Научная статья на тему 'НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ'

НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
КНР / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секретарева К.Н.

По мере роста популярности интернета и электронной торговли, китайские площадки электронной коммерции стали крупнейшими в мире, и продолжаютдемонстрировать стремительный рост своих масштабов. Однако в Китае до сих пор отсутствует системная налоговая политика в области e-commerce, что приводит к серьезным налоговым потерям.Огромный рынок электронной коммерции представляет собой и вызовы и возможности для китайских потребителей, предприятий, правительства и государственной налоговой администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE E-COMMERSE TAXATION

As the popularity of the Internet and e-commerce has grown, Chinese e-commerce platforms have become the largest in the world and continue to grow rapidly. However, China still lacks a systemic tax policy in the field of e-commerce, which leads to serious tax losses. The huge e-commerce market presents both challenges and opportunities for Chinese consumers, businesses, government and the state tax administration.

Текст научной работы на тему «НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ»

НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ

Секретарева К.Н.,

студент, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия E-mail: info@fgp.msu.ru Научный руководитель профессор Науменко Т.В. E-mail: info@fgp.msu.ru

Аннотация.По мере роста популярности интернета и электронной торговли, китайские площадки электронной коммерции стали крупнейшими в мире, и продолжаютдемонстрировать стремительный рост своих масштабов. Однако в Китае до сих пор отсутствует системная налоговая политика в области e-commerce, что приводит к серьезным налоговым потерям.Огромный рынок электронной коммерции представляет собой и вызовы и возможности для китайских потребителей, предприятий, правительства и государственной налоговой администрации.

Ключевые слова: КНР, электронная коммерция, налогообложение, онлайн-торговля, киберпространство

CHINESE E-COMMERSE TAXATION

K.N. Secretareva,

student,Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia

E-mail: info@fgp.msu.ru Supervisor Professor Naumenko T.V. E-mail: info@fgp.msu.ru

Annotation. As the popularity of the Internet and e-commerce has grown, Chinese e-commerce platforms have become the largest in the world and continue to grow rapidly. However, China still lacks a systemic tax policy in the field of e-commerce, which leads to serious tax losses. The huge e-commerce market presents both challenges and opportunities for Chinese consumers, businesses, government and the state tax administration.

Keywords: PRC, e-commerce, taxation, online commerce, cyberspace Китай является одной из ведущих В

стран в мире, где онлаин-магазины и электронный бизнес быстро расширяются и становятся частью повседневной жизни миллионов простых людей[4].11 ноября 2017 года, в так называемый «день всемирного шоппинга» в Китае, объем продаж группы Alibaba и глобального интернет-магазина покупок JD.com достиг рекордного уровня -253,97 млрд юаней всего за 1 день, что эквивалентно 32,56 млрд евро, а онлайн-продажи через мобильные телефоны составили 8,7% от общего объема. Объем продаж в этот единственный день превысил годовой ВВП Исландии и Камеруна. 1

[Электронный ресурс]

http://szb. dlxww. com/dlrb/html/2017-11/13/content_1400726.htm?div=-1 (датаобращения 21.03.20)

2017. URL:

связи со стремительным расширением электронного бизнеса и электронной торговли на крупнейшем в мире электронном рынке также появились некоторые новые проблемы. Например, уклонение от уплаты налогов, поскольку нет способа эффективно отслеживать и управлять электронной коммерческой деятельностью. Ускоренный обмен товарами и резко увеличивающийся объем продаж в киберпространстве сделали традиционные методы сбора налогов и налогового администрирования несовместимыми с электронным финансовым веком. Более того, электронные покупки давно перешли национальные границы.

«Всемирный день шоппинга» в киберпространстве проводится не только в пределах физической китайской границы; скорее, он превратился в транснациональный культурно-экономический этно-пейзаж,

[7]сплетающий взаимосвязанную

коммерческую деятельность. Это

расширяющееся китайское этно-пространство

внутри и за пределами Китая создало также «электронный этно-пейзаж», способствующий экономическому онлайн-обмену между китайцами во всем мире. Например, большое количество иностранных студентов и специалистов из Китая взяли на себя роль агентов на комиссионной основе, продавая зарубежные товары материкового Китая через киберпространство.

Процветающий мир электронных покупок и электронной коммерции, с одной стороны, значительно облегчил деловые и экономические связи в Китае, и сделал покупкупотребительских товаров гораздо проще и эффективнее. Однако, с другой стороны, это также вызывает проблемы в административном надзоре за нематериальной экономической и коммерческой

деятельностью. Исходя из предположений ТианаВана, члена Национального народного конгресса, ежегодные убытки от налогов, связанных с онлайн-покупками и бизнесом в Китае, оцениваются в более чем 100 млрд. юаней в год, что эквивалентно 12,8 млрд. евро1.

На самом деле, многие онлайн-компании не хотят предоставлять какие-либо квитанции или счета, что делает режимы налогообложения и социального обеспечения в Китае бессильными в связи с этой новой формой коммерческой деятельности. Исследовательский отчет о налогообложении электронного бизнеса, представленный Исследовательским центром по налогам и праву Центрального финансово-

экономического университета в Китае, показывает, что уклонение от уплаты налогов в электронном бизнесе в основном происходило в поле С2С. Рынки «клиент-клиент» (С2С) предоставляют инновационный способ, позволяющий клиентам

взаимодействовать друг с другом. Традиционные рынки требуют

взаимоотношений между бизнесом и клиентами, при которых клиент обращается к бизнесу, чтобы купить продукт или услугу. На рынке клиент-клиент бизнес создает среду, в которой клиенты могут продавать товары или

: едёшште - «щ

2013. [Электронный pecypc]URL: http://tech. sina. com. cn/i/2013-03-06/02598116181.shtml (дата обращения 16.03.20)

услуги друг другу.2 Напротив, в сфере В2С (термин В2С относится к обмену электронной коммерцией, который происходит между предприятиями и потребителями)наблюдается обратная ситуация. Крупнейшие электронные компании, такие как ^аптао, Jingdong и Suning, регулярно платили налоги в соответствии с действующим

законодательством.

В 2015 году в области электронного бизнеса С2С было недоплачено, по оценкам, от 43,66 млрд. юаней до 61,433 млрд. юаней, а в 2016 году невыплаченные налоги составили от 53,153 млрд. юаней до 74,792 млрд. юаней, в 2018 году превысили 100 млрд. юаней.[5]

Участник конгресса, Тянь Ван, предложил предварительный проект закона о налогообложении электронного бизнеса, направленный на надзор за процветающей, однако бесконтрольной, сфере онлайн-бизнеса. В этом предложении он описал основные проблемы, возникающие в результате онлайн-торговли. Во-первых, возникла

недобросовестная конкуренция между сетевой и внешней коммерцией, поскольку первые могут легко уклоняться от обязательств по уплате налогов, а вторые должны платить налоги в соответствии с законом. Во-вторых, эндемичный уровень уклонения от уплаты налогов в онлайн-торговле приводит к огромным потерям в доходах региона от налогов (например, темпы роста государственных доходов в Китае снизились на 19% в первой половине 2013 года). В-третьих, это событие ослабило осознание соблюдения закона, снижая осведомленность граждан о налоговых платежах.3

Кроме того, он сравнивает операционные затраты и налоговое бремя электронных и физических хозяйствующих субъектов, подчеркивая, что традиционные компании должны нести сравнительно более высокие затраты на арендную плату и счета за

2CustomertoCustomer - C2C, 2019. [Электронный pecypc]URL:

https://www.investopedia.eom/terms/c/ctoc.as p (дата обращения 16.03.20) 3 Proposal for a draft law on tax collection for e-commerce. The China Electronic Commerce Research Institute, 2013. [Электронный ресурс]Ц^:

http://b2b.toocle.com/detail-6086810.html(дата обращения 16.03.20)

воду, электричество и газ, а также на обучение своей рабочей силы. Между тем, те же затраты для онлайн-компаний чрезвычайно низки. Масштаб операций с различными типами компаний приводит к различным налоговым нагрузкам. Интернет-магазины в основном работают в форме мелкой розничной торговли, поэтому они должны платить только сравнительно низкий налог на добавленную стоимость в размере 3% от объема продаж. Крупные реальные магазины должны платить налог на добавленную стоимость в размере 17%.1

Большое количество мелких розничных торговцев и кооперативных розничных торговцев работают в интернет-магазинах, и этот крайне децентрализованный и фрагментированный режим онлайн-покупок делает сбор налогов сложной задачей для государственного налогового режима. Новые платформы онлайн-торговли, в качестве организованных и связанных с ними органов для интернет-фирм, могут взять на себя задачу по сбору налогов с небольших онлайн-магазинов и трейдеров. Электронный счет распространяется на протокольную деятельность в Интернете, регулирующую экономическое поведение в

киберпространстве2.

Быстрое расширение электронной коммерции и отставание в эффективных методах налогового администрирования и регулирования отражают дилеммы

современных государств. Существование государственных и общественных финансов и, в частности, функции государств всеобщего благосостояния в подавляющем большинстве случаев зависят от их способности взимать налоги и социальные отчисления. Электронная коммерция подрывает источник в виде налогов, скрытым образом сократив добывающую способность государства. Отсутствие точных статистических данных о налоговых потерях в виртуальных пространствах усугубляет проблемы «уменьшения государственной власти» в

1Proposal for a draft law on tax collection for e-commerce. The China Electronic Commerce Research Institute, 2013. [Электронный ресурс] URL:

http://b2b.toocle.com/detail-6086810.html(>aTa обращения 16.03.20) 2Тамже.

электронную эпоху, делая «математическую управляемость» иллюзорной.

Для КНР существуют четыре области для политических действий. Это:

1) Продолжение участия в Международном налоговом форуме;

2) Принятие односторонних мер;

3) Совершенствование системы налоговой регистрации для учета необлагаемых налогом транзакций между потребителями;

4) Укрепление и наращивание потенциала налоговой администрации.

Что касается третьего пункта, КНР является одной из немногих стран, применяющих НДС для большинства финансовых услуг и операций с недвижимостью. Тем не менее, остаются проблемы, такие как достижение правильного баланса в эффективности и результативности сбора налогов. Например, в КНР в 2016 году был отменен порог освобождения от НДС для трансграничного импорта электронной торговли, что означает, что небольшие транзакции облагаются налогом, даже если налоговые поступления упали ниже стоимости сбора. Это приводит к возможности дополнительных исследований. [8]

Государству нужны инновационные и эффективные методы отслеживания коммерческой и деловой активности, чтобы избежать повсеместного уклонения от уплаты налогов в киберпространстве. В противном случае уменьшение налоговых поступлений рано или поздно будет отражено в области социальной защиты и социального обеспечения, поскольку многие программы, социальные услуги, формы социальной помощи, как в городских, так и в сельских районах напрямую финансируются за счет государственных доходов. [6] Снижение налогодобывающей способности государства неизбежно приведет к ослаблению способности государства всеобщего благосостояния предоставлять социальные услуги своим гражданам.

Литература:

[1] Ильин И.В., Науменко Т.В. Исследование глобальных процессов как важнейшая задача современной науки // Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. N0 5. С. 4-6.

[2] Науменко Т. В, Ларина Ю. М. НЕЙРОЭТИКА И ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

// Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика, издательство. Изд -во Моск. ун-та (М.), № 18(1), с. 29-40

[3]Флегонтова Т. А. Цифровая экономика для устойчивого экономического роста регулирование электронной коммерции в КНР: риски и возможности для международного сотрудничества // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. №4.

[4]J. Yu, Q. Wang, K.-T. Ling. E-shops spatial distribution rule: A case study of Taobao net. // Economic Geography, 2012.

- №30(8), 1248-1254 p.

[5]Liu T., Wang Ch. Intangible welfare? The new economy and social policy in China // Journal of Asian Public Policy. - 2019. -№12 - 90 p.

[6]Liu T., Sun L. Urban social assistance in China: Transnational diffusion and national interpretation // Journal of Current Chinese Affairs. - 2017. - № 45(2) - 37 p.

[7]Pries, L. TransnationalesozialeRaume. Theoretisch-empirischeSkizze am Beispiel der Arbeitswanderungen Mexico-USA // ZeitschriftfurSoziologie. - 1996. - № 25(6)

- 468 p.

[8]Terada-Hagiwara A., K. Gonzales J. Wang. Taxation Challenges in a Digital Economy — The Case of the People's Republic of China // Asian Development Bank Brief Series. - 2019. - №.108 - 94 p.

[9]Науменко Т.В. Научная методология как фактор преодоления парадигмального кризиса / Экономика и управление: проблемы, решения. 2014, №4. С.3.

[10]Науменко Т.В. Специфика маркетинговой деятельности благотворительных фондов/ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т.18. №1. С. 166-177.

[11]Науменко Т.В., Гринюк А.И. Проблема модели экономического человека в современном научном пространстве/ Проблемы современной экономики.2016. №3 (59). С. 39-42.

[12]Мысляева И.Н., Науменко Т.В. Межбюджетные отношения в системе

мер государственной региональной политики / Регион: Экономика и Социология. 2017. №4 (96). С. 72-96.

[13] .Богомолов А.И. Хроноэкономика. Издательство "Креативная экономика" Москва, 2018.

[14].Богомолов А.И., Невежин В.П.

Время деньги или время как мировая валюта В книге: УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СИСТЕМ МЬ8Б'2019 Материалы двенадцатой международной конференции Научное электронное издание. Под общей ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. 2019. С. 478-479.

[15].Науменко Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в системе современной экономики/ Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. №3 (15). С. 171 -176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.