1450 -\
1400
1350
1300
1250
1200
<
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Годы
Рисунок 2 - Зарегистрировано крестьянских (фермерских) хозяйств, единиц
Организация самозанятости особенно актуальна на селе. Направления деятельности могут быть самыми разнообразными: организация крестьянско-фермерских хозяйств по разведению крупного рогатого скота, домашней птицы, овец, кроликов; ремонт и техническое обслуживание автомобилей; изготовление и ремонт мебели; торговля; организация досуга и отдыха.
Однако в процессе исследования установлено, что в Курской области наблюдается снижение количества крестьянских (фермерских) хозяйств (рисунок 2).
Как свидетельствуют данные, представленные на рисунке, в 2009г. по сравнению с 2003г. число крестьянских (фермерских) хозяйств сократилось на 10%. Следует отметить, что рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств в 2010г. по сравнению с 2009г. на 7,8% не изменил отрицательную тенденцию.
к
о
л
233 и
232
231
230
229
228
227
Другим направлением снижения безработицы и закрепления населения в сельской местности является активизация деятельности сельских подворий (рисунок 3). Как свидетельствует статистика численность семей, имеющих приусадебные участки в сельской местности, возросла за анализируемый период только на 2%, т. е. изменилась незначительно, что свидетельствует о наличии возможности использования этого инструмента с целью самозанятости населения. Однако реализация данного направления связана с необходимостью коммерциализации производства продукции в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом, результаты нашего исследования позволили сделать вывод о том, что в настоящее время основными направлениями снижения безработицы сельского населения являются:
• содействие самозанятости безработных граждан;
• развитие малого предпринимательства;
• активизация деятельности сельских подворий;
• совершенствование системы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки молодежи;
• организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
В настоящее же время основная задача в области занятости — приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии и вакантные места, с удовлетворяющими их условиями труда.
Список использованных источников
1 Гаги В.А. Экономика и социология труда: Учебник. -Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2008. - 340 с.
2 Крутикова В.В. Молодые кадры АПК на рынке труда // Аграрная наука - сельскому хозяйству (материалы Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 января 2009 г., г. Курск, ч.2). - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2009. - С .211-215.
■г
2004
2006
2008
2010
Годы
Рисунок 3 - Динамика количества хозяйств (семей), имеющих приусадебные участки
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЗЕМЛИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ А.Е. Ильин, И.В. Ильина
Аннотация. В статье рассмотрены тенденции и перспективы налогообложения земли, особенности формирования налоговой базы, системы налоговых льгот по налогообложению земельных ресурсов, проблемы задолженности по земельному налогу.
Ключевые слова: земельный налог, налогоплательщик, налоговые льготы, задолженность по налогам.
Земельный налог установлен Налоговым кодексом РФ в 2005 г., в соответствии с которым является местным налогом. В этой связи все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.
В современных условиях межбюджетных отношений земельный налог является основным источником доходов местных бюджетов. Введение земельного на-
лога преследовало цель стимулировать рациональное использование земельных угодий, их охрану, повышение плодородия почв и контроль экологической обстановки.
Кадастровая
стоимость зе-
мельных участ-
ков физических
лиц, млрд.р. 22,61 45,54 61,05 73,17 71,99 318,36
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
350000
! 340000 330000 320000 310000 300000 290000 280000
2006 2007 2008 2009 2010
1 Юридические лица
-Физические лица
Рисунок 1 - Динамика численности налогоплательщиков земельного налога
Земельный налог уплачивают граждане и организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Показатели численности налогоплательщиков земельного налога приведены на рисунке 1.
Как свидетельствует статистика, за период с 2006г. по 2010г. численность налогоплательщиков земельного налога возросла. При этом численность юридических лиц плательщиков земельного налога возросла на 26,0%, а численность физических лиц возросла только на 5,7%. Отметим, что численность плательщиков физических лиц в 2010г. по сравнению с 2009г. сократилась на 5%.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Показатели формирования налоговой базы по земельному налогу в Курской области представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели формирования налоговой
Наименование показателя Годы 2010г. в % к 2006г.
2006 2007 2008 2009 2010
Количество земельных участков юридическ их лиц, учтенных в базе данных налоговых органов, ед. 10532 10344 12201 13326 14299 135,77
Кадастровая стоимость земельных участков юридически х лиц, млрд.р. 53,94 139,24 135,88 157,83 155,99 289,92
Количество земельных участков физически х лиц, учтенных в базе данных налоговых органов, ед. 369164 351524 333523 301691 282788 76,60
Данные свидетельствуют, что количество земельных участков юридических лиц, учтенных в базе данных налоговых органов, за анализируемый период возросло на 35,8%. При этом количество земельных участков физических лиц сократилось на 23,4%. Следует отметить, что кадастровая стоимость земельных участков юридических лиц возросла в 2,89 раза, а физических лиц в 3,18 раза.
Особенностью земельного налога является то, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
• 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
• 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В Курской области только в 9 муниципальных образованиях из 590 их общего числа установлены ставки и льготы, отличные от закрепленных Налоговым кодексом РФ. Следует отметить, что установленные муниципальными образованиями льготы по земельному налогу значительно влияют на размер поступлений в местные бюджеты (таблица 2).
./
!748‘
И
■ 5071 «37!^
_2006___________________________2007_2008_2002_2010_
□ по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
□ по льготам, установленным п.5 ст.391 НК РФ, ст.395 НК РФ, по льготам предоставляемым в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации
Рисунок 2 - Динамика размера льгот по земельному налогу в Курской области
Из данных таблицы следует, что сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по земельному налогу в 2010г. по сравнению с 2006г. возросла в 3,67 раза, в том числе по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в 2,94 раза. При этом сумма льгот по установленным в соответствии с п.2 ст.387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в Курской области составила в
4107 80
2010г. 496,4 млн.руб., что составляет 37,6% от суммы начисленного земельного налога (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели начислений по земельному налогу в Курской области
___________________________________В миллионах рублей
Наименование показателя Годы 2010г. в % к 2006г.
2006 2007 2008 2009 2010
Налоговая база:
юридических лиц 42485,96 107231,13 107164,52 117015,27 119670,98 2,82
физических лиц 15968,91 41750,41 56170,51 72897,79 71751,69 4,49
Сумма исчисленного налога:
юридических лиц 457,70 1185,64 1151,95 1214,54 1197,25 2,61
физических лиц 46,31 76,90 114,78 134,21 120,21 2,59
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что налоговая база по земельному налогу за анализируемый период в Курской области возросла в 2,82 раза по юридическим лицам и в 4,49 раза по физическим лицам. Это привело к росту суммы исчисленного земельного налога по юридическим лицам в 2,61 раза и по физическим лицам в 2,59 раза.
С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками - физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.
Несмотря на то, что налог является местным и предполагает значительное число льгот при низких ставках в налоговом администрировании данного налога существует множество проблем, которые приводят к росту задолженности по уплате земельного налога (рисунок 3).
о. 180000
3 160000 н 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000
0
Годы
Рисунок 3 - Динамика задолженности по земельному налогу в Курской области
Статистика свидетельствует, что в 2010г. по сравнению с 2006г. задолженность по уплате земельного налога возросла в 2,65 раза и в 2010г. ее величина достигла 166 млн.руб. Рост задолженности имеет ярко выраженную тенденцию роста, что является основной проблемой не только налоговых органов, но и муниципальных образований. Это связано с тем, что рост задолженности по уплате земельного налога ведет к росту недофинансирования местных бюджетов.
Исследование системы налогообложения земли в Курской области показало, что решение проблем, связанных с налоговым администрированием земельных отношений, должно быть основано на:
• систематизации льгот, предоставляемых муниципальными образованиями, и таким образом, снижении сумм, не уплачиваемых в связи с их применением;
• научном обосновании снижения налоговых ставок по земельному налогу и недопущения разных ставок по равноценным участкам земли;
• выявлении земельных участков, используемых без оформления правоустанавливающих документов;
• проверки сведений по земельным участкам с целью выявления участков, не поставленных на кадастровый учет, а также с отсутствием сведений о правообладателе.
Следует подчеркнуть, что реализация всех направлений совершенствования налогового администрирования земельного налога может быть осуществлена только на базе совместной работы подразделений Федеральной налоговой службы и муниципальных образований.
Список использованных источников
1 Сайт Управления Федеральной налоговой службы по Курской области http://www.r46.nalog.ru/
2 Налоговый кодекс Российской Федерации // Информационно-консультационный портал «Г арант»
http://base.garant. ги/10900200/
Информация об авторах
Ильин Алексей Евгеньевич, доктор экономических наук, заведующий кафедрой налоги, налогообложение и финансовый менеджмент ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Ильина Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налоги, налогообложение и финансовый менеджмент ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».