Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование развития сельского хозяйства РФ - залог его успешного развития'

Налоговое стимулирование развития сельского хозяйства РФ - залог его успешного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малис Нина Ильинична

Налоговая политика Российской Федерации в числе других важных задач призвана решать задачу развития сельскохозяйственного производства, тем более, что в настоящее время остро стоит проблема импортозамещения продовольственных товаров. Имеющиеся инструменты налоговой политики разнообразны введение в налоговое законодательство по различным налогам налоговых льгот, освобождение от уплаты налогов, использование инструментов специальных налоговых режимов. Каждый из представленных инструментов имеет свои достоинства и недостатки, но нельзя не отметить тот факт, что применение налоговых методов стимулирования сельского хозяйства дает свои положительные результаты, что видно из анализа темпов роста отрасли, опережающих показатели в целом по экономике РФ в 2016 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Stimulation of the Development of Agriculture of the Russian Federation is a Pledge of its Successful Development

The tax policy of the Russian Federation among other important tasks is called upon to solve the problem of development of agricultural production, especially since at the present time the problem of food import substitution is acute. The available instruments of tax policy are diverse introduction of tax incentives for various taxes, exemption from payment of taxes, use of tools of special tax regimes. Each of the presented tools has its advantages and disadvantages, but it should be noted that the application of tax methods of agriculture stimulating gives its positive results, which is evident from the analysis of the growth rates of the industry which are ahead of the indicators for the Russian economy in 2016 as a whole.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование развития сельского хозяйства РФ - залог его успешного развития»

© 2017 г. Н. И. Малис

налоговое стимулирование развития сельского хозяйства рф -залог его успешного развития

Малис Нина Ильинична — профессор, Заслуженный профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, канд. экон. наук.

(E-mail: malis.nina@mail.ru)

В 2010 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ. В тексте документа отмечается, что продовольственная безопасность является важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности страны, демографического роста, гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Исходя из содержания документа очевидно, что главными задачами обеспечения продовольственной безопасности государства являются:

- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

- обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Представленная доктрина является основой для разработки нормативно-правовых документов в сфере обеспечения развития агропромышленного комплекса и рыбохозяйственных организаций. Естественно, что за прошедшие годы вышло большое количество федеральных и отраслевых документов, направленных на решение поставленных задач.

При выработке концепции развития сельского хозяйства учитывалось, что обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рядом рисков, наиболее значимыми из которых являются:

- макроэкономические риски, связанные со снижением инвестиционной привлекательности отрасли и конкурентности продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

- технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

- агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

- внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.

Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов.

Нельзя не отметить тот факт, что сельское хозяйство и в советской России и в постсоветские времена традиционно было отраслью, отстающей по темпам экономического развития и по оснащенности современными основными производственными фондами. Практически во всех документах и официальных выступлениях компетентных органов из года в год высказывалась озабоченность по этому поводу и намечались меры по стимулированию этой важнейшей отрасли. В последние годы ситуация существенно усугубилась введением санкций иностранных государств по отношению к внешней торговле с РФ, что существенно отразилось на рынке продовольственных товаров. Встал вопрос о необходимости скорейшего решения вопроса импортозамещения продовольственных товаров товарами собственного производства. Соответственно, на агропромышленный комплекс легла трудная задача наращивания выпуска собственной продукции, достаточной как минимум для внутреннего потребления.

Среди прочих мер стимулирования наращивания темпов роста сельскохозяйственного производства и повышения его результативности немалую роль играют меры налогового стимулирования.

Несмотря на то, что Россия богата ресурсами для успешного ведения сельского хозяйства и рыболовства, доля налогов, поступающих от этой отрасли в казну государства, ничтожна -0,47 % от всех поступлений в федеральный бюджет и 1,38 % - в бюджеты субъектов федерации и даже в налогах, предусмотренных специальными налоговыми режимами эта доля составляет только 2,72 %. Соответственно в федеральный бюджет от рыболовства и рыбоводства поступает только 0,12%, в региональные - 0,05 %, в местные - 0,13 %, а доля в специальных налоговых режимах - 1,02 %.

Принятая идеология налоговой политики РФ предполагает стимулирование развития как отдельных регионов, так и отдельных видов деятельности, предполагая тем самым значительно увеличить налоговый потенциал государства в целом, территорий и отраслей в частности.

При этом, учитывается возможность создания условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения, то есть имеются в виду мероприятия Доктрины продовольственной безопасности страны.

Главное, что в настоящее время предполагается стимулировать - инвестиционную и инновационную деятельность, при этом ряду территорий и отраслей представляются приоритеты, определенные приоритетами государственной экономической политики в целом.

Мероприятия, направленные на развитие сельского хозяйства в последние годы, а также благоприятная ситуация со спросом на сельскохозяйственную продукцию, помогли преодолеть отставание темпов роста основных показателей деятельности сельского хозяйства от других российских отраслей экономики, - динамика производства сельскохозяйственной продукции в 2016 году составила 104,6 % ( в целом по экономике этот показатель по сравнению с 2015 годом упал ).

Несомненно, что важная проблема сельского хозяйства России - высокая степень износа основных производственных фондов, но при этом, если в 2004 году этот показатель состав-лял46,3 %, то в 2015 - 41,8 %, то есть наблюдается положительная тенденция. Такое положение подтверждается ростом коэффициента обновления основных фондов с 2,2 в 2004 год до 3,9 в 2016 году, а доля машин и оборудования в общем объеме основных фондов сельскохозяйственных организаций составляет 36,8 %, тогда как в целом по отраслям экономики - 25,8 %.

Соответственно достигнутым показателям, при падении индекса производительности труда в целом по экономике в 2016 году до 96,8 %, в сельском хозяйстве он вырос до 105 %, чему несомненно способствовал ввод в действие основных фондов на рубль инвестиций, составивший 88 копеек при том, что в целом по экономике только 73 копейки.

Абсолютно очевидно, что общий подход к налогообложению организаций сельского хозяйства сильно затрудняет его специфика: сезонность, зависимость от природных условий, разноплановость деятельности, особенности реализации и хранения полученных товаров.

Сельскохозяйственное производство несет на себе высокие риски, покрыть которые только при помощи инструментов страхования практически невозможно. Эти факторы обуславливают целесообразность введения не только отдельных льгот в рамках общей системы налогообложения, но и введения специального налогового режима - системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одновременно нельзя не отметить тот факт, что налоговое законодательство по отдельным налогам содержит ряд льгот, относящихся к организациям, производящим и реализующим сельскохозяйственную продукцию.

Если обратиться к иностранному опыту налогового стимулирования сельского хозяйства, то можно сделать вывод о том, что в большинстве развитых стран эволюция систем налогообложения сельскохозяйственной отрасли шла по пути упрощения и сокращения количества налогов, снижения ставок, расширения налоговой базы и отмены налоговых льгот. Специальные налоговые режимы в странах с развитой рыночной экономикой не применялись, они применяются только в странах постсоветского пространства.

Налоговые льготы в сельском хозяйстве развитых стран, как правило, регулируют развитие научно-технического прогресса, ускоряют внедрение технических инноваций. К примеру, в США фермеры могут инвестировать в приоритетные направления производства до 25% своей прибыли без уплаты налога. А в ряде стран ЕС из национальных бюджетов компенсируется часть налоговых платежей на прирост инвестиций.

В течение 25-летнего существования российской налоговой системы выработался общий льготный подход к налогообложению сельскохозяйственного сектора экономики, который подразумевает, что организации и индивидуальные предприниматели имеют возможность использовать общую для всех систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения (УСН) или специальный налоговый режим из соображений целесообразности для соответствующего бизнеса.

Кроме того, предприниматели отрасли имеют право пользоваться рядом частных льгот, содержащихся в разных разделах Налогового Кодекса. В частности, в соответствии с п.2 ст.358 НК РФ ряд транспортных средств, используемых при сельскохозяйственных работах и зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей, не являются объектом налогообложения транспортным налогом: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомобили, используемые при сельскохозяйственных работах, что учитывая, как правило большую мощность этих транспортных средств, является существенной экономией. Кроме того, с 1 января 2013 года в НК РФ (ст.374) вступила в действие льгота по налогу на имущество организаций, в соответствии с которой из объектов налогообложения исключается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств.

Земельное законодательство тоже достаточно лояльно по отношению к сельскому хозяйству: налогообложение земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства осуществляется по пониженным ставкам, устанавливаемым представительными органами муниципальных образований в пределах 0,3 %.

По налогу на добавленную стоимость устанавливается пониженная ставка в 10 % для ряда товаров, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Существенные преимущества для сельскохозяйственных организаций предусмотрены в налогообложении прибыли. Федеральным законом от 02.10.2012 № 161-ФЗ введены и вступили в действие с 1 января 2013 года положения п. 1.3 ст. 284 НК РФ, устанавливающие налоговую ставку по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов, но право на применение льготы имеют только те сельскохозяйственные товаропроизводители, которые отвечают критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ, то есть имеют статус

сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренный для специального режима ЕСХН.

Таким образом, для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 0 процентов.

Главный налоговый инструмент, используемый для стимулирования сельскохозяйственных производителей в настоящее время - это специальный налоговый режим (ЕСХН). Несомненно, что введение специального налогового режима является вынужденной мерой налогового реформирования, направленной не только на снижение налогового бремени соответствующего контингента налогоплательщиков, но и на упрощение налогового учета и отчетности, что крайне важно в условиях дефицита квалифицированных кадров бухгалтеров и необходимости экономии средств на ведение отчетности.

Как известно, под ЕСХН понимается система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которой могут пользоваться только те предприниматели, которые отвечают соответствующим требованиям налогового законодательства, - таких предпринимателей примерно половина из тех, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью.

На первый взгляд, видны явные преимущества: налогоплательщики не платят налог на прибыль, НДС и налог на имущество, хотя, как было сказано выше, они могут использовать подобные преимущества и в рамках общей системы налогообложения, что важно для тех предпринимателей, объем дохода от прямой сельскохозяйственной деятельности которых не дотягивает до 70 %.

Для дальнейшего эффективного применения специального режима важно не только выявить его достоинства, - они очевидны, но и недостатки, которые мешают многим производителям использовать предоставленные преимущества режима.

На наш взгляд, главное достоинство ЕСХН даже не низкая налоговая ставка, а возможность списывать на затраты единовременно стоимость приобретенных основных производственных фондов, что несомненно является очень существенным стимулом их обновления и более существенной льготой, чем амортизационная премия для организаций, находящихся на общей системе налогообложения. Кроме того, в случае получения убытка в течение налогового периода ( например, при приобретении дорогостоящего оборудования) налоговое законодательство дает возможность снижения налоговой базы последующих налоговых периодов.

В то же время, указанное преимущество несет за собой определенные риски, - если будут нарушены параметры, предусмотренные налоговым законодательством для ЕСХН, то все налоги придется пересчитать по общим правилам и заплатить налог на прибыль и НДС.

Как выяснилось, на ЕСХН в основном перешли некрупные организации сельскохозяйственной отрасли. Причина кроется в том, что в соответствии с законодательством налогоплательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС, а значит и налоговые вычеты им не положены. Для крупных сельскохозяйственных организаций такие вычеты весьма существенны и они значительно превышают ту выгоду, которую им дает низкая налоговая ставка единого налога и отмена ряда налогов. Дело в том, что для того, чтобы вести современное эффективное хозяйство, необходимо закупать у других производителей достаточно дорогие товары: семена, удобрения, породистый скот и т.д., соответственно НДС по этим товарам в соответствии с правилами действующего законодательства удорожает стоимость произведенной продукции, так как включается в затраты, делая ее в ряде случаев неконкурентоспособной, а кроме того отсекает тех производителей - контрагентов, которые находятся на общей системе налогообложения и из-за прерывания цепочки возмещения НДС тоже возмещение не получат.

Несомненным преимуществом ЕСХН является величина налоговой ставки - 6 % величины налоговой базы, то есть разницы между доходами и расходами, но она едина для всей территории Российской Федерации, за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в которых в 2015-2016 годах действовала пониженная налоговая ставка

0,5 процентов (п. 2 ст. 346.8 НК РФ, ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014, ч. 2 ст. 2 Закона города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС).

В 2017-2021 годах налоговая ставка ЕСХН в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе увеличена до 4-6 процентов, решение о конкретных размерах принимается на основании региональных законов.

В последние годы выявилась еще одна проблема правоприменения Единого сельскохозяйственного налога. Она связана с тем, что применять льготный режим не могут сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, выпускающие подакцизную продукцию, то есть те которые выращивают виноград и другие фрукты и перерабатывают их, в том числе, и в алкогольную продукцию. Эта проблема крайне актуальна для сельскохозяйственных предпринимателей Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев.

Важным преимуществом применения специального налогового режима ЕСХН является то, что с момента его введения в налоговую систему РФ, правила определения налоговой базы последовательно меняются в сторону облегчения положения налогоплательщиков, то есть расширяется перечень расходов, на которые можно снизить налоговую базу последовательно приближаясь к правилам, предусмотренным для расчета налога на прибыль.

Учитывая специфику сельскохозяйственного производства, с 2017 применять ЕСХН могут не только непосредственно сельхозпроизводители, но и те организации и ИП, которые оказывают им услуги, относящиеся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки такой продукции (п. 2 и 5 ст. 346.2 НК РФ).

Кроме того, в перечень налоговых расходов плательщиков ЕСХН внесены затраты на проведение независимой оценки квалификации работников на соответствие требованиям к квалификации (пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), а также с 2016 года плата в систему «Платон» (пп. 45 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

В целом, можно сделать вывод о том, что несмотря на ряд недостатков действующего налогового законодательства по ЕСХН, налоговые поступления растут: за 2015 год в консолидированный бюджет РФ поступило 7241 млн рублей, что на 53,6 % больше, чем в целом за 2014 год и ясно, что рост налоговых доходов существенно обгоняет рост инфляции, что характерно далеко не для всех налогов налоговой системы Российской Федерации.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Изд. Кодекс 2015

2. Налоговая политика Российской Федерации. Учебник для вузов под редакцией Малис Н.И. изд. Юрайт. 2015.

3. Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 667 с.

4. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. - М.: КНО-РУС, 2009. - 224 с.

5. Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/ Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. - 2010. -№5. - С.223-227

6. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. - 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.