Научная статья на тему 'Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц'

Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленская Светлана Геннадьевна, Колесников Владимир Васильевич

В статье рассмотрены методы увеличения налогового потенциала региона за счет изменения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц в контексте налогового регулирования экономики региона, предлагаются меры по изменению налоговой системы в части этого налога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц»

Зеленская С.Г., Колесников В.В.

УДК 336.225.62

Налоговое регулирование экономики региона: методы увеличения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц

В статье рассмотрены методы увеличения налогового потенциала региона за счет изменения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц в контексте налогового регулирования экономики региона; предлагаются меры по изменению налоговой системы в части этого налога.

Ключевые слова: налоговое регулирование, регион, налоговая база, налог на доходы физических лиц.

Одной из целей налогового регулиро- за месяц и выполнивих норму труда. В ми-вания является увеличение налогооб- нимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и иные компенсационные и социальные выплаты.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако на практике величины соотношения, как правило, ниже предусмотренного законом о бюджете. Фактическое соотношение за последние 10 лет минимального размера оплаты труда не превысило 23% от величины прожиточного минимума.

Ниже приведем расчет для определения соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума в целом по области и в конкретной отрасли - сельском хозяйстве(таблица 1).

Таблица 1

Отношение средней оплаты труда к прожиточному минимуму и минимальной оплате труда по Орловской области и в сельском хозяйстве, руб.

»дной из целей налогового регулирования является увеличение налогооблагаемой базы региона по налоговым доходам. Рассмотрим методы увеличения налогооблагаемой базы региона по налогу на доходы физических лиц.

Оценка стратегий налогового регулирования регионального развития возможна по величине потерь, которые несут государство, регионы и налогоплательщики. Государство и регионы терпят налоговые убытки, если население, организации из-за введенных налогов и увеличения налогового бремени ограничивают потребление, что ведет к снижению объема реализации, прибыли и, как следствие, к сокращению налоговых поступлений.

Основным источником налога на доходы физических лиц являются удержания из заработной платы работников. Установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда является низшей границей заработной платы работников, полностью отработавших норму времени

Годы Средняя заработная плата Прожиточный минимум Минимальный размер оплаты труда1,2 Отношение прожиточного минимума к минимальной оплате труда, раз Отношение средней оплаты труда к

Орловская область в т.ч с/х прожиточному минимуму, раз минимальному размеру оплаты труда, раз

Орловская область в т.ч. с/х Орловская область в т.ч. с/х

2003 3563,5 1923,5 1924 600 3,2 1,9 1 5,9 3,2

2004 4393 2486,5 2117 600 3,5 2,1 1,2 7,3 4,1

2005 5456,3 2883,6 2515 720 3,5 2,2 1,1 7,6 4,0

2006 6786,6 3585,6 2842 800 3,6 2,4 1,3 8,5 4,5

2007 8340,9 3936,6 3114 1100 2,8 2,5 1,4 9,0 5,0

Оценка прожиточного минимума проведена на основании квартальных значений и постановлений Коллегии администрации Орловской области3.

Если в 2003 г. минимальная оплата труда составляла 31,2% от уровня прожиточного минимума, то в 2005 г. - 28,6%, что отражает падение покупательной способности минимальной оплаты труда. Покупательная способность заработной платы, расходуемой на приобретение товаров, входящих в прожиточный минимум, в целом по стране сократилась в 2,1 раза, а в сельском хозяйстве в 4,8 раза. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства с 1995 по 2005 г. была ниже прожиточного минимума (по статистическим данным в России). Несмотря на то, что в формировании доходов сельского населения участвует доход от личных подсобных хозяйств, низкий уровень заработной платы оказывает негативное влияние и на экономику, и на качество жизни сельского населения.

В связи с этим одной из актуальных проблем при планировании налога на доходы физических лиц является решение задачи по увеличению налогооблагаемой базы за счет приближения основной государственной гарантии - минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума (рисунок 1).

Рис. 1. Графическое отображение соотношения средней оплаты труда и минимального размера оплаты труда

В то же время повышение минимального размера оплаты труда позволит вывести из «тени» скрытую заработную плату, а дополнительные налоговые сборы компенсируют затраты на повышение заработной платы работников бюджетной сферы.

Так, проектом федерального закона «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда» предусматривается осуществить повышение лишь на основе фиксации процента соотношения МРОТ и прожиточного минимума. Однако это, по расчетам авторов, приведет к скачкообразному росту минимального размера оплаты труда. Более того, в этом случае повышение минимальной заработной платы будет сопровождаться ростом размера повышения производительности труда, что не совсем корректно, так как именно в первые два года размер минимальной заработной платы будет оказывать наименьшее влияние на экономику.

На наш взгляд, необходимо осуществлять повышение в виде серии равных платежей. При этом обязательно должен учитываться уровень инфляции в связи с зависимостью уровня прожиточного минимума от роста цен. При планируемом снижении уровня инфляции с 6% в 2008 г. до 2% в 2010 году размеры повышения минимальной заработной платы должны быть скорректированы в целях избежания снижения реальной величины минимального размера оплаты труда. В связи с этим ежегодный прирост минимального размера оплаты труда должен составлять 979 руб.

МРОТ = (5238 - 2300): 3 года = 979 руб.

При этом с целью сглаживания роста доходов целесообразно повышение производить два раза в год. Таким образом, минимальный размер оплаты труда будет повышаться каждые полгода на 489,5 руб. (МРОТ полугод. = 979:2 = 489,5 рубля). Приведем таблицу 2 с прогнозируемыми показателями прожиточного минимума.

Динамика всех составляющих доходов населения во втором варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предполагается выше, чем в первом, кроме пенсионных выплат, прогноз по которым одинаков в обоих вариантах.

Согласно сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации сохранятся высокие темпы роста заработной платы. За период 2007-2010 годов номинальная заработная плата возрастет по второму варианту в 1,9 раза (по первому варианту - в 1,8

Таблица 2

Прогнозируемые показатели прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в России в 2008-2010 гг. (руб.)

Показатель 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

Уровень инфляции, %* 108 108 107-108 106-107 105,5-106,5 105-106

Величина прожиточного минимума трудоспособного населения 3278 3707 4063 4441 4830 5238

Прирост величины прожиточного минимума х 429 356 378 389 408

Минимальный размер оплаты труда 720 1100 2300 3279 4258 5237

Прирост минимального размера оплаты труда х х х 979 979 979

Соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, % 22 30 57 83 88 100

*Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и период до 2010 года

раза), реальная заработная плата - на 44,1% (по первому варианту - на 37,9%).

Динамичный рост заработной платы будет обусловлен прежде всего достаточными темпами экономического развития, высокими доходами в экспортно ориентированных отраслях экономики, а также осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

Прогноз прожиточного минимума населения на 2008-2010 годы изменен в связи с уточнением индекса потребительских цен на товары и услуги, включенные в состав потребительской корзины (рисунок 2)4.

Для наглядности процессов изменения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и наполнения бюджета региона рассмотрим два варианта доходов налогоплательщика. 6000 5000 4000 Руолеи 3000 2000

Г1 I I

заработной плате и налогу на доходы физических лиц в таблице 3.

Таблица 3

Процент изъятия налога на доходы физических лиц из дохода налогоплательщика А (руб.)

Год Доход Стандартный налоговый вычет НДФЛ с учетом налоговых вычетов % изъятия из дохода

2003 1923,5 400 198,1 10,3

2004 2486,5 400 271,3 11

2005 2883,6 400 322,9 11,2

2006 3585,6 400 414,1 11,6

2007 3936,6 400 459,8 11,7

Рис. 2. Соотношение прогнозируемых величин прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда по Орловской области

Возьмем налогоплательщика А, предположив, что он трудится в сельском хозяйстве - отрасли с наименьшей средней оплатой труда - и отразим его данные по

Как видно из таблицы, если налогоплательщик получает заработную плату наравне с минимальной оплатой труда, то с учетом стандартного вычета на самого налогоплательщика выплачиваемый налог будет равняться 198,1 руб. в 2003 году и 459,8 руб. в 2007 году. Стандартный вычет в данном случае применяется в силу того, что суммарный доход налогоплательщика (рассчитанный нарастающим итогом) не превысил 20 000 рублей.

Представим себе ситуацию, когда налогоплательщик В получает заработную плату при условии, что минимальный размер оплаты труда приравнен к прожиточному минимуму. Рассмотрим таблицу 4 -процент изъятия НДФЛ из доходов налогоплательщика В. Оценка дохода рассчитана исходя из соотношения средней оплаты труда к прожиточному минимуму.

Таблица 4

Процент изъятия налога на доходы физических лиц из доходов налогоплательщика В

Год Доход Стандартный налоговый вычет НДФЛс учетом налоговых вычетов % изъятия из дохода

2002 2427 400 263,5 10,8

2003 2635 400 290,6 11,1

2004 3035 400 342,6 11,2

2005 3770 400 438,1 11,6

2006 4329 400 510,8 11,8

Исходя из таблицы 4 процент изъятия налога на доходы физических лиц в бюджет у налогоплательщика В гораздо выше, чем у плательщика А. В 2007 году разница в заработной плате составила от 503,5 руб. до 398,4 руб. Таким образом, заработная плата плательщика В по сравнению с налогоплательщиком А увеличилась в 2003 году на 1,1% при увеличении изъятия налога из оплаты труда на 1,9%, в 2007 году заработная плата налогоплательщика В увеличилась в 2,8 раза, а изъятия из дохода увеличились на 2,2%.

Проследив, как изменится налогооблагаемая база отдельного налогоплательщика, можно вычислить, как она изменится для целой отрасли национального хозяйства. Возьмем для расчета сельское хозяйство.

В 2005 году фонд оплаты труда составлял 3209,1 тыс. руб., численность работающих равнялась 92,5 тыс. чел., среднемесячная заработная плата - 2890,3 рубля.

Предположим, что 40% налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц получают около 1300 рублей в месяц, следовательно, 60% налогоплательщиков в данной отрасли национального хозяйства получают около 3200 рублей.

Тогда фонд оплаты труда для первой категории налогоплательщиков будет составлять 48100 тыс. руб. (37 тыс. чел. х 1300 руб.) в месяц, соответственно годовой фонд составит 577 200 тыс. руб. (48 100 тыс. руб. х12 мес.) а для второй категории налогоплательщиков фонд оплаты труда равен 2 631 884 тыс. рублей:

ФОТ = 3209084 - 577200 = 2631884 тыс. руб.

Месячный фонд оплаты труда будет составлять 219 323,7 тыс. рублей: МФОТ = 2631884 : 12 мес. =219323,7 тыс. руб.

Тогда для 55,5% налогоплательщиков среднемесячная оплата труда будет равна 3951,8 рубля:

Средняя заработная плата =219323,7: 55,5 = 3951,8 руб.

Если мы воспользуемся увеличением и приведением минимальной оплаты труда к уровню прожиточного минимума, то соответственно должен увеличиться фонд оплаты труда, а значит, и налогооблагаемая база.

Следовательно, расчет новой налогооблагаемой базы начнем с допущения, что количество налогоплательщиков со средней оплатой труда около 1300 рублей составляет уже 20%, а не 40%, как это было показано выше, поэтому необходимо найти новый фонд оплаты труда и среднемесячную заработную плату.

Месячный фонд оплаты труда равен: МФОТ = 18,5 х 1300 = 24 050 тыс. руб., тогда годовая сумма фонда 288 600 тыс. рублей (24 050 тыс. руб. х 12 мес).

Зная предыдущую среднюю оплату труда и новое количество занятых в сфере сельского хозяйства, где заработная плата складывается на уровне прожиточного минимума, рассчитаем месячный и годовой фонды оплаты труда.

Месячный фонд оплаты труда равен 292 433,2 тыс. рублей: МФОТ = 74 х3951,8 = 292 433,2 тыс. рублей.

Годовой фонд оплаты труда равен 3509198,4 тыс. рублей: ГФОТ = 292433,2 *12 = 3509198,4 тыс. руб.

Всего фонд оплаты труда за год рассчитывается как сумма фондов оплаты труда рассматриваемых нами налогоплательщиков:

ФОТ общ. = 3 509 198,4 +288 600 = 3 797 798,4 тыс. руб.

Исходя из общего фонда оплаты труда и численности работников сельхозпредприятий, можно рассчитать новую среднемесячную оплату труда:

3 797 798,4 : 92,5 :12 мес. = 3 421,5 рублей. Графически это изменение можно представить на рисунке 3.

Рисунок 3. Рост налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц в сельском хозяйстве Российской Федерации5

Таким образом, из данного графика видно, что фонд оплаты труда за расчетный период составляет 3209,1 млн. руб., при видоизменении условий, а именно приведении минимальной оплаты труда к прожиточному минимуму в отрасли посредством уменьшения доли работников, получающих 1300 рублей, фонд составляет 3797,8 млн. рублей.

Если учесть, что численность работников останется постоянной, то рост фонда оплаты труда очевиден и равен 588,7 тыс. рублей в абсолютном выражении, в процентном соотношении фонд оплаты труда увеличился на 18,3%. Данное увеличение является существенным, тем более для таких отраслей, где заработная плата работников находится практически на уровне прожиточного минимума. При увеличении фонда оплаты труда даже до 20% в каждой из этих отраслей общий фонд оплаты труда увеличится на значительную сумму для областного бюджета. Отчисления в бюджет по налогу на доходы физических лиц с каждой отдельной заработной платы возрастают исходя из предыдущего расчета для налогоплательщиков А и В, например, в 2006 году в 2,8 раза.

Однако необходимо учитывать, что мы оставляем налоговые вычеты на уровне, установленном в Налоговом кодексе, и не приводим их к прожиточному минимуму, что положительно скажется на положении налогоплательщика, так как его собственные доходы при этом возрастут, однако налогооблагаемая база может снизиться,

что отрицательно сказывается на доходах бюджета.

Для наглядности рассмотрим, как изменятся поступления налога, если мы увеличим налоговые вычеты из сумм, подлежащих налогообложению.

Возьмем того же налогоплательщика А с его доходами и представим данные в таблице 5.

Таблица 5

Процент изъятия из дохода налогоплательщика А с учетом налоговых вычетов, приравненных к прожиточному минимуму

Год Доход, Станда- Про- НДФЛс НДФЛ %

руб. ртный жи учетом с изъя-

налого- точ- станд. учетом тия из

вый ный налого- прожи- дохо-

вычет ми- вых точного да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ни- вычетов мини-

мум мума

2003 1923,5 400 2304 198,1 - 10,3 -

2004 2486,5 400 2602 271,3 - 11 -

2005 2883,6 400 3278 322,9 - 11,2 -

2006 3585,6 400 3707 414,1 - 11,6 -

2007 3936,6 400 4063 459,8 - 11,7 -

Из таблицы 5 видно, что при уровне стандартных налоговых вычетов по 400 рублей на налогоплательщика и минимальной оплате труда бюджет не получит налоговых доходов совсем.

Если взять налогоплательщика В с его среднемесячной оплатой труда, близкой к прожиточному минимуму, то можно проследить следующую тенденцию.

Таблица 6

Процент изъятия из дохода налогоплательщика В с учетом налоговых вычетов, приравненных к прожиточному минимуму

Годы До- Стан- Про- НДФЛс НДФЛ %

ход дарт- жи- учетом с изъятия

ный точ- налого- учетом из

нало- ный вых прожи- дохода

говый ми- вычетов точного

вычет ни- мини-

мум мума

2003 2427 400 1683 263,5 281,3 10,8 11,5

2004 2635 400 1810 290,6 107,3 11,1 4,1

2005 3035 400 2109 342,6 120,4 11,2 3,9

2006 3770 400 2485 438,1 167,1 11,6 4,4

2007 4329 400 2769 510,8 202,8 11,8 4,7

Из таблицы 6 видно, что процент изъятия налога из доходов у налогоплатель-

щика В так же, как и у налогоплательщика А, сокращается. Однако надо отметить, что по сравнению с первым случаем в бюджет поступает часть доходов налогоплательщика. При этом процент изъятия налога сокращается в разы, а именно на 7% в среднем, начиная с 2002 года и заканчивая 2006 годом.

Таким образом, если минимальную оплату труда привести к уровню прожиточного минимума, то в целом от такого повышения выигрывает бюджет области. Если к прожиточному минимуму приводить налоговые вычеты, то в этом случае в более выгодном положении налогоплательщик. То есть государство будет способствовать снижению налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения и выводу из «тени» заработных плат многих организаций.

При таком раскладе выходом может служить лишь соразмерное увеличение заработной платы, существенно отличающейся от прожиточного минимума в большую сторону, за счет чего можно будет сбалансировать доходные ресурсы областного бюджета и собственные доходы налогоплательщика.

Таким образом, необходимость повышения минимального размера оплаты труда является общепризнанной и важнейшей проблемой российской социальной политики.

Но на практике повышение минимального размера оплаты труда идет очень медленно, что фактически превращает указанные нормы законов в декларативные. Более того, не происходит какого-либо устойчивого повышения минимального размера оплаты труда относительно прожиточного минимума.

Для снижения несоответствия между минимальным размером оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом в некоторых наиболее обеспеченных субъектах Федерации в статью 2 Закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»5 были внесены изменения и дополнения, согласно которым законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов РФ - получате-

лей дотаций) было разрешено принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы.

Тем не менее в целом по стране проблема выравнивания соотношения минимального размера оплаты труда и среднегодового прожиточного минимума по-прежнему остается чрезвычайно актуальной.

Однако предлагаемые изменения не учитывают существующий механизм изменения соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума, в частности то, что согласно действующему законодательству соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете, а разработка федерального бюджета, обеспечение его исполнения, установление величины прожиточного минимума на душу населения и рассмотрение предложений о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда относятся к полномочиям Правительства РФ.

В конечном счете, как представляется, существенное и сбалансированное повышение минимального размера оплаты труда является сложной совокупностью проблем, которые должны решаться на основе всесторонней и продуманной концепции, при условии должного финансово-экономического обоснования этого процесса (с учетом инфляционных последствий, реальных возможностей бюджета и др.) и комплексных изменений в действующем законодательстве.

1 Закон РФ от 19.07.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в редакции Закона РФ от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

2 Закон РФ от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.10.1997).

3 Постановление Коллегии администрации Орловской области от 25.01.2006 № 9 «Об установлении величины прожиточного миниму-

ма на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за IV квартал 2005»; от

27.10.2004 № 166 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за III квартал 2004 года»; от 03.05.2005 № 75 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за I квартал 2005 г.»; от

25.07.2003 № 110 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за II квартал 2003 г»; от 27.04.2004 № 86 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за I квартал 2004 г.»; от

31.01.2005 № 9 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за IV квартал 2004 г.»; от 27.07.2005 № 123 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за II квартал 2005 г»; от

02.02.2004 № 18 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за IV

квартал 2003 г.»; от 10.11.2005 № 175 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за III квартал 2005 г»; от 12.05.2006 № 77 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за I квартал 2006 г»; от 26.07.2004 № 125 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за II квартал 2004 г.»; от 29.10.2003 № 165 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за III квартал 2003 г.»; от 19.10.2006 № 218 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за III квартал 2006 г.». Источник публикации: Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Выпуски 2003-2006 гг.

4 Регионы России. Социально-экономические показатели. Госкомстат России. М., 2004. С. 548.

5 О социально-экономическом положении областей Центрально-Черноземного района в январе-декабре 2007 года // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2007. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.