Научная статья на тему 'Налоговая поддержка инновационной деятельности'

Налоговая поддержка инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ / INNOVATION / TAX BURDEN / TAX EXEMPTIONS / TAX INCENTIVES / TAX PREFERENCES / DEPRECIATION BONUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галюкшова Тамара Викторовна

В статье рассматриваются вопросы стимулирования инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovating: tax backing

The article deals with the issues of innovative activity incentives.

Текст научной работы на тему «Налоговая поддержка инновационной деятельности»

УДК 336.221:65.007

НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ INNOVATING: TAX BACKING

Т.В. Галюкшова T.V. Galukshova

Омский государственный институт сервиса

В статье рассматриваются вопросы стимулирования инновационной деятельности.

The article deals with the issues of innovative activity incentives.

Ключевые слова: инновации, налоговое бремя, налоговые льготы, налоговые стимулы, налоговые преференции, амортизационная премия.

Key words: innovation, tax burden, tax exemptions, tax incentives, tax preferences, depreciation bonus.

Законодательная база РФ1 не содержит четкого определения инновационной деятельности. Возможно поэтому такие понятия, как «инновация» и «инновационная деятельность» являются сегодня в России дискуссионными.

Для выяснения содержания термина обратимся к справочнику: «...инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

- применение структурных, финансовоэкономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии...»2.

В свою очередь, государственная инновационная политика - это одно из направлений государственной социально-экономической политики, состоящее в разработке и реализации целей и задач устойчивого развития экономики, создании необходимых условий для

1 Федеральный закон от 23 августа1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

2 Извлечение из Основных направлений политики

Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. № 2473п-П7).

сокращения технологических разрывов, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства и национальной безопасности государства3.

Таким образом, можно принять, что инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Российская практика налогового регулирования инновационной деятельности показывает, что в настоящее время в России не сформированы действенные стимулы инновационной деятельности. Существующие нормы налогового законодательства в отношении инноваций малоэффективны. Реалии таковы, что следует признать: в налоговом законодательстве России не создан комплексный подход для поддержки внедрения инноваций. Более того, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации.

Для поддержки инновационных направлений государство должно иметь налоговые стимулы и льготы. Что имеем на сегодняшний день? В рейтинге стран по уровню сложности налоговой системы по данным Всемирного банка, опубликованным в исследовании «Уплата налогов» (комфортность ведения предпринимательской деятельности в 179 странах мира), время, затрачиваемое в России на уплату налогов, составляет примерно 448 часов в год.

© Т.В. Галюкшова, 2010

3 Извлечение из Модельного закона об инвестиционной деятельности.

Для сравнения: уплата 37 налогов в государстве Мозамбик занимает 230 часов. Это яркая иллюстрация состояния налогового климата. Вывод: по комфортности ведения предпринимательской деятельности нас опережает Мозамбик. На этом фоне Федеральная налоговая служба России рапортует о том, что в 2009 г. сбор налогов перевыполнен на 108 млрд руб., в то время как огромное количество малых и средних предприятий просто умирают или уходят в тень. Не до инноваций!

Что же поддерживает инноватику за рубежом? Для оценки созданных в различных странах налоговых стимулов для НИОКР в мировой практике используется показатель В-1Мех, который определяется как дисконтированный доход организации до уплаты налогов, необходимый для покрытия первоначальных инновационных расходов и уплаты налога на прибыль организации и рассчитывается по формуле:

Б-тёвх = [1 - НСпр х (АО + Преф)] / (1 - НСпр),

где НСпр - ставка налога на прибыль организаций; АО - приведенная величина амортизационных отчислений; Преф - налоговые преференции для инновационной деятельности.

Индекс показывает, каков удельный вес собственных финансовых ресурсов организации в единице расходов на инновации. Производным является показатель налоговых субсидий на инновационную деятельность, который свидетельствует о степени участия государства в инновациях путем предоставления хозяйствующим субъектам налоговых преференций. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Показатель налоговых субсидий = 1 - Б-тёвх.

Чем выше значение показателя налоговых субсидий, тем больше стимулов государство предоставляет для инновационной деятельности. По данным Организации экономического сотрудничества и развития в России фактически происходит налоговое дестимулирование инноваций. Сопоставление России с такими странами, как Бразилия, Индия, Китай показывает, что у нас имеются наихудшие налоговые условия для инноваций. Наиболее благоприятные условия созданы в Испании, Мексике, Португалии, Сингапуре, Норвегии, Франции.

В мировой практике к основным механизмам налогового стимулирования относятся налоговый кредит, увеличение вычетов из налоговой базы по налогу на прибыль, ускоренная амортизация.

Налоговый кредит является прямым вычетом из суммы налога на прибыль. Величина предоставляемого налогового кредита в раз-

ных странах определяется исходя из одного из следующих критериев (показателей): объем расходов на НИОКР, динамика роста расходов на НИОКР, комбинация предыдущих критериев. Некоторые страны практикуют списывание капитальных затрат на НИОКР в год приобретения основных средств.

Мировой практике известны и другие меры налогового стимулирования НИОКР. Так, в США к расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль относят стоимость переданных безвозмездно объектов интеллектуальной собственности (патентов) в пользу университетов и других некоммерческих организаций. Допустимая величина безвозмездной передачи при этом ограничивается 10 % от налогооблагаемой прибыли компании. Аналогичная практика существует в Австрии и Мексике.

При рассмотрении проблем налогового стимулирования НИОКР нельзя забывать, что предоставляя льготы для инновационной деятельности, государство сокращает тем самым налоговые поступления в бюджетную систему. В этой связи возникает необходимость поддержания разумного баланса интересов экономики и бюджета.

Проанализируем, какую поддержку оказывает налоговое законодательство сегодня для развития инновационной деятельности в России.

Как риск в первую очередь следует оценить следующий нюанс: если НК РФ использует понятие «инновационная деятельность» в ином значении (даже если оно прямо не определено), данный акт может быть признан не соответствующим НК РФ (п.п. 8 п. 1, п. 2 ст. 6 НК РФ). Это необходимо учитывать при использовании представленного определения для толкования норм НК РФ, иначе налогоплательщик, занятый инновационной деятельностью, может применить не относящиеся к нему льготы.

НДС. При формировании налоговой базы по НДС согласно п.п. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.

Кроме того, согласно п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных

машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности - патента, товарного знака и т. п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности. Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации.

Налог на прибыль. Согласно п. 14 ст. 251 НК РФ не учитываются как доходы с целью налогообложения прибыли использованные по целевому назначению средства, полученные из российских фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, зарегистрированных в установленном порядке.

Начиная с 1 января 2006 г. согласно ст. 262 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций постепенно сокращен срок принятия к вычету расходов на НИОКР с трех до одного года. Отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, осуществленных в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата.

Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности в аспекте налогообложения прибыли включает, в частности:

- освобождение от обложения налогом на прибыль средств, получаемых научными организациями из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;

- установление к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности;

- освобождение от обложения налогом на прибыль организаций средств, безвозмездно полученных организациями и фондами поддержки науки и образования на ведение научной деятельности;

- признание при формировании налоговой базы по налогу на прибыль расходов налогоплательщиков на НИОКР и отчислений на формирование Российского фонда технологического

развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке.

В качестве дополнительной меры с 2009 г. установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки (в том числе не давшие положительного результата) по Перечню, установленному Правительством РФ. Помимо этого, до 1,5 % дохода налогоплательщика могут признаваться как расходы на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также на формирование иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в установленном порядке.

Самым, пожалуй, действенным стимулом в продвижении инноваций можно признать амортизационную премию, закрепленную Налоговым кодексом с 2006 г. и расширенную в

2009 г. Если бы не кризис в России! Не так давно компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» провела опрос бизнеса по поводу мнений и настроений предпринимателей. На вопрос, использует ли ваша организация амортизационную премию, 43 % ответили отрицательно. В 2010 г. в России, по данным торгово-промышленной палаты, 53 % убыточных предприятий. Вывод: сегодня применять амортизационную премию неактуально.

Раскроем содержание амортизационной политики. Оборудование, используемое научными и инновационными организациями, обладает высокой стоимостью и длительным нормативным сроком службы. Высокие темпы морального старения инновационной идеи, продукта, технологии приводят к необходимости более частой смены оборудования с целью соответствия уровню конкурентоспособности проводимых исследований и разработок.

В российском законодательстве установлены специальные правила амортизации оборудования, позволяющие использовать специальный коэффициент не выше 3 к основной норме в отношении основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности.

Регламентация порядка амортизационных отчислений влияет на общий инновационный климат в стране. Разрабатываемые государством схемы ускоренной амортизации направлены на относительное уменьшение налогооблагаемой прибыли и увеличение объемов собственных средств, направляемых на осуществление инвестиций, в том числе инновационного характера.

С 1 января 2006 г. вступила в силу норма п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ, разрешающая организациям списывать 10 % первоначальной стоимости объектов основных средств единовременно при вводе оборудования в эксплуатацию. Данная норма, несомненно, положительно влияет на процессы обновления основных фондов в экономике. Она создает стимулы для накопления организациями средств на обновление и приобретение новых основных средств. В отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, организациям разрешено списывать до 30 % первоначальной стоимости основных средств единовременно.

Существует точка зрения, что ускоренная амортизация с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции - сумма начисленной за несколько лет амортизации основных средств значительно меньше их стоимости в год их приобретения. Именно в этой связи высокий уровень инфляции часто рассматривается как фактор, негативно влияющий на развитие инновационной экономики, поскольку он значительно снижает экономический эффект от предоставляемых государством налоговых преференций. В этой связи интересен опыт ряда стран, некоторые из которых практикуют списывание капитальных затрат на НИОКР в год приобретения основных средств.

Сегодня очень важно, чтобы прибыль направлялась на развитие производства. Предлагаем вернуть инвестиционные льготы. Специалисты признают сегодня актуальной мерой право организаций, как в былые времена, до 50 % прибыли направлять на инвестиционные процессы1. Мощный резерв в налоговом стимулировании инвестиций был заложен в инвестиционной льготе по налогу на прибыль организаций. Известный факт: в период инвестиционной льготы 49,4 % инвестиций в производство финансировалось за счет собственных средств, остальное за счет кредитов. Льгота была отменена после принятия в 2001 г. гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Приоритеты инвестиционной политики и механизм ее реализации должны быть предусмотрены на федеральном уровне. Это обеспечит заинтересованность бизнеса получать прибыль и направлять ее на инвестиционные процессы.

1 Статья 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Упрощенная система налогообложения. В соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели с доходом, не превышающим 60 млн руб. в год, с численностью не более 100 человек и долей в уставном капитале других организаций не выше 25 % имеют право применять льготный режим налогообложения в размере 15 % ставки налогообложения с разницы между доходами и расходами. При этом расходы признаются ограниченным ст. 346.16 Налогового кодекса РФ перечнем.

Тем не менее в целях стимулирования спроса на изобретения, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, промышленные образцы, полезные модели в среде малого бизнеса, а также развития инфраструктуры для полноценного функционирования инновационной экономики законодателем предусмотрены налоговые вычеты и для специального налогового режима.

НДФЛ. Статьей 219 главы 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц» предусмотрен социальный налоговый вычет на обучение. В отношении данной нормы налогового законодательства можно отметить следующее.

Во-первых, установленное ограничение на величину вычета на обучение размером 50 000 руб. в подавляющем большинстве случаев не покрывает фактические затраты налогоплательщика. Во-вторых, на рынке образовательных услуг наблюдаются серьезные перекосы, не отвечающие потребностям производства и науки.

В этой связи высказывается мнение о целесообразности установления социального налогового вычета на обучение в размере фактических затрат без каких-либо ограничений для специальностей, в которых наука и производство испытывают недостаток. На основе предложений Министерства науки и образования РФ может быть разработан перечень специальностей, необходимых для дальнейшего развития приоритетных отраслей науки и инновационной экономики.

С целью усиления у работников мотивации рационализаторской и изобретательской деятельности считаем возможным и целесообразным освободить от НДФЛ выплаты стимулирующего характера, если они осуществляются при наличии фактической прибыли от внедрения инноваций.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. До 2010 г. для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области инфор-

мационных технологий, действовала отдельная льготная шкала налоговых ставок единого социального налога согласно п. 8 ст. 241 Налогового кодекса РФ. В свое время законодатель поддержал экспортеров 1Т-услуг и так называемых оффшорных программистов и компании, работавших по заказам западных фирм. При этом большое число российских софтверных компаний, работающих на внутреннем рынке, не получило налоговых льгот.

У представителей российской инновационной сферы всегда существовали опасения, что снижение налогового бремени может обрасти громоздким механизмом сдерживающих требований-условий и потому перестанет быть привлекательным для большинства компаний, а также могут быть созданы искусственные барьеры, отсекающие от системы новых льгот значительную часть инновационных предприятий. Так, небольшие 1Т-компании, работающие на внутреннем рынке, на практике не смогли воспользоваться льготами из-за сложности механизма их получения.

К числу элементов государственной политики налогового стимулирования можно было отнести пониженные ставки единого социального налога для предприятий, зарегистрированных на территории технико-внедренческих зон.

С 2010 г. ЕСН выведен из Налогового кодекса РФ и заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды. В течение 2011-2014 гг. еще будут применяться пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны. После завершения переходного периода, во время которого для данной категории плательщиков страховых взносов предусмотрено применение пониженных тарифов1, начиная с 2015 г., все организации и индивидуальные предприниматели с выплат и иных вознаграждений в пользу своих работников будут перечислять страховые взносы в общем порядке, т. е. 34 % в совокупности. Таким образом, с

2010 г. 212-ФЗ не предусмотрел аналогичные главе 24 Налогового кодекса нормы. Выводы напрашиваются не в пользу инноваций.

Инвестиционный налоговый кредит. Действующим налоговым законодательством установлены определенные стимулы для получате-

1 п. 2 ч. 2 ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

лей инвестиционного налогового кредита, однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита не оказала действенного влияния на инвестиционную деятельность организаций. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,5 млн руб., из которых более 97 % были предоставлены за счет региональных и местных бюджетов. Причины такого низкого использования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. Как показала практика, основная проблема невозможности использования инвестиционного кредита - отсутствие средств в соответствующих бюджетах (местном и региональном) на покрытие потери бюджета на предоставлении инвестиционного кредита.

Другая проблема: в получении инвестиционного налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30 % стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику.

Фактически инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта. В связи с этим целесообразно пересмотреть цели кредита, условия его предоставления.

Налоговые каникулы. Освобождение налогоплательщика на определенный период времени получило название налоговых каникул. Российское налоговое законодательство имело опыт предоставления налоговых каникул в части налога на прибыль (малым предприятиям) и налога на имущество организаций. Такая льгота действовала до принятия второй части Налогового кодекса РФ. В настоящий момент режим налоговых каникул в российском законодательстве предусмотрен для налога на имущество, земельного и транспортного нало-

га для предприятий особых экономических зон (ОЭЗ) всех типов. Предприниматель заинтересован вкладывать деньги в развитие бизнеса там, где он живет, поэтому для большинства из них перевод деятельности в ОЭЗ маловероятен.

Ряд экспертов высказываются за возрождение такого вида налоговой льготы, как налоговые каникулы по налогу на прибыль для организаций инновационного типа. Целесообразность использования данной льготы обусловлена тем, что именно на старте своей деятельности организации инновационного типа испытывают финансовые затруднения. Налоговое бремя для них велико именно в первые годы существования. В последующем сама суть организации инновационного типа предполагает, что практическое использование инноваций обеспечит высокую прибыльность хозяйственной деятельности и уплачиваемые суммы налоговых платежей не будут столь обременительны.

В этой связи целесообразным представляется включение в гл. 25 Налогового кодекса РФ нормы, предусматривающей предоставление налоговых каникул в течение пяти лет вновь созданным научным и инновационным организациям.

Специальный налоговый режим для инновационной деятельности. Среди прочих мер налогового стимулирования инновационной деятельности нередко высказывается мнение о необходимости введения нового специального налогового режима.

Эта мера позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.

В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и земельного налога. Представляется целесообразным вместо этих пяти налогов установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных организацией доходов по ставке 6 %. До настоящего времени мы имеем только проект, нереализованный для поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Стимулирование кредитования инновационного бизнеса. По мнению ряда российских экономистов, основной проблемой в области налогообложения кредитных организаций яв-

ляется отсутствие действенного механизма, направленного на стимулирование инвестиций банков в реальный сектор экономики.

Объективно максимальная эффективность инновационных вложений может обеспечиваться только при условии их доступности широкому кругу субъектов рынка. Предоставляя льготы банкам, осуществляющим кредитование организаций инновационного типа, необходимо создать преимущества в порядке налогообложения как доходов, полученных от осуществления такой деятельности, так и понесенных расходов.

При этом льготный режим налогообложения должен применяться банками при одновременном соблюдении следующих условий:

- не менее 50 % кредитного портфеля предоставляется организациям инновационного типа при сроке выдачи кредита не менее 12 месяцев;

- не менее 25 % налогооблагаемых доходов получено от осуществления кредитования организаций инновационного типа.

С целью усиления налогового стимулирования кредитования организаций инновационного типа необходимо ввести коэффициенты, позволяющие относить на затраты больший уровень процентов по долговым обязательствам.

Среди наиболее радикальных мер стимулирования кредитования инновационного сектора высказываются предложения о «переносе убытков в прошлое», согласно которому банки, осуществляющие инновационные вложения, вправе переносить убытки в прошлые налоговые периоды: если у банка по результатам прошлого налогового периода получена прибыль, а в текущем налоговом периоде - убыток, то результат предыдущего налогового периода будет пересчитан. Названная мера позволила бы банку получать возмещение из бюджета, необходимое для покрытия разницы в доходах, которая образуется за счет применения более низких по сравнению с рыночными ставок по инновационным кредитам.

Стимулирование страхования инновационных рисков. В настоящее время в государственной инновационной политике налицо недоучет вопросов, связанных с управлением рисками. Страховые компании как опытные риск-менеджеры способны заполнить эту нишу в инновационной политике, разработав стратегию минимизации инновационных рисков. В то же время коммерческие страховые компании зачастую не желают принимать на страхование инвестиционные и инновационные

риски. Страхование рисков инновационной деятельности по-прежнему носит случайный характер.

В предлагаемых для использования моделях государственно-частного партнерства наиболее предпочтительным способом государственной поддержки по-прежнему являются предоставление государственных гарантий для компенсации до 90 % убытков. Возможно, по мере становления страхования инновационных

рисков востребованными окажутся и налоговые преференции страховщикам.

Подводя итоги, следует сказать, что развитие экономики на инновационных «рельсах» -приоритетная задача России в XXI в. Во многом ее решение зависит от эффективности системы государственного регулирования, в которой ключевое значение отводится применению действенных налоговых механизмов стимулирования инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.