Научная статья на тему 'Льготы и преференции в системе налогового регулирования'

Льготы и преференции в системе налогового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балабанова Наталья Владимировна, Валинуров Тимур Раисович

В статье рассматриваются подходы к определению налогового регулирования, налоговые льготы и преференции как часть системы налогового регулирования. Дана сравнительная характеристика и классификация налоговых льгот и преференций, представлены авторские определения понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVILEGES AND PREFERENCES IN THE SYSTEM OF TAX REGULATION

The article considers approaches to definition of tax regulation, tax privileges and preferences as part of the system of tax regulation. The comparative characteristic and classification of tax privileges and preferences is given, author's definitions of these concepts are presented.

Текст научной работы на тему «Льготы и преференции в системе налогового регулирования»

УДК 336.201

ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Н.В. Балабанова

Ивановский государственный химико-технологический университет

Т.Р. Валинуров ООО «Первый чешско-российский банк»

В статье рассматриваются подходы к определению налогового регулирования, налоговые льготы и преференции как часть системы налогового регулирования. Дана сравнительная характеристика и классификация налоговых льгот и преференций, представлены авторские определения понятий.

Ключевые слова: налогообложение, налоговое администрирование, налоговые льготы.

Методы государственного регулирования реализуются посредством различных инструментов. Финансовые инструменты -это совокупность способов воздействия на экономические процессы, осуществляемых путем концентрации финансовых ресурсов в одних отраслях экономики и ограничения их роста в других, направленных на устранение диспропорций экономического развития, активизацию и стимулирования экономической деятельности в тех или иных секторах экономики, поддержание социальной стабильности. Финансовые инструменты реализуются в основном посредством налогового и бюджетного регулирования, т.е. путем установления различных налоговых льгот и изменением структуры бюджетных расходов государства.

Налоговое регулирование, производное понятие от категории «налога», может рассматриваться с позиции различных наук: экономической теории, как составной части экономического регулирования, с позиции менеджмента как часть процесса управления, направленного на реализацию законодательно установленных бюджетно-налоговых задач и т.д. Так налоговое регулирование можно рассматривать в рамках трех подходов: регулирующего, фискаль-

ного и управленческого. В рамках первого из них налоговое регулирование представляется как комплекс мероприятий в сфере налогообложения, позволяющий государству влиять на экономические и социальные процессы в стране. В данном случае упор делается на то, что налоговое регулирование является инструментом вмешательства в деятельность экономических субъектов. Смежный подход - управленческий - рассматривает налоговое регулирование как составную часть процесса управления экономической системой, что, на наш взгляд, по сравнению с регулирующим подходом позволяет рассматривать налогообложение с более широким набором функций и областей влияния. Фискальный подход рассматривает налоговое регулирование однобоко, понимая под ним систему экономических мер оперативного вмешательства в процесс выполнения налоговых обязательств. На наш взгляд, при рассмотрении налоговых льгот и преференций следует опираться на управленческий подход, что позволит учесть при их применении большое количество экономических взаимосвязей.

Взаимосвязь налогов и налогового регулирования можно рассмотреть с помощью рисунка 1.

Рис 1. Взаимосвязь налогов и налогового регулирования

Как видно из рисунка 1, налоговое регулирование входит в саму сущность налогов, они тесно взаимосвязаны между собой и образуют единое целое. Налоговое регулирование оказывает направляющее воздействие на экономику и ее развитие. Оно носит косвенный характер, в связи с чем эффект от изменений в параметрах налогообложения достигается по истечении определенного периода времени. Это затрудняет оценку влияния налоговых инструментов и, в частности, налоговых льгот.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирую щей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что государство как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц. Будучи элементом осу-

ществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций [7].

Несмотря на частое использование понятий налоговых льгот и преференций в экономической литературе отсутствует четкое понимание сущности данных понятий и различия между ними. Во многих научных публикациях данные понятия рассматриваются как синонимы, что, на наш взгляд, не совсем верно.

Согласно статье 56 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ), льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах

и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере [1].

Данное определение является общим и неточным. Руководствуясь им трудно понять, какие преимущества в сфере налогообложения считать льготой, а какие нет. В определении чётко говорится о том, что льготой считается неуплата налога или уплата в неполном объёме, при этом становится непонятно, относится ли к льготам отсрочка и рассрочка налоговых платежей. В соответствии с указанным Кодексом, не относится, тем не менее, трудно спорить с тем фактом, что отсрочка (рассрочка) также как и налоговый и инвестиционный налоговый кредит предусматривают уменьшение налогового обязательства, то есть создают преимущества в уплате налогов по сравнению с иными налогоплательщиками.

Проблемы возникают уже на этапе определения перечня видов налоговых льгот: в Налоговом Кодексе РФ он отсутствует. Если следовать логике Кодекса, не признаются льготами общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, отсрочка (рассрочка) уплаты налогов, налоговый кредит (в том числе и инвестиционный). Данные категории рассматриваются лишь как возможные способы изменение срока исполнения налогового обязательства, тем самым эти льготы лишаются своей регулирующей функции и законодательно ограничиваются в плане своего стимулирующего воздействия.

Преференция (от лат. praeferentis -предпочтение) - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям организаций и физических лиц для поддержки определенных видов деятельности. Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможен-

ных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов [7].

Налоговые преференции часто незаслуженно не включают в систему налогового регулирования [6, с. 315], либо путают с налоговыми льготами, однако, на наш взгляд, при общей схожести это разные понятия, имеющие отличительные характеристики.

Льготы и преференции имеют общую цель снижение итоговой налоговой нагрузки налогоплательщика, и как следствие стимулируют развитие тех или иных видов деятельности, а вот механизм их действия - разный. Сравнительная характеристика данных понятий представлена в таблице 1.

Налогоплательщик согласно ст. 56 НК РФ может на неопределенный период приостановить использование налоговых льгот, а затем вновь восстановить их применение. При применении налоговых преференций такая возможность отсутствует. То есть можем сделать вывод, что применение преференций является обязательным для налогоплательщика.

За неприменение и неправильное применение преференций предусмотрены штрафы, а вот неприменение льгот не штрафуется. При применении той или иной льготы налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие правомерность применения льготы, в процессе налогового контроля. При отказе от применения льготы налогоплательщик, как правило, не обязан информировать налоговые органы об этом (хотя иногда такая обязанность предусматривается).

Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что в термин «налоговая преференция» охватывает более широкий спектр взаимоотношений нежели понятие «налоговые льготы». Поскольку обычно под последними понимают лишь уменьшение размера налогового обязательства для определенной категории налогоплательщиков.

Таблица 1

Сравнительная характеристика налоговых льгот и налоговых преференций

Показатель Преференция Льгота

Тактическая цель введения Снижение налоговой нагрузки для определеннойкатегории налогоплательщиков

Стратегическая цель введения Реализация экономической политики государства

Момент введения Действуют те же правила,что и при введении налогов и сборов В любой момент

Применение Обязательное По желанию налогоплательщика

Возможность приостановить применение на несколько налоговых периодов Нет Есть

Разъяснение порядка применения со стороны государства Уполномоченный орган обязан давать разъяснения Уполномоченный орган не обязан давать разъяснения

Штрафы за неприменение Взимаются Не взимаются

Отмена Не ранее начала следующего на-логовогопериода В любой момент. С момента введения, если не соответствует НК РФ, с доначислением сумм налога или сбора

^разработка авторов.

Таким образом, налоговую преференцию можно определить как мероприятие со стороны государства, обязательное к исполнению, результатом которого является снижение налоговой нагрузки для определенной категории налогоплательщиков с целью достижения определенных целей государства. Тогда как налоговые льготы- один из способов косвенного налогового регулирования, создающий для их адресатов более выгодные условия хозяйствования.

Классификацию налоговых льгот дает Латыпова Д.В.[4], однако вопрос о классификации налоговых льгот уже давно является дискуссионным, причём как в теории, так и на практике. Разные экономисты и авторы учебных пособий по экономике и налогообложению распределяют льготы по разным классификационным признакам. В российском законодательстве отсутствует полная классификация налоговых льгот и преференций. На наш взгляд, основными классификационными признаками при изучении льгот и преференций являются элемент налогообложения, на который распространяется льгота или преференция, и механизм их предоставления. Виды в рамках данных классификационных признаков достаточно подробно рассмотрены в указанном источнике.

В настоящий момент в России существует более 200 различных льгот и преференций, устанавливаемых как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях управления. Однако эффективность данных льгот это один из дискуссионных вопросов, обсуждаемых на высшем уровне.

Известный финансист В.Г.Пансков предлагает и вовсе исключить понятие «налоговая льгота» из Налогового кодекса РФ, ввести в Бюджетный кодекс РФ термин «налоговые субсидии» и утверждать их в соответствующих разделах бюджета в составе расходов. Контроль за каждым видом налоговых субсидий предлагается закрепить за соответствующим органом. Например, за Минсельхозом закрепить мониторинг налоговых субсидий, предоставленных налогоплательщикам, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, за Мин-промторгом - все налоговые преференции, направленные на стимулирование инвестиций. Мониторинг социальных налоговых субсидий можно было бы возложить на Минздравсоцразвития. Анализом эффективности стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства налоговых механизмов могло бы заняться Минэкономразвития [5]. Горский И.В. также считает, что нет оснований для «ис-

правления» налоговым вмешательством экономических законов [3, с. 21].

Мы не разделяем эти точки зрения. На наш взгляд, механизм налоговых льгот уже отработан и зарекомендовал себя как один из важных инструментов налогового регулирования. Это дает основания полагать, что налоговые льготы и преференции в обозримом будущем останутся в налоговой политике и будут способствовать достижению целей государства. Несмотря на сложность оценки экономического эффекта от использования льгот, можно говорить, прежде всего, об их мотивационной функции. Экономические субъекты, имеющие возможность выбора вида деятельности, при прочих равных условиях будут мотивированы заниматься тем делом, которое имеет преимущество перед другими в виде налоговых льгот и преференций. Кроме того, экономические расчеты, проводимые нами ранее [2, с.23], подтверждают, что установление диапазонов ставок налогов для разных предприятий позволяет развивать ту или иную область экономических интересов государства, либо наоборот делать её менее привлекательной. Хотя идеальное налоговое моделирование обладает рядом упрощений, но в целом позволяет подтвердить действенность налоговых льгот и преференций.

Таким образом, такой инструмент как льготы и преференции в системе налогового регулирования занимает важное место, обеспечивая корректировку действий экономических субъектов с учетом временного лага. Так, посредством налоговых льгот можно стимулировать деятельность экономических субъектов разных отраслей экономики, стимулировать инвестиционную деятельность. Пользуясь относительным уменьшением налогов, дифференциа-

цией налоговых коэффициентов, налоговыми льготами государство способствует экономическому росту, развитию необходимых производственных отраслей, а также отстающих регионов, районов страны, поощряет расширение инвестиционной сети, модернизирует производства, малый бизнес. Система налоговых льгот и преференций должна развиваться в соответствии с целями государственной политики и запросами изменяющейся экономической системы. Необходимо законодательно закрепить единый перечень налоговых льгот, а также активнее использовать налоговые преференции как косвенный инструмент, отвечающий потребностям рыночной экономики и её субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. 13.07.15) // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 31.3824 с.

2. Валинуров, Т.Р. Оптимизация налогообложения предприятия: апробация метода ИНМ / Т.Р Валинуров, //Налоговая политика и практика.- 2007.- № 5.1. С. 19-27.

3. Горский, И.В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях (историко -методологический аспект)/ И.В Горский // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - №3. - С. 17-22.

4.Латыпова, Д.В. Сущность и классификация налоговых льгот/ Д.В Латыпова // Дайджест финансы. -2004. - №10.-С. 10-24.

5. Пансков, В.Г. Налоговые льготы: целесообразность и эффективность/В.Г. Пансков // Финансы. -2012. - № 10. - С. 34-36.

6. Пряхина, А. А. Налоговое регулирование: понятие, методы и способы/ А. А. Пряхина , Т. А Кольцова // Академический вестник. - 2015. - №2. -С. 314-319.

7. Тютюрюков, Н.Н. Налоговые льготы и преференции: цель - одна, а механизм - разный // Налоговая политика и практика. - 2009. - № 10. [Электронный ресурс:Консультант плюс].

Рукопись поступила в редакцию 22.10.2015.

PRIVILEGES AND PREFERENCES IN THE SYSTEM OF TAX REGULATION

N. Balabanova, T. Valinurov

The article considers approaches to definition of tax regulation, tax privileges and preferences as part of the system of tax regulation. The comparative characteristic and classification of tax privileges and preferences is given, author's definitions of these concepts are presented .

Key words: taxation, tax administration, tax benefits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.