Налоги — тормоз экономики
Главный резерв снижения издержек производства и роста производительности труда — совершенствование налоговой системы.
Константин Бабкин объяснил, почему не будет переносить производство тракторов из Канады в Россию.
PHOTOXPRESS
Михаил АБРАМОВ,
к.т.н., вице-прези-дентэкспертно-аналитического центра «Модернизация»
Почему в России невыгодно производить комбайны
23 сентября в Усть-Лабинске на совещании по вопросам сельского хозяйства президент Владимир Путин предложил Константину Бабкину, совладельцу завода «Рост-сельмаш» и тракторного завода в Виннипеге (Канада) подготовить записку с разъяснением причин, по которым производство тракторов не переносят из Канады в Россию. Такую записку Константин Бабкин направил президенту 2 октября.
Небольшие выдержки из этого документа:
1. Оплата труда в России примерно на 30% ниже, но с 2002 по 2012 год она выросла на 472% (21,1°% в год), а в Канаде — на 30% (2% в год).
2. Средняя ставка по кредитам в 2012 году для завода «Ростсельмаш» составила 11,75%; в Канаде — 2,3%. В 2012 году выплаты по кредитам завода в Канаде составили $3,5 млн, в России надо было бы заплатить $17,9 млн.
3. Газ. В России кубометр газа для предприятий пока дешевле в 2,28 раза. В Южном федеральном округе он составляет 4,594 руб., в Канаде — 10,461 руб. ($0,33). Но мы Канаду по тарифам быстро догоняем.
В Канаде гораздо лучше условия ведения бизнеса по сравнению с Россией.-
4. Электроэнергия. Тарифы на поставку электроэнергии в Канаде для крупных промышленных предприятий составляют в среднем 1,7 руб./кВт ($0,055). В России тариф в 2,2 раза выше — 3,7 рубля.
5. Потери на грузоперевозках связаны с более высокой (на 5%) ценой на топливо в России, с более вы-
На фото: произ- сокими ценами на перевозку продукции грузовыми водство трак- тралами (низкорамными платформами для нестандарт-торов Versatile- ных грузов), используемыми заводами сельхозмашино-Ростсельмаш. строения (в России — в среднем 60 руб./км, или $1,92;
в Канаде — 39,4 руб./км, или $1,25), и ростом тарифов в России на железнодорожные перевозки — в 2008 году ж/д транспорт был выгоден при перевозках на 750 км, а в 2012-м — более 1500 км.
6. Охрана. Завод «Ростсельмаш» содержит 150 охранников, в Канаде — четыре.
7. Учет. Завод ведет бухгалтерский, налоговый учет и учет в соответствии с требованиями МСФО. В Канаде — учет по единой схеме. Контрольные органы в России в рамках выездных, камеральных, встречных проверок запрашивают большое количество копий документов. В 2012 году завод «Ростсельмаш» предоставил фискальным органам в копиях около 41 тыс. документов; количество проверок за год — 167. На заводе в Канаде учет ведут 14 человек. В России на такой же завод потребуется 65 человек. На заводе «Ростсельмаш» работают около 200 бухгалтеров.
8. Налоги. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов $47,9 млн. В России такой завод должен заплатить $74 млн, то есть на $26,1 млн больше.
В результате при одинаковых объемах производства экономический эффект получается несопоставимым: в Канаде чистая прибыль $16,4 млн, в России чистый
убыток составил бы минус $21,7 млн.
К этому следует добавить лучшие условия ведения бизнеса в Канаде по сравнению с Россией: реальная господдержка развития производства, обеспечение стабильного внутреннего спроса на сельхозтехнику, поддержка экспорта продукции сельхозмашиностроения, транспортная инфраструктура, доступность чиновников и т.д.
Хоть похоже на Россию, только все же не Россия
Проанализируем основные издержки производства, расходы по которым в России выше, чем в Канаде. В России выплаты процентов по кредитам примерно на 30% выше. В то же время налоговая нагрузка на предприятие выше на 53,6%, чем в Канаде. Вопрос о кредитных ставках, конечно, важен, но именно налоги — главный фактор, из-за которого нецелесообразен перенос производства из Канады.
Летом премьер-министр Дмитрий Медведев представлял в РСПП проект «Основных направлений развития налоговой политики на 2014-2016 годы», подготовленный Минфином.
I
4
'Л*г АИК
В течение трех предстоящих лет никаких существенных изменений в структуре налоговой системы не предусматривается, так же как и введения новых налогов.
В этом проекте сказано, что «достигнутый к настоящему времени уровень налоговой нагрузки, с одной стороны, соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, с другой стороны, обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней».
Минфин заявляет, что по уровню налоговой нагрузки на предприятия позиция Российской Федерации в 2012 году соответствует 23-й строчке из 34-х в рейтинге ОЭСР (Россия пока не входит в ОЭСР). Налоговая нагрузка на физических лиц в РФ в 2011 году составила 25,25% от доходов работника, и этот показатель соответствует 16 месту в рейтинге ОЭСР. В 2012 году налоговая нагрузка на физических лиц снизилась до 24,4% за счет повышения стандартных налоговых вычетов на детей.
Однако Минфин заблуждается сам и вводит в заблуждение правительство и россиян. В этом проекте приводится в качестве примера некое модельное предприятие. Вот его расходы по итогам 2012 года. Численность сотрудников — 62 человека, среднемесячная зарплата — 26 690 руб., НДФЛ с учетом вычетов — 10,79%. Основные финансовые показатели следующие: выручка — 100 млн руб., материальные расходы — 60 млн, годовой фонд оплаты труда — 20 млн, социальные взносы — 6 млн, прибыль — 14 млн руб. Теперь сравним налоговое бремя этого модельного предприятия с налоговым бременем такого же производства в США. Одновременно уточним некоторые исходные данные. В дополнение к данным проекта Минфина предположим, что модельным предприятием на 30 млн из 60 млн материальных затрат куплено технологическое оборудование. Предположим также, что стоимость основных фондов (технологического оборудования), приобретенных до 1 января 2013 года, равна 100 млн руб. (не так много при годовой выручке 100 млн).
В США действует прогрессивная шкала подоходного налога со ставками от 15 до 39,6%. При этом годовой доход до 255 тыс. руб. налогом не облагается, а до 1 млн руб. ставка налога — 15%. Подоходный налог платит работник, и предпринимателя он не касается. Ставка социальных взносов в России с 2013 года — от 0 до 30%, в США — 13,3%, из которых 7,65% выплачивает предприятие, а 5,65% — работник. Платит ли налог работник или предприниматель при оценке налогового бремени, значения не имеет. Но если бы россияне сами платили подоходный налог и социальные взносы, к налоговой системе они относились бы по-другому, и из «электората» превратились бы в граждан.
В США разрешено 100%-ное списание полной покупной цены купленного оборудования. Максимальная сумма списания — $500 тыс. за единицу, при общей сумме приобретенного оборудования $2 млн в год; но при превышении этих цифр предусмотрено 50%-ное списание, далее — нормальная амортизация. Это для всех предприятий. В России оборудование приобретают из прибыли, на которую надо уплатить налог 20%. Шкала налога на прибыль в США тоже прогрессивная — от 15 до 35%. Российское предприятие платит НДС в размере 18%, а в США НДС нет. Соответственно, у них нет возни со счетами-фактурами и возмещениями с последующими войнами с налоговыми инспекциями
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (140) 2013
45
и арбитражными судами; налог с продаж, который платит население США по ставкам (от 5 до 12%), устанавливаемым штатами, касается только предприятий розничной торговли.
В США, как и в других развитых странах, предприятия не платят налог на имущество. В России налог на имущество предприятий (на технологическое оборудование), равный 2,2%, отменен с 1 января 2013 года. Но это касается лишь оборудования, приобретенного после этой даты (см. табл.).
Что такое производительность труда
Наша экономика неэффективна. На это посетовал президент Владимир Путин, выступая 2 октября в Москве на форуме «Россия зовет». Он сообщил, что темпы роста
Без изменений в российской налоговой системе промышленность развиваться не будет.-
производительности труда по результатам 2012 года в 3,1% не только не сокращают отставание от стран-лидеров, а фактически означают консервацию экономики, точнее — ее однобокую структуру и сырьевой характер. Производительность труда в России, по мнению президента, должна ежегодно расти на 5-6% — вдвое быстрее, чем сейчас.
Что же такое производительность труда? В расчетах Росстата, результаты которых использует Владимир Путин, чем больше ВВП, тем выше производительность труда. И чем больше издержки, входящие в добавленную стоимость, тем выше ВВП. Например, за 10 лет издержки на производство Газпромом 1 тыс. куб. м газа, по данным экономиста Владислава Иноземцева, выросли в 6 раз. По-видимому, соответственно увеличился вклад Газпрома в ВВП России, и соответственно выросла его производительность труда.
Такой подход возможен (то есть не ведет к разорению) лишь при отсутствии конкуренции и высоких мировых ценах на нефть, газ, уголь, удобрения, металлы. Не зря же доля сырья и материалов в российском экспорте состав-Источник: ЭЛЦ «Мо- ляет 93,3% (2011), а доля продукции машиностроения —
дернизация». ничтожна.
НАЛОГИ НА РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В 7,7 РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ В США
Налоговое бремя на модельное предприятие в России и в США, тыс. руб.*
НАЛОГИ РОССИЯ США
Подоходный 2,158 0,607
Налог на прибыль 8,8 0
Социальные взносы 6 2,66
Налог на имущество 2,2 0
НДС 6,1 0
Итого 25,258 3,267
* Выручка — 100 млн. руб., материальные расходы — 60 млн, годовой фонд оплаты труда — 20 млн, социальные взносы — 6 млн, прибыль — 14 млн рублей.
Чтобы изменить ситуацию, надо снижать издержки. А такая возможность определяется промышленной политикой правительства России. Именно оно устанавливает налоги, тарифы, процедуры, ставки рефинансирования и т.п.
Главный резерв снижения издержек производства и роста производительности труда — совершенствование налоговой системы. А это — в ведении Минфина. Задачу развития промышленности и тем более роста производительности труда Минфин тоже перед собой не ставит. Этим занимаются Минэкономразвития и Мин-промторг. Но их не интересуют налоги. А Минфин рассматривает налоги лишь как источник доходов бюджета, но никак не инструмент промышленной политики. Если мы хотим повысить производительность труда и развивать промышленность, налоговую систему надо менять.
России нужен новый Налоговый кодекс. Необходимо пересмотреть и ставки налогов, и всю налоговую систему в целом.
Эксперты ЭАЦ «Модернизация» в 2011 году по поручению Председателя Совета Федерации РФ (тогда — Сергей Миронов) разработали Налоговую доктрину и направления совершенствования российской налоговой системы. К сожалению, дальнейшего развития эта работа не имела.
Некоторые предложения из этого документа.
Для решения главной задачи налоговой системы — обеспечения покупательского спроса и создания российским предприятиям условий для производства конкурентоспособной продукции — необходимы следующие меры:
1. Ввести прогрессивную шкалу подоходнуого налога. С учетом мирового опыта и российского менталитета на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% надо оставить для доходов до 250 тыс. руб. в месяц ($8 тыс. в месяц — верхняя планка дохода представителя среднего класса в США). Таким образом, среднего класса новая шкала не коснется. Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 15 тыс. руб. в месяц, как в Китае, притом что ВВП на душу населения в Китае в 2 раза меньше, чем в России. В Бразилии не облагают подоходным налогом 24 тыс. руб., в странах Европы — около 30 тыс. руб. в месяц. Для дохода от 250 тыс. до 1 млн руб. предлагаем ставку налога 30%; свыше 1 млн руб. в месяц — 50%, как, например, в Австрии, Бельгии, Японии и других странах. В Швеции — 58%, в Дании — 65%. В Англии 45% берут с месячного дохода свыше 625 тыс. руб.; в Израиле — 50% с дохода свыше 610 тыс. руб.; в Китае — 45% с дохода свыше 430 тыс. руб.; в Германии — 45% с дохода свыше 900 тыс. руб., в США — 39,6% с дохода одиночки свыше 1 млн руб. (в 1964 году максимальная ставка была равна 91%, в 1980 — 70% и т.д.). Благодаря необлагаемому налогом доходу в 15 тыс. руб. в месяц снижение налоговой нагрузки почувствуют 99% россиян, и лишь менее 1% должны будут платить повышенный налог. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога в России — обязательное условие развития страны. Расчеты ученых Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30-50% выше, чем в реальности.
FOTOLINK/AP
Промышленный робот Baxter для малых предприятий.
В США разрешено 100%-ное списание полной цены приобретенного оборудования до $2 млн в год.
2. Установить амортизационную премию в размере 100% при покупке оборудования стоимостью до 7,5 млн руб. за единицу (в США — $500 тыс.) и общей стоимостью до 30 млн руб. в год (в США — $2 млн); при превышении этих сумм — 50%-ное списание, затем — обычная амортизация, как и в США. Упростить режим зачета амортизационных премий. Расширить понятие НИОКР, включив в них приобретение необходимых приборов и материалов, обучение специалистов и их заработную плату в рамках проекта.
3. До 10% снизить ставки социальных взносов и налога на прибыль для предприятий — производителей
Если налоговая нагрузка непомерна для предприятий и делает выпуск про дукции невыгодным, значит, налоги надо снижать.-
продукции машиностроения, электронной и электротехнической, деревообрабатывающей, легкой и полиграфической промышленности и производителей мебели.
4. В два раза снизить налоговую нагрузку на предприятия, работающие в специальных налоговых режимах (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, налогообложение в закрытых территориальных об-
разованиях). Сегодня доля этих предприятий в консолидированном бюджете не превышает 1,6%.
5. Снизить ставку НДС до 8-10% и ликвидировать льготы по НДС. 50% НДС оставлять регионам. Разрешить регионам вводить налог с продаж со ставкой до 5% (при условии снижения базовой ставки НДС до 8-10%).
6. Отменить или существенно снизить (например, до 5%) размеры возмещения НДС для экспортеров сырья и полусырья (как это сделано в Китае).
7. Отменить регрессию при начислении социальных взносов (ввести плоскую шкалу) и передать обязанности по сбору социальных взносов Федеральной налоговой службе.
8. Упростить налоговую отчетность; сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию с 40-60 до 1-3 страниц (проект такой формы разработан в ЭАЦ «Модернизация»). При начислении НДС за налоговую базу принимать реальную добавленную стоимость предприятия за отчетный период, определяемую по данным бухгалтерского учета как сумму зарплаты, налогов, прибыли и амортизации. Это решит проблему возмещений, уплаты НДС с авансов (платить не надо, так как авансы не являются добавленной стоимостью), сделает ненужными книги покупок и продаж, наполовину сократит число налоговых дел в арбитражных судах, существенно сократит объем работы бухгалтеров и т.д.
Такие изменения в российской налоговой системе крайне необходимы. Без этого наша промышленность развиваться не будет, и наша экономика будет прозябать в длительной стагнации.
\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (140) 2013
47