КОНКУРСНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И. А. ВЛРПЛЕВЛ, старший преподаватель кафедры бухгалтерскогоучета и аудита Нижегородский коммерческий институт
Зарождению интеллектуальной собственности бюджетных учреждений предшествует финансирование научных исследований. При этом специфика финансирования создания интеллектуальной собственности заключается в необходимости привлечения средств третьих лиц. Привлечение дополнительных ресурсов — задача стратегическая, причем успешность ее выполнения значительно зависит от возможностей конкретного региона. В силу социально-экономических различий у субъектов РФ имеются разные ресурсы для дополнительной поддержки учреждений и организаций, существующих за счет средств бюджетного финансирования.
Отметим, что на сегодняшний день в РФ существуют все основные виды бюджетного финансирования научных исследований:
— базовое (в соответствии с бюджетной сметой) !;
— конкурсное финансирование (грантовое);
— программно-целевое (в соответствии с долгосрочными целевыми программами), которое в том числе реализуется через инструмент государственно-частного партнерства.
Основным видом бюджетного финансирования является базовое финансирование, когда объемы предоставленных бюджетным учреждениям ассигнований определяются исходя из бюджетной сметы учреждения. Преимущества конкурсного финансирования заключаются в возможности контроля эффективности научных исследований, понимаемой как степень удовлетворения социальных потребностей общества в научном знании. Преимущества программно-целевого финансирования обусловлены его системным, интегрирующим
1 Под базовым финансированием понимается предоставление обозначенных в ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетных ассигнований на обеспечение функций бюджетных учреждений.
характером, что позволяет сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, привлекать и закреплять одаренных молодых ученых в сфере науки, образования и высоких технологий, достигать положительной динамики обновления кадрового состава в установленные сроки реализации программы.
Тенденцией последних лет является значительное расширение конкурсного и программноцелевого финансирования, вытеснение ими в ряде случаев сметного финансирования. При этом на пути более широкого использования программно-целевого финансирования препятствиями являются недостаточно отработанные процедуры финансирования, ведомственные барьеры и лоббирование. Наиболее прозрачной формой финансирования является сегодня конкурсное финансирование, распределяемое через систему государственных научных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.).
Кроме того, гранты учреждаются Президентом РФ, российскими или иностранными организациями и гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами. Например, порядок и условия выделения грантов для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых, (учрежденных Указом Президента РФ от 09.02.2009 № 146), определены постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ РФ» (далее — Постановление № 260).
Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются
в соответствии с разработанными ими положениями2.
По мнению автора, у бюджетных учреждений существует вполне вероятная возможность найти достаточное число адресатов, которые с теми или иными ограничениями предоставляют финансовую помощь. При этом успешность поиска дополнительных доходов зависит от двух факторов: доступность информации и наработанный опыт. Положения о всевозможных грантовых конкурсах, частных и корпоративных фондах поддержки, а также организациях, готовых предоставить свои средства на реализацию разнообразных проектов, находятся в открытом доступе. Их можно найти в Интернете или средствах массовой информации.
При выделении вышеуказанных средств учреждениям — грантополучателям бухгалтер нередко сталкивается с проблемой их учета. Рассмотрим порядок организации и ведения бюджетными учреждениями бухгалтерского учета средств целевого финансирования в виде грантов.
Обратимся к определению термина «грант», приведенному в нормативно-правовых актах РФ. Из новой редакции Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) данный термин исчез и в целом в бюджетном законодательстве его определение отсутствует.
В Федеральном законе РФ от23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» приводится следующая трактовка: гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных гран-тодателями.
Налоговое законодательство РФ предусматривает финансирование в виде гранта. Статья 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ) рассматривает грант как один из способов целевого финансирования (подп. 14 п. 1ст. 251 НК РФ). При этом грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
— гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими
2 Например, порядок организации и выделения грантов в сфере науки и техники по Нижегородскому региону утвержден постановлением правительства Нижегородской области от 03.04.2007 № 99 «О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки и техники».
лицами, некоммерческими организациями, атакже иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
— гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Таким образом, в соответствии с законодательством основными отличительными критериями гранта является некоммерческий (социальный) характер использования средств в рамках целевого финансирования на условиях безвозмездности и безвозвратности.
Обратимся к документации по участию в конкурсе на выделение гранта. Для получения гранта бюджетному учреждению необходимо оформить заявку на участие в конкурсе и приложить необходимый пакет проектных документов. Это схоже с бизнес-планом, но в данном случае средства выдаются на некоммерческий проект. Обычно у каждого фонда на официальном сайте размещен электронный вариант заявки на выделение гранта.
Учреждению, выигравшему конкурс на получение соответствующего гранта, направляется соглашение в двух экземплярах, подписанное в одностороннем порядке, в котором указываются фамилия, имя и отчество руководителя проекта и сумма выделенного гранта. Учреждение извещают о том, кому и в какой сумме выделен грант. Кроме того, в соглашении отражаются обязанности гран-тополучателя, окончательный бюджет, план получения выплат и график предоставления отчетов по гранту. Представители бюджетного учреждения подписывают соглашение и один экземпляр отсылают обратно организации-грантодателю.
Средства, выделяемые победителям конкурса для выполнения работ, определенных условиями гранта, могут поступать на лицевые счета в органы казначейства и на банковские счета. С момента получения грант, как и любое другое пожертвование, является собственностью грантополучателя. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством РФ или, в случае их использования на территории иностранного государства, в соответствии с законодательством
Таблица 1
Корреспонденция счетов по зачислению средств грантов в состав доходов бюджета
Дебет счетов Кредит счетов
2 205 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям отдругих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» 2 401 01 151 «Доходы отпоступлений отдругих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
2 205 06 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств» 401 01 152 «Доходы отперечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств»
2 205 07 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от международных финансовых организаций» 2 401 01 153 «Доходы от перечислений международных финансовых организаций»
2 205 10 560 «Увеличениедебиторской задолженности по прочим доходам» 2 401 01 180 «Прочиедоходы»
этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.
В основе стоимости гранта лежит смета расходов на реализацию целевого проекта. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. В качестве образца для оформления сметы можно воспользоваться формами, разработанными и утвержденными различными ведомствами, например сметой расходов на проведение научных исследований, структура которой утверждена приказом Роснауки от 18.04.2006 № 48 «О Порядке бюджетного финансирования в Роснауке грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых — докторов наук на 2006 год».
При составлении сметы необходимо выполнять условия, определенные соответствующим положением фонда о грантах. Так, должны быть соблюдены размеры включения в смету накладных расходов. Отдельными условиями предоставления грантов может быть предусмотрено, что их сумма ограничивается 15 или 20 % от объема выделенного гранта, оплата услуг сторонних организаций может устанавливаться не более 30 % от указанного объема. Постановлением № 260 предусмотрены ограничения сумм оплаты труда кандидата и доктора наук и его соисполнителей3.
Расходование полученных средств в виде грантов осуществляется на основании вышеуказанной сметы, отчеты о ее выполнении направляются гран-тодателю, к ним прилагаются подтверждающие документы. Например, для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций к отчету прикладывают копии договоров с соисполнителями, акты выполненных работ, счета-фактуры и
3 По мнению автора, под ограничение подпадают средства
на оплату труда, отраженные по подстатье 211 КОСГУ.
документы, подтверждающие фактическую оплату этих работ.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета поступления и расходования средств грантов бюджетными учреждениями. В действующей Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н не предусмотрено выделение целевых средств и безвозмездных поступлений под определенным кодом вида деятельности, их учет осуществляется по тому же коду, что и предпринимательская деятельность. Для учета целевых средств и безвозмездных поступлений, так же, как и средств от предпринимательской деятельности, в 18-м разряде номера счета Плана счетов бюджетного учета следует использовать код видадеятельности «2».
Поскольку в бюджетном учете средства в виде грантов отождествляют со средствами, поступившими на безвозмездной и безвозвратной основе, то их учет должен осуществляться именно с этихпозиций, с использованием аналитических счетов 240101150 «Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов» и2 40101180 «Прочие доходы».
Следует заметить, что зачисление доходов бюджета производится администратором поступлений. Если учреждение-грантополучатель является таковым, то начисление доходов на основании заключенного соглашения в его бухгалтерском учете может отражаться разными записями (табл. 1). 4
Если же учреждение-грантополучатель не является администратором доходов, то операции по зачислению дохода бюджета в учете отражаться не будут.
Пример. Учреждению, не являющемуся администратором доходов, согласно соглашению на банковский расчетный счет поступили средства в виде гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в сумме 1800000руб. Согласно утвержденной смете расходов по гранту затраты осуществлялись по следующим статьям в полном объеме:
4 В зависимости от категории грантодателя.
Таблица 2
Корреспонденция счетов по поступлению и расходованию средств гранта
№ п/п Содержание операции Дебет счетов Кредит счетов Сумма, руб.
1 Поступили средства в виде гранта на банковский счет учреждения 2 201 01 510 2 401 01 151 1 800 000
2 Отражены расходы по оплате труда специалистов 2 106 04 340 2 302 01 730 800 000
3 Отражены страховые взносы 2 106 04 340 2 303 00 7301 209 6002
4 Отражены расходы по оплате прочих услуг соисполнителей — сторонних организаций 2 106 04 340 2 302 09 730 550 000
5 Отражен расход материалов 2 106 04 340 2 105 06 440 110 400
6 Отражены расходы по коммунальным платежам 2 106 04 340 2 302 06 730 130 000
7 Списаны произведенные расходы по окончании финансового года 2 401 01 151 2 106 04 440 1 800 000
1 Соответствующие аналитические счета.
2 Обобщенная сумма по всем видам взносов.
— оплата труда специалистов — 800000руб.;
— страховые взносы — 209 600руб. (26,2 %);
— оплата услуг сторонних организаций — 550000руб.;
— расход материалов —110 400руб.;
— коммуналъныерасходы — 130 000руб.
Указанные операции в бухгалтерском учете
отразятся следующим образом (табл. 2).
Рассмотрим порядок налогообложения полученных бюджетными учреждениями средств в виде грантов.
Налог на прибыль. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы полученных грантов относятся к целевому финансированию и входят в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Соответственно полученные средства должны удовлетворять всем условиям, приведенным в указанной статье НК РФ и рассмотренным выше. Не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), предоставленные:
— не входящими в указанный в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ Перечень иностранных, международных организаций и объединений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485;
— на не указанные в подп. 14 п. 1ст. 251 НК РФ цели;
— наусловиях, не определенныхгрантодателем;
— без представления грантополучателем гран-тодателю отчета о целевом использовании гранта.
Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
Кроме того, чтобы полученные суммы грантов не включались в доходы налогоплательщика, он должен выполнить ряд условий, перечисленных в абз. 1 п. 14ст. 251 НК РФ. Налогоплательщики,
получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Заполняя декларацию по налогу на прибыль, учреждение, получившее грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, обязано заполнить лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» указанной декларации. При этом грантам присвоен код 010.
Следует заметить, что в случае нецелевого использования конкурсных средств их нужно включить во внереализационные доходы учреждения при исчислении налога на прибыль. Причем их включение в состав таких доходов определено моментом фактического их использования не по целевому назначению. Существуют и более серьезные последствия нецелевого использования средств конкурсного финансирования.
В статье 289 БК РФ приведено определение нецелевого использования бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), изъятие в бесспорном порядке
бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, атакже при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
В соответствии с пп. 1, 2ст. 15.14 КоАП РФ использование:
— бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ;
— государственных внебюджетных фондов получателем средств названных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
Налог на добавленную стоимость. Операции по поступлению в учреждение средств в виде грантов не подпадают под обложение НДС, поскольку в соответствии со ст. 146, 153 и 162 НК РФ этим налогом облагаются только операции, связанные с осуществлением расчетов за реализованные товары (работы, услуги), атакже передача имущественных прав. Если для производства работ по выполнению выделенного гранта привлекаются соисполнители, то операция по их софинансированию также не подлежит обложению НДС, если перечень соисполнителей приложен к соглашению о выделении гранта или они указаны в контракте.
Налог на доходы физических лиц. Согласно п. бет. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от23.08.1996 № 127-ФЗ.
4. О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук: Указ Президента РФ от 09.02.2009 № 146.
5. О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 260.
6. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.
7. О Порядке бюджетного финансирования в Роснауке грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых — докторов наук на 2006 год: приказ Роснауки от 18.04.2006 № 48.
8. О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки и техники: постановление правительства Нижегородской области от 03.04.2007 № 99.