Научная статья на тему 'Налогообложение организаций потребительской кооперации'

Налогообложение организаций потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / МОРГАУШСКОЕ РАЙПО / НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / CONSUMER COOPERATION / TAXATION / COMPOSITION AND STRUCTURE OF TAX PAYMENTS / MORGAUSHSKY RAIPO / TAX REPORTING / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова Славяна Юрьевна, Большова Лилия Алексеевна, Сильвестрова Тамара Яковлевна

Рассматривается налогообложение организаций потребительской кооперации на примере Моргаушского районного потребительского общества Чувашской Республики. В качестве особенности налогообложения выделяется некоммерческий характер деятельности организаций потребкооперации. Получение прибыли направлено на социально-экономическое развитие района в целом и повышение качества жизни пайщиков райпо. В качестве предмета исследования выступила совокупность финансовых отношений, складывающихся по поводу перераспределения денежных ресурсов в виде налоговых платежей, между государством и хозяйствующими субъектами. Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные положения, нашедшие свое отражение в научных трудах и практико-ориентированных разработках зарубежных и отечественных авторов, нормативно-правовых документах РФ, ученых и специалистов в области теории и практики налогообложения, работах отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения. В процессе исследования использовался аналитический метод, контент-анализ законодательно-нормативных актов. Практическая значимость исследования заключается в выводе о значимости налогообложения организаций потребительской кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation of the consumer cooperation organizations

The paper considers the taxation of consumer cooperation organizations using the example of the Morgaushsky district consumer society of the Chuvash Republic. As a feature of taxation, the noncommercial nature of the activity of consumer cooperation organizations is highlighted. Profit-making is aimed at the socio-economic development of the district as a whole and improving the quality of the life of Raipo shareholders. The subject of the study was the totality of financial relations arising from the redistribution of monetary resources in the form of tax payments between the state and business entities. The theoretical and methodological basis of the study was the concepts and fundamental provisions, which are reflected in scientific works and practice-oriented developments of foreign and domestic authors, regulatory documents of the Russian Federation, scientists and specialists in the field of theory and practice of taxation, works of domestic and foreign scientists in the field of taxation. In the research process, an analytical method, a content analysis of legislative and regulatory acts were used. The practical significance of the study is to conclude the importance of taxation of the organization of consumer cooperation.

Текст научной работы на тему «Налогообложение организаций потребительской кооперации»

УДК 336.22

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

С.Ю. Гурова, Л.А. Большова, Т.Я. Сильвестрова

Рассматривается налогообложение организаций потребительской кооперации на примере Моргаушского районного потребительского общества Чувашской Республики. В качестве особенности налогообложения выделяется некоммерческий характер деятельности организаций потребкооперации. Получение прибыли направлено на социально-экономическое развитие района в целом и повышение качества жизни пайщиков райпо.

В качестве предмета исследования выступила совокупность финансовых отношений, складывающихся по поводу перераспределения денежных ресурсов в виде налоговых платежей, между государством и хозяйствующими субъектами.

Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные положения, нашедшие свое отражение в научных трудах и практико-ориентированных разработках зарубежных и отечественных авторов, нормативно-правовых документах РФ, ученых и специалистов в области теории и практики налогообложения, работах отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения. В процессе исследования использовался аналитический метод, контент-анализ законодательно-нормативных актов. Практическая значимость исследования заключается в выводе о значимости налогообложения организаций потребительской кооперации.

Ключевые слова: потребительская кооперация; налогообложение; состав и структура налоговых платежей; Моргаушское райпо; налоговая отчетность; налоговое бремя.

S.Yu. Gurova, L.A. Bolshova, T.Ya. Silvestrova. TAXATION OF THE CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS

The paper considers the taxation of consumer cooperation organizations using the example of the Morgaushsky district consumer society of the Chuvash Republic. As a feature of taxation, the noncommercial nature of the activity of consumer cooperation organizations is highlighted. Profit-making is aimed at the socio-economic development of the district as a whole and improving the quality of the life of Raipo shareholders.

The subject of the study was the totality of financial relations arising from the redistribution of monetary resources in the form of tax payments between the state and business entities.

The theoretical and methodological basis of the study was the concepts and fundamental provisions, which are reflected in scientific works and practice-oriented developments of foreign and domestic authors, regulatory documents of the Russian Federation, scientists and specialists in the field of theory and practice of taxation, works of domestic and foreign scientists in the field of taxation. In the research process, an analytical method, a content analysis of legislative and regulatory acts were used. The practical significance of the study is to conclude the importance of taxation of the organization of consumer cooperation.

Keywords: consumer cooperation; taxation; composition and structure of tax payments; Morgaushsky Raipo; tax reporting; tax burden.

Потребительская кооперация по своей сути представляет социально-ориентированную систему. В соответствии со ст. 116 ГК РФ [1] ее организации и предприятия относятся к некоммерческим, выполняющим важную социальную миссию. Следовательно, сущность и цели предпринимательской деятельности организаций потребкооперации отличаются от коммерческих структур. Это положение отражено в законе «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации» [3] (далее - Закон).

Закон провозглашает в качестве основной цели удовлетворение запросов пайщиков и всего обслуживаемого населения, а не получение прибыли. Организации потребительской кооперации осуществляют предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они создаются (ст. 5 Закона). Следовательно, полученная прибыль организаций и предприятий потребительской кооперации должна являться основным источником их плодотворного социально-экономического развития.

Как известно, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации с прибыли от коммерческой деятельности организациями уплачиваются налоги. От того, насколько эффективен налоговый менеджмент в организации, зависят и результаты финансовой деятельности. Налоговый менеджмент - это современная система управления налоговыми потоками, основа формирования механизма стабильного экономического роста [4].

В статье авторами проведена оценка налогообложения организаций потребительской кооперации на материалах Моргаушского районного потребительского общества (райпо). Анализ налоговой отчетности проведем с целью выявления влияния факторов на величину налоговых платежей и выявления резервов повышения эффективности деятельности организации, связанных с формированием и погашением налоговых обязательств. Цель анализа налоговой отчетности достигается через решение ряда задач:

1) определение размера налоговых расходов (затрат, издержек);

2) выявление взаимной связи налоговых затрат с характером и масштабами деятельно сти организации;

3) измерение влияния налоговых расходов на экономическую деятельность организации;

4) составление прогнозов изменения величины, характера и влияния налоговых обязательств на деятельность организации;

5) установление приемлемого уровня налоговых расходов (затрат, издержек) в отношении выручки или валовой прибыли;

6) разработка мероприятий, направленных на поддержание налоговых обязательств (расходов, затрат, издержек) на достаточном уровне.

Моргаушское райпо для целей налогообложения заготовительной деятельности, хлебопечения применяет общий режим. Для торговой деятельности через розничные магазины выбран

специальный налоговый режим в виде системы ЕНВД. Динамику налоговых платежей общества рассмотрим в табл. 1. Данные свидетельствуют, что за анализируемый период произошло увеличение суммы налоговых платежей, а абсолютная налоговая нагрузка организации увеличилась и составила 24547,92 тыс. руб.

Проведем оценку структуры налоговых платежей исследуемого общества. Анализ структуры налоговых платежей показывает, что основную долю занимают страховые взносы, НДС и единый налог в виде ЕНВД, их доля в 2018 г. составила, соответственно, 55,61 %, 16,46 %, 11,55 %. Необходимо отметить, что руководство Моргаушского райпо в своей налоговой политике определило, что магазины розничной торговли, имеющие площадь торговых залов менее 150 м2, являются плательщиками единого налога при применении системы ЕНВД. Поэтому наряду с общим режимом налогообложения в обществе применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД, при этом его доля занимает третье место в структуре налоговых платежей организации. Налог на прибыль организаций в анализируемом обществе на пятом месте и занимает лишь 5,91 %.

Низкая доля налога на прибыль объясняется тем, что организация, применяя специальный налоговый режим, освобождается от уплаты налога на прибыль в отношении операций, попадающих под ЕНВД. Тем же объясняется относительно невысокая доля налога на добавленную стоимость. В целом наблюдается рост налоговых платежей за исключением налога на имущество организаций. Рост налоговых платежей произошел в связи с увеличением объемов деятельности организации.

Для изучения влияния факторов на величину налогов изучим порядок формирования налоговой базы по налогам. Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в структуре налоговых

Таблица 1

Динамика налоговых платежей и страховых взносов Моргаушского райпо за 2016-2018 гг., тыс. руб. [5]

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абс. изменение (+/-) Темп изменения, %

2017 г. от 2016 г. 2018 г. от 2017 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Налог на добавленную стоимость 4246,51 3773,8 4062,32 -472,71 288,52 88,87 107,65

Налог на прибыль организаций 990 1147 1458 157 311 115,86 127,11

Налог на имущество организаций 1952 2085 2421 133 336 106,81 116,12

Земельный налог 18,7 18,7 34,3 0 15,6 100,00 183,42

ЕНВД 2677 2659 2850 -18 191 99,33 107,18

Страховые взносы 11655 12856,8 13722,3 1201,8 865,5 110,31 106,73

Итого 21539,21 22540,3 24547,92 1001,09 2007,62 104,65 108,91

Таблица 2

Состав и структура налоговых платежей и страховых взносов Моргаушского райпо за 2016-2018 гг.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп изменения, %

сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб. уд. вес,% 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Налог на добавленную стоимость 4246,51 19,72 3773,80 16,74 4062,32 16,55 88,87 107,65

Налог на прибыль организаций 990 4,60 1147,00 5,09 1458,00 5,94 115,86 127,11

Налог на имущество организаций 1952 9,06 2085,00 9,25 2421,00 9,86 106,81 116,12

Земельный налог 18,7 0,09 18,70 0,08 34,30 0,14 100,00 183,42

ЕНВД 2677 12,43 2659,00 11,80 2850,00 11,61 99,33 107,18

Страховые взносы 11655 54,11 12856,80 57,04 13722,30 55,90 110,31 106,73

Итого 21539,21 100,00 22540,30 100,00 24547,92 100,00 104,65 108,91

платежей Моргаушского райпо занимает третье место. Особенность исчисления данного налога заключается в том, что он непосредственно исчисляетсяс выручки от реализации инапрямую влияет на финансовый результат деятельности организации. Сумма НДС, подлежащая уплате

в бюджет, рассчитывается как разность между суммой налога, исчисленной с налоговой базы, и суммой налога, принятой к налоговому вычету. Таким образом, на величину налога влияет ряд факторов: налоговая база, налоговая ставка и сумма налогового вычета. Важно, что в ходе

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абс. изменение (+/-) Темп изменения, %

2017 г. от 2016 г. 2018 г. от 2017 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Налоговая база по реализации услуг, товаров по ставке 18 % 146510 149689 156950 3179,0 7261,0 102,2 104,9

НДС по ставке 18 % 26371,8 26944,02 28251 572,2 1307,0 102,2 104,9

Налоговая база по реализации услуг, товаров по ставке 10 % 6340 5820 5790 -520,0 -30,0 91,8 99,5

НДС по ставке 10 % 634 582 579 -52,0 -3,0 91,8 99,5

Сумма полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг 59645 74575 58963 14930, -15612,0 125,0 79,1

Сумма НДС по авансам полученным 96,71 88,78 88,32 -7,9 -0,5 91,8 99,5

Итого сумма НДС исчисленная 27102,51 27614,80 28918,32 512,3 1303,5 101,9 104,7

Налоговые вычеты по НДС 22856 23841 24856 985,0 1015,0 104,3 104,3

Сумма НДС к уплате в бюджет 4246,51 3773,80 4062,32 -472,7 288,5 88,9 107,6

Доля налоговых вычетов,% 84,33 86,33 85,95 2,0 -0,4 102,4 99,6

Критерии налоговых вычетов в соответствии с Концепцией планирования налоговых проверок, % 89 89 89 0 0 - -

Таблица 3

Расчет НДС по Моргаушскому райпо за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Таблица 4

Оценка влияния факторов на сумму НДС, тыс. руб.

Показатели 2017 г. 2018 г. Подстановки

Налоговая база по реализации услуг, товаров по ставке 18 % 149689 156950 156950 156950 156950 156950

НДС по ставке 18 % 26944,02 28251 28251 28251 28251 28251

Налоговая база по реализации услуг, товаров по ставке 10 % 5820 5790 5820 5790 5790 5790

НДС по ставке 10 % 582 579 582 579 579 579

Сумма НДС по авансам полученным 88,78 88,32 88,78 88,78 88,32 88,32

Итого сумма НДС исчисленная 27614,80 28918,32 28918,32

Налоговые вычеты по НДС 23841 24856 23841 23841 23841 24856

Сумма НДС к уплате в бюджет 3773,80 4062,32 5080,78 5044,78 5077,32 4062,32

налогового контроля рассчитывается уровень налогового вычета; превышение указанного уровня 89 % может повлечь выездную налоговую проверку. В табл. 3 показана структура расчета суммы НДС к уплате.

Расчет доли налоговых вычетов показал, что за анализируемые годы не было произведено налоговых вычетов больше установленного критерия, превышение которого привлечет внимание налогового органа.

Изучим влияние факторов на сумму НДС (табл. 4).

На изменение суммы НДС к уплате повлияли следующие факторы:

1) изменение налоговой базы по ставке 18 % - сумма налога увеличилась на 1306,98 тыс. руб.;

2) изменение налоговой базы по ставке 10 % - сумма налога сократилась на 36 тыс. руб.;

3) изменение сумм авансов полученных увеличило сумму НДС на 32,54 тыс. руб.

4) увеличение налоговых вычетов по НДС повлияло на сокращение суммы НДС на 1015 тыс. руб.

Налог на прибыль в структуре организаций занимает около 6 %. Объектом налогообложения является прибыль организации, которая формируется исходя из доходов и расходов организации. Налог на прибыль организации платят за счет полученной «чистой» прибыли.

По результатам исследования нами определено, что сумма налога на прибыль соответственно увеличилась и составила 1458 тыс. руб. В региональный бюджет Чувашской Республики зачислено 1239,3 тыс. руб. (табл. 5).

Факторный анализ детально иллюстрирует, от какого именно показателя зависит стоимость имущества на конец года, данные представлены в табл. 6.

Стоимость имущества на конец периода увеличилась в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 5951 тыс. руб., или на 5,19 %, в том числе

Таблица 5

Динамика показателей по налогу на прибыль Моргаушского райпо за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абс. изменения (+/-) Темп изменения, %

2017 г. от 2016 г. 2018 г. от 2017 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Доходы от реализации 152850 155509 162740 2659,0 7231,0 101,7 104,6

Внереализационные доходы 3803 19245 12536 15442 -6709,0 506,0 65,1

Расходы, связанные с производством и реализацией 143970 160184 160134 16214 -50,0 111,3 100,0

Прямые расходы 124520 129787 131189 5267 1402,0 104,2 101,1

Косвенные расходы 19450 30397 28945 10947 -1452,0 156,3 95,2

Внереализационные расходы 7733 8835 7852 1102,0 -983,0 114,3 88,9

Налоговая база 4950 5735 7290 785,0 1555,0 115,9 127,1

Ставка налога, % 20 20 20 0,0 0,0 100,0 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма налога: 990 1147 1458 157,0 311,0 115,9 127,1

в федеральный бюджет 99 172,05 218,7 73,1 46,7 173,8 127,1

в бюджет субъекта РФ 891 974,95 1239,3 84,0 264,4 109,4 127,1

Таблица 6

Движение амортизируемого имущества Моргаушского райпо и динамика налога на имущество

за 2017-2018 г., тыс. руб.

Показатели 2017 г. 2018 г. Абс. изменение (+/-) Темп изменения, %

Стоимость имущества на начало года 91536 114699 23163 125,30

Поступившее имущество 23571,4 10087,6 -13483,8 42,79

Выбывшее имущество 4661,4 - -4661,4 -

Начислена амортизация за период 4253 4136,6 -116,4 97,26

Стоимость имущества на конец года 114699 120650 5951 105,19

Налог на имущество организаций 2085 2421 336 116,11

на изменение стоимости имущества повлияли различные факторы:

1. За счет приобретения имущества в 2017 г. его стоимость увеличилась на 23571,4 тыс. руб., в 2018 г. - на 10087,6 тыс. руб.

2. За счет выбытия стоимость имущества уменьшилась на 4661,4 тыс. руб. в 2017 г.

3. За счет начисления амортизации его стоимость сократилась в 2017 г. на 4253 тыс. руб., а в 2018 г. - на 4136,6 тыс. руб.

Положительное изменение стоимости амортизируемого имущества повлияло на увеличение налога на имущество организации на 336 тыс. руб.

Для определения налоговой нагрузки Мор-гаушского райпо рассчитаем налоговое бремя по двум общеизвестным методикам: методике Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ (автор - Е.В. Балацкий) и методике М.Н. Крейниной (табл. 7).

Из табл. 7 мы видим, что разные методики

исчисления налоговой нагрузки дали абсолютно разные результаты. По методике Департамента налоговой политики Минфина РФ налоговая нагрузка организаций потребительской кооперации составила 4,4 % в 2018 г., это означает, что с 1000 руб. выручки организации в бюджетную систему перечисляется 44 руб. налогов, а методика М.Н. Крейниной показывает, что с 1000 руб. добавленной стоимости в виде налогов изымается 170 руб. В целом налоговая нагрузка для организаций потребкооперации является невысокой. Тем не менее потребительская кооперация становится коммерческой структурой, отходя от приципов своей деятельности. Авторы ратуют за возрождение системы потребительской кооперации на условиях самоокупаемости и социальной открытости. В связи с этим рассматривают возможность пересмотреть налогообложение организаций потребительской кооперации, предусмотрев ряд льгот и освобождений.

Таблица 7

Расчет налоговой нагрузки Моргаушского райпо за 2016-2018 гг., тыс. руб.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. Абс. изменение (+/-) Темп изменения, %

2017 г. от 2016 г. 2018 г. от 2017 г. 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Выручка от реализации, тыс. руб. 543195 540924,0 554636,0 -2271 13712 99,6 102,5

Себестоимость продаж 415918 409783,0 416852,0 -6135 7069 98,5 101,7

Валовая прибыль, тыс. руб. 127277 131141,0 137784,0 3864 6643 103,0 105,1

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 16687 33655,0 35208,3 16968 1553,3 201,7 104,6

Чистая прибыль 13020, 29849,0 30851,0 16829 1002,0 229,3 103,4

Налоговые платежи и страховые взносы 21539.1 22540.3 24547.9 1001.2 2007.6 104,6 108,9

Налоговая нагрузка по методике Департамента налоговой политики Минфина РФ 4,0 4,2 4,4 0,2 0,3

Налоговая нагрузка по методике М.Н. Крейниной 17,0 17,3 17,9 0,3 0,6

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в актуальной редакции). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.04.2019).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (в актуальной редакции). URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 14.05.2019).

3. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 (в актуальной редакции).

4. Налоговый менеджмент: учебник / под ред. Т.Я. Сильвестровой. Чебоксары: ИП Суворов В.Г., 2013. 320 с.

5. Официальный сайт Моргаушского райпо. URL: https://www.list-org.com (дата обращения: 14.04.2019).

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federatsii (v aktuaFnoj redaktsii). URL: http://www.consul-tant.ru (data obrashcheniya: 14.04.2019).

2. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federatsii (v aktuaFnoj redaktsii). URL: http://www.consul-tant.ru (data obrashcheniya: 14.05.2019).

3. O potrebiteFskoj kooperatsii (potrebiteFskikh obshchestvakh, ikh soyuzakh) v Rossijskoj Federatsii: zakon RF ot 19.06.1992 № 3085-1 (v aktuaFnoj redaktsii).

4. Nalogovy'j menedzhment [Tax management]: uchebnik / pod red. T.Ya. SiFvestrovoj. Cheboksary: IP Suvorov V.G., 2013. 320 s.

5. Ofitsialnyj sajt Morgaushskogo rajpo. URL: https://www.list-org.com (data obrashcheniya: 14.04.2019).

ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru.

БОЛЬШОВА Лилия Алексеевна - старший преподаватель кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: LAB345355@yandex. ru.

СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru.

GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru.

BOLSHOVA, Liliya A^eyevna - Senior Lecturer of the Department of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: LAB345355@yandex.ru.

SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Candidate of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop. ru.

УДК 338.439:613.28

ПРОБЛЕМЫ РИСКОВ И ПОЛЬЗЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЯСА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

А.Д. Димитриев, А.Ю. Трифонова, М.Г. Андреева, В.Ф. Иванов

Статья посвящена обзору литературы по проблемам рисков и пользы употребления мяса в контексте современного менеджмента. Обращено внимание на то, что мясо является частью привычного сбалансированного питания, и его доступность характеризует в значительной мере качество жизни населения. На основе анализа различных точек зрения авторы отмечают, что аргументация разработки новых рецептур мясных блюд и технологий их изготовления должна соответствовать, с одной стороны, общепринятой концепции общественного здравоохранения в отношении потребления мяса и, с другой стороны, учитывать новые научные данные о рисках, ассоциируемых с потреблением мяса. В статье делается вывод, что, поскольку в настоящее время нет доказательств того, что красное мясо не играет никакой роли при раке толстой кишки, потребление мяса должно быть в пределах рекомендуемых физиологических норм с миними-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.