ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Григорян Л.А. Email: [email protected]
Григорян Лена Андраниковна - магистрант, Высшая школа государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в современных условиях регулирующая функция налогов как одного из инструментов государственного воздействия на экономические процессы приобретает особое значение. Статья посвящена рассмотрению отдельных инструментов реализации регулирующей функции налогов в соответствии с целями и задачами налоговой политики государства. Особое внимание уделено таким инструментам налогового регулирования, как налоговые льготы и преференции, освобождения, изменение сроков уплаты налогов, а также консолидация налогоплательщиков.
Ключевые слова: регулирующая функция, налоги, государственное регулирование экономики, налоговые льготы, налоговые освобождения, налоговый кредит, консолидированная группа налогоплательщиков.
INSTRUMENTS FOR IMPLEMENTATION OF THE REGULATORY FUNCTION OF TAXES IN THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION Grigoryan L.A.
Grigoryan Lena Andranikovna - Graduate Student, HIGER SCHOOL OF STATE AUDIT (FACULTY), MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the regulatory function of taxes as one of the instruments of state influence on economic processes acquires special significance in modern conditions. The article is devoted to consideration of separate instruments for the implementation of the regulatory function of taxes in accordance with the goals and objectives of the tax policy of the state. Particular attention is paid to such instruments of tax regulation as tax benefits and preferences, tax exemption, changes the date for tax payments, as well as the consolidation of taxpayers.
Keywords: regulatory function, taxes, state regulation of the economy, tax benefits, tax exemptions, tax credit, consolidated group of taxpayers.
УДК 4414
На протяжении длительного времени сущность и основное назначение налогов определялось исключительно с позиции фискальных интересов государства. Налоги рассматривались как источник финансирования государственных потребностей, один из видов доходов государства [4, с. 239-240]. Только существенное изменение взглядов на роль государства в регулировании экономических отношений, изучение «налогового эффекта» от введения или отмены налогов и отдельных элементов их юридического состава позволили говорить о том, что содержание налогов как одной из основных категорий публичных финансов не ограничивается исключительно фискальной составляющей.
С развитием кейнсианства, неоклассической экономической теории активную разработку получил вопрос о регулирующем значении налогов как инструмента
государственного воздействия на экономику [5, с. 8-27]. Роль налогов в регулировании соответствующей сферы общественных отношений обусловила выделение в числе функций налогов и налогообложения самостоятельной регулирующей функции. Анализ экономических и юридических исследований по данной теме позволяет рассматривать регулирующую функцию налогов как механизм реализации целей и задач налоговой политики государства, реализуемый посредством применения тех или иных налоговых инструментов.
Последствия от реализации регулирующей функции налогов могут быть различны [6, с. 31]. В одном случае применение налоговых инструментов направлено на поддержку развития тех или иных экономических процессов, общественно и стратегически значимых отраслей экономики. В другом - реализация регулирующего воздействия налогов направлена на создание дополнительных препятствий для осуществления отдельных видов деятельности или экономических процессов в целом. Данное обстоятельство позволяет при рассмотрении механизма реализации регулирующей функции налогов говорить о наличии стимулирующей и дестимулирующей подфункций [7, с. 20].
Анализ законодательства о налогах и сборах Российской Федерации позволяет к числу основных инструментов реализации регулирующей функции налогов налоговые льготы и преференции, освобождения от налогов, механизм консолидации налогоплательщиков, а также изменение сроков уплаты налогов [5, с. 60-62]. Именно реализация данных инструментов отражает функциональное назначение налогов как одного из способов государственного регулирования экономики.
Среди инструментов реализации регулирующей функции налогов наибольшее значением имеют налоговые льготы. Будучи факультативным элементов налогообложения, они способны быть «действующим инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджет в будущем» [8, с. 19]. Одним из наиболее ярких примеров реализации налоговых льгот как инструмента государственного регулирования могут, в частности, послужить льготы по налогу на прибыль, предоставляемые сельскохозяйственным производителям, образовательным и медицинским организациям, участникам особых зон и региональных инвестиционных проектов, резидентам ТОСЭР [2]. Каждая из сфер экономической деятельности имеет приоритетное значение для государства, в связи с чем в целях стимулирования развития соответствующих областей и применяются рассмотренные инструменты налогового регулирования.
Помимо налоговых льгот Налоговый кодекс РФ содержит большое число иных механизмов снижения налогового бремени. Одним из них является полное или частичное освобождение от уплаты налогов. В целях стимулирования деятельности новых субъектов, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности, Налоговый кодекс РФ предоставляет право субъектам РФ устанавливать т.н. «налоговые каникулы» [2]. Еще одно освобождение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ, установлено в отношении плательщиков налога на добавленную стоимость при условии их соответствия установленным законом критериям [2].
Изменение срока уплаты налога, его перенос на более поздний срок в ряде случает также имеет весомое значение для налогоплательщика. В целях поддержания финансовой устойчивости отдельных категорий налогоплательщиков Налоговым кодексом РФ предусмотрено несколько способов изменения сроков уплаты налога: отсрочка, рассрочка уплаты и инвестиционный налоговый кредит [2]. Регулирующая составляющая налогообложения при реализации указанного механизма направлена на поддержание финансовой стабильности налогоплательщика и может противоречить фискальной функцией налога как основного источника доходов государства.
В связи с этим возможности изменения сроков уплаты налога ограничены определёнными требованиями, в том числе, в отношении особенностей предпринимательской деятельности, осуществляемой налогоплательщиком. Так, право на получение инвестиционного налогового кредита как одного из законных способов изменения сроков уплаты налога законодатель представляет организациям, осуществляющим научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую,
инновационную деятельность, социально значимым организациям, поставщикам (подрядчикам, исполнителя) по государственному оборонному заказу и иным установленным законом субъектам [1]. В данном случае приоритет получает именно регулирующая, а не фискальная составляющая налогообложения.
Сравнительно новым инструментом налогового регулирования является институт консолидации налогоплательщиков. Федеральным законом от 16.11.2011 № 321-Ф3 в число субъектов налоговых правоотношений был включен специальный субъект -консолидированная группа налогоплательщиков [3]. Значение данного института заключается в снижении стимулов для размывания налогооблагаемой базы между взаимозависимыми организациями-налогоплательщиками посредством применения правил трансфертного ценообразования, создании условия для объединения ряда процедур налогового администрирования, а также предоставлении преференций при расчете налога на прибыль организации исходя из фактических результатов хозяйственной деятельности участников консолидированной группы [9].
Таково содержание ключевых инструментов реализации регулирующей функции налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ. Однако содержание налогов как инструмента государственного воздействия, безусловно, не ограничивается рассмотренными примерами. Налоговые льготы и преференции, изменения сроков уплаты налогов, консолидация налогоплательщиков и налоговые освобождения нарядно демонстрируют лишь один из двух аспектов реализации регулирующего воздействия налогов - стимулирование отдельных категорий налогоплательщиков и приоритетных для государства отраслей экономики.
Специфика государственного вмешательства в экономические процессы позволяют говорить о том, что именно налоговые инструменты, направленные на стимулирование отдельных категорий налогоплательщиков и отраслей национальной экономики, приобретают в современных условиях наибольшую значимость. Данное обстоятельство, однако, не исключает возможности создания дополнительных препятствий для развития отдельных отраслей путем реализации налоговых инструментов. Дестимулирующее воздействие налоги оказывают на отрасли, развитие которых не соответствует политическому курсу развития страны или финансовым интересам государства.
Список литературы /References
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2000. № 32. Ст. 3340.
3. Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» // Собрание законодательства РФ, 2011. № 47. Ст. 6611.
4. Янжул ЖЖОсновные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. 555 с.
5. Антонова М.Е. Роль регулирующей функции налогов в налоговой системе Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 159 с.
6. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: учебное пособие. М.: Городец, 2009. 207 с.
7. Куприн А.А. Налоги и налогообложение: учебник. СПб.: Астерион, 2017. 392 с.
8. Боташева З.С., Воробей Е.Н., Гварлиани Т.Е. Налоговые льготы: методология, практика применения, эффективность: коллективная монография. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. 144 с.
9. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.m/common/gen_html/?id=64773&fM=H TML_MAIN/ (дата обращения: 23.11.2017).
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА Набоев А.Д. Email: [email protected]
Набоев Алихан Давидович - магистрант, Высшая школа государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: Центральный банк РФ является одним из основных субъектов финансового права РФ. Данное обстоятельство определяет повышенное внимание, которое в современных условиях уделяется вопросам осуществления им финансовой деятельности. Основными элементами, определяющими направления и специфику финансовой деятельности Центрального банка РФ, являются принципы финансовой деятельности. Настоящая статья посвящена определению понятия и сущностных характеристик принципов финансовой деятельности Центрального банка РФ, а также рассмотрению их содержания и системы.
Ключевые слова: финансовая деятельность, принципы финансовой деятельности, Центральный банк РФ, правовые принципы, принципы финансового права.
PRINCIPLES OF FINANCIAL ACTIVITY OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT, CONTENT
AND SYSTEM Naboev A.D.
Naboev Alikhan Davidovich - Graduate Student, HIGHER SCHOOL OF STATE AUDIT (FACULTY), MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the Central Bank of the Russian Federation is one of the main subjects of the financial law of the Russian Federation. This circumstance determines the increased attention, which in modern conditions is paid to the development of its financial activities. The main elements which determine the direction and specifics of the financial activity of the Central Bank of the Russian Federation are the principles of financial activity. This article is devoted to the definition and essential characteristics of the principles offinancial activity of the Central Bank of the Russian Federation, as well as to the consideration of their content and system.
Keywords: financial activity, principles offinancial activity, the Central Bank of the Russian Federation, legal principles, principles of financial law.
УДК 4414