Научная статья на тему 'НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ФИСКАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ФИСКАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / ИМУЩЕСТВО / ТРАНСПОРТ / БЮДЖЕТ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / ЛЬГОТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Е.О., Федосеева Ю.А.

В работе исследована фискальная значимость имущественных налогов в РФ. Для этого были проанализированы динамические ряды поступления данных налогов за 2019-2021 гг. Построены зависимости поступления транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц от факторов, которые влияют на формирование итоговых значений этих показателей. Сделаны выводы о собираемости имущественных налогов в РФ в настоящее время. Предложены мероприятия направленные на совершенствование администрирования данных налогов с целью формирования бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Сделаны выводы о необходимости использования в этой сфере опыта экономически развитых зарубежных стран, связанного с повышением финансовой и налоговой грамотности населения, со стабилизацией социально-политических условий в стране, дальнейшим совершенствованием налогового контроля, в т.ч. с использованием цифровых методов налогового контроля и методик оценки имущества физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXES ON THE PROPERTY OF INDIVIDUALS AND THEIR FISCAL SIGNIFICANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper investigated the fiscal significance of property taxes in the Russian Federation. To do this, the dynamic series of tax receipts for 2019-2021 were analyzed. The dependences of the receipts of transport, land and property tax of individuals on the factors that influence the formation of the final values of these indicators are constructed. Conclusions are drawn about the collection of property taxes in the Russian Federation at the present time. The measures aimed at improving the administration of these taxes in order to form budgets of the appropriate level of the budget system of the Russian Federation are proposed. Conclusions are drawn about the need to use in this area the experience of economically developed foreign countries associated with increasing financial and tax literacy of the population, with stable socio-political conditions in the country, further improvement of tax control, including using digital methods of tax control and methods of assessing the property of individuals.

Текст научной работы на тему «НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ФИСКАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

References:

1. Krinichansky K.V., Rubtsov B.B. Regulation of the financial sector in the agenda of economic policy reforms // Finance: theory and practice. 2022. Vol. 5. P. 6-21.

2. Vorobyova E.I. Attracting the savings of the population into securities / E.I. Vorobyova // Scientific Bulletin: Finance, banks, investments. 2019. Vol. 2. P. 127-135.

3. Zaernyuk V.M. Research of theoretical approaches of banking financial intermediation and directions of its development // Scientific Bulletin. 2014. Vol. 1. P. 29-35.

4. Modern financial markets: textbook/collective of authors; edited by K.V. Krinichansky, B.B. Rubtsov, A.A. Tsyganov. M.: KNORUS, 2021. 602 P.

5. Kombarov M.A. Manifestation of the market of «lemons» in modern Russia and ways to combat it // Human Progress. 2020. Vol. 3. P. 1-21.

6. Borovkova V.A., Guryanov P.A. On the issue of regulation of the securities market of the Russian Federation // Financial analytics: problems and solutions. 2015. Vol. 16. P. 2-15.

7. Lisa Yao Lui, Shirley Lu. Information Exposure and Corporate Citizenship // New Working Paper Series. 2021. Vol. 312. P. 1-70.

8. Govorukhin D.A. Economic theory of criminal and law enforcement activity: forms of benefit from committing offenses // Issues of Russian justice. 2022. Vol. 20. P. 7-18.

9. Allen Huang, Reeyarn Zhiyang Li, Hui Wang. Securities Law Precedents, Legal Liability, and Financial Reporting Quality // Legal Liability, and Financial Reporting Quality. 2019. Vol. 1. P. 1-60.

10. Federal Law «On the Securities Market» No. 39-FZ dated April 22, 1996.

11. Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation and Invalidation of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation» No. 210-FZ dated June 29, 2015. Article 10.2-1. Features of professional activity in the securities market related to the management of individual investment accounts.

12. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) No. 117-FZ dated August 5, 2000. Article 219.1. Investment tax deductions.

13. The Central Bank of the Russian Federation. Overview of key indicators of professional participants of the securities market for the third quarter of2022. IRL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43519/review_secur_22-Q3.pdf (accessed: 05.03.2023).

14. The Central Bank of the Russian Federation. Overview of key indicators of mutual and equity investment funds for the third quarter of 2022. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43474/rewiew_pif_aif_22Q3.pdf (accessed: 06.03.2023).

15. Retail Investor Report from Public.com, 2022. Evolving through volatility. URL: https://public.com/research/2022-retail-investor-report (accessed: 08.03.2023).

16. ETF Investor Survey from Brown Brothers Harriman (BBH), 2022. Thematic Demand Accelerates Among Greater China Investors as ETF Adoption Ramps Up. URL: https://prod-www.bbh.com/us/en/insights/investor-services-insights/2022-global-china-etf-investor-survey.html (accessed: 10.03.2023).

17. Retail Investor Report from MARCS, 2021. Investment behavior and investment expectations of Russian novice investors in large cities. URL: https://www.marcs.ru/news/2021/cbr-invest/ (accessed: 13.03.2023).

EDN: ULUSOJ

PfrjESsi

E.O. Орлова - к,э.н., доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, orlova_1978@mail.ru,

E.O. Orlova - candidate of economics, associate professor, associate professor of the department of finance, Orenburg state university, Orenburg, Russia;

Ю.А. Федосеева - к.э.н., доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, fedoseeva_y@mail.ru,

Yu.A. Fedoseeva - candidate of economics, associate professor of finance, Orenburg state university, Orenburg.

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ФИСКАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ TAXES ON THE PROPERTY OF INDIVIDUALS AND THEIR FISCAL SIGNIFICANCE

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В работе исследована фискальная значимость имущественных налогов в РФ. Для этого были проанализированы динамические ряды поступления данных налогов за 2019-2021 гг. Построены зависимости поступления транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц от факторов, которые влияют на формирование итоговых значений этих показателей. Сделаны выводы о собираемости имущественных налогов в РФ в настоящее время. Предложены мероприятия направленные на совершенствование администрирования данных налогов с целью формирования бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Сделаны выводы о необходимости использования в этой сфере опыта экономически развитых зарубежных стран, связанного с повышением финансовой и налоговой грамотности населения, со стабилизацией социально-политических условий в стране, дальнейшим совершенствованием налогового контроля, в т.ч. с использованием цифровых методов налогового контроля и методик оценки имущества физических лиц.

Abstract. The paper investigated the fiscal significance of property taxes in the Russian Federation. To do this, the dynamic series of tax receipts for 2019-2021 were analyzed. The dependences of the receipts of transport, land and property tax of individuals on the factors that influence the formation of the final values of these indicators are constructed. Conclusions are drawn about the collection of property taxes in the Russian Federation at the present time. The measures aimed at improving the administration of these taxes in order to form budgets of the appropriate level of the budget system of the Russian Federation are proposed. Conclusions are drawn about the need to use in this area the experience of economically developed foreign countries associated with increasing financial and tax literacy of the population, with stable socio-political conditions in the country, further improvement of tax control, including using digital methods of tax control and methods of assessing the property of individuals.

Ключевые слова: налоги, имущество, транспорт, бюджет, Российская Федерация, налоговые органы, кадастровая стоимость, льготы, физические лица, налоговая нагрузка.

Keywords: taxes, property, transport, budget, Russian Federation, tax authorities, cadastral value, benefits, individuals, tax burden.

Введение

Имущественные налоги с физических лиц являются важными доходными источниками бюджета для региональных и местных органов власти РФ. Они относятся к группе собственных доходных источников бюджета. Оптимизировать их достаточно сложно, так как объекты обложения практически невозможно скрыть, а их переоформление на «подставных лиц» может привести к потере права собственности. За последнее время налоговая нагрузка для большинства налогоплательщиков существенно возросла, но для среднего налогоплательщика ее нельзя назвать сильно обременительной. Многие физические лица, имеющие определенный социальный статус, совсем или частично освобождены от уплаты имущественных налогов. В экономической литературе можно встретить большое число публикаций, которые затрагивают отдельные разнонаправленные проблемные аспекты налогообложения имущества физических лиц [1], [2], [3], [4], однако публикации, затрагивающие глубинные проблемы реализации фискальной функции налогов встречаются не очень часто, что и обусловило выбор темы исследования.

Цель исследования - исследовать фискальную значимость налогов на имущество физических лиц в РФ и сформулировать предложения по повышению их собираемости с учетом действующей российской специфики.

Основная часть

С целью оценки фискальной значимости имущественных налогов проведем анализ официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, Казначейства России и Федеральной налоговой службы России за 2019-2021 гг.

Свой анализ мы начнем с вклада налогов на имущество физических лиц в структуру ВВП РФ. Данные анализа представим в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Поступления налогов на имущество физических лиц в структуре ВВП РФ [5, 6]

Показатели 2019 г 2020 г 2021 г

Млрд р. Уд. вес, в % Млрд р. Уд. вес, в % Млрд р. Уд. вес, в %

ВВП РФ 109 608,3 100,00 107 658,2 100,00 135 295,0 100,00

Доля налогов в ВВП, % 35,40 34,90 36,20

Имущественные налоги, всего 1 351,12 1,23 1 358,33 1,26 1 446,09 1,07

Имущественные налоги с физических лиц, всего, в том числе: 258,09 0,23 273,91 0,25 281,77 0,21

налог на имущество 70,67 0,06 78,73 0,07 84,54 0,06

транспортный налог 142,28 0,13 151,39 0,14 154,25 0,12

земельный налог 45,14 0,04 43,79 0,04 42,98 0,03

Данные таблицы 1 свидетельствуют о положительной динамике показателей в анализируемый период, за исключением земельного налога. В 2021 г. экономика РФ восстанавливается после спада, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Доля налогов в структуре ВВП РФ за последние годы находится в среднем на уровне 35,5 %. Увеличение данного показателя фиксируется в 2018 г., когда со значения 32,7 % в 2017 г. он увеличился до 35,1 % и в последующем уже не снижался, что можно связать с цифровизацией налогового администрирования.

На долю налогов на имущество в структуре ВВП РФ приходится в среднем - 1,19 %. Фискальное значение налогов на имущество существенно отличается по странам: от 0,3 % в Эстонии, Мексике, Чехии, Индонезии до 4,1 % в Великобритании и Франции. В среднем по странам ОЭСР доля имущественных налогов в структуре ВВП составляла 1,9 % по данным 2014-2016 гг. [1].

Таким образом видим, что удельный вес налогов на имущество в ВВП РФ в принципе ниже, чем в среднем по странам ОЭСР, но несколько выше показателей стран, с низкими значениями по данному виду налогообложения, что говорит о существовании конкретных возможностей на наращивание фискальных возможностей данного направления.

На долю налогов на имущество физических лиц в структуре ВВП РФ в среднем приходилось 0,23 %. Вклад имущественных налогов с физических лиц в общей сумме налогов на имущество составлял: в 2019 г. - 19,10 %, в 2020 г. - 20,16 %, в 2021 г. - 19,48 %, что крайне низко и не соответствует зарубежной практике налогообложения. Поступления транспортного налога занимают наибольший удельный вес среди всех имущественных налогов (0,13 %), далее с большим отрывом следует налог на имущество физических лиц со значением в 0,063 %. Значение земельного налога с физических лиц минимально (0,036 %), наблюдается отрицательная динамика как абсолютных, так и относительных показателей. Наибольший прирост поступлений фиксируется по налогу на имущество физических лиц, в абсолютном выражении по итогам 2021 г. он составил 13,87 млрд р., что обусловлено применением кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по всей территории РФ.

Обратимся к значению имущественных налогов с физических лиц в доходах консолидированного бюджета РФ (таблица 2).

Таблица 2 - Структура поступления имущественных налогов с физических лиц в доходы консолидированного бюджета РФ [6, 7]

Показатели 2019 г 2020 г 2021 г

млрд руб. уд. вес, в % млрд руб. уд. вес, в % млрд руб. уд. вес, в %

Доходы консолидированного бюджета РФ 39 110,30 100 37 856,71 100 48 118,42 100

Налоговые доходы 22 503,37 57,54 20 737,77 54,78 28 124,18 58,48

Имущественные налоги, всего 1 351,12 3,45 1 358,33 3,58 1 446,09 3,01

Имущественные налоги с физических лиц, всего, в том числе: 258,09 0,66 273,91 0,72 281,77 0,59

налог на имущество 70,67 0,18 78,73 0,21 84,54 0,18

транспортный налог 142,28 0,36 151,39 0,40 154,25 0,32

земельный налог 45,14 0,12 43,79 0,12 42,98 0,09

Показатели таблицы 2 имеют разнонаправленную динамику. По итогам 2020 г. имеют место отрицательные показатели поступлений доходов бюджета, что связано с эпидемиологической ситуацией в РФ. По итогам 2021 г. заметна стабилизация показателей. На долю имущественных налогов в консолидированном бюджете РФ приходится чуть более 3 % всех доходов. Доля имущественных налогов в структуре налоговых доходов государства составила: в 2019 г. - 6,00 %, в 2020 г. - 6,55 %, в 2021 г. - 5,14 %. Налоги на имущество физических лиц в структуре налоговых доходов государства занимают: 1,15 %; 1,32 % и 1,00 %, соответственно, что при визуальном распространении объектов налогообложения кажется достаточно странным. В общем объеме поступлений транспортного налога на долю физических лиц приходится - около 80 % , в земельном налоге - около 20 %.

Из опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что налогообложение имущества физических лиц может играть значимую роль в формировании доходной части консолидированного бюджета государства, но при существовании определенных условий:

- зрелый уровень развития института частной собственности и рынка недвижимости;

- стабильные социально-политические условия и правовой общественно-политический строй, способствующий формированию у налогоплательщиков правильного отношения к выполнению своих налоговых обязательств в пользу государства;

- финансовая и налоговая грамотность населения;

- высокий уровень доходов большей части населения государства, продуцирующий должный уровень формирования частной собственности у его граждан;

- отработанные и эффективные методики оценки объектов недвижимости в целях налогообложения;

- достаточно высокий уровень развития техники налогового контроля.

Сказать, что данные условия в полной мере реализуются в действующей практике налогообложения РФ нельзя, присутствуют проблемы практически по каждому названному параметру.

Проанализируем факторы, определяющие динамику поступления налогов на имущество физических лиц в РФ и начнем с транспортного налога. Положительная динамика поступлений по транспортному налогу обусловлена ростом числа налогоплательщиков и объектов налогообложения.

Обращает на себя внимание, тот факт, что доля налогоплательщиков, состоящих на учете в ФНС России, которым исчислен налог и не предоставляются налоговые льготы, достаточно стабильна и составляет около 91 %. Число лиц, получающих налоговые льготы по транспортному налогу увеличивается, как в абсолютном, так и относительном выражении. Наибольший прирост льготников имел место в 2020 г. Доля лиц, которым предоставлены налоговые льготы составляла в среднем за исследуемый период 22,93 %, что достаточно весомо и обусловлено большим разнообразием региональных налоговых льгот. Выпадающие доходы в связи с предоставлением налоговых льгот составили: в 2019 г. - 12,4 млрд руб., в 2020 г. - 16,41 млрд руб., в 2021 г. - 15,16 млрд руб., что соответствует 8,72 %, 10,83 % и 9,83 % общих поступлений от транспортного налога в соответствующих годах [8].

В структуре объектов налогообложения преобладают наземные транспортные средства, их более 98 %. Число зарегистрированных объектов налогообложения имеет положительный тренд. Среди легковых автомобилей в 2021 г. преобладают объекты налогообложения с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. - 33 % и свыше 250 л.с. - 23 %. Удельный вес автомобилей облагаемых с учетом повышающих коэффициентов (1,1; 2; 3) составляет всего 0,64 %, в перспективе следует ждать сокращения их числа, в связи с отменой коэффициентов 1,1 и 2 [8].

В основе динамики поступлений налога на имущество физических лиц лежат те же факторы:

число налогоплательщиков и объектов налогообложения, величина налогооблагаемой базы. Анализируемые данные свидетельствуют об увеличении числа лиц, числящихся в качестве плательщиков по налогу на имущество физических лиц, однако темпы роста показателя оставляют желать лучшего. Анализируемый период по данным Росреестра России, отмечен сокращением спроса на ипотеку и новостройки. По итогам 2021 г. абсолютный прирост числа налогоплательщиков - 90 540 лиц. Доля налогоплательщиков, в отношении которых был исчислен налог на имущество физических лиц составляет чуть более 61 %, что крайне невысокий показатель. Доля лиц, имеющих налоговые льготы, имеет тенденцию к увеличению, в 2019 г. это - 33 % налогоплательщиков, в 2020 г. - 35 %, в 2021 г. -36 %. Причем темпы роста данного показателя существенно превышают значения показателя общего числа налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов. Соотношение общего количества объектов налогообложения учтенных в базе данных налоговых органов и объектов, в отношении которых налог исчислен к уплате, складывается также не в пользу реализации фискальной функции налога. Поскольку доля данных объектов также увеличивается и составляет в 2019 - 2020 гг. - 59 %, а в 2021 - 53 %, что связано как с применением федеральных и местных налоговых льгот, так и вычетов по налогу, которые в отношении малогабаритного жилья по факту освобождают данные объекты от налогообложения. Последние годы происходило «сжатие» площади жилой недвижимости новостроек (с 20 кв. м. в 2016 г. до 8,8 кв. м. в 2022 г.) и повышение спроса на малогабаритное жилье, как ответ на падающий спрос на дорогостоящую недвижимость и снижение доходов россиян. В общей структуре объектов налогообложения лидируют квартиры - 61 % и жилые дома - 25 %. В количестве строений в отношении которых налог был предъявлен к уплате, соотношение составляет 70 % и 15 %, соответственно. На гаражи и машино-места приходится около 6 % всех объектов налогообложения, на объекты незавершенного строительства - 0,4 %. Единые недвижимые комплексы пока штучные объекты налогообложения, в 2021 г. на учете числилось 42 единицы, в 2020 г. - 7, в 2019 г. - они отсутствовали [9].

Величины общей кадастровой стоимости строений, по которым предъявлен налог к уплате и кадастровой стоимости с учетом предоставленных налоговых вычетов с течением времени увеличиваются, что является результатам ее массового применения регионами в качестве базы для налогообложения и переоценки объектов недвижимости, в тех субъектах, которые первыми стали ее использовать. Объем выпадающих доходов в связи с применением налоговых льгот равен в 2019 г. - 33,85 млрд р., в 2020 г. - 36,97 млрд р., в 2021 г. - 43,43 млрд р. [9].

Перейдем к земельному налогу с физических лиц. Данные ФНС России свидетельствуют о сокращении числа плательщиков по земельному налогу. Сокращение числа налогоплательщиков физических лиц по земельному налогу связано с повышением уровня урбанизации субъектов РФ, который на 1 января 2022 г. составил 74,8 % и превалированием объекта налогообложения «квартира, комната» над объектом «жилой дом», согласно данным отчета ФНС России 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам»[6]. Так, в 2021 г. на общее количество строений и помещений, учтенных в базе данных налоговых органов на жилые дома (требующие регистрации права собственности на земельные участки), приходилось 25,84 % всех объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц, а на квартиры/ комнаты - 61,11 %. По земельному налогу наблюдается аналогичная тенденция в отношении числа льготников, что по транспортному и имущественному налогам, их число существенно возрастает (+ 2 530 546 единиц). Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов за анализируемый период увеличилось на 1 304 069 единиц; земельных участков, в отношении которых налог был предъявлен к уплате на 1 144 404 единицы. Кадастровая стоимость земельных участков для целей налогообложения имеет тенденцию к увеличению (+ 1 978,17 млрд р.) и это при том, что ее величина ежегодно достаточно успешно понижается в результате оспаривания налогоплательщиками. Выпадающие доходы по земельному налогу составили: в 2019 г. - 10,88 млрд руб., в 2020 г. - 12,033 млрд руб., 2021 г. - 12,33 млрд руб., что соответствует 24 % поступлений налога в 2019 г., 27 % в 2020 г. и 28 % в 2021 г. [9].

Важным аспектом в анализе реализации фискальной функции является динамика задолженности по налогам (таблица 3).

Общая сумма задолженности перед бюджетом по налогам и налоговым санкциям за анализируемый период увеличилась на сумму 221,28 млрд руб. По итогам 2020 г. сокращение задолженности было обусловлено проводимой политикой государства по поддержке экономики РФ в период пандемии коронавирусной инфекции, которая заключалась в предоставлении отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов и сокращении числа проводимых выездных налоговых проверок. Отмена послаблений в 2021 г. дала столь существенный прирост налоговой задолженности.

Таблица 3 - Задолженность по налогам с имущества физических лиц в бюджетную систему РФ [10]

Показатели, в млрд р. 2019 г Уд. вес, % 2020 г Уд. вес, % 2021 г Уд. вес, %

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям 710,24 100 669,61 100 931, 52 100

Общая сумма задолженности по налогам на имущество физических лиц 205,4 28,91 210,02 31,36 202,67 21,75

Налог на имущество физических лиц 42,76 6,02 43,18 6,45 43,82 4,70

Транспортный налог 129,74 18,31 133,82 20,10 126,97 13,63

Земельный налог 32,9 4,63 33,02 4,93 31,88 3,41

Общая сумма задолженности по налогам на имущество физических лиц напротив, возрастает в 2020 г. и сокращается в 2021 г. За анализируемый период сокращение задолженности по имущественным налогам физических лиц составило - 2,73 млрд р. На долю задолженности по налогам на имущество физических лиц в общей сумме задолженности приходится в среднем - 27,34 %, что представляется достаточно весомым показателем. По оперативным данным ФНС России на первую неделю декабря даже 50 % населения не выполняет свои налоговые обязательства по уплате имущественных налогов. Наибольшая сумма задолженности приходится на транспортный налог, его доля в задолженности по имущественным налогам физических лиц составляет - 63 %. Многочисленные опросы автовладельцев о причинах неуплаты транспортного налога гласят, что налогоплательщики не видят взаимосвязи между уплатой налога и качеством автомобильных дорог, несогласны с величиной установленных налоговых ставок. Вклад налога на имущество в формировании задолженности по физическим лицам - 20 %. На долю земельного налога приходится - 15 % всей задолженности по имущественным налогам.

Показатели собираемости имущественных налогов не превышают 100 %, что с одной стороны, говорит о существовании проблем в данной сфере, а с другой - о возможном потенциале их увеличения (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика коэффициента собираемости по имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами [7]

Наименование 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Имущественные налоги с физических лиц 95,75 97,34 95,62

В условиях волатильности и неопределенности следует особое внимание уделить именно этим налоговым поступлениям, так как они формируют доходы нижестоящих бюджетов, а значит имеют особое социально-экономическое значение для развития территорий и уровня жизни населения. Для того, чтобы более детально исследовать тенденции поступления данных налогов, воспользуемся возможностями программных продуктов, которые позволят нам это сделать. Проанализируем исходные данные таблицы 2, которые представлены в абсолютном выражении. Так, прогноз поступления налога на имущество физических лиц имеет положительную динамику. Он представлен на рисунке 1.

8454 88,13 89,91 88,47 78,73 ...................._

........■.........|........I I I

у = -1Д25хг+ 11,435х + 60,36

I I II I

2019 г. 2020 г. 2021г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Рисунок 1 - Прогноз поступления налога на имущество физических лиц на 2022-2024 гг.

На основе проведенного анализа расчетные прогнозные поступления налога на имущество на 2022-2024 гг. составят соответственно 88,13 млрд руб., 89,41 млрд р. и 88,47 млрд руб. Их рост положительно отразится на формировании доходов местных бюджетов.

Поступления земельного налога напротив имеют негативную тенденцию. Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о снижении динамики данного показателя (рисунок 2). Прогнозные (расчетные) поступления земельного налога на 2022-2024 гг., соответственно составят 42,42 млрд руб., 41,98 млрд р., 41,62 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100 80 60 40 20 О

[| |.....I.....Г111

Рисунок 2 - Прогноз поступления земельного налога на 2022-2024 гг.

Прогноз поступления транспортного налога свидетельствует об увеличении показателя в прогнозном периоде до 2024 г., что положительно скажется на формировании региональных бюджетов РФ. Более наглядно данная динамика представлена на рисунке 3. Значения прогноза поступления транспортного налога, сделанные на основе полученного уравнения, на 2022-2024 гг. равны 158,09 млрд руб., 160,58 млрд р., 162,61 млрд руб., соответственно.

170

162,61

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Рисунок 3 - Прогноз поступления транспортного налога на 2022 - 2024 гг.

Факторы, которые оказывают влияние на формирование динамики исследуемых показателей, имеют разнонаправленный характер. В первую очередь они связаны с количеством объектов обложения, а также налоговой базой по данным налогам. Негативное влияние имеет и увеличение налоговой задолженности. Оценим зависимость поступления исследуемых показателей от динамики налоговой задолженности по каждому налогу в отдельности.

Коэффициент корреляции, рассчитанный для зависимости поступления налога на имущество физических лиц от задолженности по данному налогу, свидетельствует о сильной связи между этими показателями, так как коэффициент корреляции составляет около 0,98. (рисунок 4). Но при этом мы видим, что с увеличением задолженности по налогу на имущество физических лиц увеличивается поступление данного налога. Значит этот фактор не является основополагающим.

Рисунок 4 - Оценка зависимости поступления налога на имущество физических лиц от налоговой задолженности по данному налогу за 2019-2021 гг.

Оценим аналогичные зависимости для транспортного и земельного налога. Для этого построим аналогичные графики и рассчитаем коэффициенты корреляции. По транспортному налогу связь между налоговой задолженностью и поступлением весьма неоднозначная. Так, в начале с увлечением

задолженности увеличивается и поступления по данному налогу, а затем на фоне снижения задолженности значение поступления транспортного налога увеличивается (рисунок 5). А коэффициент корреляции только подтверждает это (его значение составляет -0,12). Возможно, это связано с маленькой выборкой исследуемых показателей.

Рисунок 5 - Оценка зависимости поступления транспортного налога от налоговой задолженности по данному налогу за 2019 - 2021 гг.

Анализ зависимости между налоговой задолженностью и поступлением земельного налога свидетельствует, что в начале на фоне увеличения налоговой задолженности по данному налогу поступления по данному налогу уменьшаются, а потом поступления сокращаются почти на 1 млрд руб. на фоне сокращения задолженности (рисунок 6). Коэффициент корреляции при этом равен 0,72, что указывает на высокую прямую связь между исследуемыми показателями.

Рисунок 6 - Оценка зависимости поступления земельного налога от налоговой задолженности по данному налогу за 2019-2021 гг.

Далее проведем факторный анализ. В качестве факторов, влияющих на поступления земельного налога, возьмем кадастровую стоимость и количество земельных участков, по которым предъявлен налог к уплате. В результате проведенного регрессионного анализа, представленного на рисунке 7, получим, что при увеличении на 1 % кадастровой стоимости сумма земельного налога уменьшится на 0,00223 %. А при увеличении на 1 % количества земельных участков, по которым предъявлен налог к уплате, сумма земельного налога увеличится на 0,00000196 %. То есть мы можем сделать вывод, что в настоящее время зависимость поступления земельного налога от этих двух факторов ничтожно мала. Но на поступление данного налога неоспоримо оказывает влияние налоговая дисциплина.

Рисунок 7 - Результаты регрессионного анализа по земельному налогу за 2019-2021 гг.

Далее проведем факторный анализ по транспортному налогу. В качестве факторов были взяты значения количества налогоплательщиков и транспортных средств, учтенных в базе данных ФНС России за 2019-2021 гг. Результаты анализа представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 - Результаты регрессионного анализа по транспортному налогу за 2019-2021 гг.

Таким образом, при увеличении численности налогоплательщиков транспортного налога на 1 %, сумма этого налога уменьшится на 0,000023 %, а при увеличении количества транспортных средств, учтенных в базе ФНС России, поступления вырастут на 0,0000124 %. То есть исследуемые факторы не оказывают значительного влияния на формирование итогового значения поступления транспортного налога в бюджет.

Аналогичный анализ проведем по налогу на имущество физических лиц. Увеличим количество факторов, влияющих на поступления исследуемого показателя. Для этого из формы 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» возьмем данные по количеству налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов и количеству льготников, а также по количеству строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных ФНС России, и общей кадастровой стоимости строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате. Результаты анализа представлены на рисунке 9. Если их рассмотрим более детально, то увидим, что количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных ФНС России, и общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате, не влияют на поступление налога на имущество физических лиц за 2019-2021 гг. А количество налогоплательщиков, которым предоставлены льготы, а также количество строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных ФНС России, оказывают положительное влияние на формирование исследуемого налога, но оно ничтожно мало (при увеличении на 1 единицу поступления увеличиваются на 0,0000029 % и 0,0000014 %, соответственно).

Рисунок 9 - Результаты регрессионного анализа по налогу на имущество физических лиц за 2019-2021 гг.

Для более детального анализа исследуемых показателей и повышения объективности сделанных выводов следует увеличить период исследования и количество факторов, оказывающих влияние. При этом следует учитывать, что многие из них могут иметь не экономическую природу, а быть связаны с политическими решениями или событиями, а также эпидемиологической обстановкой в нашей стране и, в целом, в мире.

Выводы

Подводя итоги проведенного анализа, можно сказать, что потенциал имущественного налогообложения в РФ реализован не в полной мере. Проблемы, имеющие место в сфере имущественного налогообложения, сводятся к следующему:

- трудности информационного обмена между регистрирующими органами и ФНС России. Всю необходимую информацию об объектах налогообложения и их налогооблагаемых характеристиках ФНС России получает от различных ведомств, различия в программном обеспечении и порой халатное отношение к своим обязанностям регистрирующих органов, никоим образом не наказуемое, приводит к тому, что многие объекты налогообложения выпадают из процесса налогообложения, а несоответствие качественных характеристик приводит к занижению сумм налогов к уплате [3]. Данная проблема существует достаточно давно, но не решена в полной мере до сих пор;

- отсутствие законодательной обязанности граждан по регистрации прав собственности на построенные/модернизированные объекты недвижимости. Подобного рода обязательство не прописано ни в НК РФ, ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Не зарегистрированный объект недвижимости, построенный налогоплательщиком на его земельном участке имеет право на существование и может эксплуатироваться достаточно длительное время. Законодательно это не наказуемо. Поэтому это дает возможность людям достаточно легально уклоняться от уплаты возросших имущественных налогов. Соответственно, необходимо подумать над решением данной проблемы;

- проблемы ведения кадастрового учета и методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, многочисленные примеры необъективного определения кадастровой стоимости. Налогоплательщики достаточно успешно оспаривают кадастровую стоимость в целях налогообложения. Более 60 % заявлений организаций и физических лиц по оспариванию кадастровой стоимости удовлетворяются специализированными комиссиями при Росреестре и более 95 % заявлений удовлетворяются судами [4], кадастровая стоимость уменьшается в первом случае более чем на 30 %, во втором - на более чем 40 %, что говорит о системных и методических проблемах, требующих скорейшего разрешения;

- невысокие показатели собираемости и наличие весомой суммы задолженности по налогам на имущество физических лиц указывают на неготовность большей части налогоплательщиков самостоятельно выполнять свои обязательства по уплате налогов на имущество физических лиц. С одной стороны это непонимание граждан за что и почему они в принципе должны платить налоги на имущество и это только повышение финансовой грамотности населения со школьной скамьи, с другой стороны это возможность вовлечения налоговых агентов в данный процесс, что однозначно, существенно повысит собираемость налога для лиц, работающих по найму и наделения банков правами списания налогов на имущество физических лиц со счетов их клиентов.

Источники:

1. Вылкова Е. С. Направления совершенствования имущественного налогообложения в Российской Федерации / Е.С. Вылкова // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - №1. - С. 127 - 135.

2. Надеждина С.Д. Перспективы имущественного налогообложения в России / С.Д. Надеждина, Ю.И. Калюжная // Финансы и кредит. - 2019. - №1 (781). - С. 101 - 113.

3. Антипов И.Т. О некоторых результатах выявления реестровых ошибок, препятствующих государственной регистрации прав / И. Т. Антипов, К. М. Антонович, Г. Г. Асташенков, В. В. Вылегжанина, И. А. Гиниятов // Вестник Сибирского государственного университета геосистем и технологий. - 2018. - Т. 24, № 2. - С. 143 - 152.

4. Ильин А. В. Применение расчетного метода в целях исчисления экономического обоснованного земельного налога /А.И. Ильин // Вестник Государственного университета управления. - 2022. - №5. - 152 - 160.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.

6. Отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2019 - 2021 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Казначейства России. - Режим доступа: https://roskazna.gov.ru.

7. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по форме 1-НМ за 2019 - 2021 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/.

8. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу по форме 5-ТН за 2019 - 2021 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru.

9. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам по форме 5-МН за 2019 - 2021 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru.

10. Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации ЕМИСС. Государственная статистика [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/42549/.

References:

1. Vylkova E.S. Directions for improving property taxation in the Russian Federation / E.S. Vylkova // Economics. Taxes. Right. - 2019. -No. 1. - S. 127 - 135.

2. Nadezhdina S.D. Prospects for property taxation in Russia / S.D. Nadezhdina, Yu.I. Kalyuzhnaya // Finance and credit. - 2019. - No. 1 (781). - S. 101 - 113.

3. Antipov I.T. On some results of detecting registry errors that prevent state registration of rights / I. T. Antipov, K. M. Antonovich, G. G. Astashenkov, V. V. Vylegzhanina, I. A. Giniyatov // Bulletin of the Siberian State University of Geosystems and Technologies. - 2018. -V. 24, No. 2. - S. 143 - 152.

4. Ilyin A.V. Application of the calculation method for the purpose of calculating the economically justified land tax / A.I. Ilyin // Bulletin of the State University of Management. - 2022. - №5. - 152 - 160.

5. Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru.

6. Reports on the execution of the consolidated budget of the Russian Federation for 2019 - 2021 [Electronic resource] // Official site of the Treasury of Russia. - Access mode: https://roskazna.gov.ru.

7. Report on the accrual and receipt of taxes, fees, insurance premiums and other obligatory payments to the budget system of the Russian Federation in the form 1-NM for 2019 - 2021. [Electronic resource] // Official website of the Federal Tax Service. - Access mode: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

8. Report on the tax base and the structure of charges for transport tax in the form 5 -TT for 2019 - 2021 [Electronic resource] // Official website of the Federal Tax Service. - Access mode: https://www.nalog.gov.ru.

9. Report on the tax base and the structure of accruals for local taxes in the form 5-LT for 2019 - 2021 [Electronic resource] // Official website of the Federal Tax Service. - Access mode: https://www.nalog.gov.ru.

10. Debts on taxes and fees, penalties and tax sanctions to the budget system of the Russian Federation EMISS. State statistics [Electronic resource]: Access mode: https://fedstat.ru/indicator/42549/.

EDN: UAYEHW

О.П. Полонская - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, O.P. Polonskaya - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

Е.В. Вакуленко - студент учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, katerina.vakulenko02@mail.ru,

E.V. Vakulenko - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; Е.С. Сергеева - студент учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, sergeevaaaliz@mail.ru,

E.S. Sergeeva - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ И ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ НЕДВИЖИМОСТИ THEORETICAL ISSUES OF RECOGNITION AND EVALUATION OF INVESTMENT REAL ESTATE

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «инвестиционная недвижимость» относительно международного и российского стандартов. Вместе с тем, к инвестиционной недвижимости можно отнести приобретенное (созданное) имущество с целью полного предоставления его в аренду. При этом, возможность реализации субъектом функций деятельности должно быть предусмотрено его учредительными документами. Важным документом в российских стандартах бухгалтерского учета, таким как МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость», считается ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Нормативные акты в значительном степени обладают сходствами, однако имеются и отличия. Тем самым, российская система бухгалтерского учета стремится перейти на международные стандарты, поэтому в российском учете происходят колоссальные изменения во многих аспектах. Приводятся примеры объектов инвестиционной недвижимости, а также рассматриваются критерии признания инвестиционной недвижимости к учету.

Abstract. This article discusses the concept of "investment real estate" in relation to international and Russian standards. At the same time, investment real estate can include acquired (created) property for the purpose of fully leasing it. At the same time, the possibility of implementing the functions of the activity by the subject should be provided for by its constituent documents. An important document in Russian accounting standards, such as IFRS (IAS) 40 "Investment Property", is considered to be FSB 6/2020 "Fixed Assets". Regulatory acts have significant similarities, but there are also differences. Thus, the Russian accounting system is striving to switch to international standards, therefore, huge changes are taking place in Russian accounting in many aspects. Examples of investment real estate objects are given, and criteria for the recognition of investment real estate for accounting are also considered.

Ключевые слова: инвестиционная недвижимость, дооценка, уценка, международная система финансовой отчетности, критерии признания.

Keywords: investment real estate, additional valuation, markdown, international financial reporting system, recognition criteria.

Главной проблемой международных стандартов финансовой отчетности считается последовательность оценки активов и обязательств, а кроме того, выявление надлежащих данных в финансовой отчетности. В Российской Федерации анализ и оценка инвестиционной недвижимости впервые нормативно установлен в ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который вступил в силу, начиная с 2022 года. Согласно ФСБУ 6/2020, инвестиционная недвижимость - это недвижимость, которая предназначена для предоставления за плату во временное пользование и получение дохода от прироста ее стоимости.

Стандарт IAS 40 «Инвестиционная недвижимость» используется во взаимосвязи с признанием, оценкой и выявлением данных согласно инвестиционной собственности, специализируемая с целью извлечения от сдачи ее в аренду либо вместе с повышением стоимости капитала, либо согласно двум обстоятельствам. В согласовании вместе с МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость», инвестиционной недвижимостью является та недвижимость (земля, здание и т.д.), которая находится во владении собственника или арендатора с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала. Следовательно, инвестиционная недвижимость генерирует денежные потоки в большей мере, чем другие активы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.