Научная статья на тему 'Налогообложение недвижимости физических лиц'

Налогообложение недвижимости физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ / ЕДИНЫЙ НЕДВИЖИМЫЙ КОМПЛЕКС / КВАРТИРА / ЖИЛОЙ ДОМ / КОМНАТА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ / СРОК УПЛАТЫ / PROPERTY TAX FOR INDIVIDUALS / TAXABLE OBJECT / TAX BASE / CADASTRAL VALUE / TAX DEDUCTIONS / ADJUSTMENT FACTOR / SINGLE IMMOVABLE COMPLEX / APARTMENT / HOUSE / ROOM / TAX RATE / TAX NOTICE / DUE DATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

Цель. Цель данной работы рассмотреть налогообложение недвижимости физических лиц. Процедура и методы исследования. Автором проанализированы налоговые начисления и налоговые поступления, а также динамика налоговой базы и структура начислений по видам недвижимости за 2015-2017 гг. В статье использованы сравнительный метод, метод арифметических разниц, элементы прогнозного анализа. Результаты проведённого исследования. По итогам исследования автором дана формула расчёта налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, которая актуальна с 2020 г. Теоретическая и практическая значимость. Сделаны выводы, что, приобретая объект недвижимого имущества, каждый гражданин должен понимать, сможет ли он в дальнейшем платить налог на имущество, т. к. чем выше стоимость недвижимости, тем выше налог. Чтобы уменьшить налоговую базу, необходимо использовать налоговые льготы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL REAL ESTATE TAXATION

Aim. The aim of this work is to consider the taxation of individual real estate. Methodology. The author analyzed tax charges and tax revenues, as well as the dynamics of the tax base and the structure of charges for real estate types for 2015-2017. The article uses a comparative method, a method of arithmetic differences, elements of forecast analysis. Results. Following the results of the study, the author gave a formula for calculating a tax on individual property based on the cadastral value of real estate, which has been relevant since 2020. Theoretical and Practical Implications. It has been concluded that by purchasing an object of immovable property, every citizen must understand whether he will be able to pay a property tax in the future, because the higher the cost of real estate is, the higher is the tax. To reduce the tax base, you must use tax incentives.

Текст научной работы на тему «Налогообложение недвижимости физических лиц»

УДК 336.221

DOI: 10.18384/2310-6646-2020-1-98-108

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Семенова Г. Н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация

Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская

Федерация.

Аннотация. Цель. Цель данной работы - рассмотреть налогообложение недвижимости физических лиц.

Процедура и методы исследования. Автором проанализированы налоговые начисления и налоговые поступления, а также динамика налоговой базы и структура начислений по видам недвижимости за 2015-2017 гг. В статье использованы сравнительный метод, метод арифметических разниц, элементы прогнозного анализа.

Результаты проведённого исследования. По итогам исследования автором дана формула расчёта налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, которая актуальна с 2020 г.

Теоретическая и практическая значимость. Сделаны выводы, что, приобретая объект недвижимого имущества, каждый гражданин должен понимать, сможет ли он в дальнейшем платить налог на имущество, т. к. чем выше стоимость недвижимости, тем выше налог. Чтобы уменьшить налоговую базу, необходимо использовать налоговые льготы. Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, объект налогообложения, налоговая база, кадастровая стоимость, налоговые вычеты, корректирующий коэффициент, единый недвижимый комплекс, квартира, жилой дом, комната, налоговая ставка, налоговое уведомление, срок уплаты

INDIVIDUAL REAL ESTATE TAXATION

G. Semenova

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanniy lane, Moscow, 117997, Russian Federation

Moscow Region State University

24, Very Voloshinoi st., Mytishchi, Moscow region, 141014, Russian Federation.

Abstract. Aim. The aim of this work is to consider the taxation of individual real estate. Methodology. The author analyzed tax charges and tax revenues, as well as the dynamics of the tax base and the structure of charges for real estate types for 2015-2017. The article uses a comparative method, a method of arithmetic differences, elements of forecast analysis.

© CC BY Семенова Г. Н. , 2020.

Results. Following the results of the study, the author gave a formula for calculating a tax on individual property based on the cadastral value of real estate, which has been relevant since 2020.

Theoretical and Practical Implications. It has been concluded that by purchasing an object of immovable property, every citizen must understand whether he will be able to pay a property tax in the future, because the higher the cost of real estate is, the higher is the tax. To reduce the tax base, you must use tax incentives.

Keywords: property tax for individuals, taxable object, tax base, cadastral value, tax deductions, adjustment factor, single immovable complex, apartment, house, room, tax rate, tax notice, due date

Приобретая имущество в собственность, получая его в наследство или в виде подарка, физическое лицо сразу же становится плательщиком налога на имущество . Граждане платят налог на имущество со своего полученного дохода, т. к . этот налог является прямым и фискальным . Налог на имущество физических лиц - местный налог и уплачивается по месту нахождения недвижимого имущества [1, с . 22].

Согласно ст. 15 НК РФ, налог считается местным, и муниципальные образования могут устанавливать дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные ст. 407 НК РФ, порядок и основания применения этих льгот, ставки в пределах ст . 406 НК РФ, а также особенности определения налоговой базы

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, имеющие в своей собственности объекты налогообложения, например квартиру, комнату, жилой дом, единый недвижимый комплекс, гараж, машиноместо, объект незавершённого строительства и иные здание, строение, сооружение, помещение1 . С 1 ян-

1 Ст. 401. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Законодательство Российской Федерации:

варя 2020 г. налог на имущество будет начисляться налоговыми органами только с кадастровой оценочной стоимости С этого периода налоговыми органами не производится расчёт по инвентаризационной стоимости имущества и не применяются корректирующие коэффициенты Но при этом каждому собственнику недвижимого

имущества предоставляются налого-

2

вые вычеты

Например, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости в отношении:

- квартиры, части жилого дома на 20 м2 общей площади этих объектов недвижимости;

- комнаты, части квартиры на 10 м2 площади этих объектов недвижимости;

- жилого дома на 50 м2 общей площади этого объекта недвижимости

- единого недвижимого комплекса на 1 млн руб

[сайт]. URL: https://fzrf. su/kodeks/nk-1 (дата обращения: 15 .11.2019).

2 Ст. 403. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Законодательство Российской Федерации: [сайт]. URL: https://fzrf. su/ko deks/nk-1 (дата обращения: 15 .11.2019).

Многодетным гражданам с несовершеннолетними тремя и более детьми налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 м2 общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 м2 общей площади жилого дома, части жилого дома в расчёте на каждого несовершеннолетнего ребёнка1 .

Налоговые ставки зависят от вида объекта налогообложения (0,1 %, 0,5 %, 2 %) . Например:

- за жилой дом, квартиру, комнату, гараж и машиноместо налоговая ставка не превышает 0,1 %;

- за кадастровую стоимость имущества свыше 300 млн руб . налоговая ставка не превышает 2 %;

- за прочие объекты налогообложения налоговая ставка не превышает 0,5 %

Муниципальные образования своими нормативно-правовыми актами могут налоговую ставку уменьшить до 0 % или увеличить, но не более чем в 3 раза2 . Ст. 407 НК РФ выделены 16 категорий налогоплательщиков, которые вправе применять налоговые льготы

Расчёт налога на имущество за налоговый период происходит по следующей формуле:

НИ = (НБ - НЛ) х Нст (1)

где,

НИ - налог на имущество физических лиц, в руб .;

НБ - налоговая база, в руб . ;

НЛ - налоговые льготы, в руб . ;

1 Там же .

2 Ст. 406. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Законодательство Российской Федерации [сайт]. URL: https://fzrf.su/kodeks/nk-1 (дата обращения: 15 .11. 2019).

Нст - налоговая ставка, в % Налоговый период - календарный год, поэтому физические лица уплачивают налог 1 раз в год . Срок уплаты налога не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом3 . Налог начисляется налоговыми органами на основании налогового уведомления4. Налоговые органы контролируют своевременность уплаты налога физическими лицами [2; 5].

Налог на имущество физических лиц формирует доходную часть бюджетов муниципальных образований. Кроме налога на имущество физических лиц, в бюджеты муниципальных образований поступают доходы от других местных налогов и сборов: земельного налога и торгового сбора [3, с . 226].

Анализируя динамику поступлений местных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований за 20162018 гг. ,можно увидеть, что поступления в целом имеют положительную динамику (табл . 1) .

Из табл . 1 видно, что поступления от местных налогов и сборов в 2018 г. составили 255,3 млрд руб , прирост 3,7 % (+9,2 млрд руб . ) по сравнению с 2017 г. В 2017 г. поступления составили 246,1 млрд руб ., прирост 11,9 % (+26,1

3 Ст. 409. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Законодательство Российской Федерации: [сайт]. URL: https://fzrf. su/ko deks/nk-1 (дата обращения: 15 .11. 2019).

4 Приказ ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (ред. от 18.12.2018) «Об утверждении формы налогового уведомления» (зарег. в Минюсте России 28.09.2016 № 43850) // Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL: html/sites/www. new. nalog. ru...mmv711477. rtf (дата обращения: 15.11.2019).

V4iooy

Таблица 1

Динамика поступлений местных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований за 2016-2018 гг., млрд руб.

Table 2

The dynamics of revenues of local taxes and fees to municipal budgets for 2016-2018, billion rubles

Показатели Год

2016 2017 Доля налога к общей сумме поступлений местных налогов и сборов в 2017, в % Рост поступлений 2017 к 2016 2018 Доля налога к общей сумме поступлений местных налогов и сборов в 2018 г, в % Рост поступлений 2018 к 2017

Местные налоги и сборы 220 246,1 100 +26,1 255,3 100 +9,2

в том числе:

земельный налог 176 186 75,6 +10 187 73,2 + 1

налог на имущество физических лиц 36 52,2 21,2 + 16,2 61,3 24,0 +9,1

торговый сбор 8 7,9 3,2 -0,1 7 2,8 -0,9

Источник: ФНС России1 .

млрд руб .) больше, чем в 2016 г. (220 млрд руб . ) .

Посмотрим динамику начислений по видам местных налогов и сборов в

Отчёты по форме 1-НМ «Отчёт о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» за 2016-2018 гг. // Федеральная налоговая служба [сайт].

па1од . ги/гп50/ге1а!е^ас1т11е8/ 81а118Ис8_ап^апа1у1:1с8 Как видно из рис. 1 основные начисления в бюджеты муниципальных образований по земельному налогу. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. они увеличились на 2,6 % (+5 млрд руб .), но в 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло значительное снижение начислений на 26,6 % (-53 млрд руб .). Снижение произошло за счёт введённой с 1 января 2018 г. дополнительной льготы . Согласно этой льготе, например, у пенсионеров по одному земельному участку налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 м2 площади земельного участка. /Югш8/7600100 (дата обращения: 15 .11.2019).

бюджеты муниципальных образований за 2016-2018 гг.

По налогу на имущество физических лиц начисления прогрессируют ежегодно . В 2017 г. по сравнению с 2016 г. рост составил 18,8 % (+9 млрд руб .), в 2018 г. по сравнению с 2017 г. -на 22,8 % (+13 млрд руб . )2 .

По торговому сбору начисления практически равномерные . В 2017 г. по сравнению с 2016 г. начисления увеличились на 1,1 % (+0,1 млрд руб ), в

Отчёты по форме 1-НМ «Отчёт о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» за 2016-2018 гг. [Электронный ресурс], (дата обращения: 15.11.2019).

па1од . ги/гп50/ге1а!е^ас1т11е8/ 81аИ81:1с8_ап^апа1у1:1с8/Югт8/7600100/

па1од . ги/гп50/ге1а!е^ас1т11е8/ 81аИ81:1с8_ап^апа1у1:1с8/Югт8/6772396/

па1од . ги/гп50/ге1а!е^ас1т11е8/ 81аИ81:1с8_ап^апа1у1:1с8/Югт8/6040192/

2

Источник: ФНС России1 .

Рис. 1. Динамика начисленных сумм местных налогов и сборов в бюджеты

муниципальных образований за 2016-2018, млрд руб . Fig. 1. Dynamics of accrued amounts of local taxes and fees to municipal budgets for 2016-2018, billion rubles

2017 и 2018 гг. начисления равномерные по 9 млрд руб .

Проанализируем динамику поступлений по видам местных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований за 2016-2018 гг.

Из табл . 1 и рис . 1, 2 видно, что налог на имущество физических лиц является вторым доходным источником бюджетов муниципальных образований . В

2018 г. от этого налога поступило 61,3 млрд руб . , или на 17,4 % больше, чем в 2017 г. В 2017 г. поступило 52,2 млрд руб . , или на 45 % больше, чем в 2016 г. (36 млрд руб )

Но первым доходным источником бюджетов муниципальных образований являются доходы от земельного налога: в 2018 г. - 187 млрд руб . (на 0,5 % больше, чем в 2017 г. ), в 2017 г. -186 млрд руб . (на 5,7 % больше, чем в 2016 г. -176 млрд руб . ).

Третий доходный источник - доходы от торгового сбора: в 2018 г. в бюджетах муниципальных образований составили 7 млрд руб . (на 11,0 % меньше, чем в 2017 г. ), в 2017 г. - 7,9 млрд рублей (на 0,1 % меньше, чем в 2016 г. - 8 млрд руб . ) .

А какой недвижимости больше всего в собственности у физических лиц, за которую приходится платить налог на имущество? Рассмотрим динамику налоговой базы и структуру начислений по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 гг. по объектам недвижимого имущества (таб 2) 1

1 Отчёты по форме 1-НМ «Отчёт о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» за 2016-2018 гг. [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба [сайт]. URL: https://www. nalog . ru/rn50/related_activities/statistics_and_ analytics/forms/7600100/

https://www. nalog . ru/rn50/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/6772396/ https://www. nalog . ru/rn50/related_activities/

ISSN 2072-8549

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика

2020/№ 1

Источник: ФНС России1 .

Рис. 2. Динамика поступивших сумм местных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований за 2016-2018, млрд руб . Fig. 2. Dynamics of received amounts of local taxes and fees to budgets of municipalities

for 2016-2018, billion rubles

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из табл . 2, количество налогоплательщиков, учтённых в базе данных налоговых органов, с каждым отчётным периодом увеличивается в среднем на 2 % (+1 460 тыс . ед .в 2016 г. , + 1 434 тыс . ед .в 2017 г. ).

На первом месте основными объектами налогообложения являются жилые помещения (квартиры, комнаты), на втором - жилые дома, на третьем -гаражи и машиноместа .

Анализируя динамику учтённых в базе данных налоговых органов количество строений, помещений и сооружений и предъявленный налог к уплате по этим объектам, то можно увидеть, что количество объектов в базе данных налоговых органов почти в 2 раза больше, чем предъявленный налог к уплате

Это связано с тем, что физические лица имеют льготы по некоторым объ-

81аи8ис8_ап^апа1уис8/&гт8/6040192/ (дата обращения: 15 .11. 2019) .

ектам налогообложения недвижимости Например, пенсионерам предоставляется налоговая льгота в отношении каждого вида объекта налогообложения (квартиры, комнаты, жилого дома или части жилого дома, помещения или сооружения, хозяйственного строения или сооружения, гаража или машино-места)1

Но независимо от того льготные или не льготные эти объекты, все эти объекты должны стоять на учёте в налоговом органе

С 2020 г. налог на имущество физическим лицам будет начисляться уже на основании кадастровой стоимости не-

Ст. 407. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред . от 29.09.2019) // Законодательство Российской Федерации: [сайт]. URL: https://fzrf. su/kodeks/nk-2 (дата обращения: 15 .11. 2019) .

Таблица 2

Динамика налоговой базы и структура начислений по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 гг.

Table 2

Dynamics of tax base and structure of accruals on property tax of individuals

for 2015-2017

Показатель 2015 2016 Темп прироста, в % 2016 к 2015 (+)/(-) 2017 Темп прироста, в % 2017 к 2016 (+)/(-)

Количество налогоплательщиков, учтённых в базе данных налоговых органов, тыс . ед. 70 347 71 807 +2,1 73 241 +2,0

Количество строений, помещений и сооружений, учтённых в базе данных налоговых органов, тыс ед 63 312 66 110 +4,4 67 961 +2,8

из них:

- жилых домов 15 403 16 963 +10,1 17 536 +3,4

- жилых помещений (квартира, комната) 39 017 41 100 +5,3 42 193 +2,7

Количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате, тыс . ед 36 340 38 952 +7,2 40 583 +4,2

в том числе:

- жилых домов 6 962 6 778 -2,7 6 716 -1,0

- жилых помещений (квартира, комната) 25 420 27 946 +9,9 29 150 +4,3

- объектов незавершённого строительства 55 70 +27,3 75 +7,1

- единых недвижимых комплексов 0 0 - 0 -

- гаражей и машиномест 1 730 1 943 +12,3 2 193 + 12,9

- хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 м2 и которые расположены на земельных участках, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства 158 233 +47,5 259 + 11,1

- объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ 44 108 +145,5 160 +48,1

Показатель 2015 2016 Темп прироста, в % 2016 к 2015 (+)/(-) 2017 Темп прироста, в % 2017 к 2016 (+)/(-)

- иных строений, помещений и сооружений 1 971 1 874 -5,0 2 030 +8,3

Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений с учётом коэффициента-дефлятора, по которым предъявлен налог к уплате 9 753 328 5 234 911 -46,4 3 963 057 -24,3

Общая кадастровая стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате 44 591 203 71 728 386 +60,9 82 322 257 +14,8

Сумма, подлежащая уплате в бюджет, 45 444 61 582 +35,5 74 526 +21,0

в том числе:

- по жилым домам 7 887 8 873 + 12,5 8 543 -3,7

- по жилым помещениям (квартира, комната) 24 366 34 196 +40,3 38 787 +13,4

- по объектам незавершённого строительства 165 674 +308,5 299 -55,7

- по единым недвижимым комплексам 0 0 - 0 -

- по гаражам и машиноместам 559 664 + 18,8 783 +17,9

- по хозяйственным строениям или сооружениям, площадь каждого из которых не превышает 50 м2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства 26 37 +42,3 44 +18,9

- по объектам налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с п 7 ст. 378.2 НК РФ 3 286 6 805 + 107,1 13 737 +101,2

- по иным строениям, помещениям и сооружениям 9 155 10 333 + 12,9 12 333 +19,4

Сумма налога менее 100 руб . , по которой не направляется налоговое уведомление 422 113 -73,3 213 +88,5

Источник: ФНС России1 .

Отчёты по форме 5-МН «Отчёт о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» за 2015-2017 годы [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба [сайт]. URL: https:// www. nalog. ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5642576/ https://www. nalog. ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7131495/ https://www. nalog. ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7864419/ (дата обращения: 15 .11. 2019).

Источник: Реальные доходы населения России: динамика с 2000 по 20181 .

Рис. 3 Динамика реальных доходов населения 2014-2018 гг. Fig. 3 Dynamics of real incomes of the population 2014-2018

движимого имущества. Из табл. 2 видно, что строения, помещения и сооружения которые рассчитывались по инвентаризационной стоимости с учётом коэффициента-дефлятора, постепенно переводятся на кадастровую оценочную стоимость. С переводом объектов недвижимости на кадастровую стоимость увеличивается налогооблагаемая база по налогу на имущество, а также и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет Сумма начисленного налога в 2015 г. составила 45,44 млн руб . , в 2016 г. - 61,58 млн руб . (прирост 35,5 %),в 2017 г. -74,53 млн руб . (прирост 21,0 %) (табл. 2).

А вот в реальных доходах населения наблюдается не рост, а падение (рис. 3).

Подведём итоги. Ставки по налогу на имущество физических лиц являются прогрессивными и зависят от кадастровой стоимости недвижимого имущества

1 Реальные доходы населения России: динамика с 2000 по 2018 [Электронный ресурс] // Школа инвестора [сайт]. URL: http://investorschool. ru/realnye-doxody-naseleniya-rossii-dinamika-s-2000-po-2017 (дата обращения: 30.01.2020).

Чем дороже стоимость имущества, тем выше налоговая ставка и налог. Реальные доходы физических лиц падают (2013— 2018 гг. - на 11 %), что существенно увеличивает фискальную нагрузку на налогоплательщиков. Если есть льготы, то нужно их использовать, т. к . льготы носят исключительно заявительный характер . Поэтому приобретая любое недвижимое имущество, каждый гражданин должен трезво оценивать свои возможности по уплате налога на имущество.-При этом необходимо помнить, что за неуплату налога взыскивается пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки уплаты2

Статья поступила в редакцию 21.11.2019

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31. 07.1998 № 146-ФЗ ст. 75 (ред. от 29. 09.2019) [Электронный ресурс] // Законодательство Российской Федерации [сайт]. URL: https://fzrf. su/kodeks/nk-2/ (дата обращения: 15 11 2019)

2

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина В . Н . Налоги и налогообложение . М. : КноРус, 2018 . 416 с.

2. Налоговое администрирование / Чайковская Л . А. , Маршавина Л. Я. , Глубокова Н . Ю . , Голубцова Е. В. , Дадашев А. З. , Дюжов А. В. , Жаруллина Э . И. , Князева А. В. , Колчин С. П. , Пономарева Н . В . , Семенова Г. Н . , Сычева Е . И . , Топчи Ю . А. М. , 2019 . 220 с

3. Семенова Г. Н . Прогрессивное налогообложение физических лиц // Известия Российского экономического университета имени Г. В . Плеханова. 2011. № 1 (1). С.223-228.

4 . Семенова Г. Н . , Маршавина Л. Я . Взаимодействие налоговых органов с налогопла-

тельщиками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018 . № 2. С. 225-235.

5 . Семенова Г. Н . Налоговое администрирование: проблемы и технологии взаимодей-

ствия налогоплательщиков с налоговыми органами // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник. М. , 2017. С. 78-85.

REFERENCES

1. Ilyina V. N. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation], Moscow, KnoRus Publ. , 2018 . 416 p.

2 . Tchaikovskaya L. A, Marshavina L. Yu . , Glubokova N . Yu . , Golubtsova E . V, Dadashev A . Z . , Dyuzhov A . V. , Zharullina E . I . , Knyazeva A . V. , Kolchin S . P. , Ponomareva N . V. , Semenova G. N. , Sycheva E . I. , Topchi Yu. A. Nalogovoe administrirovanie [Tax Administration], Moscow, 2019. 220 p . 3. Semenova G . N . [Progressive taxation of individuals]. In: Izvestiya Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [News of the Plekhanov Russian Economic University], 2011, no. 1 (1), pp. 223-228.

4 Semenova G N , Marshavina L Yu [Interaction of tax authorities with taxpayers] In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2018, no. 2, pp. 225-235.

5 Semenova G N [Tax administration: problems and technologies of interaction between taxpayers and tax authorities]. In: Perspektivy razvitiyapredprinimatelstva vRossii [Prospects for the Development of Entrepreneurship in Russia]. Moscow, 2017, pp. 78-85.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета имени Г. В . Плеханова, доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: Sg6457@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina N. Semenova - PhD in Economics, associate professor at the Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics; associate professor at the Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; e-mail: Sg6457@mail ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Семенова Г. Н . Налогообложение недвижимости физических лиц // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика . 2020. № 1. С . 98-108. DOI: 10.18384/2310-6646-2020-1-98-108

FOR CITATION

Semenova G . N . Individual Real Estate Taxation. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2020, no . 1, рр. 98-108. DOI: 10.18384/2310-6646-2020-1-98-108

V4108y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.