Научная статья на тему 'Участие Армении в процессах глобализации'

Участие Армении в процессах глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
776
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ВТО / ПРИВАТИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанян Арсен

Интеграция Республики Армении (РА) в мировое торговое и экономическое пространство, начавшаяся после 1991 года, протекает в далеко не простых условиях. Приоритетный вектор этого процесса — реализация целевых реформ, направленных на либерализацию торгового режима, открытие рынков и создание условий для свободной конкуренции. В результате предпринимаемых мер экономика страны приблизилась к стандартам Всемирной торговой организации (ВТО), подготовив почву для вступления республики в эту международную структуру. Так, проделана немалая подготовительная работа по совершенствованию (в соответствии с требованиями ВТО) законодательной базы в сфере экономики и торговли, в том числе по созданию условий для равноправной конкуренции, развития малых и средних предприятий, защиты внутренних рынков, а также по антидемпингу. Кроме того, внесены существенные изменения в Таможенный кодекс и в законодательство по защите прав интеллектуальной собственности. В целом же процесс вступления РА в ВТО был сложным и довольно болезненным для ее переходной экономики, продвигался он медленно, встречая на своем пути препятствия, в том числе чинимые некоторыми представителями общественности и парламентской оппозиции. Тем не менее 10 декабря 2002 года Генеральный совет ВТО в Женеве официально утвердил ее членство в этой организации. Протокол о присоединении теперь предстоит ратифицировать парламенту республики. Спустя 30 дней после официального уведомления секретариата ВТО о положительном завершении данной процедуры страна автоматически станет полноправным членом Всемирной торговой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Армении в процессах глобализации»

УЧАСТИЕ АРМЕНИИ В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Арсен ВАРТАНЯН

третий секретарь Департамента международных организаций Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва, Россия)

Интеграция Республики Армении (РА) в мировое торговое и экономическое пространство, начавшаяся после 1991 года, протекает в далеко не простых условиях. Приоритетный вектор этого процесса — реализация целевых реформ, направленных на либерализацию торгового режима, открытие рынков и создание условий для свободной конкуренции. В результате предпринимаемых мер экономика страны приблизилась к стандартам Всемирной торговой организации (ВТО), подготовив почву для вступления республики в эту международную структуру. Так, проделана немалая подготовительная работа по совершенствованию (в соответствии с требованиями ВТО) законодательной базы в сфере экономики и торговли, в том числе по созданию условий для равноправной конкуренции, развития малых и средних предприятий, защиты внутренних рынков, а также по антидемпингу. Кроме того, внесены существенные изменения в Таможенный кодекс и в законодательство по защите прав интеллектуальной собственности.

В целом же процесс вступления РА в ВТО был сложным и довольно болезненным для ее переходной экономики, продвигался он медленно, встречая на своем пути препятствия, в том числе чинимые некоторыми представителями общественности и парламентской оппозиции. Тем не менее 10 декабря 2002 года Генеральный совет ВТО в Женеве официально утвердил ее членство в этой организации. Протокол о присоединении теперь предстоит ратифицировать парламенту республики. Спустя 30 дней после официального уведомления секретариата ВТО о положительном завершении данной процедуры страна автоматически станет полноправным членом Всемирной торговой организации.

РА полагает, что членство в ВТО обеспечит ей правовые рамки и рыночные механизмы участия в международной торговле. Кроме того, получив статус страны с режимом наибольшего благоприятствования (РНБ), республика сможет обеспечить наилучшие гарантии своего доступа на мировые экономические рынки, что, в частности, позволит ей значительно увеличить экспорт в государства-члены ВТО за счет снятия торговых барьеров. В то же время в стране будет улучшаться инвестиционный климат, повысится активность иностранных инвесторов в различных сегментах ее экономики.

Как мы уже отмечали, переходный период на пути к интеграции в мировую экономическую систему протекал в Армении довольно болезненно. Этап «шоковой терапии», начавшийся с разрушительного землетрясения (тогда погибло 25 тыс. чел. и 500 тыс. пострадало) и нагорно-карабахского конфликта, подкосили экономику республики. Как результат — высокая инфляция и резкий скачок потребительских цен — в 1993 году суммарный ВНП составил не более 50% от аналогичного показателя 1990 года.

При поддержке международного сообщества в 1994 году правительство РА приступило к реализации широкомасштабных стабилизационных мер. С того времени в стране

проведены глубокие структурные преобразования: либерализована валютная система, приватизированы государственные сельскохозяйственные земли, госкомпании и госпредприятия, реформированы финансовая и налоговая сферы. Наряду с этим изменена роль государства в национальной экономике, введен режим свободной торговли, снижены либо вообще устранены торговые барьеры, приняты меры по конвертируемости национальной валюты, установлен ее плавающий курс. Главные задачи стабилизационной реформы — достижение устойчивых макроэкономических показателей, повышение экономической эффективности и т.д. — в основном решены. Так, за последние 10 лет экономический рост составляет в среднем 6%. Резкий его подъем наблюдался в 2001— 2002 годах, тогда он был равен 9,6 и 11% соответственно, но затем вновь снизился до 6%, а инфляция с 1998 по 2001 год не превышала 3%. Главными гарантами достигнутых успехов стали сельское хозяйство и легкая промышленность, значимость которых после распада СССР и разрыва традиционных связей республики с другими постсовесткими странами резко возросла. Наиболее динамично развивались пищевая промышленность, строительство, добывающая промышленность, производство и обработка драгоценных металлов. Но в то же время пропорционально снижалась доля тяжелой промышленности.

Приватизация, начавшаяся в 1991 году, в первую очередь затронула земельную и жилищную сферы. На этом направлении Армения стала ведущим государством СНГ, которому удалось успешно завершить процесс приватизации сельскохозяйственных земель (1991—1993 гг.), — к 1999 году в стране было создано почти 330 тыс. частных ферм (средний размер одной составляет около 1,2 га). С их помощью была решена продовольственная проблема, то есть обеспечена потребность республики в продукции сельского хозяйства и созданы благоприятные условия для ее экспорта за рубеж. В 1995—2001 годах ежегодный прирост в этой сфере составлял 4,5%, даже несмотря на снижение ее доли в экономике страны — с 44% в 1994 году до 25% в 2001-м.

Юридической основой приватизации стал принятый в 1992 году Закон о приватизации и демонополизации государственных предприятий и недостроенных объектов. К 1998 году в частные руки перешло около 70% малых предприятий, свыше 60% — средних и крупных. Ваучеры имели открытое хождение на рынке — вплоть до завершения этой программы (1998 г.), а их рыночная стоимость не превышала 30—40% от номинала. В 1998 году был принят новый закон о приватизации. Он утвердил общие рамки этого процесса, обозначил его главные инструменты и принципы, в том числе обеспечение равноправной конкуренции в данной области и привлечение капиталовложений. Эти меры позволили продать и передать в управление иностранным инвесторам ряд крупных предприятий и компаний.

После 1998 года ход приватизации несколько замедлился. Причина тому — отсутствие эффективных рынков и развитой инфраструктуры, слабость и неразвитость банковской системы и т.д. Тем не менее, по данным на 2000 год, в стране уже было приватизировано 83% средних и 90% малых предприятий. Главным объектом этого процесса тогда стала энергетическая сфера: убыточные госпредприятия ликвидировали, а инфраструктура постепенно переходила в частные руки. К 2002 году приватизация в данной области была завершена. Во многом благодаря этому своевременно запущенному механизму удалось добиться того, что энергетика, всегда считавшаяся в республике стратегической отраслью, к 2004 году представляла собой уже сформировавшуюся систему с установленными правилами рынка и стала приносить прибыль (так, в 2004 г. страна произвела более 6,5 млрд киловатт электроэнергии, из них на внутренние нужды использовала 5,78 млрд киловатт, а 704 млн киловатт — экспортировала).

До запуска стабилизационных программ бюджетно-налоговая система находилась в тяжелом положении: по некоторым данным, в 1993 году бюджетный дефицит составлял

54% от ВВП, его частичное покрытие обеспечивалось за счет средств, выделяемых Центробанком республики. В 1992—1996 годах была проведена налоговая реформа, завершившаяся принятием закона (1997 г.), регулирующего налоговую сферу и заложившего основу для формирования в стране современной налоговой системы. Это позволило увеличить соответствующие поступления в государственный бюджет: их доля в ВВП увеличилась с 10,9% в 1994 году до 14,4% в 2001-м. К тому же произошел и качественный сдвиг — от прямого налогообложения к непрямому. В итоге в 2001 году бюджетный дефицит удалось сократить до 4,3% от ВВП (в начале 1990-х он превышал 50%). Однако резко возросла зависимость от внешнего финансирования: в 2001 году более 65% бюджетного дефицита покрывалось за счет иностранных вливаний, в результате чего внешний долг страны увеличился, достигнув в том же 2001 году 905 млн долл. (свыше 40% ВНП). Из этой суммы более 75% — долг многосторонним кредиторам (ТНК, ТНБ), 25% — государствам. При этом около 78% кредитов РА получила на условиях концессии, что облегчает выплату долга. Целевое распределение кредитов было организовано следующим образом: финансирование структурных макроэкономических и социальных реформ, инвестирование конкретных проектов в энергетике, сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте.

Независимую монетарную политику руководство страны начало проводить с 1993 года, после введения в оборот национальной валюты (драм). В тот период банковская система республики не отличалась стабильностью: валютные резервы Центрального банка не могли обеспечить устойчивость национальной валюты, макроэкономическая ситуация была сложная, страна переживала гиперинфляцию. Однако уже в 1995 году Центральный банк смог взять под контроль инфляцию и стабилизировать валютный курс. Но тогда (на начальном этапе) возможности ЦБ были весьма ограничены: он мог лишь оперировать на валютнообменном рынке, а впоследствии — на кредитном. Лишь с 1996 года Центральный банк получил возможность использовать рыночные инструменты для контроля валютного рынка страны, а также для координации фискальной и монетарной политики, что благоприятно сказалось на банковской процентной ставке: в государственных банках она снизилась с 56% в 1996 году до 18,7% в 2001-м.

В 1994 году началась реформа финансовой сферы. Ее цель — консолидация и реструктуризация банковской сферы, увеличение капитализации банков, совершенствование правовой основы деятельности в этой области. На практике удалось сделать многое: приняты фундаментальные законы, регулирующие деятельность банков и делегирующие Центробанку страны широкие контрольные полномочия, закреплен нижний порог капитализации банков (с июля 2005 г. капитал банка должен составлять не менее 5 млн долл.). ЦБ получил возможность более оперативно реагировать на ситуацию, в том числе касательно так называемых «проблемных банков». На национальный рынок впервые допустили иностранные банки, проведена широкомасштабная приватизация банковской системы: сегодня в РА насчитывается 28 частных банков (последний государственный банк приватизирован в 2001 г.). Однако эта систем развивается не так быстро, как хотелось бы. Банковские резервы не превышают 17,5% ВВП, а доля его частного кредитования равна 8%. Причина тому — недостаточная капитализация банков, торможение правовой реформы, неразвитая система банковских кредитов.

Зависимость экономики от экспорта, во многом обусловленная политическими и геополитическими мотивами, создала предпосылки для активной деятельности руководства страны на международном инвестиционном рынке. Республика стремится максимально либерализовать торговлю, укрепляя правовые основы связей в этой сфере с зарубежными государствами. Режим свободной торговли действует в отношениях РА с ее главными партнерами по СНГ (Россия, Украина, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан, Молдова, Таджикистан). С некоторыми государствами Армения (как член ВТО) устано-

вила в торговле режим наибольшего благоприятствования. Либерализация внешнеторгового режима и установление плавающего валютного курса позволили стране присоединиться к статье 8 Соглашения о Международном валютном фонде.

В РА действует единая импортная тарифная ставка (учреждены два тарифа — 0% и 10%), но здесь предусмотрены некоторые ограничения. Они введены в отношении продукции двойного назначения (оружие, наркотики, ядерные материалы), а также по соображениям экологии, здравоохранения и безопасности. Экспортные товары налогами не облагаются, за исключением стратегических материалов (взрывчатые и радиоактивные вещества), однако лицензирован экспорт текстиля в страны Евросоюза.

В последние годы рост импорта существенно опережал рост экспорта. В 1998— 2001 годах темпы первого составили в среднем 11,3%, второго — 0,4%. В тот период балансный дефицит достиг 9,5% от ВВП, его удалось несколько сократить лишь к 2002 году (до 8%), а в 2003—2004 годах — до 6,6% и 6,1% соответственно. Эти результаты были достигнуты на основе более высоких, чем в предыдущие годы, темпов роста экспорта. По сравнению с первыми постсоветскими годами принципиально изменилась его структура. Главными статьями поставок за рубеж стали алмазы (36%), продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности (14%), электроэнергетика и цветная металлургия (12%).

Привлечение иностранных инвестиций, особенно из частного сектора, — ключевой элемент экономической политики руководства республики. С этой целью оно постепенно ликвидировало налогово-фискальные, административные и другие ограничения на пути инвестирования частных капиталов, предприняло дополнительные меры по улучшению в стране инвестиционного климата и снижению риска для инвесторов. В их числе отмеченные нами выше широкая приватизация госпредприятий, развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности экспортной продукции.

Результаты этих усилий таковы: с 1991 по 2001 иностранный капитал (свыше 900 тыс. долл.) вложен в развитие более 2 тыс. частных компаний. Эти средства поступили в основном из России, ряда стран ЕС, США, Канады, Ирана, Сирии и Ливана. Особенность зарубежных инвестиций в РА заключается в том, что большинство владельцев этого капитала — представители армянской диаспоры. Кроме того, республика получает донорскую помощь от международных институтов. С 1993 по настоящее время Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие организации в общей сложности направили в армянскую экономику более 800 млн долл. Здесь уместно отметить, что если в первые годы инвестиции преимущественно вкладывали в торговлю, то в последнее время они все больше идут в промышленность и сферу услуг. (Так, на 2001 г. более 50% этих средств было вложено в промышленность, 40% — в сферу услуг, 8% — в торговлю.) Кроме того, зарубежных инвесторов привлекает горнодобывающая промышленность — с 1991 года по настоящее время на освоение рудников направлено порядка 200 млн долл.

С принятием в 1994 году Закона об иностранных инвестициях республика провозгласила политику «открытых дверей» в этой сфере. По оценке западных экспертов, армянское законодательство в области капиталовложений — одно из наиболее прогрессивных и либеральных среди стран с переходной экономикой. Примечательная особенность национального инвестиционного законодательства — отсутствие двойных подходов к регулированию процесса прямых капиталовложений иностранными и местными инвесторами в части, касающейся ограничений в таких сферах, как экология, безопасность, занятость, здравоохранение (в отношении зарубежных инвесторов действует недискриминационный подход). В случае возникновения неблагоприятных и непредвиденных обстоятельств государство гарантирует частному инвестору полную компенсацию затраченных им средств. При этом нет ограничений на полную конверсию либо возвращение капита-

ла, в том числе полученной прибыли, дивидендов, процентов и доходов с данного капитала, а также выплаченных налогов.

Для привлечения в страну иностранных инвестиций РА подписала соответствующие двусторонние соглашения об их поощрении и защите с более чем 30 государствами, в стадии подготовки находятся аналогичные соглашения еще с 25 странами. Наряду с этим Армения — участник Международной конвенции по инвестиционным спорам и член Международного центра по разрешению инвестиционных споров.

На развитие социальных и человеческих ресурсов республики большое влияние оказали процессы глобализации. Переход к рыночной экономике обусловил потребность реформировать социальную сферу, а также решать вопросы обеспечения защиты прав и свобод граждан, их жизненного уровня и благосостояния. Назрела необходимость предоставить социальные гарантии, содействовать адаптации населения к новым условиям труда, защитить наиболее уязвимые социальные отрасли — здравоохранение и образование. Однако, несмотря на принятые меры, переход к рыночной экономике оказался болезненным для социальной сферы. Только в последние годы удалось несколько улучшить ситуацию: по показателю индекса гуманитарного развития для 174 стран РА переместилась со 103 места (1995 г.) на 76-е (2002 г.).

В числе основных социальных проблем, возникших по мере интеграции республики в процессы глобализации, выделяется безработица. В 2001 году ее уровень превышал 15%, а в 2003-м даже достиг 20%. При этом женщины составляли 64% безработных, а в возрасте от 30 до 50 лет, то есть относящиеся к наиболее экономически активной части населения, — 60%. Для решения этой проблемы (и безработицы в целом) правительство предполагает организовать специальные курсы по переподготовке и профессиональному обучению людей, содействовать подъему малого бизнеса, учредить программу социальной помощи безработным, совершенствовать развитие в стране рынков труда.

Вопросы безработицы напрямую связаны с другим неизбежным последствием глобализации — проблемой миграции. Для страны с небольшим населением последняя стала серьезным испытанием: с 1991 по 2001 год республику покинуло свыше 800 тыс. чел. (более 25% жителей). По данным на 2001 год, численность работающих составляла 1,4 млн чел. (45% — в сельском хозяйстве, 25% — в промышленности, 30% — в сфере услуг). Основные причины столь массовой миграции — низкий уровень доходов, незащищенность социальных и гражданских прав.

Среди социальных проблем особняком стоит обнищание и бедность основной массы населения. Принятая правительством 12-летняя программа по борьбе с бедностью (2004—2016 гг.) предусматривает сократить уровень бедности с 50% до 19%. После утверждения программы в стране появился ряд положительных индикаторов, позволяющих надеяться на постепенное решение этой проблемы. Главное, в 2004 году увеличилась занятость в трудоемких производственных отраслях, оживился рынок труда в строительстве и сельском хозяйстве, что способствовало сокращению уровня безработицы (более 10% в 2001 г. и 9,8% — в 2003-м), а также на росте средней заработной платы (в 2004 г. она повысилась почти на 30%).

Проблема бедности создала еще один негативный фактор — способствовала распространению в стране ВИЧ-инфекции. Если в 1995 году в республике было 3 человека, больных СПИДом, то в 2000-м — свыше 1 500.

Еще одна «головная боль» — коррумпированность государственного аппарата. Несмотря на успехи в реализации либерально-демократических реформ (законодательство РА в этой сфере признается одним из лучших среди стран СНГ), коррупция блокирует поступательное развитие национальной экономики.

Что касается инфляции, то в Армении она никогда не была в числе наиболее серьезных проблем. Самым беспокойным выдался, пожалуй, 2004 год, когда уровень ее приро-

ста достиг 7%, что оказалось весьма неожиданным фактором, поскольку эксперты прогнозировали снижение темпов роста инфляции с 4,7% в 2003 году до 3% в 2004-м. Однако этого не произошло, поскольку рост мировых цен на продукты питания в 2004 году стимулировал в стране резкий скачок цен на хлеб, что и привело к столь резкой инфляции. Тем не менее прогнозы на перспективу утешительные: специалисты предсказывают плавное снижение ее уровня.

Рыночные реформы в стране и ее интеграция в процессы глобализации в целом проходят успешно, однако при этом республика испытывает на себе как позитивные, так и негативные стороны глобализационных процессов. Среди их возможных негативных последствий большинство экспертов считает, что окончательное оформление членства Армении в ВТО (как мы отмечали выше, после ратификации парламентом республики соответствующего соглашения) неизбежно спровоцирует в стране рост цен на ее сельскохозяйственную продукцию. Это повышение уже началось (с 2002 г. цены выросли в среднем на 10%). Тем не менее, по мнению некоторых экономистов, этот скачок вскоре будет частично компенсирован за счет увеличения общей инвестиционной привлекательности экономики страны. Прогноз таков: благодаря либеральному в отношении иностранных инвесторов законодательству их активность возрастет, что позволит не только сохранить позиции экспорта республики, но и укрепить их (в основном за счет алмазов и сельхозпродукции). Однако в этой сфере есть и ряд нерешенных проблем. Прежде всего необходимо создать единую конкурентную среду для местных производителей и импортеров.

Примечательно, что среди других стран СНГ Армения в целом имеет неплохие показатели. Так, в 2004 году объем ее ВВП (в стоимостном эквиваленте) составил 11,79 млрд долл. (ВВП из расчета на одного человека — 3,5 тыс. долл.), а реальный прирост ВВП был равен 9,9%, при этом в сельском хозяйстве — 23,4%, в промышленности — 35,1%, в сфере услуг — 41,5%.

Эксперты констатируют, что начальный, наиболее сложный этап интеграции РА в мировое хозяйство пройден, однако предстоит еще долгая и кропотливая работа по дальнейшему совершенствованию правовой базы, реформированию финансовой, налоговой и банковской систем, оптимизации промышленного производства, сферы торговли и услуг. Но главный вектор этих процессов — вступление во Всемирную торговую организацию. Среди основных достижений последних лет экономисты отмечают либерализацию торгового режима, приватизацию госсектора, развитие частного предпринимательства, снижение административных барьеров во внешней торговле, создание благоприятного инвестиционного климата, учреждение устойчивой национальной валюты, реформу законодательства в торгово-экономической сфере.

По оценкам многих экспертов, в среднесрочной перспективе экономику республики ждет медленное, но главное — устойчивое развитие (при поступательном росте основных ее показателей). Отмечаемое с 2003 года плавное снижение темпов роста ВВП сохранится (в 2003 г. показатели в этой сфере составили 13,9%; в 2004-м — 10,1%; в 2005-м, по предварительным данным, 6,5%; в 2006-м, по прогнозам, будут равны 6%). Однако этот процесс, по мнению тех же экспертов, не нанесет ощутимого урона экономике страны, так как она сохранит устойчивые позиции по другим показателям.

В ближайшие годы удержится достаточно низкий уровень инфляции (в 2003 г. он составил 4,7%, в 2004-м — 7%, по предварительным данным на 2005-й и по прогнозам на 2006-й — 2,6% и 3% соответственно), а также относительно стабильный курс национальной валюты (с 1996 по 2003 гг. он снизился всего на 20%, к 2004-му — вновь поднялся на 5%). Кроме того, ожидается значительный прогресс в финансовом секторе. Банковский сегмент экономики, несмотря на его скромные масштабы (в стране функционирует не более 10 крупных банков), будет работать достаточно эффективно. Эксперты прогнози-

руют успешное развитие регионального экономического сотрудничества РА, особенно со странами СНГ. Республика — активный участник субрегиональных и региональных интеграционных группировок, в том числе в рамках структур СНГ, Черноморской ассоциации экономического сотрудничества (ЧАЭС) и др. Сохранению благоприятного инвестиционного климата будет способствовать упомянутая выше широкомасштабная приватизация госсектора. Вместе с тем в ближайшие годы ожидается увеличение притока иностранных инвестиций, чему должны способствовать диверсификация экономики, а также дальнейшее развитие ее ведущих отраслей, таких как электронная промышленность, обработка алмазов, фармацевтическая промышленность, машиностроение. Важно, что эти отрасли уже сегодня в целом конкурентоспособны на мировых рынках. Однако есть и существенный повод для тревоги: резкое снижение темпов роста промышленного производства — с 14,9% в 2003 году до 2,1% в 2004-м. Такой обвал был связан, прежде всего, со значительным сокращением обработки алмазов (на 17%). Однако специалисты прогнозируют двукратное увеличение показателей в этой сфере к 2009 году. К тому же на фоне спада в промышленности успешно развивались другие важные сферы экономики. Это в первую очередь касается сельского хозяйства, где в 2004 году рост составил 14,5% (в 2003-м — 4%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.