Научная статья на тему 'Налоговая ответственность за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности'

Налоговая ответственность за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности Текст научной статьи по специальности «Право»

1776
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
налоговая ответственность / бухгалтерская отчетность / зако-нодательство

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Русанов М. С.

Статья посвящена привлечению к налоговой ответственности налогоплательщи¬ков за нарушение срока предоставления бухгалтерской отчетности. В статье рас¬сматриваются как общие нормы законодательства о налогах и сборах, так и судеб¬ная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to raising the tax liability of taxpayers for missing the deadline to provide financial statements. The article deals with both the general norms of the legislation on taxes and fees, and court practice.

Текст научной работы на тему «Налоговая ответственность за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности»

СТАТЬИ

М.С. Русанов

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья посвящена привлечению к налоговой ответственности налогоплательщиков за нарушение срока предоставления бухгалтерской отчетности. В статье рассматриваются как общие нормы законодательства о налогах и сборах, так и судебная практика.

Ключевые слова: налоговая ответственность, бухгалтерская отчетность, законодательство.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации1 (далее -НК РФ) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одной из обязанностей налогоплательщиков предусмотренной абз. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ является представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»2 организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную

бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Невыполнение или несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности является основанием к привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля». В данной статье указывается, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Налоговым законодательством предусмотрено несколько порядков привлечения к налоговой ответственности это вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ) и производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ).

Порядок привлечение к налоговой ответственности предусмотренный ст. 101.4 НК РФ как факт, свидетельствующий о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса). Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не входит в законодательство о налогах и сборах, следовательно, привлечение к ответственности за несвоевременное предоставление отчетности возможно исключительно в рамках ст. 101 НК РФ.

Подтверждением вышеуказанной позиции можно встретить в Постановление ФАС МО от 24.12.2001 №КА-А40/7519-01 в случае неисполнения налогоплательщиком требования Закона о бухгалтерском учете, о представлении в налоговые органы бухгалтерского баланса он не может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ, так как данный Закон не входит в состав законодательства о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ) и указанное требование не охватывается ст. 93 НК РФ, установившей порядок истребования документов, запрашиваемых в ходе налоговой проверки, нарушение которого влечет ответственность по ст. 126 НК РФ.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 1 ст. 82 НК РФ).

В п. 2 ст. 87 НК РФ указывается, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, привлечение к ответственности в рамках ст. 126 НК РФ возможно исключительно только при проведении выездной или камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Бухгалтерская отчетность и ее приложение не являются налоговой декларацией (расчетом), как следствие невозможность проведения камеральной проверки по данным документам и привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган может проверить своевременность предоставления сведений в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также ином законодательстве, в том числе бухгалтерском.

Рассмотрим многочисленную судебную практику по данному вопросу. Ряд судов высказываются, что привлечение к ответственности за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности в налоговый орган не правомерно. Например, в Постановление ФАС ЦО от 16.03.2004 №А23-3256/03А-14-335, от 03.03.2004 №А23-3201/03А-5-317 указывается, что поскольку обязанность предоставления отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса предусмотрена законодательством о бухгалтерском учете (ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете»), а не налоговым законодательством, то основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, отсутствуют. В таком случае применяются положения ст. 15.6 КоАП РФ. Аналогичная позиция содержится в Постановление ФАС ЦО от 02.03.2004 №А23-3415/03А-12-314.

В более раннем Постановление ФАС ЦО от 04.06.2004 №А09-13998/ 03-12 указал, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязанность для налогоплательщика представлять бухгалтерский баланс и отчеты о прибылях и убытках. Установленная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязанность предоставления организациями названных документов предусмотрена законодательством о бухгалтерском учете, а не законо-

дательством о налогах и сборах, что исключает применение налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за их несвоевременное представление. За нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете, в частности, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена административная ответственность (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Интересным является тот факт, что один суд (ФАС ЦО) по разному квалифицирует одно и то же нарушение, а именно несвоевременного представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по административному законодательству (КРФоАП) - ст. 15.6 «непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» или ст. 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности».

Рассмотрим следующий вариант, когда привлечение к ответственности возможно. С данной точкой зрения солидарны почти все суды различных судебных округов.

Согласно Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 №А82-6230/2005-29 в случае непредставления в ИФНС бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и расчета по авансовым платежам налога на имущество налогоплательщик подлежит ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2006 №А33-21115/05-Ф02-957/06-С1 указывается, что в силу пункта 2 статьи 13 и пункта 4 статьи 15 Закона от 21.11.1996 №129-ФЗ представление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках с нарушением установленного законодательством срока является налоговым правонарушением, установленным пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и решил удовлетворить кассационную жалобу налогового органа о признании правомерным решения о привлечении организации к ответственности в виде штрафа.

Аналогичная позиция содержится в Постановление ФАС ЦО от 23.03.2005 №А48-5963/04-19, Постановление ФАС ЦО от 30.08.2004 №А23-1056/04А-14-72, Постановление ФАС ЦО от 30.08.2004 №А23-925/04А-3-81, Постановление ФАС СКО от 13.06.2001 №Ф08-1653/2001-507А.

В Постановление ФАС УО от 23.03.2006 №Ф09-1858/06-С7 указывается, что ИФНС обратилась в суд с заявлением о взыскании с предприятия штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление отчета о движении денежных средств (форма 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5), отчета об изменениях капитала (форма 3). Суд признал привлечение к ответственности правомерным на том основании, что вышеназванные до-

кументы входят в состав бухгалтерской отчетности в соответствии с Указаниями об объеме бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67н.

Данный судебный акт интересен тем, что суд посчитал возможным привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности не за своевременное предоставление бухгалтерского баланса, а за несвоевременное предоставление приложения к бухгалтерской отчетности (форма 3, 4, 5).

Аналогичную позицию можно встретить в более ранних судебных актах ФАС УО от 10.08.2004 №Ф09-3198/04-АК, в котором указывается, что за несвоевременное представление бухгалтерского баланса и приложений к нему налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, при этом как баланс, так и приложение к балансу являются самостоятельными документами; непредставление каждого документа образует состав налогового правонарушения, установленного указанной нормой.

С Федеральным арбитражным судом Уральского округа солидарен ФАС СЗО например в Постановление от 24.02.2005 по делу №А05-16954/04-20.

Противоположную позицию можно встретить в Постановление ФАС СЗО от 29.01.2004 №А05-8358/03-20 в котором указывается, что в случае непредставления в налоговый орган бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств налогоплательщик привлекается к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление одного документа -бухгалтерского баланса, поскольку отчет о прибылях и убытках и о целевом расходование денежных средств является его неотъемлемой частью.

Схожую позицию содержит Постановление ФАС ВВО от 24.08.2005 по делу №А28-2590/2005-94/26, в котором общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление отчета об изменении капитала и отчета о движении денежных средств. Однако, по мнению суда вышеназванные отчеты являются приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, и обязанность их представления отдельно от указанных документов законодательством не предусмотрена, в связи с чем ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности за непредставление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности правомерно. Из анализа действующих норм права привлечение к налого-

вой ответственности возможно исключительно в рамках выездной налоговой проверки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Российская газета», №148-149, 06.08.1998.

«Яо88Ц8ка]а gazeta», №148-149, 06.08.1998.

2 «Российская газета», №228, 28.11.1996.

«Яо88Ц8ка]а gazeta», №228, 28.11.1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.