Научная статья на тему 'Налогообложение религиозных организаций в системе национальных финансовых отношений'

Налогообложение религиозных организаций в системе национальных финансовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
985
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никишина Е. А., Опарина С. И.

В статье проанализированы различные аспекты налогообложения религиозных организаций Русской православной церкви и показано, что финансовые взаимоотношения церкви и государства, существующие в настоящее время, имеют устоявшуюся форму. Однако действующие нормы российского законодательства, регулирующие эти взаимоотношения, не только не отражают современного уровня их развития, но и находятся в конфликте с нормами канонического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение религиозных организаций в системе национальных финансовых отношений»

Налоговая политика

Удк 336.027

налогообложение религиозных организаций в системе национальных финансовых отношений

е. А. НИКИШИНА, кандидат экономических наук, старший бухгалтер Свято-Троицкой СергиевойЛавры E-mail: [email protected]

С. И. ОПАРИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: [email protected] Городской университет управления правительства Москвы

В статье проанализированы различные аспекты налогообложения религиозных организаций Русской православной церкви и показано, что финансовые взаимоотношения церкви и государства, существующие в настоящее время, имеют устоявшуюся форму. Однако действующие нормы российского законодательства, регулирующие эти взаимоотношения, не только не отражают современного уровня их развития, но и находятся в конфликте с нормами канонического права.

Ключевые слова: финансы, налогообложение, религиозные организации, религиозная деятельность.

Русская православная церковь согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации отделена от государства. Соответственно факт отделения должен относиться и к ее финансовой деятельности. Однако в действительности часть денежных средств, поступающих на уставную деятельность православных религиозных организаций, подлежит согласно Налоговому кодексу Российской Федерации обязательному налогообложению. В результате Русская православная церковь, пополняя доходы федерального бюджета путем уплаты налогов и

сборов, входит в систему общегосударственных финансовых отношений и выступает как объект налогообложения.

При этом государство через систему налоговых льгот оказывает финансовую помощь религиозным организациям в их уставной деятельности, особенно в части, касающейся общегосударственных интересов (реставрация, содержание и охрана зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, благотворительная деятельность, реализация общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий и т. д.).

Учитывая значительное увеличение действующих православных церквей и монастырей, рост числа православных приходов, усиление социальной направленности в их деятельности, можно утверждать, что финансовые взаимоотношения между государством и Русской православной церковью будут развиваться, вовлекая в свою сферу все большее число субъектов хозяйствования, а доля участия связанного с церковью сектора экономики в развитии гражданского общества в дальнейшем будет возрастать.

Опыт показывает, что финансовые взаимоотношения церкви и государства, существующие в настоящее время, имеют устоявшуюся форму. Однако действующие нормы российского законодательства, регулирующие эти взаимоотношения, не только не отражают современного уровня их развития, но и находятся в конфликте с нормами канонического права. Этот конфликт может быть снят дальнейшим развитием законодательных норм на основе разработки современных нормативных подходов ко всем сторонам финансовой деятельности религиозных организаций. Пока эта деятельность регламентируется не вполне согласующимися друг с другом разрозненными законами. Это объясняется, в частности, тем, что сам механизм формирования финансовой системы Русской православной церкви и ее использования является применительно к современным условиям нашего общества принципиально новым и недостаточно исследованным.

Религиозные организации Русской православной церкви являются некоммерческими. Поэтому религиозные организации в части налогового, гражданского и бухгалтерского законодательства рассматривают как негосударственные некоммерческие организации, т. е. как частный сектор.

Деятельность религиозной организации как юридического лица подпадает под действия не только Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», но и Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». После этого религиозная организация посредством системы налогообложения встраивается в национальную финансовую систему.

Практически все налоги, предусмотренные общенациональной системой налогообложения, взимаются с религиозных организаций при наличии объекта налогообложения, который в силу некоммерческого характера их деятельности не всегда возникает. Даже при наличии объекта налогообложения религиозным организациям представляется освобождение от уплаты того или иного налога, если данный объект имеет религиозное назначение. Поэтому факт уплаты налога, как правило, возникает при ведении религиозными организациями предпринимательской деятельности.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на

собственный риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Религиозные организации не ставят своей целью извлечение прибыли в личных целях участников этой деятельности, но предпринимательская деятельность им не запрещена действующим законодательством. Предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которой создана религиозная организация, и соответствовать этим целям — доставлению материальных средств для обеспечения публичной уставной деятельности.

В силу специфики своей деятельности религиозные организации пользуются рядом налоговых льгот, закрепленных законодательством Российской Федерации, и предпринимательская деятельность религиозных организаций тоже имеет некоторые льготы по налогообложению.

Даже если деятельность религиозной организации не связана непосредственно с выполнением платных работ или оказанием платных услуг, могут возникнуть ситуации, когда уплачиваются налоги на прибыль, на добавленную стоимость и некоторые другие налоги.

Религиозные организации являются налоговыми агентами.

Рассмотрим налоги, которые могут возникнуть в деятельности религиозных организаций.

Налог на доходы физических лиц. Обязанность исчисления налога на доходы физических лиц возникает у религиозной организации, как правило, по двум основаниям:

1) выплата заработной платы наемным работникам;

2) благотворительные выплаты в денежной и натуральной форме лицам, не связанным с организацией трудовыми отношениями. В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ в налоговую базу включаются все доходы, полученные физическими лицами как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплаченную организацией стоимость питания, отдыха за указанных лиц. Согласно этому пункту доходы должны иметь адресный характер, т. е. должны быть получены конкретными лицами.

Следовательно, например, религиозная организация — налоговый агент, обеспечивающая бесплатное питание, проезд и проживание физических лиц, участвующих в паломнических поездках, в соответствии со ст. 230 НК РФ обязана вести учет таких доходов и исчислять сумму налога на доходы физических лиц. При невозможности удержать с

налогоплательщика исчисленную сумму налога организация обязана сообщать сведения о задолженности налогоплательщика в налоговый орган по месту своего учета.

Таким образом, православные религиозные организации (и не только православные) при осуществлении благотворительной или социальной деятельности вынуждены сдерживать данную деятельность, так как лицо, получившее такую помощь, является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, который не имея достаточных средств, должен заплатить государству налог. Такой налоговый подход к деятельности религиозных организаций в части их социальной деятельности может в какой то степени опираться и на нормы ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, где зафиксировано, что религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Но данную фразу нельзя воспринимать буквально, так духовная сторона жизни верующего человека связана и с его практическими делами. Так в Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16; Лев. 25, 35; Втор. 15, 7—11 и др.); о долге накормить голодного (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15; 2 Мак. 8, 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12—13; 31, 16—17; Притч. 31, 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27—29; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9—10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35—37; Втор. 15, 7—11). В Новом Завете деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви заповедано Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34—35). Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13, 34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (см. Мф. 25, 40). Все члены церкви составляют «одно тело во Христе» (Рим. 12, 5). Между ними должно быть основанное на христианской вере и любви общение, выражающееся в том числе во взаимной помощи и совместных социально значимых трудах.

В церковной семье не должно быть никого, кто страдал бы от отсутствия необходимого1.

Современная социальная деятельность религиозной организации заключается, как правило, в помощи старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, мигрантам, семьям, потерявшим кормильца, людям, попавшим в иные трудные обстоятельства, лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, а также другим людям, нуждающимся в помощи. Но, к сожалению, такая материальная или финансовая поддержка, даже в форме сбора и распределения продуктов, вещей и медикаментов облагается НДФЛ. При этом следует иметь в виду, что Налоговым кодексом РФ предусмотрено только несколько льгот в части исчисления НДФЛ при получении помощи от религиозных организаций:

1) пункт 26 ст. 117 НК РФ: доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;

2) пункт 8 ст. 117 НК РФ: суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых:

— налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты;

— налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

Положения настоящего пункта применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме (п. 8 ст. 117 НК РФ);

1 О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви (документ принят 04.02.2011 Архиерейским собором Русской православной церкви. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1401894.html.

3) пункт 22 ст. 117 НК РФ: суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;

4) пункт 28 ст. 117 НК РФ: доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

— стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций;

— суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

— возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения предоставляется при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;

5) пункт 33 ст. 117 НК РФ: помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период.

Монастыри (относятся к религиозным организациям), являясь центрами аскетического образа жизни, издревле участвовали в делах милосердия и благотворительности. При обителях устраивались церковные богадельни, приюты, благотворительные трапезные для неимущих. Так неужели монастырь будет требовать с каждого немощного паспортные данные и требовать уплатить налог? Данный пример характерно показывает, что социальное служение церкви не может сдерживаться или ограничиваться государственно-политическими или налоговыми рамками или данные рамки должны учитывать специфику деятельности религиозных организаций.

Страховые взносы на обязательное страхование. Страховые взносы на обязательное страхование не отвечают понятию «налог», так как страховой платеж не является индивидуально безвозмездным. Например, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию2.

С введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение — обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.

Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-

2 Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 16.10.2010) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности3.

При рассмотрении обложения религиозных организаций страховыми взносами необходимо детально рассмотреть три направления:

1) является ли религиозная организация плательщиком страховых взносов с выплат наемным работникам;

2) является ли религиозная организация плательщиком страховых взносов с выплат священнослужителям;

3) является ли религиозная организация плательщиком страховых взносов с выплат иным лицам.

На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам.

Таким образом, с выплат, начисленных наемным работникам4 необходимо исчислять страховые взносы.

В соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» на граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде, и они подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Фежерации. Согласно письму Управления делами Московской Патриархии от 11.03.1998 № 1086 со священнослужителями в учреждениях Русской православной церкви трудовые договоры не заключаются, но

3 Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 № 28-О.

4 За исключением выплат, перечисленных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

учет их службы как трудового стажа и получаемой оплаты труда документируется, и за них закон обязывает уплачивать взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Так, согласно п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в качестве отдельных видов застрахованных лиц выделены священнослужители. То, что священнослужители подлежат обязательному страхованию, указано:

— в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в части пенсионного страхования);

— в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части обязательного медицинского страхования).

Таким образом, несмотря на то, что священнослужители не находятся с религиозной организацией в рамках трудовых отношений или иных договорных отношениях, выплаты, начисленные в их пользу, облагаются взносами.

Итак, любая некоммерческая организация независимо от формы финансирования, в том числе и религиозная организация (церковь), является плательщиком страховых взносов с любых выплат и вознаграждений, производимых в пользу своих наемных работников и священнослужителей, при этом выплаты иным физическим лицам не облагаются страховыми взносами, поскольку они производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, где предметом договора выступают работы и услуги. Так, согласно ст. 7 Закона № 212-ФЗ взносами не облагаются выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, по которым происходит переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Данная норма применима в отношении пожертвований, подарков, материальной и финансовой помощи физическим лицам, которые не являются наемными работниками данной религиозной организации или не являются священнослужителями.

Таким образом, пожертвования, подарки помощь иным лицам страховыми взносами не облагается.

Налог на прибыль. Рассматривая вопросы налогообложения, следует выделять: уставную деятельность тех религиозных организаций, которые непосредственно реализуют цель религиозного объединения: совместное исповедание и распространение веры (приходы, монастыри); деятельность иных благотворительных, образовательных, воспитательных и тому подобных религиозных организаций, их учреждений и предприятий.

Деятельность приходов и монастырей в рамках совместного исповедания и распространения веры не облагается налогом на прибыль. Это отражено в Налоговом кодексе РФ (подпункт 27 п. 1 ст. 251 гл. 25 ч. 2). В нем говорится, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Кроме частной льготы религиозные организации пользуются общей льготой, установленной для всех некоммерческих организаций. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

— имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

— средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов госу-

дарственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

— средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;

— имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Налог на добавленную стоимость. Религиозные организации являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в следующих случаях:

1) при реализации за плату и безвозмездно товаров, работ, услуг, а также при передаче их для собственных нужд. При этом не подлежит налогообложению НДС реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации5 по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий. В то же время действует общая льгота, предусмотренная подпунктом 12 п. 3 ст. 149 НК РФ — передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным зако-

5 Постановление Правительства РФ от 31.03.2001 № 251 (ред. от 03.12.2002) «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость».

ном от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров;

2) при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;

3) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Акцизы. Религиозные организации, как правило, не являются плательщиками акцизов, так как не возникает объект налогообложения.

Земельный налог. До 29.10.2001 земельные участки предоставлялись религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Законодательство субъектов РФ содержало специальные нормы, предусматривающие предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование религиозным организациям (объединениям). Например, это предусматривал Закон г. Москвы от 06.06.1997 «Об основах платного землепользования в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от 29.09.1999 № 34) в ст. 15.

С 29.10.2001 в связи с вступлением в силу Земельного кодекса РФ предоставление религиозным организациям земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Но согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у религиозных организаций до вступления в силу Земельного кодекса РФ, сохраняется.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» религиозные организации обязаны были до 01.01.2008 переоформить право постоянного (бессрочного) пользования по своему желанию на право безвозмездного срочного пользования или аренды либо приобрести земельные участки в собственность (путем выкупа или на безвозмездной основе).

В случае такого переоформления религиозная организация осуществляет выбор вида права на земельный участок по собственному усмотрению с учетом норм земельного законодательства и указаний Московской Патриархии.

Организации, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются плательщиками земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Религиозные организации освобождены от обложения земельным налогом в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного или благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Организации, обладающие земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования, не являются плательщиками земельного налога (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Налог на имущество. Освобождение от обложения этим налогом в НК РФ не предусмотрено. Некоммерческие организации признаются плательщиками налога на имущество организаций на общих основаниях.

Отдельной главой Налогового кодекса РФ (гл. 30) предусмотрено освобождение от налога не организаций в целом, а отдельных объектов.

Объект налогообложения — движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Льгота по налогу на имущество предприятий может быть предоставлена:

— религиозному объединению (организации);

— централизованной религиозной организации;

— учреждению или организации, созданным религиозной организацией, имеющим признаки и цель, предусмотренные п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон № 125-ФЗ), в том числе руководящему либо координирующему органу или учреждению, а также учреждению профессионального религиозного образования.

Льгота по налогу на имущество предприятий не распространяется:

— на организации, созданные этим религиозным объединением и не являющиеся по статусу религиозными организациями (т. е. не осуществляющими культовую деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ);

— на иностранные организации, созданные за пределами Российской Федерации, имеющие на территории России представительства.

Транспортный налог. Транспортный налог является региональным налогом. Общие правила его исчисления и уплаты содержатся в гл. 28 НК РФ. Религиозные организации уплачивают его в том случае, если имеют на балансе транспортные средства.

Далее рассмотрим особенности налогообложения некоторых видов деятельности религиозных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налогообложение паломнической деятельности. В связи с тем, что экскурсионная деятельность не названа в качестве вида деятельности, к которому подлежит применению специальный налоговый режим (обложение единым налогом на вмененный доход), налогообложение доходов от такой деятельности происходит с применением общей системы налогообложения.

При этом ни нормами главы «Налог на добавленную стоимость», ни нормами гл. 25 «Налог на прибыль организаций» не установлено каких-либо льгот для религиозных организаций, получающих выручку от оказания экскурсионных услуг.

Однако в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.

Следовательно, если денежные средства пос-

тупили к организации в связи с организацией и проведением религиозных обрядов, церемоний, налогом на добавленную стоимость они не облагаются.

Итак, наряду с участием религиозных организаций в формировании доходной части государственного и региональных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов религиозные организации участвуют и в их использовании.

В настоящее время это использование осуществляется главным образом в двух направлениях:

1) государственное обеспечение священнослужителей пенсиями за счет средств Пенсионного фонда РФ и пособиями за счет средств государственного социального страхования;

2) поддержка социальной (благотворительной) деятельности религиозных организаций.

Несмотря на то, что благотворительная деятельность отвечает уставу религиозной организации и фактически каждый приход и монастырь в той или иной форме эту деятельность проводят, статуса благотворительной организации по действующему законодательству большинство из них получить не может6, а значит и не может получить льготы, предусмотренные для благотворительных организаций. Однако в региональных законах может быть предусмотрен механизм взаимодействия религиозных организаций с государством в деле социального служения.

Основными формами государственной поддержки являются: льготы по уплате налогов; материально-техническое обеспечение и субсидирование; передача в собственность или в пользование государственного или муниципального имущества.

Так, в Московской области действует порядок, согласно которому любая организация, в том числе религиозная, заинтересованная в участии в социально значимых программах региона, может заключить соответствующий договор с администрацией области. Такая организация вносится в реестр исполнителей указанных программ и также становится обладателем значительных льгот как для себя, так и для своих спонсоров (закон Московской области от 28.07.1997 № 39/97-03 «О льготном налогообложении Московской области»).

Другим примером может служить закон г. Москвы от 12.04.2000 № 8 «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными

6 В настоящее время статус благотворительной организации

может получить только та религиозная организация, уставом которой религиозная деятельность предусмотрена в качестве основной.

некоммерческими организациями»7, в соответствии с которым органы государства были вправе заключать с негосударственными организациями договоры на размещение социального заказа и на представление грантов (субсидий). Существенные налоговые льготы в Москве предоставляются исполнителям социально значимых программ и их благотворителям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности. Органы власти вправе предоставлять льготы и оказывать содействие социальным службам религиозных организаций, получившим лицензию на профессиональную деятельность.

Финансовое взаимодействие государства и православных религиозных организаций осуществляется также в отношении реставрации памятников истории и культуры. В настоящее время такая помощь невелика. В целом по Российской Федерации на реставрацию памятников истории и культуры (включая культовые здания других кон-

7 Документ утратил силу.

фессий и т. д.) из федерального бюджета выделяется около 150 млн руб.8.

Таким образом, система налогообложения религиозных организаций обеспечивает, с одной стороны, приток финансовых ресурсов в бюджет страны, причем существует действенная система налоговых льгот, а с другой — централизованные финансовые ресурсы государства позволяют выполнять дорогостоящие реставрационные проекты в отношении старинных церквей и монастырских комплексов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2004.

3. URL: http://base.consultant.ru.

8 Проблемы совместного использования храмов-памятников религиозными организациями и организациями министерства культуры: опыт сотрудничества // Приход. 2003. № 2. С. 9.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

дЕньги@так.гиЕ II msiü

VISA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.