 3]. Специфической формой особых экономических зон являются создаваемые в настоящее время в России три игровых зоны, на территории которых должны быть сосредоточены все крупные структуры игрового бизнеса. Достаточно много делается сегодня в регионах России для формирования различных видов инновационных институтов в виде научных парков, технопарков, технологических площадок, парков высоких технологий и т. д. Одни из них статуса свободной экономической зоны не имеют, хотя определенными налоговыми льготами пользуются. Другие, в частности созданный сегодня в России инновационный центр «Сколково», предоставляют своим резидентам налоговые льготы и финансовые преференции, характерные для свободных экономических зон [2].

Однако, учитывая весьма ограниченное количество особых экономических зон, создаваемых в России на современном этапе, особенно производственно-технологической направленности, незначительное их влияние на объем российского товарооборота и производимых услуг, отсутствие российского опыта их формирования (а зарубежный опыт далеко не полностью приживается на российской почве) и инерцию восприятия экономикой России крупных нововведений, трудно рассчитывать на получение серьезного позитивного результата от реализации этого перспективного направления в течение ближайших 10-15 лет.

Определение понятия «особая экономическая зона свободного инвестирования»

По нашему мнению, гораздо большее позитивное влияние на развитие экономики России на современном этапе способно оказать создание на ее территории другого специфического вида особых экономических зон, а именно особых экономических зон свободного инвестирования, под которыми понимаются территориальные системы, обладающие статусом субъекта Российской Федерации и наделенные в законодательном порядке особым налоговым режимом с целью активизации процессов привлечения и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций для обеспечения гармоничного инновационного развития и совершенствования своей экономики и распро-

странения полученных прогрессивных тенденций на другие регионы.

Главной задачей создания особых экономических зон свободного инвестирования является активизация инвестиционной деятельности в рамках отдельных крупных территориальных систем за счет государственного стимулирования привлечения иностранных и отечественных инвестиций и более качественного и эффективного их использования на инновационной основе. Следовательно, налоговые и таможенные льготы, другие экономические преференции в особых экономических зонах свободного инвестирования должны предоставляться в первую очередь иностранным и отечественным производителям и инвесторам, активно вкладывающим свои капиталы на долгосрочной основе в технологическое и инновационное развитие производственной и непроизводственной сфер экономики. Причем особое внимание должно уделяться государственному стимулированию активного привлечения в эти зоны для технического развития и технологического совершенствования производства прямых иностранных инвестиций.

Основным экономическим преимуществом особых экономических зон свободного инвестирования перед другими видами зон является то, что, в отличие от внедряемых в настоящее время промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, они формируются не на пустом месте и в весьма ограниченном территориальном пространстве, а на базе существующих субъектов Российской Федерации, причем наиболее развитых, обладающих достаточно мощным научно-техническим, производственным, трудовым и ресурсным потенциалом. При этом создаваемые особые экономические зоны свободного инвестирования должны достаточно равномерно распределяться по территории Российской Федерации и образовываться, как минимум, по одной в каждом федеральном округе.

В этом случае особые экономические зоны свободного инвестирования будут реально выступать в роли своеобразного регионального «инновационного инкубатора», из которого позитивные инвестиционные и инновационные тенденции будут постепенно распространяться на другие территориальные образования округа и за его пределы. Следует отметить, что статус

особой экономической зоны свободного инвестирования может присваиваться отдельным регионам не на постоянной основе, а на определенный период. После его истечения и решения поставленных задач этот статус может быть расширен в территориальном разрезе или передан другому региону в рамках федерального округа, который будет иметь соответствующие признанные государством потребности и возможности для своего ускоренного развития.

Представляется важным, что создание особых экономических зон свободного инвестирования не является альтернативой формированию других видов локальных свободных экономических зон, а дополняет и расширяет возможности государства по привлечению и эффективному инвестиционному и инновационному использованию иностранного и отечественного капитала. Поэтому реализация предложений по созданию этого нетрадиционного для мировой экономики вида особых экономических зон представляется весьма перспективной.

Принципы создания особых экономических зон свободного инвестирования

Механизмы законодательной регламентации и принципы создания зон свободного инвестирования в настоящее время активно разрабатываются, а масштабы их внедрения на территории России научно обосновываются. Однако и сегодня можно сказать, что механизм создания зон свободного инвестирования должен основываться на следующих базовых принципах:

1) статус особых экономических зон свободного инвестирования должен предоставляться субъектам Российской Федерации в законодательном порядке и фиксироваться федеральными правовыми актами. Целесообразность предоставления особого статуса субъекту Российской Федерации должна быть экономически обоснована;

2) статус особых экономических зон свободного инвестирования в России в первую очередь предоставляется не экономически слаборазвитым и депрессивным территориям, а субъектам Российской Федерации, обладающим достаточно мощным производственным, научным, ресурсным и трудовым потенциалом, способным обеспечивать активное развитие и качественное

инновационное совершенствование экономики этих регионов;

3) особые экономические зоны свободного инвестирования должны быть достаточно равномерно размещены по территории нашей страны, как минимум, по одной в федеральном округе;

4) статус особых экономических зон свободного инвестирования предоставляется субъектам Российской Федерации не на постоянной основе, а на определенный промежуток времени, по ротационному принципу в рамках федерального округа. Временной интервал предоставления особого статуса должен быть достаточным для решения поставленных перспективных задач и может корректироваться в связи с их изменением;

Современный экономический механизм государственного стимулирования в особых экономических зонах свободного инвестирования должен строиться на дифференцированной системе налоговых льгот и финансовых преференций, предоставляемых хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою экономическую деятельность в границах данного территориального образования

5) руководство субъектов Российской Федерации, которым законодательно предоставлен статус особой экономической зоны свободного инвестирования, и действующие в них экономические механизмы должны быть ориентированы на преимущественное привлечение инвестиционных ресурсов иностранных инвесторов и производителей. Причем государству в этих зонах целесообразно стимулировать активное привлечение прямых иностранных инвестиций и их приоритетное использование для инновационного развития отечественного производства;

6) использование иностранных инвестиций в особых экономических зонах свободного

инвестирования должно носить преимущественно долгосрочный, комплексный, инновационный и развивающий характер;

7) приоритетным направлением экономической деятельности в особых экономических зонах свободного инвестирования должно стать не только активное привлечение иностранных инвестиционных ресурсов, но и внедрение прогрессивных зарубежных и отечественных технологий для развития и качественного совершенствования производства, организации труда и управления;

8) налоговые льготы и экономические преференции, используемые в особых экономических зонах свободного инвестирования, предоставляются как на федеральном, так и региональном уровне. Возможность и механизм их предоставления регламентируются соответствующими положениями федерального и регионального законодательства.

Установление системы налоговых льгот и преференций

В основе налогового механизма государственной активизации и стимулирования привлечения в экономику зон свободного инвестирования иностранных и отечественных инвестиций лежит традиционная для особых экономических зон система налоговых льгот и экономических преференций. В первую очередь она включает:

1) льготное налогообложение юридических и физических лиц, продукции и реинвестируемой прибыли;

2) снижение уровня федеральных и территориальных налогов и сборов;

3) освобождение экспортной продукции, производимой в свободной экономической зоне, от квотирования и лицензирования;

4) таможенные льготы;

5) льготные условия валютных расчетов с федеральным бюджетом, перевода прибыли, полученной иностранными резидентами за рубеж, и т. д.

По нашему мнению, такую систему налоговых льгот и экономических преференций в полном объеме целесообразно было бы использовать и для особых экономических зон свободного инвестирования. Однако, учитывая современное кризисное состояние экономики

России, сегодня можно ограничиться отдельными базовыми позициями, вернувшись к этому вопросу в перспективе.

Современный экономический механизм государственного стимулирования в особых экономических зонах свободного инвестирования должен строиться на дифференцированной системе налоговых льгот и финансовых преференций, предоставляемых хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою экономическую деятельность в границах данного территориального образования, в зависимости от уровня их инвестиционной активности и инновационной направленности инвестирования.

Важным моментом формирования налогового механизма стимулирования инвестиционной деятельности для особых экономических зон свободного инвестирования является определение критерия инвестиционно активного резидента, осуществляющего свою экономическую деятельность в рамках данной особой экономической зоны.

По нашему мнению, такой статус может присваиваться производителю или инвестору, расходующему на инвестиции в развитие и совершенствование производства не менее 80% полученной среднегодовой прибыли и 100% ежегодных амортизационных отчислений. При этом государством поддерживается активное использование для инвестирования развития производства в этих зонах зарубежных кредитных ресурсов, привлекаемых средств и инновационных технологий.

Инвестиционную активность субъектов хозяйствования предлагается стимулировать посредством предоставления льгот по налогам на прибыль, землю, а также таможенных льгот на ввозимое в рамках реализации инвестиционных проектов прогрессивное технологическое оборудование и другую современную технику. При этом из обложения по налогу на прибыль полностью выводится вся ее реинвестируемая часть, а норматив этого налога сокращается наполовину для активных инвесторов на период реализации и окупаемости инвестиционных проектов. Льготы по земельному налогу в полном объеме предоставляются активным инвесторам на весь период реализации и окупаемости инвестиционных проектов.

Кроме того, иностранным инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность

в особых экономических зонах свободного инвестирования, обеспечивается льготный режим валютных расчетов с федеральным бюджетом и перевода прибыли, полученной иностранными резидентами, за рубеж.

Инновационное содержание инвестиционного финансирования хозяйствующими субъектами в особых экономических зонах свободного инвестирования обеспечивается за счет льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, а также таможенных льгот на вывозимую за рубеж инновационную продукцию. При этом по НДС предусматривается полное освобождение от налогообложения инновационной продукции в течение периода сохранения ее инновационного содержания. По налогу на имущество налоговые льготы предоставляются на пять лет после ввода объекта, производящего инновационную продукцию, в строй. Таможенные льготы на вывозимую за рубеж инновационную продукцию временными рамками не ограничиваются.

Выводы

Реализация вышеприведенных предложений по созданию на территории России особых экономических зон свободного инвестирования может стать на современном этапе важным фактором активизации процессов привлечения иностранных инвестиций в развитие национальной экономики, придания инвестиционной и экономической деятельности приоритетной инновационной направленности и выхода экономики этих государств из кризисных и стагнационных состояний.

Литература

1. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М.: Флинта: Наука, 2004. 328 с.

2. Анимица П. Е. Особые экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Финансы и кредит. 2012. С. 30-37.

3. Татаркин Д.А., Масленников М.И. Особые экономические зоны: проблемы и тенденции развития (отечественный и зарубежный опыт). Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. 240 с.

4. Территория инноваций. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.vz.ru/tags/skolkovo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.