УДК 336.226.11
Серякова Светлана Прохоровна - доцент кафедры экономики и налогообложения Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
С.П. Серякова
S.P. Seryakova
К вопросу совершенствования стандартных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц
Статья посвящена особенностям исчисления налога на доходы физических лиц в России. Рассмотрена практика применения стандартных налоговых вычетов на детей, уменьшающих налоговую базу исчисления налога, в России и Германии. Предложены пути совершенствования налогового законодательства России при исчислении налога на доходы физических лиц, имеющие социальную направленность.
Improvement of the standard income deductions
This article is devoted to the problem of computation of an income tax in Russia. The author compares the experiences of use of the standard tax deductions in Russia and Germany. Ways of improvement of the tax legislation of Russia are offered at calculation of a tax on the income of individuals having a social focus.
Ключевые слова: Налоговый кодекс Российской Федерации, налог на доходы физических лиц, необлагаемые стандартные налоговые вычеты на детей, среднедушевая зарплата, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда, Дальневосточный регион.
Keywords: tax code of Russian Federation, income deduction, basket of goods, minimum monthly wage, the Far Eastern region, income deduction for taxpayers with dependent children.
Один из принципов великого шотландского экономиста Адама Смита, сформулированный в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов», гласит: «... каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства» [1, с. 589]. Несмотря на то, что автора приведенного высказывания и реальность сегодняшнего дня разделяют более двух веков, актуальности оно не потеряло не только для экономистов-исследователей, но и для каждого здравомыслящего -налогоплательщика. Особенно, если этот принцип А. Смита рассматривать в
контексте с принципом подоходного налогообложения, предложенным другим классиком, - британским философом, экономистом и политическим деятелем Джоном Стюартом Миллем. Д. Милль в своем фундаментальном трактате «Основы политической экономии», отстаивая концепцию индивидуальной свободы, в противоположность неограниченному государственному контролю предложил правило, на котором должно строиться подоходное налогообложение, а именно: «... льгота,
предоставляемая в пользу мелких доходов, не должна... распространяться далее той суммы дохода, которая необходима для жизни, поддержания здоровья и избавления от постоянных физических страданий», а «... доходы, не превышающие определенного уровня, вообще не облагаются налогом. Этот уровень не должен быть выше суммы, достаточной для удовлетворения существующих в данное время потребностей населения в предметах первой необхо-димости» [2, с. 191]. Принципы подоходного налогообложения известных классиков нашли применение в налогообложении зарубежных стран. Например, в Германии, США, Канаде, Японии и др.
В России налоговая система (по сравнению с экономически развитыми странами Запада) является самой молодой. Но робкие попытки следовать принципам А. Смита и Д. Милля были предприняты в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, например, введенная после отмены подоходного налога в 2001 г. Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации декларирует не облагаемые налогом суммы в виде стандартных налоговых вычетов. До 2011 г. ст. 218 «Стандартные налоговые вычеты» НК РФ предусматривались вычеты на каждого работника-налогоплательщика в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода до получения суммарного годового дохода 40000 руб. и на каждого ребенка этого налогоплательщика в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода до достижения суммарного годового дохода родителя 280000 руб. [3]. Начиная с месяца, в котором суммарный доход превысил указанные выше соответствующие суммы, налоговые вычеты не применяются. Федеральным законом от 21.11.2011 №330-ФЗ2 в ст. 218 гл. 23 НК РФ внесены изменения в части указанных стандартных налоговых вычетов. С января 2012 г. был отменен вычет на самого работника-налогоплательщика, взамен предоставляется вычет на ребенка налогоплательщику (родителю, опекуну, попечителю, усыновителю и т. п.), на обеспечении которого находится ребенок, в размере по 1400 руб. на каждого первого и второго ребенка и по 3000 руб. на каждого третьего и последующего [4]. Анализируя изменения, внесенные в гл. 23 НК РФ, автор приходит к выводу о необоснованности законодательно установленных сумм стандартных вычетов. Лишив стандартного вычета в размере 400 руб. основного налогоплательщика и перераспределив его в пользу ребенка, законодатель фактически поспешил сшить «Тришкин кафтан». Вызывает сомнение, что стандартные налоговые вычеты - необлагаемый налоговый минимум - законодательно предоставляемые ежемесячно каждому родителю-налогоплательщику в размере 1400 руб. или 3000 руб. за каждый
месяц на каждого ребенка, могут удовлетворить указанные Джоном Миллем минимальные жизненные потребности детей. Исходя из законодательно установленных сумм налоговых вычетов, можно предположить, что уровень эконо-мического развития России чрезвычайно низок, а социальная политика, ориентированная на такой показатель, как прожиточный минимум, законодателем в очередной раз не берется во внимание. Вопрос же об удовлетворении минимальных жизненных потребностей затрагивает интересы значительной части трудоспособного населения всей страны. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, являющейся одним из индикаторов, с помощью которого рассчитывается прожиточный минимум, отражающий черту бедности. Потребительскую корзину в России как понятие ввели в 1992 г. По определению, введенному в то время Госкомстатом и Международным валютным фондом, в этой корзине помещался минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Для основных социально-демографических групп населения в России потребительская корзина устанавливается не реже одного раза в пять лет. В принятом новом Федеральном Законе РФ от 03.12.2012 №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» продовольственные товары приведены в натуральном измерении, непродовольственные и услуги - в единицах потребления каждого вида в среднем на одного человека (трудоспособного, пенсионера, ребенка). Для пенсионеров и детей вышеуказанным законом установлены пониженные нормы потребления. Комментируя новую комплектацию корзины на будущие 5 лет, многие исследователи отмечают ее незначительное утяжеление. «... Обновленная потребительская корзина в стоимостном выражении (в ценах за 2011 г.) больше, чем действующая: для
трудоспособного населения - на 200 руб. или на 3,2%, что, в итоге, составит 7108 руб., для пенсионеров - на 411 руб. или на 8,2% (5443 руб.). Для детей стоимость минимального набора товаров поднимется на 4,1% - до 6407 руб.» [5]. При этом величина прожиточного минимума в России, в среднем, на душу населения вырастет до 6131 руб. Исходя из прожиточного минимума устанавливаются размеры социальных выплат. Это, прежде всего, декретные пособия для будущих мам или доплаты пенсионерам, чья пенсия ниже прожиточного минимума в регионе. Потребительская корзина трудоспособного населения должна быть сопоставима с установленным в целом по России и по каждому региону проживания минимальным размером оплаты труда. Ибо для этой категории населения социальные выплаты не предусматриваются в федеральном и региональном бюджетах. Федеральным законом Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. №232-ФЗ "О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2013 г. установлен МРОТ 5205 руб., то есть ниже прожиточного минимума на 18%. По словам экспертов, эта разница связана с тем, что в бюджетах некоторых регионов не хватает денег на то, чтобы
уравнять эти две величины. Стоит отметить, что «... по данным Федеральной службы государственной статистики, с каждым годом количество россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума, постепенно снижается. Сегодня это порядка 19 млн. чел., что составляет 25% активного занятого трудом населения» [6].
Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации.
Например, Постановлением губернатора Хабаровского края от 8 ноября 2012 г. №98 "О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае за III квартал 2012 г." установлена величина месячного прожиточного минимума в расчете на душу населения в Хабаровском крае за III квартал 2012 г., (в руб.) [7]:
- в среднем, на душу населения по Хабаровскому краю - 9382, в т. ч.:
- для трудоспособного населения - 10071;
- для пенсионеров - 7555;
- для детей до 7 лет - 8320;
- для подростков от 7 до 15 лет - 9346.
Прожиточный минимум является отражением социальной ситуации в стране и отдельных регионах. То же можно сказать и про стандартные налоговые вычеты, указанные в ст. 218 НК РФ. По мнению автора, их размеры не отвечают реально существующей действительности. Необлагаемый стандартный налоговый минимум (стандартный налоговый вычет) в Законе представлен необоснованными суммами в размере 1400 руб. или 3000 руб. Что это за суммы и из каких базисных расчетов они приняты законодателем, для налогоплательщика остается загадкой. В социально ориентированных развитых государствах объектом подоходного налогообложения является доход, получаемый физическим лицом, но при этом вычитаются необлагаемые минимумы, предоставляемые различным категориям налогоплательщиков. Например, в Германии к каждой категории налогоплательщиков подоходного налога могут применяться свои вычеты. Вычитаются расходы на общественный транспорт от дома до работы. Не облагаются выплаты из фондов социального страхования, государственная социальная помощь и др. Величина облагаемого дохода может корректироваться на скидки по возрасту (старше 64 лет). Особые расходы налогоплательщиков могут вычитаться в пределах 5% - 10% от общей суммы доходов (страховые взносы, взносы на повышение квалификации, пожертвования). Вычитаются непредвиденные расходы (пребывание в больнице, уход за членом семьи) и необлагаемые минимумы, предоставляемые разным категориям налогоплательщиков. Вычитается 1800 евро на ребенка до 18 лет и 2400 - старше 18 лет [8, с. 117]. В пересчете на российскую валюту (при среднем курсе евро 40 руб. в 2012 г.), ежемесячные
необлагаемые минимумы составляют на ребенка до 18 лет 6000 руб., старше 18 лет - 8000 руб.
Различные вычеты и необлагаемые минимумы применяются при исчислении подоходного налога и в других странах, как, например, в Швейцарии, Канаде, Соединенных Штатах Америки, Японии и др. В России налог на доходы физических лиц действует уже более двенадцати лет, но стандартные налоговые вычеты не претерпели за этот период серьезных изменений социальной направленности.
Автор предлагает рассмотреть наиболее приемлемые варианты решения этого вопроса.
Первый вариант предусматривает установление стандартного налогового вычета в зависимости от прожиточного минимума, установленного на каждого ребенка в целом по России и применительно к субъекту - Хабаровскому краю.
Исходные данные для расчета:
- в семье воспитывают двух несовершеннолетних детей 6 и 10 лет;
- по России прожиточный минимум для ребенка составляет 6407 руб.;
- по Хабаровскому краю средний прожиточный минимум на ребенка -8833 руб. = (8320+9346) / 2.
Расчет стандартных налоговых вычетов:
Семья из 4 человек имеет ежемесячный стандартный налоговый вычет в сумме 5600 руб. (1400 руб. х 2 реб. х 2 род.), как это установлено гл. 23 НК РФ.
Учитывая средний прожиточный минимум, необходимый для содержания одного ребенка, стандартный необлагаемый вычет, по мнению автора, должен быть:
- в целом по России в сумме 25628 руб. (6407 руб. х 2 реб. х 2 род.);
- по Хабаровскому краю в сумме 35332 руб. (8833 руб. х 2 реб. х 2
род.).
Конечно, все это необходимо учитывать, если мы желаем говорить об оптимальном налогообложении доходов физических лиц. Автор считает, что не должны облагаться налогом расходы на минимальные жизненно важные потребности человека, которые, в принципе, изначально не могут рассматриваться как доходы. По смыслу налогообложения, предложенного законодателем в гл. 23 НК РФ, каждая семья уплачивает НДФЛ в бюджет с прожиточного минимума ребенка, уменьшенного на 15%, т. е. 1400 руб., чтобы потом исчисленные суммы налога перераспределить в виде социальных доплат. Очень интересный механизм изъятия дохода, если учитывать, что это не доход, а фактически расходы на минимальные жизненно важные потребности ребенка в каждой семье.
В предложенном выше варианте расчет стандартного налогового вычета на детей должен производиться по формуле:
Св = [(Пмин.1 х Кдошк) + (Пмин.2 х К подр)] х Крод,
где: Св - стандартный налоговый вычет;
Пмин.1 - прожиточный минимум дошкольника;
Кдошк - количество дошкольников в семье;
Пмин.2 - прожиточный минимум подростка (каждого учащегося очной формы обучения);
К подр - количество подростков в семье;
Крод - количество родителей - цифра всегда должна быть равна числу
2.
Предлагаемый необлагаемый минимум в виде стандартного налогового вычета должен производиться на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения (школьника, студента, курсанта, аспиранта, ординатора, интерна) в возрасте до 24 лет. Новая форма налогового вычета должна предоставляться в двойном размере единственному родителю (приемному родителю, усыновителю, опекуну, попечителю) на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Во втором варианте предлагается рассмотреть необлагаемые минимумы в виде стандартных налоговых вычетов с позиции устанавливаемого каждым субъектом минимального размера оплаты труда (для расчетов примем МРОТ, действовавший в 2012 г.).
Согласно пункту 1 ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для «. обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне. социальных выплат». Минимальная заработная плата
- своеобразный вектор отечественной экономики, т. е. норматив для определения размеров стипендий, пенсий пособий, но при этом ее показатель, как уже отмечено выше, ниже прожиточного минимума.
В 2012 г. размер минимальной заработной платы на территории Хабаровского края составлял 6700 руб., эта сумма была установлена с 1 октября 2011 г. МРОТ в целом по России был установлен в размере 4611 руб. и действовал вплоть до конца 2012 г.
Рассмотрим ситуацию, когда величина стандартного налогового вычета равна МРОТ.
Исходные данные для расчета:
- в семье воспитывают двух несовершеннолетних детей 6 и 10 лет;
- МРОТ в целом по России принят 4611 руб.;
- МРОТ для Хабаровского края принят 6700 руб.
Расчет стандартных налоговых вычетов:
Семья из 4 человек имеет ежемесячный стандартный налоговый вычет в сумме 5600 руб. (1400 руб. х 2 ребенка х 2 родителя), как это установлено гл. 23 НК РФ.
При использовании в расчетах установленной величины МРОТ как базового значения стандартные налоговые вычеты для разных регионов будут дифференцированы:
- в целом по России они составят 18444 руб. (4611 руб. х 2 реб. х 2
род.);
- по Хабаровскому краю - 26800 руб. (6700 руб. х 2 реб. х 2род.).
Как видно из расчета, при равных условиях во втором варианте налогоплательщик получит ежемесячный стандартный налоговый вычет меньше: в целом по России - на 7184 руб.; по Хабаровскому краю - на 8532 руб. Учитывая, что МРОТ в России в настоящий момент ниже прожиточного минимума, а экономическая реальность сближения этих социальных показателей возможна только в перспективе, автор предлагает ввести в расчетную формулу коэффициент инфляции, учитываемый при принятии бюджета на очередной финансовый год. Тогда формула для расчета стандартного вычета на детей примет следующий вид:
Св = МРОТ х Кинф. х Кдет. х К род.,
где: МРОТ - минимальный размер оплаты труда для данной
территории;
Кинф. - коэффициент инфляции, закладываемый при принятии бюджета на очередной финансовый год;
Кдет. - количество детей в семье;
Крод. - количество родителей, число всегда должно быть равно 2.
Таким образом, приведенные выше расчеты показали, что новые варианты исчисления налога будут более понятны налогоплательщикам и позволят улучшить их материальное благосостояние, а государство не на словах, а на деле подтвердит свою приверженность социальной направленности налоговой политики. По мнению автора, определение стандартных налоговых вычетов на основе прожиточного минимума более обосновано и отвечает классическим принципам необлагаемого минимума, а на переходный период - до выравнивания прожиточного минимума и МРОТ
- может быть использован второй вариант расчета.
Кроме того, проведя анализ ежемесячных стандартных налоговых вычетов для детей, нельзя не коснуться законодательно установленной в гл. 23 НК РФ предельно допустимой величины годового дохода налогоплательщика. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13%), налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил указанный предел, налоговый вычет не применяется.
Автор считает, что, предоставляя возможность воспользоваться одному из родителей правом стандартного налогового вычета на детей, необходимо предусмотреть и возможность удвоения предельно допустимого дохода для исчисления такого вычета. Вычет должен в этом случае предоставляться до
достижения дохода 560000 руб. родителю, именно тому, кто письменно заявил это право. При внесении изменений в законодательство, предлагаемых автором, значительная часть дальневосточников со средней зарплатой 28600 руб. не будет являться плательщиком НДФЛ, основной акцент будет перенесен на налогоплательщиков с большим доходом [9].
Основными нормативными документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. Концепция национальной политики Российской Федерации. Национальная политика в Российской Федерации призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Хотелось бы еще раз обратиться к историческому труду Адама Смита, в котором приведены очень актуальные, созвучные с мнением автора данной статьи заключения. А. Смит утверждает, что «. Подушные налоги, поскольку они взимаются с низших классов населения, представляют собой прямой налог на заработную плату и связаны со всеми отрицательными сторонами такого налога. Подушные налоги взимаются с небольшими издержками и в тех случаях, когда они строго взыскиваются, доставляют государству очень верный доход. Именно поэтому такие налоги очень распространены в странах, где мало обращают внимания на благосостояние, довольство и обеспеченность низших классов народов» [1, с. 620]. Не хотелось бы, чтобы данное утверждение имело отношение к России.
Налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам, но все поступления от этого налога аккумулируются в бюджете региона. Предложенные необлагаемые минимумы в виде стандартных налоговых вычетов, несомненно, отразятся на формировании бюджета территории, что заставит правительство на федеральном уровне и на местах искать другие альтернативные источники пополнения, например, увеличить налоговую нагрузку на недропользователей при добыче и реализации биоресурсов и полезных ископаемых, водопользовании.
Дальневосточный федеральный округ относится к наименее заселенным территориям России. Численность жителей ДФО составляет 6440,4 тыс. чел. или 4,55% от численности населения Российской Федерации [10, с. 27]. В регионе ограничены возможности по трудоустройству и, как результат этого, улучшения материального благосостояния. Сравним для наглядности статистические данные. Например, среднедушевые денежные доходы населения Хабаровского края в первом полугодии 2012 г. составляли 22,6 тыс. руб. [11], а в целом по России среднедушевые денежные доходы населения РФ во втором квартале 2012 г. составили 21,9 тыс. руб. [12].
Сравнивая данные по доходам можно порадоваться за население края, ведь среднедушевые денежные доходы населения выше на 3% среднероссийских, если бы не перечеркивала все плюсы «золотая» потребительская корзина (в 1,5 раза дороже, чем в целом по России). Вот и оказывается, что цены в крае на потребительские товары и услуги неоправданно высоки как по российским меркам, так и по меркам
европейских стран, предоставляющих населению европейских стран более широкие социальные гарантии.
Дальний Восток России в настоящее время находится в экономически невыгодном положении (по сравнению с западными территориями России), молодежь не видит своего будущего в крае и после окончания высшего учебного заведения стремится на Запад (российский или зарубежный). Если нет престижной достойно оплачиваемой работы, то никаким ипотечным жилищным строительством не сдержать отток молодого трудоспособного населения. Приобретаемое жилье в этом случае выступает как накопление стартового капитала для последующей миграции молодых семей. Некоторый всплеск демографии только усугубит положение с миграцией населения в будущем, если государство не решит проблему повышения жизненного уровня дальневосточников в ближайшие 5 - 10 лет.
Говоря о миграции коренных дальневосточников, к уже вышесказанному, хочется добавить, что «свято место пусто не бывает», свободные ниши в крае заполнят гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья, но при такой их «деятельной» активности это уже будет Дальний Восток без будущего. Все приезжающие на заработки бывшие народы южных Республик Советского Союза рассматривают эту территорию как источник дохода, который они не могут получить у себя на родине. Коренное население края становится свидетелем захвата их диаспорами целых направлений видов деятельности, например: вылов (истребление в целях наживы) биоресурсов в реках и озерах края с последующей реализацией их на стихийных рынках; торговля сельхозпродукцией, когда под брендом «узбекской» или «таджикской» продается китайская продукция. Конечно, все это не без попустительства органов власти на местах, которые закрывают глаза на все эти захваты, и если сейчас этот процесс не остановить, будущего у территории не будет. Большинство мигрантов из ближнего зарубежья -молодежь, плохо владеющая русским языком, не имеющая представления о русской культуре и не стремящаяся к интеграции в российское общество. Гастарбайтер преследует одну единственную цель - заработать деньги и отправить их на родину в поддержку членам своих семей, он не связывает с Дальним Востоком своего будущего и тем более будущего своих детей. Вот и получается, чтобы территория развивалась необходимо предоставить коренному населению достойную работу и льготы в виде необлагаемого минимума хотя бы на детей, а в качестве пилотного региона для внедрения автор предлагает использовать территорию Дальнего Востока.
Литература и источники:
1. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.
II. Кн. V. О доходах государя или государства / А. Смит. - М. : Изд-во социально-экономической литературы, 1962.
2. Милль, Дж. Ст. Основы политической экономии. Т. III. Кн. V. О влиянии правительства /Дж. Ст. Милль. - М. : Прогресс,1981.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). -М. : Изд-во «Омега-Л», 2012. - 766 с.
4. О внесении изменений в ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 15 Закона Российской Федерации ”О статусе судей в Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации : федер. закон от 21.11.2011 № 330-ФЗ.
5. Романычева, А. Шуба не поместится в потребительскую корзину
россиян [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: Иіїр:
//mnenia.ru/rubric/finance/shuba-ne-pomestitsya-v-potrebitelskuyu-korzinu-rossiyan
6. Правительство утвердило МРОТ [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http: //www.rg.ru/2012/12/19/mrot-site.html
7. Постановление губернатора Хабаровского края от 8 ноября 2012 г.
№ 98 [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http:
//www.rg.ru/2012/11/16/habarovsk -post98-reg-dok.html
8. Попова, Л. В. Налоговые системы зарубежных стран / Л. В. Попова, И. А. Дрожжина, Б. Г. Маслов. - М. : Дело и Сервис, 2008. - 368 с.
9. Средняя зарплата жителей Хабаровского края [Электронный
ресурс] -.- Режим доступа: http:
//amurmedia.ru/news/khabkrai/03.08.2012/220267/srednyaya-zarplata-zhiteley-habarovskogo-kraya-sostavila-28-6-tisyach-rubley.html
10. Медведева, Л. М. Инертность развития Российского Дальнего Востока и ее влияние на социально-экономические процессы / Л. М. Медведева, А. В. Лаврентьев // Власть и управление на Востоке России. -2012. - № 3 (60). - С. 27 - 32.
11. Социально-экономическое положение Хабаровского края
[Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http: //www.kprfkms.ru/socialno-ekonomicheskoe-polozhenie-xabarovskogo-kraya-v-pervom-polugodii-2012-goda-i-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-pravitelstva-kraya-v-2012-godu
12. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http: //www.newsru.ru /finance/20aug2012/rosstat.htm