УДК 336.14:354(470) JEL Н61 DOI 10.26425/1816-4277-2022-9-120-130
Бюджеты субъектов Российской Федерации как финансовая основа их экономической безопасности
Зотиков Николай Зотикович
Канд. экон. наук, доц. каф. финансов, кредита и экономической безопасности ORCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация
Обеспечение стабильности экономической безопасности невозможно без устойчивой бюджетно-налоговой системы. В связи с этим налоговая система, являясь одновременно фактором финансовой безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые ресурсы для социально-экономического развития каждого региона, условия для успешного противостояния внутренним и внешним угрозам. Актуальность и значимость обеспечения экономической безопасности регионов и страны в целом усилились в последнее время из-за складывающейся неблагоприятной политической и экономической обстановки: навязывания России Западом экономических санкций из-за событий на Украине, что ведет к спаду производства, снижению объемов доходов бюджетов. Объявляемое эмбарго на импорт нефти и газа из России непосредственно скажется на экономике экспортно-ориентированных регионов, занимающихся добычей нефти и газа, а косвенно и на бюджетах других регионов из-за сокращения им межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в связи со снижением нефтегазовых доходов в федеральном бюджете. В этих условиях первостепенное значение приобретает вопрос увеличения доходов бюджетов в результате изменения налогово-бюджетного механизма.
Ключевые слова
Бюджеты регионов, налоговые доходы, экономическая безопасность, бюджетно-налоговая безопасность, дефицит бюджета, сбалансированность бюджета, вызовы и угрозы экономической безопасности, межбюджетные трансферты, дотации, госдолг субъектов Российской Федерации
Для цитирования: Зотиков Н.З. Бюджеты субъектов Российской Федерации как финансовая основа их экономической безопасности//Вестник университета. 2022. № 9. С. 120—130.
© Зотиков Н.З., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Russian Federation subjects budgets as a financial basis for their economic security
Nikolai Z. Zotikov
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Department of Finance, Credit and Economic Security ORCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru
Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia
Abstract
Ensuring the stability of economic security is impossible without a sustainable budget and tax system. In this regard, the tax system, being at the same time a factor of financial security, must contribute to ensuring such economic development that creates the necessary financial resources for socio-economic development of each region, the conditions for successful counteraction to internal and external threats. The relevance and importance of regional and national economic security has increased recently due to the unfavourable political and economic environment: the imposition of economic sanctions on Russia by the West due to the events in Ukraine. This leads to a decline in production, a decrease in budget revenues. The announced embargo on oil and gas imports from Russia will directly affect the economy of export-oriented regions engaged in oil and gas production, and indirectly on the budgets of other regions due to the reduction of interbudgetary transfers from the federal budget due to the reduction in oil and gas revenues in the federal budget. Under these conditions, the issue of increasing budget revenues through changes in the tax and budget mechanism is of paramount importance.
Keywords
Regional budgets, tax revenues, economic security, budgetary and tax security, budget deficit, budget balance, challenges and threats to economic security, interbudgetary transfers, subsidies, Russian Federation subjects public debt
For citation: Zotikov N.Z. (2022) The Russian Federation subjects budgets as a financial basis for their economic security. , no. 9, pp. 120-130.
© Zotikov N.Z., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая безопасность региона предусматривает мероприятия по обеспечению эффективного развития территорий и предотвращению внешних и внутренних угроз. Она характеризуется сбалансированностью доходов и расходов, развитием предпринимательства, стимулированием привлечения инвестиций, объемами бюджетного финансирования, бюджетным обеспечением внешних и внутренних обязательств.
К основным вызовам и угрозам экономической безопасности Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [1] относит:
— «низкие темпы экономического роста;
— несбалансированность национальной бюджетной системы;
— сохранение значительной доли теневой экономики;
— усиление дифференциации населения по уровню доходов;
— неравномерность пространственного развития Российской Федерации (далее — РФ), усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
— уязвимость финансовой системы РФ по отношению к глобальным рискам».
Для экономического пространства России характерно преобладание регионов с острыми экономическими, демографическими, геополитическими проблемами. Значительную угрозу экономической безопасности страны представляют именно такие регионы. Выделяют следующие типы регионов: кризисные; отсталые (слаборазвитые); депрессивные регионы; дотационные; регионы-доноры.
Составной частью экономической безопасности региона является налогово-бюджетная безопасность. Экономические и финансовые процессы последних лет, продолжающаяся пандемия коронавируса, объявленные Западом России санкции, в том числе эмбарго на импорт нефти и газа из России, как никогда усиливают роль и значение экономической безопасности, которая стала составной частью общей национальной безопсности страны. В этом заключается актуальность и практическая значимость исследования.
Цели и задачи исследования — на основании официальных данных выявление проблемных вопросов в формировании бюджетов регионов, вызовов и угроз, ослабляющих их экономическую безопасность. Исследованием установлены излишняя централизация бюджетных средств на федеральном уровне, неэффективная система распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, ведущая к дальнейшему услению финансовой зависимости регионов от федерального центра. Автором предложены отдельные меры по улучшению финансового состояния бюджетов регионов, в частности, путем перераспределения налогов между бюджетами, направленному на снижение доли межбюджетных трансфертов в их бюджетах.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) по изучаемым вопросам. В процессе исследования применены общеэкономические методы, такие как анализ, синтез, обобщение, группировка, табличный, абстракции и др.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Экономическая безопасность непосредственно связана с безопасностью налоговой системы, являющейся ее главным компонентом, несоблюдение которой ведет к экономическим и социальным последствиям: экспорт капитала, наличие теневой экономики, налоговый дефицит, ослабление стимулирующей и регулирующей функций налога, усиление зависимости регионов от федерального бюджета и т.п.
Далее рассмотрим налоговые доходы консолидированного бюджета РФ (далее — КБ РФ) и консолидированных бюджетов субъектов РФ (далее — КБС РФ) за 2010, 2015, 2018—2020 гг. (табл. 1).
Согласно данным таблицы 1, в 2020 г. по сравнению с 2010 г.:
— налоговые доходы КБ РФ увеличились в 2,7 раза, КБС РФ — в 2,23 раза;
— величина налогов, зачисляемых в КБС РФ, уменьшилась с 58,6 % до 48,4 % или на 17,4 %, в том числе:
— налога на прибыль — с 85,6 % до 72,8 %, что связано в числе других причин с увеличением ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 2 % до 3 % на период с 2017 г. по 2024 г.;
— поступления налогов, полностью зачисляемых в КБС РФ, увеличились: НДФЛ в 2,3 раза, имущественных налогов в 2,15 раза, СНР — в 3,28 раза;
— при увеличении величины всех налогов в 2,7 раза федеральные налоги увеличились в 2,74 раза, региональные налоги в 2,2 раза, местные налоги в 2 раза.
Таблица 1
Налоговые доходы бюджетов РФ
2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. / 2010 г.
Виды налоговых КБ С всего, КБС, всего, КБС, всего, КБС, всего, КБС
доходов всего, млрд руб. млрд руб. % млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб. млрд руб. % всего, % КБС, %
Налоговые доходы В том числе: 7 659,5 4487,4 58,6 13 720,4 6 905,9 21142 9 399,4 22 503,4 10 123,2 20 737,8 10033,8 48,4 270,7 223,6
— налог на прибыль 1 774,4 1519,4 85,6 2 598,9 2107,5 4099,9 3 104,4 4543,1 3 358,1 4018,1 2 926,7 72,8 226,4 192,6
- НДФЛ 1 789,6 1 789,6 100,0 2 806,5 2 806,5 3 653,0 3 653,0 3 955,2 3 955,2 4251,9 4251,9 100,0 237,6 237,6
— акцизы 441,4 327,5 74,2 1014,4 486,5 1493,2 632,4 1277,5 755,3 1 833,1 797,9 43,5 415,3 243,6
— имущественные налоги 630,2 630,2 100,0 1068,4 1 068,4 1 396,8 1 396,8 1 350,8 1 350,8 1 357,9 1 357,9 100,0 215,5 215,5
- СНР+ 178,8 178,8 100,0 345,3 345,3 512,7 512,7 588,6 588,6 588,6 588,6 100,0 328,0 328,0
Всего налогов: 7 659,5 4487,4 58,6 13 720,4 6 905,9 21142 9 399,4 22 503,4 10123,2 20 737,8 10033,7 48,4 270,7 223,6
- федеральные 6 850,5 3 678,4 53,7 12 304 5 489,5 19224,8 7482,1 20 556,3 8176,1 18 786,2 8082,2 43,0 274,2 219,7
— региональные 497,3 497,3 100,0 852,4 852,4 1148,4 1148,4 1095,8 1095,8 1 098,6 1098,6 100,0 220,9 220,9
— местные 132,9 132,9 100,0 218,7 218,7 256,1 256,1 263,0 263,0 266,5 266,5 100,0 200,5 200,5
- СНР 178,8 178,8 100,0 345,3 345,3 512,7 512,7 588,6 588,6 586,4 586,4 100,0 328,0 328,0
*— специальные налоговые режимы
Источник: [2]
При этом доля налогов, зачисляемых в КБС РФ, уменьшилась:
— федеральных налогов — с 82,0 % до 80,6 %;
— региональных налогов — с 11,0 % до 10,9 %;
— местных налогов — с 3,0 % до 2,7 %.
«Регионы практически полностью зависят от средств, перераспределяемых из федерального бюджета, региональных налогов не хватает на выполнение всех функций» [3].
Таким образом, КБС РФ формируются на 80 % и более за счет федеральных налогов (в том числе в 2020 г. за счет НДФЛ на 42,4 %, налога на прибыль — 29,2 %, акцизы — 7,9 %), незначительна доля региональных налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог 10—11 %), местных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог не более 3 %), при увеличении поступлений СНР в 3,28 раза их доля в доходоах бюджета не превышает 6 %. Причиной этому являются следующее:
— малый бизнес не расширяется, не укрупняется, не становится средним, остается микропредприятием, чему не способствует ограничение выручки, позволяющей применять «упрощенку», величиной в 150 млн руб. (при этом к малым относятся предприятия с выручкой до 800 млн руб. в год);
— в связи с отсутствием возможности принятия к вычету суммы «входного» НДС крупные предприятия с «упрощенцами» не сотрудничают.
«Основными целями региональной налоговой политики на перспективу должны стать сохранение бюджетной устойчивости, изменение пропорций распределения налогов всех уровней» [4].
Далее рассмотрим доходы КБС РФ в разрезе федеральных округов (табл. 2).
Таблица 2
Доходы КБС РФ по федеральным округам за 2010 и 2020 гг.
Год Единицы Доходы по округам
РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
Налоговые доходы, всего
2010 млрд руб. 6537,3 2102,9 759,0 416,6 271,3 1006,5 720,6 710,9 546,7
% 100,0 32,2 11,6 6,4 4,1 15,4 11,0 10,9 8,4
2020 млрд руб. % 14901,2 100,0 5099,2 34,2 1639,4 11,1 1203,6 8,1 645,5 4,3 2092,7 14,1 1392,3 9,3 1508,5 10,1 1314,6 8,8
2020 / 2010 % 227,9 242,5 216,0 288,9 237,9 207,9 193,2 212,2 240,5
Налог на прибыль
2010 млрд руб. 1519,5 613,0 173,5 66,3 18,5 197,7 217,6 155,7 77,1
2020 млрд руб. 2927 1193,5 347 148,6 140,4 314,6 376,3 290,9 228,9
2020 / 2010 % 192,6 194,7 200,0 224,1 758,9 159,1 172,9 186,8 296,9
НДФЛ
2010 млрд руб. 1790,5 693,3 216,5 108,0 35,3 247,3 188,7 172,6 127,4
2020 млрд руб. 4253,1 785,9 537,8 265,9 88,6 523,5 394,4 368,8 287
2020 / 2010 % 237,5 113,3 248,4 246,2 251,0 211,7 209,0 213,7 225,3
Имущественные налоги
2010 млрд руб. 628,2 204,1 70,6 47,6 12,1 109,7 100,8 64,9 30,3
2020 млрд руб. 1358 437,3 160,8 113,6 29,3 188,4 214,6 108,8 105,1
2020 / 2010 % 216,2 214,2 227,8 238,6 242,1 171,7 212,9 167,6 346,9
Примечание: ЦФО - Центральный федеральный округ; СЗФО - Северо-Западный федеральный округ; ЮФО - Южный федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; УФО - Уральский федеральный округ; СФО - Сибирский федеральный округ; ДФО - Дальневосточный федеральный округ
Источник: [5]
и илб
« -
о
А
<
« а
и
<
и
© Рч
и
И
К
н «
н
л
&
м и
а
л в
о и
©
2020/2010, % расход 234,7 254,0 108,2 222,3 94,9 275,7 118,2 231,6 100,0 204,4 87,1 217,4 92,4 201,4 85,6 283,8 119,2
в т.ч. бюджетный процесс 271,4 315,0 116,3 274,8 102,3 421,0 155,3 252,6 93,0 244,8 89,9 201,5 74,4 271,7 100,8 223,6 82,0
всего 227,9 242,5 106,2 216,0 94,8 289,0 126,5 237,9 104,9 207,9 90,9 193,2 83,6 212,2 93,6 240,5 104,8
2020 г. прибыль (+) / убыток (-) -676,5 -218,5 -92,5 ■ 8, 00 - +3,2 ■ -118,0 ■ -138,9 ■ -69,4 ■ -35,4
расход 15 577,7 5 317,7 34,1 1 731,9 11,1 1 212,4 00 642,3 <м 2 210,7 14,2 1 531,2 00 с^ 1 577,9 10,1 1 350,0 00
в т.ч. бюджетный процесс 4 102,8 875,2 21,4 363,9 00 485,4 11,8 440,7 10,7 698,6 17,0 239,6 00 491,5 12,1 506,0 12,3
всего 14 901,2 5 099,2 34,2 1 639,4 11,0 1 203,6 00 645,5 со 2 092,7 14,0 1 392,3 М 1 508,5 10,2 1 314,6 00 00
2015 г. прибыль (+) / убыток (-) 6, ,1 т +23,2 ■ -16,0 3, \о т -22,0 -84,4 ■ 8, \о - -333,8 +44,5
расход 9 749,8 2 993,5 30,7 1 035,6 10,6 738,1 380,7 СО" 1 449,7 14,9 980,8 10,0 1 091,6 11,2 806,1 со, 00
в т.ч. бюджетный процесс 1 683,0 346,2 20,6 125,0 196,1 11,6 216,1 12,8 2, 2 16,3 90,3 201,0 10,6 256,7 15,3
всего 9 308,2 3 090,4 33,2 1 019,6 10,9 691,8 358,7 00 СО 1 365,3 14,7 974,0 10,5 907,0 950,6 10,3
2010 г. прибыль (+) / убыток (-) -99,6 +9,6 ■ -20,1 ■ -23,2 0, \о - -74,8 ■ + 16,3 -72,4 +71,0
расход 6 636,9 2 093,3 31,5 779,1 11,7 439,7 \0 277,3 <М 1 081,3 16,3 704,3 10,6 783,3 11,8 7, 1Л 4 со
в т.ч. бюджетный процесс 1 511,7 277,8 18,4 132,4 г--, 00 115,3 174,5 11,5 285,4 18,9 9, 00 1 1 180,9 12,0 226,3 15,0
всего 6 537,3 2 102,9 32,2 759,0 11,6 416,5 \0 271,3 ^4 1 006,5 15,4 720,6 11,0 710,9 10,9 546,7 00
Единицы млрд руб. млрд руб. % (доля в РФ) млрд руб. % (доля в РФ) млрд руб. % (доля в РФ) млрд руб. % (доля в РФ) млрд руб. % (доля в РФ) млрд руб. % (доля в РФ) млрд руб. % (доля в РФ) млрд руб. % (доля в РФ)
Округ РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО о Ф <
У 8
Согласно данным таблицы 2, в 2020 г.по сравнению с 2010 г.:
— доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в целом по РФ увеличились в 2,28 раза, в том числе по ЮФО в 2,89 раза, по УФО на 93,2 %;
— в доходах консодидированных бюджетов субъектов РФ доля регионов ЦФО увеличилась с 32,2 % до 34,2 %, уменьшилась доля регионов ПФО с 15,4 % до 14,1 %, регионов УФО с 11,0 % до 9,3 %, незначительна доля регионов СКФО (4,1-4,3 %), ЮФО (6,4-8,1 %);
— в доходах бюджетов доля налога на прибыль уменьшилась по РФ с 23,2 % до 19,6 % и по всем округам, в том числе по ЦФО с 29,0 % до 23,4 %, увеличилась лишь по СФО (с 6,8 % до 21,7 %);
— доля НДФЛ в доходах бюджетов по РФ увеличилась с 27,4 % до 28,5 %, в том числе по СЗФО с 28,5 % до 32,8 %, УФО с 26,2 % до 28,3 %, незначительна доля НДФЛ в бюджетах регионов СКФО (13,0-13,7 %);
— доля имущественных налогов уменьшилась по РФ с 9,6 % до 9,1 %, увеличилась по СЗФО с 9,3 % до 9,8 %, ДФО с 5,5 % до 8,0 %, незначительна их доля в бюджетах регионов СКФО (4,5 %).
В 2020 г. по сравнению с 2010 г.:
— доходы КБС РФ увеличились в 2,28 раза, во всех федеральных округах более 2-х раз, за исключением регионов УФО (рост на 94,2 %);
— доля доходов регионов ЦФО составляет более 1/3 всей суммы доходов КБС РФ (в 2010 г. — 32,2 %, 2020 г. - 34,2 %);
— в величине доходов КБС РФ незначительна доля регионов СКФО (3,6-4,3 %), регионов ЮФО (6,4-8,1 %), регионов ДФО (8,4-8,8 %);
— доля безвозмездных поступлений в бюджетах регионов ЦФО увеличилась с 18,4 % в 2010 г. до 21,4 % в 2020 г., уменьшилась в бюджетах регионов ПФО с 18,9 % до 17,0 %, УФО с 7,9 % до 5,8 %;
— расходы КБС РФ увеличились в 2,34 раза, в том числе регионов ЦФО в 2,54 раза, ЮФО в 2,75 раза, ДФО в 2,83 раза;
— по итогам за 2010 г. и 2015 г. регионы СЗФО, ЮФО, СКФО, ПФО, СФО были убыточными, за 2018 г. бюджеты всех округов были прибыльными, в 2019 г. имел убыток лишь один округ - ЦФО (-124,2 млрд руб.), по итогам 2020 г, за исключением СКФО, все федеральные округа убыточны, убыток по РФ составил 4,5 % доходов бюджета (676,5 млрд руб.).
По итогам 2021 г.:
— 5 бюджетов регионов с профицитом (Еврейская АО, Республика Марий Эл, Мордовия, Пензенская область, Карачаево-Черкесская Республика);
— 7 регионов со сбалансированным бюджетом (Оренбургская, Костромская, Орловская, Тамбовская, Омская области, Удмуртия, Камчатский край);
— 73 региона с дефицитом бюджета [6].
«Достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения» [7].
Для целей оценки качества баланса бюджета автор использует «коэффициент сбалансированности бюджета:
(К) = (Д - Т) / (Р - С!), (1)
где Д - доходы; Р - расходы, Т - межбюджетные трансферты; С1 - субвенции» [8]. Чем ближе К к 1, тем бюджет более сбалансирован за счет собственных доходов, и риск дефицита невелик (табл. 4).
Таблица 4
Структура межбюджетных трансфертов (МТ) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, млрд руб.
Виды МТ 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 / 2016, %
Доходы КБС РФ 9 923,8 10 758,1 12 392,5 13 572,3 14 901,2 150,1
МТ, всего 1 567,7 1 690,0 2 044,8 2 387,1 3 698,3 235,9
Дотации 656,1 759,0 1 035,4 924,0 1 303,6 198,7
Окончание табл. 4
Виды МТ 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 / 2016, %
В том числе:
— дотации на выравнивание 513,7 614,4 644,5 675,2 717,9 139,8
- на сбалансированность, гранты 131,7 133,8 380,4 237,6 575,6 437,0
— субсидии 356,5 419,8 381,8 556,6 1 011,5 283,7
- субвенции 334,3 326,1 331,7 396,6 606,2 181,3
- иные МТ 220,7 185,1 295,8 510,0 776,9 352,0
Источники: [5; 9]
Согласно данным таблицы 4, в 2020 г. по сравнению с 2016 г.:
- доходы КБС РФ увеличились в 1,5 раза, МТ — в 2,36 раза, что привело к увеличению их доли с 15,8 % до 24,8 % или на 57,0 %;
- в величине МТ дотации увеличились в 2 раза, их доля уменьшилась с 41,9 % до 35,2 %, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличились на 39,8 %, их доля в МТ уменьшилась с 32,8 % до 19,4 %; дотации на сбалансированность, гранты увеличились в 4,4 раза, их доля увеличилась с 8,4 % до 15,6 % или на 85,7 %;
- при увеличении субсидий в 2,8 раза их доля увеличилась с 22,7 % до 27,4 %;
- субвенции увеличились на 81,3 %, их доля в МТ уменьшилась на 23,0 %.
Одной из причин дотационности бюджетов регионов, по мнению Таштамирова, является то, что «порядок выделения и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности высокодотационных региональных бюджетов не прозрачен и имеет ряд алгоритмических ошибок в механизме. Также дотирование не предусматривает возможностей использования полученных средств в наращивании экономической активности» [10].
«Помимо роста государственного и коммерческого долга, а также дефицитности, состояние региональных бюджетов характеризуется высоким уровнем дотаций, которые носят безвозвратный характер и демонстрируют финансовую зависимость и неспособность обеспечить такой уровень доходов, при котором субъект сможет самостоятельно покрывать собственные расходы» [11].
Другой важной проблемой бюджетов регионов является наличие у них государственого долга (табл. 5).
Таблица 5
Объем и структура государственного долга субъектов РФ
Объем госдолга 2021 / 2019, %
Структура госдолга На 1 января 2020 г. На 1 января 2021 г. На 1 января 2022 г.
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Госдолг, всего 2 113,0 100,0 2 496,0 100,0 2 474,5 100,0 117,1
В том числе внутренний долг 2 086,8 98,8 2 468,4 98,9 2 449,0 99,0 117,4
Из них:
- государственные ценные бумаги 588,5 28,2 769,8 31,2 799,8 32,6 135,9
- кредиты от кредитных организаций, иностранных банков 575,8 27,6 568,1 23,0 257,5 10,5 44,7
- бюджетные кредиты 876,8 42,0 1 094,0 44,3 1 363,2 55,7 155,5
- государственные гарантии 45,6 2,2 36,2 1,5 28,4 1,2 62,3
Объем государственного внешнего долга, тыс. долл. США
Внешний долг, всего 421 857 100,0 374 102 100,0 342 489 100,0 81,2
В том числе:
- бюджетные кредиты 151 201 35,8 119 523 31,9 111776 32,6 73,9
- государственные гарантии 156 808 37,2 164 540 44,0 146511 42,8 93,4
- иные долговые обязательства 113 848 27,0 90 039 24,1 84 202 24,6 74,0
Источник:: [12]
Как следует из данных таблицы 5 на 1 января 2022 г., по сравнению с датой на 1 января 2020 г.:
- объем государственного долга субъектов РФ увеличился на 17,1 %, в том числе объем внутренего госдолга на 17,4 %, его доля увеличилась с 97,9 % до 99,0 %;
- при увеличении государственных ценных бумаг на 35,9 % их доля увеличилась с 28,2 % до 32,6 %;
- уменьшенем кредитов от кредитных организаций, иностранных банков с 575,8 млрд руб. до 257,5 млрд руб. их доля в величине межбюджетных трансфертов уменьшилась с 27,6 % до 10,5 %;
- с увеличением бюджетных кредитов на 55,5 % их доля увеличилась с 42,0 % до 55,7 %;
- объем внешнего госдолга уменьшился на 18,8 %, в том числе объем бюджетных кредитов на 26,1 %, их доля уменьшилась с 35,8 % до 32,6 %;
- величина государственных гарантий уменьшилась на 6,6 %, их доля в величине внешнего госдолга увеличилась с 37,2 % до 42,8 %;
- с уменьшением иных долговых обязательств на 26,0 % их доля уменьшилась с 27,0 % до 24,6 %.
«Подавляющее большинство регионов в России сегодня вынуждены наращивать свой внутренний
государственный долг для покрытия бюджетного дефицита» [13, с. 68].
По мнению О.И. Рябичевой [14, с. 35], «одним из перспективных решений проблемы региональных долгов могло бы стать соглашение о частичном рефинансировании имеющихся обязательств региона по бюджетным кредитам с жестким закреплением доли региоенального долга, обязательной к погашению за счет средств самого региона. Это будет стимулировать региональные власти изыскивать источники погашения долга и введет практику ответственного отношения к своим долгам и долговой политике».
ВЫВОДЫ
Определенными рисками и угрозой экономической безопасности регионов являются следующие обстоятельства:
- темпы роста налоговых доходов КБ РФ опережают темпы роста налоговых доходов КБС РФ;
в налоговых доходах бюджетов регионов значительное место занимают федеральные налоги (более 80 %), незначительна роль региональных и местных налогов, что снижает их стимулирующую и регулирующую функции;
- расходы бюджетов регионов увеличиваются темпами, опережающими темп роста доходов, что вызывает их дефицит;
- рост МТ, выделяемых регионам, опережает темп роста доходов бюджетов, что приводит к увеличению их доли в величине доходов бюджетов;
- в структуре МТ более 1/3 занимают дотации, которые, как правило, используются в целях покрытия дефицита бюджетов и не направляются на цели роста производства в регионах; действующая система МТ неээфективна: первичное на основе БК РФ и НК РФ, а затем вторичное распределение средств в соответствии с законами о бюджетах не делает прозрачной и обоснованной систему межбюджетных отношений, внося в них субъективизм;
- одной из угроз экономической безопасности регионов является увеличивающийся размер государственного внутреннего и внешнего долга субъектов РФ, в структуре государственного внутреннего долга преобладают бюджетные кредиты.
Доходная составляющая регионального и местного бюджетов должна формироваться в основном за счет региональных и местных налогов.
Действующий налогово-бюджетный механизм без перераспределения налоговых доходов между бюджетами в пользу региональных бюджетов их экономическую безопасность не обеспечит. Существующее распределение налогов между бюджетами не учитывает происшедшие изменения разграничения полномочий регионов в налогово-бюджетной сфере.
В целях повышения роли малого бизнеса в доходах КБС РФ предлагается:
- вменить в обязанность «упрощенцев» уплату налога на добавленную стоимость (НДС), что рас-щирит круг их контрагентов;
- увеличить величину выручки, позволяющей применять «упрощенку», до 800 млн руб. в год.
Необходимо увеличить доходную базу налоговых доходов региональных и местных бюджетов, закрепив за ними определенную часть федеральных налогов взамен существующих трансфертов, что создаст заинтересованность в увеличении и использовании налогового потенциала региона, всестронне
обосновав эти решения соответствующими расчетами. Особенно это важно в связи с отменой с 2021 г. единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
По результатам исследования состояния бюджетов различных уровней за длительный период (с 2003 г. по 2018 г.) в целях обеспечения прибыльности бюджетов регионов, сокращения доли межбюджетных трансфертов (замены их основной части налоговыми доходами) и обоснования соответствующими расчетами авторами статьи [15] и автором настоящей статьи предложены следующие меры:
- передать субъектам РФ часть НДС в размере 2 % от действовавшей ставки (18 %);
- передать регионам дополнительно 3 % ставки налога на прибыль, то есть закрепить весь налог на прибыль за региональными бюджетами, передав их часть местным бюджетам.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Указ президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 03.06.2022).
2. Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической и налоговой отчетности (отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов, СВ и иных обязательных платежей). https://www.nalog.govm/m77/related_aclivilies/stalislics_and_ analytics/forms/ (дата обращения: 03.06.2022).
3. Боброва А.В., Борзова Н.А. О проблеме межбюджетных отношений в Российской Федерации. Управление в современных системах. 2018;(3):9-19.
4. Явкин В.В., Аршинов, И.В. Влияние инвестиций в инновации на повышение налоговых доходов регионального бюджета. Экономика, социология и право. 2016;(12):86-89.
5. Росстат. Регионы России. Социально — экономические показатели — 2021 г. Стат. сб. М.; 2021. 1112 с. https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (дата обращения: 03.06.2022).
6. Центр развития региональной политики. Бюджеты регионов в 2021 году: стратегии дефицита. https://bit.ly/3MbfYUC (дата обращения: 03.06.2022).
7. Коновалов А.А., Наумов, С.А., Леонова А.А. Сущность и причины дефицита бюджета на современном этапе. Ростовский научный журнал. 2018;(5):27—32.
8. Куликова Е.И. Возможности повышения доходов регионального бюджета за счет реализации собственного потенциала. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016;(2-6):88—93.
9. Росстат. Регионы России. Социально — экономические показатели — 2019 г. Стат. сб. М.; 2019. 1204 с. https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf (дата обращения: 03.06.2022).
10. Таштамиров М.Р. Оценка влияния межбюджетных трансфертов на динамику доходов высокодотационного регионального бюджета (на материалах Чеченской республики). Вестник Чеченского государственного университета им. АЛ. Кадырова. 2020;38(2):54-63. https://doi.org/10.36684/chesu-2020-38-2-54-63
11. Фадеева Е.Ю. Дефицитность региональных бюджетов и способы ее преодоления. Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2016;(31):55-66.
12. Министерство финансов РФ. Объем и структура государственного долга субъектов РФ и долга муниципальных образований. https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/ (дата обращения: 03.06.2022).
13. Наумов И.В., Никулина Н.Л. Сценарное моделирование влияния динамики государственного долга на валовой региональный продукт субъектов России. Финансы: теория и практика. 2021;25(6):68-84. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-6-68-84
14. Рябичева О.И. Государственные заимстовования регионов в современной России. Экономика иуправление: проблемы, решения. 2017;7(10):32-35.
15. Зотиков Н.З., Арланова О.И., Львова М.В. Налогово-бюджетный механизм и его влияние на экономику. Монография в рамках гранта РФФИ №18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово — бюджетного механизма и его влияние на экономику региона». Чебоксары; 2020.184 с.
References
1. Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 "On the strategy of economic security of the Russian Federation for the period until 2030" http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (accessed 03.06.2022).
2. Russian Federation. Data on the forms of statistical and tax reporting (reports on the accrual and receipt of taxes, fees, ST and other obligatory payments). https://wwwnalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed 03.06.2022).
3. Bobrova A.V., Borzova N.A. On problems of inter-budgetary relations in Russian Federation. Upravlenie v sovremennykh sistemakh. 2018;(3):9-19.
4. Yavkin VV, Arshinov I.V Influence of investments in innovations on the increase of tax revenues of the regional budget. Ekonomika, sotsiologiya i pravo. 2016;(12):86—89.
5. Rosstat. Regions of Russia. Socio-economic indicators — 2021. Statistical Collection. M; 2021. 1112 p. https://rosstat.govru/storage/ mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (accessed 03.06.2022).
6. Regional Policy Development Centre. Regional budgets in 2021: deficit strategies. https://bit.ly/3MbfYUC (accessed 03.06.2022).
7. Konovalov A.A., Naumov, S.A., Leonova A.A. The essence and causes of the budget deficit at the present stage. Rostovskii nauchnyi zhurnal 2018;(5):27—32.
8. Kulikova E.I. Opportunities to increase regional budget revenues by realizing their own potential. Sovremennye tendentsii razvitiya naukii tekhnologii. 2016;(2-6):88—93.
9. Rosstat. Regions of Russia. Socio-economic indicators — 2019. Statistical Collection. M; 2019. 1204 p. https://rosstat.govru/storage/ mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf (accessed 03.06.2022).
10. Tashtamirov M.R. Assessment of the impact of inter-budget transfers on the income dynamics of the high-level regional budget (on the materials of the Chechen Republic). Vestnik Chechenskogogosudarstvennogo universiteta im. AA. Kadyrova. 2020;38(2):54—63. https://doi.org/10.36684/chesu-2020-38-2-54-63
11. Fadeeva E.Yu. Deficit of regional budgets and ways to overcome it. Problems of the modern economy (Novosibirsk). 2016;(31):55—66.
12. Russian Federation Finance Ministry. The volume and structure of the public debt of the constituent entities of the Russian Federation and the debt of municipalities. https://minfin.govru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/ (accessed 03.06.2022).
13. Naumov I.V, Nikulina N.L. Scenario modelling of the impact of the dynamics of public debt on the gross regional product of Russian regions. Finance: theory andpractice. 2021;25(6):68-84. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-6-68-84
14. Ryabicheva O.I. Government borrowings of the regions in modern Russia. Ekonomika i upravlenie:problemy, resheniya. 2017;7(10):32—35.
15. Zotikov N.Z., Arlanova O.I., Lvova M.V Tax and budget mechanism and its impact on the economy. Monograph within the framework of the RFBR grant No. 18-010-00357 on the topic 'Improving the tax and budgetary mechanism and its impact on the regional economy". Cheboksary; 2020. 184 p.