Научная статья на тему 'Инвентаризация налоговых льгот как инструмент повышения качества оценки их эффективности'

Инвентаризация налоговых льгот как инструмент повышения качества оценки их эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Ольга Николаевна

Статья посвящена исследованию инструментов, способствующих повышению оценки эффективности налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ. Вопросы оценки результативности инструментов налогового стимулирования являются актуальными на протяжении всего периода функционирования российской налоговой системы. Особую остроту они приобрели в период политической и экономической нестабильности, необходимости модернизации производств и стимулирования инвестиционно-инновационной активности в стране. Действующие инструменты налогового стимулирования в налоговой системе Российской Федерации отличаются большим разнообразием их форм и видов, однако их результативность оценивается не в полной мере и не должным образом. Для повышения качества оценки должна выступить инвентаризация налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ. Автором приведены примеры характеристик налоговых льгот для целей их инвентаризации, что, в свою очередь, позволит систематизировать все налоговые преимущества по их классификационным признакам, выделив сходства и отличия, а также выработать единые подходы к разработке критериев и расчетных показателей, оценивающих их эффективность. С целью создания «оптимальной системы налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ" принимаются решения по отбору эффективных налоговых льгот. Сделан вывод о необходимости повышения эффективности функционирования налоговых льгот. Предполагается, что в оценке эффективности налоговых льгот могут быть использованы дополнительные исследования: например, аудит эффективности, опросы, экспертные оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвентаризация налоговых льгот как инструмент повышения качества оценки их эффективности»

Инвентаризация налоговых льгот как инструмент повышения качества оценки их эффективности

Савина Ольга Николаевна

кандидат экономических наук

доцент, кафедра налогов и налогообложения, Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации

109001, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49 Savina Ol'ga Nikolaevna PhD in Economics

PhD in Economics, assistant professor of the Department of the Taxes and Taxation at Rnancial University

under the Government of the Russian Federation.

109001, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49 И osavina-v@rambler.ru

Статья из рубрики "Налоговое администрирование"

Аннотация. Статья посвящена исследованию инструментов, способствующих повышению оценки эффективности налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ. Вопросы оценки результативности инструментов налогового стимулирования являются актуальными на протяжении всего периода функционирования российской налоговой системы. Особую остроту они приобрели в период политической и экономической нестабильности, необходимости модернизации производств и стимулирования инвестиционно-инновационной активности в стране. Действующие инструменты налогового стимулирования в налоговой системе Российской Федерации отличаются большим разнообразием их форм и видов, однако их результативность оценивается не в полной мере и не должным образом. Для повышения качества оценки должна выступить инвентаризация налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ. Автором приведены примеры характеристик налоговых льгот для целей их инвентаризации, что, в свою очередь, позволит систематизировать все налоговые преимущества по их классификационным признакам, выделив сходства и отличия, а также выработать единые подходы к разработке критериев и расчетных показателей, оценивающих их эффективность. С целью создания «оптимальной системы налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ" принимаются решения по отбору эффективных налоговых льгот. Сделан вывод о необходимости повышения эффективности функционирования налоговых льгот. Предполагается, что в оценке эффективности налоговых льгот могут быть использованы дополнительные исследования: например, аудит эффективности, опросы, экспертные оценки.

Ключевые слова: налоговые льготы, оценка эффективности, методика оценки эффективности, критерии эффективности, инвентаризация, систематизация, налоговые преференции, налоговые преимущества, налоговые инструменты, принципы льготного налогообложения

DOI: 10.7256/1812-8688.2017.1.20188 Дата направления в редакцию: 27-10-2016 Дата публикации: 09-02-2017

Abstract. This article is devoted to the tools used to improve evaluation of tax credits and other tax benefits efficiency. Evaluation of the impact of tax incentive tools has been a relevant issue throughout the entire period of operation of the Russian tax system. These issues have become especially burning in the period of political and economic instability when the need for modernization of production and for encouragement of investment and innovation activity in the country has appeared. The tax incentives tools that are used by the tax system of the Russian Federation nowadays have a big variety of forms and types but their impact is not fully or duly assessed. To improve the quality of assessment, it is necessary to conduct inventory of tax incentives and other tax advantages. The author provides examples of characteristics of tax benefits for the purposes of their inventory which in turn allows to classify all tax advantanges and benefits based on their classification features, similarities and differences, and to establish common approaches to developing criteria and estimate indicators for efficiency evaluation. To establish the best system of tax incentives and other tax advantages it is necessary to select the most efficient tax benefits. As a conclusion of his research, the author emphasizes the need to improve efficiency of tax benefits. She assumes that it is possible to use additional research methods such as efficiency audit, surveys and expert evaluations to assess efficiency of tax benefits.

Keywords: principles of preferential taxation, tax benefits, tax tools, tax preferences, classification, inventory, performance, efficiency assessment methods, efficiency assessment, tax incentives

Привлекательность налоговых льгот в налогообложении для российской экономики заключается, прежде всего, в том, что органы государственной власти и местного самоуправления отказываются от части средств, которые должны поступать в государственные и местные бюджеты в виде налогов. Эти средства остаются в распоряжении налогоплательщиков: для проведения НИОКР, внедрения инноваций, расширения или модернизации производств, выравнивания доходов, оказания социальной помощи и т.д., - тем самым создается эффект их косвенной финансовой поддержки-Ш.

Вместе с тем, предоставление налоговых льгот связано с большим объемом выпадающих бюджетных доходов (табл. 1). К примеру, бюджет Архангельской области ежегодно теряет 1263 млн. рублей за счет федеральных льгот по региональным налогам, 13% из которых - это льготы по налогу на прибыль организаций. В условиях социально-экономического развития Архангельской области такие потери эквивалентны потерям трех годовых бюджетов одного среднего муниципального образования области. Подобная ситуация является аналогичной для многих регионов. В таких условиях проведение комплексной инвентаризации действующих льгот и поиск оптимального решения в части наполнения бюджета субъекта выпадающими доходами являются крайне необходимыми мерами.

Таблица 1. Суммы, недопоступившие в бюджетную систему Российской Федерации в 2011-2015гг. по видам налогов, млрд. руб.

Налог 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Налог на прибыль организаций 498,5 615,0 690,0 759,5 834,2

Налог на добавленную

стоимость 331,3 414,4 435,5 457,7 480,0

Налог на добычу полезных ископаемых 262,9 323,9 379,0 444,7 462,5

Налог на имущество организаций 324,6 365,6 347,1 385,5 421,3

Налог на имущество физических лиц 15,7 18,2 21,4 24,3 25,1

Транспортный налог (юридические лица) 1,5 1,4 1,4 1,6 1,7

Транспортный налог (физические лица) 5,4 6,3 6,8 7,6 8,0

Земельный налог (юридические лица) 50,0 68,6 47,2 53,7 57,4

Земельный налог (физические лица) 1,6 1,9 2,1 3,1 3,7

ИТОГО 1 491,5 1 815,4 1930,5 2137,7 2293,9

% к ВВП 2,7 2,9 2,9 3,2 3,4

Составлено автором на основе данных по формам статистической налоговой отчетности (№1-НДС, №5-П, №5-НДПИ и др.)

Из таблицы видно, что наиболее существенные суммы льгот приходятся, в основном, на такие крупные налоги, как налог на прибыль организаций, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций. По возрастанию в бюджетной системе государства сумм, связанных с предоставлением налоговых льгот можно предположить избыточность существующих налоговых льгот в настоящее время. Пробы систематизировать, уменьшить количество их видов пока не имели результативности, поскольку эффективность налоговых льгот в большинстве своем не отслеживается или отслеживается не должным образом.

Имеющийся опыт российских регионов по разработке и введению методик оценки эффективности налоговых льгот весьма многообразен и, судя по их разрозненности, бессистемности и хаотичности, выполняет лишь формальное требование к регионам по его реализации. Зачастую оценки основываются на динамике экономических показателей, изменения которых оцениваются по системе: улучшился показатель или не улучшился, превращая оценку в подсчет баллов, равных числу улучшившихся показателей. К тому же большинство из регионов фактически рассчитывают эффект, а не

эффективность-^.

В последние годы, как никогда, акцентируется внимание на совершенствовании действующих методик оценки эффективности налоговых льгот. Такая задача ставится перед уполномоченными органами в ежегодных Бюджетных посланиях Президента России, а также в «Основных направлениях налоговой политики» (табл. 2).

Таблица 2. Основные (приоритетные) направления налоговой политики в период с 2009 по 2017 гг.

Годы

2009- 2010- 2011- 2012- 2013- 2014- 2015-

2011 2012 2013 2014 2015 2015 2017

Приоритетные направления налоговой политики

Эффективность на поговой I I I I I \

системы + + + + + + +

Сбалансированность бюджета + + + + + +

Стабилизация налоговой нагрузки + + +

Стабильность налоговой системы + + +

Деоффшоризация экономики +

Цели

Улучшение качества налогового администрирования +

Эффективность основных налогов +

Сглаживание последствий кризиса + +

Создание условий для обеспечения экономического роста + +

Налоговые льготы для инновационной деятельности и модернизации экономики + + +

Стимулирование инвестиционной активности + + +

Развитие человеческого капитала +

Поддержка субъектов предпринимательства + +

Бюджетная стабильность +

Налоговая конкуренция +

Основные направления

Налоговое администрирование + + + + + +

Инновационная деятельность + +

Человеческий капитал + + +

Мониторинг эффективности налоговых инструментов +

Инвестиции + +

Сокращение или исключение неэффективных налоговых льгот +

Деоффшоризация экономики + +

Развитие приоритетных направлений экономики +

Функционирование субъектов малого предпринимательства +

Деятельность иностранные организации +

Региональные/местные налоги +

П оиск новых методов налогового стимулирования экономики +

Введение временных налоговых льгот +

Так, в "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 - 2013 гг.». был сделан акцент на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот ^^ Именно в этот период на всех уровнях власти начинают разрабатываться методики оценки эффективности налоговых льгот, содержащие критерии бюджетной, социальной и экономической эффективности и

порядок их расчета Принятие решений по вопросам сохранения действующих льгот было признано осуществлять по их соответствию таким критериям. Также Федеральной налоговой службой Российской Федерации в формы налоговых деклараций были внесены дополнительные показатели, позволяющие рассчитывать выпадающие доходы

по каждому виду предоставляемых налоговых льгот[3,5]. Необходимость такого нововведения была продиктована повышением качества контроля за налогоплательщиками - пользователями льгот. Однако это значительно усложнило процесс заполнения листов налоговых деклараций, отражающих суммы каждой из льгот и сделало его трудоемким. К примеру, в Налоговом кодексе РФ насчитывается более двух сотен льгот и прочих инструментов, снижающих налоговое бремя налогоплательщиков.

Сложности администрирования налоговых льгот, выявили проблемы обеспечения их адресности, а также злоупотребления ими и уклонения от уплаты налогов за счет несовершенных механизмов предоставления и оценки их эффективности.

Годом позже, в «Основных направлениях налоговый политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 гг.» было отмечено важное направление работы по осуществлению анализа эффективности предоставляемых и вновь

введенных налоговых льгот [3,6]. К этому времени методики оценки эффективности налоговых льгот были разработаны и приняты к действию нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований во всех регионах России. Поскольку использование льгот является законным способом уменьшения налоговых обязательств налогоплательщиков и ведет к бюджетным потерям, оценка их эффективности была объявлена необходимой составляющей в принятии решений об их пролонгации или о целесообразности введения новых. В этот период государством была поставлена задача - проанализировать действующие методики оценки эффективности налоговых льгот с целью выявления недостатков и дальнейшего их совершенствования.

В «Основных направлениях налоговый политики Российской Федерации на 2015 год и на

плановый период 2016-2017 гг.» большое внимание уделялось рискам государства, возникающим в связи с предоставлением налоговых льгот. Усилия органов власти всех уровней были направлены на решение вопросов по созданию механизмов, позволяющих оптимизировать налоговые риски государства и разработке мер, компенсирующих бюджетные потери.

Наконец, в «Основных направлениях налоговый политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг.» большое внимание уделено вопросам инвентаризации налоговых льгот и разработке унифицированной методики оценки их эффективности с целью последующей оптимизации. Важно отметить, что в контексте этого документа налоговые льготы трактуются расширительно, а именно: как «инструменты налогового стимулирования приоритетных для государства направлений

(отраслей)» Таким образом, к инструментам налогового стимулирования следует относить как собственно льготы, так и прочие инструменты или механизмы снижения налогового бремени налогоплательщиков.

Проанализируем наличие и достаточность нормативно-правовой базы и иной информации по данному вопросу.

Первое упоминание категории «налоговая льгота» встречается в Законе РФ «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации» ^^ Несмотря на отсутствие в Законе дефиниции «налоговая льгота», в нем содержится открытый перечень видов налоговых льгот, а именно:

— необлагаемый минимум объекта налога;

— изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

— освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

— пониж е ние на логов ых ста в ок;

— вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

— целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

— прочие налоговые льготы.

Налоговый кодекс РФ признал налоговую льготу в качестве самостоятельного элемента налогообложения и впервые в ст. 56 закрепил законодательное определение налоговой льготы: это преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.

Из данного определения следует, что налоговая льгота обладает следующими признаками:

1) устанавливается законодательно;

2) применяется в течение определенного времени;

3) является правом налогоплательщика;

4) предусматривает снижение налогового бремени для налогоплательщиков;

5) не носит индивидуальный характер, хотя предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков-^7!.

Данный перечень можно дополнить:

6) носит целевой характер, то есть вводятся с целью государственного регулирования отдельных отраслей (сфер, видов деятельности) экономики, решения социальных вопросов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) считается эффективной, если выполняет фискальную, регулирующую, стимулирующую, социальную функции.

Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не содержит таких определений, как налоговые изъятия, скидки и вычеты, а ограничивается лишь перечислением объектов, операций и доходов, не подлежащих налогообложению, или категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты налогов.

Так, анализируя налоговые льготы и механизм их функционирования, через их влияние на экономику государства, можно столкнуться с близким по значению понятием -

налоговая преференция

В отличие от налоговых льгот, носящих необязательный характер их применения, налоговая преференция - это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящих обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика. Следует подчеркнуть, что приостановить или не применять узаконенные преференции, в отличие от налоговых льгот, налогоплательщик не вправе. За неприменение и неправильное применение преференций могут быть предусмотрены

штрафы, а вот неприменение льгот не штрафуется К тому же при отказе от применения льготы налогоплательщик не обязан информировать налоговый орган.

Вместе с тем, нельзя не согласиться, что слова «льгота, преференция, послабление» по сути своей являются синонимами. Все они обозначают некие преимущества, которые получают отдельные группы налогоплательщиков при соблюдении ими определенных условий. При этом законодательством предусмотрены и другие механизмы снижения налогового бремени, отличающиеся по своей сути от налоговых льгот и преференций

[9,10,11!. Отсутствие детализации понятийного аппарата в Налоговом кодексе РФ, не дает возможности объективно вести учет выпадающих объемов бюджетов, а также оценивать результат введения и применения иных инструментов, снижающих налоговое бремя налогоплательщиков.

Взять, к примеру, ставку 0% по НДС, применение которой фактически освобождает налогоплательщика от уплаты НДС при наличии у него объекта налогообложения. Данное положение вызывает дискуссию на предмет, является ли это льготой? По нашему мнению, данный инструмент не является налоговой льготой. В то же время, мы не можем отнести его и к преференции.

В данном случае целесообразно говорить о механизме избежания двойного налогообложения реализации товаров (работ, услуг) в режиме экспорта.

Похожая ситуация с налоговыми вычетами. Действующий Налоговый кодекс РФ не

содержит определения «налогового вычета», налогов, как: НДФЛ, НДС, акцизы и налог внимание, что единый термин «налоговый инструментов.

однако использует этот термин для таких на имущество физических лиц. Обращаем вычет» использован для разнородных

Так, налоговые вычеты по косвенным налогам не соответствуют ряду признаков налоговых льгот. Они предусмотрены для всех без исключения лиц, являющихся плательщиками конкретных косвенных налогов, а в результате - не обеспечивают преимущества налогоплательщикам, поскольку все налогоплательщики вправе применять налоговые вычеты. Кроме того, налоговые вычеты по косвенным налогам, в отличие от налоговых льгот, не являются факультативным элементом налогообложения. По нашему мнению, это механизм, позволяющий реализовать переложение налога на его конечного плательщика.

В то же время налоговые вычеты по НДФЛ и налогу на имущество физических лиц правомерно отнести к налоговым льготам в соответствии с присущими им признаками.

Исследуя вопросы результативности налоговых льгот и прочих преимуществ в действующей практике налогообложения, нами был сделан вывод, что методики оценки их эффективности принятые и действующие во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях, ограничиваются лишь оценкой такого инструмента, как налоговые льготы. Вне поля зрения остаются прочие сходные механизмы, влияющие на налоговое бремя налогоплательщиков.

Учитывая то, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становиться приведение в соответствие их формы и содержания. В этом смысле, необходимость проведения инвентаризации, позволит систематизировать все налоговые преимущества по классификационным признакам (табл. 3), выделив сходства и отличия и, таким образом, выработать некий общий подход к разработке критериев и расчетных показателей, оценивающих их эффективность, что, в конечном итоге, должно способствовать рациональному налогообложению со стороны государства, эффективному стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов и созданию условий поддержки проживания граждан.

Таблица 3. Классификация действующих налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ для целей их инвентаризации

Критерии Формы Характеристика

классификации

1. По сфере Экономические на пра в ле ны на ул уч ше ние

применения: экономических показателей

(стимулирующие) деятельности (прибыли,

чистого дохода, создания

дополнительных рабочих

мест, увеличения объемов

производства продукции и

пр.);

к ним относятся отраслевые

преференции, направленные

на развитие и поддержку

определенных

Социальные

хозяйственных отраслей:

сельскохозяйственной,

образовательной,

здравоохранения,

полиграфической,

промышленной,

космической, авиационной,

горно-металлургической,

деревообраба-тывающей и

др.

для населения: направлены на социальную защиту некоторых категорий

населения (инвалиды,

пенсионеры, дети и т.п.).

для организаций:

направлены на сохранение объёмов производства,

продажи, сдерживания

ро ста це н на ос о б о социально значимые товары и услуги, а также социальную поддержку

своих сотрудников.

2. По

использования (инвестиционной направленности)

цели

инвестиционные

предназначаются для

определенных категорий налогоплательщиков для их социальной и/или

экономической поддержки в конкретно определенных условиях

функционирования.

для населения:

стимулирование сбережений населения

Инновационные

к таким льготам относятся: снижение

себестоимости

определенных

классов

повышение

работников

обновление

фондов и

стимулирование

федеральных

региональных

программ и др.)

видов или продукции; квалификации организаций;

основных амортизация,

целевых

и

3. По характеру возмездности

возмездные

безвозмездные

возвращаемые

невозвращаемые

4. В зависимости от формы налоговой выгоды, получаемой на ло г о пла те льщика ми:

прямые

(исчисляемые)

исчисляемой выгодой

является сумма денежных средств, которую

на ло г о пла те л ьщик не

уплатил в результате использования налоговой льготы, либо сумма, которая была ему возвращена.

косвенные (условные)

преимущества, получаемые определенными категориями на ло г о пла те л ьщико в в

результате изменения

порядка исполнения

обязанности по уплате налога, выгода от

получения которых не может быть исчислена в момент пре до ста в ле ния на ло г о в о й льготы, а мо ж е т и отсутствовать вообще.

5. По уровню власти, устанавливающей на ло г о в ые льготы:

федеральные

региональные

Местные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субъекты и муниципальные образования могут

пре до ста в ля ть не в с е из существующих видов

налоговых льгот. Исходя из статей 356,372,387 НК РФ, они могут предусматривать на ло г о в ые льг о ты, то лько в отношении тех элементов на ло г о о бло ж е ния , кото рые вправе устанавливать, а именно в отношении ставок, порядка и сроков уплаты на ло г о в . С ле до в а те льно, субъекты РФ и

муниципальные образования в пра в е ус та на в лив а ть

на ло г о в ые льг о ты то лько в виде пониженных или нулевых налоговых ставок и необлагаемой налогом

суммы для отдельных категорий

на ло г о пла те л ьщико в по

земельному налогу. Они также предоставляет такие ме ха низ мы, ка к о тс роч ка

иди рассрочка по уплате на ло г а или инв е с тицио нный на ло г о в ый кр е д ит. Согласно п. 3 ст. 56 НК РФ региональные налоговые льготы устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах. Полномочия субъекта РФ согласно нормам НК РФ, распространяются на региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог) и на федеральный налог (налог на прибыль организаций, в части установления на ло г о в ых с та в ок на ло г а , подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ).

6. В зависимости от срока, на который предоставляется льгота срочные действуют в пределах определенного законом срока

бессрочные не имеют срока применения

7. В зависимости от предельного размера лимитированные Предоставляются в пределах, определенных законодательством

нелимитированные Предельный размер не установлен

8. По форме пре до с та в ле ния льготы Освобождение от уплаты, налоговые вычеты, налоговые скидки, налоговые кредиты, рассрочки, о тс ро ч ки Законы многих субъектов РФ освобождают от уплаты некоторых региональных налогов и сборов пенсионеров, инвалидов, другие категории на ло г о пла те л ьщико в . Освобождение от уплаты налога может носить бессрочный характер или же пре до ста в ля тьс я на определенный срок (т.н. «налоговые каникулы»). Освобождение отдельных объектов от налогообложения. Н апример, ст. 217 Н К Р Ф предусматривает более

тридцати видов доходов, не подлежащих

налогообложению налогом на доходы физических лиц, включая государственные пособия, пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, алименты, гранты и др.).

Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм из

налоговой базы. В

не кото рых с луч а я х

налоговые вычеты

про из в о д я тс я

непосредственно из

исчисленной суммы налога, подлежащей к уплате.

Налоговый кредит

пре дста в ля е т с о б о й та ко е изменение срока уплаты на ло г а , пр и ко тором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего К о де кс а , пре до с та в ля е тс я возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных

-- процентов.-

Следует отметить, что отнести те или иные инструменты к определенной их группе в чистом виде не представляется возможным: в зависимости от инвестиционной направленности, льготы могут быть одновременно социальными и экономическими, прямыми или условными и т.д.

Предложенная группировка налоговых льгот и прочих налоговых преимуществ для целей их инвентаризации позволяет сформулировать критерии их результативности и дифференцировать расчетные показатели в соответствии с их целевыми ориентирами. К примеру, показателями экономических (стимулирующих) льгот могут выступать: инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, оборот организации данного вида экономической деятельности, объем производства, размеры среднемесячной заработной платы в организации и др.

Если целью выступает развитие определенных территорий, то используются такие показатели, как: объем ВРП, инвестиции в основной капитал, обороты организации, уровень занятости, улучшение условий труда и др.

Деление льгот на срочные и бессрочные необходимо, чтобы к периоду окончания срока его действия льгота была привязана к процедуре ее оценки. Такая оценка должна подтвердить, что цели, преследуемые при введении льготы достигнуты и пролонгировать ее нет необходимости: в случае, если цель не достигнута, то принимается решение о ее продлении или отмене.

Инвентаризацию налоговых льгот и прочих преимуществ целесообразно начинать с их характеристики. Приведем примеры характеристик некоторых видов налоговых льгот (табл. 4.1-4.2).

Таблица 4.1. Идентификация (характеристика) налогового вычета по НДФЛ для целей инвентаризации

Шаг/1 Вид налога Налог на доходы физических лиц

2 Содержание Налоговый вычет при покупке жилья предоставляет налогоплательщикам право получить налоговые вычеты в размере расходов на покупку жилья либо

3 Нормативная правовая база Ст. 220 НК РФ

4 Механизм воздействия Возврат части налога

5 Сфера применения Социальная

6 Условия предоставления Через налоговую инспекцию, либо через налогового агента (по месту работы) путем предоставления пакета документов, необходимых для получения налогового вычета

7 Сроки предоставления В течение жизни до полного использования предельного размера

8 Предельный размер 2 млн. руб.

9 Возможность отказа Предусмотрен, в случае, если налогоплательщик не претендует на вычет

10 Уровень власти, устанавливающий льготу Федеральный

11 Субъект предоставления (вид деятельности) Для физических лиц, собственников жилья

12 Цель введения (инвестиционно- инновационная направленность) на прав л е нно с ти Стимулирование развития жилищного строительства и градостроения. Снижение налогового бремени населения, косвенно участвующих в реализации социальных целевых про г ра мм г о с уда рс тв а (обе с пе ч е ние жильем и пр.)

13 Форма налоговой выгоды (сумма льготы) для налогоплательщика 13% от 2 000 000 руб., но не более, суммы, затраченной на приобретение недвижимого жилого имущества, включая расходы на его ремонт, достройку, новое строительство

14 Оценка риска для государства

14 Оценка риска для государства С ум м ы н д фл, недополученные

бюджетом в результате получения

льготы

Таблица 4.2. Идентификация (характеристика) налоговой льготы по налогу на имущество организаций для целей инвентаризации

Шаг/1 Вид налога Налог на имущество организаций

2 Содержание Освобождение от уплаты части налога организаций, использующих имущество в целях осуществления инвестиционных проектов

3 Нормативная правовая база Гл. 30 НК РФ; Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. N 109-З "О налоге на имущество организаций"; Закон Нижегородской области "О внесении изменений в статью 2 Закона Н ижегородской области "О налоге на имущество организаций"(проект № 1935-4)

4 Инструмент (механизм) в оз де йс тв ия Снижение ставки налога: 0,55%, 1,1%, 1,65%.

5 Сфера применения Экономическая (стимулирующая)

6 Условия предоставления Организации, которые осуществляют модернизацию, реконструкцию оборудования, применяющегося в инвестиционных проектах

7 Сроки предоставления В течение срока действия инвестиционного соглашения и не более пяти лет со дня, определенного инвестиционным соглашением, но не ранее вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении соглашения

8 Предельный размер В зависимости от удельного веса стоимости модернизации, реконструкции объекта в его остаточной стоимости на начало квартала, следующего за отчетным периодом, в котором проведена модернизация, реконструкция;

9 Возможность отказа Возможен

10 Уровень власти, устанавливающий льготу Региональный (Нижегородская область)

11 Субъект предоставления (вид деятельности) Организации, осуществляющие инвестиционную деятельность, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской области

12 Цель введения (инвестиционно- Стимулирование развития приоритетных направлений на

инновационная направленность) территории Нижегородской области

13 Форма налоговой выгоды (сумма льготы) для налогоплательщика Сумма льготы

14 Оценка риска для государства Суммы налога, недополученные бюджетом

Критериями эффективности могут выступать:

- техника (механизм) предоставления: предполагает устранение (либо уменьшение) встречных финансовых потоков (оптимизацию бюджетных расходов) путем замены налоговых льгот на налоговые субсидии;

- целесообразность: налоговой льготой не могут воспользоваться налогоплательщики, основной целью которых является минимизация налоговых обязательств;

- широта охвата налоговой льготы (критерий востребованности);

- достижение цели предоставления: наблюдается (прогнозируется) достижение конкретных результатов и качественных изменений в социально-экономическом развитии территории (улучшение финансовых показателей деятельности, а также положения социально незащищенных категорий граждан, улучшение состояния окружающей среды, развитие культуры, спорта, образования и др.);

- прозрачность предоставления: исполнительным органам власти известны либо отдельные получатели льгот, либо сумма выпадающих доходов бюджетов;

- бюджетная эффективность: оценивается путем соотношения объема прироста поступлений налогов в консолидированный бюджет;

- экономическая эффективность: экономические последствия, выразившиеся в изменении показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщиков: процент оборачиваемости активов (скорость оборачиваемости средств, высвобожденных в результате льгот). В данном случае важен временной критерий (не налоговый период, а календарный год, что была сопоставимость...);

- инвестиционная/инновационная эффективность: коэффициент оценивается путем соотношения объема инвестиций в основной капитал за период, подлежащий оценке (как правило, 5 лет), к объему полученной налогоплательщиком льготы за этот период.

Алгоритм инвентаризации налоговых льгот и прочих преимуществ может быть представлен следующими этапами:

1) группирование и систематизация налоговых льгот и преимуществ;

2) характеристика налоговой льготы;

3) определение цели введения налоговой льготы;

4) разработка (применение) критериев эффективности, исходя из целевой направленности налоговой льготы (развитие территории, сокращение поляризации денежных доходов населения, производство стимулирование производства инновационной продукции, инвестиционная деятельность и др.).

Библиография

1. Гончаренко Л.И., Пинская М.Р., Вишневская Г.Н., Малкова Ю.В., Мельникова, Савина Е.О. Налоговые и таможенные инструменты регулирования инновационной деятельности // Коллективная монография. М.: ИТК Дашков и К, 2014. 194 с.

2. Савина О.Н. Анализ действующих методик оценки эффективности налоговых льгот и проблемы их реализации // Научные известия. 2016. № 3. С. 29-39.

3. Савина О.Н., Малкова Ю.В. Мониторинг эффективности системы налоговых инструментов стимулирования развития инновационной экономики в условиях действующего законодательства и направления его совершенствования // Налоги и налогообложение. 2012. № 4. С. 24-34.

4. Савина О.Н., Жажин М.А. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций: актуальные вопросы оптимизации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 31(217). С. 37-46.

5. Савина О.Н., Жажин М.А. Проблемы проведения оценки эффективности инструментов налогового стимулирования: анализ современной практики // Налоги и налогообложение. 2015. № 8. C. 580-591. DOI: 10.7256/1812-8688.2015.8.16168

6. Баландина А.С. Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 4. С. 105-110.

7. Тютюрюков Н.Н., Тернопольская Г.Б., Тютюрюков В.Н. Налоговые льготы и преференции: цель - одна, а механизм - разный // Налоговая политика и практика. 2009. № 10. С. 18-23.

8. Пьянова М.В., Лавник Р.В. К вопросу об эффективности налоговых льгот социального характера // Евразийский союз ученых. 2015. № 10. С. 146.

9. Киреева Е.Ф. Финансирование инновационной деятельности и применение налоговых льгот: современное состояние в Республике Беларусь // Вопросы современной экономики. 2014. № 1. С. 29-40.

10. Пансков В.Г. Налоговые льготы: целесообразность и эффективность // Финансы. 2012. № 10. С. 34-36.

11. Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Актуальные вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 5. С. 117-126.

References (transliterated)

1. Goncharenko L.I., Pinskaya M.R., Vishnevskaya G.N., Malkova Yu.V., Mel'nikova, Savina E.O. Nalogovye i tamozhennye instrumenty regulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti // Kollektivnaya monografiya. M.: ITK Dashkov i K, 2014. 194 s.

2. Savina O.N. Analiz deistvuyushchikh metodik otsenki effektivnosti nalogovykh l'got i problemy ikh realizatsii // Nauchnye izvestiya. 2016. № 3. S. 29-39.

3. Savina O.N., Malkova Yu.V. Monitoring effektivnosti sistemy nalogovykh instrumentov stimulirovaniya razvitiya innovatsionnoi ekonomiki v usloviyakh deistvuyushchego zakonodatel'stva i napravleniya ego sovershenstvovaniya // Nalogi i nalogooblozhenie. 2012. № 4. S. 24-34.

4. Savina O.N., Zhazhin M.A. Nalogovye l'goty po nalogu na pribyl' organizatsii: aktual'nye voprosy optimizatsii // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2014. № 31(217). S. 37-46.

5. Savina O.N., Zhazhin M.A. Problemy provedeniya otsenki effektivnosti instrumentov

nalogovogo stimulirovaniya: analiz sovremennoi praktiki // Nalogi i nalogooblozhenie. 2О15. № S. C. 58О-591. DOI: 1О.725б/1812-8б88.2О15.8.1б1б8

6. Balandina A.S. Analiz teoreticheskikh aspektov nalogovykh l'got i nalogovykh preferentsii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2О11. № 4. S. 1О5-11О.

7. Tyutyuryukov N.N., Ternopol'skaya G.B., Tyutyuryukov V.N. Nalogovye l'goty i preferentsii: tsel' - odna, a mekhanizm - raznyi // Nalogovaya politika i praktika. 2ОО9. № 1О. S. 1S-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. P'yanova M.V., Lavnik R.V. K voprosu ob effektivnosti nalogovykh l'got sotsial'nogo kharaktera // Evraziiskii soyuz uchenykh. 2О15. № 1О. S. 14б.

9. Kireeva E.F. Finansirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti i primenenie nalogovykh l'got: sovremennoe sostoyanie v Respublike Belarus' // Voprosy sovremennoi ekonomiki. 2О14. № 1. S. 29-4О.

10. Panskov V.G. Nalogovye l'goty: tselesoobraznost' i effektivnost' // Finansy. 2О12. № 1О. S. 34-3б.

11. Goncharenko L.I., Savina O.N. Aktual'nye voprosy formirovaniya investitsionnoi privlekatel'nosti regiona na sovremennom etape razvitiya rossiiskoi ekonomiki // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2О14. № 5. S. 117-12б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.