В. В. Меньков,
аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права профессора имени Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии
Б01:
V.V. Menkov,
Postgraduate .student of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after of Professor Nina Ivanovna Khimicheva of the Saratov State Law Academy [email protected]
Аннотация: формирование благоприятного инвестиционного климата в Рос-
НАЛОГОВО-ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ „
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 5
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Ц ^
РАЗВИТИЯ § §
§ §
в §
¿р о за ^
сийской Федерации является одной из ведущих задач, стоящих перед государством, О "о решение которой напрямую зависит от системы стимулов инвестиционной дея- § § тельности, ее правовой регламентации. Одним из элементов обозначенной систе- * § мы является налогово-правовые стимулы во всем их многообразии. Исследованию § " подверглись нормы инвестиционного законодательства с целью обнаружения норм, | ,2 имеющих стимулирующий потенциал. На основании анализа норм законодатель- а § ства о налогах и сборах доказано влияние налогово-правовых стимулов (льгот) ° § на региональную налоговую конкуренцию. В целях решения задачи федерального § уровня, заключающейся в повышении инвестиционной привлекательности Рос-
я |
s s
5 е
(D о
сийской Федерации, сделан вывод о необходимости закрепления налоговых льгот g Л по региональным и местным налогам, предоставляемым инвесторам, в Налоговом
кодексе Российской Федерации. Л S
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, налогово-правовые стимулы, § g
налоговые льготы, налоговая конкуренция, СПИК, инвестиционная привлекатель- т s.
s За
ность. m о
^ а ~~
■о Л
а л
s о
TAX AND LEGAL STIMULATION OF INVESTMENT | S
ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION:
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT 275
X
Abstract: the formation of a favorable investment climate in the Russian Federation is one of the leading tasks facing the state, the solution of which directly depends on the system of incentives for investment activity, its legal regulation. One of the elements of the designated system is tax and legal incentives in all their diversity. The norms of investment | legislation were examined in order to detect norms that have a stimulating potential. Based on the analysis of the norms of legislation on taxes and fees, the influence of tax and legal incentives (benefits) on regional tax competition is proved. In order to solve the task of the federal level, which is to increase the investment attractiveness of the Russian Federation
as a whole, it is concluded that it is necessary to consolidate tax benefits for regional and local taxes provided to investors at the level of the Tax Code of the Russian Federation.
Keywords: investment activity, tax and legal incentives, tax benefits, tax competition, SPIC, investment attractiveness.
что на инвестора не будут распространяться изменения законодательства о налогах и сборах в части размера федеральных налогов, за ис-
Налогово-правовые стимулы инвестиционной деятельности являются объектом пристального научного внимания на протяжении последних десятилетий [1]. Однако подвижность национального законодательства, регулирующего общественные отношения в рамках инвестиционной деятельности, дает основание проанализировать их в настоящее время.
Стимулирующий потенциал заложен в ст. 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных „о вложений» (в ред. от 8 декабря 2020 г.), закрепляющей в ч. 3 так наго зываемую дедушкину оговорку, то есть сохранение для инвестора условий и режима в течение всего срока инвестиционного проекта, а но не более семи лет со дня начала его финансирования. Это означает,
I 00 ■в
(£ ключением изменений размера косвенных налогов на товары, произ-^ водимые в Российской Федерации, и страховых взносов в Пенсионный — фонд Российской Федерации. Подобная государственная гарантия § распространяется и на иностранных инвесторов, что следует рассма-§ тривать как стимул к осуществлению инвестиционной деятельности § в Российской Федерации.
Аналогичный по смыслу стимул содержится в п. 1 ст. 14 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятель-о ности в РСФСР» (в ред. от 26 июля 2017 г.), закрепляющий невозмож-^ ность введение в действие законодательных актов, ограничивающих С права субъектов инвестиционной деятельности, ранее чем через год с момента их принятия.
276 Анализ Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об ино-^ странных инвестициях в Российской Федерации» позволяет обна-(V ружить иные стимулы, например фискальные. Так, в соответствии ® со ст. 16 иностранным инвесторам и коммерческим организациям ^ с иностранными инвестициями предоставляются льготы по уплате таможенных платежей при условии осуществления ими приоритетного инвестиционного проекта.
Налогово-правовые стимулы инвестиционной деятельности закреплены и на уровне регионального законодательства. Законом
Саратовской области [2] инвесторам предоставляется режим наибольшего благоприятствования, включающий в себя налоговые льготы и институты отсрочки (рассрочки) и инвестиционного налогового кредита.
Учитывая все положения ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закон Саратовской области от 24 февраля 2016 г. № 17-ЗСО «О некоторых вопросах предоставления инвестиционного налогового кредита» (в ред. от 23 декабря 2019 г. № 148-ЗСО) (далее - Закон № 17-ЗСО) в качестве дополнительного основания его предоставления называет осуществление организацией, реализующей на территории области инвестиционный проект, капитальных ю вложений на сумму не менее 20 млн рублей в основные средства, о предназначенные для использования в производстве продукции (вы- | ^ полнение работ, оказание услуг), принятые к бухгалтерскому учету § | в качестве основных средств в году, предшествующем году обращения в §
рр о
за предоставлением инвестиционного налогового кредита, в соответ- ^
ствии с инвестиционным проектом. Ц §
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 17-ЗСО инвестиционный О §
налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до 3 лет. .§ |
Размер кредита на основании ч. 5 ст. 2 Закона № 17-ЗСО составляет | |
100 % суммы расходов на капитальные вложения. § §
В целом можно констатировать, что принцип федерализма получил § £
свою реализацию в рамках установления льготного режима налого- д |
обложения для инвесторов в субъектах РФ [3-5], который становится | |
инструментом региональной налоговой конкуренции. § |
Вопросы региональной конкуренции поднимаются внутри го- О §
сударства, что позволяет обратить научное внимание на институт § §
региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), а также § ь особенности налогообложения плательщиков - их участников. -Ц
Порядок предоставления налоговых льгот налогоплательщикам § 5
- участникам РИП различается в зависимости от того, включены они Ц | в реестр участников РИП или нет.
Для налогоплательщиков - участников РИП ставка налога на при- 277
быль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, со- ш
ставляет 0 %. В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 284 НК РФ указанные на- и
логоплательщики вправе рассчитывать на пониженные ставки налога Ц
на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет. §
Так, в соответствии с Законом Саратовской области от 27 апреля 2020 г. ю № 41-ЗСО «О некоторых вопросах налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории инвестиционных проектов» (далее - Закон Саратовской области № 41-ЗСО)
ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет области, составляет 10 %. При этом названным законом установлены дополнительные условия, которым одновременно должен соответствовать проект:
■ создание не менее 30 дополнительных рабочих мест к окончанию срока реализации РИП;
■ ежегодное увеличение поступлений налога на доходы физических лиц не менее чем на 4 % с даты начала финансирования РИП.
В силу того, что на основании п. 3 ст. 25.8 НК РФ при определении объема капиталовложений учитываются в числе прочего затраты на техническое перевооружение и приобретение оборудования, налоговые льготы налогоплательщикам - участникам РИП следует рассматривать в качестве налогово-правовых стимулов компаниям, внедряющим и использующим цифровые технологии. „о В целях стимулирования инвестиционной активности законодательством предусмотрены льготы для налогоплательщиков - участни-| ков СПИК в соответствии с п. 1.14 ст. 284 НК РФ. Статья 25.16 НК РФ а устанавливает требования, предъявляемые к налогоплательщикам -§ участникам СПИК, среди которых включение сведений о заключении § СПИК в реестр СПИК [6].
2 Понятие, предмет и стороны СПИК регламентированы Законом ^ № 488-ФЗ. Сущность СПИК в соответствии с ч. 1 ст. 18.1 данного — закона заключается во внедрении или разработке и внедрении тех-§ нологии для дальнейшего серийного производства промышленной 5 продукции на их основе. К указанным технологиям ч. 2 ст. 18.1 Закона § № 488-ФЗ применяется требование об их включении в утвержденный ^ Правительством РФ перечень современных технологий [7]. Так, в этот перечень входят технологии адаптивного граничного искусственного о интеллекта и предпроцессинга потока изображений для идентифика-^ ции объектов и ведения автоматизированной профессиональной фото-, С видеосъемки, технологии создания и применения интерактивных электронных технических руководств с возможностью отображения 278 данных дополненной реальности и т.д.
СПИК могут заключаться до 31 декабря 2030 г. на срок не более (V чем 15 лет для реализации проекта, при условии, что объем инве-® стиций не превышает 50 млрд рублей (без учета НДС), и на срок ^ не более чем 20 лет при объеме инвестиций свыше 50 млрд рублей (без учета НДС).
В рамках СПИК Российская Федерация и субъект РФ или муниципальное образование в пределах своих полномочий совместно принимают на себя обязательства по применению мер стимулирования
деятельности в сфере промышленности, предусмотренных СПИК, что и фиксируется в самом контракте [8].
Во исполнение обозначенной обязанности государством предусмотрен весьма широкий перечень мер государственной поддержки, в том числе и налогово-правовых стимулов.
Помимо возможности применения «нулевой» налоговой ставки по налогу на прибыль инвестор имеет возможность получить льготы по налогу на имущество, который, являясь региональным налогом, предусматривает применение налоговых льгот на основании регионального законодательства. Так, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество „ организаций» (в ред. от 11 ноября 2020 г.) организации - субъекты о инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной | ^ специального инвестиционного контракта, заключенного с органом § § государственной власти города Москвы, имеют льготу по налогу в § на имущество организаций в размере 100 % в отношении недвижи- ^ ё мого имущества, используемого в ходе реализации инвестиционного .с § приоритетного проекта города Москвы (за исключением недвижимого О § имущества промышленных комплексов), а также в отношении недви- ё ® жимого имущества технопарка или индустриального (промышленно- § | го) парка. Имеются подобные льготы и в ряде других регионов [9]. §§ В Калужской области, например, размер ставки по налогу на прибыль § | организаций, подлежащей зачислению в бюджет региона, равен 13,5 % д® [10]. На основании ч. 1.5 ст. 3.1 Закона города Москвы от 24 ноября ® § 2004 г. № 74 «О земельном налоге» (в ред. от 20 ноября 2019 г.) право § с
г «
на льготу по земельному налогу имеют субъекты инвестиционной де- §
3 5
ятельности, в том числе являющиеся стороной специального инвести- § § ционного контракта, заключенного с органом государственной власти § в города Москвы, которые уплачивают 0,7 % суммы налога, исчисленной ё §
и I
в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации § 5
инвестиционных приоритетных проектов города Москвы, с учетом Ц ® исключений, предусмотренных действующим законодательством.
Проведенный анализ доказал, что СПИК в настоящее время 279
служит не только целям повышения инвестиционной активности, ш
но и формированию «высокотехнологичной, конкурентоспособной и
промышленности, позволяющей обеспечить переход экономики от экс- |
портно-сырьевого к инновационному типу ее развития» [11, с. 82], что §
достигается наличием стимулов, в том числе налогово-правовых, для ю налогоплательщиков - участников СПИК. Анализ налоговых льгот, предоставляемых участникам СПИК, демонстрирует существование и региональной налоговой конкуренции, поскольку регионы, сфор-
мировавшие систему применения в отношении указанных субъектов налогово-правовых стимулов, являются наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов, что без сомнения оказывает положительное воздействие на региональную экономику.
Однако следует понимать, что регионы «на старте» имеют разное положение, выражающееся прежде всего в дефиците бюджетных средств, что не позволяет им применять налогово-правовые стимулы. Субъекты РФ в ущерб долгосрочным перспективам вынуждены решать сиюминутные вопросы социально-экономического характера. И в то время, когда «богатые» регионы повышают свою инвестиционную привлекательность в целях дальнейшего экономического роста, «бедные» лишаются такой возможности, вследствие чего разрыв между ними становится больше, что отрицательно сказывается на иных социальных процессах (демографических, политических, экологических и т.д.). Сегодня «принимая во внимание возможность g органов власти субъектов влиять на меры стимулирования и тем самым создавать для инвесторов наиболее благоприятные условия, основной ^^ задачей представляется разработка эффективного соотношения объема § предоставляемых преференций, а также планируемых бюджетных
3 поступлений» [12, с. 137], которая, к сожалению, в большинстве ре-ct
g гионов не находит своего решения.
S Учитывая, что рост инвестиционной привлекательности - задача g федерального уровня, целесообразно закрепить налоговые льготы ¡5 по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу, предоставляемые участникам СПИК, на соответствующем уровне, а действие нормы продлить до окончания сроков а заключения СПИК, то есть до 31 декабря 2030 г.
1
со Список литературы:
2 1. Бубенщиков, А. Д. Финансово-правовые стимулы инвестиционной
С 280
деятельности / А.Д. Бубенщиков // Финансовое право. - 2005. - № 3.
2. О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области : закон Саратовской области от 28 июня 2007 г. № 116-ЗСО (в ред. от 2 июня 2021 г.). - URL: http://investinsaratov.ru/ С^ upload/iblock/024/02448baba83f4da8d7f7cbcab40d7ed8.pdf (дата обращения: О 16.05.2020); URL: https://docs.cntd.ru/document/467729866?marker (дата об-
«V
ращения: 31.08.2021).
3. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области : закон Волгоградской области от 2 марта 2010 г. № 2010-0Д (с изм. на 26 декабря 2020 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/ document/895240642 (дата обращения: 16.05.2020); URL: https://docs.cntd.ru/ document/571063237?marker (дата обращения: 31.08.2021).
4. О льготном налогообложении в Московской области : закон Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-03 (с изм. от 30 июня 2021 г.). - URL: http://docs2.kodeks.ru/document/5810399 (дата обращения: 16.05.2020).
5. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области : закон Тюменской области от 8 июля 2003 г. № 259 (с изм. от 18 марта 2019 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/802032848 (дата обращения: 16.05.2020).
6. Перечень инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах. - URL: https://minpromtorg.gov.ru/ opendata/7705596339-investprojects/ (дата обращения: 01.09.2021). п
7. Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых совре- о менными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных § контрактов : распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. № 3143-р gif // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 50, ч. 5, ст. 8251. §< §
8. О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей g о промышленности : постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 ЮЮ (в ред. от 3 декабря 2020 г.) (вместе с Правилами заключениями специальных § § инвестиционных контрактов) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 0 § 2015. - № 30, ст. 4587; 2020. - № 50, ч. 4, ст. 8223. n q
о S
9. О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и плановый период | 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков : закон | g Тюменской области от 24 декабря 2019 г. N° 62. - URL: http://publication. § ю pravo.gov.ru/Document/View/7200201911050006?index=1&rangeSize=1 (дата 0 § обращения: 01.09.2021). ||
10. О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, I g подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий s § налогоплательщиков и об установлении права на применении инвести- g s ционного налогового вычета : закон Калужской области от 29 декабря g § 2009 г. № 621-О3 (в ред. от 25 июня 2021 г.). - URL: https://docs.cntd.ru/ § g document/972216239 (дата обращения: 01.08.2021); URL: https://docs.cntd.ru/ § S document/574777722?marker (дата обращения: 01.08.2021). Ü Ü
11. Гандилов, Т.М. Специальный инвестиционный контракт: особен- § § ности законодательного регулирования / Т.М. Гандилов // Законы России: | § опыт, анализ, практика. - 2019. - № 12.
12. Щеблетов, А.А. Налоговые стимулы при реализации региональных 281 инвестиционных проектов / А. А. Щеблетов // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - № 1 (47). В