налоги в хозяйственной деятельности имеют
определяющее значение*
Генерал-майор милиции И.И. КУЧЕРОВ,
заместитель начальника Правового департамента МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
Развитие рыночной экономики с неизбежностью определило свои приоритеты, из которых основополагающими стали налоги и налогообложение. О путях становления «правового» государства в России, проблемах создания налоговой системы размышляет Кучеров Илья Ильич — заместитель начальника правового департамента МВД России, генерал-майор милиции, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук, автор ряда книг о налоговых преступлениях. И. И. Кучеров с 1995 г. работал в Федеральной службе налоговой полиции России, где несколько лет возглавлял юридическое управление. Являясь членом Президентского совета Палаты налоговых консультантов, Илья Ильич был одним из инициаторов разработки законопроекта о налоговом консультировании.
Корр. Илья Ильич, еще лет 15 назад налоги вряд ли занимали умы наших сограждан. За исключением, конечно, специалистов, основательно занимающихся проблемами налогообложения. Одним из них были вы. Движение российской экономики по рыночному руслу поставило свои приоритеты. Сегодня ваше имя неразрывно связано с развитием уголовного и финансового права в России...
В свое время в Советском Союзе господствовала идея безналогового общества, и на одном из высоких партийных съездов даже было принято решение о поэтапной отмене налогов вообще. Предполагалось, что бюджет страны будет формироваться вне налогового механизма, хотя отдельные
* Интервью заместителя начальника Правового департамента МВД России генерал-майора милиции И. И. Кучерова журналу «Милиция» печатается в сокращении.
элементы налогообложения сохранились до самого распада советского государства.
Вы правы, с приходом рынка нашей стране пришлось фактически заново создавать налоговую систему, разрабатывать налоговое право. Я глубоко убежден, и жизненный опыт это подтверждает, что вопрос налогов в хозяйственной деятельности имеет определяющее значение. Поинтересуйтесь у любого предпринимателя, и он в числе самых актуальных проблем, безусловно, назовет вопрос, связанный с уплатой налогов.
Налоговое право в нашей стране динамично развивается. У меня есть возможность сравнить те механизмы, которые были в 1992-1995 гг., с сегодняшними. Мы прошли в общем-то довольно большой и результативный путь: это и Налоговый кодекс, которого раньше страна не имела, и масса международных соглашений по избежанию двойного налогообложения, и создание системы налоговых органов, которых также практически не существовало в советские времена. Постепенно вносились необходимые изменения в отдельные нормативные правовые акты, осуществлялась разработка новых документов, в том числе и такого знакового, как законодательный акт по налоговой амнистии.
Корр. В 1990-е годы налоговая тема была и предметом «интереса» новой государственной структуры — налоговой полиции. О работе ее сотрудников был снят целый популярный сериал на ТВ под названием «Маросейка, 12» с участием таких звезд, как Вера Глаголева и Дмитрий Харатьян. Возможно, одним из прототипов были и вы, Илья Ильич?
С 1992 по 1995 год я, являясь адъюнктом Всероссийского научно-исследовательского института
МВД России, работал над диссертацией по теме «Расследования налоговых преступлений». Необходимость сбора соответствующего материала привела меня в Департамент налоговой полиции, который тогда был только создан как самостоятельный орган государственной власти. Возглавлял его Сергей Николаевич Алмазов. Там судьба свела меня с Валерием Сергеевичем Лесковым, который по прошествии некоторого времени возглавил отдел расследований этого департамента, а позже — следственное управление.
В ходе работы было изучено большое количество новых тогда уголовных дел по налоговым преступлениям, подготовлена первая методика их расследования, которая была разослана во все территориальные органы налоговой полиции.
После защиты диссертации в 1995 году мне было предложено перейти на службу в Следственное управление к тому времени уже Федеральной службы налоговой полиции. Однако когда мой рапорт был представлен на рассмотрение, С. Н. Алмазов порекомендовал начать службу в Институте повышения квалификации руководителей и сотрудников органов налоговой полиции, вскоре преобразованном в Академию налоговой полиции. Тема моего диссертационного исследования очень подходила под тематику преподавания сотрудникам полиции. Так началась моя служба в академии, где за пять лет я прошел путь от преподавателя до начальника кафедры финансового права, валютного и таможенного регулирования.
Корр. Что представляла собой налоговая полиция?
Это был специализированный правоохранительный орган, входящий в систему сил обеспечения экономической безопасности государства, который, прежде всего, отвечал за предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, борьбу с коррупцией в налоговой сфере и обеспечение безопасности деятельности налоговых органов. Именно эти основные задачи были прописаны в Законе «О федеральных органах налоговой полиции».
Корр. А что происходило на кафедре?
Она создавалась с чистого листа. Когда я ее возглавил, на ней не было ни одного сотрудника. За короткое время удалось создать коллектив замечательных единомышленников: профессор Евгений Петрович Андреев (ныне покойный),
Ольга Евгеньевна Царева, профессора Ольга Николаевна Горбунова, Константин Степанович Бельский... Среди финансово-правовых кафедр эта кафедра считалась далеко не последней. Готовили сотрудников полиции по специализации «правовое обеспечение финансовой деятельности». Читали специализированные курсы по бюджетному и налоговому праву, налоговому праву зарубежных стран, правовому регулированию рынка ценных бумаг, валютному и банковскому праву.
Расстался я с кафедрой в связи с переходом в аппарат Правительства — в Департамент по связям с Федеральным собранием Российской Федерации.
По прошествии некоторого времени вновь вернулся в ФСНП России на должность заместителя начальника Главного следственного управления. С учетом того, что мной уже была защищена докторская диссертация по теме «Криминологические уголовно-правовые проблемы налоговой преступности». Позже был назначен начальником Правового управления ФСНП России, и в этой должности находился до упразднения Службы. Следует сказать, что на тот момент ее возглавлял Михаил Ефимович Фрадков.
Корр. Каковы были «громкие» дела тех лет?
Показательно в этом плане дело по иску «Токобанка» о признании недействительным решения налоговой полиции о взыскании доначисленного налога на добавленную стоимость, отмененного ныне спецналога и штрафных санкций со ссылкой на то, что операции, связанные с обращением иностранной валюты, не должны облагаться указанными налогами. Деньги с «Токобанка» причитались немалые — почти 4,3 млн долларов и около 5 млрд рублей.
Начало было обнадеживающим — в суде первой инстанции банкирам в иске было отказано, и после кассации решение ФСНП оставили без изменений. Тем не менее по жалобе банка был принесен протест. И разгорелся жаркий спор, главным арбитром в котором выступил Президиум ВАС России. На основании законов и представленных документов он, тщательно проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что поскольку деятельность банка в сделках по купле-продаже валюты, по сути, является посреднической, он не вправе пользоваться вожделенными налоговыми льготами. Президиум ВАС России не нашел оснований для удовлетворения протеста «Токобанка». В итоге в бюджет государства была возвращена значительная сумма.
- 15
Корр. Илья Ильич, вы одним из первых в стране попытались «препарировать» новый вид уголовно наказуемого деяния. Вами была составлена криминологическая характеристика налоговой преступности, проведен анализ ее взаимосвязей с другими общественно опасными проявлениями в экономической сфере...
К их числу прежде всего относится теневая экономика и сопровождающая ее легализация преступно нажитых доходов, незаконный вывоз капитала за рубеж и коррупция. Причем стремление уклониться от уплаты налогов и является главным мотивом ухода предпринимателей в теневой сектор экономики, а легализация и вывоз в значительном числе случаев связаны со средствами, выведенными из-под налогообложения. По итогам опроса, проведенного Российским экспертным институтом, на вопрос о том, что может спасти страну от криминализации экономики, 54 процента респондентов ответили: коренная реформа налоговой системы.
Теневая экономика находится вне сферы деятельности правоохранительной и судебной системы, она опирается на «неформальные» механизмы, обеспечивающие выполнение контрактов, и структуры организованной преступности.
В организованной экономической преступности происходят серьезные качественные сдвиги, идет процесс чрезвычайно быстрого ее приспособления к происходящим политическим и экономическим преобразованиям. Организованная преступность внедряется именно в те сферы, которые наименее защищены в правовом отношении, где наименее разработан механизм государственного регулирования.
Сущность организованной преступной деятельности в сфере экономики составляет процесс обращения криминального капитала в легальной и теневой экономике с вовлечением в него значительных людских и материальных ресурсов. Организованная преступность по сути развернула широкое наступление на экономику, рассматривая налогооблагаемую базу государства как сферу собственного влияния, посягая на ее честь.
К негативным тенденциям, характеризующим состояние налоговой сферы, наряду с ростом объемов незаконного вывоза капиталов за границу и сокрытием доходов от налогообложения относятся также усиление влияния криминальных группировок на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, сращивание общеуголовной и налоговой преступности. Необходимо отметить, что проблема борьбы с легализацией средств, получен-
16 -
ных налоговыми преступниками, является не менее острой, чем проблема борьбы с отмыванием доходов от проституции, торговли оружием, наркотиками, другими видами преступной деятельности.
Нельзя обойти вниманием и еще одну проблему, которая также в определенной степени связана с налоговой преступностью. Речь идет о коррупции в сфере экономики, которая достигла огромных масштабов. По расчетам специалистов британской консалтинговой группы Control Risks, к сумме любого заключенного контракта в России приходится добавлять около половины объема его оценочной стоимости на взятки чиновникам, отвечающим за оформление необходимых документов. После этого, по мнению британских аналитиков, становится возможным все...
Корр. Уголовно наказуемые деяния в сфере налогообложения относятся к категории «интеллектуальных» преступлений. Успешная борьба с ними невозможна без всестороннего анализа образа мышления и личности злостных нарушителей налогового законодательства. Знаю, что вами проводились исследования и в этом направлении. Итак, кто же он — налоговый преступник?
По преимуществу налоговыми преступниками являются мужчины. Это обусловлено тем, что среди руководителей предприятий они составляют большинство. В то же время удельный вес женщин-преступниц тоже достаточно велик, он почти вдвое превышает среднестатистические показатели. Среди лиц, совершающих налоговые преступления, представительницы лучшей половины человечества традиционно занимают должности, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности.
Средний возраст злостных неплательщиков налогов достаточно высок — под сорок. Виновные в совершении преступлений моложе 20 лет практически не встречаются, хотя по уголовным делам других категорий доля несовершеннолетних составляет 13 процентов. Это объясняется тем, что молодые люди не имеют соответствующего образования, жизненного опыта, деловых связей и денежных средств, а следовательно, и возможности занять в организации руководящую должность или связанную с ведением бухгалтерского учета и отчетности. Социально-групповая распространенность характеризуется вовлечением в налоговую преступность преимущественно предпринимателей. Крайне редко налоговые преступления совершаются представителями иных социальных групп.
Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем. Интеллектуальный характер налоговых преступлений нашел наиболее четкое отображение именно в этом показателе, поскольку число лиц с высшим образованием среди всех, совершивших другие преступления, составляет всего 4 процента. Отмечается обстоятельство, что в большинстве случаев обвиняемые имеют высокий уровень образования, обладают достаточными знаниями в области права и экономики, способны весьма точно оценить силу предъявляемых на допросах доказательств и используют различные ухищрения, позволяющие избежать уголовной ответственности. Высока криминальная активность налоговых преступников. Прежде всего, она проявляется в продолжаемом характере преступной деятельности и его многоэпизодности. Как правило, налоговые преступления совершаются на протяжении длительного (от года и более) времени и охватывают несколько периодов и объектов налогообложения.
Достаточно стабильно семейное положение налоговых уклонистов. Например, среди мужчин число состоящих в браке составляет 78 процентов. У женщин этот показатель гораздо ниже. Кстати, наибольших успехов в бизнесе достигают женщины, которые не обременены семьей. Уклонение от уплаты налогов используется ими как одно из средств достижения поставленных целей. Из общего числа лиц как состоящих в браке, так и холостых, на момент совершения преступлений несовершеннолетних детей имели почти половина.
Налоговые преступники отличаются высоким уровнем материального благосостояния, что весьма типично для предпринимателей. В определенной степени это подтверждается также усредненным показателем суммы ущерба, причиняемого государству в результате совершения одного налогового преступления. Значительная часть сокрытых от налогообложения средств обращалась преступниками в личную собственность. Налоговый преступник по преимуществу горожанин. Селян совсем немного. Прямая зависимость увеличения числа налоговых преступников пропорционально размерам городов, в которых они проживали, не усматривается.
Групповые преступления составляют менее 10 процентов от общего числа. Однако для совершения налоговых преступлений нетипично создание больших преступных групп. Обычно число участников совершения преступлений не превышает
нескольких человек. Ими, как правило, является руководитель и главный бухгалтер организации. Преступный сговор между ними позволяет использовать различные способы сокрытия объектов налогообложения и вносить ложную информацию в любые документы бухгалтерского учета и отчетности. В роли соучастников в ряде случаев выступали заместители руководителя, кассиры, кладовщики, товароведы. С учетом их интеллектуального уровня, продуманности преступных действий и распределения ролей при совершении и маскировке налоговых преступлений степень их организованности можно оценить как достаточно высокую.
Корр. На базе упраздненной ФСНП была создана Служба по контролю за оборотом наркотиков. Вы же перешли в МВД.
Мой переход был обусловлен необходимостью создания в системе МВД подразделений по налоговым преступлениям, так называемой налоговой милиции. Это было новое направление для МВД, новая тематика. Под правовое обеспечение этой линии я и был приглашен. Кстати сказать, когда ФСНП была упразднена, нами был разработан Федеральный закон № 86, который содержал ряд переходных положений, определяющих порядок увольнения бывших сотрудников полиции, их социальное обеспечение. Справедливости ради следует сказать, что с первого раза нам не удалось снять все проблемы, поэтому по прошествии года в законодательство были внесены соответствующие изменения.
Корр. Что из намеченного удалось реализовать в МВД?
На сегодняшний момент подразделение по налоговым преступлениям имеет необходимую правовую базу. Удалось внести соответствующие изменения в законы «О милиции», «О банках и банковской деятельности», другие нормативные правовые акты. Были разработаны положения о Главном управлении по налоговым преступлениям, о Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД. Милиция была вписана в институт налоговой тайны. Были также разработаны совместные приказы с Налоговой службой, определяющие порядок осуществления проверок финансово-хозяйственной деятельности, т. е. те нормативные правовые акты, которые ранее в МВД отсутствовали.
Корр. Как на практике осуществляется их применение?
Какое-то время оперативные подразделения пытались работать в прежнем режиме, больше руководствуясь положениями Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Насколько мне известно, сейчас в большинстве подразделений сотрудники подчиняют свои действия требованиям новых приказов, определяющих порядок проверок налогоплательщиков органами внутренних дел, алгоритм взаимодействия органов внутренних и налоговых органов в ходе проведения проверок, а также порядок обмена информацией.
Корр. Вы являетесь известным ученым в области налогового права, преподаете на кафедре Всероссийской государственной налоговой академии, ваши исследования давно стали учебниками для студентов.
С удовлетворением хочется отметить завершение своеобразной налоговой трилогии: «Налоговое право России», «Налоговое право зарубежных стран», «Международное налоговое право». Идея их написания родилась давно и только недавно последняя книга была издана. Писались они на основе материалов, которые были собраны в том числе в период, когда я обучался в Канаде и Финляндии. Кроме того, есть ряд книг, изданных совместно, в том числе в соавторстве с доктором юридических наук Иваном Николаевичем Соловьевым. Они
посвящены деятельности милиции в части выявления и пресечения налоговых преступлений и правонарушений.
Корр. Какие профессиональные проблемы для вас наиболее актуальны?
По роду своих обязанностей я курирую Гражданско-правовое управление Правового департамента МВД России. Здесь и отдел финансового и социального законодательства, хозяйственного законодательства, судебно-правовой защиты. Ежегодно мы отмечаем существенное увеличение числа исков, предъявляемых к Министерству внутренних дел. И хотя это порядком прибавляет нам работы, на мой взгляд, все же является результатом того, что граждане все активнее используют судебные механизмы для защиты своих интересов. Ведь мы держим курс на правовое государство.
По-прежнему очень актуальна проблема жилья для сотрудников милиции. С принятием Жилищного кодекса Закон «О милиции» перестал ему соответствовать по многим позициям. Нами была инициирована разработка соответствующего закона, который предусматривал бы возможность предоставления жилья сотрудникам милиции на основе социального найма, предоставления субсидий из фонда Российской Федерации, но на сегодняшний момент этот закон все еще пребывает в стадии согласования. А это значит, что не решена судьба более 100 тысяч очередников.
Не успели оформить
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621 -69-49, (495) 621-91-90
Http://www.financepress.ru E-mail: [email protected]