Научная статья на тему 'Налогово-правовая политика в условиях санкций'

Налогово-правовая политика в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / политика / санкции / льгота / эффективность / tax / policy / sanction / preference / effectiveness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садчиков Михаил Николаевич

Введение: актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования эффективной правовой базы для реализации налоговой политики Российского государства в условиях санкций. Цель — выявить особенности налогово-правового регулирования на современном этапе развития Российской Федерации и выработать предложения, направленные на повышение эффективности налогово-правовой политики. Методологическая основа: анализ, диалектический и сравнительно-правовой методы познания. Для достижения поставленной цели проведен анализ изменений актов законодательства о налогах и сборах за релевантный период, выявлены цели изменений и критерии эффективности принимаемых норм. Результаты: были обобщены основные направления налогово-правовой политики Российского государства в условиях санкций, выявлены некоторые проблемы чрезвычайного налогового нормотворчества, среди которых особое место занимает оценка эффективности чрезвычайных норм налогового права. Выводы: необходимо создание механизма оценки эффективности норм налогового права, принимаемых в условиях санкционного давления иностранных государств. Задача носит комплексный характер для представителей различных направлений научного знания, в том числе правовой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Садчиков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax and Legal Policy Under Sanctions

Background: the relevance of the research topic is conditioned by the need to form an effective legal framework for the implementation of the tax policy of the Russian state in the conditions of sanctions. Objective — to identify the features of tax and legal regulation at the current stage of development of the Russian Federation and to develop proposals aimed at improving the effectiveness of tax and legal policy. Methodology: analysis, dialectical and comparative-legal methods of cognition. In order to achieve the set goal the analysis of changes in the acts of legislation on taxes and fees for the relevant period was carried out, the objectives of changes and criteria of fectiveness of the adopted norms were identified. Results: the main directions of the tax and legal policy of the Russian state in the context of sanctions were summarized, some problems of emergency tax rulemaking were identified, among which a special place is occupied by the assessment of the effectiveness of emergency norms of tax law. Conclusions: it is necessary to create a mechanism for assessing the effectiveness of tax law norms adopted under the sanctions pressure of foreign countries. The task is complex for representatives of various areas of scientific knowledge, including legal science.

Текст научной работы на тему «Налогово-правовая политика в условиях санкций»

DOI 10.24412/2227-7315-2024-4-212-218 УДК 342.743

М.Н. Садчиков

НАЛОГОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Введение: актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования эффективной правовой базы для реализации налоговой политики Российского государства в условиях санкций. Цель — выявить особенности налогово-правового регулирования на современном этапе развития Российской Федерации и выработать предложения, направленные на повышение эффективности налогово-правовой политики. Методологическая основа: анализ, диалектический и сравнительно-правовой методы познания. Для достижения поставленной цели проведен анализ изменений актов законодательства о налогах и сборах за релевантный период, выявлены цели изменений и критерии эффективности принимаемых норм. Результаты: были обобщены основные направления налогово-право-вой политики Российского государства в условиях санкций, выявлены некоторые проблемы чрезвычайного налогового нормотворчества, среди которых особое место занимает оценка эффективности чрезвычайных норм налогового права. Выводы: необходимо создание механизма оценки эффективности норм налогового права, принимаемых в условиях санкционного давления иностранных государств. Задача носит комплексный характер для представителей различных направлений научного знания, в том числе правовой науки.

Ключевые слова: налог, политика, санкции, льгота, эффективность.

M.N. Sadchikov

TAX AND LEGAL POLICY UNDER SANCTIONS

Background: the relevance of the research topic is conditioned by the need to form an effective legal framework for the implementation of the tax policy of the Russian state in the conditions of sanctions. Objective — to identify the features of tax and legal regulation at the current stage of development of the Russian Federation and to develop proposals aimed at improving the effectiveness of tax and legal policy. Methodology: analysis, dialectical and comparative-legal methods of cognition. In order to achieve the set goal the analysis of changes in the acts of legislation on taxes and fees for the relevant period was carried out, the objectives of changes and criteria of fective-ness of the adopted norms were identified. Results: the main directions of the tax and legal policy of the Russian state in the context of sanctions were summarized, some problems of emergency tax rulemaking were identified, among which a special place is occupied by the assessment of the effectiveness of emergency norms of tax law. Conclusions: it is necessary to create a mechanism for assessing the effectiveness of tax law norms adopted under the sanctions pressure of foreign countries. The task is complex for representatives of various areas of scientific knowledge, including legal science.

Keywords: tax, policy, sanction, preference, effectiveness.

© Садчиков Михаил Николаевич, 2024

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Sadchikov Mikhail Nikolaevich, 2024

Doctor of Law, Associate Professor at the Department of Finance Banking and Customs Law named after 212 Professor Nina Ivanovna Khimicheva (Saratov State Law Academy)

Налогово-правовая политика является одним из дискуссионных направлений науки налогового права. Так, дискуссионным представляется вопрос о предмете науки налогового права в данной отрасли общественных наук. Некоторые вопросы подлежат исследованию как с позиции экономической, так и с позиции правовой науки. Например, вопрос о глобальном налоге на богатство, всесторонне исследованный в книге французского экономиста Томаса Пикетти «Капитал в XXI веке», непосредственно связан с такими категориями и понятиями налогового права как «справедливость налогообложения», «функции налогообложения», «принцип равенства» и др. [1]. Представляется верным мнение Д.М. Щекина о том, что в сферу правового анализа входит налоговая политика, для которой правовая наука, наравне с экономической и иными науками, выполняет важную методологическую функцию [2, с. 18].

В экономической науке выделяют модели налоговой политики (социально-напряженная, либерально-ограниченная) [3, с. 272], типы и формы налоговой политики (фискальный, фискально-перераспределительный, регулирующий, др.) [4, с. 29]. Выбор модели, типа и формы проводимой государством налоговой политики зависит от ряда обстоятельств.

Налогово-правовая политика государства, являясь частью общей государственно-правовой политики, согласуется с целями и задачами, которые в целом стоят перед государством в соответствующий период его развития. Эволюционное развитие общества и государства прерывается обстоятельствами чрезвычайного характера, которые требуют трансформации обычных механизмов регулирования общественных отношений. К таким обстоятельствам могут быть отнесены внутренние конфликты, угрожающие целостности государства, внешние угрозы, обстоятельства природного, техногенного и эпидемиологического характера.

Правовая система Российского государства включает юридические механизмы, направленные на своевременное и эффективное реагирование государства на подобные вызовы. Примерами таких механизмов являются юридические конструкции, основанные на Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»1, Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»2, Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»3.

Изменения в способах навязывания своей воли в международных отношениях, применяемых некоторыми государствами, способствуют разработке новых инструментов противодействия такому вмешательству во внутренние дела государства. Юридические средства и инструменты противодействия недобросовестной политики некоторых государств формируют правовую общность — санкционное право [5-7].

Санкционное право состоит из норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных единой целью — эффективным противостоянием недружественным действиям отдельных государств. Частью такого комплексного правового образования являются нормы налогового права. В рамках санкционного права налоги продолжают выполнять свои основные функции: фискальную и регулирующую. Однако правовое регулирование установления

1 См.: СЗ РФ. 2002. № 5, ст. 375.

2 См.: СЗ РФ. 2001. № 23, ст. 2277.

3 См.: СЗ РФ. 2006. № 11, ст. 1146. 213

и взимания налогов претерпевает некоторые изменения, обусловленные целью санкционного права.

Особая роль в формировании и реализации специальных экономических мер в условиях внешнего санкционного давления принадлежит Президенту РФ. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»1 решение о применении специальных экономических мер принимает Президент РФ. Глава государства также принимает решение в части специального (чрезвычайного) регулирования, направленного на противодействие недружественным действиям иностранных государств и отдельных лиц.

Для целей повышения устойчивости российской экономики в условиях санкций сформирован специальный орган государственного управления — Правительственная комиссия, к задачам которой относится формирование плана действий по поддержке отдельных отраслей экономики, в том числе предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов и иных мер финансовой и административной поддержки2.

Особенности фискальной функции в условиях санкционного давления заключается в отступлении от некоторых принципов налогообложения. Так, отступлением от принципов плановости финансовой деятельности, равенства и регулярности налогообложения является налог на сверхприбыль3. Возможность установления налогов разового характера была включена в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»4. Данный чрезвычайный налог выполняет исключительно фискальную функцию и, как представляется, не должен являться средством перераспределения национального дохода на постоянной основе. Согласно пояснительной записке Правительства РФ к законопроекту №379248-8 ожидаемый размер поступлений в федеральный бюджет от налога на сверхприбыль составляет 300 млрд рублей.

Следуя положениям Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 415-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», налогоплательщиками налога на сверхприбыль за некоторыми исключениями признаются российские организации крупного бизнеса, средняя арифметическая величина прибыли которых за 2021 и 2022 гг. превышает среднюю арифметическую величину прибыли за 2018 и 2019 гг. Негативными последствиями уплаты налога на сверхприбыль для таких организаций выступает снижение инвестиционной привлекательности, сокращение возможностей для инвестиционной деятельности, необходимость корректировки планов развития.

§ 1 См.: СЗ РФ. 2007. № 1, ч. 1, ст. 44.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2018 г. № 1100-44 «О Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций» // СЗ РФ. 2018. № 10, ст. 1484; Постановление Правительства РФ от 21 января 2022 г. № 25-2 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций» // СЗ РФ. 2022. № 10, ст. 1485.

3 См.: Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» // СЗ РФ. 2023. № 32 , ч. 1, ст. 6146.

214 4 См.: СЗ РФ. 2023. № 32, ч. 1, ст. 6147.

Регулирующая функция налогов в аспекте санкционного права направлена на создание более благоприятных условий налогоплательщикам, деятельность которых связана с отраслями, требующим развития в связи с санкциями. Аргументированным представляется мнение А.С. Титова о том, что Российское государство находится в условиях существенного внешнеэкономического давления, что требует принятия стабилизирующих решений в области налогообложения [8, с. 28].

За 2022-2023 гг. были введены следующие меры налоговой поддержки.

Перечень технологического оборудования, ввоз которого не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, пересматривается (расширяется) с учетом внутреннего спроса на оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации1. Данная мера дополнена предоставлением тарифной льготы в отношении технологического оборудования, ввозимого для реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации. Ввоз такого оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему, а также сырья и материалов освобождается от уплаты ввозной таможенной пошлины2.

В целях развития отечественного грузового флота реализация судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 %3.

Самостоятельное направление государственной поддержки представляет отрасль информационных технологий. Президент РФ поручил Правительству РФ принять меры, направленные на развитие информационных технологий, в частности, установить для аккредитованных организаций ставку по налогу на прибыль в размере 0 % до 31 декабря 2024 г. и освободить данные организации от государственного контроля (надзора), в том числе от налогового и валютного контроля и муниципального контроля на срок до трех лет4. Во исполнение поручения главы государства Правительством РФ был разработан проект федерального закона с соответствующими положениями, который был принят Федеральным

1 См.: Постановления Правительства РФ: от 7 февраля 2024 г. № 128 «О внесении изменения е в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г № 372» // СЗ РФ. н 2024. № 7, ст. 969; от 11 марта 2023 г. № 376 «О внесении изменений в перечень технологического I оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не про- | изводятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не под- Ч лежит обложению налогом на добавленную стоимость // Там же. 2023. № 12, ст. 2029; от 27 мая К 2022 г. № 956 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Фе- | дерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом М на добавленную стоимость» // Там же. 2022. № 23, ст. 3784. I

2 См.: Постановление Правительства РФ от 9 мая 2022 г. № 839 «О порядке предоставления № тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении ( технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, 9 ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в рамках ) реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности 2 (сектору экономики) Российской Федерации, и об освобождении от предоставления обеспечения * исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении указанных товаров» // СЗ

РФ. 2022. № 21, ст. 3437.

3 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 48, ст. 8310.

4 См.: Указ Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 10, ст. 1468. 215

Собранием, подписан и обнародован Президентом РФ1. Поддержку получили также организации, закупающие российское радиоэлектронное оборудование и программы для ЭВМ, включая базы данных. Если расходы на приобретение российского оборудования и программ ЭВМ относятся к сфере искусственного интеллекта, то их первоначальная стоимость для целей налогообложения увеличивается на коэффициент 1,52. Данный федеральный закон предусматривает также инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций по нормативу 100 % расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации российских программ для ЭВМ и баз данных и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Санкционные аспекты нашли свое отражение и в международном налоговом праве. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»3 к специальным экономическим мерам относится приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей. Президент РФ Указом от 8 августа 2023 г. № 585 приостановил действия некоторых положений международных договоров по вопросам налогообложения4.

Обзор изменений законодательства о налогах и сборах позволяет прийти к следующим выводам.

Изменения обусловлены обстоятельствами чрезвычайного характера и отличаются от ординарных методов и инструментов налоговой политики.

Некоторые изменения вызывают вопрос об их соответствии основным началам законодательства о налогах и сборах. В частности, налог на сверхприбыль предполагает отступление от принципов плановости финансовой деятельности и равенства налогообложения. Сокращает возможности налогоплательщиков в осуществлении инвестиций.

Основными направлениями налогового стимулирования в Российской Федерации являются информационные технологии и обеспечение отечественной экономики технологичным оборудованием, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Думается, что для целостности юридической конструкции налогового регулирования в чрезвычайных условиях необходим мониторинг принимаемых норм на предмет их эффективности. Насколько отступления от ординарного порядка регулирования и связанные с этим негативные последствия оправданы целями чрезвычайного регулирования и степенью их достижения?

В данном случае необходимо ответить на вопрос о том, какая ожидается эффективность от таких чрезвычайных норм права. По нашему мнению, целесообразен

| 1 См.: Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую

£ и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2022. № 13, ст. 1956.

2 См.: Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 29, ч. 3, ст. 5290.

3 См.: СЗ РФ. 2007. № 1, ч. 1, ст. 44.

4 См.: Указ Президента РФ от 8 августа 2023 г. № 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации

216 по вопросам налогообложения» // СЗ РФ. 2023. № 33, ст. 6468.

плюралистический подход к пониманию эффективности права [9, с. 202]. Поскольку норма налогового права регулирует экономические отношения, то в первую очередь нужно оценивать экономическую и юридическую эффективность. Весьма кратко и емко данная мысль изложена В.В. Момотовым: «Если экономика — это рациональность, то право — это прежде всего справедливость» [10, с. 31].

Экономическая эффективность налоговых расходов определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации»1. Считаем, что указанный в данном постановлении метод оценки эффективности налоговых расходов применим только в части налоговых льгот, направленных на развитие отечественных инвестиционных технологий, поскольку данная задача носит долгосрочный характер.

Сложной задачей представляется оценка эффективности введения налога на сверхприбыль. Фискальную эффективность и эффективность с позиции «качества юридической конструкции» можно определить, сопоставив налоговые доходы федерального бюджета от поступления налога на сверхприбыль и планируемые доходы, необходимые для покрытия бюджетного дефицита (300 млрд рублей). Думается, что эффективность налога на сверхприбыль необходимо рассматривать не только в аспекте покрытия бюджетного дефицита.

В некоторых государствах Европейского Союза взымается налог на сверхприбыль, однако он выполняет регулирующую функцию — перераспределение непредвиденных доходов предприятий отдельных отраслей экономики с целью сглаживания диспропорций в экономике. В исследовании Европейского парламента по налогу на сверхприбыль ставится вопрос о риске снижения инвестиционной активности в связи с неправильным определением налоговой базы2. Среди негативных аспектов в исследовании также отмечается снижение доверия к налоговой системе, возрастание неопределенности. Таким образом, одним из критериев эффективности налога на сверхприбыль выступает правильность установления налоговой базы, то есть определения той части прибыли налогоплательщика, получение которой действительно обусловлено причинами необычного характера, чтобы изъятие корпоративных финансов не сказалось негативно на деятельности налогоплательщика.

Аналитика российского налога на сверхприбыль, проводимая представителями экономической науки, свидетельствует о том, что данный обязательный платеж в большей мере преследует фискальные цели и в меньшей степени выполняет перераспределительную функцию [11].

Таким образом, представляется необходимым создание механизма оценки эффективности норм налогового права, принимаемых в условиях санкционного давления иностранных государств. Данная задача носит комплексный характер для представителей различных направлений научного знания, в том числе правовой науки.

1 См.: СЗ РФ. 2019. № 16, ст. 1946.

2 См.: Nicolay K., Spix J., Steinbrenner D., Woelfing N. 2023. The effectiveness and distributional consequences of excess profit taxes or windfall taxes in light of the Commission's recommendation to Member States, publication for the Subcommittee on tax matters, Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies, European Parliament, Luxembourg. URL: https://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/STUD/2023/740076/IPOL_STU (2023)740076_EN.pdf#page63 (дата обращения: 01.02.2024). 217

Библиографический список

1. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 592 с.

2. Щекин Д.М. Новые вызовы, стоящие перед Россией, и ответ на них в налоговой политике // Закон. 2022. № 11. С. 18-29.

3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 544 с.

4. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / И.А. Майбуров [и др.]; под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 519 с.

5. Кулешова Н.Н., Трыканова С.А. Политико-правовой дискурс о развитии санкционного права как подотрасли международного публичного права // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 416-421.

6. Шахназаров Б.А. Санкционное право: понятие, предмет, метод, нормативный состав // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17, № 7. С. 143-149.

7. Тосунян Г.А., Экмалян А.М., Санникова Л.В., Пашенцев Д.А. Экономические санкции и развитие финансового законодательства России // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86, № 1. С. 35-42.

8. Титов А. С. Особенности государственной налоговой политики на современном этапе // Финансовое право. 2022. № 5. С. 27-29.

9. Кожокарь И.П. Эффективность права в категориальном аппарате теории права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 48. С. 196-225.

10. Момотов В.В. Экономическая эффективность права как цель правового регулирования // Журнал российского права. 2022. № 1. С. 29-35.

11. Самойленко И.В. Налог на сверхприбыль: необходимость и методика расчета // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3. С. 65-70.

а

g References

I. Piketty T. Capital in the XXI Century. M.: Ad Marginem Press, 2015. 592 p.

? 2. Shchekin D.M. New Challenges Facing Russia and the Answer to Them in Tax Policy //

I Law. 2022. No. 11. Р. 18-29.

I 3. AronovA.V., Kashin V.A. Tax Policy and Tax Administration: a textbook. 2nd ed. M.: Master,

J SIC INFRA-M, 2019. 544 p.

I 4. Tax Policy. Theory and Practice: a textbook for magicians studying in the specialties "Fi-

ll nance and Credit", "Accounting, Analysis and Audit", "World Economy" / I.A. Maiburov [et al.]; t ed. IA Maiburova, M.: UNITY-DANA, 2017. 519 p.

0 5. Kuleshova N.N., Trykanova S.A. Political and Legal Discourse on the Development of Con-| stitutional Law as a Sub-Branch of International Public Law // Innovation. Science. Education.

1 2021. No. 32. Р. 416-421.

6. Shakhnazarov B.A. Sanctions Law: Concept, Subject, Method, Normative Composition // J Actual Problems of Russian Law. 2022. Vol. 17, no. 7. Р. 143-149.

0

| 7. Tosunyan G.A., Ekmalyan A.M., Sannikova L.V., Pashentsev D.A. Economic Sanctions

! and the Development of the Financial Legislation of Russia // Bulletin of the Russian Academy <3 ofSciences. 2016. Vol. 86, no. 1. Р. 35-42.

1 8. Titov A.S. Features of State Tax Policy at the Present Stage // Financial law. 2022. No. 5. £ Р. 27-29.

9. KozhokarI.P. The Effectiveness of Law in the Categorical Application of the Theory of Law // Bulletin of the Perm University. Legal Sciences. 2020. No. 48. Р. 196-225.

10. Momotov V.V. Economic Efficiency of Law as a Goal of Legal Regulation // Journal of Russian Law. 2022. No. 1. Р. 29-35.

II. Samoylenko I. V. The Tax on Excess Profits: Necessity and Methodology of Calculation // 218 Business. Education. Law. 2023. No. 3. Р. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.