Federal'nyy zakon ot 29.11.2001 № 156-FZ «Ob investitsionnykh fondakh» (s izm. i dop.). [Federal Law of 29.11.2001 № 156-FZ «On Investment Funds» (revised and extended).]
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. (с изм. и доп.).
Federal>nyy zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti)» ot 16 iyulya 1998 g. (s izm. i dop.). [Federal Law of the Russian Federation «On Mortgage (mortgage security)» of 16 July 1998 (revised and extended).]
6. Закон Саратовской области № 17-ЗСО от 07.02.2008 «Об ипотечном жилищном кредитовании». Zakon Saratovskoy oblasti № 17-ZSO ot 07.02.2008 «Ob ipotechnom zhilishchnom kreditovanii». [Law of the
Saratov region № 17-ZSO dated 07.02.2008 «On Mortgage Lending».]
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.1996 № 1010 об учреждении ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Postanovleniye Pravitel>stva Rossiyskoy Federatsii ot 26.08.1996 № 1010 ob uchrezhdenii OAO «Agentstvo po ipotechnomu zhilishchnomu kreditovaniyu» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.08.1996 № 1010 on the establishment of «Agency for Housing Mortgage Lending».]
8. Годовой отчет Банка России за 2013 г. URL: www.cbr.ru. С. 27.
Godovoy otchet Banka Rossii za 2013 g. [Annual Report of the Bank of Russia for 2013]. URL: www.cbr.ru. S. 27.
9. Годовой отчет Банка России за 2012 г. URL: www.cbr.ru. С. 31.
Godovoy otchet Banka Rossii za 2012 g. [Annual Report of the Bank of Russia for 2012]. URL: www.cbr.ru. S. 31.
10. Отчет АИЖК за 9 месяцев 2014 г. URL: http://www.ipocred.ru/events/news/3417-razvitie-rynka-ipotechnogo-kreditovaniya-i-deyatelnost-aijk.
Otchet AIZHK za 9 mesyatsev 2014 g. [Report of Agency for Housing Mortgage Lending for 9 months of 2014]. URL: http://www.ipocred.ru/events/news/3417-razvitie-rynka-ipotechnogo-kreditovaniya-i-deyatelnost-aijk.
11. URL: http://www.event-mbc.ru/sekyuritizatsiya-ipotechnyih-i-neipotechnyih-aktivov.
12. URL: www.klerk.ru|bank|artikles|100674.
13. URL: www.cbr.ru /statistics/UDStataspk.
УДК 336.0/.5
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ
TAX REGULATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY
Кириллова Ольга Святославовна
Kirillova Olga Svyatoslavovna
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогов и налогообложения, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
PhD. (Economics), professor, head of the department of taxes and tax regulation, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В статье основное внимание уделено инструментам и направлениям налогового регулирования в масштабах страны и отдельных территорий. Основная идея автора заключается в том, что в современных условиях любые мероприятия налогового регулирования должны быть сопряжены с вопросами финансовой безопасности, базироваться на необходимости обеспечения устойчивости и стабильности экономического развития территорий.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоги, налоговый федерализм, налоговые льготы, налоговая политика.
The paper focuses on the tools and areas of tax regulation both on a national and regional level. The author argues that in modern conditions any changes in tax regulation should involve matters of financial security and be based on the need to ensure sustainability and stability of regional economic development. Keywords: economic security, taxes, tax federalism, tax exemptions, tax policy.
Современный этап исторического развития России, социально-экономические трансформации в обществе во многом предопределили необходимость обеспечения экономической безопасности государства в целях защиты национальных интересов и устойчивого развития.
Сегодня не сформировано единой точки зрения по вопросу содержания понятия «экономическая безопасность»: чаще всего речь идет о различных сочетаниях понятий экономического суверенитета, независимости, устойчивости развития, стабильности экономических интересов и др.
Думается, что экономическая безопасность территории проявляется, как правило, в способности противостоять влиянию определенных факторов, внутренних и внешних форс-мажорных обстоятельств, сохранять прежние свойства объекта, т.е. предполагает создание среды, в которой должны быть нейтрализованы наиболее значимые риски и угрозы.
Ведущими направлениями обеспечения экономической безопасности территорий Российской Федерации в контексте общенациональной безопасности можно назвать:
- защиту государственных и общественных интересов, в том числе жителей данной территории;
- устойчивость социально-экономического развития территорий, снижение их зависимости от внешней среды и федерального центра;
- реализацию экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности и финансовой самостоятельности субъектов РФ.
Одним из механизмов, направленных на обеспечение финансово-экономической безопасности государства в целом и его отдельных территорий, является механизм налогового регулирования.
Налоговое регулирование представляет собой особую сферу общественных отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками в процессе перераспределения ВВП и национального дохода по поводу мобилизации налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы. Налоговое регулирование, являясь одним из сегментов процесса управления налогообложением в масштабах государства или его субъектов, муниципальных образований, может служить значимым инструментом воздействия на экономику, по-
литику, социальную сферу посредством изменения налогового законодательства, технологий налогового планирования, реструктуризации налоговой системы. Значимость налогового регулирования подтверждается и тем, что налоговые платежи занимают сегодня лидирующие позиции в доходах бюджетов всех уровней бюджетной системы России. По итогам 2013 г. налоговые доходы составили 54,25% от общей суммы доходов федерального бюджета [3].
Несмотря на то что современный характер экономических угроз и финансовых рисков, а также формы их проявления изменились, роль налогов как источника финансовых ресурсов только укрепилась.
Современный механизм налогового регулирования в Российской Федерации реализуется в рамках государственной налоговой политики, направленной на обеспечение финансово-экономической, в том числе налоговой, безопасности.
Роль налогового регулирования в развитии экономики во многом обусловлена и двойственным характером налоговых платежей: 1) их фискальным значением как инструмента мобилизации налоговых доходов и пополнения государственной казны и бюджетов муниципальных образований; 2) их регулирующим значением, проявляющимся в возможности оказывать влияние на изменение межотраслевых и иных центров бизнес-интересов, инвестиционных потоков и даже миграцию населения. В этой связи налоги можно рассматривать как категорию, проявляющуюся в единстве двух противоположностей: как средство обеспечения экономической безопасности и фактор ее угрозы.
Поскольку реализация полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления во многом зависит от наполняемости бюджетов налоговыми доходами и в меньшей степени - иными неналоговыми платежами, а налоги часто являются индикаторами взаимозависимости экономических показателей развития территорий в форме налоговых баз и финансовыми показателями в форме налоговых доходов бюджетов в процессе перераспределения средств между юридическими лицами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством, как следствие, они входят в состав инструментария обеспечения экономической безопасности.
Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)
Налоговое регулирование экономики государства с федеративным устройством предполагает определенный уровень развития налогового федерализма, когда каждый орган власти (местного самоуправления) должен обладать своими источниками доходов, достаточными для развития экономики данной территории. Одновременно с этим он должен обладать и относительной самостоятельностью в управлении налогами и иными обязательными платежами, поступающими в соответствующий бюджет. Применительно к региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления федерализм в сфере налогов означает наличие у них соответствующих прав и рычагов, позволяющих устанавливать (в определенных федеральным законодательством пределах) налоги и сборы, контролировать правильность и своевременность их уплаты в бюджет, организовывать эффективное управление экономикой на подведомственной территории. В рамках налогового федерализма используются следующие формы распределения налогов между бюджетами разных уровней: закрепление налогов за определенным уровнем власти и разделение полномочий по их взиманию; долевое распределение налогов (по нормативам, в процентах); совместное использование базы налогообложения; распределение налоговых поступлений через централизованный фонд (бюджет).
Одной из важнейших задач, стоящих перед субъектами государственного налогового управления, является создание налогового режима, способного обеспечить полный и своевременный сбор налогов, достаточных для финансирования государственных расходов, и создание благоприятных условий для ускоренного экономического роста каждого региона.
Стратегия налогового регулирования ориентирована в большей мере на модернизацию российской налоговой системы с учетом изменения ее целевых ориентиров, в частности таких, как структурные преобразования налоговой системы с целью устранения незаконных финансовых потоков, построение налогообложения на основе баланса интересов экономических субъектов в легализации объемов производства, экспорта, продаж и доходов; изменение приоритетов прямого и косвенного налогообложения в целях улучшения благосостояния населения. С этой целью реализуются меры по уменьшению налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, инвестирующих в развитие новых технологий; развитию информационных технологий налоговых процессов, внедрению современных технологий и процедур налогового контроля.
В течение целого ряда лет вносилось множество изменений в действующий налоговый механизм, однако они чаще всего имели узконаправленный характер и не были объединены программой действий по модернизации налоговой системы. Одной из основных проблем налогового регулирования является обеспечение паритета фискальных интересов государства и стимулирования экономического роста инвестиционной деятельности, поддержки частного предпринимательства, предполагающей проведение либеральной налоговой политики, включая снижение налоговых ставок и расширение налоговых преференций. В настоящее время существует программный документ, определяющий единые подходы к государственному налоговому регулированию и направленный на обеспечение экономического развития и финансовой безопасности России.
В качестве основных детерминант налогового регулирования можно выделить следующие:
- создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;
- налоговое стимулирование развития малого и среднего предпринимательства путем введения так называемых налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и налогообложение на основе патента и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в виде нулевой налоговой ставки;
- введение института контролируемых иностранных компаний (КИК), раскрытие информации о бенефициарных владельцах, совершенствование информационного взаимодействия на международном уровне, введение понятия налогового резидентства для юридических лиц в целях дальнейшей деофшоризации российской экономики [6];
- ревизию налоговых льгот и, как следствие, отказ от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам, установление льгот с определением периода их действия исходя из оценки их эффективности;
- налогообложение недвижимого имущества физических лиц и доходов от его продажи на основе использования кадастровой стоимости объектов налогообложения [2];
индексацию ставок акцизов, оптимизацию и гармонизацию акцизного налогообложения
табачной продукции в государствах - членах Таможенного союза.
Кроме того, с 2015 г. более жестко реализуется политика налогового регулирования и администрирования налоговых платежей: предоставлено право налоговым органам при нарушении сроков подачи налоговой декларации на срок более 10 дней заблокировать расчетный счет налогоплательщика; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в случае, если организация не отправит подтверждение того, что получила электронные документы от налоговых органов; проводить осмотр помещения плательщика в случае выявления несоответствий или неточностей в отчетности; ужесточен порядок проведения камеральной проверки декларации по НДС. Физическим лицам вменена обязанность сообщать в налоговые органы об объектах налогообложения, по которым лицо не получает уведомлений на уплату налога.
Подобные меры вызывают неоднозначную реакцию сообщества налогоплательщиков, но объясняются необходимостью укрепления налоговой дисциплины.
Механизм налогового регулирования предполагает изменение системы распределения налогов между бюджетами разных уровней, отдельных элементов налогов, а также внесение изменений в налоговый процесс органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с вмененными им государственными законодательными и иными соответствующими полномочиями. В основе преобразований подобного рода должны лежать особенности финансово-экономического развития территорий и формирования их налогового потенциала.
Финансовые ресурсы территорий (субъектов РФ, муниципальных образований) должны быть соразмерны их полномочиям. Возможности развития регионов и входящих в их состав районов, городов и поселений заключаются не в изыскании способов перекачки денежных средств в тот или иной бюджет, а в росте доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу. Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых и иных поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения.
Особого внимания заслуживает новый для России сегмент налогового регулирования -налоговая система республики Крым. С января 2015 г. введен ряд преференций для участников этой свободной экономической зоны (СЭЗ) [1]:
- введена нулевая ставка (0%) по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачисле-
нию в федеральный бюджет в течение 10 налоговых периодов начиная с первого прибыльного;
- освобождены от налогообложения организации - участники СЭЗ в отношении имущества, учитываемого на балансе и созданного или приобретенного для ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного в ней (льгота действует 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет такого имущества);
- освобождены от земельного налога организации - участники СЭЗ в отношении земельных участков на территории СЭЗ, используемых в соответствии с договором (срок применения льготы - 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок);
- предоставлено право самостоятельно устанавливать пониженные ставки в связи с применением специальных налоговых режимов (например, при едином сельскохозяйственном налоге, упрощенной системе налогообложения, патенте - вплоть до 0% в 2015 - 2016 гг.);
- уточнен ряд особенностей налогообложения, в частности при исчислении налога на добавленную стоимость, акцизов и налога на добычу полезных ископаемых с учетом положений нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Крым и г. Севастополя до 01.01.2015 г.
Баланс финансовых потоков между центром, регионами и отдельными территориями (МО) определяется прежде всего объемом собираемых на территории регионов налогов и пропорциями их разделения между федеральным и региональными бюджетами. Однако для понимания причин межрегиональных диспропорций по этим показателям и полного представления о территориальной структуре налогового потенциала необходимо учитывать еще целый ряд параметров. К ним можно отнести собираемость и ликвидность налоговых платежей, различия в налоговой нагрузке, структуру налоговых поступлений.
Собираемость налоговых поступлений свидетельствует о полноте использования налогового потенциала регионов. Оценка налоговой нагрузки в регионе важна с двух точек зрения. Во-первых, она характеризует объективность складывающегося баланса финансовых потоков (полнота использования налогового потенциала в регионах определяет степень зависимости региональных бюджетов от помощи федерального бюджета). Во-вторых, от нее зависит возможность увеличения сбора налоговых платежей в будущем (чем более полно ис-
Информационная безопасность регионов. 2015. № 1(18)
пользуется налоговый потенциал, тем менее вероятен рост собираемости налогов).
Очевидно, что существующая финансовая политика должна совершенствоваться; это ка-
сается и механизма взимания налогов, и распределения финансовых поступлений в бюджеты различных уровней.
Библиографический список (References)
1. Федеральный закон от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"»^^: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171492/.
Federal'nyy zakon ot 29.11.2014 № 379-FZ «O vnesenii izmeneniy v chaste pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiyem Federal'nogo zakona "O razvitii Krymskogo federal'nogo okruga i svobodnoy ekonomicheskoy zone na territoriyakh Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya"» [Federal Law of 29.11.2014 № 379-FZ «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law "On the development of the Crimean Federal District and the free economic zone on the territory of the Republic of Crimea and the federal city of Sevastopol"»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171492/.
2. Григорьев В.В., Сосновский С.А. Изменение порядка налогообложения движимого имущества // Налоговед. 2015. № 3.
Grigor'yevV.V., Sosnovskiy S.A. (2015). Izmeneniye poryadka nalogooblozheniya dvizhimogo imushchestva. [Changing the rules of taxation of movable property] // Nalogoved. № 3.
3. Доходы федерального бюджета в разрезе основных видов доходов в 2013 г. (официальный сайт Федерального казначейства). URL:http://datamarts.roskazna.ru/index.php/2013-razdely/dokhody/fk-0004-0021.
Dokhody federal'nogo byudzheta v razreze osnovnykh vidov dokhodov v 2013 g. (ofitsial'nyy sayt Federal'nogo kaznacheystva). [The federal budget revenues by major types of income in 2013 (the official website of the Federal Treasury).] URL: http://datamarts.roskazna.ru/index.php/2013-razdely/dokhody/fk-0004-0021.
4. Измайлова М.А. Налоговая нагрузка как элемент государственного регулирования экономики. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1423211601.
Izmaylova M.A. Nalogovaya nagruzka kak element gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki. [Tax burden as an element of state regulation of economy.] URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1423211601.
5. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 г. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166532/.
Prakticheskiy kommentariy osnovnykh izmeneniy nalogovogo zakonodatel'stva s 2015 g. [Practical commentary on major changes in tax legislation from 2015.] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166532/.
6. Старженецкая Л.Н. Контролируемая иностранная компания или добровольное налоговое рези-дентство РФ: Что выбрать? // Налоговед. 2015. № 3.
Starzhenetskaya L.N. (2015) Kontroliruyemaya inostrannaya kompaniya ili dobrovol'noye nalogovoye rezidentstvo RF: Chto vybrat'? [Controlled foreign company or voluntary tax residency of the Russian Federation: What to choose?] // Nalogoved. № 3.
7. Сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения - 23.11.2014).
Sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Finance of the Russian Federation.] URL: http:// www.minfin.ru/ru/ (date of access - 23.11.2014).