Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
439
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / НЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНЕ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / SUBJECT OF THE CIVIL RIGHTS / BUSINESS ACTIVITY PERSONAL SUBSIDIARY FARM / NOT BUSINESS ACTIVITY / CITIZENS / AGRICULTURAL LAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куджева Елена Керимовна

В статье рассматривается правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств. ЛПХ в статье рассматривается как деятельность и соотносится с существующими видами организационно-правовых форм юридических лиц. Затронуты вопросы предоставления земель для ведения ЛПХ, правовой статус, проблемы налогообложения и т.д. Автором на основе анализа законодательства сделан вывод о тенденциях развития правового регулирования о ЛПХ и предпринята попытка, рассмотреть отдельные аспекты правового регулирования ЛПХ на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the activities of personal farms

In article legal regulation of activity of personal subsidiary farms is considered. The author made an attempt, to consider separate aspects of legal regulation of LE at the present stage the Personal subsidiary farm in article is considered as activity and corresponds to the existing types of legal forms of legal entities. The questions of granting lands for maintaining LE, legal status, taxation problems etc. are raised. The author on the basis of the analysis of the legislation drew a conclusion on trends of development of legal regulation about personal subsidiary farm.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ»

_Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ КУДЖЕВА Елена Керимовна,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказской государственной академии. E-mail: elenakerimovna@yandex.ru

Краткая аннатация: В статье рассматривается правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств. ЛПХ в статье рассматривается как деятельность и соотносится с существующими видами организационно-правовых форм юридических лиц. Затронуты вопросы предоставления земель для ведения ЛПХ, правовой статус, проблемы налогообложения и т.д. Автором на основе анализа законодательства сделан вывод о тенденциях развития правового регулирования о ЛПХ и предпринята попытка, рассмотреть отдельные аспекты правового регулирования ЛПХ на современном этапе

Abstract: In article legal regulation of activity of personal subsidiary farms is considered. The author made an attempt, to consider separate aspects of legal regulation of LE at the present stage the Personal subsidiary farm in article is considered as activity and corresponds to the existing types of legal forms of legal entities. The questions of granting lands for maintaining LE, legal status, taxation problems etc. are raised. The author on the basis of the analysis of the legislation drew a conclusion on trends of development of legal regulation about personal subsidiary farm.

Ключевые слова: субъект гражданских прав, предпринимательская деятельность личное подсобное хозяйство, непредпринимательская деятельность, граждане, земли сельскохозяйственного назначения.

Keywords: subject of the civil rights, business activity personal subsidiary farm, not business activity, citizens, agricultural land

Конституция Российской Федерации1 декларирует право граждан использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) относится к иной экономической деятельности. За годы проведения аграрной реформы в Российской Федерации значительно активизировалось развитие отдельных отраслей.

По данным Госкомстата (Росстата) на конец 2002 года, ведение личного подсобного хозяйства в России осуществляли 15,9 млн. семей. По сравнению с 1990 годом, 16,3 млн. семей на площади 3250 тыс. га, занимались содержанием ЛПХ. К этому времени количество семей, занимающийся ЛПХ сократилось на 0,4 млн. семей, а площадь земель, используемых для этих целей уменьшилась более чем в два раза. Аналогичную картину мы видим в содержании коллективных и индивидуальных садов и огородов.

Несмотря на широкое распространение отношений по ведению ЛПХ, ни в юридической, ни в экономической литературе пока не разработана единая понятия подсобного хозяйства граждан. Итак, все - таки, что подразумевается под личным подсобным хозяйством? В статье 2 Федерального закона Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство определяется как форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином или гражданами совместно проживающими с ним и совместно реализовывающих с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства .

Правовое регулирование ведения гражданами ЛПХ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ2, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве»3, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми

1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) ст. 34

2 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ь^^Л 92.168.200.80/qst/searchrun.phtml

3 Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07.2003

г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://192.168.200.80/qst/searchrun.phtml.

актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Давайте попытаемся сформулировать понятие «личное подсобное хозяйство», данной законодателем и также учеными, расследующими теоретические и правовые проблемы поддержания ЛПХ.

В.В. Устюкова пишет, что «личное подсобное хозяйство -специальная сфера деятельности сельских населенных пунктов (деревенских) жителей по производству сельскохозяйственных продуктов, которое является для граждан, дополнительной работой на предприятиях и организациях. Эта деятельность осуществляется личным трудом членов семьи на личном приусадебном земельном участке. В личной собственности граждан находятся продукция по-

4

лученные в результате такой деятельности .

Г.Е. Быстров, например, характеризует личное подсобное хозяйство как специальную сферу хозяйственной деятельности колхозников на производстве сельскохозяйственных продуктов, основанных на личной собственности , личном труде и отдельном зем-

5

лепользовании граждан .

Из сказанного можно сделать вывод, что личное подсобное хозяйство отличается от других форм сельскохозяйственной деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, особенно от крестьянского (фермерского) хозяйства К(Ф)Х. ЛПХ относятся к домашним хозяйствам потребительского характера, а К(Ф)Х изначально считаются субъектами предпринимательской деятельности. В противоположность от фермерского хозяйства, личное подсобное хозяйство осуществляется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продуктах питания, только часть продукции носит коммерческий характер, но в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на семейное потребление.

Многие обстоятельства свидетельствуют о некоммерческой деятельности личного подсобного хозяйства. ЛПХ не подлежит государственной регистрации 6и не облагаются подоходным налогом.

Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные уча-

4 Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М.: Наука, 1990. С. 14-15

5 Быстров Г.Е. Правовое обеспечение развития личных подсобных хозяйств М.: ВЮЗИ 1990. С. 16.

6 (п. 1 и 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ , в п. 2 ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве. ФЗ РФ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

стки как внутри населенных пунктов и полевой земельный участок. Как та, так и другая территория используется для производства сельхозпродукции, однако строительство добротного дома, производственных, бытовых и иных зданий, сооружений допускается только на ЛПХ. На полевых земельных участках строительство зданий и сооружений не допускается. Права на земельные участки на полевых земельных участках подлежат обязательной государственной регистрации согласно Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделках с ней»1.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ 2 налогообложению не подлежат доходы физических лиц, которые получают от продажи выращенных в ЛПХ, картофеля, кукурузы, меда, нутрий, скота, кроликов, овец, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и переработанные продукты животноводства и растениеводства.

ЛПХ ведется гражданином вместе проживающими с ним осуществляющими ведение ЛПХ членами его семьи на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих это ЛПХ. Из этого следует, что граждане сами должны определить доли, причитающейся каждому из них в соответствии с Гражданским кодексом РФ3 по соглашению всех участников или в судебном порядке или владеть, пользоваться и распоряжаться долей сообща без определения своих долей

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве4 гарантирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения ЛПХ только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских населенных пунктах и городах сельского типа. Закон направлен на защиту прав граждан, ведущих ЛПХ, от любого вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Закон не вводит ограничений на поголовье и количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел, которых разрешено содержать в ЛПХ

За многолетнюю практику ведения гражданами ЛПХ выработаны разные формы государственной и другой поддержки таких хозяйств:

1) в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13.03.1981 г. № 141 «О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР» федеральным органам исполни-

1 Федеральный закон от 21 июля 1997 года 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделках с ней»

2 Налоговый кодекс РФ ч.1 (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ п. 13 ч.1 ст.

217 (ред. от 06.06.2019)

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-

ФЗ (ред. от 03.08.2018) п.1 и 2 ст. 245 и п. 1 и 3 ст.252

4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №

28. Ст. 2881. (п. 3 ст. 3)

тельной власти органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Эта норма действует до сих пор;

2) согласно решению Президента РФ5, с 1997 года было предусмотрено назначение из Федерального бюджета на льготное финансирование строительства домов и обустройство земельных участков личных подсобных хозяйств, а также выделение из общественного фонда лизинга на приобретение племенного крупного рогатого скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования. Господдержка также является освобождением владельцев ЛПХ полностью или частично от налогов, отчислений во внебюджетные фонды и выплат по федеральным законам. Например, согласно Налогового кодекса Российской Федерации доходы граждан от продажи производства в личных подсобных хозяйствах освобождаются от налогообложения.6

В соответствии с федеральным законом «О плате за Землю» 7 земельный налог на земельные участки ЛПХ в границах и вне линии сельских населенных пунктах приравнивается к налогу, взимаемому с сельскохозяйственных организаций. ЛПХ платят в 10 раз меньше, чем дачники или собственники земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а в пределах городских населенных пунктах за ЛПХ земельный налог равен 3 процентам от ставок земельного налога.

Налоговое законодательство предусматривает льготы по налогу на прибыль. Есть такие льготы, как налоговые вычеты на расходы по приобретению земельных участков, жилых домов, хозяйственных построек и строений, налог на имущество, находящееся на землях ЛПХ. В рассматриваемом федеральном законе8 приведен примерный перечень мероприятий по государственной поддержке граждан, ведущих ЛПХ. Последовательность их осуществления должен быть определен постановлениями и решениями Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предусматривается законодательством ежегодный бесплатный ветеринарный осмотр скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных, содержащихся в личных подсобных хозяйствах. Все меры господдержки граждан, ведущих ЛПХ, связаны с использованием средств федерального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов. Необходимо отметить, что в рассматриваемом Федеральном законе установлено, что для ЛПХ распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств). Больше чем половина таких сельскохозяйственных продуктов, как картофель, овощи, фрукты, мясо,

5 Решение Президента РФ от 07.06.1996 № 819 «О государственной поддержке садоводов, овощеводов и владельцев личных подсобных хозяйств»,

6 Налоговый кодекс РФ ч.1 (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ п. 13 ч.1 ст. 217 (ред. от 06.06.2019) п.13 части первой ст. 217.

Закон Российской Федерации «О плате за землю» ст. 6 и 8 8 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881. (п 2 ст. 7)

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 11(179)

молоко производят в ЛПХ, и поэтому у них есть государственная поддержка в пропорции к доле поддержки сельского хозяйства.

Оказание помощи в развитии ЛПХ является приоритетной задачей России. Для этого предоставляются различные субсидии, гранты и льготные кредитования. Субсидии на ЛПХ - способ оказания помощи людям, имеющее ЛПХ, которая состоит в выделении денежных средств. Эта программа действует с 2013 и будет работать до 2020. Главные цели программы: увеличение доходности сельского хозяйства; развитие ненужных, деградированных, заброшенных земель; частичное или полное возмещение затрат на покупку сельскохозяйственных животных, оборудования, техники, элитных семян и т.д.; производство естественных экологически чистых продуктов; развитие предприятий в сельских населенных пунктах; рост конкурентоспособности российских продуктов на мировом рынке; замещение импортной продукции. В 2019 государство ассигновало 240 миллиардов рублей для помощи в развитии сельского хозяйства[10]

Чтобы получить средства для поддержания ЛПХ, необходимо представить заявку на участие в конкурсе в администрации вашего населенного пункта. Необходимо предоставить следующие документы на конкурс: заявление на участие в конкурсе; анкета, заполненная участником конкурса; копия паспорта гражданина РФ; подробный бизнес-план; копия диплома о среднем или высшем образовании или копия документа об окончании сельскохозяйственных курсов; копия трудовой книжки, трудовой стаж в сельскохозяйственном производстве должен быть больше 3-х лет; выписка из Государственного реестра Индивидуальных предпринимателей; документы о поголовье домашних животных, земельной площади а также документ о кадастровом номере и учете земельного участка; соглашение по продажам продукта, по крайней мере, на 30 тысячах рублей; банковская выписка, где на счете должно быть не меньше чем 10% необходимой суммы; справка о существовании живности, сельскохозяйственного оборудования, оборудования и транспорта; письменная характеристика претендента; согласие на обработку персональных данных.

Средства могут быть потрачены на покупку: коров, коз, кур и других животных и также их содержания; на искусственном оплодотворении КРС; на строительстве мини-ферм; на развитии технологий а также на модернизации и приобретении сельскохозяйственной техники; на приобретении топлива, запасных частей, гербицидов, минеральных удобрений и других средств для обработки земли, ветеринарных лекарственных препаратов, и т.д.

Государственные органы территориальных субъектов Рос Библиография:

сийской Федерации и местные органы власти при принятии бюджетов также разрабатывают и выполняют меры и программы по развитию ЛПХ и социально-экономическому развитию сельских населенных пунктов, определяют форму, размеры и порядок поддержки ЛПХ и сельхозкооперативов и других организаций, обслуживающих их.

Согласно ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [4] вместо государственной регистрации ЛПХ, их учет должен осуществляться в похозяйственных книгах. Порядок ведения таких книг определяет Правительства РФ.

Граждане, ведущие ЛПХ, не имеющие другое постоянное место работы не могут оформить пенсию. Согласно рассматриваемого Федерального закона такие граждане имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию[4]. Данная норма соответствует положению абзаца второго п. 1 ст. 29 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», согласно которого граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять плату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другого гражданина, за которого не осуществляется уплата страховых взносов.

Форма пенсионной книжки застрахованного гражданина и порядок ее заполнения одобрена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.04.2003 г № 49 п.

Минимальный размер платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не может быть менее 150 рублей в месяц и считается обязательным для уплаты [5].

В заключении отметим, что законодатель не придавал значения правовому регулированию деятельности лиц, которые занимаются содержанием ЛПХ. Казалось бы, что решение этого вопроса уже давно назрело, поскольку возникла необходимость урегулирования отношений собственников ЛПХ с сельхоз предприятиями, индивидуальными предпринимателями и другими гражданами при реализации, переработке продукции животноводства и растениеводства, обслуживании и т.д. - отношений граждан, осуществляющих ЛПХ, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также внутренних отношений между лицами, осуществляющими деятельность по содержанию ЛПХ. Решение проблем, стоящих перед гражданами, осуществляющими подсобные хозяйства, становится сегодня актуальным, поскольку сохраняется тенденция к снижению производства сельхозпродукции и повышению роли ЛПХ в жизни почти трети части населения России.

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Известия, 1996. — 64 с. ст. 34

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) п.1 и 2 ст. 245 и п. 1 и 3 ст.252

3. Налоговый кодекс РФ ч.1 (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ п. 13 ч.1 ст. 217 (ред. от 06.06.2019) п. 13 части первой ст. 217.

4. ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881. ( ст.9).

5. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» . п. 3 ст. 28

6. Закон РФ «О плате за землю» ст. 6 и 8

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделках с ней»

8. Решение Президента РФ от 07.06.1996 № 819 «О государственной поддержке садоводов, овощеводов и владельцев личных подсобных хозяйств»

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 23), ФЗ «О личном подсобном хозяйстве.(п. 2 ст. 3) ФЗ РФ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ//СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2881.

10. Бакирова Р.Т. Правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств: Дис. канд. юрид. наук : 12.00.06 Оренбург, 2006 214 с. РГБ ОД, 61:06-12/1692

11. Быстров Г.Е. Правовое обеспечение развития личных подсобных хозяйств М.: ВЮЗИ 1990. С. 16.

12. Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М.: Наука, 1990. С. 14-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.