УДК: 339.543.3
НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННООИ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ
Секретарёва К.Н., студент
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
E-mail: info@fgp.msu.ru
Аннотация.По мере роста популярности интернета и электронной торговли, китайские площадки электронной коммерции стали крупнейшими в мире, и продолжаютдемонстрировать стремительный рост своих масштабов. Однако в Китае до сих пор отсутствует системная налоговая политика в области ecommerce, что приводит к серьезным налоговым потерям. Огромный рынок электронной коммерции представляет собой и вызовы, и возможности для китайских потребителей, предприятий, правительства и государственной налоговой администрации.
Ключевые слова: КНР, электронная коммерция, налогообложение, онлайн-торговля, киберпространство
CHINTSE E-COMMERCE TAXATION
K.N. Secretareva, student
Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia E-mail: info@fgp.msu.ru
Annotation. As the popularity of the Internet and e-commerce has grown, Chinese e-commerce platforms have become the largest in the world and continue to grow rapidly. However, China still lacks a systemic tax policy in the field of ecommerce, which leads to serious tax losses. The huge e-commerce market presents both challenges and opportunities for Chinese consumers, businesses, government and the state tax administration.
Keywords: PRC, e-commerce, taxation, online commerce, cyberspace
ВВЕДЕНИЕ
Китай является одной из ведущих стран в мире, где онлайн-магазины и электронный бизнес быстро расширяются и становятся частью повседневной жизни миллионов простых людей[4].11 ноября 2017 года, в так называемый «день всемирного шоппинга» в Китае, объем продаж группы Alibaba и глобального интернет-магазина покупок JD.com достиг рекордного уровня - 253,97 млрд юаней всего за 1 день, что эквивалентно 32,56 млрд евро, а онлайн-продажи через мобильные телефоны составили 8,7% от общего объема. Объем продаж в этот единственный день превысил годовой ВВП Исландии и Камеруна9.
В связи со стремительным расширением электронного бизнеса и электронной торговли на крупнейшем в мире электронном рынке также появились некоторые новые проблемы. Например, уклонение от уплаты налогов, поскольку нет способа эффективно отслеживать и управлять электронной коммерческой
деятельностью. Ускоренный обмен товарами и резко увеличивающийся объем продаж в киберпространстве сделали традиционные методы сбора налогов и налогового администрирования несовместимыми с электронным финансовым веком. Более того, электронные покупки давно перешли национальные границы. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
«Всемирный день шоппинга» в киберпространстве проводится не только в пределах физической китайской границы; скорее, он превратился в транснациональный культурно-экономический этно-пейзаж [7], сплетающий взаимосвязанную коммерческую деятельность. Это расширяющееся китайское этно-пространство внутри и за пределами Китая создало также «электронный этно-пейзаж», способствующий экономическому онлайн-обмену между китайцами во всем мире. Например, большое количество иностранных студентов и специалистов из Китая взяли на себя
9 2017. URL:
http://szb.dlxww.com/ (датаобращения 21.03.20)
роль агентов на комиссионном основе, продавая зарубежные товары материкового Китая через киберпространство.
Процветающий мир электронных покупок и электронной коммерции, с одной стороны, значительно облегчил деловые и экономические связи в Китае, и сделал покупкупотребительских товаров гораздо проще и эффективнее. Однако, с другой стороны, это также вызывает проблемы в административном надзоре за нематериальной экономической и коммерческой деятельностью. Исходя из предположений ТианаВана, члена Национального народного конгресса, ежегодные убытки от налогов, связанных с онлайн-покупками и бизнесом в Китае, оцениваются в более чем 100 млрд. юаней в год, что эквивалентно 12,8 млрд. евро10.
На самом деле, многие онлайн-компании не хотят предоставлять какие-либо квитанции или счета, что делает режимы налогообложения и социального обеспечения в Китае бессильными в связи с этой новой формой коммерческой деятельности. Исследовательский отчет о налогообложении электронного бизнеса, представленный Исследовательским центром по налогам и праву Центрального финансово -экономического университета в Китае, показывает, что уклонение от уплаты налогов в электронном бизнесе в основном происходило в поле С2С. Рынки «клиент-клиент» (С2С) предоставляют инновационный способ, позволяющий клиентам взаимодействовать друг с другом. Традиционные рынки требуют взаимоотношений между бизнесом и клиентами, при которых клиент обращается к бизнесу, чтобы купить продукт или услугу. На рынке клиент-клиент бизнес создает среду, в которой клиенты могут продавать товары или услуги друг другу11. Напротив, в сфере В2С (термин В2С относится к обмену электронной коммерцией, который происходит между предприятиями и
10 ША.ШШ-Ш : -
ШШШ, 2013. URL: http://tech.sina.com.cn/i/2013-03-06/02598116181.shtml (дата обращения 16.03.20)
11 CustomertoCustomer - C2C, 2019. URL:
https://www.investopedia.eom/terms/c/ctoc.asp (дата обращения 16.03.20)
потребителями) наблюдается обратная ситуация. Крупнейшие электронные компании, такие как Tianmao, Jingdong и Suning, регулярно платили налоги в соответствии с действующим законодательством.
В 2015 году в области электронного бизнеса C2C было недоплачено, по оценкам, от 43,66 млрд. юаней до 61,433 млрд. юаней, а в 2016 году невыплаченные налоги составили от 53,153 млрд. юаней до 74,792 млрд. юаней, в 2018 году превысили 100 млрд. юаней [5].
Участник конгресса, Тянь Ван, предложил предварительный проект закона о налогообложении электронного бизнеса, направленный на надзор за процветающей, однако бесконтрольной, сфере онлайн-бизнеса. В этом предложении он описал основные проблемы, возникающие в результате онлайн-торговли. Во-первых, возникла недобросовестная конкуренция между сетевой и внешней коммерцией, поскольку первые могут легко уклоняться от обязательств по уплате налогов, а вторые должны платить налоги в соответствии с законом. Во-вторых, эндемичный уровень уклонения от уплаты налогов в онлайн-торговле приводит к огромным потерям в доходах региона от налогов (например, темпы роста государственных доходов в Китае снизились на 19% в первой половине 2013 года). В-третьих, это событие ослабило осознание соблюдения закона, снижая осведомленность граждан о налоговых платежах12.
Кроме того, он сравнивает операционные затраты и налоговое бремя электронных и физических хозяйствующих субъектов, подчеркивая, что традиционные компании должны нести сравнительно более высокие затраты на арендную плату и счета за воду, электричество и газ, а также на обучение своей рабочей силы. Между тем, те же затраты для онлайн-компаний чрезвычайно низки. Масштаб
12 Proposal for a draft law on tax collection for ecommerce. The China Electronic Commerce Research Institute, 2013. URL: http://b2b.toocle.com/detail-6086810.html (дата обращения 16.03.20)
операций с различными типами компаний приводит к различным налоговым нагрузкам. Интернет-магазины в основном работают в форме мелкой розничной торговли, поэтому они должны платить только сравнительно низкий налог на добавленную стоимость в размере 3% от объема продаж. Крупные реальные магазины должны платить налог на добавленную стоимость в размере 17%13.
Большое количество мелких розничных торговцев и кооперативных розничных торговцев работают в интернет-магазинах, и этот крайне децентрализованный и фрагментированный режим онлайн-покупок делает сбор налогов сложной задачей для государственного налогового режима. Новые платформы онлайн-торговли, в качестве организованных и связанных с ними органов для интернет-фирм, могут взять на себя задачу по сбору налогов с небольших онлайн-магазинов и трейдеров. Электронный счет распространяется на протокольную деятельность в Интернете, регулирующую экономическое поведение в киберпространстве14.
Быстрое расширение электронной коммерции и отставание в эффективных методах налогового администрирования и регулирования отражают дилеммы современных государств.
Существование государственных и
общественных финансов и, в частности, функции государств всеобщего благосостояния в подавляющем большинстве случаев зависят от их способности взимать налоги и социальные отчисления. Электронная коммерция подрывает источник в виде налогов, скрытым образом сократив добывающую способность государства. Отсутствие точных статистических данных о налоговых потерях в виртуальных пространствах усугубляет проблемы «уменьшения
государственной власти» в электронную эпоху, делая «математическую управляемость» иллюзорной.
Для КНР существуют четыре области для политических действий. Это:
1) Продолжение участия в Международном налоговом форуме;
2) Принятие односторонних мер;
3) Совершенствование системы налоговой регистрации для учета необлагаемых налогом транзакций между потребителями;
4) Укрепление и наращивание потенциала налоговой администрации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КНР является одной из немногих стран, применяющих НДС для большинства финансовых услуг и операций с недвижимостью. Тем не менее, остаются проблемы, такие как достижение правильного баланса в эффективности и результативности сбора налогов. Например, в КНР в 2016 году был отменен порог освобождения от НДС для трансграничного импорта электронной торговли, что означает, что небольшие транзакции облагаются налогом, даже если налоговые поступления упали ниже стоимости сбора. Это приводит к возможности дополнительных исследований [8].
Государству нужны инновационные и эффективные методы отслеживания
коммерческой и деловой активности, чтобы избежать повсеместного уклонения от уплаты налогов в киберпространстве. В противном случае уменьшение налоговых поступлений рано или поздно будет отражено в области социальной защиты и социального обеспечения, поскольку многие программы, социальные услуги, формы социальной помощи, как в городских, так и в сельских районах напрямую финансируются за счет государственных доходов [6]. Снижение налогодобывающей способности государства неизбежно приведет к ослаблению способности государства всеобщего благосостояния предоставлять социальные услуги своим гражданам.
13
Proposal for a draft law on tax collection for ecommerce. The China Electronic Commerce Research
Institute, 2013. URL: http://b2b.toocle.com/detail-
6086810.html (дата обращения 16.03.20)
14Тамже.
Литература:
[1] Ильин И.В., Науменко Т.В. Исследование глобальных процессов как важнейшая задача современной науки // Экономика и управление: проблемы и решения. 2017. No 5. С. 4-6.
[2] Науменко Т.В., Ларина Ю.М. НЕЙРОЭТИКА И ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика, издательство. Изд-во Моск. ун-та (М.), № 18(1), с. 29-40
[3] Флегонтова Т.А. Цифровая экономика для устойчивого экономического роста регулирование электронной коммерции в КНР: риски и возможности для международного сотрудничества // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. №4.
[4] J. Yu, Q. Wang, K.-T. Ling. E-shops spatial distribution rule: A case study of Taobao net. // Economic Geography, 2012. -№30(8), 1248-1254 p.
[5] Liu T., Wang Ch. Intangible welfare? The new economy and social policy in China// Journal of Asian Public Policy. -2019. - №12 - 90 p.
[6] Liu T., Sun L. Urban social assistance in China: Transnational diffusion and national interpretation // Journal of Current Chinese Affairs. - 2017. - № 45(2) - 37 p.
[7] Pries, L. TransnationalesozialeRaume. Theoretisch-empirischeSkizze am Beispiel der Arbeitswanderungen Mexico-USA // ZeitschriftfurSoziologie. - 1996. - № 25(6) -468 p.
[8] Terada-Hagiwara A., K. Gonzales J. Wang. Taxation Challenges in a Digital Economy — The Case of the People's Republic of China // Asian Development Bank Brief Series. - 2019. - №.108 - 94 p.
[9] Науменко Т.В. Научная методология как фактор преодоления парадигмального кризиса / Экономика и управление: проблемы, решения. 2014, №4. С.3.
[10] Науменко Т.В. Специфика маркетинговой деятельности благотворительных фондов/ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т.18. №1. С. 166-177.
[11] Науменко Т.В., Гринюк А.И. Проблема модели экономического человека в современном научном пространстве/ Проблемы современной экономики.2016. №3 (59). С. 39-42.
[12] Мысляева И.Н., Науменко Т.В. Межбюджетные отношения в системе мер государственной региональной политики / Регион: Экономика и Социология. 2017. №4 (96). С. 72-96.
[13] Науменко Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в системе современной экономики/ Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. №3 (15). С. 171 -176.
[14] Невежин В.П., Богомолов А.И. Ценность информации как фактор информационной безопасности экономики // Мягкие измерения и вычисления. 2018. № 10. С. 32-36
[15] Невежин В.П., Богомолов А.И. Планирование управления ресурсами предприятия в реальном масштабе времени// Хроноэкономика. 2016. № 2 (2). С. 33-37.
[16] Богомолов А.И., Невежин В.П. Информационное воздействие как инструмент дестабилизации финансовых систем конкурентных экономик// Экономика и управление: проблемы, решения. - М.: 2019 № 2 том 3(86). С. 31-35
V V