Научная статья на тему 'Налоговая отчетность как инструмент налогового контроля в регионе'

Налоговая отчетность как инструмент налогового контроля в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / TAX REPORTING / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ / CRITERIA OF FORMATION / СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / MODERN REPORTING TECHNOLOGY / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надеждина Светлана Дмитриевна, Храмцова Татьяна Георгиевна, Максимова Галина Васильевна

Налоговый контроль, одной из форм которого являются камеральные налоговые проверки, необходимое условие успешного налогового администрирования в регионе. Совершенствование их проведения позволяет выявить незаконопослушных налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Повышение эффективности налогового контроля неразрывно связано с совершенствованием информационной базы налоговой отчетности (налоговых деклараций, расчетов), раскрывающей налоговые обязательства экономических субъектов. Анализ основных проблем позволил сформулировать принципы формирования данных налоговой отчетности, критерии выделения элементов для оптимизации ее структуры, использование которых при проектировании новых форматов налоговой отчетности в условиях внедрения современных информационных технологий позволит оптимизировать ее для эффективного удовлетворения информационных потребностей пользователей: налоговым органам повысить качество и эффективность контрольной работы в регионе, налогоплательщикам оптимизировать процесс формирования данных и представления налоговым органам, государственным органам совершенствовать нормативную правовую базу по налогам и налоговому администрированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Надеждина Светлана Дмитриевна, Храмцова Татьяна Георгиевна, Максимова Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REPORTING AS A TOOL OF TAX CONTROL IN THE REGION

A necessary condition for the successful tax management, to ensure the performance of the state tax policy is tax control, and tax audit as one of the forms of which. Improving the way they are conducted allows identifying «unreliable» taxpayers with the aim of increasing the effectiveness of field tax audits in the region. Since the data of the tax reporting are the basis of the information base for carrying out tax inspections, increasing the efficiency of tax control is inextricably linked to the problem of improving the tax declarations (calculations) regarding the tax liabilities of economic subjects. Analysis of the key issues allowed forming principles of formation, requirements for information disclosure and assumptions for the preparation of tax reporting system, the criteria for the selection of items to optimize its structure. The use of the criteria in the design of new tax reporting formats with introduction of modern information technologies will optimize it to effectively meet the information needs of users: the tax authorities in the implementation of the tax control, the taxpayers to optimize the process of preparation of tax reports and reporting to tax authorities, government agencies to improve normative legislation on taxes and tax control.

Текст научной работы на тему «Налоговая отчетность как инструмент налогового контроля в регионе»

УДК 336.225.673

НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕГИОНЕ

С.Д. Надеждина, Т.Г. Храмцова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: Nadejdina2010@yandex.ru, tanyhram@mail.ru

Г.В. Максимова

Байкальский государственный университет E-mail: buh_ut@bgu.ru

Налоговый контроль, одной из форм которого являются камеральные налоговые проверки, - необходимое условие успешного налогового администрирования в регионе. Совершенствование их проведения позволяет выявить незаконопослушных налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Повышение эффективности налогового контроля неразрывно связано с совершенствованием информационной базы - налоговой отчетности (налоговых деклараций, расчетов), раскрывающей налоговые обязательства экономических субъектов. Анализ основных проблем позволил сформулировать принципы формирования данных налоговой отчетности, критерии выделения элементов для оптимизации ее структуры, использование которых при проектировании новых форматов налоговой отчетности в условиях внедрения современных информационных технологий позволит оптимизировать ее для эффективного удовлетворения информационных потребностей пользователей: налоговым органам - повысить качество и эффективность контрольной работы в регионе, налогоплательщикам - оптимизировать процесс формирования данных и представления налоговым органам, государственным органам - совершенствовать нормативную правовую базу по налогам и налоговому администрированию.

Ключевые слова: налоговая отчетность, принципы, требования, критерии формирования, современная технология представления, налоговый контроль.

TAX REPORTING AS A TOOL OF TAX CONTROL IN THE REGION

S.D. Nadezhdina, T.G. Khramtsova

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: Nadejdina2010@yandex.ru, tanyhram@mail.ru

G.V. Maksimova

Baikal State University E-mail: buh_ut@bgu.ru

A necessary condition for the successful tax management, to ensure the performance of the state tax policy is tax control, and tax audit as one of the forms of which. Improving the way they are conducted allows identifying «unreliable» taxpayers with the aim of increasing the effectiveness of field tax audits in the region. Since the data of the tax reporting are the basis of the information base for carrying out tax inspections, increasing the efficiency of tax control is inextricably linked to the problem of improving the tax

© Надеждина С.Д., Храмцова Т.Г., Максимова Г.В., 2017

declarations (calculations) regarding the tax liabilities of economic subjects. Analysis of the key issues allowed forming principles of formation, requirements for information disclosure and assumptions for the preparation of tax reporting system, the criteria for the selection of items to optimize its structure. The use of the criteria in the design of new tax reporting formats with introduction of modern information technologies will optimize it to effectively meet the information needs of users: the tax authorities - in the implementation of the tax control, the taxpayers - to optimize the process of preparation of tax reports and reporting to tax authorities, government agencies - to improve normative legislation on taxes and tax control.

Key words: tax reporting, principles, requirements, criteria of formation, modern reporting technology, tax control.

Налоги - основная форма мобилизации доходов, формирующих государственные финансы, в том числе региональные бюджеты. Так, доля налоговых доходов в бюджете Новосибирской области [7] составляет около 44 % (см. таблицу). Снижение ее с 62,10 % (2013 г.) в последующие годы произошло за счет передачи отчислений по налогу на добавленную стоимость полностью в Федеральный бюджет. Вместе с тем в 2015 г. наблюдалось повышение доли в налоговых доходах бюджета Новосибирской области налога на прибыль (с 47,02 % в 2013 г. до 60,19 % в 2015 г.), налогов на имущество (с 10,62 % в 2013 г. до 13,00 % в 2015 г.), платежей за пользование природными ресурсами (с 1,82 % в 2013 г. до 5,44 % в 2015 г.).

Структура доходов бюджета Новосибирской области в 2013-2015 гг., %

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Налоговые доходы 62,10 37,20 43,97

Из них: налог на прибыль (доход) 47,02 58,76 60,19

налоги на имущество 10,62 12,91 13,00

платежи за пользование природными ресурсами 1,82 2,75 5,44

На современном этапе экономического развития реформирование отечественной налоговой системы связано с решением задач совершенствования и придания ей стабильности, снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, вместе с тем - установления оперативного налогового контроля за соблюдением действующего законодательства, пресечения налоговых правонарушений за счет внедрения новых технологий в налоговый процесс и его составляющей - налоговой отчетности как инструмента налогового контроля.

Данные налоговой отчетности являются информационной базой при камеральных налоговых проверках для обоснованного отбора экономических субъектов в план выездных налоговых проверок. Один из методов совершенствования отчетности - система показателей, отражающих налоговые обязательства.

В последние годы в Российской Федерации повышено внимание к проектированию новых форм налоговой отчетности. Вместе с тем решение задач повышения информативности налоговой отчетности с целью совер-

шенствования контроля за правильностью исчисления налогов на практике приводит к увеличению объема информации, повышению трудоемкости формирования деклараций (расчетов) налогоплательщиками, что не способствует упрощению обработки информации и оптимизации налоговой системы. В этой связи актуальна необходимость разработки основных направлений совершенствования отчетности в системе налогового администрирования.

Теоретические и практические аспекты налогообложения достаточно широко освещены в работах A.B. Брызгалина, В.А. Камышана, Дж. Кейнса, А.П. Киреенко, В.М. Лукьяненко, И.А. Майбурова, Л.П. Павловой, Д. Ри-кардо, А. Смита, Д.О. Терещенко, О.В. Терещенко, Д.Г Черника, С.Д. Шаталова и др. Проблемам администрирования отдельных налогов посвящены публикации Д.В. Дзюбы, В.Г Панскова, А.В. Тихоновой, предлагаются рекомендации к рассмотрению предложений по «настройке» налоговой системы в соответствии с Посланием Президента России Федеральному собранию на 2017 г. [6, 4]. В области исследования проблем перехода на электронный документооборот можно назвать работы К. Блумквиста, А. Веткина, В. Вишневского, М. Крашенинниковой, Л. Миттоне, П. Пателл [1, 2, 8, 9]. Несмотря на имеющиеся научные разработки в области теории и методологии налогообложения, недостаточно полно решены вопросы, связанные с формированием налоговой отчетности как инструмента налогового контроля.

Проведенное исследование позволило выявить: приоритетными внешними пользователями налоговой отчетности являются терририториальные (региональные) налоговые органы. Основные информационные потребности их: регистрация заявленных налогоплательщиками сумм налоговых обязательств, проверка достоверности и выявление нарушений действующего налогового законодательства, оценка государственных расходов в виде предоставляемых налоговых льгот, формирование информационной базы для планирования (прогнозирования) налоговых доходов бюджета, определения политики государства по налогам и налогообложению.

При разработке и совершенствовании форм налоговых деклараций (расчетов) в условиях внедрения в налоговые правоотношения современных информационных технологий могут быть использованы унифицированные форматы отчетности по налогам в связи с тем, что действующая система налогообложения в Российской Федерации построена на основе единых принципов для всех экономических субъектов (вне зависимости от ведомственной подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы) [5, с. 42] и единых элементов каждого налога (субъекты и объекты налогообложения, налоговые льготы и ставки, налоговая база, отчетный и налоговый периоды, порядок исчисления и сроки уплаты).

Формирование налоговой отчетности необходимо «увязывать» с функциями налогов и потребностями пользователей, в связи с чем можно выделить задачи обеспечения информационной базы для проведения контрольных мероприятий по соблюдению действующего законодательства при исчислении налогов к уплате в бюджет (фискальная); налогового планирования на государственном уровне (регулирующая); контроля за право-

мерностью использования налоговых льгот и эффективностью их предоставления налогоплательщикам (стимулирующая).

С целыо совершенствования системы налоговой отчетности как инструмента налогового контроля предлагается:

- уточненное понятие «налоговая отчетность» как единая система информации, представляемой в установленном порядке по утвержденным формам в налоговые органы, о налоговых обязательствах и сведениях, подтверждающих их значения на основе данных бухгалтерского и налогового учета, раскрывающих реализацию принципов формирования налоговой отчетности как инструмента налогового контроля;

- использование принципов формирования налоговой отчетности, присущих действующей налоговой системе в России [5, с. 16-17]: классических, т.е. общенациональных (законность и известность, всеобщность и справедливость, экономическая целесообразность, однократность взимания и удобство по времени и способу внесения платежа, равнонапряженность налоговых изъятий и оптимизация затрат экономического субъекта при техническом оформлении, «прозрачность» налогообложения) и организационно-экономических, обусловленных принадлежностью налога к федеральному, региональному, местному уровням действующей налоговой системы [3, ст. 13-15], особенностями формирования налоговой базы (авансирование бюджета в отчетные периоды в течение календарного года и декларирование налоговых обязательств за календарный год, последовательность в динамике и раздельный учет при наличии налоговых льгот и разных ставок, обоснованность экономически оправданных и документально подтвержденных расходов). Реализация этих принципов, заложенных в Налоговом кодексе Российской Федерации [3, ст. 3], позволяет обеспечить построение рациональной системы налоговой отчетности, повысить ее полезность при решении поставленных задач и достижении цели - удовлетворения информационных запросов пользователей, в первую очередь, налоговых органов;

- учет информационных потребностей налоговой отчетности, позволяющих повысить ее полезность при проведении контрольных мероприятий: представление отчетности налоговым органам в установленные сроки; своевременное отражение достоверной информации об объектах налогообложения в отчетном (налоговом) периоде; документальное подтверждение показателей, содержащихся в налоговой отчетности; обеспечение сопоставления данных в динамике, значений идентичных показателей в разных формах налоговой отчетности, а также с аналогичными данными других налогоплательщиков и средними значениями по отрасли; рациональное соотношение затрат экономических субъектов на формирование информации о налоговых обязательствах в отчетности и получение, обработку пользователями (налоговыми органами), позволяющие повысить качество данных, отражаемых в отчетности, и степень полезности полученной информации;

- уточнение критериев для выделения элементов (состава показателей по разделам) отчетности: методического, учитывающего особенности взимания конкретного налога (элементы налогового обязательства, признание доходов и расходов, определение налоговой базы по видам

деятельности и режимам налогообложения, применение налоговых льгот и разных налоговых ставок с целью проведения контрольных мероприятий за правомерностью их применения, источник выплаты доходов, внесение платежей в бюджет, наличие обособленных подразделений) и целевой (фискально-контрольной, регулирующей и аналитической) направленности информационных потребностей пользователей, в первую очередь, налоговых органов, что позволит систематизировать показатели основных разделов налоговых деклараций (расчетов), характеризующих налоговые обязательства экономических субъектов по конкретным налогам, обеспечивая баланс качественных характеристик информации в отчетности и информационных потребностей пользователей с учетом выделения необходимых элементов.

Методика исчисления налога влияет на форму, структуру, требования к раскрытию информации в отчетности. Качество камеральных проверок в определенной степени зависит от простоты форм налоговой отчетности и прозрачности заполнения, с одной стороны, достаточной информационной составляющей - с другой;

- обеспечение внедрения информационных технологий - представление отчетности в налоговые органы в электронном виде, что позволит совершенствовать налоговый контроль в регионе. Налоговым органам необходимо усилить проведение информационно-разъяснительных мероприятий о целесообразности использования такого способа, стимулируя налогоплательщиков к применению электронного информационного обмена с налоговыми органами представлением экономическим субъектам информации о сверке расчетов с бюджетом, справок об отсутствии задолженности, других напоминаний по исполнению ими обязанностей перед бюджетом. Представление налоговой отчетности в электронном виде позволит решить проблему повышения качества данных, содержащихся в базе региональных налоговых органов, собрав достоверную полную информацию; оценивать ее, делая правильные выводы, способствуя повышению эффективности налогового администрирования.

Совершенствование состава и содержания элементов налоговой отчетности с учетом рассмотренных принципов, информационных потребностей и критериев, реализация их в условиях внедрения электронного документооборота позволит повысить информационные потребности территориальных налоговых органов, способствовать улучшению качества и эффективности контрольной работы в регионе; налогоплательщикам - оптимизировать процесс формирования данных и представления отчетности налоговым органам; государственным органам - совершенствовать нормативную правовую базу по налогам и налоговому администрированию.

Практическая реализация рекомендаций по соблюдению принципов формирования налоговой отчетности, информационных потребностей, критериев для выделения элементов при совершенствовании ее форм позволит повысить эффективность налогового контроля в регионе за счет автоматизации процедур, комплексного подхода при камеральных проверках соблюдения налогового законодательства, повышения качества информационной базы для обоснованного налогового администрирования.

Литература

1. Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 96-108.

2. Крашенинникова М.А. Переход на ЭДО - весьма окупаемый проект // Налоговая политика и практика. 2017. № 4 (172). С. 4-7.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2 (в ред. от 18.07.2017).

4. Пансков В.Г. К вопросу о путях реформирования российской налоговой системы // Вестник АКСО. 2017. № 1 (41). С. 6-14.

5. Терещенко О.В., Надеждина С.Д., Камышан В.А. Налогообложение в современной России (теория, методология, практика): монография. Новосибирск: НГАЭиУ 2000. 280 с.

6. Тихонова А.В., Дзюба Д.В. К вопросу об оценке эффективности налогового контроля // Экономический анализ теории и практики. 2017 Т. 16. Вып. 4. С. 746-755.

7. Управление ФНС России по Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/m54/service/obr_fts/fl/ (дата обращения: 27.09.2017).

8. Bloomquist K. Tax compliance as anevolutionary coordination game: an agent-based approach // Public Finance Review. 2011. Vol. 39. № 1. P 25-49.

9. Mittone L., Patell P. Imitative behaviour in tax evasion // Economic simulations in swarm: Agent-based modelling and object oriented programming / ed. by F Luna and B. Stefansson. Amsterdam, 2000. P 133-158.

Bibliography

1. Vishnevskij V, Vetkin A. Uklonenie ot uplaty nalogov i racional'nyj vybor nalogo-platel'shhika // Voprosy jekonomiki. 2004. № 2. P 96-108.

2. Krasheninnikova M.A. Perehod na JeDO - ves'ma okupaemyj proekt // Nalogovaja politika i praktika. 2017 № 4 (172). P 4-7

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Ch. 1, 2 (v red. ot 18.072017).

4. Panskov V.G. K voprosu o putjah reformirovanija rossijskoj nalogovoj sistemy // Vestnik AKSO. 2017 № 1 (41). P 6-14.

5. Tereshhenko O.V., Nadezhdina S.D., Kamyshan VA. Nalogooblozhenie v sovremennoj Rossii (teorija, metodologija, praktika): monografija. Novosibirsk: NGAJeiU, 2000. 280 p.

6. Tihonova A.V., Dzjuba D.V. K voprosu ob ocenke jeffektivnosti nalogovogo kont-rolja // Jekonomicheskij analiz teorii i praktiki. 2017. T. 16. Vyp. 4. P 746-755.

7. Upravlenie FNS Rossii po Novosibirskoj oblasti. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.nalog.ru/rn54/service/obr_fts/fl/ (data obrashhenija: 2709.2017).

8. Bloomquist K. Tax compliance as anevolutionary coordination game: an agent-based approach // Public Finance Review. 2011. Vol. 39. № 1. P 25-49.

9. Mittone L., Patell P. Imitative behaviour in tax evasion // Economic simulations in swarm: Agent-based modelling and object oriented programming / ed. by F. Luna and B. Stefansson. Amsterdam, 2000. P. 133-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.