Научная статья на тему 'Налогообложение как фактор обеспечения инновационной активности предприятий'

Налогообложение как фактор обеспечения инновационной активности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение как фактор обеспечения инновационной активности предприятий»

4.Агапова Т.Н., Осипова К.Н. Системно-экономическая логика построения системы показателей оценки деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 7 (40). - С. 36.

5. Ершов М. Об активной экономической политике в условиях глобальной конкуренции // Год планеты. - М. - 2004. - С. 40.

6. Котляр А. Механизм кредитования технологической модернизации // Экономист. - 2005. - № 9. - С. 45.

7.Халиков Р. З. Формирование эффективной инвестиционной политики развития региона // Деньги и кредит. - 2005. - № 3. - С. 47.

Т. В. Федосова

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Результаты проводимых экономических реформ в России показывают, что многие проблемы, связанные с особенностями осуществления инновационных процессов в отечественной экономике, являются слабо проработанными. В массовом сознании инновационная политика, как и инновационная активность промышленности, пока еще не воспринимается в качестве главной движущей силы экономического роста. Суть инновационного пути развития заключается в реализации полного инновационного цикла: от научной идеи до реализации на рынке продукта или технологии. В современной экономике роль инноваций велика, потому что инновация ведет к снижению себестоимости, снижению цены, росту прибыли, повышению имиджа.

Чтобы сделать инновационную деятельность привлекательной для всех субъектов, участвующих в создании и продвижении инноваций, нужно определить инструмент, с помощью которого можно это осуществить. Одним из таких стимуляторов может выступить налогообложение как фактор обеспечения инновационной активности, так как налогообложение косвенно воздействует на все функции инноваций, а именно: воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую. Сейчас, когда государство и предпринимательство начинают осознавать необходимость развития науки и продвижения ее результатов на рынок, становится ясно, что существующие методы государственного стимулирования инновационной деятельности не отвечают современным реалиям.

В настоящее время национальная налоговая система не предусматривает преференций предприятиям, ведущим инновационную деятельность, выясним, как влияют на экономическое положение налогоплательщика три основных налога, уплачиваемые при применении общего режима налогообложения: налог на добавленную стоимость (НДС); единый социальный налог, включающий взносы на обязательное пенсионное страхование (ЕСН); налог на прибыль (НП). Сформируем двухфакторную модель расчета налоговой нагрузки. Для оценки совокупного влияния этих налогов введем условные обозначения:

ВВ - валовая выручка, принимается равной 1 или 100 %;

ЗП - доля расходов на оплату труда в составе валовой выручки;

МЗ - доля материальных затрат, амортизации, услуг и прочих аналогичных расходов в валовой выручке.

Предполагается, что во всех затратах, объединенных в группу «материальные затраты», присутствует входной НДС. Налоговый кодекс согласно п. 5 ст.172 установил особое правило для получения вычета НДС по амортизируемому имуществу, однако данный порядок касается лишь времени получения вычета, а не сум-

мы. Разработанная модель является статичной, поэтому возможно приравнять амортизацию основных средств и нематериальных активов к обычным материальным затратам.

Организации в зависимости от вида деятельности существенно различаются по двум параметрам - ЗП и МЗ. Так, в высокотехнологичном секторе значительна доля заработной платы (ЗП) и, соответственно, существенно ниже доля материальных затрат (МЗ), а предприятия, совмещающие основную и инновационную деятельности, окажутся примерно посередине.

Итак, суммарная налоговая нагрузка при налоговых ставках, действующих в 2006 г. (НДС = 18 %; ЕСН = 26 %; НП = 24 %) на каждый рубль валовой выручки (ВВ) налогоплательщика, с учетом НДС, составляет:

НН = 0,1525(1 - МЗ)+ 0,26 • ЗП + 0,24(0,8475(1 - МЗ )-1,26 • ЗП), (1)

где НН - налоговая нагрузка, 0,1525 = 1 -^118 -18, 0,8475 = 1 — 0,1525.

Каждое из трех слагаемых формулы (1) отвечает за определенный налог, первое соответствует НДС, исчисляемый пропорционально валовой выручке (ВВ) за вычетом НДС, входящего в МЗ; второе - ЕСН, который вычисляется пропорционально фонду оплаты труда (ЗП); третье показывает НП, рассчитывающийся пропорционально разнице между нетто -выручкой (т.е. без НДС) и расходами организации, учитываемыми при формировании налоговой базы по НП.

Таблица 1

Налоговая нагрузка в 2006 г. (НДС = 18 %; ЕСН = 26 %; НП = 24 %), в копейках от каждого рубля валовой выручки

\ЗП мз\ 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,55 0,60 0,65

0,05 0,336 0,334 0,332 0,330 0,328 0,325 0,323 0,321 0,319 0,317 0,315 0,313 0,311

0,10 0,318 0,316 0,314 0,312 0,310 0,308 0,305 0,303 0,301 0,299 0,297 0,295

0,15 0,300 0,298 0,296 0,294 0,292 0,290 0,288 0,286 0,283 0,281 0,279

0,20 0,283 0,281 0,278 0,276 0,274 0,272 0,270 0,268 0,266 0,264 0,261

0,25 0,265 0,263 0,261 0,258 0,256 0,254 0,252 0,250 0,248 0,246

0,30 0,247 0,245 0,243 0,241 0,239 0,236 0,234 0,232 0,230

0,35 0,229 0,227 0,225 0,223 0,221 0,219 0,217 0,214 0,212

0,40 0,211 0,209 0,207 0,205 0,203 0,201 0,199 0,197

0,45 0,194 0,192 0,189 0,187 0,185 0,183 0,181

0,50 0,176 0,174 0,172 0,169 0,167 0,165 0,163

0,55 0,158 0,156 0,154 0,152 0,150 0,147

0,60 0,140 0,138 0,136 0,134 0,132

0,65 0,122 0,120 0,118 0,116

0,70 0,105 0,103 0,100 0,098

0,75 0,087 0,085 0,083

0,80 0,069 0,067

0,85 0,051 0,049

0,90 0,033

0,95 0,016

Анализ формулы (1) достаточно сложен, поэтому результаты расчетов двухфакторной модели налоговой нагрузки представим в виде матрицы (табл. 1). Стро-

ки соответствуют величине материальных затрат (МЗ), включая НДС, с шагом 0,05 копейки (или доли), столбцы - с тем же шагом, равны величине расходов на оплату труда (ЗП), а на их пересечении отображается величина совокупной налоговой нагрузки, рассчитанной по формуле (1).

Особенностью матрицы является ее диагональный срез с правой стороны, который объясняется тем обстоятельством, что суммарная доля материальных затрат (МЗ), расходов на оплату труда (ЗП), ЕСН, НДС и налога на прибыль (НП) есть величина, равная валовой выручке, а потому величина МЗ:1,18 + ЗП * 1,26 может принимать значения строго меньше 1:1,18=0,8475, т.е. нетто -выручки (без НДС). Значения, полученные в нижнем диагональном ряду, будут соответствовать предельному случаю, когда сумма всех составляющих равна 0,847 и имеет место нулевая прибыль. Предельные значения по МЗ и ЗП выставлены с учетом непревы-шения допустимых значений.

Целесообразно выделить те ячейки табл. 1, появление которых на практике наиболее вероятно, диагональный характер расположения выделенных ячеек соответствует четырем уровням полученной прибыли: 0 % - нижний ряд; уровни, соответствующие 10, 20 и 30 % прибыли, располагаются снизу вверх.

Разброс совокупной налоговой нагрузки по трем основным налогам является громадным: в двух концах нижнего диагонального ряда сумма уплачиваемых налогов различается в 19,47 раз. При рассмотрении выделенных ячеек ясно, что разброс на сегодняшний день составляет ориентировочно от 2 до 34 копеек на каждый рубль валовой выручки. Это означает, что наименьшую налоговую нагрузку испытывают отрасли с низкой долей заработной платы (ЗП) и наоборот - с высокой долей материальных затрат (МЗ). Научно-исследовательские организации и инновационно-активные предприятия работают с высокой долей заработной платы (ЗП) в составе валовой выручки, при этом имеют низкую долю материальных затрат (МЗ). В построенной модели подобные предприятия занимают средние и верхние строчки матрицы, следовательно, испытывают значительную налоговую нагрузку, если не сказать максимальную, от 16 до 31 копейки на каждый рубль валовой выручки. При таком налоговом бремени на высокотехнологичный сектор трудно ожидать существенных успехов, по крайней мере, до устранения крена налоговой политики в сторону материалоемких, ресурсоемких отраслей и угнетения зарплатоемких.

Возможным выходом может быть выделение научно-исследовательского подразделения за пределы инновационно-активного предприятия, организуя малое предприятие, которое сможет применить специальный режим - упрощенную систему налогообложения (УСН). Составим уравнение суммарной налоговой нагрузки для УСН с учетом того, что объект налогообложения определяется как доходы за вычетом расходов. Взносы на обязательное пенсионное страхование обозначим ПФ, хотя формально ПФ не являются налогами, тем не менее, уплата их является обязательной, ставка - 14 % от фонда оплаты труда, единый налог обозначим ЕНУС, ставка которого составляет 15 %:

НН = 0,14 • ЗП + 0,15(1 - МЗ -1,14 • ЗП). (2)

Первое слагаемое соответствует ПФ, исчисляемым пропорционально фонду оплаты труда (ЗП); второе - ЕНУС, определяемый как процентное соотношение от валовой выручки (ВВ) за вычетом материальных затрат (МЗ), затрат на оплату труда с учетом ПФ. Результаты расчетов по формуле (2) приведены в табл. 2. Выделенные ячейки (табл.2) соответствуют все тем же уровням прибыли: 0, 10 ,20, 30 %. Общая налоговая нагрузка существенно ниже, от 1 до 12 копеек на каждый полученный рубль валовой выручки. Уместно сравнить нагрузки при общем (ОРН) и упрощенном (УСН) режимах налогообложения (рис. 1).

При упрощенной системе налогообложения крен становится менее заметным. Таким образом, анализ данных табл. 1 и 2 показывает, что предприятия высокотехнологичного сектора экономики действительно нуждаются в снижении налогового бремени, и, судя по расчетам, наблюдается не поддержка, а наоборот, угнетение со стороны государства инновационной деятельности предприятий.

Таблица 2

Налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения (ЕНУС = 15%; ПФ= 14 %), в копейках от каждого рубля валовой выручки

\зп мЗ\ 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80

0,05 0,141 0,139 0,138 0,136 0,135 0,133 0,132 0,130 0,129 0,127 0,125 0,124 0,122 0,121 0,119 0,118

0,10 0,125 0,132 0,130 0,129 0,127 0,126 0,124 0,123 0,121 0,120 0,118 0,116 0,115 0,113 0,112

0,15 0,126 0,124 0,123 0,121 0,120 0,118 0,117 0,115 0,114 0,112 0,110 0,109 0,107 0,106

0,20 0,118 0,117 0,115 0,114 0,112 0,111 0,109 0,108 0,106 0,105 0,103 0,101 0,100 0,098

0,25 0,111 0,109 0,108 0,106 0,105 0,103 0,102 0,100 0,099 0,097 0,095 0,094 0,092

0,30 0,103 0,102 0,100 0,099 0,097 0,096 0,094 0,093 0,091 0,090 0,088 0,086

0,35 0,096 0,094 0,093 0,087 0,090 0,088 0,087 0,085 0,084 0,082 0,080

0,40 0,088 0,087 0,085 0,080 0,082 0,081 0,079 0,078 0,076 0,075

0,45 0,081 0,075 0,078 0,076 0,075 0,073 0,072 0,070 0,069

0,50 0,073 0,072 0,070 0,069 0,067 0,066 0,064 0,063

0,55 0,066 0,064 0,063 0,061 0,060 0,058 0,057

0,60 0,058 0,057 0,055 0,054 0,052 0,051 0,049

0,65 0,051 0,049 0,048 0,046 0,045 0,043

0,70 0,043 0,042 0,040 0,039 0,037

0,75 0,036 0,034 0,033 0,035

0,80 0,028 0,027 0,025

0,85 0,021 0,019

0,90 0,013

Следует отметить, что применение упрощенной системы налогообложения достаточно ограничено, повсеместное распространение ее представляется проблематичным в силу целого ряда причин, наиболее существенными из которых являются следующие. Во-первых, невозможность получения «входного» НДС крупными предприятиями при заказе НИОКР у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения. Во-вторых, экономически и организационно нецелесообразно выделение малого предприятия, например, ввиду угрозы потери контроля над активами.

На рис. 1 верхние линии соответствуют суммарной налоговой нагрузке при общем режиме налогообложения, а нижние - соответственно при упрощенной системе, пересечение линий при комбинации затрат, соответствующей высокой доле материальных затрат и низкой доле затрат на оплату труда.

При проведении расчетов налоговой нагрузки не были учтены налог на имущество, земельный и транспортный налоги, уплата которых также является необходимой, однако трудно поддается формализации. Соответственно доля налогов в составе валовой выручки становится более значимой, чем было рассчитано.

я 0,200

§ 0,100

А/

/

к /

у +#жж

ж*ж

ЩэеШ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Варианты сочетания затрат: материальные и на оплату труда

Ф ОРН прибыль 0% ■Ш—ОРН прибыль 10% -А—ОРН прибыль 20% ■Н—ОРН прибыль 30% -Ж—УСН прибыль 0% -•—УСН прибыль 10% Ч—УСН прибыль 20% ——УСН прибыль 30%

0,350

0,300

0,250

= 0,150

0,050

0,000

Рис. 1. Налоговая нагрузка при разных вариантах налогообложения, общий режим (ОРН) и упрощенный режим (УСН) по уровням прибыли, в копейках от каждого рубля валовой выручки

За последние годы в России система льгот в связи с выполнением научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) как неотъемлемой части инновационной деятельности практически не претерпевала никаких изменений, а для стимулирования инновационной деятельности льготы вообще не предусмотрены. Негативная основная характеристика российской налоговой системы заключается, в основном, не столько в ее высоком совокупном уровне налогообложения, сколько в сочетании этого все еще довольно высокого уровня эффективной налоговой ставки (доли налогов в валовой выручке) с отсутствием стабильности налогообложения на весь срок реализации долгосрочных инвестиционных проектов. В свою очередь, инновационные проекты требуют долгосрочных инвестиций, так как доходы, получаемые от данных проектов, предполагают доходы будущих периодов.

На основе проведенного аналитического обзора современного состояния налогообложения инновационной деятельности следует выделить несколько задач государственной политики, которые требуют первостепенного решения для активизации инновационной деятельности в России, для привлечения инвесторов к продвижению инновационных проектов и усиления заинтересованности инноваторов. Это, прежде всего, формирование приемлемых налоговых льгот, снижение налогового бремени с инновационных предприятий, всесторонняя поддержка инновационно-ориентированных организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08. 2000 г. № 117-ФЗ - СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.