Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал в России'

Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НИОКР / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / МЕХАНИЗМ УСКОРЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ / SR&ED / TAX INCENTIVES / INVESTMENT TAX CREDIT / MECHANISM OF THE ACCELERATED DEPRECIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смородина Елена Анатольевна

Существуют прямые и косвенные методы, позволяющие государству оказывать воздействие на стимулирование экономики и инвестиционную активность предприятий. Выделение бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ — это прямой метод воздействия. К косвенным методам относят налоговые льготы, применение механизма ускоренной амортизации основных фондов, предоставление инвестиционного налогового кредита. В статье рассмотрены российская практика налогового стимулирования частных инвестиций в основной капитал и эффективность используемых налоговых инструментов, предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смородина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Incentives of Investments into Fixed Fapital in Russia at the Present Stage

There are straight lines and the indirect methods allowing the state to make impact on stimulation of economy and investment activity of the business. Allocation of budgetary funds on carrying out research and developmental works is a direct method of influence. To indirect methods carry tax privileges, use of the mechanism of the accelerated depreciation of fixed assets, granting the investment tax credit. In article operating Russian practice of tax incentives of private investments into fixed capital, efficiency of used tax tools is considered, the actions directed on increase of efficiency are offered.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал в России»

Ключевые слова:

Е. А. Смородина, к. э. н.,

доц. кафедры государственных и муниципальных финансов Уральского государственного экономического университета (е-mail: smorodina_e@mail.ru)

НИОКР, налоговое стимулирование, инвестиционный налоговый кредит, механизм ускоренной амортизации

Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал в России

Одна из основных проблем в нашей стране — создание благоприятного налогового климата для инновационной деятельности. Российская налоговая система на начальном этапе своего развития содержала большое количество неэффективных льгот, которые в основном использовались налогоплательщиками в целях неоправданного снижения налоговой базы. Наряду с этим были и эффективные льготы, например инвестиционная налоговая льгота по налогу на прибыль, которая была отменена в 2002 г. с вступлением в силу гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В настоящее время преобразования в налоговой системе страны продолжаются.

Определенно существуют как сторонники, так и противники введения дополнительных налоговых льгот в целях стимулирования инвестиционной активности в России. Одно из основных препятствий для введения таких льгот — возможность их использования предприятиями, которые не имеют никакого отношения к инвестиционным процессам экономики. Безусловно, это может снизить результативность налоговых льгот, и страна получит отрицательный эффект от их применения. Поэтому налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал должно носить точечный и избирательный характер. При этом важно создать такие налоговые стимулы, которые позволят повысить конкурентоспособность российской экономики за счет дополнительного финансирования модернизации производства и обновления основных фондов (табл. 1).

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования в 2010-2012 гг., %

2010 2011 2012

Инвестиции в основной капитал — всего В том числе: 100 100 100

собственные средства 41,0 41,9 44,5

привлеченные средства Из них: 59,0 58,1 55,5

кредиты банков 9,0 8,6 8,4

заемные средства других организаций 6,1 5,8 6,1

бюджетные средства 19,5 19,2 17,8

средства внебюджетных фондов 0,3 0,2 0,4

средства организаций и населения на долевое строительство 2,2 2,0 2,7

прочие источники финансирования 21,9 22,3 20,1

Источник: Официальная статистика. Инвестиции в нефинансовые активы. Структура инвестиций в основной капитал / Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial).

Данные табл. 1 показывают, что главными источниками финансирования инвестиций в основной капитал в России выступают привлеченные средства, при этом основную их долю составляют «прочие источники» и бюджетные средства.

Количественные и качественные характеристики основных фондов определяются степенью их изношенности, соотношением темпов их обновления и выбытия (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика основных фондов Российской Федерации в 2012 г., %

Степень износа Коэффициент обновления Коэффициент выбытия

По полному кругу организаций, в том числе по видам экономической деятельности 48,1 3,9 0,7

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 43,9 4,1 2,4

Рыболовство, рыбоводство 65,2 2,8 1,6

Добыча полезных ископаемых 51,3 5,3 0,9

Обрабатывающие производства 48,0 5,9 0,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 47,9 4,2 0,4

Строительство 50,6 4,8 2,0

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 40,5 6,3 1,0

Гостиницы и рестораны 42,8 3,5 1,3

Транспорт и связь 56,6 3,3 0,4

Финансовая деятельность 42,4 8,8 0,7

Степень износа Коэффициент обновления Коэффициент выбытия

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 36,3 2,2 0,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 53,7 6,9 1,3

Образование 54,4 3,5 0,6

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 52,8 4,7 1,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 45,4 4,7 0,9

Примечание: Коэффициент обновления — ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года. Коэффициент выбытия — ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года.

Источник: Официальная статистика. Основные фондьi / Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/).

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что в России в 2012 г. наблюдались положительная динамика обновления основных фондов и на этом фоне увеличение инвестиционной активности предприятий практически по всем видам деятельности. По данным Росстата, такая динамика имеет место на протяжении последних девяти лет. В 2012 г. наблюдалось также превышение коэффициента обновления основных фондов над коэффициентом выбытия. Однако степень изношенности фондов остается высокой, и в течение последних периодов она находится практически на одном уровне. Следовательно, применяемые в России методы налогового стимулирования инвестиций в основной капитал недостаточно эффективны, и основная задача Правительства РФ — их совершенствование.

В зарубежной практике используются пять основных способов стимулирования инновационной деятельности, которые включают в себя следующие льготы:

1. Вычет (deduction) — уменьшение дохода, подлежащего налогообложению как обычный расход.

2. Дополнительный вычет (super deduction) — сокращение облагаемого налогом дохода на большую сумму, чем реально понесенные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

3. Прямое или ускоренное списание (immediate write-off, accelerated writeoff) — ускоренный порядок амортизации оборудования, используемого для НИОКР, и нематериальных активов.

4. Инвестиционный налоговый кредит (investment tax credit) — непосредственное сокращение подлежащего уплате налога на определенную долю от расходов на НИОКР. Не следует путать с инвестиционным налоговым кредитом в России, который представляет собой изменение срока уплаты налога с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов.

5. Льгота, возмещаемая наличными деньгами, (refundable cash benefit) — механизм тот же, что и у инвестиционного налогового кредита, но при определенных условиях он выплачивается наличными1.

1 См. : Борисов О. И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах// Налоги. — 2011. — № 3. — С. 40-42.

Рассмотренные налоговые льготы, используемые в разных странах для стимулирования НИОКР, различаются по двум основаниям — в зависимости от того:

— на какие виды расходов распространяются данные льготы:

1) фактические расходы. В этом случае льгота распространяется на фактические расходы на НИОКР, понесенные налогоплательщиком в текущем налоговом периоде. Этот метод используется в Канаде, Китае, Индии, Мексике, Новой Зеландии, ЮАР и в некоторых странах Евросоюза — Австрии, Франции, Великобритании, Нидерландах и др.;

2) расходы нарастающим итогом. Размер льготы определяется по какой-либо математической формуле с учетом разницы между расходами текущего года и понесенными в предыдущие годы. Этот подход используется в США;

— каким образом эти расходы сокращают подлежащий уплате налог2.

Систематизируем формы и методы налогового стимулирования инвестиционной

деятельности в РФ, выделим их недостатки (табл. 3).

Таблица 3

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности организаций в Российской Федерации на современном этапе

Метод налогового стимулирования Норма закона Содержание метода Недостатки метода

Инвестиционный налоговый кредит Ст. 66, 67 НК РФ Перенос уплаты налога на более поздние периоды на основании заявления и при наличии определенных оснований: выполнение НИОКР и технического перевооружения производства; инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности. Срок предоставления — от одного года до пяти лет по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (срок может быть другим). На сумму кредита начисляются проценты не менее % и не более % ставки рефинансирования ЦБ РФ. Уменьшение производится по каждому налогу в размере 100 % от стоимости приобретенного оборудования с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Для резидентов зоны территориального развития срок предоставления — до 10 лет. Проценты на сумму кредита не начисляются Неэффективно используется на практике. Необходимость уплачивать проценты, которые по данному кредиту не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Ограничение: суммы, на которые можно уменьшить платежи по налогу, не могут превышать 50 % их размера

Налог на прибыль. Ставка 0 % Ст. 246.1, 284 НК РФ Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"», в течение 10 лет освобождены от уплаты налога на прибыль Ограничение: ставка налога на прибыль 0 % может применяться, если совокупный размер прибыли участника проекта не превышает 300 млн. руб.

Налог на прибыль. Снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Федерации, с 18 до 13,5 % Ст. 284 НК РФ Субъект Федерации вправе снижать ставку налога на прибыль до 13,5 % в целях стимулирования реализации инвестиционных проектов. Так, в Свердловской области принят законопроект, в соответствии с которым с 1 января 2014 г. определены приоритетные инвестиционные проекты. По созданию новых производств установлена ставка 13,5 %; по модернизации, техническому перевооружению производства — 16 % Многие субъекты Федерации из-за дефицита бюджета не снижают ставку налога на прибыль до 13,5 %

2 См.: Борисов О. И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах// Налоги. — 2011. — № 3. — С. 40-42.

Метод налогового стимулирования Норма закона Содержание метода Недостатки метода

Налог на прибыль. Расходы на НИОКР Ст. 262 НК РФ Расходы на НИОКР учитываются в составе расходов организации на производство и реализацию (в составе прочих расходов) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Списание производится при наличии акта сдачи-приемки работ равномерно в течение одного года после завершения НИОКР. При этом не имеет значения, какой результат мы получили. По некоторым видам НИОКР установлен коэффициент 1,5 В результате проведения НИОКР невыгодно получать нематериальные активы, в этом случае начисление амортизации в целях налогообложения прибыли производится не в течение 12 месяцев с коэффициентом 1,5, а в течение 10 лет

Налог на прибыль. Механизм ускоренной амортизации Ст. 259.3 НК РФ Повышающий коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2: в отношении основных средств, относящихся к объектам, которые имеют высокую энергетическую эффективность; в отношении основных средств организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны. Повышающий коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3: в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности Сокращает срок полезного использования научного оборудования только по налогу на прибыль, за счет уменьшения налоговой базы. Может применяться только один из повышающих коэффициентов

Налог на прибыль. Амортизационная премия Ст. 258 НК РФ Организации имеют право единовременно учесть в составе расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы на капитальные вложения и расходы, которые могут быть понесены в случае достройки, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, — не более 30 % от первоначальной стоимости основных средств Может использоваться в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационной группе и только по налогу на прибыль

Налог на имущество организаций Ст. 380, 381 НК РФ Освобождается от уплаты налога имущество организаций, получивших статус участника проекта «Об инновационном центре "Сколково"» в течение 10 лет. Субъектам Федерации разрешается вводить пониженные ставки и дополнительные льготы по налогу. В Свердловской области принят законопроект, в соответствии с которым с 1 января 2014 г. освобождаются от уплаты налога на имущество организации, осуществляющие приоритетные инвестиционные проекты сроком на пять лет Применяется, если совокупный размер прибыли участника проекта не превышает 300 млн. руб. Многие субъекты Федерации из-за дефицита бюджета не снижают ставку налога и не вводят дополнительные льготы

Налог на добавленную стоимость. Расходы на НИОКР Ст. 149 НК РФ От уплаты НДС освобождается выполнение за счет средств бюджета, средств Российского фонда фундаментальных исследований учреждениями образования и науки; НИОКР, относящихся к созданию новых технологий; реализация исключительных прав на изобретения, программы для ЭВМ, секреты фирмы и т. п. Необходимость ведения раздельного учета операций, которые облагаются и не облагаются НДС. Затраты в виде невозмещаемых сумм входящего НДС

Страховые взносы Ст. 58, 58.1 Федерального закона № 212-ФЗ Установлены пониженные тарифы взносов в пенсионный фонд: для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, — ставка 21 %; статус участника проекта «Об инновационном центре "Сколково"» — ставка 14 %; для организаций, заключивших с органами управления особой экономической зоны соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, — ставка 8 % Работникам таких организаций взносы в пенсионный фонд начисляются в меньших размерах

Источники: Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?reg=doc;base=LAW;n=154025); Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147434;fld=134;dst=4294967295; rnd=0.43776467936002716); Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149063); Приняты законопроекты о поддержке инвесторов в Свердловской области (http://www.oblgazeta.ru/pressreleases/3007/).

Приведенные в табл. 3 налоговые льготы оказывают определенное влияние на стимулирование инвестиционной активности предприятий, что коррелирует с зарубежной практикой их применения. Мы выделили основные недостатки реализации налоговых льгот в России, которые влияют на их эффективность. Данные недостатки в той или иной мере рассматриваются и другими учеными, экспертами и практиками. Следовательно, их устранение будет способствовать увеличению эффективности существующих налоговых стимулов в сфере инвестиционной деятельности предприятий.

На наш взгляд, в России необходимо прежде всего провести инвентаризацию законодательства для устранения неоднозначности трактовок терминов и понятий с точки зрения квалификации расходов на НИОКР, а также инвентаризацию самих налоговых льгот. В НК РФ не дано определения НИОКР, поэтому в соответствии со ст. 11 применяются понятия и термины различных отраслей законодательства. В связи с этим необходимо внести однозначность трактовок в Гражданский кодекс РФ, в Положение по бухгалтерскому учету № 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»3 и НК РФ. В свою очередь, это позволит упростить квалификацию расходов на НИОКР предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью, и процедуру применения льгот на практике, снизить расходы на судебные споры. Кроме того, необходимо совершенствовать существующие методы налогового стимулирования инвестиционной активности с целью удобства, прозрачности и простоты их применения. Это позволит точнее оценивать эффективность методов налогового стимулирования и налоговые потери бюджета в результате применения той или иной налоговой льготы.

Модернизация производства и обновление основных фондов требуют от предприятий поиска источников их финансирования. Амортизация и чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организаций, — главные внутренние источники инвестиций. Основной фактор, влияющий на их привлекательность, — фактор времени, который, как известно, имеет свою цену. В этой связи, если источник инвестиций амортизация, то для предприятий особое значение приобретает выбор способа ее начисления (табл. 4).

Таблица 4

Начисление амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Четыре способа начисления

Два способа начисления

1. Линейный способ.

Сумма амортизационных отчислений за месяц определяется как произведение первоначальной стоимости и нормы амортизации. Всегда применяется в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств, относящихся к 8-10 амортизационным группам.

Достоинство: простота начисления амортизации. Равномерное перенесение затрат на себестоимость. Недостаток: не способствует обновлению основных средств с длительным сроком службы. Не учитывает их моральный износ. После определенного срока эксплуатации возрастают затраты на ремонт и обслуживание основных средств

3 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 115н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ17/02»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=63485).

Бухгалтерский учет Налоговый учет

Четыре способа начисления Два способа начисления

2. Способ уменьшаемого остатка. Сумма амортизационных отчислений определяется как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования основного средства. Достоинство: норма амортизации увеличивается в два раза. Наиболее эффективен на предприятиях с тенденцией к снижению прибыли по мере увеличения степени изношенности основных средств. Недостаток: полная стоимость основных фондов не возмещается в течение полезного срока их службы 2. Нелинейный способ. Амортизация начисляется не в отношении каждого отдельного основного средства или нематериального актива, а в целом по амортизационной группе. Сумма начисленной за один месяц амортизации для каждой группы определяется исходя из произведения суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (на начало месяца) на норму амортизации. Стоимость всех объектов, включенных в амортизационную группу, формирует ее баланс, который ежемесячно уменьшается на сумму начисленной по этой группе амортизации. При этом для каждой из групп установлена своя месячная норма амортизации. Например, для 1-й группы — 14,3 %; для 2-й — 8,8 %, 3-й — 5,6 % и т. д. Если суммарный баланс амортизационной группы составит менее 40 тыс. руб., то в следующем месяце такая группа ликвидируется, и значение суммарного баланса относится на внереализационные расходы. Достоинство: эффективен в отраслях с высокими темпами морального износа основных

3. Способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования. Сумма амортизационных отчислений определяется как произведение первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной из годового соотношения, где в числителе количество лет, остающихся до конца срока службы основного средства, а в знаменателе — сумма лет срока службы основного средства. Достоинство: обеспечивает максимально возможную скорость снижения абсолютных значений начисленной амортизации. Недостаток: увеличивает себестоимость продукции в первые годы эксплуатации основных средств

4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости основного средства и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования основного средства. Достоинство: позволяет максимально полно отразить фактическую интенсивность использования основных средств. Эффективен при начислении годовой амортизации пропорционально пробегу автотранспортного средства. Недостаток: сложно оценить ожидаемый объем производимой продукции. Не всегда обеспечивает полный перенос стоимости основных средств на производимый продукт средств. Позволяет ускорить процесс обновления основных средств в первые годы эксплуатации за счет более высоких сумм амортизационных отчислений и тем самым уменьшить налог на прибыль. Недостаток: через определенный период времени эффективность нелинейного метода снижается. Поэтому если в амортизационной группе срок эксплуатации большинства объектов основных средств подходит к концу, то использовать этот способ невыгодно. Применяется ко всем объектам основных средств, за исключением зданий и сооружений и передаточных устройств, относящихся к 8-10 амортизационным группам

Источники: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111056); Налоговый кодекс РФ. Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=147434).

При утверждении учетной политики в целях бухгалтерского учета объекта основных средств необходимо помнить об использовании амортизационных отчислений как основного собственного источника их воспроизводства. При формировании учетной политики для целей налогового учета следует подробно описать политику формирования доходов и расходов в отношении основных средств для правильного начисления налогов и выбрать метод начисления амортизации. Нужно учитывать, что в целях налогообложения прибыли по всему оборудованию можно применять

либо только линейный метод начисления амортизации, либо только нелинейный. При этом, выбрав нелинейный метод, организация может перейти на линейный по истечении пяти лет. Перейти с линейного метода на нелинейный можно по истечении одного года.

Практика показывает, что большинство предприятий используют линейный метод начисления амортизации, поскольку он арифметически проще и исключает несоответствие бухгалтерского и налогового учета. Выбор же нелинейного метода, с одной стороны, позволяет предприятию начислить амортизационные отчисления в большем объеме, минимизировать налог на прибыль и тем самым получить более высокую чистую прибыль. С другой стороны, процесс начисления амортизации становится более трудоемким, т. к. в бухгалтерском учете образуются временные разницы и отложенные налоговые обязательства в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»4.

Кроме того, в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств, относящихся к 8-10 амортизационным группам, может применяться только линейный метод начисления амортизации, а в отношении остальных амортизируемых основных средств — нелинейный. Это снижает интерес организаций к применению последнего.

Различия способов начисления амортизации в целях бухгалтерского и налогового учета приводят к тому, что на практике реального обновления основных средств и стимулирования инвестиций в основной капитал не происходит из-за выбора предприятиями линейного метода начисления амортизации как наиболее простого. Данный метод не учитывает моральный износ оборудования и в определенный период времени увеличивает затраты на его обслуживание и ремонт.

Поэтому мы считаем, что необходимо в НК РФ, помимо линейного и нелинейного способа начисления амортизации, разрешить предприятиям применять предусмотренные в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» методы начисления амортизации в отношении высокотехнологичного оборудования. Это позволит предприятиям, которые получают максимальную прибыль в первый год эксплуатации оборудования, упростить ведение бухгалтерского и налогового учета для тех объектов основных средств, которые быстро устаревают морально. Например, можно применять способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования оборудования. Реализация грамотной амортизационной политики на предприятии позволит мобилизовать внутренний источник финансирования капитальных вложений, где основная доля затрат приходится на НИОКР, за счет снижения налога на прибыль. Главное, чтобы этих внутренних ресурсов было достаточно для осуществления предприятием технического перевооружения и реконструкции производства, что положительно скажется на его финансовом состоянии и в будущем приведет к увеличению объемов производства, выпуску более качественной продукции и снижению ее себестоимости.

4 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www. consultant. ru/document/cons_ doc_LAW_111060/).

Таким образом, в настоящее время в России в соответствии с НК РФ и другими нормативными документами предусмотрен достаточно широкий перечень методов налогового стимулирования частных инвестиций в основной капитал. На наш взгляд, для повышения эффективности налоговых стимулов в сфере инвестиций в основной капитал и для устранения рассмотренных выше недостатков их применения необходимы следующие основные мероприятия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В НК РФ дать четкое определение НИОКР, чтобы устранить неоднозначность трактовки этого понятия.

• В целях повышения эффективности предоставления инвестиционного налогового кредита при осуществлении организацией НИОКР или технического перевооружения производства в наукоемких отраслях промышленности не начислять проценты на сумму кредита, а также предусмотреть возможность уменьшения на 100 % сумм налога, подлежащего уплате организацией. Кроме того, в России инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (как правило, это налог на имущество организаций). На предприятиях, осуществляющих НИОКР, на начальном этапе отсутствует выпуск готовой продукции, и оно не получает прибыли. Поэтому основная доля затрат приходится на заработную плату работников. Следовательно, было бы целесообразно включить взносы в социальные внебюджетные фонды, уплачиваемые предприятием за этих работников, в состав платежей, которые уменьшают налог при получении инвестиционного налогового кредита, — это скажется на повышении привлекательности данного метода налогового стимулирования и его эффективности.

• Для стимулирования инвестиций в основной капитал необходимо внести в НК РФ единое определение понятия «приоритетный инвестиционный проект по созданию новых высокотехнологичных производств» и предусмотреть пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Федерации, — 13,5 % с одновременным освобождением от уплаты налога на имущество организации. При этом во избежание дублирования налоговых стимулов на практике можно предусмотреть либо второе, либо третье мероприятие, поскольку они оба направлены на обновление основных средств в высокотехнологичных отраслях экономики.

• Провести мероприятия по совершенствованию методов начисления амортизации основных средств в целях бухгалтерского и налогового учета, в т. ч. расширить сферу применения методов начисления амортизации высокотехнологичного оборудования (на основе положений бухгалтерского учета).

В современных условиях в России совершенствование методов налогового стимулирования инвестиций в основной капитал с учетом накопленного опыта остается одним из основных приоритетов налоговой политики.

Библиография

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base = LAW;n=154025

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n = 147434;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.43776467936002716.

3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149063.

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111060/.

5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 115н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологичные работы" ПБУ 17/02» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc;base = LAW;n=63485.

6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111056.

7. Борисов, О. И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах // Налоги. — 2011. — № 3. — С. 37-44.

8. Официальная статистика. Инвестиции в нефинансовые активы. Структура инвестиций в основной капитал [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/.

9. Официальная статистика. Основные фонды [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/fund/.

10. Приняты законопроекты о поддержке инвесторов в Свердловской области. [Электронный ресурс] / Областная газета. — Режим доступа: http://www.oblgazeta.ru/pressreleases/3007/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.