Научная статья на тему 'Налогово-бюджетное стимулирование развития предпринимательского сектора экономики'

Налогово-бюджетное стимулирование развития предпринимательского сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая политика / бюджет / налог / малый бизнес / государственные программы / tax policy / budget / tax / small business / government programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Равиль Габдуллаевич Ахмадеев, Михаил Евгеньевич Косов

Исследование действия налоговых льгот и преференций в Российской Федерации в качестве стимулирования экономики и раскрытия их основных функций позволило выявить тенденции в развитии экономической и социальной деятельности хозяйствующих субъектов национальной экономики с учетом поставленных задач государством и общественными нуждами. Действующее законодательство предусматривает существенное количество льгот и преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в большей степени оказывают стимулирующее влияние на их инвестиционную и производственную активность. При этом к основным принципам успешного практического применения налоговых льгот можно отнести: практическое действие законодательных актов, позволяющих в большей степени обоснованно выявить правовые аспекты внедрения, функционирования, изменения и прекращения налоговых льгот, целесообразность и релевантность выбранной категории налогоплательщиков, которым предоставлена возможность применения налоговых льгот и преференций, а также научно обосновать цель и поставленные задачи при введении налоговых льгот в отношении отдельных категорий плательщиков налогов и сборов, с учетом оценки текущей макроэкономической ситуации и рисков, потенциально влияющих на процесс дальнейшей реализации преференциального режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fiscal and budgetary support for the development of the entrepreneurial sector of the economy

The study of the action of tax benefits and preferences in the Russian Federation as a stimulation of the economy and the disclosure of their main functions allowed to identify trends in the development of economic and social activities of economic entities of the national economy on the basis of the tasks set by the state and public needs. The current legislation provides a significant number of benefits and preferences for the subjects of small and medium business, and they have a greater stimulating effect on their investment and production activity. At the same time, the main principles of successful practical application of tax benefits include: the practical effect of legislative acts that allow to more reasonably identify the legal aspects of the introduction, operation, modification and termination of tax benefits, the expediency and relevance of the selected category of taxpayers who are given the opportunity to apply tax benefits and preferences, as well as scientifically substantiate the purpose and objectives when introducing tax incentives for certain categories of taxpayers and fees, taking into account the assessment of the current macroeconomic situation and the risks potentially affecting the process of further implementation of the preferential regime.

Текст научной работы на тему «Налогово-бюджетное стимулирование развития предпринимательского сектора экономики»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья ■УДК 336.22

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-139-144 EDN: https://elibrary.ru/pmdcon NIION: 2015-0066-4/23-773 MOSURED: 77/27-011-2023-04-972

Равиль Габдуллаевич Ахмадеев1, Михаил Евгеньевич Косов2

1,2 Российский экономическийуниверситет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

1 ahm_rav@mail.ru

2 kosovme@mail.ru

Аннотация. Исследование действия налоговых льгот и преференций в Российской Федерации в качестве стимулирования экономики и раскрытия их основных функций позволило выявить тенденции в развитии экономической и социальной деятельности хозяйствующих субъектов национальной экономики с учетом поставленных задач государством и общественными нуждами. Действующее законодательство предусматривает существенное количество льгот и преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в большей степени оказывают стимулирующее влияние на их инвестиционную и производственную активность. При этом к основным принципам успешного практического применения налоговых льгот можно отнести: практическое действие законодательных актов, позволяющих в большей степени обоснованно выявить правовые аспекты внедрения, функционирования, изменения и прекращения налоговых льгот, целесообразность и релевантность выбранной категории налогоплательщиков, которым предоставлена возможность применения налоговых льгот и преференций, а также научно обосновать цель и поставленные задачи при введении налоговых льгот в отношении отдельных категорий плательщиков налогов и сборов, с учетом оценки текущей макроэкономической ситуации и рисков, потенциально влияющих на процесс дальнейшей реализации преференциального режима.

Ключевые слова: налоговая политика, бюджет, налог, малый бизнес, государственные программы

Для цитирования: Ахмадеев Р. Г., Косов М. Е. Налогово-бюджетное стимулирование развития предпринимательского сектора экономики II Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 139-144. Шр5:/Мог 0^/10.24412/2414-3995-2023-4-139-144. ЕБ№ РМОСОК

Fiscal and budgetary support for the development ofthe entrepreneurial sector ofthe economy

Ravil G. Akhmadeev1, Mikhail E. Kosov2

12 Plekhanov Russian University ofEconomics, Moscow, Russia

1 ahm_rav@mail.ru

2 kosovme@mail.ru

Abstract. The study of the action of tax benefits and preferences in the Russian Federation as a stimulation of the economy and the disclosure of their main functions allowed to identify trends in the development of economic and social activities of economic entities of the national economy on the basis of the tasks set by the state and public needs. The current legislation provides a significant number of benefits and preferences for the subjects of small and medium business, and they have a greater stimulating effect on their investment and production activity. At the same time, the main principles of successful practical application of tax benefits include: the practical effect of legislative acts that allow to more reasonably identify the legal aspects of the introduction, operation, modification and termination of tax benefits, the expediency and relevance of the selected category of taxpayers who are given the opportunity to apply tax benefits and preferences, as well as scientifically substantiate the purpose and objectives when introducing tax incentives for certain categories of taxpayers and fees, taking into account the assessment of the current macroeconomic situation and the risks potentially affecting the process of further implementation of the preferential regime.

Keywords: tax policy, budget, tax, small business, government programs

© AxMaaeeB P. E, KOCOB M. E., 2023

Налогово-бюджетное стимулирование развития предпринимательского сектора экономики

Original article

For citation: Akhmadeev R. G., Kosov M. E. Fiscal and budgetary support for the development of the entrepreneurial sector of the economy. Bulletin of economic security. 2023;(4):139-44. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-139-144. EDN: PMDCON.

Введение.

Налоговое стимулирование экономики - это совокупность средств и способов предоставления отдельным категориям налогоплательщиков послаблений и преимуществ, основанное на применении действующего законодательства, с целью снижения их налоговой нагрузки при осуществлении бизнес-процессов. В рамках применяемых государством способов налогового стимулирования, следует выделить действующий механизм предоставления налоговых льгот и преференций, сущность которого заключается в предоставлении отдельным категориям организаций и физическим лицам законного права по уплате налогов с применением пониженной или льготной ставки [1; 2], а в отдельных случаях предоставления освобождений по уплате налоговых платежей [3].

Налоговые льготы, с одной стороны, напрямую влияют на уровень доходов бюджетов всех уровней, а с другой, по своей экономической сути способны положительно влиять на инвестиционные возможности бизнес процессов в стране. Характер установления налоговых льгот на региональном и местном уровнях в большей степени расширяет инвестиционную активность хозяйствующих субъектов [4; 5]. При этом важным аспектом является осуществление контроля предоставления таких преференций со стороны государства для оценки сумм выпадающих налоговых доходов в разрезе субъектов РФ. Вместе с тем налоговые льготы характеризуются узким охватом категорий налогоплательщиков в рамках отдельной сферы производств или по отраслевому характеру экономики [6;7].

В финансовой сфере налоговые льготы характеризуются в сфере функций налоговой системы в качестве элемента по распределении и перераспределении бюджетных ресурсов. Вместе с тем действующие налоговые льготы регионального характера характеризуются недостаточным их действием, незначительно влияя на расширение объемов промышленного производства и развитие инвестиционного потенциала соответствующего субъекта Российской Федерации [8].

С учетом текущих проблем макроэкономического характера, действие налоговых льгот в большей степени не позволяет перераспределить финансовые ресурсы в сферу их внутреннего регионального развития. В контексте временного влияния налоговые льготы в большинстве случаев рассчитаны на ограниченный промежуток времени [9]. Стоит отметить, что данный инструмент налогового стимулирования может иметь и обратный эффект негативного с точки зрения экономики характера. Происходит это в том случае, если налоговые льготы распространяются на нерелевантные категории налогоплательщиков [10]. В таких случаях данный инструмент стимулирования не позволяет по большей

мере повлиять на развитие производственных процессов в экономике, и может обернуться существенными потерями поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, отсутствием прямой экономической выгоды для государства.

Методика. В исследовании применены методы анализа, группировки и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение.

В рамках российской системы налогообложения следует выделить следующие обобщенные формы действия налоговых льгот:

1. Форма «изъятие» - при установлении любого налога, определяется объект обложения, то есть соответствующая часть, соответствующая материального выражения, владение которой обуславливает существование фискального характера, т.е. изъятие подразумевает частичный или полный вывод конкретного объекта (выручки, дохода, имущества, прибыли и т. д.) из-под налогообложения. Данная форма применяется к отдельным категориям плательщиков, а срок изъятия может осуществляться как на постоянной основе, так и четко установленным временным промежутком.

2. Форма «скидка», которая заключается в снижении взимания налога при исчислении налоговой базы. При этом, данные скидки могут иметь лимит, свыше которого налоговая база не может быть уменьшена. Применяются также и скидки без установленного лимита. Скидка обычно устанавливается для тех категорий плательщиков, которые осуществляют деятельность с наибольшим коэффициентом общественной полезности.

3. Форма «освобождение» - подразумевает изменение налоговой ставки в пользу плательщика при его соответствии определенным законодательством условиям на установленный период. Также данная форма включает применение отсрочки (рассрочки) налогового платежа.

Налоговые льготы, являясь одним из основных инструментов налогового стимулирования экономики, широко применяются в практике как экономически развитых, так и развивающихся стран. В частности, налоговая система США и Канады представляет предприятиям право на использование налоговых льгот при условии финансирования и интеграции в научно-исследовательскую и благотворительную деятельность [11]. В странах ЕС налоговые льготы в основном предоставляются в целях развития стратегически важных для экономики регионов или приоритетных отраслей хозяйствования [12].

Иной характер налоговых льгот применяется в скандинавских странах в отношении предприятий, осуществляющих производство товаров и услуг в свободных экономических зонах, на территориях которых действует повышенная ставка налога на доходы, т. е. налоговая льгота принимает на себя дестимулирующую

ECONOMIC SCIENCE

функцию. При этом государство повышает налоговую нагрузку для отдельных категорий налогоплательщиков в случае, если их коммерческая активность используется в не приоритетной или экономически невыгодной точки зрения, социально-неприемлемой сфере общественного производства [13; 14]. В данном случае взаимодействие со свободной экономической зоной противоречит интересам поставленных задач национальной экономики.

Исходя из анализа действия налоговых льгот в качестве налогового стимулирования экономики и раскрытия их основных функций, можно сформулировать роль налоговых льгот, которая заключается в стимулировании экономической и социальной деятельности хозяйствующих субъектов национальной экономики в соответствие с поставленными задачами государства и общественными нуждами. Ключевой задачей применения налогового стимулирования является расширение совокупного спроса, т. е. реального объема внутреннего валового продукта, который субъекты экономических отношений способны приобрести при определенном уровне цен.

Совокупный спрос - это модель поведения всех экономических субъектов, и в особенности малым предпринимательством, поскольку в сложившихся макроэкономических условиях данный сегмент экономики особенно нуждается не только в предоставлении дополнительных налоговых льготах, но и комплексной государственной поддержки. В практическом аспекте за постпандемийный период совместно с Правительством РФ, Банком России введены расширенные программы льготного кредитования, условия которых для малого и среднего бизнеса существенно отличаются. Так, для микро и малого бизнеса предоставлена возможность рефинансировать уже имеющийся кредит или получить новый по сниженной ставке, которая не превышает 15% годовых. Для сектора среднего бизнеса данная ставка - не свыше 13,5% годовых. При этом отличается и размер денежных средств, который предприниматель, принадлежащий к определенному виду сектора предпринимательства может воспользоваться: для микро и малого бизнеса - 300 тысяч рублей, среднего - не свыше одного миллиона рублей. Неизменными являются условия предоставления льготного кредитования на приобретение материалов для производства продукции или расширения собственного производства.

Иным способом поддержки малого и среднего предпринимательства является предоставление кредитных каникул. Данный подход заключается в уменьшении размера платежей или предоставлении отсрочки платежа. Кредитными каникулами могут пользоваться предприниматели малого и среднего бизнеса, занятые в отдельных сферах: услуги, разработка программного обеспечения, гостиничный бизнес, здравоохранение, спорт и культура, наука и образование, общественное питания, а также гостиничное предпринимательство.

Следует выделить в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства государственные субсидии, основная цель которых направлена на под-

держку штатных сотрудников и сохранение за ними их рабочих мест. В частности, в отношении сотрудников, переведенных в режим неполного рабочего дня в период влияния глобальной пандемии, субъекты малого бизнеса вправе получать ежемесячно субсидию в размере минимального размера оплаты труда на каждого наемного работника. Аналогичного вида субсидии предоставляются в отношении наемных сотрудников в возрасте до 30 лет, которые впервые были приняты в штат организации после получения диплома о высшем образовании, или в фиксированном размере не свыше 60 тыс. рублей на каждого наемного работника при условии повышения квалификации, переобучении по программам дополнительного образования или при условии реорганизации технологических процессов на производстве [15]. Следует выделить введение отдельных субсидий на федеральном уровне, действующих в отраслевом аспекте: продвижение сельского туризма, реализация инноваций, а также в отношении деятельности народно-художественных промыслов.

В сложившихся текущих макроэкономических условиях существенной поддержкой малого и среднего предпринимательства остаются введенные с 2022 года послабления в отношении индивидуальных предпринимателей и организаций, направленные на отмену проведения плановых налоговых проверок за налоговый период, а для 1Т-компаний продления моратория до марта 2025 года.

Налоги, которые уплачиваются в рамках действующих специальных налоговых режимов и программы налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства призваны обеспечить неуклонный рост налоговых поступлений на все уровни бюджетов Российской Федерации, а также сформировать распределение налоговой нагрузки справедливо по отношению ко всем участникам налоговых отношений. При этом, использование специальных налоговых режимов, которые по своей экономической сути относятся к категории льгот, характеризуются в большей степени преимуществом, по сравнению с иными категориями плательщиков, применяющих общий режим налогообложения (рис. 1).

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает существенное количество льгот и преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в большей степени оказывают стимулирующее влияние на инвестиционную и производственную их активность. О результатах, принятых мер можно будет судить по окончании действия всех мер в 2024 году, запланированных в рамках действующего Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Заключение.

Комплексно рассмотрев феномен налоговых льгот как на теоретическом уровне, так и в рамках их практического функционирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства можно сформу-

0,00080000 0,00070000 0,00060000 0,00050000 0,00040000 0,00030000 0,00020000 0,00010000 0,00000000

5 916 906

2019 год

5 68

4 561

2020 год

991 349

2021 год

2022 год

6 000 000 5 950 000 5 900 000 5 850 000 5 800 000 5 750 000 5 700 000 5 650 000 5 600 000 5 550 000 5 500 000

I Динамика долия налоговых поступлений по специальным налоговым режимам к ВВП

Динамика доли объемов финансирования национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" к ВВП

Количество малых и средних предприятий в Российской Федерации

Составлено авторами пометаданным источников: Паспорт национального проекта https://www.economy.gov.ru/material/file/65c7e743dffadflf3f3a8207e31a0d99/Passport_NP_MSP.pdf;

аналитические данные https://rmsp.nalog.ru; https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts

Рис. 1. Соотношение доли налоговых поступлений в бюджет и объемов финансирования по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и численностиМСП»

лировать следующие утверждения. К основным принципам успешного практического применения налоговых льгот можно отнести:

1) практическое действие законодательных актов, позволяющих в большей степени обоснованно определить правовые аспекты внедрения, функционирования, изменения и прекращения налоговых льгот;

2) целесообразность и релевантность выбранной категории налогоплательщиков, которым предоставлена возможность применения налоговых льгот и преференций;

3) научно обоснованную цель и поставленные задачи при введении налоговых льгот в отношении отдельных категорий плательщиков налогов и сборов, с учетом оценки текущей макроэкономической ситуации и рисков, потенциально влияющих на процесс дальнейшей реализации преференциального режима.

По своей экономической сути налоговые льготы выполняют следующие функции:

1) стимулирование развития производства, а также отраслей экономики;

2) перераспределение денежных средств между субъектами РФ и повышение инвестиционной привлекательности регионов;

3) развитие инфраструктуры и решение социальных задач по повышению уровня жизни населения,

142

уменьшению безработицы, защите малообеспеченных слоев населения.

К общим преимуществам данного инструмента налогового стимулирования можно отнести снижение роли государства в экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также четко обозначенные результаты действия различных государственных программ, направленных на обеспечение общего экономического роста и оптимизации бюджетных потоков финансовых ресурсов в региональном разрезе. При этом необходимо отметить общие недостатки действия налоговых льгот: недостаточный контроль по использованию высвобождаемых экономических ресурсов в связи с предоставлением преференций, по сравнению с прямым бюджетным распределением, сложность оценки потенциальной эффективности применения налоговых льгот, высокие риски появления социально и экономически нежелательных последствий в случае некорректного внедрения освобождений по уплате налогов и сборов, сложность оценки роли налоговых льгот в полученном результате по причине влияния иных макроэкономических факторов, а также высокие требования к разработанности правовой основы характера предоставления преференций отдельным категориям налогоплательщиков.

Вместе с тем решением текущих проблем действия налоговых льгот может способствовать научная

№ 4 / 2023

Вестник экономической безопасности

их обоснованность, оценка альтернативных методов налогового регулирования, выбор целевой категории налогоплательщиков, четкая постановка цели и задач, с учетом проведения комплексной оценки расчета их эффективности и влияния макроэкономических рисков.

Список источников

1. Иванова Н. А. Особенности «налоговых маневров» высокотехнологичных компаний 1Т-отрасли // Финансовый бизнес. 2022. № 12 (234). С. 225-229.

2. Калита Д. М., Шелепова Н. В. Налоговые льготы и другие меры финансовой поддержки бизнеса в условиях пандемии // Сибирская финансовая школа. 2022. № 1 (145). С. 89-95.

3. Логинова Т. А. Стимулирование инноваций в России: ограничения и возможности налоговой политики // Вопросы экономики. 2022. № 4. С. 116-132.

4. Болдычева А. Г., Клоницкая А. Ю. Налоговые риски как элемент налогового планирования // СТИН. 2022. № 7. С. 29-33.

5. Матвеев А. Г. Налоговые льготы как мера экономического стимулирования // Закон. 2022. № 11. С. 73-84.

6. МичуринаЮ. П. Особенности правового регулирования налоговых расходов в Российской Федерации // Финансовое право. 2022. № 2. С. 38-40.

7. Назаренко Б. А. Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы // Финансовое право. 2023. № 1. С. 18-21.

8. Павлова К. С. Применение индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения в современных реалиях экономики // Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 888-892.

9. Пансков В. Г. Приоритеты налоговой политики и направления реформирования Российской налоговой системы // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. №1.С. 57-76.

10. Теребова С. В. Налоговое стимулирование малого бизнеса в условиях экономической нестабильности // Проблемы развития территории. 2023. Т. 27. № 1. С. 92-112.

11. Блошенко Т. А., Демидова С. Е. Системообразующие организации: антикризисные меры и инструменты государственной поддержки // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 10-1. С. 11-16.

12. Пивоварова Н. В., Стеба Н. Д. Роль налогообложения в стимулировании инвестиционной деятельности в России // Управленческий учет. 2022. № 3-1. С. 111-118.

13. Пугачев А. А., Рябинина С. Е. Налоговые, монетарные и социальные эффекты регулирования инвестиционной активности граждан в России // Налоги и налогообложение. 2022. № 1. С. 38-56.

14. Сердюкова Н. В. Оценка бюджетной эффективности налоговых льгот // Налоговая политика и практика. 2023. № 2 (242). С. 68-71.

15. Тихонова А. В. О некоторых институциональных факторах развития малого и среднего предпринимательства // Самоуправление. 2022. № 4 (132). С. 712-715.

References

1. Ivanova N. A. Features of «tax maneuvers» of high-tech companies in the IT-industry. Financial Business. 2022. № 12 (234). P. 225-229.

2. Kalita D. M., Shelepova N. V. Tax benefits and other measures of financial support for business under pandemic conditions // Siberian Financial School. 2022. № 1 (145). P. 89-95.

3. Loginova T. A. Stimulation of innovations in Russia: limitations and possibilities of tax policy // Voprosy ekonomiki. 2022. № 4. P. 116-132.

4. Boldycheva A. G., Klonitskaya A. Yu. Tax risks as an element oftax planning // STIN. 2022. № 7. P. 29-33.

5. Matveev A. G. Tax benefits as a measure of economic incentives // Law. 2022. №11.P. 73-84.

6. Michurina Y. P. Features of legal regulation of tax expenses in the Russian Federation // Financial Law. 2022. № 2. P. 38-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nazarenko B. A. Transformation of the legislation on taxes and fees in the application of anti-crisis measures: theoretical and legal problems // Financial Law. 2023. № 1. P. 18-21.

8. Pavlova K. S. Application of simplified system of taxation by an individual entrepreneur in modern realities of economy // Economics and Entrepreneurship. 2022. № 1 (138). P. 888-892.

9. Panskov V. G. Priorities of tax policy and directions of reforming the Russian tax system // ETAP: economic theory, analysis, practice. 2022. № 1. P. 57-76.

10. Terebova S. V Tax stimulation of small business in conditions of economic instability // Problems of Territory Development. 2023. T. 27. № 1. P. 92-112.

11. Bloshenko T. A., Demidova S. E. System-forming organizations: anti-crisis measures and tools of state support // Bulletin of Altai Academy of Economics and Law. 2022. № 10-l.P. 11-16.

12. Pivovarova N. V., Steba N. D. The role of taxation in stimulation of investment activity in Russia // Managerial Accounting. 2022. № 3-1. P. 111-118.

13. Pugachev A. A., Ryabinina S. E. Tax, Monetary and Social Effects of Regulation of Investment Activity of Citizens in Russia // Taxes and Taxation. 2022. № 1. P. 38-56.

14. Serdyukova N. V. Assessment of budgetary efficiency of tax benefits // Tax Policy and Practice. 2023. №2(242).P. 68-71.

15. Tikhonova A. V On Some Institutional Factors of Development of Small and Medium Entrepreneurship // Self-government. 2022. № 4 (132). P. 712-715.

Информация об авторах

Р. Г. Ахмадеев - доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент;

M. Е. Косов - заведующий кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

R. G. Akhmadeev - Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University ofEconomics, Candidate ofEconomic Sciences, Associate Professor;

M. E. Kosov - Head of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate ofEconomic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов

P. Г. Ахмадеев - актуальность выбранного исследования; расчет полученных метаданных и исходного текста; итоговые выводы;

M. Е. Косов - постановка концепции исследования; развитие методологии; корректировка полученных метаданных и исходного текста; итоговые выводы.

Contribution of the authors

R. G. Akhmadeev - relevance of the chosen study; calculation of the resulting metadata and source text; final conclusions;

M. E. Kosov - statement of the research concept; development of methodology; correction of obtained metadata and source text; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 03.07.2023; принята к публикации 04.09.2023.

The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 03.07.2023; accepted for publication 04.09.2023.

Предпринимательское право. Под ред. Н. Д. Эриашвили, Р. А. Курбанова; под общ. ред. Т. В. Дерюгиной, А. В. Тумакова. Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. 479 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

В учебнике рассмотрены становление и развитие предпринимательства в России, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и ее правовое регулирование со стороны государства, в том числе в сфере лицензирования, конкуренции (антимонопольное законодательство), налогообложения, расчетно-финансовых отношений, выполнения договорных обязательств, рассмотрения гражданско-правовых споров с участием предпринимателей, корпоративных споров.

Особое внимание уделено вопросам защиты прав и интересов предпринимателей, правового регулирования инновационной и внешнеэкономической деятельности, регламентации имущественных отношений участников обществ с ограниченной ответственностью.

Для студентов юридических и экономических вузов и факультетов, а также специалистов в сфере предпринимательской деятельности, руководителей предприятий и организаций, предпринимателей.

IbCKOE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.