Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ и КоАП. В том случае, если пациент злостно уклоняется от самостоятельного обращения за медицинской помощью, ведёт асоциальный или антисоциальный образ жизни, грубо социально дезадаптирован, то о добровольности лечения и социальной реабилитации речи идти не может. К сожалению, на сегодняшний день законодательная база, обеспечивающая принудительные меры медицинского характера, очень несовершенна.
Принцип добровольности должен безоговорочно соблюдаться в случае активного стремления пациента к сотрудничеству с медицинскими и социальными учреждениями. В большинстве стран мира, включая промыш-ленно развитые страны западной демократии, традиционно осуществляется та или иная степень принуждения больного к обращению за помощью в соответствующие учреждения. Проработка данных вопросов не ограничивается только одной отраслью права, а является комплексной проблемой, которую нужно решать сразу по нескольким направлениям.
УДК 339.727
А.Н. Щедричева, Г.Е. Шалдина
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Понятие и сущность налогового планирования как инструмента регулирования налоговой системы в России.
Term of tax planning as a tool of regulating of tax system in Russia.
Успешное функционирование налоговой системы невозможно без её регулирования. Правовое регулирование налогов актуально в экономической и социальной жизни России вопрос.
Налоговая система - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Правовое регулирование - это не только процесс создания и систематизации правовых норм, но и их конечная цель.
Рассмотрение основных теоретических положений, связанных с категорией «налоговая система», позволяет опираться на него при рассмотрении понятия «налоговое планирование».
Планирование - способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы.
Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения.
Другими словами, планирование - неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающаяся в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов
достижения данного состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
Определив содержание понятий «налоговая система» и «планирование» в целом, можно перейти к определению термина «налоговое планирование», в трактовке которого есть дискуссионные моменты.
Налоговое планирование - выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
Налоговое планирование - набор мер и выбор способа бухгалтерского учёта, направленного на законное снижение налогового бремени предприятия.
Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.
Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность. Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.
Для российских предпринимателей налоговое планирование - ещё недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента [1].
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.
В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.
В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным.
Независимо от вида планирования предполагается проделывать следующее:
• Нужно разработать стратегию оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается чёткий план реализации;
• Необходимо контролировать состояние бухгалтерского учёта и отчётности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
• Необходимо определить рациональное размещение активов и прибыли организации;
• Нужно разработать налоговый календарь, предназначенный для чётко-
го прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчётности в целях недопущения нарушений сроков отчётности, влекущих штрафные санкции;
• Нужно изучить налоговые льготы и организацию сделок;
• Необходимо учитывать дебиторскую задолженность: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги.
В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:
• Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).
• Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
• Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
• Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощённая система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вменённый доход).
Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, разработка схем международного налогового планирования - взаимодействия в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).
Элементы бухгалтерского учёта в целях налогообложения, учётная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально - производственных запасов и расчёт их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей) [2].
С условностью можно полагать, что процесс налогового планирования проходит четыре этапа.
На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения, как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.
На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных це-
лей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.
Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.
На четвёртом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.
Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.
Второе: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчёта облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.
Третье: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.
Четвёртое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.
Данные правила обеспечивают снижение налоговых обязательств в рамках закона и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Также минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что называется уклонением от налогов. Уклонение от налогов происходит путём сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации [3].
Говоря о налоговом планировании и (или) об оптимизации налогообложения, нельзя не упомянуть рисков, которые могут возникнуть при их осуществлении.
Налоговый риск - это вероятность возникновения ситуации, когда не подпадающая под налогообложение (по расчётам хозяйствующего субъекта) операция при проверке признается налоговыми органами налогооблагаемой, мнимой (в самом худшем случае) или притворной.
Чаще всего рисковые ситуации возникают тогда, когда в законодательстве чётко не прописаны моменты налогообложения тех или иных операций.
Законодательно установленные пределы налоговой минимизации отсутствуют. Это влечёт ряд отрицательных последствий:
С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.
Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.
В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах нало-
гоплательщиков.
Наиболее известными налоговыми рисками, под которыми подразумевается вероятность усиления налогового бремени, являются: доначисление налогов, штрафные санкции, наложение ареста на имущество, взыскание задолженности по налогам и сборам через арбитражный суд, признание хозяйствующего субъекта банкротом арбитражным судом, привлечение к административной/уголовной ответственности.
Вторым видом рисков можно считать риск невозможности компенсировать последствия возникшей рисковой ситуации, в том числе и денежными средствами. Если отсутствует просчёт возможных потерь при неудачном завершении сделки, предприятие может столкнуться с такой ситуацией, когда на его счетах будет недостаточно средств для компенсации тех или иных потерь, что может привести к существенному ухудшению финансового положения фирмы.
Следующий риск - это риск ошибочного исчисления и уплаты налога. Данный риск в первую очередь связан с некомпетентностью работников бухгалтерии, заключающейся в элементарном незнании норм законодательства, и может стать причиной низкой осведомлённости работников бухгалтерии в механизме реализации какой-либо налоговой схемы;
Последним видом рисков является риск изменения налогового законодательства. Нормы НК РФ постоянно совершенствуются, и многим фирмам не удаётся вовремя среагировать на такие изменения. Но благодаря стремительно развивающимся информационным технологиям проследить за изменениями законодательства становится гораздо легче и доступнее. В связи с этим можно выделить следующие риски данной группы:
• введение новых налогов и сборов;
• изменение налоговых ставок;
• изменение порядка определения налоговой базы по какому-либо налогу;
• изменение сроков и условий уплаты налогов и сборов;
• отмена налоговых льгот.
Рассматривая любую из предложенных вариантов классификаций налоговых рисков, можно найти в них и достоинства, и недостатки. Все зависит от того, что больше интересует субъекта, проводящего классификацию: причина возникновения риска, его возможные последствия или что-либо другое [2].
Вопросы законности налогового планирования неоднократно освещались в решениях Конституционного Суда (КС) РФ и Верховного Арбитражного Суда РФ. Право налогоплательщика на оптимизацию налогов закреплено в Постановлении Конституционного Суда от 27 мая 2003г. № 9-П., в котором говорится, что законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков.
Важность, актуальность законодательного регулирования налогового планирования подтверждает постановление Пленума Верховного Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006г. №53 «Об оценке Арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
В частности, суд считает, что судебная практика разрешения налоговых споров должна исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с
этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчётности, - достоверны.
Из решения КС РФ была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утверждённая приказом ФНС России от 30 мая 2007г. № ММ-3-06/333, в которой установлены определённые критерии оценки рисков налогоплательщиков. Вот некоторые из них:
• налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
• отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
• отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период;
• опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
• выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Чтобы законно заниматься налоговым планированием, кроме перечисленных критериев, необходимо учитывать также следующие положения, которые позволяют отстаивать обоснованность налогового планирования:
необходимо иметь доказательства того, что оптимизация налоговых платежей не была единственной целью;
необходимо реально зафиксировать цель налоговой оптимизации;
необходимо документально подтвердить все производимые хозяйственные операции и экономически их обосновать.
Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица - одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности [ 1].
Библиографический список
1. ВылковаЕ.С. Налоговое планирование. М.: Юрайт, 2011. 639 с.
2. Овчинникова О.Н. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов. М. : ИТК Дашков и К, 2011. 284 с.
3. Урман Н.А. Эффективное налоговое планирование. М.: Налоговый вестник, 2010. 304 с.