УДК 338.242.2
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Т. А. Витязева, К. Н. Абдуллаева
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация Vityaz@yandex.ru Meller2804@yandex.ru
Рассмотрено законодательное понятие налога, его функции, а также понятие налоговой системы и состав федерального бюджета. Выявлены основные проблемы современной налоговой системы РФ и предложены пути ее совершенствования.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая система, теневая экономика, бюджет
UDC 338.242.2
TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE
IT
T. A. Vityazeva, K. N. Abdullaeva
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Vityaz@yandex.ru Meller2804@yandex.ru
The article considers the legislative concept of tax, its functions, as well as the concept of tax system and the composition of the federal budget. It reveals the main problems of the modern tax system of the Russian Federation and identifies the main ways of its improvement.
Keywords: economic safety, tax system, shadow economy, budget
Введение. Во всех странах мира уплата налогов является обязательством физических и юридических лиц, и Российская Федерация не является исключением. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством России о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату определенного налога. Налоги являются одним из очень важных звеньев в экономических отношениях, в обществе с момента возникновения государства. Уплата налогов — это конституционно закрепленная обязанность физических и юридических лиц. Одной из главных функций налогов — это пополнение государственного бюджета. Кроме этого, с помощью изменения или регулирования налоговых ставок, государство может воздействовать на социальную и экономическую сферу в стране, а также регулировать их состояние.
Основная часть. Налоговые отношения регулируются не только Налоговым Кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, касающихся налогообложения. Помимо вышеперечисленных законодательных актов, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законов и нормативных актов, которые регулируют порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].
Налоги в странах, где установлен режим рыночной экономики, выполняют значительное количество функций [2]:
1. Регулирующая. Она обеспечивает контроль состояния рыночной экономики путем управления налоговыми ставками или изменяя условия налогообложения. Таким образом, государство регулирует состояние общества в стране.
2. Стимулирующая. С помощью данной функции налога, государство может воздействовать на общество, снижая или повышая ставку на определенный налог. Тем самым, увеличивая спрос на определенную сферу в государстве или, наоборот, снижая его.
3. Распределительная. Путем взимания налогов с населения в бюджете страны формируются доходы, которые направлены на нужды государства и улучшение качества жизни в стране.
4. Фискальная функция. Обеспечивает изъятие доли доходов организаций и граждан для поддержки государственного аппарата и обороны страны.
Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения не содержат определения понятия налоговой системы. Тем не менее, действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал данное понятие:
Налоговая система — это основанная на определенных принципах структура урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов [2].
В Российской Федерации налоговая система является трехуровневой. Она подразделяется на федеральный, региональный и местный уровни - статья 12 Налогового Кодекса РФ [1]. Это объясняется специфическими особенностями государственного устройства России, которые заключаются в федеративном государственном управлении и разделении органов власти на три самостоятельных уровня: федеральный, региональный и местный.
Правовой основой налоговой системы является законодательство о налогах и сборах — Налоговый Кодекс РФ, а также таможенное законодательство, образующие в совокупности нормативную модель налоговой системы и Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
Формирование налоговой системы происходит на законодательном уровне. Федеральные органы законодательной власти моделируют структуру налоговой системы, оформляют налоги и сборы. Согласно ст. 72 и 76 Конституции, органы законодательной власти субъектов РФ не обладают полномочиями изменять состав налоговой системы и устанавливать дополнительно к существующим новые налоги и сборы [3]. Следовательно, законодательные органы субъектов РФ не участвуют в процессе разграничения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы.
Все чаще обсуждаются предложения о целесообразности введения повышенных на порядок ставок налогов для особо дорогого жилья, для обладателей более чем одного объекта недвижимости и т.д. Данный вид взыскания налога называется прогрессивным. Он имеет популярность в европейских странах, в нем присутствует ряд преимуществ, но есть и ряд недостатков, которые необходимо разобрать. То есть, чем выше доход у налогоплательщика, тем больше должен быть налог. Тем не менее, в этой идее существует ряд проблем: имея в собственности элитное жилье или престижный автомобиль, гражданин будет обязан платить более высокий налог, чем у других налогоплательщиков, но возможно, что это имущество могло достаться ему по наследству, либо в подарок. Тогда поднимется вопрос о том, на каком основании он обязан платить более высокий налог, если уровень дохода у него средний? Следовательно, вряд ли транспортный или земельный налоги можно отнести к регуляторам или перераспределителям доходов физических лиц.
Косвенные налоги — один из самых главных источников пополнения бюджета страны. В составе доходов бюджета они занимают определенное место, (удельный вес этих налогов составляет 75% доходов бюджета). К косвенным налогам относят те налоги, которые взимаются формально государством с предпринимателей, но по факту их оплачивают третьи лица (НДС,
акцизы, таможенные пошлины) [4,5].
Действующие налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса 90-х годов прошлого века, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Можно предположить, что во времена экономического кризиса налоги выполняли важнейшую роль — фискальную. С помощью прибыли от налогов государство планировало побороть экономический кризис в стране, пополнив федеральный бюджет. Вследствие чего появилось их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Таким образом, далеко не каждый гражданин был способен оплачивать завышенную ставку налога, из-за чего многие пытались уклоняться от налогов. Отсюда и появились значительные недочеты в бюджете государства, где прибыль ему приносили налоги.
Также стоит отметить нестабильность налогового законодательства, о которой мы уже упоминали ранее. Именно она создает большой риск для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильность и жесткости налогов, а также правил их взимания, чего, на данный момент, не наблюдается.
Одним из недостатков налоговой системы является слабый контроль над сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов. Вместе с сочетанием вышеуказанной проблемой об уклонении граждан и юридических лиц от налогов, данный недостаток образовывает большую проблему. Это означает, что будет происходить стремительное развитие теневой экономики. Следовательно, из-за теневой экономики, страна может недополучать 30-50 % доходов от налогов.
Заключение. Таким образом, можно выделить основные пути совершенствования современной налоговой системы:
— обеспечение стабильности налоговой системы;
— максимальное упрощение налоговой системы;
— ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок;
— равномерное распределение между прямыми и косвенными налогами;
— совершенствование подоходного налогообложения физических лиц.
Библиографический список
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации — Москва : Омега Л, 2016. — 968 с.
2. Конституция Российской Федерации - Москва : Эксмо, 2015. — 32 с.
3. Алиев, Б. Х. Налоги и налоговая система РФ /Б. Х. Алиев, Х. М. Мусаев — Москва :Юнити - Дана, 2014. — 314 с.
4. Пепеляев, С. Г. Налоговое право. / С.Г. Пепеляев — Москва : Альпина Паблишер, 2015. — 800с.
5. Шестакова, Е. В. Налоговая оптимизация — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 331с.