Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АРИЙЦЕВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОБЛЕМА АРИЙЦЕВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3044
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИЙЦЫ / АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ / ЛИТЕРАТУРА / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ИЗУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каландарова Лутфия

В статье рассматривается проблема арийцев в англоязычной литературе. Существуют различные точки зрения по поводу этой проблемы. Автор исследует точку зрения отечественных и англоязычных авторов по проблеме арийцев и приходит к выводу, что данная тема требует тщательного исследования и изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE ARYANS IN ENGLISH LITERATURE

The article examines the problem of the Aryans in English literature. There are different points of view about this problem. The author explores points of views of the national and English-speaking authors about the Aryans and makes a conclusion that this topic requires careful research and study.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АРИЙЦЕВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

человек пожарников сторожей с 1 марта осталось только 7 человек, т.е.штат был приведен в соответстствия с планом.

В части расхода фонда зарплаты по группе рабочих следует указать, что в связи с мясными отпусками рабочих в феврале или марте, было выполнено 7902 руб, отпускных сума, исключение которых из 84, 4 тыс. фактического расхода фонда зарплаты дает расход прямой производственной зарплаты только 76, 5 тыс. рублей или 95, 1 к главному фонду при наличии выполнения плана 105, 1%.

Расход фонда зарплаты учеников, ИТР и служащих ниже и пояснение не требует. По МОП перерасход 1, 5 тыс. руб. объясняется старшему пожарнику ставки 420 руб. в месяц, которой была исправлена на 324 руб. в месяц, а также оплатой одного лишнего подменного лишнего по ставного в марте месяце и кроме того, в 1 квартале имели место увольнения пожарных сторожей обнавнение с выплатой отпускных суммы за 1936, 1937 и 1938 годы. [6, л. 8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Асоев Н.Р. История Таджикистана.- Душанбе:Ирфон, 2001.- 176 с.

2. 1.История Таджикского народа. Том. VI. Под ред. академика Р. М. Масова. Душанбе, 2010. -828 с.

3. Раджабов А.Н. Таджикистан в период социально-экономических и культурных преобразований в 19291941 гг.-Душанбе, 2005.- 265 с.

4. Центральный Государственный архив Республики Таджикистан, далее ЦГА РТ, ф.509, оп.1, д, 2, 1933.

5. Центральный Государственный архив Республики Таджикистан, далее ЦГА РТ, ф.504, оп.1, д, 2, 1929.

ОСОБЕННОСТИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ТАДЖИКИСТАНА В 30-ГОДЫ

ХХ ВЕКА

Автор статьи исследует особенности индустриализации Таджикистана в 30-годы ХХ века. Автор статьи на основе обширного материала анализирует истории развития индустриализация Таджикистана в 30-годы, особенно развитие мясомолочные продукты в это время.

Ключевые слова: история, индустриализация, материал, Таджикистана, развитие.

FEATURES OF INDUSTRIALIZATION OF TAJIKISTAN IN THE 30th YEARS OF THE

TWENTIETH CENTURY

In this article, the author explores the specifics of Tajikistan's industrialization in the 1930s. The author of the article on the basis of extensive material analyzes the history of the development of industrialization of Tajikistan in the 30s, especially the development of meat and milk products at this time.

Keywords: history, industrialization, material, Tajikistan, development

Сведение об авторе:

Шарапов Зариф Зайниддинович аспирант 3 курса Таджикского государственного педагогичекого университета имени Садриддина Айни; tel. +(992)985 04 56 06

Information about the author:

Sharipov Zarif Zainiddinovich, 3rd year postgraduate student of the Tajik State University named after Sadriddin Aini; tel.: +(992)985 04 56 06

ПРОБЛЕМА АРИЙЦЕВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Каландарова Л.

Таджикский государственный педагогический университет им. Айни

Проблема арийцев рассматривалась историками, археологами, этнографами, лингвистами и другими учеными. Вокруг этой проблемы уже в течение 200 лет между учеными ведутся споры и, к сожалению, они до сих пор не могут прийти к единому мнению.

Существуют различные точки зрения по поводу проблемы арийцев. Прежде всего, необходимо выяснить, что же включает в себя проблема арийцев. «Так называемая арийская проблема включает вопросы происхождения и расселения индоиранских (арийских) племен со

времени их выделения из индоевропейского племенного единства до распространения в странах, где они обитали в исторический период» [1, c.155].

Большинство буржуазных археологов придерживаются неправильных, антинаучных, расистских теорий, по которым народы Средней Азии всегда считались отсталыми, и лишь европейские народы, и прежде всего греки, приносили сюда высокую культуру. Этих же взглядов придерживается и английский ученый Тарн, который написал книгу «Греки в Бактрии и Индии» [2, c.25]. Здесь уместно привести пример из работы одного английского автора, который утверждал, что Александр Македонский научил согдийцев уважать родителей, персам запретил жениться на своих матерях, а скифы перестали, есть свои трупы и стали их хоронить.

Следует отметить, что проблема арийцев имеет и политический характер. Сторонники теории «европацентризма» считают, что европейские страны имеет законную основу завоевать азиатских и африканских народов. Расистская черта «европацентризма», хотя была раскритикована Советами, но его колониальная сущность осталась в тени [3].

Геополитика зарубежных стран на современном этапе по отношению к странам Центральной Азии (бывшая Средняя Азия) поменяла свой облик и методы, но ее сущность осталась той же. На политической арене Центральной Азии происходит самая настоящая борьба за передел этой территории между супердержавами.

Арийская проблема является очень сложной темой. Она была крайне извращена в XIX и особенно в XX веках. В результате расистского мифотворчества фашистами действительной истории народов произошла мистификация ее в целях оправдания насилия. До фашизма тема арийства использовалась расистами еще в 19 веке [4, c. 15]. Поэтому в отношении этой проблемы необходима реабилитация в глазах мирового сообщества [5, c. 18].

В данной статье рассмотривается точка зрения отечественных и англоязычных авторов по проблеме арийцев.

Термин «арий» употребляется в научной литературе, который имеет различные употребления. В Советской исторической энциклопедии говорится: «арии - индоиранские народы называют себя ариями, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покоренных народов. От слова арии происходит целый ряд географических и этнических названий: индийская Арьяварта, авестийское Арьяна Ваэджа, современное название Иран (от Aryanam - страна Ариев) [6, с.726]. Термин «арий» встречается в священных книгах зороастрийцев. Согласно «Ригведы» и «Авесты» слово «арий» первоначально относился к местным ираноязычням племенам и означал «чужой», «иноземец», «завоеватель», потом он приобрел содержание «хозяин», «аристократ» [7].

Термин «ариец» был известен древним грекам. К арийцам они относили иранские народы: арии - о мидийцах, «арийский род» - о магах и их пастве. Из греческих источников известно также прилагательное "Aryana" (авестийское airyana) - «арийский», «ариец». Apeiavoi - народ, к которому принадлежал Зороастр, Apeiaj - Ариана (страна ариев, Иран), например, у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают почти на одном и том же языке, однако с небольшими различиями [8].

В статье В.Бартольда «Несколько слов об арийской культуре» в примечании написано следующее в отношении слова «арийский»: «термин употреблялся, как было принято в то время вместо индоевропейский, или обозначения языковой принадлежности древнего населения Средней Азии, говорившего на различных языках восточноиранской группы» [9. c. 322].

Ряд ученых придерживаются мнения, что этот термин относится к иранским и индийским племенам. Американский журналист и автор популярных исторических учебников Чарльз Моррис в своей работе «The Aryan Race: Its origins and its Achievement » утверждает, что термин «арий» появился недавно под влиянием Макса Мюллера, немецкого и английского филолога, специалиста по общему языкознанию, индологии и мифологии. Это название относится только к иранцам и индийским племенам, которые знали друг друга еще до их разделения [10]. Он также добавляет, что филологи ведут длительные споры, чтобы доказать, что термин «арий» неверно относить ко всем индоевропейцам.

Такого же мнения придерживается Н.Н.Негматов и В.В.Водиев в статье «Среднеазиатская автохтонность этногенеза и культурогенеза ариев»: И иранские и индийские племена называли себя ариями, а свои страны - арийскими. Термин «арии» применяются только к индоиранским племенам и народам. Использование этого термина для обозначения других индоевропейских народов не имеет под собой научной основы [11, c. 83-84].

Американский историк Джордж Померой Видни в своей работе " Race life of the Aryan peoples" дает следующее определение термину «ариец» - корень слова ар, что означает смешивать или вспахивать. Это латинское слово - плуг, в новом понимании к теме рас принял это значение, второе значение - знатный [12]. В исторических источниках арийцы упоминаются как предки народов государств: Ариана, Туран, Бактрия, Согд, Хорезм, Персия, Мидия и Хорасан. От арийцев произошли современные нации - индоарийские народы, персы, таджики, пуштуны, курды, белуджи, осетины, таты, талыши [13].

Дэвид У.Антони в своей монографии. "The №rse the wheel and language. How bronze-age riders from the European steppes shaped the modern world" пишет об арийцах следующее: «термин арийцы должен быть обращен к тем, кто являются авторами древнейших религиозных текстов на санскрите и персидском «Ригведы» и «Авесты» и называли себя арийцами» [14, p.9].

Среди ученых до сих пор не выяснены народы, которые относятся к арийским. Например, Михр -Яшт, 13-14 включает Аирьошояну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту ( в горах Гиндукуша), Моуру и Харью (Мерв и Герат), Гава-Сугду и Хваирузем (Согдиана и Хорезм). Видевдат I перчисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя, правда, их прямо «арийскими». В них встречаются и некоторые области Западной Индии. В «Авесте» встречаются перечисление пяти народов - ариев (airya) - самоназвание создателей Авесты и противопоставленных им туирьев (tuirya), саиримов (sairima), саини (saini) и дахов (danha), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным [15].

Исходя из всего сказанного и придерживаясь мнения большинства ученых, можно сделать вывод, что термин «ариец» относится к иранским и индийским племенам.

Об арийцах написано много книг, где рассматриваются различные вопросы: арийская раса, история их происхождения, прославление, хозяйство, государственная структура, язык, литература. За долгую историю существования индоевропеистики опубликовано огромное количество научных работ, содержащих различные выводы о прародины индоевропейцев. В большинстве случаев ее помещают на обширных пространствах от Центральной Европы до Урала с более узкой локализацией на начальном этапе то на Балканах, то в причерноморских степях или на других территориях. По мере выделения и распространения различных этносов эта территория расширялась [16, c.189].

В научной литературе имеются различные мнения в отношении прародины арийцев, и где она находилась - это вопрос, вызывающий оживленные дискуссии. Прародину индоиранцев обычно помещают на восточных границах ареала, откуда они последовательными волнами распространились на юг, в Среднюю Азию, Индию и Иран. Такая точка зрения в настоящее время поддерживается большинством советских и зарубежных лингвистов и археологов [17]. Еще В.Бартольд отмечал следующее: «Насколько мы можем проследить историю Средней Азии, оседлое население ее всегда принадлежало к арийскому племени, именно к иранской группе арийских народов. Была ли она колыбелью арийского племени или арийцы пришли туда из какой-нибудь страны, этот вопрос до сих пор еще остается спорным» [18, c. 322].

Сложение арийской народности происходило на территории Средней Азии. Такой точки зрения, в частности, придерживался С.П.Толстов, аналогичные гипотезы были предложены В.М.Массоном, И.М.Дьяконовым - земледельческие и степные племена признавались этнически родственными, но обладающими разным способом ведения хозяйства [19, c.189].

В 2008 г. таджикский ученый Ибрагим Умарзода опубликовал монографию «Aryans. Founders of civilizations of Asia and Europe. The Empire of Aryan states», состоящую из 2 частей. В своей работе он исследовал историю возникновения арийцев, их родину, семью и общество, персидские и арийские языки, информацию историков об арийцах. И.Умарзода рассмотрел также историю возникновения туранцев, арийские государства. Автор проделал огромную

работу, собрав интересный материал. И.Умарзода отмечает, что история арийцев начинается с Бактрии (Средней Азии и постепенно побеждает весь Восток, кроме Китая [ 20, с.5].

Американский журналист, писатель и автор популярных исторических учебников Чарльз Моррис в своем исследовании "The Aryan Race: Its origins and Its Achievements", опубликованном в 2005 г. отмечает следующее, что теория арийцев, живших на восточных землях была впервые выдвинута Дж. Г. Родерсом в 1820 г. 30 лет назад это родина арийского языка предполагалась быть, по словам Пиктета на просторном Иранским плато, огромным четырехугольником, простиравшимся от Инда до Тигра и Ефрата, от Окса и Яксарта и Персидского залива.

Но затем было обнаружено, что эта территория слишком обширна и были сделаны попытки ограничить эту территорию. Он также считает, что все арийское население Бактрии казалось, было в движении, расширяя свои направления.

Автор в своей монографии исследует типы человечества, прародину арийцев, их дома и хозяйство, двойную систему прославления, политическую систему, арийскую литературу и характеристики, а также вопрос миграции. При описании общества Чарльз Моррис указывает, что арийцы были поделены на множество мелких групп, различных по интересам. Арийская организация была обществом равных [21, p.58].

Такое предположение является неверным. Ученые, которые занимаются проблемой арийцев, пытаются определить их признаки. Так, в статье узбекского академика А.Аскарова «Арийская проблема: новые подходы и взгляды» - могила умершего арийца должна быть огромным курганом с учетом его престижного положения в обществе (на подобии кургана Солоха, Аржана, Тегискена, Новокумак-25, Куль-Оби и др.); во-вторых, могила арийца находится в центральной части под курганом с богатым погребальным инвентарем и соответствующим военным доспехом; в-третьих, могила арийца сопровождается насильственно убитыми боевыми конями, в-четвертых, могила арийца будет сопровождаться насильственно убитой одной из его жен с богатым погребальным инвентарем и золотой колесницей [22]. Эти данные свидетельствуют о том, что в арийском обществе существовало имущественное неравенство.

В 1875 г. в Лондоне географ Джеймс Хьютон опубликовал книгу под названием "Central Asia: from the Aryan to the cossack" . В самом введении автор отмечает, что его работа является компиляцией и материал извлечен из известных источников. Весь материал дается сплошным текстом, географические сведения не отделены от исторического материала. Работа больше имеет описательный характер, чем научный. В своей работе Хьютон выдвигает идею, что колыбелью арийской расы является Армения [23, p.22], что в корне является неверным.

Среди монографических изданий исследующих индоевропейские миграции следует отметить работу Дэвида У.Антони, который является американским археологом и антропологом. Его работа называется "The HOTse the wheel and language. How bronze-age riders from the European steppes shaped the modern world", изданная в 2007 г. Дэвид У.Антони рассматривает вопросы языка и археологии. В первой главе своей работы он сообщает, что лихорадочный поиск прародины арийцев был начат сэром Вильямом Джонсом, которую он поместил в Иран.

Существуют и другие теории в отношении прародины арийцев. В начале 70-х годов XX в. в индоевропеистике появилась принципиально новая теория, разработанная Т.В.Гамкерилидзе и Вяч.Вс. Ивановым на основе реконструкции индоевропейского праязыка, выполненный с помощью методов сравнительно-исторического языкознания, они помещают прародину индоевропейцев не в Европе, а в Передней Азии, в связи, с чем обосновывают и другие пути рассления индоарией с запада на восток. Т.В.Гамкрелидзе и В.В. Иванов относят распад индоиранской общности к периоду не позднее конца IV тыс. до н.э., после чего начинается процесс независимых миграций разных индоиранских племен (индоарийцев, митанских арийцев, кадиров, иранцев) [24, c.190].

Вопрос в отношении прародины арийцев остается спорным и требует тщательного исследования с привлечением новых исследований в области истории, археологии, этнографии, лингвистики.

Ученых всегда интересовали вопросы, на каких территориях жили арийцы, когда произошло их разделение и в какие страны они переселились. Изучение вопроса о происхождении и миграции ариев и их отдельных групп не может ограничиваться исследованием материалов по отдельным областям и эпохам, а должно учитывать данные по проблеме в целом - от времени обособления ариев из индоевропейского единства до их проникновения в Иран и Индию. В этом требовании также проявляется комплексный характер «арийской проблемы» [25, c.158].

Общепринятое мнение, и близко к правде, что предки различных индоиранских племен до времени разделения друг с другом жили на территории Средней Азии и соседних территорий, одна индоарийская группа отсюда переселилась в Индию, а другая в Переднюю Азию, приблизительно в сер. II тыс. до н.э. оставили памятники речи и свои культуры, также иранские племена, предки мидийцев, персов и др. двинулись в сторону Западного Ирана, стали там жить. Такую точку зрения поддерживают большинство историков и знатоки иранских языков [26, c.

14].

Во времена бывшего Советского Союза востоковеды придерживались такого мнения, что арийские племена принадлежат к андроновской культуре.

Среди них были А.Н.Бернштам, С.П.Толстой, М.А.Итина, Ю.А.Заднепровский, Е.Е.Кузьмина, А.М.Мандельштам и др [27].

Археологи считают, что жители срубной и андроновской культур относятся к индоиранским племенам. К такому выводу пришел первым С.П.Толстов, ему последовал А.Н.Бернштам, считая, что Индия была завоевана арийцами [28].

Автор монографии "The №rse the wheel and language. How bronze-age riders from the European steppes shaped the modern world" Дэвид У.Антони исследуя андроновскую культуру, говорит следующее: «Около 1900 г. до н.э. мигранты Петровки начали добывать медь в Зеравшанской долине. Они последовали за огромным контингентом поселенцев андроновской культуры, которые добывали олово в Карнабе и Мушистане. После 1800 г. до н.э. поселения андроновской культуры, курганы-могильники и пастушеские племена рассеялись посредине и в верховьях Зеравшанской долины [29, p. 452]. И он также относит жителей андроновской культуры к индоиранским племенам. Дэвид Антони очень хорошо знаком с культурами: Полтавка, Синташта, Саразм, кельтиминарская, Намазга I-II, анауская и бактрийско-маргианский археологический центр.

И. Умарзода в монографии «Aryans. Founders of civilizations of Asia and Europe. The Empire of Aryan states» также рассматривает вопрос о переселении арийцев. Автор утверждает, что переселение арийцев началось в Средней Азии, и более точно в Бактрии. В работе были определены, какие нации в первый раз начали движения для распространения доктрины арийцев, какие из них были направлены на Памир и Бадахшан и какие отправились в Индию, а какие в Западный Иран или в Европу и какие национальные характеристики арийцев достигли конечного пункта Европы [30, p.5]

Вопрос о переселении арийцев рассматривался Джорджом Померой Видни. В своей работе " Race life of the Aryan peoples" автор исследует протоиндоевропецев, их миграцию в Америку, Южную Африку и Австралию, и Арийскую империю, куда входили

Хеттская, Персидская, Македонская, Римская и другие империи.

Проведя анализ литературы по данному вопросу, нужно сказать следующее, что в специальных исследованиях и работах рассматривались вопросы о значении термина «ариец», прародину арийцев, а также их миграцию, также как уже отмечалось выше: арийской расы, историю их происхождения, прославление, хозяйство, государственную структуру, языка, литературы.

Подводя итог ко всему сказанному, следует отметить, что проблема арийцев - очень важная тема для истории таджикского народа. Во времена бывшего Советского Союза история была

общей, и некоторые вопросы были упущены. После его распада республики встали на путь самостоятельного развития. Для развития национального самосознания необходимо переосмысление своей истории. Этот процесс начинается с самых древних периодов истории. История республик Центральной Азии стала более специфичной. Таджикский народ имеет многотысячную историю, говоря о которой, мы ни в коей мере не допускаем мысли о превосходстве одних народов над другим [31, с. 20-21].

2006 год был объявлен годом арийской цивилизации. 2006-й как год арийской цивилизации, проведением научных исследований, конференций и фестивалей, созданием новых пьес, поэм и кинопродукции, укреплением связей со всеми народами, независимо от этнической и религиозной принадлежности, созданием новых книг, архитектурных комплексов, музыки, изобразительного искусства и многими другими делами является источником новой энергии народа и страны в целях развития и укрепления независимости Таджикистана, возрождения творческих сил [32].

Некоторые ученые говорили: « Зачем нужно праздновать Год арийской цивилизации, несмотря на то, что это так раздражает соседей, и многие, в том числе и на Западе, связывают ее свастику с фашизмом [33, с. 20]. Такое утверждение в корне неверно. В истории каждого народа существуют неясные страницы, которые необходимо исследовать для развития науки, для доказательства того какой древней является история таджикского народа. Каждый человек своего общества должен быть патриотом той страны, в которой он проживает.

Исходя из всего сказанного вывод один - проблема арийцев требует тщательного исследования и изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. -Москва: Мысль, 1983. - 206 с.

2. Дьяконов М.М. У истоков древней культуры Таджикистана. - Сталинабад: Таджикгосиздат, 1956. - 139 с.

3. https: // www.google.com / Аскаров А. Арийская проблема: новые подходы и взгляды.

4. Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур. - Душанбе: Дониш, 2006. - 744 с.

5. Там же.

6. Советская историческая энциклопедия. Т.1. - Москва: Советская энциклопедия, 1961. - 1023 с.

7. https://www.google.com/ Аскаров А. Арийская проблема: новые подходы и взгляды.

8. https://ru.wikipedia.org/ Арии - древняя история.

9. Бартольд В., Несколько слов об арийской культуре в Средней Азии. Соч. 2. Ч.2. -Москва, 1964. - 657 с.

10. Charles Morris. The Aryan race. Its origins and its achievements. / https:// books. google.com/ books s.c. Grigges.2005.

11. Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур. - Душанбе:Дониш, 2006. - 744 с.

12. https://www.forgottenbooks.com/en/read/RacelifeoftheAryanpeople - 100089315#8/

13. https://www. gogle.com/ История Таджикистана. В икепедия.

14. David W.Anthony. The horse the wheel and language. How bronze-age riders from European steppes shaped the modern world / Princeton University Press. Princeton and Oxford, 2007. - 553 p.

15. https: // ru.wikipedia/ org

16. История таджикского народа. Древнейшая и древняя история. Т.1. - Душанбе, 2001. - 590 с.

17. Там же.

18. Бартольд В. Несколько слов об арийской культуре в Средней Азии. Соч.2. Ч.2. -Москва, 1964. - 657 с.

19. История таджикского народа. Древнейшая и древняя история. Т.1. - Душанбе, 2001. - 590 с.

20. Ibrohim Umarzoda. Aryans. Part 1. Founders of civilization of Asia and Europe. Part 2. The Empire of Aryan states. -Dushanbe, 2007. - 428 р.

21. Charles Morris. The Aryan race. Its origins and its achievements. / https:// books. google.com/ books s.c. Grigges.2005.

22. https://www.google.com/ Аскаров А. Арийская проблема: новые подходы и взгляды.

23. James Hutton Central Asia: from the Aryan to the Cossack. London. Tinsley brothers. Catherine Street. Strand, 1875. - 472 p.

24. История таджикского народа. Древнейшая и древняя история. Т.1. - Душанбе, 2001. - 590 с.

25. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. -Москва: Мысль, 1983. - 206 с.

26. Шохмухаммади Хайдари. Этногенез и этнонимия арийцев. -Ходжент:Меъроч, 2012. - 860 с.

27. Там же.

28. https: // www.google.com / Аскаров А. Арийская проблема: новые подходы и взгляды.

29. David W.Anthony. The horse the wheel and language. How bronze-age riders from European steppes shaped the modern world / Princeton University Press. Princeton and Oxford, 2007. - 553 p.

30. Ibrohim Umarzoda. Aryans. Part 1. Founders of civilization of Asia and Europe. Part 2. The Empire of Aryan states. -Dushanbe, 2007. - 428 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Арийская цивилизация в контексте евроазиатских культур. - Душанбе: Дониш, 2006.- 744 с.

32. Там же.

33. Масов Р. Арии: история и современность. Душанбе, 2006. - С. 20.

ПРОБЛЕМА АРИЙЦЕВ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В статье рассматривается проблема арийцев в англоязычной литературе. Существуют различные точки зрения по поводу этой проблемы. Автор исследует точку зрения отечественных и англоязычных авторов по проблеме арийцев и приходит к выводу, что данная тема требует тщательного исследования и изучения.

Ключевые слова: арийцы, англоязычный, литература, точка зрения, требует, исследования, изучение.

THE PROBLEM OF THE ARYANS IN ENGLISH LITERATURE

The article examines the problem of the Aryans in English literature. There are different points of view about this problem. The author explores points of views of the national and English-speaking authors about the Aryans and makes a conclusion that this topic requires careful research and study.

Keywords: Aryans, English, literature, point of view, require, research, study.

Сведения об автор:

Каландарова Лутфия кандидат исторических наук, доцент кафедры истории таджикского народа, Таджкского государственного педагогического университета им.С.Айни, Республики Таджикистан; E-mail-kalandarova61@mail.ru

about the autors:

Kalandarova Lutfiya аssociate professor, Candidate of historical sciences of the historical department of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini; E-mail:kalandarova61@mail. ru

УДК327(091) (470+571)

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАВШАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Одинаев А. Н.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики

Таджикистан

В своей налоговой политике царское правительство стремилось к тому, чтобы как можно больше взимать с населения различных податей. При взимании налогов абсолютно не обращалось никакого внимания на степень платежеспособности населения и особенности данного региона. Такой подход к проведению налоговой политики чрезвычайно усиливал податную обремененность населения и резко ухудшал экономическое положение трудящихся масс.

Первые годы после присоединения царское правительство удовлетворялось теми видами сборов, которые существовали раньше при господстве беков; взимались хирадж, танапы и зякот. Первый вид сбора взимался в размере 1/5 части урожая. Как раньше, так и теперь хирадж с Фальгара, Фана, Ягноба и Матчи собирался в основном деньгами, а трудящиеся Кштута, Магиана и Фараба платили хирадж; натурой. С земель, находившихся под садами, огородами и люцерной брался особый танапный сбор в размере 1/10 части урожая.

В 1871 г. с населения верховьев Зеравшана кроме Фараба были взысканы хирадж, танап и зякот на сумму 8,764 руб. 55 коп. В отдельности по каждому бекству налоги поступали следующим образом: с бывших бекств Матчинского, Фальгарского, Ягнобского и Фанского поступило 5,399 руб. 5 коп, с Магиана поступило 3083 руб. 50 коп, и с Кштута 282 руб.[5, с. 425].

Затруднения с обеспечением армии продовольствием принудили царское правительство первоначально взимать часть налогов натурой. В 1872 году было сдано хираджа в казну с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.