Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ'

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИКА / ВЕРХОВЬЯ ЗЕРАВШАНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Одинаев Абдумавлон Назирович

В данной статье налоговая политика рассматривается как влиятельной фактор экономической политики царского правительство в верховьев Зеравшана. Автор, на основе конкретных факторов и архивных материалов, научно доказывает отрицательное влияние, данной политики на уровень жизни населения и его постепенного обнищания. Особенно такие налоги как хирадж, танапа и кошпули главными причинами понижения экономического положения частные и феодальных хозяйств явилась названного региона. В данной статье в целом обобщена налоговая политика русского царизма, отрицательный фактор экономического развитие Верховьев Зеравшана в конце XIX-начале ХХ вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL TAXING OF TSARISM AND DISASTROUS SITUATIONS MASS IN THE SECOND PERIOD OF XIX CENTURY AND AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

He article is considered the ways of political taxes in the upper reaches of living of population and its gradual impoverishment. Particularly these taxes as well as kiraj, tanap, and koshpuli were the main facts of the layering of economical situations of private and feudal hosts of this regions In this article in common summary taxes political Russian tsarist how positive factor of Zerafshan in the ends of xix and xx centuries.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ»

30. Ibrahim Umarzoda. Aryans. Part 1. Founders of civilization of Asia and Europe. Part 2. The Empire of Aryan states. -Dushanbe, 2007. - 428 р.

31. Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур. - Душанбе: Дониш, 2006.- 744 с.

32. Там же.

33. Масов Р. Арии: история и современность. Душанбе, 2006. - С. 20.

ПРОБЛЕМА АРИЙЦЕВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье рассматривается проблема арийцев в англоязычной литературе. Существуют различные точки зрения по поводу этой проблемы. Автор исследует точку зрения отечественных и англоязычных авторов по проблеме арийцев и приходит к выводу, что данная тема требует тщательного исследования и изучения.

Ключевые слова: арийцы, англоязычный, литература, точка зрения, требует, исследования, изучение.

THE PROBLEM OF THE ARYANS IN ENGLISH LITERATURE

The article examines the problem of the Aryans in English literature. There are different points of view about this problem. The author explores points of views of the national and English-speaking authors about the Aryans and makes a conclusion that this topic requires careful research and study.

Keywords: Aryans, English, literature, point of view, require, research, study.

Сведения об автор:

Каландарова Лутфия кандидат исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа, Таджкского государственного педагогического университета им.С.Айни, Республики Таджикистан; E-mail-kalandarova61@mail.ru

about the autors:

Kalandarova Lutfiya аssociate professor, Candidate of historical sciences of the historical department of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini; E-mail:kalandarova61@mail. ru

УДК327(091) (470+571)

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Одинаев А. Н.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики

Таджикистан

В своей налоговой политике царское правительство стремилось к тому, чтобы как можно больше взимать с населения различных податей. При взимании налогов абсолютно не обращалось никакого внимания на степень платежеспособности населения и особенности данного региона. Такой подход к проведению налоговой политики чрезвычайно усиливал податную обремененность населения и резко ухудшал экономическое положение трудящихся масс.

Первые годы после присоединения царское правительство удовлетворялось теми видами сборов, которые существовали раньше при господстве беков; взимались хирадж, танапы и зякот. Первый вид сбора взимался в размере 1/5 части урожая. Как раньше, так и теперь хирадж с Фальгара, Фана, Ягноба и Матчи собирался в основном деньгами, а трудящиеся Кштута, Магиана и Фараба платили хирадж; натурой. С земель, находившихся под садами, огородами и люцерной брался особый танапный сбор в размере 1/10 части урожая.

В 1871 г. с населения верховьев Зеравшана кроме Фараба были взысканы хирадж, танап и зякот на сумму 8,764 руб. 55 коп. В отдельности по каждому бекству налоги поступали следующим образом: с бывших бекств Матчинского, Фальгарского, Ягнобского и Фанского поступило 5,399 руб. 5 коп, с Магиана поступило 3083 руб. 50 коп, и с Кштута 282 руб.[5, с. 425].

Затруднения с обеспечением армии продовольствием принудили царское правительство первоначально взимать часть налогов натурой. В 1872 году было сдано хираджа в казну с

Фарабского участка 1109 батманов и 1 пуд разных продуктов, с Магиана 819 батманов и 10 фунтов, с Шингского участка 271 батман, 6 пудов 30 фунтов хлеба [9, с. 4-6].

В 1876 году взамен хираджа, танапа и кошпули был введен окладной поземельный сбор. Окладной податью были обложены все поливные участки, виноградники и прочие приусадебные участки, не исключая тех земель, которые использовались через год с соображением плодотворности.

Так, по имеющимся сведениям за 1887 год, окладный поземельный сбор взимался с Магиано-Фарабской волости в сумме 805 р. с Фальгарской - 2055 р. с Матчинской - 687 р. с Искандаровской - 1120 р. и с Кштутской - 1163 р. 74 коп. Всего 4667 руб.[7, 405].

Однако с изменением названия налогов положение непосредственных производителей нисколько не улучшилось, а наоборот, многочисленные злоупотребления сборщиков при раскладке сборов еще более усиливали налоговое бремя. Теперь раскладки внутри волостей, между селениями производились волостными управителями и старшинами. О недостатках новой системы взимания податей сам генерал-губернатор фон-Кауфман писал, что "новоустроенная система окладной поземельной подати уже не имела той справедливости, которая лежит в основании хираджной системы. Раскладка внутри волостей и аулов не всегда производится правильно, многие малоземельные местности не могут идти и развиваться в отношении земледелия одинаково с местностями, богатыми землей, и потому уплачивают пропорционально более их".[10, л. 3].

В 1877 году взамен натуральной повинности был введен земский подомный сбор. При взимании названного сбора не учитывались экономическое состояние и доходность каждого двора в отдельности, а брали с каждого двора по рублю.

Введение земского подомного сбора правительством мотивировалось тем, что различные строительно-дорожные сооружения невозможно выполнять только натуральной повинностью населения. Такие работы требуют определенных технических приемов. К таким строительствам, по мнениям царских специалистов, относились построения помещений для высших чинов администрации, мостов, шоссе, почтовых точек и заложение плотин.

Однако, несмотря на беспрерывное увеличение земских сборов, царское правительство не приняло никаких мер к исправлению шоссейных дорог, мостов и ирригационной системы. И после введения подобного сбора различные натуральные повинности, связанные с постройками мостов, исправлением дорог и проведением арыков по-прежнему выполнялись самим населением.

Кроме перечисленных налогов, население ежегодно уплачивало общественные суммы на расходы по содержанию местной администрации (волостных управителей, старшин, переводчиков и т. д.) и на покупку различных канцелярских принадлежностей.

По имеющимся сведениям, с трех горных волостей верховьев Зеравшана в 1891 году общественные сборы поступали в следующих размерах: по Искандаровской волости -1356 руб. 92 коп, по Матчинской - 381 руб. 6 коп, и по Фальгарской - 1824 руб. 42 коп.[3, с. 109].

По сравнению с собранными в 1871 году танапным, хираджным и зякотным сборами с трех вышеуказанных волостей окладная подать (за 1887 г.) и собранные общественные суммы (за 1891 г.), не считая мирских расходов и платы за пользование валежником, были больше (7264 - 5399) на 1965 руб. или же на 35%.

Прирост же населения был незначительным. Тяжелым бременем для трудящихся масс являлась плата за билет на право пользования валежником. По рассказам старожилов, из всех налогов самым тяжелым для населения была плата за пользование топливом. Два раза в год по три рубля нужно было платить за билет, чтобы иметь права собирать колючки и валежник. Построить себе жилище было совсем невозможно. Только чиновники и богатые люди были в состоянии строить новые дома.

Плата за пользование топливом непрерывно возрастала. Так, по данным полковника И. А. Бржезицкого доходы от валежного леса по Пенджикентскому участку выросли с 354 руб. 80 коп, в 1892 году до 937 руб. 60 коп, в 1899 году. То есть за семь лет доходы от валежного леса увеличились на 265%[3, с. 110]. Цена билета на право пользования валежным лесом особенно поднимается в начале XX века. Так, в 1914 году, согласно инструкции заведующего государственным имуществом Зеравшанского подрайона население Зеравшанской волости должно было платить за сбор 1000 снопов степного топлива 10 рублей, а за 1000 снопов колючки - 5 рублей[4, с. 37-40]. При продолжительности зимнего периода в верховьев Зеравшана этого количества топлива, конечно, не хватало; и население должно было приобретать еще дополнительный билет.

Все это вместе взятое чрезвычайно ухудшало положение народных масс верховьев Зеравшана.

Кроме того существовала масса дополнительных повинностей, такие как плата за раздел имущества, вступление в брак, продажу земли, скота и т. д., которые также действовали в сторону ухудшения экономической жизни населения в верховьев Зеравшана.

Царское правительство, озабоченное интересами казны, в своей налоговой политике не обращало никакого внимания на степень платежеспособности подвластных им населения. Вот что писал один из царских чиновников в 1892 году о платежеспособности населения Искандаровской волости: "Необходимо, чтобы население этой волости было совершенно освобождено от платежа как поземельного, так и земского сбора, потому, что одни лежащие на ней обязательные платежи на содержание туземной администрации в размере 1356 р. 92 коп, уже и ныне на 216 руб. превышают платежные средства этого населения"[4, 49].

Между тем в этом году все налоги без исключения взимались полностью, и не было сделано попытки в последующие годы сократить их. Такое положение было во всех волостях верховьев Зеравшана.

Политика царского правительства, направленная на повышение повинностей населения и сохранение феодальных отношений, являлась причиной обнищания и разорения трудящихся масс рассматриваемого района, в силу чего голод и нищета стали частыми явлениями. В конце XIX века среди несостоятельных хозяйстве стал остро ощущаться недостаток хлеба, что привело к употреблению различных суррогатов. Вот, что сообщалось в газете "Туркестанские ведомости" о тяжелых жизненных условиях трудящихся верховьев Зеравшана: "Верховья Зеравшана уже давно внесены в число бедных местностей. Бедность населения, живущего в долине Ягноб-Дарьи, помимо этого официального признания, констатируется еще и тем фактом, что оно есть суррогат хлеба, приготовляя муку из корня местного растения, называемого тоттарен и, из других суррогатов. А на днях нам удалось; видеть муку и лепешки из Магиано-Фарабской волости, находящейся в лучших условиях, чем все долины Ягноб-Дарьи. Мука напоминает своим цветом табачный пепел и на вкус содержит много клейковины, лепешка же представляет какую-то черную твердую, как камень, массу"[1, с.42].

Таких примеров, показывающих бедственное положение населения верховьев Зеравшана, можно привести множество. Поэтому, чтобы не лишиться полностью поступления налогов, царское правительство вынуждено было в 1895 году освободить население Фальгарской, Матчинской и Искандаровской волости от поземельных сборов сроком на 10 лет; однако, за этот период были введены новые налоги и стали увеличиваться общественные и мирские расходы. Наряду с общим ростом общественных сумм, естественно, возрастает доля сборов, падающих на каждый двор. Так, если в 1895 году на один двор падало в Матчинской волости - 28 к., в Фальгаре - 166 к., в Искандаркуле - 86 к., то в 1904 году приходилось платить с каждого двора по Матчинской 68 к., по Фальгарской - 1 р. 23. к., по Искандаровской - 1 р. 67 к., т. е. за этот период возрастали общественные расходы в первой волости - на 40 к., во второй-на 57 и в третьей - на 81 к. При этом интересно отметить, что увеличение общественных и мирских сумм (на 996 р. 42 к.) за указанный период по Искандаровской волости превышало даже размер положенного с них поземельного сбора (746 р. 50 коп.) на 249 р. 92 к.[13, л. 66].

За этот период были введены новые налоги. Так, согласно закону 10 июня 1900 года, все земли, орошаемые атмосферною влагою и необрабатываемые (пастбища), подвергались государственным подесятинным сборам. Все вышеуказанные участки были разделены на пять разрядов и с каждого разряда бралась определенная подать от 30 коп, до 1 рубля. Так как определить количество обрабатываемых земель и их доходность предоставляло собою трудную задачу, поэтому раскладки производились примерно, в силу чего население платило всегда больше, чем на самом деле полагалось.

В начале XX века было проведено поземельно - податное обследование всех волостей верховьев Зеравшана. Работы по экономическому обследованию закончились в трех горных волостях (Фальгар, Матча, Искандаркуль) в 1909 году. Единственной целью, к которой стремилось царское правительство при проведении поземельно - податного обследования, было определить количество обрабатываемых земель с расчетом повышения поземельной подати. При этом не принималось никаких мер к развитию производительности труда и улучшению техники народного хозяйства. Так, например, после проведения поземельноподатных обследований предполагалось увеличить размер поземельного сбора против прежнего оклада по Искандаровской волости (с 746 р. до 1506 р.) на 201,9%, по Матчинской с 546 р. 39 к. до 8611 р. 4 к.) на 157,7% по Фальгарской волости (с 2688 р. 25

к. до 12242 р. 80 к.) на 455%. [12, л. 167].

Однако, царское правительство боялось, что такое резкое повышение податей вызовет возмущение среди народных масс и чрезвычайно ослабит платежеспособность населения. Поэтому под воздействием трудящихся масс правительство вынуждено было сократить размер поземельного сбора. По этому поводу писал начальник Самаркандского уезда: "За последнее время участились подачи ко мне прошений от населения волостей Фальгарской, Матчинской и Искандаровской, в которых уполномоченные от кишлаков, сельских обществ, отдельных групп земледельцев и даже целых волостей ходатайствовали об уменьшении подати, исчисленной на основании работ землемеров"[6, с. 192].

Царское правительство было вынуждено частично сократить размеры поземельного сбора для трех названных волостей. Было приказано в течение шести лет взимать поземельный налог на 50% меньше, установленного комиссией поземельной подати в 1908 году. Но и после этого поземельный сбор выходил за пределы реальной возможности, платежеспособности трудящихся масс верховьев Зеравшана. Сборы продолжали оставаться непомерно высокими и ложились тяжелым бременем на трудовой народ, что подтверждает ниже помещенная таблица._

Волости Прежний поземельн. оклад Размер позе мельн. сбора на 1909 г.

Магиано-Фарабская 805р 3,788

Кштутская 1,152р. 4,183

Фальгарская 2,688 р. 25 к. 6,121 р. 40 к.

Матчинская 546 р. 39 к. 3,185 р. 60 к.

Искандаровская 746 р. 50 к. 751 р. 12 к.

Всего 5,938 р. 14 к. 18,029 р. 12 к.

Кроме того, население верховьев Зеравшана выполняло различные натуральные повинности. Для сохранения в исправности дороги были разделены на участки, закрепленные за определенными кишлаками. При очищении дорог собирались все жители. Горные дороги можно было сохранить в исправности только при условии напряженного труда. В особо трудных условиях население содержало за свой счет постоянных рабочих. Периодическая починка мостов также ложилась тяжелым бременем на плечи народа.

Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что многочисленные налоговые повинности, ежегодно уплачиваемые царскому правительству, являлись одной из причин бедственного положения народных масс верховьев Зеравшана.

В нижеприводимой таблице показаны рост и увеличение сборов за колониальный период:

Волости Обществ. сборы за 1905 Мирские сборы за 1905 Поземельн. оклад за 1909 г. Всего Сбор хираджа и зякота в 1871 г.

Матчинск. 288р. 450 р. 30 к. 3185 р. 60к. 3923 р. 90к. 5399 р.

Искандеркуль 1620р. 426 р. 30 к. 751 р. 12к. 2978 р. 12к.

Фальгар. 1940р. 636 р. 60 к. 6121 р. 40 8728р. 9823063 р.

Кштутск. 1592р. 329 р. 10 к. 4183 р. 6108 р. 10 к.

Магиано- Фараб. 2354р. 768 р. 70 к 3788 р. 6910 р. 70 к.

Итого: 7794р. 2611р. 18029 р. 12 к 28648 р. 82 к. 9828462р.

Поэтому в колониальный период трудящиеся массы рассматриваемые районы вели самую тяжелую и нищенскую жизнь. Они являлись наиболее обездоленными массами во всей Средней Азии, а верховьев Зеравшана считался беднейшим краем. Эта бедность привлекала внимание многих дореволюционных исследователей, и они объясняли причину бедности края метафизически, односторонне, с позиций господствующего класса. При объяснении бедности верховьев Зеравшана они исходили из суровых климатических условий и его географической расположенности. Они не

понимали вернее, сознательно отрицали, что основная причина разоренности трудящихся масс края заключается в господстве феодального строя и колониальной политике русского царизма.

Налоговая политика царского правительства разорительно действовала на положение трудящихся масс еще потому, что все сборы обязательном порядке взимались деньгами, что особенно тяжело отражалось на крестьянах-бедняках которые, не имея денег для уплаты сборов, вынуждены были обращаться к местным ростовщикам или же продавать свою землю и скот. Поэтому поводу один из царских чиновников, проводивший поземельно-податное обследование Фальгарской волости писал, что "сбор существующих податей сопряжен с большими затруднениями, причем несостоятельные хозяйства, составляющие большинство, принуждены для этой цели или же занимать у соседей денег, нередко на тяжелых условиях, или же продать часть скота. Что же будет при взыскании налога, превышающего существующий на 169%"[14, л.22]. Это приводило к разорению непосредственных производителей.

Как выше уже было сказано, одна из основных причин разоренности края и обнищания его трудящихся заключается в господстве феодальных средневековых производственных отношений и отсталой технике производства. Лучшие земельные участки, сады и основное количество домашнего скота были, несомненно, сосредоточены в руках крупных баев, в то время как основная масса населения имела в своем распоряжении мизерные участки, незначительное количество скота, отдельные плодовые деревья и не всегда была в состоянии поддерживать свое полуголодное существование.

Мы не имели возможность проанализировать состояние каждого хозяйства относительно владения средствами производства. Вместо этого мы намерены привести некоторые данные о недостатках хлеба в отдельных волостях. При этом мы глубоко убеждены, что не хватало хлеба только у малоземельных крестьян. Так, например, по подсчетам Ш. Акимбетова в год среднего урожая население Матчинской волости не дополучает хлеба в количестве 40285 пудов. [2] Если бы была возможность проследить распределение хлеба по каждой социальной группе мы бы, несомненно, убедились, что нехватка хлеба относилась почти исключительно к бедняцким, малоземельным слоям населения.

Другой пример, во время поземельно-податного обследования (1908г.) комиссаром было установлено, что только по двум сельским обществам Фальгарской волости хлебный недостаток, помимо того, что часть этого недостатка покрывалась за счет продажи урюка, взамен которого приобретали хлеб, равняется 38,889 пуд; из них в Рарзском обществе не хватает 6970 пудов, Варзиминарском обществе - 31919 пудов.[8, л.247] Такое положение давало возможность богатым продать излишки хлеба по высокой цене. Например, комиссаром было установлено, что в то время, как на Пенджикентском базаре цена одного пуда пшеницы составляла 60-68 к. и ячменя 30-38 к. местные баи в Искандаровской волости продавали пшеницу от 95 к. до 2 р., а за пуд ячменя требовали не менее 55 копеек.[11, л. 17].

При таком положении вещей все сколько-нибудь способное к труду население вполне естественно искало выхода в отхожих промыслах в качестве рабочих - мардикоров.

Наряду с ростом отходничества в колониальный период увеличивается число нищих за счет безземельных стариков и обездоленных подростков.

Буржуазные исследователи, не вникая в сущность явлений, отрицали социальную причину возникновения и распространения нищенства. Вместо того чтобы искать его причину в пороках тогдашнего общества, объяснить экономическую основу нищенства, они его связывали с характером народа, с его привычками. Такой подход в объяснении причины нищенства не выдерживает никакой критики.

В верховьев Зеравшана в экономическом отношении был тесно, связан с другими частями Средней Азии. Поэтому улучшение материального состояния трудящихся масс во многом зависело от экономической связи верховьев Зеравшана с другими районами. В укреплении этой связи важную роль играли дороги, а верховьев Зеравшана оставался страной полного бездорожья. Горные дороги, проходящие через тропинки и ущелья, чрезвычайно затрудняли экономическое сотрудничество между верховьев Зеравшаном и другими районами.

Царское правительство абсолютно никаких мер к улучшению дорог не принимало, они оставались в течение всего колониального периода весьма опасными и труднопроходимыми.

В этой связи можно привести один характерный эпизод. Ехавший в сторону Искандаркуля в начале 90-х годов прошлого века французский путешественник, добравшись до Фанского карниза, слез с лошади и умолял горцев, чтобы они завязали ему глаза и перенесли в безопасное

место дороги.

В подтверждение труднопроходимости горных дорог многие исследователи приводят слова древних авторов, вырезанные по арабески на камнях Вишабского карниза (Фальгарской волости):

"От тебя до могильной земли - один шаг, будь осторожен, как слезинка на веке" или: "каждое дыхание обречено на смерть, а потому оно должно ждать ее каждое мгновение" [11, л.18].

При таких дорогах горцу для того, чтобы пойти на Пенджикентский или Ура-Тюбинский базар требовалось минимум 6-8 дней.

В сторону ухудшения жизни трудящихся действовали также различные стихийные бедствия: неурожаи, землетрясения, наводнения, чума и т. д. Так, в 1890 году в результате обвала горы у селения Зосун было закрыто русло реки Зеравшан. После прорыва вод были унесены шесть деревянных мостов на территорию Фальгарской; волости (общая стоимость в сумме 4 тыс. рублей); причинен ущерб населению 12 селений на сумму 55753 р. В результате население долгое время не могло оправиться, многие вынуждены были бросить свои места переселиться в другие районы. Вся помощь царского правительства выражалась в 2000 рублей да в сложении с унесенных земель поземельной подати.

Царское правительство не принимало никаких мер к улучшению санитарного состояния населения, и в этом отношении трудящиеся верховьев Зеравшана находились в самых тяжелых условиях и переживали многочисленные бедствия. Часто повторялись различные эпидемические заболевания. Так, в сентябре 1898 года в село Анзоб появилась чума. Она стала быстро распространяться в ближайших селениях Марзич, Такфон, Маргиб. В первый месяц появления чумы из 224 заболевших умерло 219 человек. Продолжалась чума два месяца до конца ноября. По неполным данным умерло 234 человека. Во многих семьях остались только малолетние дети. Во время чумы туда были направлены врачи, но и после этого во всем верховьев Зеравшане не было, ни одного медпункта. Вся материальная помощь, оказанная царским правительством, сводилась к тому, что было разрешено выдавать пострадавшим от чумы по 1 кубической сажени дров на двор.

Таким образом, вышеизложенные факты достаточно красноречиво показывают бедственное положение трудящихся масс верховьев Зеравшана в колониальный период. Бедность и разорение трудового народа настолько углублялись, что незначительные налоговые льготы царского правительства не в состоянии были исправить положение. Вплоть до установления Советской власти трудящиеся массы верховьев Зеравшана оставались нищими, голодными и обездоленными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимбетов Ш. Очерк Когистана, "Туркестанский ведомости", январь 1881, № 3.

2. Бржезицкий И. А. Краткая статистика справка о Пенджикентском участке Самаркандского уезда. -Самарканд, 1902. С. 109-110.

3. Дынин, В. В. Очерк быта горцев верховьев Зеравшана/ Дынин В. В // Известия Туркестанского отдела РГО. - Ташкент, 1914. - Т. 10. - Вып.1. - С. 37-49.

4. Записка ИРГО, вып. 4. СПб, 1874. - С. 425.

5. Пален, К. К. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором гофмейстером графом К. К. Паленом / К. К. Пален. - Санкт-Петербург: Тип. Гл. упр. уделов, 1910. - [Ч. 11]: Поземельно-податное дело. - С. 192.

6. Проект все поганейшего отчета генерал-адъютанта К. П. Фон-Кауфмана 1. - СПб, 1885. - С. 405.

7. ЦГА УЗБ. Ф. И. 1, оп. 12, ед. хр. 1313, л. 247.

8. ЦГА УЗБ. Ф. И. 1, оп. 14, ед. хр. 175, лл. 4-6.

9. ЦГА УЗБ. Ф. И. 1, оп. 14, ед. хр. 296, л. 3.

10. ЦГА УЗБ. Ф. И. 1, оп. 27, ед. хр. 1820, л. 17-18.

11. ЦГА УЗБ. Ф. И. 18, оп. 1, ед. хр. 12719, л. 167.

12. ЦГА УЗБ. Ф. И. 18, оп. 1, ед. хр. 5663, л. 66.

13. ЦГА УЗБ. Ф. И. 20, оп. 1, ед. хр. 883, л. 22.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

В данной статье налоговая политика рассматривается как влиятельной фактор экономической политики царского правительство в верховьев Зеравшана. Автор, на основе конкретных факторов и архивных материалов, научно доказывает отрицательное влияние, данной политики на уровень жизни населения и его постепенного обнищания. Особенно

такие налоги как хирадж, танапа и кошпули главными причинами понижения экономического положения частные и феодальных хозяйств явилась названного региона. В данной статье в целом обобщена налоговая политика русского царизма, отрицательный фактор экономического развитие Верховьев Зеравшана в конце XIX-начале ХХ вв.

Ключевые слова: Царское правительство, политика, верховья Зеравшана, хирадж, танапы, зякот, налоговая политика.

THE POLITICAL TAXING OF TSARISM AND DISASTROUS SITUATIONS MASS IN THE SECOND PERIOD OF XIX CENTURY AND AT THE BEGINNING OF THE XX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CENTURY

The article is considered the ways ofpolitical taxes in the upper reaches of living ofpopulation and its gradual impoverishment. Particularly these taxes as well as kiraj, tanap, and koshpuli were the main facts of the layering of economical situations ofprivate and feudal hosts of this regions In this article in common summary taxes political Russian tsarist how positive factor of Zerafshan in the ends of XIX and XX centuries.

Keywords: tsarist government, politics, the upper riches of Zarafshan, khiraj, tanap, zakat, the taxes politics

Сведения об авторе:

Одинаев Абдумавлон Назирович, аспирант Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, е-mail: abdumavlon1987@gmail.com

About author:

Odinaev Abdumavlon Nazirovich, post-graduate student of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, E-mail: abdumavlon1987@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.