Научная статья на тему 'Налогово-бюджетная политика и экономический рост'

Налогово-бюджетная политика и экономический рост Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налогово-бюджетная политика / валовый региональный продукт / инвестиции в основной капитал / среднедушевые денежные доходы населения / доля оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности / налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ / региональные и местные налоги / безвозмездные поступления / оборот малых предприятий / fiscal policy / gross regional product / investment in fixed capital / average per capita monetary income of the population / share of wages and income from entrepreneurial activity / tax revenues of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation / regional and local taxes / gratuitous receipts / turnover of small enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николай Зотикович Зотиков

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально-экономическое развитие страны невозможно без проведения эффективной бюджетно – налоговой политики как составной части социально-экономической политики государства, направленной на обеспечение сбалансированного роста территорий. Вопрос сбалансированного развития территорий становится особенно актуальным в нынешних санкционных экономических условиях. Цель исследования – изучение влияния действующей налогово-бюджетной политики на социально – экономическое развитие регионов. В исследовании использовались методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, сравнение, табличный и др. Предмет исследования – социально-экономические показатели развития регионов как результат проведения налогово-бюджетной политики. В ходе исследования установлено, что проводимая налогово-бюджетная политика не обеспечивает успешное развитие территорий: сохраняется и усиливается неравномерность их социально – экономического положения. Это проявляется в таких показателях, как валовый региональный продукт, среднедушевые денежные доходы, инвестиции в основной капитал. В то же время из-за высокой централизации экономики, ограничивающей самостоятельность субъектов Федерации в формировании необходимых для поступательного развития ресурсов, регионы не в состоянии проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику, эффективность ее проведения ограничена предоставленными им полномочиями в бюджетной сфере в условиях ограниченности доходных источников. Муниципалитеты вообще не участвуют в проведении налогово-бюджетной политики, в их бюджетах нет налогов, стимулирующих рост производства. В этих условиях в региональных и местных бюджетах значительное место занимают межбюджетные трансферты, которые лишь покрывают дефицит бюджетов, но не стимулируют рост производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fiscal policy and economic growth

The relevance of the research topic is due to the fact that socio-economic development of the country is impossible without an effective budgetary and tax policy as an integral part of the socio-economic policy of state aimed at ensuring a balanced growth of territories. The issue of balanced development of territories is becoming especially relevant in the current sanctions economic conditions. The purpose of the article is to study the impact of current tax and budget policy on the socio-economic development of the regions. The following methods were used in the study: analysis and synthesis, generalization, grouping, comparison, tabulation, etc. The subject of the study is the socio-economic indicators of the development of regions as a result of tax and budgetary policy. In the course of the study, it was found that the ongoing tax and budgetary policy does not ensure the successful development of territories: the unevenness of their socio-economic situation persists and intensifies. This is manifested in such indicators as the gross regional product, per capita cash income, investment in fixed assets. At the same time, due to the high centralization of the economy, which limits the autonomy of the subjects of the Federation in the formation of the resources necessary for progressive development, the regions are not able to pursue an independent tax and budgetary policy, the effectiveness of its implementation is limited by the powers granted to them in the public sector in conditions of limited revenue sources. Municipalities do not participate at all in the conduct of tax-budgetary policy; there are no taxes in their budgets that stimulate production growth. Under these conditions, a significant place in the regional and local budgets is occupied by interbudgetary transfers, which only cover the budget deficit, but do not stimulate production growth.

Текст научной работы на тему «Налогово-бюджетная политика и экономический рост»

DOI: 10.18287/2542-0461-2023-14-3-71-79 ЮУ

НА УЧНАЯ СТА ТЬЯ

УДК 336.143+336.22:332.021+338.121

Дата поступления: 05.06.2023 рецензирования: 09.07.2023 принятия: 25.08.2023

Налогово-бюджетная политика и экономический рост

Н.З. Зотиков

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

г. Чебоксары, Российская Федерация Е-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5631-9123

Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально-экономическое развитие страны невозможно без проведения эффективной бюджетно - налоговой политики как составной части социально-экономической политики государства, направленной на обеспечение сбалансированного роста территорий. Вопрос сбалансированного развития территорий становится особенно актуальным в нынешних санкционных экономических условиях. Цель исследования - изучение влияния действующей налогово-бюджетной политики на социально - экономическое развитие регионов. В исследовании использовались методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, сравнение, табличный и др. Предмет исследования - социально-экономические показатели развития регионов как результат проведения налогово-бюджетной политики. В ходе исследования установлено, что проводимая налогово-бюджетная политика не обеспечивает успешное развитие территорий: сохраняется и усиливается неравномерность их социально - экономического положения. Это проявляется в таких показателях, как валовый региональный продукт, среднедушевые денежные доходы, инвестиции в основной капитал. В то же время из-за высокой централизации экономики, ограничивающей самостоятельность субъектов Федерации в формировании необходимых для поступательного развития ресурсов, регионы не в состоянии проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику, эффективность ее проведения ограничена предоставленными им полномочиями в бюджетной сфере в условиях ограниченности доходных источников. Муниципалитеты вообще не участвуют в проведении налогово-бюджетной политики, в их бюджетах нет налогов, стимулирующих рост производства. В этих условиях в региональных и местных бюджетах значительное место занимают межбюджетные трансферты, которые лишь покрывают дефицит бюджетов, но не стимулируют рост производства.

Ключевые слова: налогово-бюджетная политика; валовый региональный продукт; инвестиции в основной капитал; среднедушевые денежные доходы населения; доля оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности; налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ; региональные и местные налоги; безвозмездные поступления; оборот малых предприятий. Цитирование. Зотиков Н.З. Налогово-бюджетная политика и экономический рост // Вестник Самарского университета. Экономика и управление Vestnik of Samara University. Economies and Management. 2023. Т. 14, № 3. С. 71-79. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2023-14-3-71-79. Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

© Зотиков Н.З., 2023

Николай Зотикович Зотиков - кандидат экономических наук, доцент, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 428015, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский просп., 15.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 05.06.2023 Revised: 09.07.2023 Accepted: 25.08.2023

Fiscal policy and economic growth

N.Z. Zotikov

Chuvash State University named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russian Federation E-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5631-9123

Abstract: The relevance of the research topic is due to the fact that socio-economic development of the country is impossible without an effective budgetary and tax policy as an integral part of the socio-economic policy of state aimed at ensuring a balanced growth of territories. The issue of balanced development of territories is becoming especially relevant in the current sanctions economic conditions. The purpose of the article is to study the impact of current tax and budget policy on the socio-economic development of the regions. The following methods were used in the study: analysis and synthesis, generalization, grouping, comparison, tabulation, etc. The subject of the study is the socio-economic indicators of the development of regions as a result of tax and budgetary policy. In the course of the study, it was found that the ongoing tax and budgetary policy does not ensure the successful development of territories: the unevenness of their socio-economic situation persists and intensifies. This is manifested in such indicators as the gross regional product, per capita cash income, investment in fixed assets. At the same time, due to the high centralization of the economy, which limits the autonomy of the subjects of the Federation in the formation of the resources necessary for progressive development, the regions are not able to pursue an independent tax and budgetary policy, the effectiveness of its implementation is limited by the powers granted to them in the public sector in conditions of limited revenue sources. Municipalities do not participate at all in the conduct of tax-budgetary policy; there are no taxes in their budgets that stimulate production growth. Under these conditions, a significant place in the regional and local budgets is occupied by interbudgetary transfers, which only cover the budget deficit, but do not stimulate production growth.

Key words: fiscal policy; gross regional product; investment in fixed capital; average per capita monetary income of the population; share of wages and income from entrepreneurial activity; tax revenues of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation; regional and local taxes; gratuitous receipts; turnover of small enterprises.

Citation. Zotikov N.Z. Fiscal policy and economic growth. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 71-79. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2023-14-3-71-79. (In Russ.) Information on the conflict of interest: author declares no conflict of interest.

© Zotikov N.Z., 2023

Nikolay Z. Zotikov - Candidate of Economic Sciences, associate professor, Chuvash State University named after I.N. Ulyanova, 15, Moskovsky Avenue, Cheboksary, 428015, Russian Federation.

Введение

Актуальность темы исследования усиливается в нынешних санкционных условиях. По мнению автора, «экономические санкции недружественных государств определены экспертами как "форс-мажорные обстоятельства"» [1, с. 31].

Цель исследования - изучение влияния и эффективности действующей налогово-бюджетной политики на социально-экономическое развитие регионов (далее - СЭР), на этой основе формирование денежных доходов населения.

В исследовании использовались методы: анализ и синтез, обобщение, группировка, сравнение, табличный и др. Предмет исследования - социально-экономические показатели развития регионов как результат действия налогово-бюджетной политики. Исследованием установлено, что при единстве налогово-бюджетной политики по стране имеет место дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития. Действие налогово-бюджетной политики государства проявляется через созданную ей налоговую систему. В качестве источников экономического роста рассматриваются налоговые доходы бюджетов, инвестиции в основной капитал, собственные источники финансирования инвестиций, кредитные (заемные) средства, межбюджетные трансферты. Регионы и муниципалитеты лишены возможности проводить самостоятеьную налогово-бюджетную политику из-за имеющейся сильной зависимости от федерального центра.

Проведем краткий обзор исследований по данной теме.

По мнению И.В. Герсонской, «сегодня ставится задача не просто создания условий для устойчивого роста национальной экономики, но и обеспечения предпосылок инклюзивного развития, при котором экономический рост приобретает ярко выраженную социальную ориентацию» [2, с. 551].

Как указывает Н.С. Абашева, «сложившийся уровень разграничения налоговых полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации не позволяет налоговой политике эффективно осуществлять стимулирование модернизации региональной экономики, способствует росту иждивенческих настроений субнациональных образований» [3, с. 4].

По мнению автора: «Существующие системные проблемы не позволяют налоговой системе решать задачу стимулирования экономического роста, а также свою функцию выравнивания уровня жизни различных социальных групп и межрегиональных различий в уровне доходов» [4, с. 31].

Как указывает автор, «проводимая бюджетно-налоговая политика - это инструмент, который позволяет воздействовать на экономику, на процессы производства и распределения» [5, с. 53].

По мнению А.Х. Евстафьевой, «налоговый потенциал может служить одним из критериев при оценке хозяйственного развития, а также применяться при оценке его роли в национальной экономике» [6, с. 29].

«Законодательство Российской Федерации устанавливает, что каждый субъект РФ должен самостоятельно проводить бюджетную политику по своему региону и вносить свой вклад в формирование государственного бюджета страны» [7, с. 117].

По мнению Н.С. Трусовой, «целью налоговой политики является создание условий для обеспечения государства финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения расходных обязательств, и повышения благосостояния населения» [8, с. 1101].

При разработке налогово-бюджетной политики необходимо учитывать то, что в РФ наряду с налогами применяется широкий спектр неналоговых платежей, которых, по данным различных источников, насчитывается от 30 до 50, и объем от их поступлений составляет более 80 млрд в год [9].

Результаты и обсуждение

Влияние налоговой политики на развитие регионов рассмотрим на основании данных таблиц 1 и 2.

Как следует из данных таблицы 1:

— в среднегодовой численности занятых преобладает доля ЦФО, ПФО, незначительна доля ДФО, СКФО;

— рост ВРП опережает рост ВВП в ЦФО, СЗФО, ЮФО, ДФО; доля ВРП в ВВП увеличилась в ЦФО, в ДФО, осталась неизменной доля СЗФО, ЮФО, СКФО (2,6 %), снизилась доля ПФО, УФО, СФО;

— рост ВРП на душу населения опережает среднероссийский показатель в ЦФО, ЮФО, СФО;

— показатель выше среднероссийского уровня в ЦФО, СЗФО, УФО, ДФО; соотношение между максимальным (УФО) и минимальным значениями (СКФО) сократилось с 4,1 до 3,9;

— в величине инвестиций по РФ увеличилась доля ЦФО, СФО, ДФО, уменьшилась доля УФО, ПФО, незначительна доля СКФО (3,3 %), ЮФО (менее 7,0 %);

— максимальное значение показателя имеет ЦФО, минимальное - СКФО. По мнению авторов, с учетом неопределенности экономической ситуации, санкционного противостояния, замедления роста мировой экономики «перспективы скорого инвестиционного бума представляются не такими очевидными» [13, с. 261];

— с увеличением инвестиций в основной капитал на 1 % ВРП вырастет на 0,38 % [8];

— рост инвестиций в основной капитал на душу населения опережал российский уровень в ЦФО, СФО; в 2021 г. лидируют УФО, ДФО, в отстающих - ЮФО, СКФО;

— собственные источники финансирования инвестиций увеличились по РФ с 41,0 до 55,4 %, показатель уменьшился в СКФО и ДФО, минимальное значение показателя имеют СКФО, ЮФО, максимальное - УФО, ПФО, СФО;

— удельный вес убыточных организаций уменьшился по РФ с 29,5 до 29,2 %, рост показателя имеет место в ЦФО, СКФО, ДФО;

— численность работников малых предприятий уменьшилась по РФ на 1,9 %, в том числе в СКФО на 12,0 %, ПФО на 8,1 %, СФО на 8,7 %;

— в численности работников малых предприятий преобладает доля ЦФО, ПФО, незначительна доля СКФО, ДФО;

— оборот малых предприятий увеличился по РФ и всем округам, снизилась доля ЦФО, незначительна доля СКФО (менее 2,0 %), ДФО (менее 5, %);

— количество субъектов МСП увеличилось по РФ на 3,6 %, уменьшилось в СЗФО, СФО, ДФО; около половины субъектов МСП сосредоточено в ЦФО (около 33,0 %) и ПФО (около 17,0 %), незначительна доля СКФО, ДФО.

Таблица 1 - Социально-экономические показатели развития федеральных округов Table 1 - Socio - economic indicators of the development of federal districts_

Годы РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО I ПФО УФО СФО ДФО

Удельный вес округов в численности занятых, %

2016 100,0 29,4 10,1 10,3 5,2 19,6 8,8 12,2 4,4

2021 100,0 29,5 10,0 10,7 5,4 19,0 8,9 11,0 5,6

ВРП, млрд руб.

2016 69254,1 24135,0 7803,7 4896,2 1798,0 10375,9 9354,7 7133,9 3756,6

2021 93810,3 33636,8 10644,0 6709,6 2404,3 13669,4 11674,9 9026,9 6044,3

ВРП на душу населения, тыс. руб.

2016 472,1 616,4 562,4 298,6 184,5 349,9 758,9 369,1 607,0

2020 640,5 855,0 762,4 407,3 241,7 468,4 945,7 529,1 741,9

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

2016 14748,8 3795,4 1742,4 1152,8 486,0 2438,1 2688,0 1445,3 1000,8

2021 22945,4 7871,0 2297,8 1501,0 723,9 3075,4 3190,7 2241,2 1940,9

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.

2016 100,5 96,9 125,5 70,3 49,9 82,2 218,1 74,8 161,7

2021 157,3 200,9 165,0 91,2 72,5 106,2 259,1 132,2 239,4

Собственные источники финансирования инвестиций, %

2016 41,0 49,4 51,9 38,5 35,8 57,7 54,1 54,8 44,2

2021 55,4 52,0 53,8 44,8 30,8 62,1 65,5 66,1 44,1

Удельный вес убыточных организаций, %

2016 29,5 28,8 29,1 30,7 28,1 29,7 30,5 31,0 32,3

2021 29,2 31,1 26,6 29,3 28,4 25,6 28,4 26,0 35,5

Численность работников малых предприятий, тыс. чел.

2016 10854,7 3378,7 1274,6 955,4 261,3 2268,6 957,6 1286,0 472,4

2021 10652,4 3471,1 1432,2 880,4 229,9 2085,6 865,4 1174,0 513,8

Оборот малых предприятий, млрд руб.

2016 48459,2 21246,6 5811,7 3800,6 1016,1 6682,4 3614,9 4278,3 2008,7

2021 57197,2 22517,6 7906,1 3984,7 1024,2 9352,2 4203,4 5581,6 2617,6

Количество субъектов МСП (тыс. ед.)

10.05.2019 6035,0 1870,5 711,1 701,0 205,5 1073,4 518,0 638,1 317,4

10.05.2023 6249,5 2011,9 702,1 704,7 220,5 1077,1 518,7 630,7 316,2

Источник: [10-12].

Примечание: в таблице 1 использованы сокращения федеральных округов: ЦФО - Центральный;СЗФО -Северо-Западный; ЮФО - Южный; СКФО - Северо-Кавказский; ПФО - Приволжский; УФО - Уральский; СФО - Сибирский; ДФО - Дальневосточный.

Динамику денежных доходов населения и их структуры рассмотрим на основании данных таблицы 2.

Согласно данным таблицы 2, минимальное значение среднедушевых денежных доходов и заработной платы имеет СКФО, максимальное - ЦФО, соотношение между ними увеличилось с 1,68 до 2,04 и с 2,0 до 2,16;

— доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения увеличилась по всем округам и составила в 2021 г. более 6 % в СЗФО, УФО, СФО и ДФО; в СКФО 33,5 %;

— доля доходов от предпринимательской деятельности уменьшилась по всем округам, кроме СЗФО.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ (КБС РФ) рассмотрим в таблице 3.

Таблица 2 - Доходы населения, их структура Table 2 - Incomes of the population, their structure

Годы РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб.

2016 30744 39365 33212 26308 23431 25737 32565 23720 36414

2021 40272 54727 44531 34974 26774 31306 40219 30770 42455

Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

2016 36709 45943 41076 26964 22963 27265 41464 31569 45786

2021 57244 73548 63520 40649 34032 41129 59804 48883 66374

Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения, %

2016 40,0 42,1 47,2 27,6 20,2 35,2 48,5 42,9 50,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 57,3 59,5 62,6 44,7 33,5 54,1 63,6 60,4 67,6

Доля доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения, %

2016 7,8 5,5 4,0 12,6 17,8 8,4 8,4 7,2 9,8

2021 5,5 4,8 5,6 8,7 7,7 5,0 3,9 6,1 5,2

Источник: [10, 11].

Таблица 3 - Исполнение КБС РФ, млрд руб.

Table 3 - Execution of the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation, billion rubles

Показатели

Год

РФ

ЦФО

СЗФО

ЮФО

СКФО

ПФО

УФО

СФО

ДФО

Доходы

2019

13568,0

4612,8

1537,5

1055,8

508,0

1882,4

1400,2

1360,1

1211,1

2020

17542,7

5962,9

1979,5

1339,1

696,1

2478,9

1712,5

1873,7

1499,9

Налоговые доходы

2019

10150,5

3776,1

1205,2

691,8

188,2

1404

1185,5

993,1

706,6

2020

12674

4854,2

1542,1

810,9

228,5

1695,4

1413,1

1307,2

822,4

Налог на прибыль

2019

3358,1

1270,2

391,3

166,3

30,7

444,7

482,9

351,9

220,0

2020

4529,2

1729,6

553,3

212,3

43,7

574,5

622,4

544,0

249,3

На имущество

2019

918,6

259,6

116,7

73,3

17,1

118,8

186,1

75,5

71,4

2020

965,7

275,0

118,9

75,3

18,9

120,4

188,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80,1

,4

НДФЛ

2019

3955,2

1628,2

492,8

269,7

80,3

494,6

373,3

344,8

271,4

2020

4791,9

2062,9

604,8

293,4

97,6

578,6

437,0

405,9

311,6

БП

2019

2450,6

417,6

242,3

312,2

308,5

372,0

140,2

297,8

360,0

2020

3674,7

632,7

325,8

462,3

447,5

659,0

214,2

469,0

464,0

Расходы

2019

13563,2

4737,0

1524,9

1025,5

498,4

1863

1358

1347,4

1208,9

2021

16882

5892,4

1866,7

1297,5

675,9

2385,5

1603,7

1703

1456,5

Источник: [16; 17]

Примечание: БП - безвозмездные поступления.

Из данных таблицы 3 следует, что в 2021 г. по сравнению с 2019 г.:

— темпы роста налоговых доходов уступают темпам роста доходов бюджетов;

— в величине налоговых доходов в бюджете РФ увеличилась доля ЦФО, СЗФО, уменьшилась доля ПФО, УФО, остается незначительной доля СКФО (1,8 %), ЮФО, ДФО;

— с увеличением налога на прибыль в больших размерах, чем по РФ, увеличилась доля ЦФО, СФО, СЗФО, незначительной остается доля СКФО (менее 1,0 %), ЮФО, ДФО.

«Основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, повышение эффективности внутренних бизнес-процессов, уменьшение расходов с целью увеличения рентабельности и повышения доходов как учредителей организации, так и ее сотрудников» [18, с. 38]. «Налог на прибыль организаций составляет внушительную часть налогового бремени организации, поэтому именно по данному налогу государство предоставляет возможность списать в расходы периода многие затраты, которые могут быть расценены как реальные инвестиции» [19, с. 202];

— снижается доля имущественных налогов, поступающих в региональные бюджеты, что является следствием того, что не развивается налоговый потенциал; при увеличении поступлений НДФЛ его доля в доходах уменьшается. По мнению автора, «чем больше налоговых поступлений, тем больше доходов бюджета. Однако следует учитывать, что по достижении определенного предела увеличения налогов может дать обратный эффект и отрицательно сказаться как на экономическом росте, так и на деловой среде» [20, с. 200];

— безвозмездные поступления увеличились по РФ и всем округам в размерах, превышающих рост доходов и налоговых доходов бюджетов регионов; расходы бюджетов увеличились в размерах, меньших темпов роста доходов бюджетов, в связи с чем в 2021 г. бюджеты имеют профицит.

По данным Минфина РФ [21], в 2022 г. более 40 % субъектов РФ завершили год с профицитом, для большинства регионов бюджетная политика регионов сводится «к сведению концов с концами», слабо стимулируя поступательное развитие своей экономики. Экономя на расходах вынужденно, регионы бюджетные средства не используют в качестве инструмента для развития экономики.

Далее рассмотрим порядок формирования доходов местных бюджетов (табл. 4).

Таблица 4 - Объем и структура доходов местных бюджетов, млрд руб.

Table 4 - Volume and structure of local budget revenues, billion rubles

Показатели 2016 2021 2021/2016, %

Налоговые доходы 1053,6 1569,8 149,0

НДФЛ 660,5 988,9 149,7

Налог на совокупный доход 88,6 231,3 261,0

Земельный налог 156,4 166,1 106,2

Налог на имущество физических лиц 28,9 57,5 199,0

Акцизы 39,7 46,5 117,1

Межбюджетные трансферты (МТ) 2309,3 3664,5 158,7

Всего доходов 3362,9 5234,3 155,6

Доля МТ (без субвенций) в собственных доходах бюджетов по РФ, % 43,2 50,2 116,2

Источник: [22; 23].

Согласно данным таблицы 4, в 2021 г. в сравнении с 2016 г. налоговые доходы местных бюджетов увеличились на 49,0 %. В величине налоговых доходов НДФЛ занимает более 60 %. Доля местных налогов незначительна: 17,5 % в 2016 г. и 14,3 % в 2021 г. Значительна доля межбюджетных трансфертов (около 70 %).

В собственных доходах местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов (без субвенций) увеличилась во всех федеральных округах, кроме ДФО (снижение с 60,0 до 52,0 %. В 2021 г. их доля в собственных доходах бюджетов СКФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО превышает 50 %.

Заключение

Проведенное исследование показало следующее:

— наблюдается концентрация (централизация) трудовых ресурсов, инвестиций, финансовых ресурсов за федеральным центром и отдельными регионами, вследствие чего еще больше усиливаются в различиях СЭР регионов;

— причинами снижения темпов экономического роста являются дифференциация доходов населения, низкий уровень оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности в структуре денежных доходов населения, что ведет к снижению НДФЛ в налоговых доходах;

— темпы роста налоговых доходов ниже темпов роста доходов бюджетов, что ведет к увеличению доли безвозмездных поступлений, это свидетельствует об ослаблении роли налогового стимулирования экономического роста;

— за федеральным бюджетом закреплена основная часть бюджетообразующих налогов, в налоговых доходах региональных и местных бюджетов незначительна роль региональных и местных налогов, в связи с чем в этих бюджетах велика доля межбюджетных трансфертов, которые лишь покрывают дефицит бюджетов, но не направлены на обеспечение роста;

— в доходах местных бюджетов нет налогов, стимулирующих рост производства (налог на прибыль, НДС), незначительна роль налога на совокупный доход;

— в условиях ограниченности бюджетов регионов исполнение бюджетов с профицитом с целью недопущения дефицита не стимулирует рост региональной экономики.

Исследование показало усиливающуюся зависимость региональных и местных бюджетов от федерального центра. В сложившейся ситуации необходимо создать условия, чтобы субъекты РФ, в первую очередь муниципалитеты, могли стать полноценными участниками бюджетного процесса, помня то, что без роста экономики регионов не может быть роста экономики всей страны, а рост экономики начинается в низшем звене - муниципалитете. Это потребует изменений в распределении доходов между бюджета-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми, что сократит долю межбюджетных трансфертов в региональных и местных бюджетах, повысит заинтересованность местных властей в развитии бизнеса, включая малый, на своей территории.

Библиографический список

1. Бодяко А.В., Пономарева С.В., Краюшкина М.В., Рогуленко Т.М. Работа бухгалтерий компаний в условиях санкций и правительственных контрмер // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2022. № 4. С. 29-38. DOI: https://doi.org/10.51760/2308-9407_2022_4_29. EDN: https:// elibrary.ru/pswitl.

2. Герсонская И.В. Государственная политика стимулирования экономического роста в России // Государство и рынок: механизм и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной нестабильности. Санкт-Петербург, 2021. С. 547-553. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47318653. EDN: https://elibrary.ru/bkegjt.

3. Абашева Н.С. Роль налоговой политики в решении проблем сбалансированности бюджетов // Стратегия устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые тенденции и закономерности: материалы Межд. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Т. 1. Новосибирск, 2016. С. 3-5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27421218. EDN: https://elibrary.ru/xcbnih.

4. Алехнович А.О., Никитин К.М. «Умная» налоговая система // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 209. № 1. С. 25-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35087870. EDN: https://elibrary.ru/otxtrh.

5. Залевская Я.С., Девятилова А.И. Возможности налоговой политики в росте экономики страны // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования: сборник научных статей III Всероссийской науч.-практ. конф. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 52-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41339756. EDN: https://elibrary.ru/cnsene.

6. Евстафьева А.Х. Методы оценки эффективности налоговой политики региона // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2013. № 3 (18). С. 23-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 19134761. EDN: https://elibrary.ru/qcswpl.

7. Хамурадов М., Асылханов И. Эффективность региональной бюджетной политики как основа финансовой стабильности региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 5 (167). С. 117-120. DOI: http://doi.Org/10.34773/EU.2022.5.23.

8. Трусова Н.С. Влияние налоговой политики на экономику регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15, вып. 6. С. 1100-1111. DOI: https://doi.Org/10.24891/re.15.6.1100.

9. Данилькевич Л.И., Данилькевич М.А. Неналоговые платежи, их применение в Российской Федерации // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2020. № 3. С. 37-43. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=43164224. EDN: https://elibrary.ru/ohlcln.

10. Регионы России. Социально-экономическое положение. 2017: стат. сб. / Росстат. Москва, 2017. 1402 с. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/B17_14s/Main.htm.

11. Регионы России. Социально - экономическое положение. 2022: стат. сб. / Росстат. Москва, 2022. 1122 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf.

12. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/ ?ysclid=lmuim3tgth674349000.

13. Артемьев А.А., Непомнящих И.Ф., Кохно П.А. Риски экономической политики России // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 7. С. 257-268. DOI: https://doi.org/10.24411/2073-0454-2020-10427. EDN: https://elibrary.ru/angecq.

14. Назарова Н.А. Анализ проблем бедности и социального неравенства населения в Российской Федерации // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2018. № 5. С. 30-34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36386004. EDN: https://elibrary.ru/ymzrpn.

15. Дранеко Л.П., Питиляк Д.А., Лысковец А.Е. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 4. С. 82-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34957423. EDN: https://elibrary.ru/xnzlid.

16. Данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ на 01 января 2020. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=129623-dannye_ob_ispolnenii_konsolidirovannykh_byudzhetov_ subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_yanvarya_2020_goda&ysclid=lmujkxv8ss 116736460.

17. Данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ на 01.01.2022. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=135936-dannye_ob_ispolnenii_konsolidirovannykh_byudzhetov_ subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_yanvarya_2022_goda&ysclid=lmujoc6irr462125921.

18. Анисимова Е.И., Крицкий В.И. Цифровизация налогового администрирования и цифровые сервисы ФНС России как фактор снижения рисков государства и налогоплательщиков в сфере налогообложения, создания комфортной среды для взаимодействия и уплаты налогов // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2021. № 6. С. 37-42. DOI: https://doi.org/10.51760/2308-9407_2021_6_37. EDN: https://elibrary.ru/vbssbu.

19. Гончаренко А.Е. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 2-2. С. 200-203. DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.2713. EDN: https://elibrary.ru/kwpogo.

20. Гулузаде Э.М.К. Эффективная налоговая политика в формировании доходов бюджета Азербайджана // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 50. С. 200-212. DOI: http://doi.org/10.17223/19988648/50/14.

21. О бюджетной политике регионов России в 2022 г. URL: https://icss.ru/vokrug-statistiki/o-byudzhetnoy-politike-regionov-rossii-v-2022-g?ysclid=lmukf5wd27292007544.

22. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах РФ на региональном и местном уровнях за 2016 год. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=118733-informatsiya_o_rezultatakh_ provedeniya_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi _federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2016_god&ysclid=lmukjztzs5757190086.

23. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах РФ на региональном и местном уровнях за 2021 год. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=136746-informatsiya_ o_rezultatakh_provedeniya_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v _subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2021_god.

References

1. Bodiako A.V., Ponomareva S.V., Krayushkina M.V., Rogulenko T.M. The work of companies' accounting departments in the face of sanctions and government countermeasures. Vestnik Professional'nyh Buhgalterov = Bulletin for Professional Accountants, 2022, no. 4, pp. 29-38. DOI: https://doi.org/10.51760/2308-9407_2022_4_29. EDN: https://elibrary.ru/pswitl. (In Russ.)

2. Gersonskaya I.V. State policy of stimulating economic growth in Russia. In: The state and the market: mechanisms and institutions of Eurasian integration in the conditions of increasing global instability. Saint Petersburg, 2021, pp. 547-553. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=47318653. EDN: https://elibrary.ru/ bkegjt. (In Russ.)

3. Abasheva N.S. The role of tax policy in solving problems of budget balance. In the collection: Strategy for the sustainable development of modern society: economic, social, philosophical, political, legal trends and patterns. Materials of the International research and practical conference: in 3 parts. Vol. 1. Novosibirsk, 2016, pp. 3-5. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27421218. EDN: https://elibrary.ru/xcbnih. (In Russ.)

4. Alekhnovich A.O., Nikitin K.M. «Smart» taxes. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2018, vol. 209, no. 1, pp. 25-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35087870. EDN: https://elibrary.ru/otxtrh. (In Russ.)

5. Zalevskaya Ya.S., Devyatilova A.I. Possibilities of tax policy in the growth of the country's economy. In: Topical issues of taxation, tax administration and economic security: collection of scientific articles of the III All-Russian research and practical conference. Kursk: Yugo-Zapadnyi gosudarstvennyi universitet, 2019, pp. 52-56. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=41339756. EDN: https://elibrary.ru/cnsene. (In Russ.)

6. Evstafieva A.Kh. Methods of the assessment of efficiency of the tax policy of the region. Perm University Herald. Economy, 2013, no. 3 (18), pp. 23-31. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19134761. EDN: https://elibrary.ru/qcswpl. (In Russ.)

7. Khamuradov M., Asylkhanov I. Effectiveness of the Regional Budget Policy as the Basis of the Financial Stability of the Region. Economics and Management: Scientific and Practical Journal, 2022, no. 5 (167), pp. 117-120. DOI: http://doi.org/10.34773/EU.2022.5.23. (In Russ.)

8. Trusova N.S. Impact of tax policy on the economy of regions. Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, issue 6, pp. 1100-1111. DOI: https://doi.org/10.24891/re.15.6.1100. (In Russ.)

9. Danilkevich L.I., Danilkevich M.A. Application of non-tax payments in the Russian Federation. Vestnik Professional'nyh Buhgalterov = Bulletin for Professional Accountants, 2020, no. 3, pp. 37-43. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43164224. EDN: https://elibrary.ru/ohlcln. (In Russ.)

10. Regions of Russia. Socio-economic situation. 2017: statistics digest. Moscow, 2017, 1402 p. Available at: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/B17_14s/Main.htm. (In Russ.)

11. Regions of Russia. Socio-economic situation. 2022: statistics digest. Moscow, 2022, 1122 p. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf. (In Russ.)

12. Unified register of small and medium-sized businesses. Available at: https://ofd.nalog.ru/?ysclid= lmuim3tgth674349000. (In Russ.)

13. Artemyev A.A., Nepomnyaschikh I.F., Kokhno P.A. Risks of economic policy of Russia. Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 7, pp. 257-268. DOI: https://doi.org/ 10.24411/2073-0454-2020-10427. EDN: https://elibrary.ru/angecq. (In Russ.)

14. Nazarova N.A. Analysis of poverty and social inequality problems in the Russian Federation. Vestnik Professional'nyh Buhgalterov = Bulletin for Professional Accountants, 2018, no. 5, pp. 30-34. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36386004. EDN: https://elibrary.ru/ymzrpn. (In Russ.)

15. Dranenko L.P., Pitilyak D.A., Lyskovets A.E. Personal income tax: development and role in the tax system of the Russian Federation. Economy and Business: Theory and Practice, 2018, no. 4, pp. 82-88. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=34957423. EDN: https://elibrary.ru/xnzlid. (In Russ.)

16. Data on the execution of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation as of January 01, 2020. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=129623-dannye_ob_ispolnenii_ konsolidirovannykh_byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_yanvarya_2020_goda&ysclid=lmujkxv8ss 116736460. (In Russ.)

17. Data on the execution of the consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation as of 01.01.2022. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=135936-dannye_ob_ispolnenii_konsolidirovannykh_ byudzhetov_subektov_rossiiskoi_federatsii_na_1_yanvarya_2022_goda&ysclid=lmujoc6irr462125921. (In Russ.)

18. Anisimova E.I., Kritsky V.I. Tax administration digitalization and federal tax service of Russia digital services as a factor in reducing taxation risks of the state and taxpayers and creating a comfortable environment for interaction and payment of taxes. Vestnik Professional'nyh Buhgalterov = Bulletin for Professional Accountants, 2021, no. 6, pp. 37-42. DOI: https://doi.org/10.51760/2308-9407_2021_6_37. EDN: https://elibrary.ru/vbssbu. (In Russ.)

19. Goncharenko A.E. Tax incentives for investment activity. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava, 2023, no. 2-2, pp. 200-203. DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.2713. EDN: https://elibrary.ru/kwpogo. (In Russ.)

20. Guluzade E.M. An Effective Tax Policy in Generating Budget Revenues in Azerbaijan. Azerbaijan. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2020, no. 50, pp. 200-212. DOI: http://doi.org/10.17223/19988648/50/14. (In Russ.)

21. On the budget policy of Russian regions in 2022. Available at: https://icss.ru/vokrug-statistiki/o-byudzhetnoy-politike-regionov-rossii-v-2022-g?ysclid=lmukf5wd27292007544. (In Russ.)

22. Information on the results of monitoring of the execution of local budgets and interbudgetary relations in the constituent entities of the Russian Federation at the regional and local levels for 2016. Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=118733-informatsiya_ o_rezultatakh_provedeniya_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v _subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2016_god&ysclid=lmukjztzs 5757190086. (In Russ.)

23. Information on the results of monitoring of the execution of local budgets and interbudgetary relations in the constituent entities of the Russian Federation at the regional and local levels for 2021 Available at: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=136746-informatsiya_ o_rezultatakh_provedeniya_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v _subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2021_god. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.