Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Республике
Дагестан
Tax regulation of investment activity in the Republic of Dagestan
Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич
к.э.н., старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства
e-mail: raha77@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены особенности налогового регулирования инвестиционной и инновационной жизни в Республике Дагестан. Показано, что в регионе формируется и совершенствуется нормативно-правовая база стимулирования инвестициооной активности. Проведенный анализ роли налогов в обеспечении экономического роста выявил неспособность экономики! обеспечить! даже! простое! обновление! основного! капитала. Обосновывается вывод о том, что экономический рост] должен! происходить на! новой! структурной! базе, в основе которой должно быть положено создание! предпосылок! для! массового! притока! инвестиций. Abstract
In article features of tax regulation of investment and innovative life in the Republic of Dagestan are considered. It is shown that in the region the standard and legal base of stimulation of investitsioony activity is formed and improved. The carried-out analysis of a role of taxes in ensuring economic growth revealed inability economies to provide even simple updating the main the capital. The conclusion that economic growth has to happen on new structural to basis at the heart of which creation prerequisites for mass inflow investments is locates.
Ключевые слова: нологовое регулирование, инвестиции, инновации,
инвестиционный налоговый кредит, налог на прибыль.
Keywords: tax regulation, investments, innovations, investment tax credit, income
tax.
Важнейшей задачей на современном этапе развития экономики Республики Дагестан является повышение инвестиционной активности как необходимого условия устойчивого экономического роста.
Инвестиции необходимы в приоритетные отрасли, определенные стратегией развития региона. Принимая во внимание необходимость изменения структуры экономики с целью придания ей инновационного характера, наряду со стимулированием инвестиций в реальный сектор экономики необходимо особое внимание уделять стимулированию роста инвестиций в развитие инноваций. Взаимосвязь инвестиций и инноваций выражается в том, что без синхронного стимулирования инновационной деятельности эффективность финансовых вложений в развитие экономики значительно снижается.
Значение налоговой компоненты в механизме государственного регулирования инвестиционной деятельности не следует недооценивать и в первую очередь это касается налога на прибыль, которая обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом. Именно он играет существенную роль в эффективном воздействии на темпы роста и конкретные направления инвестиционной активности и экономического роста. Вместе с тем, преимущества регулирующего характера налога на прибыль в региональной практике налогообложения реализуются не полностью.
Рычагом к эффективному содействию в развитие экономики страны
выступает грамотно составленная структура законов. Государственное
законодательство в сфере инвестиционной деятельности состоит из
общегосударственного законодательства и законодательства на уровне
субъекта федерации. За годы реформ и развития в стране сформированы
основы системы нормативно-правового обеспечения инвестиционного
процесса. Рассмотрим правовое регулирование инвестиционной
деятельности на примере Республики Дагестан. Федеральное
2
законодательство для каждого субъекта федерации является обязательным элементом, региональное законодательство является различным для каждого субъекта, но должно не противоречить федеральным нормативно-правовым актам.
Основными источниками права в инвестиционной деятельности федерального уровня являются:
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
3. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
5. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Нормативно-правовая база налогового регулирования инновационной и инвестиционной деятельности в Республике Дагестан состоит из следующих законодательных актов:
1. Республиканский закон от 17.03.2006 № 15 «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан».
2. Закон Республики Дагестан «О налоге на имущество организаций» (Принят Народным Собранием Республики Дагестан 30 сентября 2004 года)
3. Закон Республики Дагестан от 17 ноября 2009 г. N 67 «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Дагестан»
Действующая нормативная база инвестиционной деятельности
постоянно совершенствуется и дорабатывается с учетом существующих
реалий. Большое внимание уделяется законодательству, так как сегодня
3
именно неопределенность в правовой сфере ограничивает инвестиционный процесс. Дагестану необходим иностранный капитал, который мог бы принести высокие технологии и методы управления.
В Российской Федерации правовая база регулирования иностранных инвестиций развита недостаточно. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
В странах с развитой экономикой специальных законов об иностранных инвестициях нет. На деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, которые применяются к деятельности национальных инвесторов. В нашей стране существует отдельное законодательство для иностранных инвесторов, что говорит о стремлении привлечь как можно большее количество иностранных инвесторов для развития экономики нашей страны.
Республика Дагестан по уровню социально-экономического развития занимала в дореформенный период и занимает сейчас одно из последних мест в России. Депрессивное состояние экономики изначально предопределено недостаточным развитием производительных сил и ошибки в политике проведения рыночных реформ лишь усугубили отсталость, но не явились ее причиной. Одна из главных причин консервации отсталости -замедленные процессы индустриализации, обусловленные достаточно инертной к преобразованиям структурой производства, определяющей низкие возможности и темпы адаптации к рыночной среде.
Нерациональная структура производства не дает возможностей для
накопления финансовых и материальных ресурсов для быстрой
переориентации производства. На эти недостатки накладываются и
усугубляют их ряд факторов общероссийского характера: разрыв
хозяйственных связей, издержки либерализации цен, неэффективная
налоговая и бюджетная политика, взаимные неплатежи.
4
Между тем, в условиях системного кризиса усиливается потребность в прогрессивных структурных преобразованиях и обостряется проблема их ресурсного обеспечения. Наблюдается существенный разрыв между необходимыми для осуществления структурных сдвигов инвестициями и возможностями инвестиционной сферы.
Соотношение элементов механизма государственного воздействия зависит от уровня развития рыночных отношений: чем больше развиты рыночные отношения, тем меньше воздействие государства как непосредственного предпринимателя и инвестора и тем больше как регулятора поведения экономических субъектов.
Существует точка зрения, что между ростом государственного предпринимательства и темпами экономического роста существует обратная зависимость. На этой основе делается заключение, что для обеспечения начала экономического роста есть практически единственное средство -сокращение государственных расходов, снижение государственного потребления, сужение сферы деятельности государства. Однако, бюджетный дефицит это следствие, а не причина низких темпов экономического развития. Представляется, что не бюджетный дефицит вызывает углубление спада производства, а, напротив, спад производства не обеспечивает достаточную доходную часть бюджета из-за сокращения налоговых и других поступлений, вызывая дефицит.
Попытки же в условиях кризиса в большинстве отраслей народного хозяйства ограничить государственное финансирование, сокращение расходной части бюджета приводит к ухудшению инвестиционного климата и его основного показателя - социально-экономического положения населения, что обязательно сказывается на платежеспособном спросе и может стать лимитирующим фактором для роста производства. Лишение рынка такого крупного инвестора как государство (особенно для депрессивных регионов) в условиях слабости инвестиционных мотиваций у
частных инвесторов и низкими возможностями к сбережениям у большей части населения, может надолго инвестиционно обескровить экономику.
«Уход» государства из инвестиционной сферы в сочетании с низкими инвестиционными возможностями негосударственных источников явились основными причинами инвестиционного кризиса, без преодоления которого невозможны структурные преобразования.
Роль бюджетных средств, как источника инвестиций очень велика в регионах, характеризующихся слабой рыночной реакцией на проводимые экономические преобразования и значительным ухудшением социально-экономического положения по многим важнейшим параметрам. Выход из состояния депрессивности возможен лишь при значительной поддержке со стороны федерального бюджета и изменения порядка формирования доходной базы местных бюджетов.
Однако, бюджетная политика последних лет была направлена в соответствии с курсом либерализации экономики на сокращение государственного участия в управлении народным хозяйством с тем, чтобы перенести связанные с этим затраты на сами предприятия. Это, в свою очередь, не подкреплялось активизацией рыночных источников инвестиций.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что принятые методы приватизации явились фактором снижения побудительных мотивов к инвестированию. Предназначенное к приватизации имущество стало мощным конкурентом на рынке инвестиционного спроса и поглотило значительную часть сбережений.
Средства же, полученные от продажи имущества не превратились в инвестиции, а попав в бюджеты всех уровней власти, пошли на текущее потребление. Приватизация сама по себе не стимулировала новые инвестиции в основные фонды или существенную реорганизацию производства. В настоящее время более 86% инвестиций в основные фонды в Республике Дагестан составляют вложения частного сектора. Органы власти,
несмотря на продолжающуюся приватизацию в регионе государственного имущества, вкладывают в развитие основных фондов всего 10% (табл. 1)
Таблица 1 - Структура инвестиций в основной капитал по формам
собственности (в процентах к итогу) [3; с. 379]
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по формам собственности инвесторов (заказчиков):
российская 88,6 97,2 99,2 99,1 99,1 98,9 96,9
государственная 14,3 8,5 9,3 7,9 7,8 8,3 7,1
муниципальная 5,1 5,3 4,6 3,3 3,7 3,7 2,9
частная 60,4 82,2 84,4 87,1 86,1 85,2 86,2
смешанная российская 8,8 1,2 0,9 0,8 1,5 1,7 0,7
иностранная - - - - - 0,4 2,8
совместная российская и иностранная 11,4 2,8 0,8 0,9 0,9 0,7 0,3
Модель российской приватизации - по сути дела механический переход права собственности и контроля на предприятиях от государства к директорскому корпусу. Определяющими мотивами деятельности новых управляющих, получивших все права, но без ответственности собственника стали:
- стремление завладеть как можно большим объемом государственной собственности и стать реальными собственниками;
- скупка и концентрация акций трудового коллектива (путем принуждения к продаже, предоставлением возможности обменять акции на потребительские товары и т.п.);
- создание посреднических предприятий, куда направляются капиталы и доходы основного;
- стремление удержать акции в рамках предприятия и не привлекать инвесторов со стороны, чтобы не делиться властью и собственностью;
- перепродажа полученного имущества с личной выгодой.
Расчет на то, что приватизация государственных предприятий приведет к возникновению нового собственника, рачительного хозяина, заинтересованного в эффективной работе теперь уже своего предприятия не оправдался.
Что касается источников финансирования инвестиций, то можно отметить, что инвестиционной деятельности за последние годы наблюдается тенденция роста удельного веса частных источников финансирования и уменьшение доли бюджетных (как федерального, так и республиканского) средств государственных и негосударственных предприятий и организаций.
При этом очень важно подчеркнуть, что в целом происходит увеличение инвестиционных вливаний. Общий объем инвестиций в основной капитал за 2013 год вырос против уровня предыдущего года на 9,3% с 152733,3 млн.руб. до 178314,3 млн.руб.
По источникам финансирования инвестиционных проектов, средства можно разделить на собственные и привлеченные. В ресублике Дагестан доля собственных средств в инвестициях предприятий все время снижается, а привлеченных - увеличивается. По данным Дагестанстата на 2013 г. из собственных источников финансируется всего 11,55 проектов, а за счет заемных - 88,5% (табл. 2)
Таблица 2 - Источники финансирования инвестиций (в процентах к итогу) [3; с.380]
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции в основной
капитал - всего 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по источникам
финансирования:
Собственные средства 18,4 13,8 12,2 12,2 13,3 12,7 11,5
Привлеченные средства 81,6 86,2 87,8 85,9 86,7 87,3 88,5
Сведения об общей направленности структурной динамики дает анализ микропропорций. На макроуровне важнейшими показателями структурных преобразований являются структура произведенного и использованного валового регионального продукта (ВРП), а также структурные характеристики важнейших отраслей промышленности.
Основными источниками ВРП в 2013 г. стали отрасли сферы обращения. Доля услуг социальной сферы, торговли, транспорта и связи составляет 63,7%, при снижении долей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
Если сравнить эти данные с показателями структуры ВВП развитых стран, то может создаться впечатление прогрессивности происходящих изменений. Как известно, в структуре ВВП развитых стран наблюдаются характерные для постиндустриальной стадии развития снижение долей добывающих и обрабатывающих отраслей в пользу сферы обращения и услуг. Указанные изменения предопределены движением структуры производства от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, это итог развития производственных сил и материально-технического базиса общества. В их основе достижения НТП -мощный индустриальный и научно-технический потенциал, развитие микроэлектроники, процессы автоматизации и роботизации, вызвавшие значительные сдвиги в технологической структуре производства (смешение в сторону наукоемких, автоматизированных, информационных технологий).
В отличие от этого, структура произведенного ВРП Дагестана обусловлена опережающим ростом цен и тарифов на платные услуги и падением производства товаров. Перераспределение вновь созданной стоимости в пользу сферы обращения не связано с ростом объема предоставляемых отраслью реальных услуг. В составе услуг отсутствуют или занимают крайне незначительное место информационные, консалтинговые, инжиниринговые, страховые, маркетинговые, финансовые услуги.
В целом, за прошедший период прогрессивных структурных сдвигов не произошло: развивались по преимуществу топливно-сырьевые отрасли в ущерб обрабатывающей промышленности и, в особенности, производств, работающих на конечного потребителя. В результате сформировалась структура хозяйства сырьевой направленности, присущая странам с неразвитой экономикой. Переориентация промышленности в пользу менее технически сложных отраслей первичного цикла приводит к потере технологического потенциала, квалифицированных кадров, свидетельствует о структурной деградации и не имеет перспектив для экономического прогресса.! Направления структурных! преобразований формировались! не последовательной и активной политикой реформ, а под определяющим влиянием конъюнктуры внешнего рынка и явились формой стихийного, а зачастую и регрессивного приспособления экономики к особенностям системного кризиса. Отраслевая структура развитых стран характеризуется снижением доли добывающих и обрабатывающих отраслей в ВВП и ростом доли наукоемких (химическая, электро- и приборостроение, информатика и вычислительная техника) и обслуживающих (инфраструктура, транспорт, связь,! деловые! услуги)! секторов! экономики. Изменение! отраслевой структуры промышленности соответствует, в основном тенденциям преобразования отраслевой структуры инвестиций (табл. 3).
Таблица 3 - Отраслевая структура инвестиций (в процентах к итогу) [3;! с.! 381]
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции в основной капитал
- всего 100 100 100 100 100 100 100
в том числе по видам
экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство 5,1 1,3 2,4 1,3 2,0 1,0 8,8
рыболовство, рыбоводство 0,6 - 0,2 - 0,1 - 1,2
добыча полезных ископаемых 4,1 1,2 0,6 0,9 0,9 1,2 1,3
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
обрабатывающие производства 0,6 3,1 4,6 4,2 3,5 2,5 18,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 28,7 15,0 9,3 15,6 21,5 23,9 10,2
строительство 11,2 19,0 28,3 31,7 24,6 29,5 17,8
транспорт и связь 34,6 29,3 24,8 23,0 13,0 12,9 11,7
Основная часть средств, вкладываемых в промышленность, приходится на электроэнергетику. В то же время удельный вес в инвестициях отраслей, работающих на конечный спрос, долгое время оставался крайне неудовлетворительным (всего в машиностроение, легкую, пищевую промышленность направлено за 2005 г. -0,6%, за 2010 г. - 4,2%, а в 2013 г. - 18% всех средств). Однако, в последние годы доля обрабатывающих производств резко выросло.
Такая инвестиционная политика отодвигает решение проблемы сбалансированного развития и производственной инфраструктуры. Состояние инвестиционной сферы характеризуется низкими показателями использования среднегодовых мощностей. По оценкам экспертов, в среднем по промышленности использование производственного потенциала составляет 45-50%. Инвестиционные вложения не сопровождаются соответствующим ростом основных производственных фондов.
Предприятия не имеют средств для замены физически и морально устаревших основных фондов новыми, а инвестиции в условиях инфляции и спада производства идут на пополнение оборотных средств, выплату зарплаты, задолженности. Таким образом, необходимому обновлению производственного аппарата препятствует решение текущих задач, на которые перераспределяются и так мизерные инвестиции, приводя к глубокой стагнации сферы производственного накопления: происходит сдвиг в сторону увеличения срока службы, норм выбытия и времени обновления основного капитала.
Для эффективного перемещения прав собственности особенно важно осуществление и регистрация сделок на вторичном фондовом рынке. Однако предприятия Дагестана низколиквидны и не могут активно включаться в сделки на вторичном фондовом рынке, чтобы таким путем самим наращивать инвестиции в производство. Вторичный рынок обращения ценных бумаг в республике фактически отсутствует, и попытки проведения торгов с выставленными на них акциями республиканских предприятий инвестиционных компаний не увенчались успехом.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой важным источником финансирования инвестиций являются сбережения населения в виде вкладов в банках, ценных бумаг, наличных денег. Для того чтобы у населения появились накопления нужен достаточно высокий уровень жизни, а чтобы эти накопления можно было бы использовать в качестве инвестиций необходима их массовость, надежность и гарантии кредитно-финансовой системы. Характерные для Дагестана низкий уровень жизни и растущая безработица мешают привлечению широкого круга граждан к инвестиционной деятельности.
Структура потребительского комплекса с высокой долей потребления продуктов питания, а также товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей текущего характера, в экономической теории называется наивно-потребительской. Такая структура характерна для отсталых стран с большой долей беднейшего населения. Структура с высокой долей недвижимого имущества, товаров длительного пользования и услуг, обеспечивающих развитие человека -структурой потребления «общества благосостояния».
Понятно, что в первом случае инвестиционный потенциал населения крайне низок. Структура расходов населения позволяет сделать вывод, что значительные денежные средства исключены из финансового оборота, не нашли приложения в сфере инвестиций и продолжают накапливаться в руках населения. (табл. 5)
Таблица 5 - Использование денежных средств населением [3; с. 78]
2011 2012 2013
100 100 100 100 100 100 100
75,6 80,2 78,6 75,1 72,9 72,9 78,4
2,0 2,7 1,9 1,9 2,2 2,4 2,4
0,1 0,4 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2
22,3 16,7 19,2 22,7 24,6 24,5 19,0
5,6 12,8 13,5 17,9 20,7 21,9 13,7
Наибольший прирост денег на руках у населения наблюдается в 2012г.,I соответственно! и! расходы! на покупку! товаров! и! оплату! услуг! были наименьшими. В 2004г. фактором, формирующим структуру расходов, была инфляция, снижающая ценность накоплений по сравнению с ценностью потребления и побуждающая людей к приобретению товаров, даже сверх рационального! потребления, в! ожидании нового! повышения цен.! Рост! цен вызывает повышение курса доллара по отношению к рублю и с этого времени до 2009 г. покупка валюты становится более надежным средством сбережения, чем вклады и ценные бумаги. Тем более что ценные бумаги не могут обеспечить даже минимальный уровень доходности для мелких частных инвесторов, а рост курса доллара превышает процентную ставку по! вкладам.
Как видим, поведение населения вполне закономерно, а значит и управляемо.! Разумная! экономическая! политика государства могла бы переориентировать! сбережения! населения! на! инвестиционные! цели.! Если инвестиционные возможности бедных слоев минимальны, то проблемой является то, что не используются в качестве инвестиций крупные суммы
частного капитала, полученные банками, предприятиями и различными коммерческими структурами, отдельными лицами, которые переводятся на счета в иностранных банках или тратятся на покупку недвижимости. Причины: неуверенность в возможности эффективного использования средств в республике из-за политической, экономической и социальной нестабильности.
Объем иностранных инвестиций незначителен, их притоку препятствует неблагоприятный инвестиционный климат: нестабильная социальная этнополитическая и экономическая обстановка, отсутствие реальных гарантий частным зарубежным инвесторам в виде финансового или залогового учреждения. В результате благоприятное геополитическое положение республики не используется, число участников экспортно-импортных операций значительно уменьшилось.
Развитие инвестиционной деятельности и наращивание производственного потенциала является основным условием не только преодоления отставания, но и устранения опасных макроэкономических диспропорций, прежде всего диспропорции между численностью населения и потенциалом экономики, числом рабочих мест и численностью экономически активного населения.
Но все периоды Дагестан безнадежно отставал в инвестиционной
активности. В существовавших условиях жесткой системы
централизованной аккумуляции и последующего централизованного
выделения инвестиционных средств интенсивность инвестиционного
процесса всецело зависела от инициативы руководства региона в
привлечении инвестиционных средств и эффективного их использования.
Однако на деле их привлечение было недостаточно активным. Более того,
зачастую не полностью осваивались даже те средства, которые выделялись.
И к тому же освоение осуществлялось крайне неэффективно, с большим
опозданием в сроках введения объектов в эксплуатацию, с существенным
сметным удорожанием и низким качеством.
14
В целом, анализ выявил неспособность экономики обеспечить даже простое воспроизводство, обновление основного капитала. За годы реформ диспропорции, присущие экономике республики, расширились и углубились: к несоответствию между производством промежуточного и конечного продукта добавились несоответствия соотношений подразделений общественного производства, отраслевой структуры, потребления и накопления.
Преодоление кризиса и подъем экономики должен происходить на новой структурной базе, ныне сложившаяся структура отбрасывает республику в своем развитии далеко назад, к уровню слаборазвитых стран и в перспективе может привести к развалу экономики. В основу структурной политики должно быть положено создание предпосылок для массового притока инвестиций в наиболее эффективные и конкурентоспособные производства, определяемые с учетом региональной специфики.
Литература
1. Абдулманапов П.Г. Продолжительность жизни населения и резервы ее повышения в Республике Дагестан // Управление экономическими системами, 2011. №(36)
2. Абидов М.Х. Миграция населения и миграционная политика в Дагестане // Народонаселение. 2008. №1. С. 31-35.
3. Дагестан в цифрах - 2014. Краткий статистический сборник. Махачкала. 2014
4. Пепеляев С.Г. Налоговое право - М: ИД ФБК ПРЕСС. 2000.
5. Подшиваленко Г.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. - М.: Кнорус. 2005.
6. Сагидов А.К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 88-93.
7. Хаджалова Х.М. Развитие социальной инфраструктуры региона в повышении качества жизни // Труд и социальные отношения. 2011. №2. С. 105-112.