Научная статья на тему 'Сложные вопросы учета, отчетности и налогообложения некоммерческих организаций'

Сложные вопросы учета, отчетности и налогообложения некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 12.01.1996 № 7-ФЗ «О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» / ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ПРИБЫЛИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ / НКО / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялов К. К.

В статье рассмотрены сложные вопросы учета, отчетности и налогообложения некоммерческих организаций, приведены примеры из практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложные вопросы учета, отчетности и налогообложения некоммерческих организаций»

Учет в некоммерческих организациях

СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К. К. ЗАВЬЯЛОВ, эксперт службы правового консалтинга Гарант

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться в том числе в форме общественных организаций (объединений).

Часто некоммерческие организации в ходе своей повседневной деятельности и оказания различных услуг испытывают те или иные трудности при исчислении налогов, определении операций, освобождаемых от налогообложения, применении льгот, при составлении и сдаче отчетности в различные государственные органы. Рассмотрим на практических примерах сложные вопросы, с которыми на практике сталкиваются некоммерческие организации.

Пример 1. Некоммерческая (общественная) организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом доходы. Она состояла из шести членов, работающих без взносов, без выплаты заработной платы (на общественных началах). Земельных участков и транспортных средств некоммерческая организация не имеет. С физическими лицами трудовые договоры не заключены. С 25.03.2013 организация закрыла расчетные счета и уведомила об этом ИФНС, ПФР и ФСС

России. Какие отчеты необходимо сдать организации заIкв. 2013г.?

Бухгалтерская отчетность. С 01.01.2013 в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная по итогам I кв. 2013 г., упомянутая в примере 2, в налоговый орган не представляется.

Отчетность в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В силу подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода, которым на основании п. 1 ст. 346.19 НК РФ признается календарный год, представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения.

Следовательно, по итогам отчетного периода (I кв.) налоговая декларация в ИФНС России по месту нахождения общественной организацией не представляется.

Отчетность по прочим налогам. Пункт 5 ст. 346.11 НК РФ устанавливает, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (У СН), не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, общественная организация, применяющая УСН и выплачивающая доходы фи-

зическим лицам, на основании п. 1 ст. 226 НК РФ обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Пункт 2 ст. 230 НК РФ указывает, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения по ф. 2-НДФЛ о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период НДФЛ ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом). Значит, по итогам I кв. указанные формы налоговым агентом в налоговый орган не представляются.

Отчетность по страховым взносам. Исходя из совокупности норм ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N° 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) общественная организация признается плательщиком страховых взносов.

Согласно ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

■ не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) по ф. РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»;

■ не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и

в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ, по ф. 4-ФСС «Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации», утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения».

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Как видим, нормы Закона № 212-ФЗ связывают обязанность по предоставлению отчетности не с фактом начисления заработной платы, а с тем, является или нет организация плательщиком страховых взносов. Поскольку указанная в примере 2 организация признается плательщиком страховых взносов, то не позднее 15.05.2013 ей следует представить в территориальный орган ПФР «нулевой» расчет по ф. РСВ-1 ПФР, а не позднее 15.04.2013 — в территориальный орган ФСС РФ «нулевой» расчет по ф. 4-ФСС.

Отчетность по страховым взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Организации признаются страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ)).

Пунктом 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим

кварталом, представляют в установленном порядке страховщику (ФСС РФ) по месту их регистрации отчетность по ф. 4-ФСС. При этом положения Закона № 125-ФЗ не отменяют обязанности организаций представлять отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи с отсутствием базы для их исчисления, поэтому отчетность в части взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет также «нулевой».

Отчетность по персонифицированному учету. На основании пп. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.

Абзацем вторым п. 1 ст. 8 Закона № 7-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Таким образом, если с работающими в общественной организации физическими лицами ни трудовые договоры, ни договоры гражданско-правового характера не заключены, то представлять формы индивидуального персонифицированного учета (СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица», АДВ-6-2 «Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР», АДВ-6-3 «Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР») не требуется.

Считаем целесообразным в таком случае представить в установленные сроки в территориальный орган ПФР помимо указанной выше ф. РСВ-1 ПФР

письмо, составленное в произвольной форме, в котором следует сообщить, что в I кв. 2013 г. организация деятельности не вела, заработной платы (вознаграждения) не начисляла, трудовых договоров не заключала.

Отчетность в органы статистики. В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности.

В свою очередь п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (далее — Положение № 620), предусматривает, что респонденты (созданные на территории РФ юридические лица) обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные.

Для уточнения необходимых для представления статистических форм, сроков и периодичности их представления, а также возможности представления форм в электронном виде организации следует обратиться в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством РФ (п. 14 Положения № 620).

Статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тыс. руб.

Отчетность в органы юстиции. Пункт 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ устанавливает, что некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие

отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Форма такого отчета утверждена приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (приложение 1).

На основании подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, представляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Таким образом, за 2012 г. указанный отчет должен быть представлен не позднее 15.04.2013. Вместе с тем по итогам I кв. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов не представляется.

Более подробную информацию о формах, сроках и порядке представления отчетности можно получить непосредственно в Минюсте России или его территориальном органе.

Пример 2. В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии. Основная деятельность государственного бюджетного учреждения осуществляется в сфере здравоохранения.

Может ли такое учреждение пользоваться указанной льготой по НДС в отношении оказываемых ею платных образовательных услуг при наличии лицензии на образовательную деятельность?

Согласно ст. 143 Налогового кодекса РФ (НК РФ) организации (в соответствии со ст. 11 НК РФ в том числе и российские юридические лица) признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).

Бюджетное учреждение является юридическим лицом — некоммерческой организацией (ст. 48

и 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), п. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, оно признается плательщиком НДС и обязано исполнять соответствующие обязанности в порядке, определенном гл. 21 НК РФ.

Объектом обложения НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не содержится специальных положений об освобождении бюджетных учреждений от уплаты НДС. Операции, которые в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ, а операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), — в ст. 149 НК РФ.

Подпункт 14 п. 2 ст. 149 НК РФ определяет, что не подлежит налогообложению реализация услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

При этом п. 6 ст. 149 НК РФ определено, что указанные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой согласно законодательству РФ.

Таким образом, услуги в сфере образования не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при единовременном выполнении следующих условий:

^ образовательные услуги должны быть оказаны некоммерческой образовательной организацией; ^ организация должна иметь соответствующую лицензию;

> услуга должна быть образовательной, связанной с реализацией учебно-производственного (по направлениям основного или дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг. В рассматриваемой ситуации (пример 1) бюджетное учреждение — некоммерческая организация

осуществляет деятельность в области здравоохранения, но при этом оказывает платные образовательные услуги и имеет лицензию на образовательную деятельность.

Для ответа на вопрос о возможности применения льготы, установленной ст. 149 НК РФ, необходимо понять, можно ли в рассматриваемом случае к учреждению применить понятие «образовательная организация». Налоговый кодекс РФ понятия «образовательная организация» не расшифровывает.

В соответствии с п. 1 ст. 11.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон № 3266-1) государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

Пунктом 1 ст. 12 Закона № 3266-1 определено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным учреждениям относятся любые учреждения, осуществляющие образовательный процесс (подп. 9 п. 4 ст. 12 Закона № 3266-1).

Управление МНС по г. Москве в письме от 30.06.2003 № 24-11/29025 высказало мнение, что под некоммерческой образовательной организацией понимаются государственная (или муниципальная), а также негосударственная образовательная организация, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В данном письме специалистами налоговых органов был сделан вывод о том, что льготой, предусмотренной п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, может пользоваться научное бюджетное учреждение, имеющее лицензию на образовательную деятельность. То есть специалисты ФНС России для применения рассматриваемой льготы иных оснований, кроме наличия статуса некоммерческой организации и наличия лицензии, не выделяют.

Отметим, что более свежих разъяснений контролирующих органов по рассматриваемому вопросу обнаружить не удалось. Что касается судебной практики, то она немногочисленна и противоречива.

Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 13.03.2007 № А68-6346/06-367/11 суд пришел к выводу, что некоммерческая организация, организованная как научно-исследовательский и учебный центр, одним из направлений деятельности которой является образовательная деятельность и у которой имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности, имеет право на льготу по НДС, предусмотренную подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В то же время в постановлении ФАС СевероЗападного округа от 16.02.2005 № А56-25435/04 суд решил, что некоммерческая организация, целью создания которой в соответствии с ее уставом является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прав на рассматриваемую льготу не имеет. Свою позицию суд обосновал следующими аргументами. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (вводная часть к Закону № 3266-1). В данной ситуации деятельность, осуществляемая некоммерческой организацией, направлена на иные цели, нежели цели, вытекающие из приведенного определения, поэтому такая организация не отвечает требованиям, предъявляемым Законом № 3266-1 к образовательным организациям.

Учитывая спорный характер рассматриваемой ситуации, по мнению автора, для однозначного решения данного вопроса организации следует обратиться в Минфин России. Напомним, что согласно подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Пример 3. Некоммерческая организация (фонд) применяет УСН с объектом «доходы минус расходы». Сотрудники пользуются услугами такси в рабочее время и в служебных целях. Может ли фонд использовать на компенсацию сотрудникам расходов на такси целевые средства, полученные в том числе и от учредителей, не учитываемые в налоговом учете как полученные доходы?

В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фондом для целей этих нормативных правовых актов признается не имеющая членства

некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

На фонд как на одну из правовых форм, в которой создаются некоммерческие организации, распространяется и положение п. 3 ст. 21 3 ГК РФ, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Так как фонд, будучи юридическим лицом, является участником гражданских правоотношений, порядок осуществления им права собственности определяется согласно нормам ГК РФ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов (подп. 1 и 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Напомним, что согласно ст. 128 ГК РФ, определяющей виды объектов гражданских прав, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются в том числе и деньги.

В силу пп. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и охраняемых законов интересов других лиц, в том числе распоряжаться им любым образом.

Пунктом 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

■ регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

■ добровольные имущественные взносы и пожертвования;

■ выручка от реализации товаров, работ, услуг;

■ дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

■ доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

■ другие не запрещенные законом поступления.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся: ^ целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов; ^ целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Соответственно, взносы учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не учитываются при определении налоговой базы по УСН при использовании данных средств по назначению, т. е. на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, а также при условии ведения такой организацией раздельного учета.

Данный вывод подтверждают письма Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16, от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119, от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105, от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79, от 30.06.2008 № 0303-06/4/44, УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 № 16-12/016014@, от 15.01.2009 № 19-12/001802.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных его

уставом. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.

По мнению автора, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета его деятельности.

Что касается использования целевых средств на компенсацию сотрудникам фонда расходов на такси, которым они пользуются в рабочее время и в служебных целях, то в данном случае, на взгляд автора, не исключена возможность претензий со стороны налоговых органов. Полагаем, что организации следует хорошо обосновать и документально подтвердить необходимость использования услуг такси для осуществления уставной деятельности.

Заметим, что согласно п. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

В рассматриваемом примере, по мнению автора, организации в первую очередь необходимо обратить внимание, не установлены ли каким-либо внутренним документом ограничения в отношении расходов на такси, например уставом фонда либо договором (соглашением), на основании которого предоставляются целевые средства, решением попечительского совета фонда и др.

Обратите внимание, некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ).

Несмотря на свободу выбора (либо баланс, либо смета), для выполнения целевых программ, по мнению автора, фонду целесообразно составлять смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период времени (финансовый план).

Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательством не установлены. В связи с этим некоммерческая организация (фонд) может самостоятельно определить статьи доходов и расходов, планировать их размер, исходя из имеющихся источников средств, учитывая цели и направления своей деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана (сметы) некоммерческой организации и внесение в него изменений относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. А порядок управления фондом определяется его уставом.

Таким образом, высший орган управления фонда может оценить экономическую обоснованность и целесообразность расходов на такси в целях осуществления уставной деятельности и утвердить их в смете (финансовом плане). Смету следует согласовать с членами, участниками, учредителями фонда либо с попечительским советом. В данном случае, по мнению автора, фонд может заключить договор на оказание услуг перевозки на такси сотрудников организации.

Учитывая отсутствие разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, а также арбитражной практики, рекомендуем фонду на основании п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 320.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

6. О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность

некоммерческих организаций: постановление Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

8. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

9. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

10. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

11. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

12. Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета: постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

13. Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций: приказ Минюста России от 29.03.2010 № 72.

14. Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай времен-

ной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения: приказ Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 216н.

15. Письмо Минфина России от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26.

16. Письмо Минфина России от 30.06.2008 № 03-03-06/4/44.

17. Письмо Минфина России от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79.

18. Письмо Минфина России от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105.

19. Письмо Минфина России от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119.

20. Письмо Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16.

21. Письмо УМНС по г. Москве от 30.06.2003 № 24-11/29025.

22. Письмо УФНС России по г. Москве от

15.01.2009 № 19-12/001802.

23. Письмо УФНС России по г. Москве от

16.02.2010 № 16-12/016014@.

24. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2005 № А56-25435/04.

25. Постановление ФАС Центрального округа от 13.03.2007 № А68-6346/06-367/11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.