Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГИ ЛПХ: ОТЧЕТНОСТЬ, ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ'

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГИ ЛПХ: ОТЧЕТНОСТЬ, ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личное подсобное хозяйство / фермерское хозяйство / непредпринимательская деятельность / реализация сельскохозяйственной продукции / приусадебный земельный участок. / personal subsidiary farm / farming / non-entrepreneurial activity / sale of agricultural products / household land.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лайпанова З.М., Халкечев Р.Г.

Целью данной статьи является определение правового статуса личных подсобных хозяйств и предложение рекомендаций по повышению роли личных подсобных хозяйств в контексте развития сельскохозяйственных территорий. Авторами рассмотрены особенности правового регулирования деятельности личных подсобных хозяйств, рассмотрены законодательные аспекты предоставления земель личным подсобным хозяйствам, их правовой статус, а также определены проблемы системы налогообложения. Авторами сделаны выводы о тенденциях развития личных подсобных хозяйств в настоящее время. Показано, что основная цель ведения личного подсобного хозяйства заключается в удовлетворении собственных потребностей и потребностей семьи в сельскохозяйственной продукции. На современном этапе социально-экономического развития, личные подсобные хозяйства являются важным элементом сельскохозяйственной отрасли, поскольку производят все виды сельскохозяйственных культур, а также продукцию животноводства. Сделан вывод, что одним из ключевых элементов системы господдержки должны стать налоговые механизмы, стимулирующие ведение деятельности личным подсобным хозяйством и снижающие риски налоговых нарушений. Поддержка личных подсобных хозяйств является необходимым условием обеспечения устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации и достижения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лайпанова З.М., Халкечев Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION AND TAXES OF PRIVATE HOUSEHOLDS: REPORTING, REPORTING PROCEDURE

The purpose of this article is to determine the legal status of personal subsidiary farms and to propose recommendations for increasing the role of personal subsidiary farms in the context of the development of agricultural territories. The authors consider the features of the legal regulation of the activities of personal subsidiary farms, consider the legislative aspects of the provision of land to personal subsidiary farms, their legal status, and identify the problems of the taxation system. The authors draw conclusions about the trends in the development of personal subsidiary farms at the present time. It is shown that the main purpose of running a personal subsidiary farm is to meet their own needs and the needs of the family in agricultural products. At the present stage of socio-economic development, personal subsidiary farms are an important element of the agricultural sector, since they produce all types of crops, as well as livestock products. It is concluded that one of the key elements of the state support system should be tax mechanisms that stimulate the conduct of activities by personal subsidiary farms and reduce the risks of tax violations. The support of private subsidiary farms is a necessary condition for ensuring the sustainable development of rural areas of the Russian Federation and achieving food security.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГИ ЛПХ: ОТЧЕТНОСТЬ, ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ»

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

DOI: 10.54861/27131211_2024_1_5

Специальность ВАК: 5.2.3

УДК 336.225

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГИ ЛПХ: ОТЧЕТНОСТЬ, ПОРЯДОК

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Лайпанова З.М., кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО

«Северо-Кавказская Государственная Академия», г. Черкесск, Россия

Халкечев Р.Г., аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская

Государственная Академия», г. Черкесск, Россия

Аннотация. Целью данной статьи является определение правового

статуса личных подсобных хозяйств и предложение рекомендаций по

повышению роли личных подсобных хозяйств в контексте развития

сельскохозяйственных территорий. Авторами рассмотрены особенности

правового регулирования деятельности личных подсобных хозяйств,

рассмотрены законодательные аспекты предоставления земель личным

подсобным хозяйствам, их правовой статус, а также определены проблемы

системы налогообложения. Авторами сделаны выводы о тенденциях развития

личных подсобных хозяйств в настоящее время. Показано, что основная цель

ведения личного подсобного хозяйства заключается в удовлетворении

собственных потребностей и потребностей семьи в сельскохозяйственной

продукции. На современном этапе социально-экономического развития,

личные

подсобные

хозяйства

являются

важным

элементом

сельскохозяйственной

отрасли,

поскольку

производят

все

виды

сельскохозяйственных культур, а также продукцию животноводства. Сделан

вывод, что одним из ключевых элементов системы господдержки должны

5

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

стать налоговые механизмы, стимулирующие ведение деятельности личным

подсобным хозяйством и снижающие риски налоговых нарушений.

Поддержка личных подсобных хозяйств является необходимым условием

обеспечения устойчивого развития сельских территорий Российской

Федерации и достижения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство, фермерское хозяйство,

непредпринимательская деятельность, реализация сельскохозяйственной

продукции, приусадебный земельный участок.

TAXATION AND TAXES OF PRIVATE HOUSEHOLDS: REPORTING,

REPORTING PROCEDURE

Laipanova Z.M., сandidate of Economic Sciences, Associate Professor, North

Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia

Khalkechev R.G., рostgraduate student, North Caucasus State Academy,

Cherkessk, Russia

Abstract. The purpose of this article is to determine the legal status of personal subsidiary farms and to propose recommendations for increasing the role

of personal subsidiary farms in the context of the development of agricultural territories. The authors consider the features of the legal regulation of the activities of personal subsidiary farms, consider the legislative aspects of the provision of land to personal subsidiary farms, their legal status, and identify the problems of the taxation system. The authors draw conclusions about the trends in the development

of personal subsidiary farms at the present time. It is shown that the main purpose

of running a personal subsidiary farm is to meet their own needs and the needs of

the family in agricultural products. At the present stage of socio-economic

development, personal subsidiary farms are an important element of the agricultural

sector, since they produce all types of crops, as well as livestock products. It is concluded that one of the key elements of the state support system should be tax 6

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

mechanisms that stimulate the conduct of activities by personal subsidiary farms and

reduce the risks of tax violations. The support of private subsidiary farms is a necessary condition for ensuring the sustainable development of rural areas of the

Russian Federation and achieving food security.

Keywords: personal subsidiary farm, farming, non-entrepreneurial activity,

sale of agricultural products, household land.

JEL classification: J08, Q15, F38.

Для цитирования: Лайпанова З.М., Халкечев Р.Г. Налогообложение и

налоги ЛПХ: отчетность, порядок представления отчетности //

Прогрессивная экономика. 2024. № 1. С. 5–19.

Введение

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) представляет собой практику

ведения земледельческой и скотоводческой деятельности для удовлетворения

потребностей семьи. Как правило, продукция, произведенная личными

подсобными хозяйствами, потребляется внутри домохозяйства, однако ее

излишки могут быть проданы с целью получения дополнительного дохода.

Личные подсобные хозяйства являются важным стратегическим ресурсом в

периоды экономических кризисов, поскольку позволяют поддерживать

приемлемый уровень жизни населения. На сегодняшний день можно выделить

следующий ряд проблем, связанных с ведением личных подсобных хозяйств:

отсутствие интереса со стороны государства и государственной

поддержки;

сильная конкуренция со стороны крупных фермерских хозяйств;

отсутствие интереса к экспорту со стороны государства;

отсутствие возможности личных подсобных хозяйств оказать

влияние на международный статус России [4].

Меры государственной поддержки в настоящее время сосредоточены на

7

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

крупных фермерских хозяйствах, тем самым роль личных подсобных хозяйств

стала неощутима и личные подсобные хозяйства потеряли свое социальное

значение. Необходимость решения проблем, с которыми сталкиваются

граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность в подсобных

хозяйствах, приобретает особенную актуальность в современном обществе,

поскольку сокращение производства сельскохозяйственной продукции

приводит к увеличению роли личных подсобных хозяйств в жизни

значительной части населения страны и обуславливает необходимость

рассмотрения и решения возникающих проблем, которые имеют прямое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отношение к гражданам, занимающимся данной сферой.

Целью данной статьи является определение правового статуса личных

подсобных хозяйств и предложение рекомендаций по повышению роли

личных подсобных хозяйств в контексте развития сельскохозяйственных

территорий.

Обзор литературы

Личное подсобное хозяйство является актуальной темой для

обсуждения. Например, Б.А. Воронин исследует вопросы развития личных

подсобных хозяйств. Автор считает, что личное подсобное хозяйство могло

бы существовать и развиваться только лишь в условиях рыночной экономики.

Автором показано, что в конце 1990 года в России принят закон о

«Крестьянском, фермерском хозяйстве», в котором были установлены правила

и требования в развитии фермерства, а фермерское хозяйство трактовалось как

свободная предпринимательская деятельность, основанная на принципах

экономической выгоды [1]. В статье А.В. Курдюмова, В.А. Мещерягиной и

А.А. Мальцева исследуется вопрос о налоговом регулировании личных

подсобных хозяйств как элементов общегосударственной системы

производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Авторами

делается вывод о целесообразности контроля финансово-хозяйственной

деятельности субъектов экономических отношений и включения личных

подсобных хозяйств в единую систему налогообложения [6].

8

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

К противоположному выводу приходит Е.К. Куджева, которая делает

вывод, что личное подсобное хозяйство относится к домашним хозяйствам

потребительского характера и обеспечивает семью продуктами питания.

Следовательно, ЛПХ удовлетворяет потребности семьи и только часть

продукции носит коммерческий характер, где полученные доходы

направляются, как правило, не на коммерческие цели, а на семейное

потребление [5]. С точки зрения Э.А. Калафатов, прогресс личных подсобных

хозяйств напрямую зависит от «систематичности, разумности и

последовательности государственной политики, направленной на развитие

сельской территории и сохранение уникальной сельской культуры».

Нынешнее государство способно активно поддерживать преуспевание личных

подсобных хозяйств и, следовательно, оживлять сельские районы России. [4].

В статье С.В. Недосекина выделены социальный и экономический

аспекты проблемы эффективности личных подсобных хозяйств. Социальный

аспект заключается в увеличении роли экономического развития в повышении

благосостояния народа, а экономический аспект заключается в достижении

наибольших результатов при использовании минимальных народно-

хозяйственных ресурсов. Данные два аспекта несовместимы и противоречат

друг другу [7]. Основываясь на обзоре научных статей, можно сделать вывод, что для развития личных подсобных хозяйств, необходимы меры

государственной поддержки, а также определение налогового статуса данных

субъектов хозяйственных отношений.

Материалы и методы

В основе методологической базы представленного исследования

находится системный анализ, авторами применяются такие методы научного

познания как сравнение и обобщение, а также экономико-математическое

моделирование. Материалами исследования являются нормативно-правовые

акты, а также данные официальной статистики.

Результаты и обсуждение

Фермерские хозяйства с частной поддержкой имеют два ключевых

9

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

аспекта, которые их отличают. Во-первых, они являются формой

некорпоративной деятельности, то есть не связаны с крупными корпорациями.

Во-вторых, их область деятельности ограничена производством и

переработкой сельскохозяйственной продукции, а также ее реализацией.

Различия между фермерством и личным подсобным хозяйством представлены

в таблице 1.

Таблица 1

Различия между фермерским хозяйством и личным подсобным

хозяйством

Фермерское

Личное подсобное

Признак сравнения

хозяйство

хозяйство

Удовлетворение личных

Цель

Продажа продукции

потребностей

Форма организации

Товарное хозяйство

производства

Натуральное хозяйство

Характер деятельности

Предпринимательская Непредпринимательская

Государственная

Требуется

регистрация

Не требуется

Источник: составлено авторами

В статье 6 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»

приведен примерный перечень имущества, которое может быть использовано

для ведения личного подсобного хозяйства, однако этот перечень не является

исчерпывающим. Кроме того, может быть использовано и другое имущество,

необходимое для ведения личного подсобного хозяйства. В личном подсобном

хозяйстве используется практически то же имущество, что и в крестьянском

(фермерском) хозяйстве: земля, жилые дома, производственные дома,

бытовые помещения, другие здания, строения и сооружения, включая

теплицы, а также скот, пчелы, птица, сельскохозяйственная техника,

инвентарь, оборудование, транспортные средства и другое имущество. В

крестьянском (фермерском) хозяйстве имущество может находиться в

собственности юридического лица, если такое хозяйство зарегистрировано в

качестве юридического лица, или в общей собственности членов хозяйства,

10

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

если такое хозяйство зарегистрировано без образования юридического лица

[9]. На рисунке 1 представлены ключевые функциональные аспекты личных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подсобных хозяйств в контексте развития сельских территорий.

Средства социализации и

воспитания подрастающего

Рабочие места, трудовая

поколения

занятость сельского населения

Фактор рекреации для

Продукты питания для

населения

сельского поселения

Личное подсобное

хозяйство

Денежные доходы

Материальная основа

сельского населения

сохранения народных

традиций, традиционных

навыков

Социальная защита и

поддержка сельского населения

Организация и развитие

народных промыслов, ремесел

Фактор устойчивого развития сельских территорий

Рис. 1. Функциональное назначение личного подсобного хозяйства

Источник: составлено авторами по данным [9]

В налоговом законодательстве существуют определенные льготы,

связанные с налогом на прибыль. Например, законодательством

предусмотрены налоговые вычеты на расходы, связанные с приобретением

земельных участков, жилых домов, хозяйственных построек и строений, а

также освобождение от налога на имущество, находящееся на территории

11

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

дачных участков. В законодательстве представлен список мероприятий,

направленных на государственную поддержку граждан, ведущих личное

подсобное хозяйство. Порядок их реализации определяется постановлениями

и решениями Правительства Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации и местного самоуправления. Законодателями предусмотрено

ежегодное бесплатное ветеринарное обслуживание скота, организация

ветеринарного контроля и борьба с инфекционными заболеваниями, которые

могут возникнуть у животных, содержащихся в личных подсобных

хозяйствах. Все меры государственной поддержки для граждан, ведущих

личное подсобное хозяйство, финансируются из средств федерального

бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Следует отметить, что данное федеральное законодательство

определяет, что меры государственной поддержки, предусмотренные для

сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств,

также распространяются на личные подсобные хозяйства. Большая часть

картофеля, овощей, фруктов, мяса и молока – представляют собой продукты,

которые производятся в мелких личных хозяйствах. Следовательно, они могут

рассчитывать на поддержку со стороны государства, пропорциональную их

значению для сельского хозяйства.

В отличие от городских семей, которые просто ведут свое домашнее

хозяйство, личные подсобные хозяйства представляют собой настоящие

семейные профсоюзы, где большинство членов семьи активно участвует в

производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. В

Российской Федерации существуют определенные правовые нормы,

регулирующие вопросы предоставления земельных участков гражданам или

их совместного использования. Согласно статьям 28–39 Земельного кодекса,

участки могут быть переданы в собственность отдельному гражданину, либо

же гражданин может приобрести право на собственность или аренду. Также

законом предусмотрена возможность оформления земельного участка в

совместную собственность супругов, если здание или другое сооружение на

12

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

земельном участке принадлежит нескольким собственникам. Производимая и

перерабатываемая продукция в рамках ведения личного подсобного хозяйства

может представлять собой как совместную, так и общую собственность

гражданина и его семьи, кто ведет подсобное хозяйство. Также возможна

собственность только у гражданина, у которого зарегистрированы права на

земельный участок в государственном реестре, или совместная собственность

этого гражданина и его супруги [3].

На рисунке 2 представлены ключевые отличия личного подсобного

хозяйства от крестьянского фермерского хозяйства по признакам цели

создания, формы организации производства характера деятельности и

необходимости государственной регистрации.

Фермерское хозяйство

Крестьянское фермерское

Цель создания

Личное подсобное хозяйство

хозяйство

Продажа продукции

Удовлетворение личных

Форма организации

потребностей

производства

Характер

Предпринимательская

Непредпринимательская

деятельности

Государственная

Требуется

Не требуется

регистрация

Рис. 2. Отличие ЛПХ от КФХ

Источник: составлено авторами

Права на различное имущество, такое как здания, строения, сооружения,

сельскохозяйственная техника и другие аналогичные объекты, на самом деле

13

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

не связаны непосредственно с правами на земельные участки или

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производимую сельскохозяйственную продукцию. Данное имущество

является собственностью граждан, чьи права на земельные участки

зарегистрированы государством. Аналогично, такое имущество также может

принадлежать членам семьи гражданина, которые занимаются личным

подсобным хозяйством, а также совместно принадлежать другим гражданам,

ведущим совместное подсобное хозяйство. Правила владения, пользования и

распоряжения этим общим имуществом определены статьями 246–252

Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями 253–256 ГК

РФ для совместной собственности и статьями 209-211 ГК РФ для имущества,

находящегося в собственности отдельных граждан [2].

Важно подчеркнуть, что закон не ограничивает объем такого имущества,

которое может находиться в собственности граждан, занимающихся личным

подсобным хозяйством, за исключением установки максимального предела

площади земельного участка. Самим гражданам предоставляется право

выбора, какие здания, строения и сооружения возводить, сколько скота, птицы

и пчел содержать, а также что кормить их, что покупать и сколько

сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования приобретать и

использовать.

Валовая продукция сельского хозяйства по данным за 2021 год

оценивается в сумму 38,6 миллиардов рублей. По этому показателю

республика занимает 54-е место в Российской Федерации и 5-е место в Северо-

Кавказском федеральном округе. Распределение валовой продукции

составляется следующим образом: 43,8% приходится на растениеводство, а

56,2% – на животноводство. Общая площадь сельскохозяйственных угодий

составляет 664,6 тысячи гектаров, что составляет 46,6% от общей территории

республики. Из этой площади посевные угодья занимают 124,9 тысячи

гектаров, что составляет 18,8% [8].

По данным за 2021 год, 72,7% посевных площадей приходится на

зерновые и зернобобовые культуры, включающие кукурузу (48,1%), озимую

14

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

пшеницу (17,1%), озимый ячмень (3,4%), яровой ячмень (2,5%), а также овес

и гречиху, доля которых не превышает 1%. Технические культуры

представлены 13,1% технических культур (включая подсолнечник 9,4%,

сахарную свеклу 3,7%), 7,1% картофеля и овощей (включая картофель 6,2%,

овощи 0,9%), 7,1% кормовых культур (рис. 3).

7.10%

7.10%

13.10%

72.70%

Зерновые и зернобобовые культуры

Технические культуры

Картофель и овощи

Кормовые культуры

Рис. 3. Структура посевных площадей

Источник: составлено авторами по данным [8]

В 2020 году крестьянские (фермерские) хозяйства занимали 50,5%

сельскохозяйственных земель, в то время как земли сельскохозяйственных

организаций составляли 38,5%, а личные подсобные хозяйства населения –

11,0%. Основным направлением в сельском хозяйстве Карачаево-Черкесии

является выращивание теплолюбивых культур, таких как кукуруза, сахарная

свёкла, фасоль, овощи и цветы. В 2021 году было собрано следующее

количество сельскохозяйственных культур в регионе: зерно – 406,2 тыс. тонн,

сахарная свёкла – 181,5 тыс. тонн, картофель – 101,8 тыс. тонн, овощи – 61,3

тыс. тонн, плоды и ягоды – 17,8 тыс. тонн.

В личных подсобных хозяйствах населения содержится 98,5% свиней,

49,2% крупного рогатого скота и 8,0% овец и коз. В крестьянских

(фермерских) хозяйствах – 77,0% овец и коз, 38,7% крупного рогатого скота и

1,5% свиней. В сельскохозяйственных организациях – 15,0% овец и коз и

15

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

12,0% крупного рогатого скота.

В распределении производства сельскохозяйственной продукции в 2021

году доля личных подсобных хозяйств населения составила 44,3%, из которых

34,2% приходилось на растениеводство и 52,1% на животноводство.

Сельскохозяйственные организации занимали 29,4% общего объема, с долей

растениеводства 41,6% и животноводства 19,8%. А крестьянские (фермерские)

хозяйства составили 26,3%, где 24,2% относилось к растениеводству и 28,1%

к животноводству (рис. 4).

26.30%

44.30%

29.40%

Личные подсобные хозяйства

Сельскохозяйственные организации

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Рис. 4. Распределение производства сельскохозяйственной продукции

Источник: составлено авторами по данным [8]

В сфере крестьянских (фермерских) хозяйств в 2021 году, доля

производства семян подсолнечника составляет 56,9%, зерна – 55,1%, молока –

29,1%. Сельскохозяйственные организации вносят свой вклад в производство

овощей – 64,9%, зерна – 39,1%, и семян подсолнечника – 38,5%. Личные

подсобные хозяйства же ведут производство на 79,2% картофеля, 60,0%

молока и 28,2% овощей.

Аграрная реформа привела к значительному увеличению роли личных

подсобных хозяйств в обеспечении страны продовольственными ресурсами.

Рост этой роли можно объяснить несколькими факторами:

расширением площадей земельных участков в личных подсобных

16

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

хозяйствах, в том числе благодаря использованию государственных земель.

снятием ограничений на развитие животноводства.

Рост доли личных подсобных хозяйств в сельском хозяйстве более

связан с убылью производства в коллективных хозяйствах, чем с активностью

самих частных хозяйств. Факт производства значительного объема

сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах не меняет

их характеристики как потребителей и получателей субсидий. Также

свидетельствует о некоммерческом характере деятельности личных

подсобных хозяйств то, что не предъявляются особые требования к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

руководителям этих хозяйств по уровню образования или квалификации в

сельском хозяйстве.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что роль личных подсобных хозяйств

является

существенной,

поскольку

их

вклад

в

производство

сельскохозяйственной продукции оценивается на уровне 44%. Личные

подсобные хозяйства способствуют обеспечению устойчивости сельских

домохозяйств и могут выступать в качестве источника дополнительного

дохода в условиях экономической нестабильности.

Личные подсобные хозяйства являются основой экономического

потенциала сельских территорий, однако для успешного развития таких

хозяйств, повышения уровня производства и увеличения доходов сельских

жителей, необходима поддержка со стороны государства. Меры

государственной поддержки должны включать:

предоставление льготных сельскохозяйственных кредитов;

создание специализированных структур обслуживания для

реализации сельскохозяйственной продукции;

стимулирование

активности

хозяйствующих

субъектов,

оказывающих помощь в личном секторе;

развитие кооперативных связей между личными подсобными

хозяйствами и сельскохозяйственными, перерабатывающими предприятиями

17

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

и потребительскими кооперативами.

Одним из ключевых элементов системы господдержки являются

различные налоговые механизмы, которые стимулируют ведение

деятельности личным подсобным хозяйством и снижают риски налоговых

нарушений. Например, в качестве максимально сбалансированной формы

налогообложения

является

специальный

налоговый

режим

для самозанятых граждан, который может взиматься с продукции личных

подсобных хозяйств, реализуемой с целью извлечения дохода.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно

заключить, что поддержка личных подсобных хозяйств в сочетании с

налоговым регулированием сектора – способствует устойчивому развитию

сельских

территорий

Российской

Федерации

и

обеспечению

продовольственной безопасности страны.

Литература

1.

Воронин Б.А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в России:

правовое положение, перспективы // Аграрный вестник Урала. 2009. № 7 (61).

С. 99–102.

2.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // СПС

Консультант

Плюс.

URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

3.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

(ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // СПС

Консультант

Плюс.

URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.

4.

Калафатов Э.А. Роль личных подсобных хозяйств в развитии

продовольственной безопасности России и сельских территорий // Научный

вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021. № 4. С. 79–93.

5.

Куджева Е.К. Правовое регулирование деятельности личных

подсобных хозяйств // Аграрное и земельное право. 2019. № 11 (179). С. 98–

100.

6.

Курдюмов А.В., Мещерягина В.А., Мальцев А.А. Налоговое

регулирование личного подсобного хозяйства: в поисках баланса //

International agricultural journal. 2021. № 6. С. 1276–1289.

18

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

7.

Недосекин С.В. Особенности деятельности личных подсобных

хозяйств

в

России

//

Научные

труды

Вольного экономического общества России. 2006. Т 73. C. 86–91.

8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральная служба государственной статистики. URL:

https://rosstat.gov.ru/folder/10705.

9.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от

07.07.2003 N 112-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43127/.

References

1.

Voronin B.A. Krest'yanskoe (fermerskoe) hozyajstvo v Rossii:

pravovoe polozhenie, perspektivy // Agrarnyj vestnik Urala. 2009. № 7 (61). S. 99–

102.

2.

Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (GK RF) // SPS Konsul'tant

Plyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

3.

Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot

25.12.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.01.2024) // SPS Konsul'tant Plyus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/.

4.

Kalafatov E.A. Rol' lichnyh podsobnyh hozyajstv v razvitii

prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii i sel'skih territorij // Nauchnyj vestnik: finansy, banki, investicii. 2021. № 4. S. 79–93.

5.

Kudzheva E.K. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti lichnyh

podsobnyh hozyajstv // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 11 (179). S. 98–100.

6.

Kurdyumov A.V., Meshcheryagina V.A., Mal'cev A.A. Nalogovoe

regulirovanie lichnogo podsobnogo hozyajstva: v poiskah balansa // International agricultural journal. 2021. № 6. S. 1276–1289.

7.

Nedosekin S.V. Osobennosti deyatel'nosti lichnyh podsobnyh

hozyajstv v Rossii // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva

Rossii. 2006. T 73. C. 86–91.

8.

Federal'naya

sluzhba

gosudarstvennoj

statistiki.

URL:

https://rosstat.gov.ru/folder/10705.

9.

Federal'nyj zakon «O lichnom podsobnom hozyajstve» ot 07.07.2003

N 112-FZ (poslednyaya redakciya) // SPS Konsul'tant Plyus. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43127/.

19

Document Outline

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГИ ЛПХ: ОТЧЕТНОСТЬ, ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.