Научная статья на тему 'Налогообложение некоммерческих организаций'

Налогообложение некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАНТЫ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / NOT-FOR-PROFIT ORGANIZATIONS / OPERATIONS OF THE NOT-FOR-PROFIT ORGANIZATIONS / GRANTS / ENDOWMENTS / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сошникова Антонина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы налогообложения некоммерческих организаций (НКО), которые принимают участие в решении важнейших социальных проблем страны. Проанализированы положения Налогового кодекса РФ, регулирующие налого-обложение некоммерческих организаций, выявлены проблемы обложения НДС грантов и пожертвований. Предложены меры по совершенствованию законодательства с целью развития некоммерческой деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation of Not-for-Profit Organizations

The article author examines the way the not-for-profit organizations that are involved in solving the most serious social problems in the country are taxed. She examines the provisions of the Russian Tax Code that govern the taxation of the not-for-profit organizations and identifies the issues associated with the VAT setting for grants and endowments. She also suggests which steps are to be taken to improve the legal base in order to foster the operation of the not-for-profit organizations that are currently found in Russia.

Текст научной работы на тему «Налогообложение некоммерческих организаций»

Ключевые слова:

некоммерческие организации, некоммерческая деятельность, гранты, пожертвования, налогообложение

А. В. Сошникова, аспирант кафедры «Государственные доходы»

Академии бюджета и казначейства Минфина России (e-mail: antonina.soshnikova@ph-int.org)

Налогообложение некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (НКО) играют ведущую роль в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, благотворительной и правозащитной деятельности и прочих областях. Это общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации предпринимателей, партии, общества потребителей, негосударственные образовательные учреждения, профсоюзы и негосударственные пенсионные фонды, которые призваны решать важнейшие социальные проблемы страны и способствовать реализации национальных проектов.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций; права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. (с последующими изменениями).

Финансирование деятельности НКО тесно связано с проблемами в нормативном и законодательном регулировании их деятельности, а также с организацией бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. В соответствии с утвержденным в законодательном порядке перечнем все источники формирования имущества НКО можно разделить на следующие группы и подгруппы:

• Целевые поступления в денежной и натуральной формах:

— взносы учредителей;

— членские взносы;

— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами;

— труд добровольцев (волонтеров);

— поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

• Доходы от предпринимательской деятельности:

— от разрешенной законом предпринимательской деятельности по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

— от прочих операций, включая доходы от ценных бумаг;

— от деятельности хозяйственных обществ;

— другие не запрещенные законом поступления.

Остановимся на одном из видов финансирования НКО — благотворительных пожертвованиях и грантах.

Понятие «пожертвование» подробно раскрывается в ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), где также отражаются условия его передачи и учета. Пожертвования, в соответствии со ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), — это целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности. В пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ сделана прямая ссылка на ГК РФ — «пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».

Собирательного определения понятию «грант», общего, обязательного для всех отраслей права, в российском законодательстве нет. Данное понятие используется и в налоговом, и в бюджетном законодательстве, и в иных специальных нормативных актах. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», «гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями». При этом данное определение касается только научных грантов. Еще гранты могут быть благотворительными1, государственными2, президентскими3 (в этом случае грант — некий аналог стипендии). А с точки зрения Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 78), грант — это бюджетная субсидия (субвенция). Из этого следует, что грант является предметом гражданско-правового договора пожертвования, и отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами ст. 582 ГК РФ, что и объединяет его с понятием «пожертвование». Финансирование на основе грантов осуществляется в целях поддержки системы образования, а также совершенствования организации и выполнения научных исследований, проводимых молодыми учеными вузов.

Разграничивая понятия «грант» и «пожертвование», необходимо использовать различные категории, которые определены либо в НК РФ, предусматривающем более широкие цели средств, передаваемых как пожертвования, и закрытый перечень целей грантов, либо в ГК РФ. При решении вопросов о налогообложении грантов нужно ориентироваться на то определение, которое дано в НК РФ, учитывая, что единого понятия «грант», общего для всех видов налогов, предусмотренных законом, нет.

Стоит отметить, что среди всех глав части второй НК РФ только в целях применения гл. 25 «Налог на прибыль организаций» в ст. 251 НК РФ дается разъяснение, какие денежные средства или иное имущество признаются грантами: «В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД,

1 Ст. 15 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

2 Ст. 17 Федерального закона от19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; ст. 13 Закона РФ

от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

3 Указ Президента РФ от 09.01.1997 № 5 «Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации».

наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований».

Доходы физических лиц в виде грантов не подлежат налогообложению согласно п. 6 ст. 217 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.07.2010): «суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации».

Подробно порядок налогообложения грантов также прокомментирован в Письме Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/1078@ «О налогообложении грантов». В частности, в нем отмечается, что гранты не облагаются НДС, налогом на прибыль при выполнении определенных условий; в нем же освещены вопросы обложения грантов НДФЛ и ЕСН.

Во всех нормативных и законодательных актах идет ссылка на перечень грантодающих организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации. До вступления в силу Постановления Правительства от 28 июня 2008 г. № 485 «О перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах организаций — получателей грантов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2009 № 252) в вышеуказанном перечне состояло 79 иностранных и международных организаций. Многие из них проводили образовательные программы в различных регионах России посредством выделения грантов физическим и юридическим лицам. В конце каждого года подавались отчеты в соответствующие отраслевые министерства об использовании этих средств и заявка на подтверждение финансирования и продолжение реализации образовательных программ.

Однако с выходом Постановления № 485 были отменены следующие постановления Правительства Российской Федерации: от 5 марта 2001 г. № 165, от 28 ноября 2001 г. № 825, от 8 февраля 2002 г. № 89, от 24 декабря 2002 г. № 923, от 19 ноября 2003 г. № 697, от 21 января 2006 г. № 24, от 15 марта 2007 г. № 159. В перечне осталось только 12 организаций. Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 585 в перечень дополнительно был включен Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств. Таким образом, на сегодняшний день в списке поименовано 13 организаций. Никаких причин, по которым более 60 организаций были исключены из «льготного» списка, указано не было. Это привело к негативным налоговым последствиям для грантополучателей, поскольку из вышеизложенного следует, что не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), имеющие целевую направленность, предоставленные:

— не входящими в указанный перечень иностранными, международными организациями и объединениями;

— на не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ цели;

— на условиях, не определенных грантодателем;

— без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Физические лица, получившие грант после 1 января 2009 г., обязаны заплатить в бюджет НДФЛ со всей суммы полученных средств. Обычно грантополучателями являются представители малоимущих слоев населения, а также учителя, сотрудники библиотек, студенты, учащиеся и другие группы граждан, особенно нуждающиеся в поддержке. Уменьшение финансирования на сумму налога (бюджеты НКО всегда ограничены рамками финансирования) привело к невозможности выполнения в полном объеме задач, предусмотренных заключенными договорами.

Поскольку 2009 г. являлся первым годом, в котором такие доходы стали облагаться НДФЛ, то вставал вопрос, в каком периоде возник этот доход, если срок действия договора истек в декабре 2008 г. и все образовательные мероприятия были уже завершены, а денежные средства были переведены только в 2009 г. Во избежание споров с налоговыми органами, до выхода соответствующих разъяснений, на наш взгляд, налог должен быть удержан и перечислен в бюджет, поскольку, в случае включения организации в перечень или публикации разъяснений, возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится исходя из положений ст. 78 и 231 НК РФ.

В соответствии со ст. 231 НК РФ суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом, могут быть возвращены им же налогоплательщику на основании заявления последнего. При этом возврат суммы налога налоговым органом налоговому агенту может быть произведен на основании соответствующего заявления о возврате (зачете).

В соответствии с положениями ст. 78 НК РФ по завершении налогового периода плательщик налога вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о возврате сумм излишне удержанного налога, представив налоговую декларацию за предыдущий налоговый период (Письмо Минфина России от 4 мая 2010 г. № 03-04-05/9-249).

Кроме того, очень часто гранты выдаются в виде материально-технических ценностей, которые должны быть использованы для проведения целевых мероприятий. С момента получения грант является собственностью грантополучателя. Грантодающая организация в этом случае, в соответствии с Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 19.07.2009 № 202-ФЗ, от 24.07.2009 № 21Э-ФЗ, от 27.12.2009 № 368-ФЗ, от 30.07.2010 № 242-ФЗ), становится налоговым агентом и обязана удержать НДФЛ. Возникает вопрос: каким образом удержать налог у грантополучателя, если никаких доходов в денежной форме он не получил? Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ, «при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога». Таким образом, получив материально-технические ценности для реализации образовательных проектов, получатель гранта должен самостоятельно подать декларацию в налоговый орган и заплатить налог из собственных средств, что повлечет за собой ухудшение его материального положения.

Еще хуже обстоят дела с получением гранта в безденежной форме на участие в различных образовательных мероприятиях. Здесь возникла проблема для обеих сторон. Грантодающая организация выступает в качестве налогового агента для грантополучателя и, следовательно, должна удержать НДФЛ с суммы гранта. Но поскольку передачи денежных средств не происходит, то и удерживать налог не с чего. В связи с этим организации начали исчислять предполагаемую сумму «дохода», которую получил каждый участник образовательного мероприятия в связи с тем, что его расходы на транспорт, проживание, питание и дополнительные материалы были оплачены приглашающей или организующей данное мероприятие стороной. Проблема для грантодателя здесь заключается в том, что мероприятия, как правило, организуются для группы людей

и включают в себя оплату таких пунктов, как групповой транспорт, аренда конференц-залов, оборудования и т. д., где нет очевидного выражения расходов на каждого участника. Конечно, это всего лишь некоторые технические трудности, с которыми приходится сталкиваться грантодающей организации после исключения ее из перечня. Гораздо большая проблема здесь возникает для участников мероприятий, главная цель которых — получить новые знания. Очень часто они просто не могут самостоятельно оплатить свое участие ввиду финансовых трудностей, и именно поэтому расходы оплачиваются приглашающей или организующей стороной. Это является всемирно распространенной практикой. Однако в России после исключения иностранных организаций из перечня, приглашаемые лица обязаны будут заплатить НДФЛ со всей суммы, затраченной на них. Естественно, их уведомляют об этом перед тем, как они окончательно подтверждают свое участие в образовательном, научном и т. п. мероприятии. В результате многие предполагаемые участники просто отказываются от приглашения, так как не понимают, каким образом они должны уплатить налог.

Технически эта процедура выглядит так: организация, оплатившая расходы, подает в налоговую инспекцию по месту жительства участника сведения о полученном им доходе, а также направляет на его имя справку о доходах по форме 2-НДФЛ за период, в котором был получен так называемый доход. Логичнее всего было бы направить налогоплательщику извещение и квитанцию с суммой, подлежащей уплате, как это происходит, например, с транспортным налогом. Но поскольку система здесь не отработана, налогоплательщикам предлагается заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ и самостоятельно уплатить налог на основе полученной справки о доходах. Здесь, естественно, не принимается во внимание то, что заполнение налоговой декларации представляет определенные трудности для человека несведущего, а посещение налоговой инспекции для подачи декларации связано с достаточно большими затратами времени. Также должен учитываться такой нюанс, как сложности при пересылке — справка о доходах может быть просто утеряна и не попасть к налогоплательщику.

Рассматривая вопросы обложения НКО налогом на добавленную стоимость, необходимо учитывать, что понятия «грант» и «пожертвование» в гл. 21 НК РФ не используются и НК РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Следовательно, полной ясности нет. В письме от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/1078@ ФНС заостряет внимание на том, что вопрос применения льготного режима обложения НДС должен рассматриваться в отношении каждой конкретной ситуации и решаться в зависимости от обстоятельств, возникших у налогоплательщика в процессе осуществления им экономической либо иной хозяйственной деятельности.

При анализе конкретной ситуации, на наш взгляд, можно основываться на нижеследующем. У передающей стороны (грантодателя) не возникает объекта обложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, поскольку операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения не являются операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, — «передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью».

У организации-грантополучателя денежные средства (гранты) не учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат обложению НДС, если:

— они не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), исходя из пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, где указано, что налоговая база по НДС увеличивается только на суммы, полученные налогоплательщиком «за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)»;

— они получены в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), которые, в соответствии со ст. 149 НК РФ, освобождены от обложения НДС.

В п. 2 постановления № 485 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки, Министерством культуры, Министерством здравоохранения и социального развития и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было поручено «определить до 1 октября 2008 г. критерии и процедуру предоставления иностранным организациям, не обладающим межгосударственным и межправительственным статусом, налоговых льгот и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации перечень таких организаций».

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2009 № 252 внесены изменения в п. 2 Постановления Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 485. В данном пункте, изложенном в новой редакции, указывается, что в перечень, утвержденный Постановлением № 485, могут вноситься изменения. При этом уточняется название перечня и предусматривается, что в него могут быть включены и иностранные организации-грантодатели. Предложения о внесении изменений в перечень поручается вносить в Правительство РФ в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти (то есть отраслевым министерствам) в соответствии с их сферами деятельности. Отраслевые министерства при поступлении предложений о включении в число грантодателей иностранных и международных организаций обязаны подготовить проект постановления о внесении в перечень изменений.

По состоянию на 1 сентября 2010 г., несмотря на многочисленные дебаты и обращения в Государственную Думу РФ, этот вопрос остается открытым и список не сформирован, хотя критерии, которым должна соответствовать иностранная НКО, уже давно разработаны. Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ (принят Госдумой 24 марта 2010 г, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», наряду с изменениями в другие федеральные законы, вносятся изменения и в закон «О некоммерческих организациях», в котором устанавливаются:

— понятие «социально ориентированные некоммерческие организации»;

— виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с учредительными документами, при условии осуществления которых им (НКО) может быть оказана поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

— реестр социально ориентированных российских некоммерческих организаций;

— полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В связи с принятыми изменениями в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» соответствующие изменения внесены и в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако они кардинально не влияют на положение НКО России. Конкретные формы и меры государственной поддержки НКО по-прежнему зависят от изменений в НК РФ, которые, к сожалению, этим проектом не были предусмотрены. Однако следует отметить, что невозможность применения российскими некоммерческими организациями одних положений НК РФ не означает невозможности применения ими иных пунктов той же статьи.

Письмом от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/23 Министерство финансов Российской Федерации дало разъяснение по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов в виде грантов, полученных от российских некоммерческих организаций.

В частности, там сказано, что гранты, полученные от иностранных и международных организаций на осуществление конкретных программ в областях, перечисленных как в данном письме, так и в НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций — получателей грантов при условии включения организаций-грантодателей в перечень международных и иностранных организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов. При получении грантов от российских некоммерческих организаций такого условия не предусмотрено, т. е. для освобождения от налогообложения полученных грантов при прочих равных условиях российская некоммерческая организация ни в каких подобного рода списках состоять не должна.

В соответствии с п. 6 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 15.07.2009 № 602 утвердило Перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (далее — Перечень российских организаций). Эта норма касается только грантов, предоставленных налогоплательщикам — физическим лицам, и не применяется для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, гранты, полученные от российских некоммерческих организаций на осуществление конкретных программ в определенных НК РФ областях, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций — получателей грантов вне зависимости от включения российской некоммерческой организации в Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации.

Организация, получившая грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, заполняет отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности; целевых поступлений, целевого финансирования, лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н (в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2009 № 135н) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения». Грантам присвоен код 010.

Любая некоммерческая организация теоретически может найти достаточно много юридических и физических лиц, готовых предоставлять финансирование на осуществление ее деятельности. Но, как можно сделать вывод из всего вышеперечисленного, на практике все значительно осложняется не только недостаточной законодательной поддержкой, но и все более возрастающим бременем со стороны налоговой системы. С момента объявления конкурсов проектов необходимо учитывать все аспекты российского законодательства, а также постоянные изменения в нем.

В заключение хотелось бы отметить положительный, на наш взгляд, момент из опыта зарубежных стран в области некоммерческой деятельности, в частности Соединенных Штатов Америки, где уже на стадии регистрации некоммерческой организации определяется ее статус, т. е. свободна она или же не свободна от налогообложения, в зависимости от целей ее создания. Кроме того, широкое распространение некоммерческой деятельности в зарубежных странах связано с тем, что при расходовании части прибыли на благотворительность и некоммерческую деятельность организации получают значительные налоговые льготы.

В связи с тем, что некоммерческие организации создаются не с целью получения прибыли, а с целью достижения положительных изменений в обществе, в зарубежных странах государство обеспечивает для них льготные условия налогообложения, т. к. некоммерческие организации способствуют выполнению социальных функций.

Меры, которые могли бы содействовать развитию некоммерческой деятельности в нашей стране:

— более четкое определение статуса некоммерческой организации и некоммерческой деятельности в части взаимодействия с налоговой системой РФ;

— предоставление налоговых льгот для некоммерческих организаций с целью стимулирования наибольшего положительного эффекта для общества путем увеличения объема денежных средств, направленных непосредственно на осуществление научной, образовательной и тому подобной деятельности за счет сокращения сумм, обязательных к перечислению в бюджет;

— предоставление налоговых льгот организациям и физическим лицам, вкладывающим средства в некоммерческую и благотворительную деятельность с целью поддержки участия общественности в выполнении социальных функций.

Библиография

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.07.2010).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009).

4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О некоммерческих организациях».

5. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О науке и государственной научнотехнической политике».

6. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ (принят Госдумой 24 марта 2010 г., одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. № 485 «О перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2009 № 252, от 02.08.2010 № 585).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2001 г. № 165 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.11.2001 № 825, от 08.02.2002 № 89, от 19.11.2003 № 697) «Об утверждении перечня международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. № 923 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2006 № 24, от 15.03.2007 № 159) «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 602 «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

11. Приказ Минфина России от 05.05.2008 № 54н (в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2009

№ 135н) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

и Порядка ее заполнения».

12. Письмо Минфина России и Федеральной налоговой службы от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/1078@ «О налогообложении грантов».

13. Письмо Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/23.

14. Письмо Минфина России от 4 мая 2010 г. № 03-04-05/9-249.

15. Письмо ФНС России от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/1078@.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.