Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РОССИЙСКИМ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, ДЛЯ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РОССИЙСКИМ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, ДЛЯ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ОЦЕНКА / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигашкина Е.С.

В рамках данной статьи рассмотрены методические подходы проведения инвентаризации и систематизации налоговых льгот с целю оценки их эффективности. Система действующих налоговых льгот и преференций довольна многочисленная, что вызывает сложности как в получении информации при их оценке. Предлагаемая в работе классификация налоговых льгот и преференций позволит выявить целевые установки их применения и качественно провести инвентаризацию и систематизацию налоговых льгот как на федеральном, так и региональном и местном уровнях. Методические приемы были апробированы в рамках налога на имущество организаций на примере города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РОССИЙСКИМ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ, ДЛЯ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

6. Makunina I.V., Mironceva A.V. Bezrabotica как negativnyj faktor na rynok íruda// Dajdzhest-finansy. 2012. № 5. S. 56-61.

7. Gorbunov V.L. Riski predprinimatel'stva i ego bezopasnosti/ Russian Journal of Management. 2013. Т. 1. № 3. S. 165-182._

Прикладные экономические исследования №3 (19), Издательство «Научный консультант», 2017

Систематизация налоговых льгот и преференций, предусмотренных российским налоговым законодательством, для оценки их эффективности

Мигашкина Е.С.

ФГБОУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, к. э.н., доцент Департамента «Налоговой политики и таможенно-тарифного регулировании» _Е- mail: emigaxhkina@mail.ru_

Аннотация: в рамках данной статьи рассмотрены методические подходы проведения инвентаризации и систематизации налоговых льгот с целю оценки их эффективности. Система действующих налоговых льгот и преференций довольна многочисленная, что вызывает сложности как в получении информации при их оценке. Предлагаемая в работе_классифика-ция налоговых лы от и преференций позволит выявить целевые установки их применения и качественно провести инвентаризацию и систематизацию налоговых льгот как на федеральном, так и региональном и местном уровнях. Методические приемы были апробированы в рамках налога на имущество организаций на примере города Москвы.

Ключевые слова: налог, льготы, преференции, оценка, инвентаризация, систематиза-ция, эффективность._

Applied Economic Researches 3(19), Published by Scientific Adviser, 2017

SYSTEMATIZATION OF TAX PRIVILEGES AND PREFERENCES STIPULATED BY THE RUSSIAN TAX LEGISLATION, TO ASSESS THEIR EFFECTIVENESS

Migashkina E.S.

Financial University under the Government of Russian Federation. Moscow. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department

_of «Tax Policy and Customs Tariff Regulation». E-mail: emigashkina@mail.ru_

Abstract: In the framework of this article, methodical approaches for inventorying and sys-tematization of tax incentives with a view to assessing their effectiveness are considered. The system of operating tax privileges and preferences is quite numerous, which causes difficulties both in obtaining information when assessing them. The classification of tax privileges and preferences proposed in the work will allow to identify the targets for their application and to qualitatively make an inventory and systematization of tax benefits at both the federal and regional and local levels. Methodical methods were tested in the framework of the property tax of organizations on the example of the city of Moscow.

_Keywords: tax, benefits, preferences, valuation, inventory, systematization, efficiency.

Система налогового стимулирования в Российской Федерации довольно обширна, что вызывает определенные сложности в оценке их эффективности. Несмотря на то, что систематизация перечня и форм предоставляемых льгот является сложной многофакторной задачей, ее важность сложно переоценить, так как сбалансированная система налоговых льгот является надежным инструментом для системного и гибкого влия-

ния на социально-экономическое развитие регионов. Поэтому одной из главных задач государства в рамках реализации основных направлений налоговой политики является систематизация действующих налоговых льгот и преференций на предмет согласованности и администрирования, а с другой стороны выявление тех из них, которые не эффективны для государства в целом, так и для регионов.

Таким образом, инвентаризация налоговых льгот и преференций является необходимым условием и одновременно предварительным этапом при осуществлении оценки их эффективности.

Прежде чем приступить к инвентаризации налоговых льгот необходимо выявить базовые расхождения в определении «налоговой льготы» и «преференции». Законодательная формулировка, изложенная в ст. 56 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ), соотносится только с налоговой льготой. В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере ' При этом налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения и только в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могуг также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 17 НК РФ).

В связи с тем. что налоговая льгота является факультативным элементом. Министерство финансов Российской Федерации в своих письмах неоднократно указывало на то, что установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных НК РФ. пониженной ставки по налогам или равной нулю не может отождествляться с налоговой льготой. В соответствии с этой формулировкой в российском налоговом законодательстве вообще отсутствуют налоговые льготы, поскольку все налоговые освобождения связаны с обязательными элементам налога.4 Поэтому в последние годы в российской практике льготного налогообложения получила распространение дефиниция «преференция». Возникла необходимость идентифицировать данный термин. Многие

IIК РФ статья 56

4 Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, И.Л. Майбуров и др. под ред. И. Л. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: 101ШТИ-ДАНА, 2014.* 487 с.

исследователи при классификации налоговых стимулов разграничивают их и рассматривают либо как самостоятельный элемент налога (налоговая льгота) или как выгоду, связанную с базовой структурой налога (преференция). Такой подход поможет систематизировать полученную информацию по льготам и преференциям и выделить только те элементы налога в отношении которых возможна оценка их эффективности. Применительно к данной классификации целесообразно налоговые преимущества поделить на прямые и косвенные. Основание такого деления, как уже отмечалось ранее, состоит в определении экономической выгоды, получаемой налогоплательщиками в результате использования налоговых льгот. Экономическая выгода, получаемая налогоплательщиками. может быть исчисляемой и условной. Исчисляемая экономическая выгода будет получена только в случае, если у налогоплательщика появляется возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Условная экономическая выгода не зависит от размера суммы денежных средств, составляющих такую выгоду и от способа получения самой выгоды. Ее достаточно сложно определить. В результате предоставления таких льгот обязанность по уплате налога у налогоплательщика откладывается. Для понимания размера выгоды налогоплательщику необходимо будет оценить экономический эффект, полученный от использования средств, которые были бы им направлены на уплату налога. Такой эффект может быть, как положительным, гак и отрицательным.

В рамках методики оценки эффективности налоговых льгот разработанной Министерством экономического развития совместно с Министерством финансов России налоговые льготы предлагается поделить на две категории: элементы базовой структуры налога и преференции отдельным категориям налогоплательщиков. Перечень преференций должен определить Минфин России.

Министерством финансов России разработана несколько иная классификация преференций с делением их на прямые льготы. смешанные и структурные элементы налоговой системы (по типам). В первую группу включены налоговые льготы, которые от-

ражены отдельными статьями глав Налогового кодекса РФ, к смешанным отнесены только амортизационная премия в 30% и льгота для оборудования с повышенным износом и две нулевые ставки (на дивиденды от дочерних компаний и НДС от продажи недвижимости). В рамках гретьей группы предлагается рассматривать только два налоговых механизма: перенос убытка на налогооблагаемую прибыль и налоговое стимулирование НИОКР. Перечень предлагаемых налоговых инструментов относительно последней группы не совсем корректен так как они соотносятся только с налогом на прибыль организаций.

По нашему мнению, данная классификация противоречит основным требованиям установления налоговых льгот (преференций). Так, в частности, дискуссионным является вопрос об отнесении к налоговым льготам структурные элементы налоговой системы. Если исходить из определения налоговой системы - это совокупность налогов и сборов, взимаемые на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а так же совокупность норм и правил, определяющих полномочия и систему ответственности сторон, участвующие в налоговых правоотношениях, то из выше предложенной классификации следует что налоговые освобождения необходимо рассматривать в рамках не отдельно взятого налога, а всей совокупности, что на практике применения такой классификации возникнут определенные сложности при систематизации налоговых льгот и преференций. Тем не менее член экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, исполнительный директор Аналитического центра «Форум» А.Ф. Брагин считает, что подход, предлагаемый Министерством финансов в России лучше всего использовать при прогнозе бюджетных доходов и оценки эффективности госпрограмм.

С позиции классификации налоговых льгот интересен подход, предлагаемый ведущим ученым в области налогов В.Г. Пансковым. В одной из своих работ он предлагает рассматривать налоговую льготу как целевое имущественное право, предоставленное налогоплательщику, или целевое исключение

из налоговой базы и объекта обложения/ В рамках данного подхода налоговые льготы подразделяются на две группы:

1. Налоговые льготы, предоставляемые в отношении доходов налогоплательщика. К первой группе можно отнести уменьшение налоговых ставок, вычеты из налоговой базы, полное или частичное освобождение от налогообложения прибыли, дохода или другого объекта обложения.

2. Налоговые льготы, в отношении расходов налогоплательщиков.

Данный подход целесообразно применять на этапе подготовительной работы в форме экспертной оценки и ответить на вопрос: «Эффективна данная налоговая льгота или требуется отмена, или замена на наиболее эффективную.

Следует также отметить, что налоговые льготы являются одним из инструментов налоговой политики.

При проведении систематизации налоговых льгот и преференций целесообразно рассматривать эти дефиниции как инструменты налогового стимулирования.

Налоговая преференция - это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств различными способами, а под налоговой льготой подразумеваются преимущества в возможности неуплаты всей или части суммы налога, предоставляемые на небольшой отрезок времени и должна четко соблюдаться определенная последовательность действий.

Установленные законодательством налоговые льготы (преференции) анализируются по каждому виду налога по критериям, которые отражены в Таблице I.

На первом этапе выявляются общие характеристики налоговой льготы (преференции).

1. Анализируются нормы налогового законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, а также установлены полномочия законодательных (представительных) органов госу-

5 В.Г Пансков Налоговые льготы: теория и практика применения. Экономика, Налоги. Право. - 2016, № I

Таблица 1

Классификация налоговых льгот и преференций с целью проведения инвентаризации

Вид налога НДС, Налог на прибыль организаций, НДПИ, Акцизы, налог на имущество организаций и т.д.

Источник информации НК РФ, Законы субъектов РФ нормативно правовые акты муниципальных образований или специальные законы (например, по налоговому стимулированию, инновационной деятельности в регионах)

Наименование налоговой льготы (преференции) Например, применение нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (ст. 284.1 НК РФ)

Условия предоставления льготы Например, наличие лицензии на осуществление указанной деятельности, определенная в Законе доля доходов от этой деятельности, численность штатных сотрудников, которая не может быть менее 15 человек, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок и прочие.

Цель введения стимулирование развития образовательной и медицинской деятельности

Категория налогоплательщика Организации, индивидуальные предприниматели, физические лица

Вид экономической деятельности По ОКВЭД (определяется только для юридических лиц)

Дата начала и окончания действия налоговой льготы (преференции) Срок определен Срок не определен

Инструменты воздействия (по формам и методам налогообложения) уменьшение налогооблагаемой базы, снижение ставки налога на прибыль, повышение размера налогового вы чета и пр.

Финансовые показатели средств, недополученных бюджетом в результате действия налоговой льготы

Таблица 2

Вид налогов и сборов Уровень принятия решений о предоставлении льгот по налогам и сборам

Федеральные (в части налоговых льгот) Федеральный (НК РФ)

Федеральные (в части установления пониженных налоговых ставок, зачисляемых в региональные бюджеты) Федеральный, региональный (НК РФ. законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах)

Региональные Федеральный, региональный (НК РФ, зако- 1 ны субъектов Российской Федерации о налогах и сборах)

Местные Федеральный, местный (НК РФ. нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах 1

Местные (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) Федеральный, региональный (НК РФ, законы города Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах и сборах)

Таблица 3

Систематизация налоговых льгот по региональным и местным налогам но категории

Категория плательщиков Льготы (преференции), установленные на: Региональные нормы, позволяющие снижать налоговые обязательства

федеральном уровне региональном уровне

полное освобождение от налогообложения уменьшение налоговой базы полное освобождение от налогообложения уменьшение налоговой базы

дарственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по определению налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, а также установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения (Табл.2).

Как следует из таблицы 3, федеральным законодательством налоговые льготы могут предоставляться в отношении любых налогов и сборов независимо от их вида.

Для проведения инвентаризации региональных и местных налогов информацию по налоговым льготам необходимо систематизировать и анализировать как по налогоплательщикам. так и по уровням взимания.

Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению льгот по конкретным налогам установлены также в соответствующих главах 11К РФ.

Порядок представления информации представлен в Таблице 3.

В целях выявления всех действующих налоговых льгот и преференций необходимо провести инвентаризацию специальных налоговых режимов(УСР). Тем более, что основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, будут направлены, в частности, на стимулирование развития малого предпринимательства (речь идет о "налоговых каникулах" для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в виде налоговой ставки в размере 0 процентов).

2. Определяется категория льготопо-лучателей юридические лица или физические. Все налоговые льготы можно разделить на льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам, льготы, предоставляемые физическим лицам, либо тем и другим субъектам. И.А. Майбуров отмечает, что подобная клас-

сификация позволяет разграничить их всоот-ветствии с природой дохода: на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода, и на льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими гру-дового дохода. Такая классификация важна для оценки и сопоставления потерь бюджета от предоставления льгот, имеющих экономическую направленность, т.е. призванных стимулировать определенные формы и виды предпринимательской деятельности, и льгот, имеющих социальную направленность, т.е. призванных уменьшить социальный дискомфорт малообеспеченных категорий граждан.

2. Инструменты воздействия могут быть разные они отличаются как по формам, так и методам налогообложения.

В общем порядке к налоговым льготам (преференциям) относят:

I .освобождение от налогообложения отдельных категорий налогообложения;

2. освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика;

необлагаемый налогом минимум дохода;

3.операции, не подлежащие налогообложению;

4. понижение ставки налога (сбора);

5. уменьшение налоговой базы;

6. изменение срока уплаты налога (сбора);

7. суммы недополучения налога по льготам.

Второй этап направлен на выявление целей введения налоговых льгот осуществляется на основе правового анализа положений Налогового кодекса Российской Федерации или Законов о налогах субъектов РФ и нормативно- правовых актов муниципальных образований. Если цели не установлены, следует определить исходя из формулировки (характеристик льготы). Если такие цели установлены. то следует определить, к какой группе целей они относятся. Цели введения льгот в разработанной методики Минэко-

Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов. H.A. Майбуров и др. под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮИИТИ-ДАНА, 2014. 487 с.

номразвития России рекомендуется разбивать на следующие три группы:

a) технические - устранение/уменьшение встречных финансовых потоков, оптимизация бюджетных расходов;

b) социальные поддержка определенных групп населения;

c) стимулирующие - стимулирование развития определенных видов деятельности, проектов, территорий и т.п. (в том числе выравнивание условий хозяйствования, а также стимулирование определенных видов деятельности населения развитие личных подсобных хозяйств, донорство, получение образования и т.п.).

По результатам инвентаризации составляется реестр налоговых льгот. При предоставлении новых налоговых льгот (преференций) по налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.

В качестве примера приведем сводную таблицу по налогу на имущество организаций города Москвы за 2015 год в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных законодательством города Москвы, в разрезе целей их предоставления (Табл.4). Результаты, которые получены на базе проведенного анализа действующих льгот на территории города Москвы.

В основном налоговые льготы имеет компенсационный характер и направлены на исключение встречных финансовых потоков. Как правило это организации, которые финансируются из бюджета города Москвы автономным, бюджетным, казенным учреждениям города Москвы и внутригородских муниципальных образований в городе Москве, органам государственной власти города и органам местного самоуправления в городе Москве.

Однако в рамках данного направления встречаются льготы, которые связаны с финансовой поддержкой организации, например, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы, они способствуют оптимизации расходов и в тоже время имеют социальную

направленность. Льгота может использо- лидов, они тоже имеют социальную направ-ваться и как форма финансовой поддержки ленность. таких как общественные организации инва-

Таблица 4

Систематизация налоговых льгот по налогу на имущество организаций, установленных законодательством города Москвы, в разрезе целей их предоставления

№ n/ri Цели предоставления налоговых льгот Объем налого-вых льгот, тыс. руб. Доля в общем объеме налоговых льгот, %

1 Исключение встречных финансовых потоков (технические) 15 004 189 29,9

2 Сдерживание роста тарифов (технические) 23 887 756 47,6

3 Социальные льготы 1 821 979 3,6

4 Льготы организациям, осуществляющим приоритетные для города виды деятельности (стимулирующие) 9 510 850 18,9

ИТОГО: 50 224 774 100,0

С 2015 года возникла необходимость введение налоговых льгот, которые позволяют выравнивать условия налогообложения одинаковых по виду фактического использования объектов недвижимости, включенных и не включенных в перечень льготируемых объектов. В этом случае налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов исчисленной суммы налога в отношении зданий (строений, сооружений), если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования, проведенных с 1 января года, предшествующего налоговому периоду, за который заявлена налоговая льгота, по 30 июня года указанного налогового периода, установлено, что менее 20 процентов их общей площади

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

путствующей офисной инфраструктуры и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том. что льготы по налогу на имущество организаций предоставляются в основном в виде освобождений от уплаты или же в виде пониженной налоговой ставки. В исключительных случаях налоговую льготу можно получить в виде уменьшения кадастровой стоимости.

Таким образом, качественно проведенная инвентаризация и систематизация налоговых льгот позволит выявить потребность и необходимость оценки бюджетной, социальной, экономической и инвестиционной эффективности.

используется для размещения офисов и со-

Литература:

1. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, И.А. Майбуров и др. под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 487 с.

2. Оценка эффективности налоговых льгот: монография/ колл. авторов; под науч.ред. Л.И. Гончаренко. М.Р. Пинской. - Москва: РУСАЙНС, 2017.- 170 с.

3. В.Г Пансков Налоговые льготы: теория и практика применения. Экономика, Налоги. Право. -2016, № 1.

References:

1. Nalogovye I'goty. Teoriya i praktika primeneniya: monografiya dlya magistrantov, I.A. Majburov i dr. pod red. I. A. Majburova, YU. B. Ivanova. - M.: YUNITI-DANA, 2014. - 487 s.

2. Ocenka ehffektivnosti nalogovyh I'got: monografiya/ koll. avtorov; pod nauch.red. L.I. Goncharenko, M.R. Pinskoj. - Moskva: RUSAJNS, 2017,- 170 s.

3. V.G Panskov Nalogovye l'goty: teoriya i praktika primeneniya, EHkonomika, Nalogi. Pra-vo. -2016, № 1._

Прикладные экономические исследования №3 (19). Издательство «Научный консультант», 2017

Проблемы построения эффективной системы внутреннего контроля

аудиторской фирмы

Ерохииа Е.И.а); Карагод. B.C. Ь), Голубева Н.А.с)

'"Экономист, АО "Коммерсантъ», Рублевское шоссе,28 h> д.э.н.. профессор, Член диссертационного совета НИЗУ МИФИ: 115409, г. Москва. Каширское шоссе, с).31 С1 к.э.н., доцент Российский университет дружбы народов: 117198, ул. Миклухо-Маклая, д.6

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы и рекомендации по построению эффективной системы внутреннего контроля аудиторской фирмы. СВК АФ позволит минимизировать существующие риски профессиональной деятельности, а также избежать отрицательных результатов при прохождении внешнего контроля качества.

Ключевые слова: Аудит, аудиторская деятельность, внутренний контроль, качество аудита, контроль качества, рынок аудиторских услуг

Applied Economic Researches 3 (19), Published by Scientific Adviser, 2017

THE PROBLEMS OF THE BUILDING AN EFFECTIVE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL AN AUDIT FIRM

Erokhina E.I.a). Karagod. V.S. b), Golubeva N.A.c)

Economist. JSC Kommersant: Russia. Moscow. Rublyovskoye highway, 28 h> Doctor of Economics, Professor Member of the Dissertation Council of MEPhl; 115409. Russia. Moscow,

Kashirskoye highway. 31

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Peoples' Friendship University of Russia; /17198. Russia, _Moscow, Miklukho-Maklaya. 6_

Abstract: in this article examines the problems and recommendations lor building an effective system of the internal control an audit firm. The system of the internal control the audit firm will minimize the risks of professional activity existing, as well as avoid negative results when passing external quality control.

Keywords: Audit, auditing, internal control, quality of audit, quality control, audit market

Внутренний контроль важнейшая часть современной системы управления, позволяющая достичь целей, поставленных собственниками. Эффективность функционирования хозяйствующих субъектов зависит от правильно организованного контроля, так как он призван выявить существующие недостатки и нарушения, избегать их, а также способствовать их своевременному предупреждению.

13 2002 г. в США произошло 6 из 10 самых крупных банкротств за всю историю [6]. Вышедший закон Сарбейнса-Оксли [3] не только подтвердил факт в необходимости эффективной системы внутреннего контроля (далее - СВК), которая позволит избежать мошеннических действий, но и обосновал необходимость данных мер. Немаловажное значение для формирования СВК заняла

сформированная Комиссией Тридуэя [5] модель COSO [4], предназначенная для обеспечения «разумной уверенности» широкого спектра категорий по внутреннему контролю.

СВК аудиторской фирмы (далее -АФ), как любой компании представляет собой совокупность специфических мер и мероприятий по созданию адекватной среды контроля, с целью обеспечения сохранности активов, эффективности их использования и подготовки достоверной информации для ее пользователей, состоящая из среды контроля и средств контроля, в том числе и средств контроля, имеющихся в системе бухгалтерского учета (далее - СБУ).

Среда контроля — это объективно существующие и созданные субъективно условия контроля, обусловленные как незави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.