Научная статья на тему 'Налоговое регулирование инвестиционной активности в Китае'

Налоговое регулирование инвестиционной активности в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
719
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО / TAX REGULATION / INVESTMENT ACTIVITY / INTERNATIONAL TAX LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Лариса Александровна

Опыт налогового регулирования инвестиционной активности в Китае заслуживает особого внимания в силу эффективности государственной политики по поддержке как отечественных, так и иностранных инвесторов. Российская налоговая система отличается незначительными мерами поддержки в сфере инвестиционной деятельности. Поэтому адаптация эффективного зарубежного опыта может быть нацелена на совершенствование политики государства и повышение инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN CHINA

Experience of tax regulation of investment activity in China deserves special attention due to the efficiency of the state support policy, both domestic and foreign investors. The Russian tax system has minor support measures in the sphere of investment activity. Therefore, effective adaptation of foreign experience may be aimed at improving the policy of the state on increase of investment activity.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование инвестиционной активности в Китае»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 1. С. 173-177.

УДК 336.02

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В КИТАЕ1

TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN CHINA

Л.А. Родина L.A. Rodina

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Опыт налогового регулирования инвестиционной активности в Китае заслуживает особого внимания в силу эффективности государственной политики по поддержке как отечественных, так и иностранных инвесторов. Российская налоговая система отличается незначительными мерами поддержки в сфере инвестиционной деятельности. Поэтому адаптация эффективного зарубежного опыта может быть нацелена на совершенствование политики государства и повышение инвестиционной активности.

Experience of tax regulation of investment activity in China deserves special attention due to the efficiency of the state support policy, both domestic and foreign investors. The Russian tax system has minor support measures in the sphere of investment activity. Therefore, effective adaptation of foreign experience may be aimed at improving the policy of the state on increase of investment activity.

Ключевые слова: налоговое регулирование, инвестиционная активность, международное налоговое право.

Keywords: tax regulation, investment activity, international tax law.

В Китае с целью реализации государственной промышленной политики, контроля за масштабами инвестиций, направления инвестиционных потоков, регулирования инвестиционной структуры, усиления строительства ключевых объектов, стимулирования поступательного, стабильного, скоординированного развития национальной экономики разработаны «Временные положения Китайской Народной Республики о регулирующем налоге на инвестиции в основные фонды», утвержденные Госсоветом КНР 16 апреля 1991 г. [1].

Юридические и физические лица, осуществляющие в пределах территории КНР инвестиции в основные фонды, являются субъектами обложения регулирующим налогом на инвестиции в основные фонды и должны в соответствии с положением о налоговом регулировании инвестиционной активности вносить регулирующий налог на инвестиции.

Регулирующий налог на инвестиционные потоки применяет дифференцированные ставки в соответствии с государственной промышленной политикой и экономическими масштабами объектов.

Применяемая для конкретного объекта ставка налога определяется исходя из инженерных особенностей объекта.

Инвестиции в основные фонды, которые не учтены в таблице инвестиций (не включая

инвестиции в реконструкцию предприятий), облагаются по ставке 15 %. Инвестиции в реконструкцию, кроме тех, к которым применяется нулевая ставка налога, облагаются по ставке 10 %.

«Таблица статей и ставок регулирующего налога на инвестиции в основные фонды» периодически обновляется Госсоветом КНР с целью учета изменений экономических условий инвестирования, а также с точки зрения дифференциации инвесторов по рейтингу важности для страны инвестиционных проектов на данный период [2].

Расчет регулирующего налога на инвестиции в основные фонды производится в соответствии с реальной окончательной суммой инвестиций в основные фонды объекта, в том числе при инвестициях в реконструкцию объекта, на основе реальной окончательной суммы инвестиций в инженерное строительство.

Регулирующий налог на инвестиции в основные фонды вносится в соответствии с суммой годового плана инвестиций в основные фонды объекта.

После завершения календарного года, в соответствии с реальной окончательной суммой инвестиций производится подсчет, переплата налога возвращается, а недоплата погашается. После завершения строительства в соответствии с общей реальной окончательной

1 Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания высшим учебным заведениям в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.

© Л.А. Родина, 2014

суммой инвестиций производится окончательный расчет, переплата возвращается, недоплата налоговых платежей погашается.

Если у налогоплательщика возникает проблема с внесением всей годовой суммы налога в соответствии с годовой плановой суммой инвестиций единовременно, то по рассмотрению и решению налоговых органов возможно внесение необходимой суммы налога посредством нескольких платежей в течение года, однако налог должен быть внесен до конца сентября.

Субъект налогообложения при расчете суммы инвестиций в основные фонды объекта должен учитывать сумму регулирующего налога на инвестиции в основные фонды и включать ее в общую сумму инвестиций строящегося объекта, с тем чтобы дать экономическую и финансовую оценку объекту. Однако, налоговая сумма не является базовой цифрой при планировании расходов по строительству, по инженерным работам и другим расходам.

Льготы по регулирующему налогу на инвестиции в основные фонды не могут быть предоставлены ни каким другим законодательным органом, кроме Госсовета КНР.

Управление взиманием регулирующего налога на инвестиции в основные фонды осуществляется соответствующими налоговыми органами. Субъект налогообложения должен зарегистрироваться в налоговых органах по месту нахождения объекта, пройти аттестацию на внесение налоговых платежей, представить налоговый отчет.

Агентами по вычитанию и внесению регулирующего налога на инвестиции в основные фонды являются Строительный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, сельскохозяйственный банк Китая, Банк Китая и Банк коммуникаций, другие денежно-кредитные учреждения.

Взимание регулирующего налога на инвестиции в основные фонды позволяет на основе сочетания планового централизованного управления и инвестиционного лицензирования осуществлять следующие способы контроля и управления за источниками инвестиций:

1. Плановые комитеты (планово-экономические комитеты) провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и плановые комитеты городов, осуществляющих планирование, составляют сводный план объектов данной территории, учитывающий и инвестиции в основные фонды. После того, как налоговыми органами соответствующего уровня рассматриваются и утверждаются статьи налога, ставки налога и необходимые к внесе-

нию налоговые суммы по каждому объекту инвестиций в основные фонды, этот план утверждается Плановым отделом.

2. Субъект налогообложения до начала использования годового объема инвестиций на объекте должен в налоговых органах по месту нахождения объекта пройти регистрацию и оформить декларацию. Банки и другие денежно-кредитные учреждения на основе заполняемой налоговыми органами специальной учетной книги по внесению платежей перечисляют причитающиеся налоговые платежи.

3. Плановые отделы на основе удостоверения налогоплательщика выдают лицензию на инвестиции. Банки и другие денежно-кредитные органы на основе лицензии на инвестиции предоставляют ассигнование или кредитование объекта, осуществляющего инвестиции в основные фонды.

В отношении внеплановых объектов, осуществляющих инвестиции в основные фонды, налоговые органы кроме взимания налога по соответствующей ставке имеют право наложить на налогоплательщика также и штраф в размере до шестикратной суммы внесенного налога. Если же внеплановый объект, осуществляющий инвестиции в основные фонды, облагается по нулевой ставке, то на основе соответствующего постановления плановых органов этот объект может быть подвергнут отдельному наказанию. Если под видом реконструкции осуществляются инвестиции в основные фонды, то в соответствии со статьей и ставкой налога на инвестиции в основные фонды взимается двукратная сумма налога. В том случае, если к инвестиционному объекту применяется нулевая ставка налога, то по соответствующему решению планового отдела может быть наложено другое взыскание.

В случае, если налогоплательщик в соответствии с нормами положения о налоговом регулировании инвестиционной активности не уплачивает сумму налога, плановый комитет (планово-экономический комитет) должен аннулировать его экспертизу объекта. В отношении объекта, на котором только приступают к работе, не должно быть предоставлено планирование начала работ, а в отношении объекта, на котором продолжается ранее начатое строительство, должен быть аннулирован годовой план по масштабам инвестиций и аннулирована инвестиционная лицензия. Банки и другие денежно-кредитные учреждения не должны осуществлять финансирование и кредитование таких объектов. В отношении плановых, банковских отделов, допустивших нарушение

норм положения о регулировании, и где следствием стало то, что налогоплательщик уклонился от уплаты налога, вышестоящие руководящие органы этих учреждений должны провести расследование в отношении соответствующих должностных лиц.

В отношении других вопросов (пунктов) по управлению взиманием регулирующего налога на инвестиции в основные фонды необходимо руководствоваться нормами «Временного положения КНР по управлению взиманием налоговых платежей».

Инвестиции в основные фонды для осуществляющих экономическую деятельность совместных предприятий, кооперативных предприятий и иностранных предприятий не подпадают под действие положения о регулировании. Инвестиции в развитие таких объектов, запрещенных государством, также не подпадают под действие положения о регулировании. Плановые отделы должны в соответствии с законодательством страны, юридическими нормами, курсом и политическими нормами применять другие виды наказания. «Таблица объектов, развитие которых запрещается государством» периодически обновляется Госсоветом КНР [3].

Способы предоставления льгот по регулирующему налогу на инвестиции в основные фонды в районах проживания национальных меньшинств устанавливаются отдельно. В соответствии с государственными нормами, для не включаемых в планы объекты, или объектов, сумма инвестиций в основные фонды которых не превышает 50 тыс. юаней, взимание налога и предоставление льгот по регулирующему налогу на инвестиции в основные фонды решается правительством провинции, автономных районов и городов центрального подчинения.

Инвестиционные лицензии для объекта, в который будут осуществляться инвестиции в основные фонды, выдаются и регулируются в едином порядке плановыми отделами. Конкретные нормы по мерам регулирования инвестиционных лицензий осуществляются Государственным комитетом по планированию.

Обязанность по толкованию положения о регулировании инвестиционной активности возложена на Государственное налоговое управление, инструкция по применению разрабатывается также Государственным налоговым управлением.

Одним из важнейших аспектов национальной политики привлечения иностранного капитала стало создание на территории КНР большого количества особых экономико-ад-

министративных образований (инвестиционных зон Китая), в которых действуют режимы льготного налогообложения.

На текущий момент выделяют следующие инвестиционные зоны Китая:

- специальные экономические зоны (Шень-чжэнь, Чжухай, Шаньтоу, о. Хайнань, Сямэнь и район Пудун (Шанхай);

- зоны экономического и технологического развития (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Харбин, Далянь, Ханчжоу, Шэнъян, Чунцин, Нин-бо, Урумчи, Нанкин и др.);

- зоны приграничного экономического сотрудничества (Суйфэньхэ, Маньчжоули, Эр-лянь и др.);

- зоны свободной торговли (Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь);

- технопарки [4].

Поскольку в последние годы все большее стратегическое значение придается развитию экономики центральных и западных районов страны, правительство Китая, заинтересованное в притоке иностранного капитала в эти районы, разработало для них систему льгот при создании инвестиционных зон.

Так, в центральных и западных районах проводится более мягкая политика по сравнению с восточными районами в отношении ограничения иностранных инвестиций или доли иностранного капитала в определенных отраслях.

Далее, по истечении периода освобождения от налогов налог с прибыли предприятий с участием иностранных инвестиций, расположенных в центральных и западных районах и работающих в отраслях, поощряемых для иностранных инвестиций, исчисляется по льготной ставке в 15 % в течение 3 лет.

Для предприятий с иностранным капиталом, доля которого в уставном фонде превышает 25 %, предоставляются аналогичные налоговые льготы при реинвестировании ими средств в проекты центральных и западных районов страны.

Наконец, если предприятие со 100 %-ным иностранным капиталом импортирует продукцию, оборудование и технологии для реализации поощряемых проектов и если это оборудование, технологии и запасные части не могут быть произведены в Китае, то импортеры освобождаются от уплаты импортных пошлин.

При принятии решения о начале нового инвестиционного проекта в Китае вам необходимо будет тщательным образом подойти к

вопросу о месте регистрации вновь создаваемой компании.

По закону о валютном контроле, валютная палата по завершении сверки экспортных поступлений для предприятия приграничной торговли выдаёт ему «Специальный двусторонний квиток о налоговых отчислениях после сверки экспортных поступлений», при этом в графе для примечаний фиксируются вид валюты сверки и сумма.

Местные административные правила зачастую сильно отличаются в зависимости от провинции и даже города, общекитайского стандарта, к сожалению, не существует.

Поэтому, чтобы избежать неожиданностей, мы рекомендуем заранее выяснить все вопросы, связанные с налогообложением, местными ограничениями на занятие определенными видами деятельности и правила по экспорту продукции из Китая.

Для предприятий, пользующихся налоговыми льготами в Китае, предусмотрен переходный период, налогообложение в рамках которого регламентируется соответствующим документом от 2008 г.

Согласно «Уведомлению Государственного Совета КНР о применении переходного периода для предприятий, пользующихся налоговыми льготами», установлены следующие временные ставки налогов для предприятий.

Льготы предприятий, созданных до опубликования нового Закона:

1. В отношении предприятий, ранее пользовавшихся льготной ставкой налога на прибыль, установлен 5-летний переходный период после вступления в силу Закона «О налоге на прибыль предприятий» (т. е. с 1 января 2008 г.). В частности: к предприятиям, облагаемым налогом по 15%-й ставке, в 2008 г. применяется ставка 18 %, в 2009 г. - 20 %, в 2010 г. - 22 %, в 2011 г. - 24 %, в 2012 г. -25 %. К предприятиям, ранее облагаемым налогом по 24%-й ставке, с 2008 г. применяется ставка налога размером в 25 %.

2. Для предприятий, в отношении которых действовало освобождение либо снижение налога в течение фиксированного времени, с 1 января 2008 г. сохраняется применение установленных ранее ставок налога до окончания срока освобождения или снижения налога. В случае, если предприятие не воспользовалось освобождением или снижением налогов в силу отсутствия рентабельности, период действия налоговых льгот рассчитывается с 2008 г.

3. Вышеуказанные меры действуют в отношении предприятий, зарегистрированных в

Промышленно-торговой администрации до 16 марта 2007 г.

Сохранение льгот для предприятий западной части КНР:

1. В целях содействия развитию западных территорий страны остаются в силе льготы, установленные Уведомлением Министерства финансов, Главного таможенного управления «О вопросах политики налоговых льгот для освоения западных территорий».

2. Предприятия, пользующиеся налоговыми льготами, должны произвести расчет налогооблагаемой суммы на основании положений нового закона и правил его применения о доходе (поступлениях) и налоговых вычетах, после чего рассчитать сумму льгот, установленных частью 1 Уведомления.

3. При наличии у предприятия льгот как согласно положениям о переходном периоде, так и на основании нового Закона «О налоге на прибыль предприятий» и Правил его применения, предприятие может выбрать наиболее выгодный путь расчета налога. Запрещается одновременное использования льгот разных законодательных норм; кроме того, не допускается изменение способа расчета налога в дальнейшем.

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями и иностранных компаний:

1. Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных компаний взимается на территории КНР в особом порядке. Механизм исчисления и взимания данного налога определен в Законе КНР о налоге на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий от 9 апреля 1991 г., а также в Разъяснениях по его исполнению от 30 июня 1991 г.

2. Предприятия с иностранными инвестициями, головной офис которых расположен в Китае, уплачивают налог со всех полученных ими доходов (как на территории КНР, так и за рубежом). Иностранные компании уплачивают налог на прибыль только от источников на территории КНР.

3. Доходы предприятий с участием иностранного капитала, получаемые в результате производственной, коммерческой и другой деятельности на территории Китайской Народной Республики, облагаются подоходным налогом в соответствии с Законом о взимании подоходного налога. Доходы иностранных предприятий, получаемые в результате производственной, коммерческой и иной деятельности на территории Китайской Народной Республики,

облагаются подоходным налогом согласно соответствующему Закону.

4. Под «предприятием с участием иностранного капитала» понимается совместное паевое китайско-иностранное совместное предприятие, совместное китайско-иностранное кооперационное предприятие и предприятие, основанные полностью на иностранном капитале, имеющие учреждения на территории КНР. Под «иностранным предприятием» понимается иностранные компании, предприятия и другие экономические организации, занятые в производственной или коммерческой деятельности и имеющие доходы в Китае через свои организации и учреждения, созданные в этой стране.

5. Предприятие с участием иностранного капитала, имеющее свои учреждения в Китае, уплачивает установленный ему подоходный налог со своих доходов, получаемых внутри или за пределами КНР.

6. Облагаемый налогом доход предприятия с участием иностранного капитала, организации и учреждения, созданных ими в Китае и занятых в производственной и коммерческой деятельности, образуется путем вычета из совокупного дохода предприятия в текущем налоговом году себестоимости продукции, накладных расходов, а также убытков.

7. Подоходный налог с предприятия с участием иностранного капитала и подоходный налог с иностранного предприятия с доходов от производственной и коммерческой деятельности, созданных ими в Китае организаций и учреждений взимается по ставке в размере 30 %, местный налог взимается по ставке в размере 3 % от облагаемого подоходным налогом дохода.

8. Государство в соответствии с политикой индустриализации поощряет иностранные инвестиции и способствует созданию предприятий, применяющих передовую технологию и оборудование и экспортирующих всю или основную часть своей продукции.

9. Подоходный налог с предприятия с участием иностранного капитала, созданного в специальных экономических зонах, иностранного предприятия, имеющего организации и учреждения в специальных экономических зонах, занятых в производственной или коммерческой деятельности, и предприятия с участием иностранного капитала производственного характера в зонах технико-экономического развития уплачивается по пониженной ставке в размере 15 %.

10. Если предприятие производственного характера, имеющее долю иностранного капи-

тала, создано в прибрежных экономических зонах или в одном из старых городских районов, в котором расположены специальные экономические зоны и зоны технико-экономического развития, подоходный налог уплачивается по пониженной ставке в размере 24 %. Подоходный налог предприятий с участием иностранного капитала, созданных в прибрежных экономических зонах, в старых городских районах городов, в которых расположены специальные экономические зоны или зоны технико-экономического развития, либо в других регионах, определенных Госсоветом КНР, и занятых в энергетике, транспорте, портовом хозяйстве, на верфях и в других областях, поощряемых государством, может быть уплачен по пониженной ставке в размере 15 %. Специальные правила в этой сфере устанавливаются Госсоветом КНР.

Таким образом, обобщая достаточно обширный опыт поддержки инвестиционной активности в Китае, можно сделать вывод о системности, долгосрочности перспектив налогового регулирования. В этой связи российская налоговая система имеет высокий потенциал, слабо реализуемый на текущий момент [5]. Даже те незначительные меры налоговой поддержки инвестиционной активности, имеющие место в период до 2008 г. на федеральном и региональном уровнях, в настоящее время упразднены или значительно урезаны в части льготирования. Такое положение дел усугубляет проблемы, вызванные низкой конкурентоспособностью российской экономики на мировом рынке, прежде всего, после вступления России во Всемирную торговую организацию.

1. Государственное регулирование рыночной экономики : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. И. Кушлина. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 834 с.

2. Цзинлянь У. Экономическая реформа в КНР. - М. : Наука, 2012. - 346 с.

3. Паршаков Е. А. Экономическое развитие общества: концепция кооперативного социализма: историческое исследование. - М. : URSS, 2012. - 433 с.

4. Сяоцю У. Китай привык опираться только на собственные силы // Республика. - 1999.

- № 242. - С. 128-133.

5. Интрилигейтор М. Д. Чему Россия могла бы научиться у Китая при переходе к рыночной экономике. - URL: http://rusref.nm.ru/index-pub166.htm (дата обращения: 28.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.