Научная статья на тему 'Налоговая тайна и особенности ее реализации'

Налоговая тайна и особенности ее реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
643
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙНА / НАЛОГОВАЯ ТАЙНА / ИНФОРМАЦИЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ЗАЩИТА ДАННЫХ / НАЛОГИ / УЧЁТ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саакян Мария Арамовна, Архиреева Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены основные признаки налоговой тайны, для того чтобы определить содержание её информации. В работе раскрывается мысль о том, что Налоговый кодекс РФ не является единственным нормативным актом, в котором есть положения, обеспечивающие налоговую тайну. Анализируется правовой режим её охраны, правильное использование, хранение и передачу секретных данных. Также отмечается институт налоговой тайны в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая тайна и особенности ее реализации»

УДК 336.22

Саакян Мария Арамовна

студентка юридического факультета, кафедра административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина mariasahakian@mail.ru

Архиреева Анастасия Сергеевна

кандидат юридических наук, кафедра административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина arkh i reevaa@in box. ru

Saakyan Maria Aramovna

Law Student,

Department of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin mariasahakian@mail.ru

Arkhireeva Anastasia Sergeevna

Candidate of Law, Department of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin arkh i reevaa@in box. ru

Налоговая тайна

и особенности ее реализации

Tax secrecy

and features

of its implementation

Аннотация. В статье рассмотрены основные признаки налоговой тайны, для того чтобы определить содержание её информации. В работе раскрывается мысль о том, что Налоговый кодекс РФ не является единственным нормативным актом, в котором есть положения, обеспечивающие налоговую тайну. Анализируется правовой режим её охраны, правильное использование, хранение и передачу секретных данных. Также отмечается институт налоговой тайны в зарубежных странах.

Ключевые слова: тайна, налоговая тайна, информация, Налоговый кодекс, защита данных, налоги, учёт, налогоплательщик.

Annotation. The article discusses the main features of a tax secret in order to determine the content of its information. The paper reveals the idea that the Tax Code of the Russian Federation is not the only normative act in which there are provisions that ensure tax secrecy. Analyzed the legal regime of its protection, proper use, storage and transfer of secret data. Also noted is the institution of tax secrecy in foreign countries.

Keywords: secrecy, tax secrecy, information, Tax Code, data protection, taxes, accounting, taxpayer.

Налоги являются основой для существования любого демократического государства. Российская Федерация не является исключением. В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги [1]. Согласно действующему законодательству существует особый порядок защиты данных, предоставляющих налогоплательщиком для постановки его на учёт. Налоговые органы, в свою очередь, должны соблюдать порядок налоговой тайны, то есть приводить в исполнение правильное использование, хранение и передачу секретных данных [2]. В соответствии со статьёй 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) под налоговой тайной понимают любые полученные надлежащими органами сведения о налогоплательщике [3]. До сегодняшнего дня среди правоведов нет общего мнения о том, какие данные нужно относить к группе налоговой

тайны. Именно поэтому данная тема обладает актуальностью и вызывает интерес в области налогового права.

Правовой режим охраны налоговой тайны характеризует два положения: во-первых, установление ограничений для получения тайны, а во-вторых, законный порядок такой процедуры. В качестве основного признака специального правового режима нужно принимать во внимание объект налоговой тайны, основу которого составляет информация, которая необходима для налогообложения, иными словами для верного подсчитывания размера уплаты налогов и расчёт в положенный срок [4]. Чтобы определить с о д е ржание информации, которая образовывает налоговую тайну, нужно выделить основные её признаки:

- информация, которая получена надлежащими органами о налогоплательщике;

- информация, которая предоставлена непосредственно налогоплательщиком, а также собранная им самим, например, в процессе осуществления выездной налоговой проверки;

- информация, которая получена от банков, учреждений социальной защиты, иных учреждений.^]

Структура налоговой тайны включает в себя определённый перечень информации, который не может быть отнесён к числу защищённых:

- если налогоплательщик сам разглашает сведения о себе или с его согласия;

- сведения об идентификационном номере налогоплательщика (далее ИНН);

- информация о нарушении налогового законодательства;

- предоставляемые надлежащим органом сведения в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация (далее РФ), о взаимном сотрудничестве между данными органами [6].

С.Д. Шаталов отмечает, что для гарантии налогоплательщику в секретности, представляемой им, в налоговые органы информации статья 102 НК РФ предусматривает, что большая часть данных о налогоплательщике понимаются как образующие налоговую тайну. А это значит, что они защищаются контролирующими органами от незаконного доступа и распространения. Следовательно, данная статья «закрывает» всю информацию о налогоплательщике за исключением вышеназванных [7].

Информацию, которую образует налоговая тайна, можно отнести к профессиональной тайне должностных лиц таможенных, налоговых органов, органов внутренних дел, органов государственных внебюджетных фондов. В данном контексте уместно привести в пример Федеральный закон (далее ФЗ) от 1 апреля 1996 года № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». А именно пункт 8 статьи 6, где говорится о том, что сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете, устанавливаемый Пенсионным фондом РФ на каждое застрахованное лицо, непосредственно относятся к категории секретной информации [8].

Следует также отметить, что НК РФ не является единственным источником права РФ, в котором есть положения, обеспечивающие налоговую тайну. Существуют Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее СИДН), которые регулируют вопросы конфиденциальности налоговой информации. Так, статья 26 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» предусматривает налоговую тайну на любые сведения, которые получены договаривающимся государством в рамках этого соглашения [9]. Не

смотря на это, есть ряд случаев, когда соглашение предусматривает возможность введения ограниченного порядка доступа к данным сведениям, например, уполномоченные органы, в том числе административные органы и суды, которые занимаются взиманием, введением, уголовным преследованием , имеют право раскрывать налоговые сведения в процессе открытого судебного заседания, а также при принятии судебных решений. Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ международные договоры является частью правовой системы РФ, если возникает противоречие между законом и такими договорами, то применяются нормы международного договора. Анализируя Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр можно прийти к заключению о том, что у налоговых органов есть возможность требовать на разглашение полученным ими информации от уполномоченных органов власти Кипра. Различия в нормах закона и СИДН неминуемо приводят к вероятности разглашения налоговой тайны [10].

Во многих странах институт налоговой тайны имеет особое значение. Однако, в таких странах как Норвегия, Франция, Италия вместе с обязанностью надлежащих органов и их должностных лиц по неразглашению информации о налогоплательщиках, есть возможность согласно законодательству опубликовывать отдельные налоговые сведения. В юридической литературе данное явление принято называть налоговой публичностью. Правовой основой данного понятия в этих странах составляет конституционное право каждого на ознакомление с материалами и документами органов государственной власти, которые касаются его прав и свобод. Опираясь на то, что обязанность по уплате налогов носит публично правовой характер, то неисполнение её определенными налогоплательщиками нарушают интересы и права граждан. Поэтому отдельные налоговые данные, перечень которых закреплен законом, признаются в общем доступе, давая тем самым возможность, всем налогоплательщикам право проверять исполнение каждым своей обязанности по уплате налогов. Обязанность по предоставлению таких данных реализуется посредством их ежегодной публикации [11].

В РФ данный принцип также нашел свое отражение. Так, например, на сайте Федеральной налоговой службы опубликована информация, которая ранее относилась к налоговой тайне. К ним относятся данные о количестве долга и денежные обязательства по налогам организаций, а также о наличии правонарушение в налоговой сфере, которые были образованы до 31 декабря

2017 года, и не были уплачены до 1 октября

2018 года. Также были размещены данные о среднем списке количества трудящихся юридических лиц, особых налоговых режимах, которые используются компаниями, сведения об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года, информация о совокупности доходов и расходов организаций по сведениям бухгал-

терской отчетности за 2017 год. Данными материалами воспользовались уже 166 тысяч пользователей. Размещение этой информации стало возможно после внесения поправок в ФЗ от 1 мая 2016 года № 134 «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральная налоговая служба мотивировала свое решение о публикации данных сведений тем, что использование и изучение этой информации поможет нало-

Литература:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 5 февраля 2014 года) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Крутова Я.А. Налоговая тайна и её обеспечение / Я. А. Крутова, В. А. Очаковский, Т.Е Коры-тина // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 3(41). С. 123.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года (ред. от 27 ноября 2018 года) № 146-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 2018. № 0001201811270059.

4. Крутова Я.А. К вопросу о соотношении институтов гражданского и налогового права / Я.А. Крутова, В.А. Очаковский, Ю.А. Самсоненко // Общество и право. 2018. № 3(65). С. 153.

5. Очаковский В.А. К вопросу о злоупотреблении правом в сфере налогов и сборов / В.А. Очаковский; Отв. ред. Е.А. Бочкарева // В сборнике: Административное и финансовое право в условиях новой экономической реальности: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции : сборник статей. 2017. С. 181.

6. Папоян А.А. Административно-правовые и гражданско-правовые векторы развития налогового права / А.А. Папоян, К.О. Салова, Ю.И. Чернов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 11. С. 124.

7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) : учебное пособие / Сост. и автор коммент. С. Д. Шаталов. М., 1999. С. 490.

8. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года (ред. от 29 июля 2018 года) № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ.

9. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 года (ред. Протокола от 7 октября 2010 года) «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

10. Кузнецова Л.Д. Административный порядок защиты прав и законных интересов налогопла-

гоплательщикам выбирать безопасных партнёров для благополучной деятельности

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день данная проблема остаётся актуальной, так как она касается непосредственно каждого гражданина. Ведь известно, чем выше уровень защиты налоговой тайны, тем выше уровень защиты прав и законных интересов налогоплательщика.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (Ed. February 5, 2014) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

2. Krutova Ya.A. Tax secrecy and its provision / Ya.A. Krutova, V.A. Ochakovsky, T.E. Korytina // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 3(41). P. 123.

3. Tax Code of the Russian Federation (Part One) of July 31, 1998 (as amended on November 27, 2018) № 146-ФЗ // Official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru. 2018. № 00012018 11270059.

4. Krutova Ya.A. On the question of the relationship between the institutions of civil and tax law / Ya.A. Krutova, VA Ochakovsky, Yu.A. Samso-nenko // Society and Law. 2018. № 3(65). P. 153.

5. Ochakovsky V.A. On the issue of abuse of the right in the sphere of taxes and fees / V.A. Ochakovsky; Editor-in-Chief E.A. Bochkareva // In the collection: Administrative and financial law in the conditions of a new economic reality: experience and prospects Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Digest of articles. 2017. P. 181.

6. Papoyan A.A. Administrative law and civil law vectors of tax law development / A.A. Papoyan, K.O. Salova, Yu.I Chernov // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2018. № 11. P. 124.

7. Commentary to the Tax Code of the Russian Federation, part one (itemized) : study guide / Compiler and comment author S.D. Shatalov. M., 1999. P. 490.

8. Federal Law of April 1, 1996 (as amended on July 29, 2018) № 27 «On Individual (Personalized) Accounting in the Mandatory Pension Insurance System» // Collected Legislation of the Russian Federation.

9. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Cyprus of December 5, 1998 (as amended by the Protocol of October 7, 2010) «On avoidance of double taxation with respect to taxes on income and capital".

10. Kuznetsova L.D. The administrative procedure for the protection of the rights and legitimate

тельщиков / Л.Д. Кузнецова, В.А. Очаковский // Эпомен. 2018. № 14. С. 67.

11. Очаковский В.А. Добросовестность и недобросовестность в налоговом праве / В.А. Очаковский, В.А. Забиранов // В сборнике: Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей IV Международной научно-практической конференции : в 2-х частях. 2017. С. 143.

interests of taxpayers / L.D. Kuznetsova, V.A. Ocha-kovsky // Epomen. 2018. № 14. P. 67.

11. Ochakovsky V.A. Conscientiousness and bad faith in tax law / V.A. Ochakovsky, V.A. Zabiranov // In the collection: Modern jurisprudence: topical issues, achievements and innovations Collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference : in 2 parts. 2017. P. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.