ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 336.201
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ЛЬГОТИРОВАНИЯ
© Е. М. АНУФРИЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра финансов и кредита e-mail: anyfrieva27@mail.ru
Ануфриева E. M. - Теоретические аспекты налогового льготирования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2012. № 28. С. 191-194. - В данной статье рассматривается место налоговых льгот и преференций в налоговой системе государства, уточняется определение «налоговыхльгот» и «налоговых преференций», поставлена проблема разграничения этих понятий, посредством которых реализуется регулирующая функция налогов.
Ключевые слова: налоги, налоговые льготы, налоговые преференции.
Anufrieva E. M. - Tax lgotirovany’s theoretical aspects // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.
2012. № 28. P. 191-194. - The article considers the place of tax benefits and tax preferences in a state tax system. The definition of «tax benefits» and «tax preferences» is being made more precise. The authors raise the problem of demarcation of these concepts by means of which the regulating function of taxes is realised.
Keywords: tax, tax benefits, tax preferences.
Многогранность и сложность понятия налоговых льгот не позволяют раскрыть его содержание в одном определении. В действующем российском законодательстве, в ст. 56 первой части Налогового кодекса РФ, дается следующее определение: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [1]. На наш взгляд, данное определение является довольно общим и размытым, в нем отсутствуют характерные особенности и не учтен полный перечень видов налоговых льгот. Также в Кодексе предусматривается в исключительных случаях возможность установления нормативными актами законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления индивидуальных льгот в части, соответственно, федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Такое положение открывает широкий простор действиям лоббистского характера, не исключая самые негативные формы своего проявления. Считаем целесообразным исключить из Налогового кодекса положения, касающиеся возможности индивидуализации налоговых льгот.
Определяя понятие налоговых льгот, исследователи пытаются в доступной форме выразить свое
восприятие его сущности. Оставаясь объектом острых дискуссий, этот вопрос выходит за рамки теории. В этой связи вызывают интерес трактовки налоговых льгот в трудах отечественных экономистов и правовиков современности.
М. В. Романовский и О. В. Врублевская определяют сущность налоговых льгот как «снижение размера (тяжести) налогообложения. Налоговые льготы служат проявлением налоговой политики» [5, с.28]. В данном определении и в дальнейших рассуждениях авторов преобладает довольно широкий подход, который сводит налоговые льготы к снижению налогового бремени, что, на наш взгляд, является неоправданным, так как снижение налогового бремени может достигаться посредством минимизации налогов: уклонения от уплаты налогов и оптимизация налогов. В данном определении можно выделить следующий существенный момент: налоговой льготы как инструмента политики налогового регулирования рыночной экономики. Однако, это не единственное проявление налоговых льгот.
А. В. Брызгалин под налоговой льготой понимает предоставленную законодательством исключительную возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика [6, с.296].
Л. П. Павлова считает, что налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством [7, с. 33].
А. В. Перов полагает, что налоговые льготы -«это какие-либо исключения из общего правила налогообложения, предоставляемые в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков» [8, с.107].
На наш взгляд, перечисленные определения отражают налоговую льготу только как элемент налогообложения (структуры налога). Мнения всех авторов сходятся в том, что налоговые льготы всегда подразумевают под собой существование наряду с общим порядком налогообложения специального порядка, направленного на уменьшение налогового обязательства. Однако, на наш взгляд, такое понимание налоговой льготы сужает экономическую характеристику данного понятия, так как предназначением налоговой льготы является реализация регулирующей функции налогов, посредством которой государство воздействует на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования предпринимательской активности и выполнения социальных задач.
Наиболее полное и близкое нам определение дает Барулин С. В. Он подчеркивает, что налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики. Это же отмечают Романовский М. В. и Врублевская О. В. Однако, по мнению Барулина С. В., налоговые льготы представляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного или частичного) налоговых обязательств налогоплательщиками в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач [3, с. 97]. Исходя из данного определения, считаем, что автор в определении дает не сущность, а механизм предоставления налоговых льгот.
Также, на наш взгляд, необходимо выделить основные характеристики налоговых льгот:
1. Законодательная форма установления налоговых льгот;
2. Срочность - налоговая льгота может применяться только в течение определенного времени;
3. Добровольность - применение льготы носит добровольный, а не обязательный характер и не может быть предписано в обязательном порядке;
4. Уменьшение налоговых обязательств - любой вид льготы предполагает снижение налоговой нагрузки по сравнению с общим порядком налогообложения;
5. Избирательность - льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, удовлетворяющим обозначенные признаки, но не носящим индивидуального характера;
6. Целевой характер - льгота вводится с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач.
7. Эффективность налоговых льгот предполагает выполнение ими своих функций (фискальной, регулирующей, стимулирующей, компенсационной).
В рассмотренных характеристиках налоговых льгот нельзя не выделить такой весомый критерий как их эффективность. льгота может быть неэффективной даже в том случае, когда предоставляется и используется по назначению. Особенно это актуально для стимулирующих налоговых льгот, когда льгота оказывает незначительное влияние на принятие налогоплательщиком тех или иных решений. К примеру, эффективность предоставляемых населению социальных и имущественных налоговых вычетов по НДФЛ пока не представляется очевидной. Их размеры настолько незначительны, что не стимулируют налогоплательщика к принятию определенных решений, например, к покупке жилья. Стандартный вычет в размере 400 рублей и вовсе не несет в себе никакой значимости в рамках освобождения части дохода от налогообложения. В том случае, когда величина освобождения от уплаты налога намного меньше, чем произведенные налогоплательщиком расходы, значительного влияния на решение о необходимости таких расходов вычет оказать не может.
В рассмотренных определениях ученых на природу и сущность налоговых льгот представляется важным отметить, что в них не нашли отражения налоговые льготы в качестве налоговых расходов государства, которые необходимо учитывать при составлении основных бюджетов публично-правовых образований.
По оценкам ФНС, консолидированный бюджет в 2010 году недополучил 1 трлн. руб. из-за применения различного вида льгот, в частности, по налогу на имущество организаций сумма выпадающих доходов составила около 305 млрд. руб., а по налогу на прибыль - около 110 млрд. руб. [11]. Таким образом, льготы по налогам на имущество и прибыль должны играть ключевую роль в стимулировании экономической деятельности хозяйствующих субъектов, развитии производства и инвестиционной активности предприятий. Предоставленные налоговые льготы высвобождают бизнесу значительные ресурсы для развития. Внешние эффекты и другие факторы, вызывающие провалы рынка, служат основанием для предоставления значительного числа налоговых льгот и освобождений. Как правило, аргументы выглядят следующим образом: необходимо поощрять деятельность, сопровождающуюся положительным внешним эффектом. льготы, предоставляемые такой деятельности, эквивалентны выплате субсидий и приводят к увеличению активности работы предприятий и повышению их эффективности. Поэтому считаем целесообразным, проводить оценку налоговых льгот и учитывать их в качестве налоговых расходов бюджета.
Таким образом, следует уточнить содержание искомого понятия, позволяющее отразить триединую сущность налоговых льгот - как элемента налогообложения, инструмента налоговой политики и налоговых расходов государства.
Исходя из вышесказанного, нам представляется, что налоговые льготы - это расходы государства, предоставляемые налогоплательщикам в виде сово-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►»
купности способов, прав и обязанностей уменьшения налоговых обязательств в той или иной законодательно установленной форме на определенный срок с целью налогового регулирования экономики и решения социальных задач.
При исследовании сущности и форм налоговых льгот в экономической литературе встречается такое понятие как «налоговая преференция», при этом между ними ошибочно ставится знак равенства.
О. В. Тютюгина считает, что «налоговые преференции - преимущества, не связанные с уменьшением конечного размера налогового обязательства, предоставляемые в соответствие с законодательством отдельным категориям налогоплательщиков при общем или особом режиме налогообложения, в том числе предусматривающие отнесение сроков уплаты налога и авансовых платежей по нему на более отдаленный период» [10, с.16]. На наш взгляд, такой подход является не совсем корректным, поскольку изначально преференции предоставляются, прежде всего, с целью уменьшения налоговой нагрузки налогоплательщиков.
д. В. латыпова полагает, что преференция -это особая международная льгота, предоставляемая одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Чаще всего применяется в виде отмены либо снижения таможенных пошлин [4, с.43]. В данном случае автор необоснованно свела предоставление налоговых преференций только в отношении других государств.
Современный экономический словарь определяет преференции (от лат. pгaefeгentis - предпочтение) как преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер [9].
Наиболее полное определение дает А. С. Баландина, которая под налоговой преференцией понимает предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика [2, с. 108].
Исходя из рассмотренных определений налоговых льгот и преференций нельзя не выделить такой весомый критерий, позволяющий их объединить -снижение налоговых обязательств налогоплательщика с целью государственного налогового регулирования экономики и решения социальных задач.
В тоже время следует подчеркнуть, что приостановить или не применять узаконенные преференции, в отличие от налоговых льгот, налогоплательщик не вправе. За неприменение и неправильное применение преференций предусмотрены штрафы, а вот неприменение льгот не штрафуется. да и сам механизм применения льгот иной: налогоплательщик должен пред-
ставить документы, подтверждающие правомерность применения льготы, в процессе налогового контроля. При отказе от применения льготы налогоплательщик не обязан информировать налоговый орган.
Таким образом, налоговые преференции имеют следующие отличительные характеристики:
- преференции устанавливаются не для всех налогоплательщиков, а для отдельных их категорий и лиц;
- имеют обязательный характер, за неприменение взимаются штрафы;
- законодательством не предусмотрена возможность их приостановления на один или несколько периодов;
- предполагают возникновение встречных обязательств налогоплательщика;
- распространяются не только на налоговые обязательства, но и на таможенные пошлины, которые выведены законодательством из категории налоговых платежей.
Исходя из всего вышесказанного, нам представляется, что налоговые преференции - это расходы государства, предоставляемые в виде обязательных преимуществ отдельным категориям плательщиков, влекущих уменьшение налоговых и неналоговых обязательств (частично или в полном объеме) в той или иной законодательно установленной форме на определенный срок и на условиях встречных обязательств с целью налогового регулирования экономики и решения социальных задач.
Однако законодатель не закрепил понятие «налоговые преференции» в налоговом законодательстве. Отсутствие четких характеристик налоговых преференций приводит к возникновению налоговых рисков у хозяйствующих субъектов.
В этой связи, требуется корректировка понятий налоговых льгот и преференций в процессе реформирования современной системы налогообложения. Это еще раз подчеркнул Президент России Медведев д. А. в своем Бюджетном послании на 2010-2012 гг., поставив задачу провести инвентаризацию и оптимизацию установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным законам.
Использование предложенного нами понятийного аппарата позволит избежать путаницы в трактовке законов как налогоплательщиками, так и органами государственной власти, что приведет к повышению эффективности администрирования данных видов элементов налогообложения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200.
2. Баландина А. С. Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4 (16).
3. Барулин С. В., Макрушин А. В. Налоговая политика России: Монография. Саратов, Изд. «Сателлит», 2004.
4. Латыпова Д. В. Инвестиционные налоговые льготы. Дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2005.
5. Налоги и налогообложение. / Под ред. М. В. Романовского и др. СПб: Питер, 2003.
6. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998.
7. Павлова Л. П., Пинская М. Р. Налоги и воспроизводство: сущность и значение. Москва, 2001. Ч. 2.
8. Перов А. В. Налоги и международные соглашения России. М.: Юристь, 2000.
9. Тютюрюков Н. Н., Тернопольская Г. Б., Тютюрю-ков В. Н. Налоговые льготы и преференции: цель -одна, а механизм - разный // Налоговая политика и практика. 2009. № 10 (82).
10. Тютюгина О. В. Региональные налоговые льготы: оценка эффективности, влияние на экономическое развитие депрессивного региона. Дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2006.
11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gks.ru.